Психологическая автобиография. Автобиография: образец (пример написания)

Методика разработана Е. Ю. Коржовой

Назначение : глубинная психодиагностика субъективной картины жизненного пути.

Инструкция: Перечислите наиболее важные события, которые произошли в Вашей жизни, а также те, которые Вы ожидаете в будущем. Каждое событие, как состоявшееся, так и ожидаемое, было (будет) радостным или грустным. Попробуйте выразить свое отношение к указанным Вами событиям, оценив радостные от +1 до + 5, а грустные от -1 до -5. Отметьте рядом примерные даты событий.

Обработка и интерпретация данных : обработка производится с помощью специальных таблиц и включает несколько этапов. Определяется количество радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Далее выявляется суммарный «вес» радостных, грустных, прошедших, будущих событий и событий в целом. Затем определяется среднее время антиципации и ретроспекции событий (отдельно подсчитывается для радостных, грустных и в целом). Наконец, производится содержательный анализ с учетом видов (сфер) событий.

По каждой сфере подсчитывается общее количество событий, а также «вес» радостных (желательных) и «вес» грустных (нежелательных) событий. Кроме того, рассчитывалось количество видов событий, которое давало возможность оценить тематическое разнообразие субъективной картины жизненного пути личности.

Виды событий:

v Родительская семья

v Место жительства

v Здоровье

v Общество

v Межличностные отношения

v Материальное положение

v Учеба, повышение квалификации

v Природа

v Досуг, развлечения

Методика «Историческое воспоминание»

Методика Трегубенко И. Назначение : психодиагностика индивидуальных исторических воспоминаний.

Инструкция : Вспомните и опишите какое-нибудь общественно-политическое или культурное событие в России или мире, которое запомнилось. Неважно, насколько точно Вы его знаете, главное, что оно почему-то запомнилось. В этом событии Вы могли участвовать, видеть его или просто слышать от кого-то. Это не проверка знаний. Опишите событие, а также Ваши мысли и чувства по поводу него.



Кроме того, в инструкцию были включены два вопроса: В честь кого Вас назвали? и С кем Вы ассоциируете свое имя?

Обработка и интерпретация :

В процессе анализа воспоминаний определяется тип события (сфера, к которой оно относится). События могут быть общественно-политическими, то есть относящимися к политической, экономической и общественной жизни; культурными событиями – касающиеся культурной жизни, искусства, науки, спорта; и, наконец, природными событиями, к которым относятся землетрясения, наводнения, техногенные катастрофы. Далее указываем, является ли событие отечественным или же зарубежным.

Следующим параметром является тип автобиографического воспоминания: яркое, важное, переломное.

Следующим показателем исторического воспоминания является психологическая позиция человека относительно события, а именно Участник, Современник, Очевидец и Наследник исторического опыта.

Следующий параметр анализа воспоминаний - это «сила-слабость» ситуации.

Следующий параметр воспоминания – это объектная и субъектная позиция личности в воспоминаниях.

Предикаты в тексте воспоминаний , то есть слова, которые обозначают действия (как правило, глаголы). Предикаты бывают двух видов: внешние – описывают действия, которые можно видеть и/или слышать; внутренние – известны только тому, кто переживает ситуацию (знать, хотеть, понимать и так далее). Таким образом, можно определять, предикаты какого типа преобладают в рассказах респондентов.

Еще одна характеристика – включение в описание исторического события элементов собственной биографии.

Особый тип исторических воспоминаний- «ситуативный ответ». Респондент рассказывает о каком-то актуальном общественно-политическом событии, которое освещено в СМИ и имеет определенный общественный резонанс (например, переименование милиции в полицию).

Воспоминание также можно классифицировать по преобладающим эмоциям в описаниях. Так, они могут быть негативными (эмоционально отрицательными), позитивными (эмоционально положительные), амбивалентными (представлены как положительные, так и отрицательные эмоции) и нейтральными (отношение не описано).

Наконец, воспоминание обладает определенной актантной структурой , то есть включает действующих лиц (по схеме, которую предложил Альфред Адлер). Прежде всего, в тексте может присутствовать Я самого вспоминающего. Тут возможны варианты: человек упоминает себя как действующее (думающее, чувствующее) лицо («Я-ситуации»). Другой вариант, когда рассказчик с кем-то объединяется, образуя так называемые «Мы-ситуации» (термин А. Адлера). В концепции А. Адлера именно позиция «мы» в воспоминаниях указывает на развитость социального чувства, то есть когда у человека наблюдается тенденция осуществлять некую деятельность в сотрудничестве с другими людьми, а также быть полезным обществу.

Кроме того, в воспоминаниях могут присутствовать:

Фигуры родителей (как вместе, так и раздельно папы и мамы) – объединенность их в выше приведенном рассказе указывает на малый возраст респондентки в момент происходящего события;

Фигуры родственников (особый случай с бабушками и дедушками, поскольку они часто являются проводниками исторической памяти для молодого поколения);

Фигуры друзей, хотя они;

Наконец, могут присутствовать другие люди – как знакомые, так и неизвестные рассказчику.

§ 1. Общая характеристика методики

«Психологическая автобиография» принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик. Ситуационная психодиагностика, относящаяся к психодиагностике адаптационных возможностей личности, направлена на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути (см. гл. 4) - одного из показателей функционирования адаптационного процесса. Мы полагаем, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных. Систему таких показателей следует выделять в соответствии с концепцией измеренной индивидуальности (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова), согласно которой личность в процессе психодиагностического исследования предстает прежде всего как индивидуальность. При этом возникает особая форма описания личности - измеренная индивидуальность. Теория измеренной индивидуальности относится к теориям «среднего уровня» (theories of middle-range, термин введен P. Мертоном (R. Merton) в 1947 г. в ходе полемики с Т. Парсонсом (Т. Parsons)) - мостам между эмпирическим материалом и общей теорией.

Теоретические модели представляют собой опосредованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности «вырастает» из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

«Психологическая автобиография» была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности.

Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р. Баркеру (R. Barker), или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнуссону (D. Magnuason), или субъективных ситуаций, по Р. Стеббинсу (R. Stebbine), в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода (см. гл. 1, §3), тогда как пути создания методики, а также, соответственно, предлагаемые для анализа количественные параметры (1 - 4А) во многом созвучны традиционным приемам проведения исследования широко распространенного за рубежом событийного направления, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого (см. гл. 1, §4). Таким образом, «Психологическая автобиография» основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.

Это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т.п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т.п.) получают различными способами.

Автобиография (устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды) наиболее распространенный и простой метод получения специфических сведений. Повествование может быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. Например, «вживание» в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или «ускорение времени» путем неоднократного последовательного представления себя все старше и старше.

Одной из последних разработок является методика Е.Ю. Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (то есть смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью:


· Формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции.

Субъективная картина жизненного пути рассматривается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и, в конечном счете, отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни:

Соматический (телесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т.п.;

Личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности;

Ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек.

Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными данными, полученными для контингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование, как для индивидуального, так и группового исследования и обследования (12).

Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает следующие шаги:

1. Отберите проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.

2. Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.

3. Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.

4. Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному или хронологическому порядку.

5. Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверьте достоверность источников).

6. Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.

7. Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.

8. Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним испытуемых, чтобы изучить их реакцию.

9. Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учитывая замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключение остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования.

Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными (7).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что биографический метод используется многими дисциплинами, а именно: социологией, психологией, педагогикой, этнологией, этнографией и др. Главные сферы применения биографических методов в психологии – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации биографических методов используются для диагностики психических состояний.

Понятие «Биографический метод» объединено сразу несколько разнообразных методик сбора биографической информации. Чаще всего эти методики дифференцируют по виду источника информации. Выделяют четыре таких разновидности: психобиография, каузометрия, формализованная биографическая анкета, психологическая автобиография.

Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Впервые метод был применен при описании личности президента США В.Вильсона.

Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е.И.Головахой и А.А. Кроником. С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемое будущее. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра. Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованности замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим. На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.

Формализованная биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т.п.). Иногда в них включены и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т.д.). Например, анкета Н.В.Логиновой, в которой отражаются следующие основные группы биографических данных: данные жизненного пути; ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз, трудовые коллективы и т.д.); среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации); интересы и любимые занятия в разные периоды жизни; состояние здоровья (в том числе и перенесенные заболевания). Интерпретация результатов предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Психологическая автобиография – это собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации. Здесь можно выделить главные методы, такие как: автобиография, прием автопортрета, прием «управляемая фантазия». Одной из последних разработок является методика Е.Ю.Коржовой, предложенная в 1994 г. для выявления самовосприятия жизненного пути личности. Также Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания историй жизни, которая включает 9 последовательных шагов. Эта схема может служить ориентиром в работе с биографическими данными.

О том, как написать автобиографию, задумываются соискатели перед прохождением собеседования, участники конкурсов специалистов, студенческих программ и т.д. В документе содержатся сведения о жизненном пути гражданина, фактах, делающих его профессионалом в конкретной сфере, личных качествах. От грамотности и полноты изложения зависит факт трудоустройства или решение конкурсного жюри.

Согласно общепринятому определению, автобиографией для работы называется жизнеописание человека, где излагаются этапы профессионального и личного развития. Хронология включает события от рождения до настоящего момента.

Жизнеописание требуется в следующих случаях:

  • устройство на работу (обычно подобный документ требуют государственные учреждения и силовые структуры);
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • организация студенческих проектов;
  • усыновление ребенка;
  • дополнение личного дела уже трудоустроенного специалиста.

Значимость образца автобиографии, представленного гражданином, варьируется в зависимости от особенностей случая. Коммерческая структура, запросившая его у работающего сотрудника «для галочки», возможно, не ознакомится с текстом, а государственное учреждение, получив жизнеописание от соискателя, примет на его основе решение о предложении трудоустройства.

Краткая автобиография выполняет функцию, которая не под силу характеристике или резюме – через описание жизненного пути автора знакомит читателя с внутренним миром гражданина, составляет представление о нем как о специалисте. В государственных структурах документ изучают с привлечением психологов, графологов и (или) специалистов службы безопасности.

Правила написания собственной биографии

Как правильно написать автобиографию? Жесткие правила и ограничения отсутствуют. Образец заполнения, бланк не регламентированы действующими нормативно-правовыми актами. От составителя требуется соблюдать нормы, предъявляемые к официально-деловой переписке.

Руководствуйтесь следующими правилами:

  • Соблюдайте краткость. Максимальный объем документа – 1-2 страницы. Пример автобиографии, составленной на пяти листах, создаст отрицательное впечатление о соискателе как о человеке, не способном лаконично формулировать мысли.
  • Пишите в деловом стиле. Откажитесь от излишне эмоциональных высказываний, оскорблений, ненужных метафор и дополнений. Помните: читающего будет интересовать больше не содержание документа, а форма изложения.
  • Не допускайте ошибок: грамматических, стилистических, речевых. Они создадут отрицательное мнение у читающего.
  • Соблюдайте хронологический порядок. Образец написания автобиографии предполагает, что события излагаются в той последовательности, какая имеет место в реальной жизни: рождение. воспитание, школа, высшее образование, смена мест работы.
  • Излагайте исключительно подлинные факты. Если обман в автобиографии вскроется, соискателю откажут в вакансии, конкурсанту не отдадут победу. Деловая репутация автора останется «подмоченной».

Чтобы не допустить ошибок при составлении документа, изучите представленный образец автобиографии на госслужбу и ориентируйтесь на его стиль и структуру.

Что отразить в жизнеописании?

  • ФИО составителя;
  • дата и место рождения;
  • паспортные данные автора-составителя;
  • данные о родителях (ФИО, род занятий);
  • информация о полученном образовании (школа, суз или вуз, послевузовское обучение, курсы повышения квалификации и т.д.);
  • военная служба (для военнообязанных);
  • сведения о профессиональной деятельности (места трудоустройства, основные обязанности);
  • данные о трудовых достижениях (полученные награды, звания и степени, успешно выполненные проекты и т.д.);
  • личные качества, значимые в трудовом процессе;
  • информация о супруге, детях;
  • наличие хобби;
  • контакты для связи.

Образец автобиографии при приеме на работу предполагает, что жизнеописание завершается датой подготовки и личной подписью автора-составителя.

Для составления собственной биографии не требуется какой-либо специальный бланк. Подойдет чистый лист формата А4. Можно набрать текст на компьютере с последующей распечаткой или написать от руки.

Особенности составления автобиографии для трудоустройства

Автобиография при приеме на работу – дополнение к резюме и характеристикам с прошлых мест трудоустройства, по которому потенциальный работодатель судит о профпригодности специалиста. Чтобы произвести наилучшее впечатление на будущего руководителя, включите в документ следующие сведения:

  • Карьерные успехи

Подробно опишите моменты, способные заинтересовать потенциального работодателя: выполняемые задачи на предыдущих местах трудоустройства, профессиональные достижения, карьерный рост, ваши преимущества как специалиста.

  • Профессиональные навыки

Автобиография на госслужбу будет ценнее, если распишете в ней, какие дополнительные знания в рамках выбранной профессии вы получили, посетив курсы, тренинги, семинары, освоив новые программные продукты и т.д.

  • Деловые качества

Пропишите, какими личностными характеристиками, необходимыми для успешной работы, вы обладаете. Это может быть пунктуальность, внимательность, усидчивость, коммуникабельность и т.д. Отдельно отметьте, что вы способны трудиться в условиях многозадачности, вас не пугают большие объемы и сжатые сроки.

  • Пожелания к работе

Откажитесь от излишней требовательности, но укажите пожелания к будущему месту трудоустройства, например, гибкий график, отсутствие командировок и т.д.

Образец автобиографии в МВД и государственные структуры предполагает наличие фотографии. Выбирайте снимок, на котором вы запечатлены в деловой одежде, на однородном фоне. Если у вас имеются характеристики с прошлых мест трудоустройства, копии дипломов, сертификатов, приложите их к своему жизнеописанию.

Понимание, как правильно составить качественную автобиографию, поможет победить в профессиональном или студенческом конкурсе, устроиться на желанную работу и достичь других карьерных целей. Специальные требования к документу отсутствуют, при его подготовке нужно соблюдать принципы официально-делового стиля, житейскую мудрость и адекватность. Чтобы не допустить ошибок, заранее отыщите в интернете и внимательно изучите пример написания, подходящий к вашей ситуации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!