Психология развития. Тема: психическое развитие взрослого человека

Четкие доказательства этого отсутствуют, особенно в отношении наличия определенных периодов развития. Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время. Например, в одном исследовании, проводившемся во время Первой мировой войны, все призывники проходили проверку с помощью набора тестов для проверки интеллекта под названием армейский тест Альфа. Младшие по возрасту новобранцы — в возрасте от 15 до 25 лет — показали в среднем лучшие результаты по сравнению со старшими. В нескольких других исследованиях, проведенных в 1930-х и 1940-х годах, были получены сходные результаты. Люди старшего возраста постоянно набирали меньше баллов в сравнении с теми, кто был моложе. В чем была ошибка этих исследований? Проблема заключалась в самом армейском тесте Альфа, который являлся «быстрым» тестом по принципу «карандаш—бумага» 1 , разработанным для оценки большого числа рекрутов в максимально короткие сроки, но не обязательно с максимальной точностью. Кроме того, этот тест делал упор скорее на вербальные навыки, чем на базовые логические умения. В целом, так как в этом исследовании применяли межгрупповой подход, с помощью теста измерялись различия между возрастными группами, а не их развитие (глава 1). Иначе говоря, старшие взрослые связаны с иными историческими контекстами (особенно люди с невысоким уровнем образования), что приводит к более низким средним показателям в тестах, хотя это и не имеет тесной связи с тем, каким уровнем интеллекта они могли обладать.

В конце 1940-х годов применение исследователями тестов интеллекта и метода лонгитюда позволило получить более глубокое представление о проблеме. Обычно отмечалось некоторое улучшение результатов выполнения тестов интеллекта в период 20-30 и 30-40 лет, а затем наблюдалась их стабилизация примерно около 45 лет (Whitbourne, 1986b). Лонгитюдные исследования позволили также предположить, что есть тенденция к повышению результатов тестов интеллекта при непрерывном образовании взрослых (Schaie , 1983), что объяснимо, если мы вспомним, что с помощью этих тестов прежде всего измеряют учебные знания и умения.

Какие когнитивные способности в наибольшей степени развиваются в период ранней взрослости? Некоторые умения достигают своего максимума к возрасту около 20 лет; они включают в себя быстроту действий, непроизвольную память, манипуляции с формой и другие паттерны. Это может быть вызвано биологиче-

Вид психологических тестов, для проведения которых не нужны особые приспособления за исключением заполняемых испытуемыми бланков для ответов. — Примеч. перев.

582 Часть IV. Взрослость

скими факторами; кроме того, их развитие может объясняться тем, что студенты ежедневно развивают и практикуют эти умения. Отметим также, что определенные дисциплины связаны с определенными мыслительными способностями. Например, у психологов прежде всего развиваются навыки вероятностного мышления, так как они часто имеют дело со статистическими методами; напротив, гуманитарии склонны демонстрировать развитые навыки письменного анализа и изложения. В любом случае, люди разного возраста, а особенно с 30 до 60 лет, выполняют умственные действия лучше при обучении специфическим когнитивным умениям, таким как методы логического мышления и обработка информации (Wills, 1990).

В соответствии с этим те навыки и умения, которые чаще используются, сохраняются в лучшей форме, чем длительно не употреблявшиеся. Например, у архитекторов зрительно-пространственные умения долго остаются на уровне выше среднего (Salthouse, Babcock, Skovronek, Mitchell & Palmon, 1990; Salthouse, Mit-chel, 1990). Другие когнитивные способности, особенно аналитическое и логическое мышление, обычно продолжают развиваться в течение всего периода жизни. Тем не менее, в настоящее время неясно, какие именно когнитивные способности претерпевают изменения и каким образом. Мы вернемся к этим вопросам в главах 15 и 17.

«Стадии» мышления в период ранней взрослости

Существуют ли стадии когнитивного развития после окончания подросткового возраста и достижения уровня формальных операций? Существуют ли качественные различия в том, как подросток и взрослый понимают мир? В 1970 году Уильям Пери (William Perry) провел ставшее в дальнейшем классическим исследование изменений процессов мышления у 140 студентов Гарварда и Радклиффа 1 в течение 4 лет обучения в колледже, которое проливает некоторый свет на эти вопросы. В конце каждого учебного года студентов спрашивали о том, какой опыт они получили в колледже, как его можно интерпретировать и что он означает для них. Особый интерес представляет то, как студенты приходят к пониманию противоречащих точек зрения и системы отношений в своих занятиях.

Полученные результаты предоставили доказательства существования стадий когнитивного развития. Вначале студенты понимали мир и опыт образования в авторитарных, дуалистических терминах. Они искали абсолютную истину и знание. Мир делился на хороший и плохой, правильный и неправильный. Роль преподавателей была в том, чтобы научить их, а их задачей было, упорно работая, освоить это знание.

Тем не менее студенты неизбежно сталкивались с разными мнениями, неопределенностью и замешательством. Возможно, преподаватели именно так представляли учебный материал для того, чтобы поощрять студентов самостоятельно постигать многие закономерности. Или, возможно, преподаватели сами не располагали полными ответами. Постепенно, перед лицом противоречащих точек зрения, студенты начинают принимать и высоко оценивать сам факт наличия различных мнений. Они начинают понимать, что у людей есть право на различное мнение, и приходят к выводу, что вещи можно видеть по-разному, в зависимости от контек-

Radcliffe Colledge — институт в Кембридже, штат Массачусетс. В 1999 году вошел в состав Гарвардского университета и переименован в Radcliffe Institute for Advanced Study .

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 583

ста. Постепенно студенты приходят к пониманию того, что должны быть ответственны за выбираемые ими определенные ценности и точки зрения, хотя они и делают это сначала в обстановке исследования и тестирования.

Таким образом, студенты переходят от базового дуализма (например, истина против лжи) к терпимости ко многим конкурирующим точкам зрения (концептуальный релятивизм) и далее к самостоятельно выбранным идеям и убеждениям. Пери считал этот аспект интеллектуального развития характерной особенностью периода ранней взрослости.

Выход за уровень формальных операций

Многие исследователи обращались к изучению типов мышления в период ранней взрослости. Клаус Ригел (Klaus Riegel, 1973,1975) придавал особое значение процессу понимания противоречий как важному достижению в когнитивном развитии взрослых и предположил наличие пятой стадии когнитивного развития, которую он назвал диалектическим мышлением. Индивидуум рассматривает и обдумывает, а затем пытается интегрировать противоположные или конфликтующие мысли и наблюдения. Одним из особенно важных аспектов диалектического мышления является интеграция идеала и реальности. Согласно Ригелу, эта способность является сильной стороной мышления взрослых людей. Он также считал, что контекстуальные парадигмы характеризуются постоянством, динамичностью и непрерывностью.

Исследования как Пери, так и Ригела были проведены на выборках групп молодых взрослых в колледжах. Наблюдавшиеся ими изменения могли быть связаны скорее с опытом обучения в колледже, чем с опытом периода ранней взрослости в целом. Другой теоретик, Гизела Лэйбови-Виф (Gisela Labouvie-Vief, 1984), придавала особое значение «обязательствам и ответственности» как характерным признакам когнитивной зрелости взрослых. Она предполагала, что ход когнитивного развития должен включать в себя как развитие логического мышления в соответствии с теорией Пиаже, так и эволюцию саморегуляции, начиная с детского возраста и включая большую часть периода взрослости. Она признает, что логическое мышление может достичь своей конечной стадии при достижении уровня формальных операций. Тем не менее, так же как Пери и Ригел, она утверждает, что людям нужно испытать на себе влияние сложных социальных проблем, различных точек зрения, пройти через большой практический опыт, чтобы они в дальнейшем ушли от дуалистического мышления. Она описала период эволюции как длительный процесс становления автономности взрослых, их подготовки к столкновению с противоречиями и неоднозначностью жизненного опыта. Когнитивная зрелость взрослых характеризуется развитием навыков независимого принятия решений (Labouvie-Vief, 1987).

Гибкость ума

Не все исследователи согласны с утверждением, что существует пятая стадия когнитивного развития. Некоторые из них сосредоточивают внимание на эволюции когнитивного функционирования, на том, как взрослые применяют свои интеллектуальные способности для удовлетворения требований жизни, сталкиваясь с новым опытом, заставляющим их менять «системы значений». Давайте теперь рассмотрим каждый из этих подходов.

584 Часть IV. Взрослость

В период приобретений, согласно Шейо, молодые взрослые используют свои интеллектуальные способности для того, чтобы выбрать свой жизненный стиль и заняться карьерой

Стадии взрослого мышления по Шейо

Уорнер Шейо (Warner Shaie, 1986) предполагал, что характерной чертой мышления взрослых является та гибкость, с которой они применяют когнитивные способности, которыми уже обладают. Он утверждал, что в течение детства и подросткового периода мы приобретаем все более и более сложные внутренние структуры для понимания мира. Мощные инструменты формального операционального мышления являются ключевым достижением этого этапа развития, который он обозначил как период приобретений. В ранней взрослости мы используем наши интеллектуальные способности, чтобы достичь успеха и выбрать стиль жизни; Шейо назвал это периодом достижений. Мы применяем наш интеллектуальный потенциал, навыки решения проблем и принятия решений к процессу достижения целей и выполнения плана жизни — тех аспектов познавательных способностей, которые не оцениваются в традиционных тестах интеллекта.

Успешно справляющиеся с этим люди достигают определенной степени независимости и переходят на другую фазу применения когнитивных способностей, период, который-включает в себя социальную ответственность. В среднем возрасте, согласно Шейо, мы применяем наши когнитивные способности для решения проблем других людей в семье, в обществе и на работе. Для некоторых эти обяза-

Рис. 13.5. Стадии когнитивного развития взрослых по Шейо

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 585

тельства могут быть достаточно сложными, включающими в себя понимание организации и различных уровней знания. Такие люди развивают свои когнитивные способности в процессе выполнения административных функций, помимо принятия на себя социальной ответственности. В дальнейшем природа решения проблем снова претерпевает изменения. Центральной задачей становится повторная интеграция прежних событий жизни: необходимо придать смысл своему существованию в целом и исследовать вопросы, связанные со своим предназначением. Согласно Шейо, в центре когнитивного развития взрослого возраста находятся не повышенные возможности или изменения в когнитивных структурах, а гибкое использование интеллекта на разных жизненных этапах (рис. 13.5).

Смысловые системы

Некоторые ученые рассматривают период взрослости как время продолжающихся изменений и роста. Одним из ведущих исследователей в этой области является Роберт Кеган (Robert Kegan, 1982, 1995). Он предпринял попытку создания интегрированного взгляда на развивающееся когнитивное Я, опираясь на различные теории развития. На теоретические взгляды Кегана оказала значительное влияние работа Джейн Лёвинджер (Jane Loevinger, 1976). Предметом ее исследований был процесс формирования людьми последовательного представления о себе, а также возможность развития Я-концепции в виде последовательности предсказуемых стадий. С целью создания новой модели развития личности Лёвинджер объединила теорию психоанализа и аспекты теории Колберга о моральном развитии с различными данными исследований. Она также создала серию тестов для определения Соответствия этой модели реальной действительности.

Так же как и Лёвинджер, Кеган уделял особое внимание значению смысла. Развивающаяся личность постоянно дифференцирует свое Я и окружающую среду и в то же самое время интегрирует Я в этот более широкий мир. Кеган является одним из немногочисленных исследователей, которые рассматривают тенденции развития как мужчин, так и женщин. Описание стадий развития по Кегану представлено в табл. 13.2.

Контрольные вопросы к теме

«Когнитивная непрерывность и изменчивость»

    Современные исследования говорят о том, что максимальный уровень когнитивных способностей достигается к возрасту около 20 лет.

    В теории Пери о стадиях когнитивного развития взрослых наиболее высокой из них считается терпимость к конкурирующим точкам зрения.

    Диалектическое мышление является частью формального операционального мышления.

    Согласно теории Шейо, период ранней взрослости характеризуется когнитивными процессами, сосредоточенными на процессе достижения.

    По мнению Кегана, познавательные способности взрослых имеют тенденцию к сосредоточению на процессе установления.

Вопрос к размышлению

Почему метод лонгитюда больше подходит для исследования изменений когнитивных способностей на протяжении жизни?

586 Часть IV. Взрослость

Таблица 13.2 Стадии развития когнитивного Я по Кегану

Стадия

Характерное поведение

0. Инкорпоративная (младенчество)

Я не отделено от других j>

1. Импульсивная (2-7 лет)

Импульсивное поведение, центрированное на Я (подобно импульсивной стадии по Лёвинджер)

2. Империальная (7-12 лет)

Стремление к независимости, работа над достижениями и формированием умений

3. Интерперсональная (13-19)

Переструктурирование взаимоотношений; некоторые заметные половые различия

4. Институциональная (ранняя взрослость)

Реинтеграция связей развивающегося Я

5. Интериндивидуальная (взрослость)

Источник: по Kegan, 1982.

Кеган подчеркивает, что наши смысловые системы действительно продолжают развиваться во взрослом периоде. Подобные системы могут принимать разные формы: религиозные, политические, культурные, личностные. Мы активно создаем системы убеждений и ценностей через опыт, и, в свою очередь, они участвуют в нашем опыте, организуя наши мысли и переживания, создавая основу для нашего поведения.

Теория Кегана достаточно сложна. Мы не сможем в рамках данной книги подробно рассмотреть ее, но опишем некоторые основные положения данной теории. Она продолжает традиции Пиаже и теорий когнитивного развития, определяя несколько уровней, или стадий, «осмысления», которые создают смысловые системы. В процессе развития когнитивных способностей в период взрослости смысловые системы конкретного индивидуума становятся более идиосинкразическими, проявляя тем не менее определенное сходство со смысловыми значениями других людей, находящихся на том же уровне развития. На каждой последующей стадии старое становится частью нового, так же как и конкретное понимание окружающего мира детьми становится информационной основой мышления на уровне формальных операций. Такие теоретики, как Кеган, придерживаются мнения, что у большинства людей продолжается структурирование и переструктурирование их систематизированного понимания самих себя и внешнего мира в период 30-40 лет и позже.

Периодизация и задачи развития у взрослых

Различные исследователи изучали сочетания интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых, пытаясь определить стадии, или периоды, их развития. Данные, лежащие в основе этих теорий, часто получают при помощи обширных интервью, проводимых в различных возрастных группах. Исследователи пытаются выявить определенные периоды развития, основанные на «кризисах» или конфликтах, которые, предположительно, мы все

Глава 13. 587

переживаем. Таким образом, теории часто представляют подробные описания проблем и забот периода взрослости. Однако вопрос о том, насколько широко и насколько универсально они применимы к развитию взрослых, остается открытым. Особую настороженность исследователей вызывает определение «этапов» развития.

Задачи развития по Хейвингхерсту

В 1953 году Роберт Хейвингхерст (Havinghurst, 1991) создал свое классическое и прагматичное описание жизненного цикла человека. Он рассматривал взрослый возраст как ряд периодов, в течение которых необходимо решить определенные задачи развития; они обобщены в табл. 13.3. В некотором смысле эти задачи создают широкий контекст, в котором происходит развитие. Их решение требует от человека применения его интеллектуальных способностей. В период ранней взрослости эти задачи в основном включают в себя начало семейной жизни и карьеры. В период средней взрослости основной задачей является поддержание того, что мы создали ранее, а также адаптация к физическим и семейным изменениям. В поздние годы, тем не менее, индивиду приходится адаптироваться к другим аспектам жизни (глава 18).

Таблица 13.3 Задачи развития по Хейвингхерсту

Задачи периода ранней взрослости

    Выбрать супруга

    Научиться жить с партнером по браку

    Начать семейную жизнь

    Воспитать детей

    Вести домашнее хозяйство

    Начать профессиональную деятельность

    Принять гражданскую ответственность

    Найти близкую по духу социальную группу

Задачи периода средней взрослости

    Достичь гражданской и социальной ответственности взрослого

    Установить и поддержать экономические стандарты жизни

    Организовать досуг

    Помочь детям подросткового возраста стать ответственными и счастливыми взрослыми

    Создать отношения с супругом как с личностью

    Принять физиологические изменения среднего возраста и адаптироваться к ним

    Адаптироваться к стареющим родителям

Задачи периода поздней взрослости

    Приспособление к снижению физической силы и здоровья

    Адаптироваться к выходу на пенсию и снижению уровня дохода

    Принять факт смерти супруга

    Присоединиться к своей возрастной группе

    Выполнить социальные и гражданские обязанности

    Организовать удовлетворительное физическое проживание

Источник : Human development and education, by Robert J. Havinghurst. Copyright 1953 by Longman, Inc. Печатается с разрешения Longman, Inc., New York.

588 Часть IV. Взрослость

Применимы ли данные концепции развития взрослых в новом тысячелетии? Да, но не ко всем. Для многих людей задачи развития периода средней взрослости включают установление холостого образа жизни или создание семьи и воспитания детей, приспособление к взаимодействию с новым спутником после развода или смену профессии, столкновение с ранней отставкой в результате корпоративного «сокращения». Хотя на Западе жизнь большинства людей, как (правило, соответствует временным границам задач развития по Хевингхёрсту, ^настоящее время наблюдается больше исключений, чем когда-либо прежде. Мы опять становимся свидетелями того, что жизненный путь человека во многом зависит от его культурного окружения.

Задачи развития по Эриксону

Многие теоретики при определении центральных задач развития взрослого возраста обращаются к теории психологических стадий Эриксона. Вспомним (глава 2), что теория Эриксона включает в себя восемь психологических стадий (кризисов) и что каждая из них основывается на предыдущей. Развитие взрослых зависит от успешности решения проблем предыдущих периодов: доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. В подростковом возрасте центральная проблема, требующая решения, — определение идентичности. Она может сохраняться и в период ранней взрослости, придавать смысл целостности взрослого опыта (Erikson, 1959). Люди определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

Кризис интимности и изоляции является наиболее характерной проблемой для периода ранней взрослости. Интимность подразумевает установление взаимно удовлетворяющих близких отношений с другим. Она представляет собой союз двух идентичностей, в котором не теряются уникальные качества ни одной из них. Напротив, изоляция подразумевает неспособность или неудачу в установлении взаимности, иногда в связи с тем, что личностная идентичность является слишком слабой, не готовой к созданию близкого союза с другим человеком (Ericson, 1963).

Теория Эриксона в своей основе является теорией стадий, но Эриксон трактовал ее более гибко (Erikson, Erikson, 1981). Как и теорию Хейвингхерста, ее можно рассматривать как нормативную теорию. Проблемы идентичности и близости представлены на протяжении всей жизни, особенно у людей, проживающих в индустриально развитых странах. Главные события жизни, такие как смерть одного из членов семьи, могут одновременно создать кризисы как идентичности, так и интимности, когда человек старается справиться с потерей и пытается идентифицировать себя вновь в отсутствие близкого спутника. Переезды в новый город, новая работа или возвращение к обучению в колледже являются основными изменениями, требующими психологической адаптации. Поэтому теория Эриксона определяет особенности развития тех проблем индивида, которые неоднократно возникают на протяжении его жизни. Например, после переезда на новое место жительства может возникнуть необходимость заново установить базовое доверие, развить автономию, снова найти в себе компетентность и трудолюбие для того, чтобы вы могли вновь чувствовать себя взрослым.

Следовательно, для многих исследователей в настоящее время как процессы идентичности, так и процессы интимности являются основными для понимания развития во взрослом возрасте (Whitbourne, 1986b). Тем не менее достижение

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 589

интимности и идентичности может быть более характерно для западной культуры. Например, абитуриенты с иными понятиями, приехавшие в США из коллективистских стран, могут найти независимую идентичность и большую интимность в браке.

Периодизация жизни мужчин по Левинсону

Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами. У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, согласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (примерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае возникновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

590 Часть IV, Взрослость

Рис. 13.6. Этапы жизни по Левинсону

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карьеру; 4) установить близкие отношения.

Определение мечты. В период раннего перехода во взрослость мечта мужчины о достижении ее не обязательно связана с реальностью. Она может заключаться в особенной цели, такой как получение Пулитцеровской премии 1 , грандиозной мечте стать кинопродюсером, финансовым магнатом либо знаменитым писателем или спортсменом. Некоторые мужчины имеют более скромные стремления, такие как стать квалифицированным мастером, местным философом или любящим семьянином. Наиболее важным аспектом мечты является ее способность придавать человеку вдохновение. В идеале молодой человек начинает структурировать свою взрослую жизнь реалистичным и оптимистичным способом, что помогает ему реализовать свою мечту. Бесплодные фантазии и недостижимые цели не способствуют росту.

Ежегодные награды за выдающиеся достижения в драме, литературе, музыке и журналистике, учрежденные по завещанию Джозефа Пулитцера (Joseph Pulitzer), издателя New York World . — Примеч. перев.

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 591

Знаки успешного карьерного роста

Мечта может не реализоваться не только в связи с ее иллюзорностью, но и вследствие отсутствия возможностей, родителей, иначе планирующих будущее своего ребенка, из-за таких индивидуальных черт, как пассивность и леность, недостатка приобретенных специальных умений. В этом случае молодой человек может начать овладевать профессией, которая беднее его мечты и не содержит в себе, с его точки зрения, ничего магического. Согласно Левинсону, подобные решения вызывают постоянные конфликты в области карьеры и снижают энтузиазм, объем затраченных на работу усилий. Левинсон предположил, что те, кто старается добиться по крайней мере некоторого компромисса, хотя бы частично реализуют свою мечту, с большей вероятностью испытают чувство завершенности. Однако сама мечта также подвержена изменениям. Молодой человек, вступающий в период перехода в раннюю взрослость с надеждой стать звездой баскетбола, позже получит удовлетворение от работы тренера, не соединяя воедино, таким образом, все элементы своей мечты.

Поиск наставника. На пути следования к своей мечте молодым людям большую помощь могут оказать наставники. Наставник исподволь внушает уверенность в себе, разделяя и одобряя эту мечту, а также передавая умения и опыт. В качестве покровителя он может содействовать карьерному росту ученика. Тем не менее главной его функцией является обеспечение перехода из взаимоотношений родителей и детей в мир равных взрослых. Наставник должен вести себя в некоторой степени как родитель, придерживаясь авторитетного стиля, сохраняя тем не менее достаточно сочувствия для преодоления разрыва между поколениями и выравнивания отношений. Постепенно ученик может достичь чувства автономии и компетентности; он может со временем догнать своего наставника. Обычно наставник и молодой человек на этом этапе расстаются.

Построение карьеры. Помимо создания мечты и приобретения наставника юноши сталкиваются со сложным процессом формирования карьеры, который не определяется только выбором профессии. Левинсон предполагал, что эта задача развития охватывает весь начальный период, когда молодой человек пытается определить себя в профессиональном плане.

Установление близких отношений. Формирование близких отношений также не начинается и не заканчивается «знаковыми» событиями заключения брака

592 Часть IV. Взрослость

и рождения первого ребенка. Как до, так и после этих событий молодой человек изучает самого себя и свое отношение к женщинам. Он должен определить, что ему нравится в женщинах, а что женщинам нравится в нем. Ему необходимо оценить свою силу и слабость в сексуальных отношениях. Хотя некоторые самонаблюдения подобного рода происходят уже в подростковом возрасте, такие вопросы, тем не менее, ставят в тупик молодых людей. С точки зрения Левинсона, способность к серьезному романтическому сотрудничеству возникает только после 30 лет. Важные взаимоотношения с женщиной-вдохновительницей удовлетворяют потребности, сходные с потребностью в связке наставник—ученик. Такая женщина может помочь молодому человеку реализовать свою мечту, давая ему на это разрешение и веря, что у него есть то, что для этого необходимо. Она помогает ему войти в мир взрослых, поддерживая взрослые надежды и относясь терпимо к зависимому поведению или другим недостаткам. Согласно Левинсону, потребность мужчины в женщине-вдохновительнице снижается позже, на этапе перехода середины жизни, к тому времени, когда большинство из них достигают высокой степени автономии и компетентности.

Периодизация жизни женщин по Левинсону

Работа Левинсона вызвала много критических откликов, в большинстве которых подчеркивалось, что он не включил в свое исследование женщин. Эти замечания были учтены в последующем исследовании (Levinson, 1990, 1996). Левинсон работал с группой из 45 женщин, 15 из которых были домашними хозяйками, 15 занимались бизнесом, а 15 работали в сфере высшего образования. Отчасти полученные данные подтвердили его теорию о том, что вступление во взрослость включает в себя определение мечты, поиск наставника, выбор рода занятий и установление взаимоотношений с человеком-вдохновителем. Предложенная им модель роста для женщин в целом схожа с моделью для мужчин (рис. 13.6). Она также включала критический переход примерно в возрасте 30 лет, время сомнений и неудовлетворенности, когда карьерные цели и стиль жизни подвергаются пересмотру. Тем не менее опыт женщин, по всей видимости, достаточно отличается от опыта мужчин. Более того, хотя Левинсон утверждал, что переходы как у тех, так и у других тесно связаны с возрастом, ряд исследователей обнаружили,

В отличие от молодых мужчин, обычно сосредоточенных на своей работе, многие молодые женщины хотят объединить карьеру и брак

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие 593

что для женщин стадии цикла семейной жизни, видимо, являются более подходящим индикатором перехода, чем просто возраст (Harris, Ellicott & Hommes, 1986). Переходы и кризисы у женщин могут быть меньше связаны с возрастом, чем с такими событиями, как рождение детей или их отделение от семьи.

АСТРО - АЛХИМИЯ
РУКОВОДСТВО
ПО ТРАНЗИТАМ

Москва
Центр астрологических
исследований
1994

Издание подготовлено по инициативе
«Астрологической компьютерной службы»
Санкт-Петербург

Перевод с английского О. Матвеевой
Под редакцией Б. Левизе
Макет С. Матвеева

Астрологическая компьютерная служба, 1994
Издательство ЦАИ, 1994

1
ВВЕДЕНИЕ
В нашем причинно-следственном ориентированном
обществе астрологи и не астрологи пытались научно доказать
или опровергнуть действенность астрологии. Исследования
показывают, что Солнце и Луна физически влияют на жизнь
на Земле. Некоторые исследования проводились и в
отношении других планет1. Но является ли необходимым
объяснять научно, почему работает астрология? Я думаю, нет.
Уместно сказать, что в процессе движения планет и
формирования аспектов с натальными планетами и точками
существует высокая корреляция между их астрологическими
определениями и тенденциями, превалирующими в нашей
жизни в эти периоды. Наш коллективный опыт является
свидетельством этому.
Транзиты часто используют для объяснения «почему»
кризис произошел в определенное время. Предполагается, что
такая информация может помочь нам принять трудности,
входящие в нашу жизнь. Но очень мало пишут об
«управлении» транзитами. Изучающий астрологию часто
запрограммирован на убеждение, что определенные планеты и
аспекты указывают на чудесные события, тогда как другие
планеты и аспекты могут означать только несчастье или
1

J. West and J.Toonder, The Case for Astrology.

Гибель, и мы ничего не можем сделать с этим, только пассивно
сидеть и наблюдать, как материализуются данные
предсказания. Мы упорствуем в таком подходе, даже когда
предсказанные периоды успеха иногда проявляются как
крайности и излишества, а потенциально ограничивающие
аспекты могут быть связаны с периодами достижений и
укрепления.
Не будет ли более продуктивным как-то использовать
информацию, заключенную в транзитах? Не можем ли мы
рассматривать транзиты как информативное средство помощи
для развития нашего потенциала, а не как фаталистически
принимаемый абсолют? Не указывают ли планеты и точки,
которые они аспектируют, некоторые сферы в нас самих, над
которыми
следовало
бы
«поработать»?
Транзиты
представляют энергии, входящие в нашу жизнь и сознание, и
существуют много способов их выражения. Для начала,
следует понимать принципы, приписываемые планетам, потом
осознавать диапазон способов выражения — они могут
воздействовать внутренне или внешне, их первоначальное
влияние может быть желательным или нежелательным. Если
вы осознаете наличие разных возможностей, вы начинает
выбирать среди них. Планета или точка, которую аспектирует
транзитная планета, представляет дальнейший ключ к
действую,
которое
можно
предпринять.
Следует
интерпретировать транзитную планету и натальную планету
или точку, на которую она воздействует, как целое и
связывать их с вашими жизненными обстоятельствами.
Давайте рассмотрим два характерных примера такой
процедуры. Сатурн указывает на такие вещи как упрочение,
жизненную структуру человека, организацию и прояснение.
Он также может быть связан с ограничениями и крушениями,
Нептун связан с растворением, духовной природой и высшим
развитием. Он также может представлять смятение, обман и
иллюзии.

Если транзитный Сатурн аспектирует натальный Нептун,
то наиболее вероятно вам следует прояснить что-то неясное в
вашей жизни или использовать вашу духовную природу для
практического применения. Вы можете испытать во время
этого транзита неудовлетворенность собой или жизненной
ситуацией
или
задержку
духовного
развития.
Соответствующие значения могут быть найдены при изучении
того, что из происходящего в вашей жизни совпадает с
символизмом планет. Даже если проявление кажется
негативным, обдумайте, что бы вам хотелось, чтобы
произошло, и действуйте в направлении этого. Сознательная
работа по достижению позитивных результатов может
смягчить проблему.
С другой стороны, когда транзитный Нептун аспектирует
натальный Сатурн, вы должны некоторым образом подняться
выше материального или освободиться от чего-то в вашей
жизненной структуре. С негативной стороны, вы можете
ощутить себя захваченным врасплох или почувствовать, что
ваша стабильность или материальная структура разрушаются
без какого-либо действия с вашей стороны. И опять, эта
негативная сторона не является неизбежной. Всегда можно
предпринять что-то конструктивное.
Из обоих примеров видно, что вы можете прямо
столкнуться с трудностями или попытаться выразить ваши
внутренние потребности другим способом. Если некоторые
пути кажутся заблокированными, вы можете попытаться
прорваться через барьеры или пойти по альтернативному
пути. Вы также можете активировать транзиты внутренне или
внешне. Другими словами, вы никогда не должны сидеть
праздно, в то время как кажется, что «вселенная преодолевает
ваc.
Кроме информации, которую дают аспекты транзитных
планет, транзиты планет через натальные дома также могут
дать соответствующие данные. Вы можете обнаружить, что
вопрос, указанный натальным домом и планетарной темой,

Возникает, когда транзитная планета входит в эту область и
продолжается, пока она не покинет ее. Это может быть
подтверждено ретроспективным взглядом. Когда транзитный
Плутон покинул мой третий дом и вошел в четвертый, то
оценив прошедший двенадцатилетний период его нахождения
там, я отметила трансформацию способа общения и
взаимоотношений. Так как это касалось важных результатов, я
проверила транзиты других внешних планет через дома моей
нахальной карты. И опять наблюдалась хорошая корреляция
между символизмом транзитной планеты и активностью,
связанной с областью, которую она проходит в транзитном
движении в это время. Эти результаты не были достигнуты
путем сознательных усилий, многое из того, что случилось, я
могла сделать и без них. Теперь я рассматриваю сообщение
транзитной планеты в терминах дома, через который она
проходит, и включаю это в мой план действий так, чтобы я с
успехом могла избежать некоторого негативизма. Транзиты
содержат богатый материал, который может помочь вам
сделать вашу жизнь более осуществленной.
Когда некоторые планеты активируют катальную карту, то
наблюдаются более существенные происшествия, чем с
другими планетами. Обычно транзиты внешних планет
{особенно Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна и Плутона)
отмечают основные события в нашей жизни. (Исключение
составляют солнечные и лунные возвращения, затмения и
лунации, которые мы обсудим в последующих главах книги).
Это связано с тем, что они находятся с нами в течение
длительных периодов времени. Я где-то читала, что аспекты
внутренних планет подобны соседу, заходящему на чашку
кофе, тогда как транзиты внешних планет подобны
родственнику, приезжающему жить с вами. Если вам не
нравится то состояние, в которым вы оказываетесь под
воздействием Лунного аспекта, то вы можете подождать
несколько часов и оно пройдет, но очень трудно игнорировать
состояние, которое продолжается днями, неделями, месяцами,

А в некоторых случаях и годами. Аспекты внутренних планет
могут быть успешно включены как короткие сегменты в
длительный ход действий, который символизируют внешние
планеты. Марс имеет особую функцию. Хотя он движется
относительно быстро, он может иметь длительное значение,
поскольку это планета инициативы. Четырехдневные периоды,
в течение которых он формирует свои аспекты, могут
указывать на время, когда следует предпринимать
определенное действие в пределах указаний медленнодвижущихся планет.

Аспекты
Традиционно трины, секстили и некоторые соединения
считаются «хорошими аспектами. Это связано с тем, что
обычно они проявляются без усилий. Но они также могут
означать «хорошенького понемножку» или то, что статус кво
сохраняется, поскольку нет стимула для активации. Квадраты,
оппозиции, некоторые соединения и квинконсы считаются
«плохими», поскольку они часто включают препятствия
(квадраты) или служат причиной изменения направления
(оппозиции, соединения и квинконсы), и мы вынуждены
действовать, хотим мы этого или нет. Часто в транзитах эти
аспекты включают давление со стороны других — особенно,
оппозиции и квинконсы — поэтому человек бывает вынужден
совершать действие. Остановимся, например, на оппозиции
транзитного Урана с натальным Ураном. Этот аспект
указывает на страстное желание к свободе. Эта внутренняя
потребность, но она может быть навязана вам неверным
партнером по браку.
Вопрос об орбе довольно спорный. Очень редко событие
происходит в день точного аспекта. Скорее вы испытаете
Юпитерианский период, когда Юпитер приближается, а потом
удаляется от точного аспекта к натальной планете или точке.
Все это время может быть связано с соответствующим

Символизмом на разных уровнях. Юпитер предлагает вам
расширить наш горизонт. Темы Юпитера могут воплощаться
через события и/или состояния разума. Если Юпитер
аспектирует ваше Солнце, вы можете добиться эго признания
(внешнее и позитивное); определить новые эго потребности
(внутреннее и позитивное); прийти к убеждению, что другие
требуют слишком много от вас (внешнее и негативное) или
почувствовать, что наши желания превышают ваши
способности (внутреннее и негативное). Несомненно
существует не один выход этих энергий и не один выбор
направления. Достаточно трудно точно выяснить, когда аспект
входит в эффективный диапазон.
В этой книге используется орб в один градус для
сходящихся и расходящихся аспектов. Это, отчасти,
произвольно. Транзиты могут иметь значимость для большего
времени орба, особенно, если планета движется ретроградно,
удаляется на несколько градусов от аспекта, но потом
возвращается назад в эту точку. Обычно, первое прохождение
наиболее драматично, поскольку мы сталкиваемся с новой
комбинацией тем. После того, как мы освоились с
возможностями, определяемыми транзитами, и включили их в
свою жизнь, мы можем их выгодно использовать. Полное
принятие или отказ от транзитных тем создает проблемы. Это
верно, что мы не всегда можем контролировать то, что входит
в нашу жизнь, но, конечно, имеем определенный контроль над
нашими реакциями. Иногда очень трудно полностью
использовать информацию, предоставляемую транзитами,
поскольку мы опасаемся изменений и цепляемся даже за
неблагоприятные ситуации только потому, что они знакомы
нам Существуют, однако, способы использования доступных
нам энергий без использования решительных и крутых
действий Я называю такую технику «алхимией».

Алхимия
Алхимией называлась «средневековая форма химии,
основной задачей которой было открытие методов
превращения простых металлов в золото, нахождение
универсального растворителя и эликсира жизни»2. Часто не
обращали внимание на то, что алхимик, выполняющий
ритуалы, также «очищал свою душу»3. Если мы считаем
транзиты возможностями для развития и если мы совершаем
«ритуалы», предназначенные для управления проявлениями
планетарных тем, мы можем «превратить» тенденции в нашей
жизни — если не в золото или универсальный растворитель —
по крайней мере, в более приемлемые модели. Эта
«алхимическая» техника не является целью, а скорее
средством к достижению цели. В ней может не быть
необходимости, если мы осознаем, что мы должны делать и
готовы к действию. Например, транзитный Плутон часто
указывает на то, что человек должен преобразовать себя
некоторым образом. Чтобы выполнить это преобразование, вы
должны избавиться от факторов, которые препятствуют этому
преобразованию. Если это пугающая перспектива, вы
начинаете этот процесс символически, очищая шкафы и
ящики стонов. Это буквально создает больше пространства и
часто определяет модели к действию на более значимом
уровне. Все это может показаться абсурдным — но опыт
показывает, что это правда!
Существуют другие способы обнаружить ключи к
значениям внешних планетарных транзитов, и вы должны
использовать их. Одним из них, конечно, является изучение
определений в астрологических книгах. Другой способ —
проанализировать ваш собственный опыт, а также опыт
других людей во время определенных транзитов. Хотя
внешние обстоятельства могут быть совершенно различны,
2
3

R Cavendish, Man, Myth & Magic
L Urdang, The Random House Dictionary о/ English Language

Внутренние реакции и ощущения большинства людей под
воздействием определенного транзита могут быть почти
одинаковыми. Основные вопросы «отражены на небесах». Как
мы встретим эти вопросы, зависит от нас. Эти вопросы
универсальны.
Удивительно,
как
часто
клиент,
испытывающий возвращение Сатурна, говорит «Я должен
понять, что я буду делать, когда повзрослею», хотя
конкретный опыт и ответ на вопрос может быть различным в
каждом конкретном случае.
Категории транзитов
Транзиты медленно-движущихся планет можно разделить
на три категории.
К первой категории относятся те транзиты, которые
каждый испытывает в определенном возрасте. Эта категория
связана с циклами внешних планет.
Вторая категория основана на аспектах между
Юпитером, Сатурном, Ураном, Нептуном и Плутоном,
которые являются общими в гороскопах большинства людей,
родившихся в определенные годы. Поскольку внешние
планеты двигаются медленно, такие аспекты продолжаются в
течение месяцев ил даже одного-двух лет, и проявляются в
картах рождения людей, родившихся в эти периоды. Они
определяют вопросы oбщие для многих людей, но они
становятся особенно ясными, когда
рассматриваемые
натальные
аспекты активируются транзитами внешних
планет. Такие модели более сложные, чем просто планетарные
циклы, поскольку они включают комбинацию символизма
двух или более планет. Информация, получаемая от этой
категории, не является универсально применимой, но дает
возможность понимания людей, родившихся в данный период.
Третья категория включает аспекты транзитных внешних
планет ко всем персональным планетам и точкам. Эта
категория основана на транзитах к индивидуальной натальной

Карте и должна быть скомбинирована с транзитами других
категорий.
С первой категорией должны иметь дело психиатры и
социологи (хотя, они возможно не знают о ней). Проводилось
много исследований, посвященных стадиям взросления или
жизненному циклу созревания. Открытия ученых очень
близко связаны г комбинацией циклов внешних планет,
особенно, с соединениями, квадратами и оппозициями
Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна к этим натальным
планетам. Хотя в проделанных исследованиях не упоминается
об астрологии, информация, полученная в них, может быть
очень ценной для астролога.
Особый интерес представляет исследование, проведенное
в Yale, описанное в книге «Периоды человеческой жизни»
Дэниела Левинсона (Daniel J.Levinson, et al, The Seasons of a
Man"s Life.). Эта работа не только связана с жизненными
стадиями,
аккуратно
описанными
астрологическими
аспектами, которые имеют отношение к данному возрасту, но
в ней также приведены годы рождения участников, так что
аспекты, описанные для каждого периода, могут быть
обоснованы при просмотре эфемерид. Поскольку циклы
планет довольно регулярны (исключение составляет Плутон),
данные определения будут применимы для любого человека
конкретного возраста.
Например, Переходный Период Ранней Зрелости
начинается с 17 лет или 18 лет и заканчивается в 22 года или
23 года. Этот переходный период совпадает с квадратом
транзитного Сатурна к катальному Сатурну (20 — 23 года), с
квадратом транзитного Урана к натальному Урану (19 — 23
года), с оппозицией транзитного Юпитера к натальному
Юпитеру (18 лет) и с квадратом транзитного Юпитера к
натальному Юпитеру (21 год). В течение этого периода
человек «...должен переместить семью с центрального места в
своей жизни и начать процесс изменений, который приведет к
созданию нового жизненного уклада его как взрослого во

Взрослом мире... В Период Ранней Зрелости человек должен
начать отказываться от некоторых аспектов своей незрелой
личности и взглядов на мир, накапливая другие достоинства,
как основу для зрелого развития». В астрологии «структура»,
которая включает «семью» и «жизненный уклад» связывается
с Сатурном, «изменение» — это ключевое слово для Урана, а
«развитие» связано с Юпитером.
В книге «Периоды человеческой жизни» жизнь человека
делится на четыре периода:
Детство и Юношество (3 — 17 лет),
Ранняя Зрелость (22 — 40 лет),
Средняя Зрелость (45 — 60 лет) и
Поздняя Зрелость (65 — ...).
Существуют также пятилетние переходные периоды,
которые отмечают сдвиг акцента с одной фазы на следующую.
Это Переходный Период Ранней Зрелости, о котором мы
упоминали выше (17 — 22 года),
Переходный Период Середины Жизни (40 — 45 лет) и
Переходный Период Поздней Зрелости (60 — 65 лет).
Интересно отметить, что первые два переходных периода
совпадают, по крайней мере, с четырьмя напряженными
аспектами внешних планетарных циклов. Переходный Период
Ранней Зрелости, как отмечалось выше, включает квадрат
Урана к Урану, квадрат Сатурна к Сатурну, оппозицию
Юпитера с Юпитером и квадрат Юпитера к Юпитеру.
Переходный Период Середины Жизни включает оппозицию
Урана к Урану, квадрат Нептуна к Нептуну, оппозицию
Сатурна к Сатурну, оппозицию Юпитера к Юпитеру и квадрат
Юпитера к Юпитеру.
Переходный Период Поздней Зрелости не вполне
укладывается в планетарные циклы. Лично я бы сдвинула этот

Период на 57 — 62 года, поскольку это время второго
возвращения Сатурна, а также квадрата Урана к Урану

Даниэл Левинсон (Levinson, 1978, 1986) провел в США большое исследование развития взрослых; его участниками являлись 40 мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, выбранные из различных этнических и профессиональных групп. В течение нескольких месяцев эти люди занимались самонаблюдением. Они изучали свои переживания, установки и жизненный опыт и рассказывали о своих наблюдениях в процессе интервью. Вместе с воссозданием биографий этих мужчин Левинсон и его коллеги изучали также биографии таких великих людей, как Данте и Ганди, с целью определения процесса развития в период взрослости. Тем не менее объективные тесты и шкалы исследователи не использовали. В целом подход Ле-винсона в значительной степени отличается от позиции Фрейда (глава 2). Теория Левинсона ориентирована также на традиционные роли и взаимоотношения мужчин и женщин; вопрос о возможности применения данной теории за их пределами требует дальнейшего обсуждения.

Исследователи определили три основных этапа жизненного цикла мужчин, которые позднее, как обнаружилось, сопоставимы с подобными этапами в жизни женщин (см. далее). Каждый из них длится примерно от 15 до 25 лет (рис. 13.6). На протяжении каждого этапа человек создает то, что Левинсон называет структурой жизни. Эта модель выполняет функции как границы между внутренним и внешним миром индивида, так и средства, с помощью которого личность строит взаимоотношения с окружающей средой. Структура жизни в основном состоит из социальных взаимоотношений и взаимоотношений с окружающей средой и включает в себя то, что личность приобретает благодаря этому, что должна вкладывать в них. Эти взаимоотношения могут возникать с отдельными индивидами, группами, системами или даже с объектами.

У большинства мужчин основными являются рабочие и семейные взаимоотношения. В определенном возрасте люди начинают исследовать сложившиеся у них системы жизни. Затем они создают новую структуру, состоящую из их текущих потребностей, которая доминирует до тех пор, пока личность не «вырастает» из нее и не начинает этот процесс заново.

Левинсон основное внимание уделял исследованию периода жизни от 35 до 45 лет, однако он обнаружил, что зрелость и способность к адаптации в этом возрасте во многом определяются ростом личности на начальном этапе, стадии «новичка», продолжающейся от 17 до 33 лет (не показан на рисунке). В Соединенных Штатах это, как правило, возраст решения конфликтов подросткового периода, поиска своего места во взрослом обществе, выработки стабильных и предсказуемых стереотипов поведения. Начальная стадия, со-гласно Левинсону, подразделяется на три периода: ранний переход во взрослость (при-мерно от 17 до 22 лет); проникновение в мир взрослых (от 22 до 28 лет) и переход через рубеж 30-летнего возраста (от 28 до 33 лет). Кризисы развития происходят в случае воз-никновения трудностей у индивида в тот или иной период.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития: 1) сформулировать, что собой представляет взрос-

лость и что необходимо для ее достижения; 2) найти наставника; 3) начать строить карье-ру; 4) установить близкие отношения.

В отличие от периодизации детских возрастов, периодизации взрослости различны, реже имеют четкие границы и имеют разное основание.

В классическом учебнике по психологии развития Г. Крайг называются три типа факторов, влияющих на развитие личности: нормативный возрастной, нормативный исторический и ненормативный. Естественные закономерности развития (нормативные факторы) имеют наибольший вес в детстве, в юности большое влияние могут оказать исторические факторы. Роль ненормативных факторов (индивидуальных условий жизни) в течение жизни человека неуклонно повышается.

Периодизация детских возрастов представляет из себя более простую задачу именно потому, что зависит в основном от естественных факторов и хорошо соотносится с хронологическим возрастом.

Нижняя граница зрелости зависит от того, относится ли автором юношеский возраст к периоду взрослости или нет. Таким образом, нижняя граница взрослости - от 17 до 25 лет. Границы периодов внутри взрослости ещё более размыты и индивидуальны.

По Б.Г. Ананьеву взрослый период жизни человека длится от 18 до 60 лет. В нём он выделял три периода:

от18 до 25 - ранняя взрослость

от 26 до 46 - средняя взрослость

от 47 до 60 - поздняя взрослость.

В периодизации, созданной Ш. Бюлер в середине XX века, основанием для деления на периоды является интенциональность, которая структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Жизненный путь человека в её концепции делится на пять фаз:

  • 1. от 16 до 20 - предшествует самоопределению, человеку свойственна спонтанность.
  • 2. от 16-20 до 25-30 лет - предварительное самоопределение, выбор профессии, супруга, часто в этом возрасте жизненные цели подвержены изменениям. Человек становится самостоятельным и зрелым.
  • 3. от 25-30 до 45-50 - фаза зрелости. Человек находит своё дело в жизни, есть собственная семья, желания соотносятся с реальностью, достигается самореализация. Период наивысшей генеративности.
  • 4. от 45-50 до 65-70 - стареющий человек. Завершение профессиональной деятельности, психологический кризис, сворачивание жизненных целей, достижение мудрости.
  • 5. после 70 - старый человек. Обращенность к прошлому, желание покоя, отсутствие целей, сокращение социальных связей.

Согласно Э. Эриксону, человек проживает восемь стадий, в каждой из которых содержится психосоциальный кризис, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития человека.

Фазы развития следующие:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

от 20 до 25 (ранняя зрелость);

от 26 до 64 (средняя зрелость);

от 65 (поздняя зрелость).

Эриксон был последователем психоанализа, поэтому в основе его периодизации лежат стадии развития, выделенные Фрейдом, однако он существенно развил его идеи. Он является создателем концепции «эго-психологии», в которой главная роль отводится не борьбе Ид и Супер-Эго, а именно формированию Эго и эго-идентичности, обеспечивающими гармоничное развитие человека и способность к гармоничным отношениям с другими людьми.

Период собственно взрослости, длящийся примерно от 19 до 65 лет, делится в периодизации Эриксона на две фазы, на раннюю и позднюю зрелость.

Ранняя зрелость (молодость), длящаяся до 25 или дольше, обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

В этой фазе главным конфликтом, является достижение близости против изоляции. Близость (интимность) по Эриксону определяется как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без страха потерять себя. Это напрямую связано с задачей предыдущего периода - собственно с достижением цельной идентичности.

Главная опасность периода - изоляция. Излишняя поглощенность собой и избегание близких межличных отношений приводит к неспособности их устанавливать, одиночеству и социальному вакууму.

Разрешение этого конфликта ведет к обретению любви. Эриксон уделяет большое внимание разным аспектам любви, но главной особенностью любви является для него способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Вторая фаза, зрелость, характеризуется конфликтом между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - это забота старшего поколения о тех, кто придет ему на смену, осознание связи поколений. Человек, достигший такой продуктивности, испытывает чувство самореализации не только от собственных успехов, но и от успехов своих детей или учеников.

Если человек чрезмерно поглощен собой, ему не удается стать продуктивным, он концентрируется только на собственных желаниях и проблемах, это обедняет межличностные отношения, ухудшается его функционирование как деятельного члена общества. Это выражается в виде кризиса возраста, сопровождающегося чувством бессмысленности жизни и безнадежности. Такой человек становится инертным.

Если же у человека продуктивность преобладает над инертностью, то он обретает способность к заботе, которая является главным достижением данной фазы.

Американским психологом Р. Хевингхерстом (в 1953 году) была разработана периодизация взрослых возрастов, основанная на задачах развития. Задача развития, по Хервингхерсту, это «задача, которая возникает в определенное время в жизни человека, и успешное разрешение которой влечет за собой счастье и успешность в более поздних задачах, в то время как неудача приводит к несчастью, неодобрению обществом, и трудностям с решением более поздних задач» (L. Manning, 2002).

Задачами периода вхождения во взрослость и ранней взрослости являются следующие:

Принятие своего тела и присвоение гендерной социальной роли.

Установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов.

Достижение эмоциональной независимости.

Выбор и обучение профессии. Достижение экономической независимости.

Развитие систем понятий, необходимых для гражданской компетентности. Принятие гражданской ответственности, стремление к социально-ответственному поведению.

Выбор супруга, начало семейной жизни. Научиться жить с партнером по браку. Ведение хозяйства. Воспитание детей.

Найти близкую по духу социальную группу.

Приобретение набора ценностей и этической системы в качестве базы поведения.

В периодизации Д. Левинсона возрастные периоды характеризуются через структуру жизни - выстраивание отношений индивида с внешним миром (отдельными людьми, малыми и большими группами, социальными системами). Всего он выделяет 4 этапа по 15-25 лет, для каждого из которых характерна особая структура жизни. В определенном возрасте люди начинают исследовать свои системы жизни и, вырастая из них, конструируют новые. Затем этот цикл повторяется. (Г. Крайг, 2012)

Левинсон выделил следующие переходы:

  • - к ранней взрослости -- 17--22 года;
  • - переход 30-летия -- 28--33 года;
  • - к средней взрослости -- 40--45 лет;
  • - переход 50-летия -- 50--55 лет;
  • - переход к поздней взрослости -- 60--65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет.

Задачами ранней взрослости являются:

Определить мечту, цель в жизни, то, что будет вдохновлять на развитие.

Найти наставника, который обеспечит переход в мир взрослых, поддержит на пути осуществления мечты.

Построение карьеры.

Установить близкие отношения со значимым другим, которые так же будут вдохновлять на деятельность.

Левинсон отдельно рассматривает жизненный путь мужчины и женщины, и многие его работы посвящены гендерным различиям а развитии. Одной из особенностей является то, что развитие женщины больше зависит от стадий семейного цикла, и их жизненные цели больше связаны с семьей, а профессиональное развитие во многом подчинено семейным интересам. (Roberts, Newton, 1987)

Американская исследовательница Г. Шихи, последовательница Левинсона, применила изучала период взрослости в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.

Первый кризис, происходящий в 20-22 года -- это переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». В этом возрасте человеку необходимо определять и уточнять свои жизненные планы и приступать к их осуществлению. Молодой человек ищет себя, создает свою индивидуальность и окончательно осознает себя как взрослого, осознает свои права и обязанности в связи с этим. Так же это возраст, когда большинство ищет супруга и создает семьи. В профессиональном плане главной целью является специализация и приобретение мастерства в выбранной деятельности.

Около 30 лет происходит кризис конца молодости, переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. Это нормативный кризис взрослости, он происходит от несоответствия того, что есть и того, что могло бы быть. Чем сильнее расхождения, тем больше человек переживает беспокойства и сомнений. В этом возрасте человеку необходимо переосмыслить свой жизненный путь с учетом накопленного опыта, скорректировать жизненные планы и упорядочить свою жизнь во всех сферах (семейной, профессиональной, и т.д.). Происходит переоценка предыдущих выборов, иногда из-за этого человек может резко изменить свою жизнь: распадаются ранние браки, люди получают новое образование, меняют сферу деятельности, если она их не устраивает. Но без личностной перестройки и рефлексии это может оказаться иллюзорным путем решения проблемы.

После 30 лет - «корни и расширение» - главными целями становится карьерные продвижения, решение материальных проблем, обретение постоянного жилища, расширение социальных связей. Также человек постепенно принимает себя таким, какой он есть, интегрирует те части своего Я, которые раньше игнорировались.

В периодизации, предложенной В. Моргуном и Н. Ткачевой, положен критерий ведущей деятельности. В периодизации рассматриваются семь возрастных периодов: юность, молодость, расцвет, зрелость, пожилой возраст, старость и долгожительство.

Ведущей деятельностью в юности (18-23 года) указывается личностное и профессиональное самоопределение, молодости (до 30 лет) - поиск себя, индивидуальности, осознания себя взрослым, выработка индивидуального стиля, достижения мастерства в определенной деятельности. Следующий период, расцвет (31-40 лет) описывается через переход кризиса 30 лет, подведение первых итогов и переосмысление жизни. Ведущей деятельностью является самосовершенствование.

Переход через рубеж 30-и лет, по мнению многих авторов (Д. Левинсона, Г. Шихи, Дж. Холлиса и других) характерно переосмысление своей жизни, целей, ценностей. Новообразованием возраста является достижение социальной зрелости (Хухлаева, 2002), то есть не только выполнение обязанностей взрослого(профессиональная деятельность, создание семьи), но и принятие на себя ответственности за свою жизнь.

Третья фаза – период зрелости. Она начинается в 25–30 и продолжается в среднем до 45–50 лет. В эту пору человек, как правило, уже нашел свое призвание или хотя бы просто профессиональное занятие, которое является делом его жизни и дает средства к существованию. Большинство людей имеет в это время собственные семьи. В пору зрелости человеку свойственны реальные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, основанная на знании себя, по крайней мере, это должно быть так. Знание жизни и самого себя позволяет человеку ставить перед собой вполне конкретные жизненные цели и часто достигать их. С точки зрения Ш. Бюлер, в 40 лет самооценка личности базируется на результатах предыдущих достижений, от них зависят и перспективные планы, жизнь рассматривается (или должна рассматриваться) как решаемая задача.

Четвертая фаза – фаза начала старения – от 45–50 до 65–70 лет, когда стареющий человек уже завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи, как правило, уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный возраст» душевного кризиса вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Ш. Бюлер, усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, одиночеству. В конце этого периода завершается путь самоосуществления, исчезает и самоопределение, постановка новых жизненных целей.

Пятая и последняя фаза жизни – от 65–70 лет до смерти. Подавляющее большинство старых людей оставляет профессиональную деятельность, которую нередко заменяют хобби. Семья окончательно распадается, ослабевают и сходят на нет все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому, в нем преобладает тревога, предчувствие близкого конца и желанного покоя. С точки зрения Ш. Бюлер, человек в этом возрасте влачит бесцельное существование. Исследователь Н.А. Логинова отмечает, что если встать на позицию Ш. Бюлер, то логично было бы не причислять последнюю фазу жизни к жизненному пути вообще. Она остается как бы за скобками .

Мы также не можем полностью согласиться с мнением Ш. Бюлер относительно последней фазы человеческой жизни. В действительности это далеко не всегда происходит именно так, как она описала. Все мы знаем случаи активной и творческой старости. В этом возрасте больше, чем раньше, жизнь человека зависит от него самого, от его индивидуальных особенностей, от того, как он прожил предыдущие годы. Хотя Ш. Бюлер и говорит о разграничении биологического и социокультурного созревания, ко второй половине жизни она этого почему-то не относит. Уже на четвертом этапе при появлении первых признаков старения, с ее точки зрения, должен наступить «душевный кризис», связанный с биологическим увяданием и потерей репродуктивной способности. В действительности же к последнему фактору можно отнестись по-разному – в потере репродуктивной способности объективно есть не только отрицательные, но и положительные стороны. А уж если говорить об истинно религиозных людях, то по мере приближения к вечности у них возрастает ощущение смысла жизни и ответственности за нее.

Если внутри первого периода жизни Ш. Бюллер провела дополнительную классификацию, выделив в детстве отдельно каждые 2–3 года, то в дальнейшем в одной возрастной стадии размах достигает 20 и более лет. В таком подходе автор не одинока, многие разделяют его. Дело в том, что учеными гораздо более детально изучен детский и отроческий возраст, чем период зрелости. Так, из восьми стадий жизненного пути, выделенных Э. Эриксоном, четыре стадии относятся к периоду первичной социализации до окончания школы, еще две – к периоду юности и ранней молодости, и только две приходятся на всю оставшуюся жизнь, где выделяется зрелость и заключительный этап . Таким образом, если в первые 25–30 лет жизни человека Э. Эриксон выделяет шесть стадий, то вся последующая жизнь на протяжении 40–50 лет подразделяется лишь на две стадии. Вероятно, это связано с тем, что процесс вхождения ребенка в мир, первичная адаптация к социальной среде имеет ряд общих черт, а в дальнейшем развитие человека во многом становится гораздо более индивидуализированным. Конечно, это не означает, что его следует меньше изучать, но чем меньше общих характеристик можно выделить, тем изучение становится сложнее.

В настоящее время учеными более детально изучен детский и отроческий возраст, чем период зрелости.

С этой точки зрения особенно впечатляет одна из периодизаций человеческой сексуальности, где период зрелой сексуальности трактуется как одно целое и составляет целых 30 лет – от 26 до 55 лет. Здесь выделяются:

1) парапубертатный период – от 1 до 7 лет;

2) предпубертатный – до 13 лет;

3) пубертатный – до 18 лет;

4) переходный период становления – до 26 лет; сексуальности

5) период зрелой сексуальности – до 55 лет;

Трудно представить, чтобы в течение 30 лет сексуальное поведение человека не менялось и интерпретировалось только как «зрелая сексуальность». С нашей точки зрения, «переходный период» более точно было бы назвать юношеской гиперсексуальностью, и в 26 она, если и начинает спадать (у мужчин), то совсем незначительно, и в дальнейшем снижение происходит постепенно. Поскольку сексуальность – явление не только физиологическое, но и психологическое, то она связана также и с возрастными кризисами, и с особенностями самосознания личности. В середине жизни она продолжает развиваться или, по крайней мере, претерпевает глубокие изменения. Кроме того, в этой классификации ничего не говорится об особенностях мужской и женской сексуальности, как будто между ними нет никаких различий.

В современной науке отсутствует единая, всеми признанная классификация возрастных периодов. Оригинальную классификацию времени человеческой жизни предложил американский исследователь Д. Левинсон . Он поставил акцент на взрослые периоды жизни, мало обращая внимания на детство, которое назвал «эрой предвзрослости». В его классификации отдельные годы входят сразу в две группы, являясь окончанием одного периода и началом нового. Он выделяет: 1) эру предвзрослости (0-22), эру ранней взрослости (17–45), эру средней взрослости (40–65) и эру поздней взрослости (60 – до конца жизни). В каждой «эре» он выделяет еще три периода: переход к следующему этапу взрослости, вхождение в этот этап, и наконец, кульминационный период. По мнению Левинсона, благополучие жизни в следующей эре закладывается уже на предыдущих этапах. Мы полностью согласны с таким подходом, однако будем обращать внимание на то, какие возможности имеются у индивида, если основы для благополучия на предыдущих этапах ему заложить не удалось или он был лишен такой возможности в детстве.

Из современных российских исследователей, занимавшихся проблемами классификации стадий жизненного цикла человека, следует отметить А.А. Реана с соавторами, К.А. Абульханову, В.Д. Шадрикова, Л.А. Регуш, О.В. Краснову, М.Б. Ермакову. Семь стадий в жизни человека выделил А. А. Реан:

1) младенчество (от рождения до 2 лет);

2) раннее детство (от 2 до 6);

3) среднее детство (от 6 до 11);

4) подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19);

5) ранняя взрослость (от 20 до 40);

6) средняя взрослость (от 40 до 60);

7) поздняя взрослость и старость (60…75…) .

Данную классификацию вряд ли можно считать соответствующей задачам изучения адаптации и решения личностных проблем. С нашей точки зрения, подростковый и юношеский возрасты совершенно нецелесообразно объединять в одну группу, поскольку и мироощущение, и задачи, стоящие перед подростками и юношами, далеко не одинаковы. Эту возрастную группу нельзя считать единым целым, общим у них является лишь само переходное состояние, но оно имеет существенные различия. Стремление продлить период ранней взрослости характерно для многих авторов, но в этом, по нашему мнению, есть большая натяжка. Вряд ли 35, а тем более 40 лет можно все еще считать началом взрослой жизни. Учитывая среднюю продолжительность жизни, в этот период человек находится во второй ее половине, и наиболее значимые выборы им уже сделаны. И если 40 лет еще можно отнести к средней взрослости, то с приближением к 50 годам неизбежно начинается стадия биологической инволюции. Соответственно, различаются и задачи, возникающие перед людьми разных возрастных категорий, что влечет за собой различие в механизмах их адаптации.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!