Римские поэты. Римская лирика



Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра , НА́ТО , Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization , NATO ; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord , OTAN ) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США , «чтобы защитить Европу от советского влияния» . Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Организация Североатлантического договора
North Atlantic Treaty Organization (NATO)
Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)

Карта стран-членов

Членство:

28 государств [показать]

Штаб-квартира:

Брюссель, Бельгия

Официальные языки:

английский, французский

Руководители
Генеральный секретарь

Андерс Фог Расмуссен

Основание
Официальный сайт
Организация Североатлантического договора на Викискладе

Цели

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности» .

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Региональные команды

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

  • Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
  • Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

  1. Восточная Атлантика,
  2. Западная Атлантика,
  3. Южная Атлантика,
  4. Ударный флот,
  5. Союзное командование подводными кораблями.

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Члены

Основная статья: Расширение НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Великобритания
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Исландия Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949 Италия
4 апреля 1949 Канада
4 апреля 1949 Люксембург
4 апреля 1949 Нидерланды
4 апреля 1949 Норвегия
4 апреля 1949 Португалия
4 апреля 1949 США
4 апреля 1949 Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией.
18 февраля 1952 Турция
второе расширение
9 мая 1955 Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957 , с 3 октября 1990 - объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999 Венгрия
12 марта 1999 Польша
12 марта 1999 Чехия
пятое расширение
29 марта 2004 Болгария
29 марта 2004 Латвия
29 марта 2004 Литва
29 марта 2004 Румыния
29 марта 2004 Словакия
29 марта 2004 Словения
29 марта 2004 Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009 Албания
1 апреля 2009 Хорватия

Партнёры

Возможные члены

Участники Плана действий по членству

Страна Партнёрство ради мира Ускоренный диалог План действий по членству
Македония Ноябрь 1995 Апрель 1999
Черногория Декабрь 2006 Июнь 2008 Апрель 2008 Декабрь 2009
Босния и Герцеговина Декабрь 2006 Январь 2008 Апрель 2008 Апрель 2010

Участники Ускоренного диалога

Страна Партнёрство ради мира Индивидуальный партнёрский план Ускоренный диалог
Украина Февраль 1994 Ноябрь 2002 Апрель 2005
Грузия Март 1994 Октябрь 2004 Сентябрь 2006

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор .

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток . И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов - и всего остального, что решит контролировать гегемония» .

В апреле 2006 года , отвечая на вопросы газеты «Московские новости» , А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга . Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

Краткое содержание: НАТО: история возникновения, участники. Североатлантический совет - высшая политическая инстанция НАТО. Расширение НАТО в 1990-2000-е годы. Интервенции НАТО на Балканах. Россия и НАТО: соглашение 1997 года, создание органа «Совет России - НАТО».

Требования к знаниям и умениям:

Иметь представление : об истории возникновения НАТО, участниках блока.

Знать: истинные цели данного политического блока, роль США

Уметь: Оценить выгоду России от нормальных отношений России и НАТО.

История возникновения НАТО

Организация Североатлантического договора, НАТО, Северо-Атлантический Альянс - идентичные названия крупнейшего в мире военно-политического блока, объединяющего большинство стран Европы, США и Канаду. Появился4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО сталиСША, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Одной из декларированных целей НАТО являлось обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении любого государства-члена НАТО или защиту от неё. Провозглашалось так же, чтогла вная цель НАТО -гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН . Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал.

Создание блока Москва восприняла как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс. Однако данная инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз был вынужден образовать в 1955 году военный блок из социалистических государств -Организацию Варшавского Договора

Несмотря на «джентльменские» договоренности между руководителями СССР и лидерами Запада о нерасширении альянса, в период с 1952 по 1982 гг. к Североатлантическому союзу присоединились еще четыре европейских государства:Греция, Турция, ФРГ, Исландия и число его членов возросло до 16 государств.

Расширение НАТО на Восток

После распада СССР и Варшавского договора в НАТО12 марта 1999 г . вступили нынешниеВенгрия, Польша, Чешская Республика .

В 2004 году НАТО расширяет свой состав уже и за счет государств, являвшихся бывшими советскими республиками: Латвии, Литвы, Эстонии , а также таких государств какБолгария, Румыния, Словакия и Словения.

В 2009 году в НАТО были приняты Албания и Хорватия, и в настоящее время в этом блоке насчитывается28 государств.

Все эти шаги далеко не альтруистские и безобидные занятия.

В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» А.И. Солженицын справедливо отмечал: «НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-Атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

Организационная структура высших руководящих органов НАТО

Ведущую роль в НАТО играет США, х отя формально каждая страна-член НАТО принимает полноценное участие в процессе принятия решений на равноправной основе независимо от ее размера или политической, военной и экономической мощи.

Высшим политическим органом НАТО являетсяСевероатлантический совет (Совет НАТО) , который состоит из представителей всех государств-членов и проводит свои заседания под председательством Генерального секретаря НАТО. Сейчас эту должность занимаетАндерс Фог Расмуссен. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняетПостоянный совет НАТО , куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года сталКомитет военного планирования , собираемый дважды в год на сессии на уровне министров обороны.

Высшим военным органом НАТО являетсяВоенный комитет , состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей регулярных вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики.Верховное главное командование в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда -американским генералом ). В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий:Североевропейском, Центральноевропейском и Южноевропейском . В период между заседаниями функции Военного комитета выполняетПостоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования , проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

НАТО и угрозы национальной безопасности России

Ключевое место в достижении политического и военного превосходства США и НАТО отводится решению задач дальнейшего ослабления России. Вот как об этом говорит бывший госсекретарь США Г.Киссинджер : «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство».

Однако не слова высокопоставленных политиков, а практические действия США и НАТО обусловливают первоочередную важность задачи обеспечения национальной безопасности нашей страны. В целом, угрозы национальной безопасности России проявляются в сферахэкономики, социально-политической, военной, международной, научной, информационной, пограничной и экологической. При этом руководство США рассматривает НАТО как один из основных инструментов защиты американских интересов в остальном мире.

С этой целью последние годы активно проводится модернизация вооруженных сил НАТО. При этом всё более очевидной становится неадекватность имеющихся сил и средств альянса реальным угрозам безопасности. Накопленный блоком совокупный военный потенциал уже сегодня во много раз превышает потребности для проведения антитеррористических операций или противодействия распространению оружие массового уничтожения (ОМУ).

Официальная эмблема НАТО

Точное происхождение данной эмблемы неизвестно. Но есть сведенья о том, что идею дизайна эмблемы и флага предложил один из работников Международного секритариата.

Эмблема НАТО (белый компас на тёмно-синем фоне) была 4 октября 1953 г. принята Североатлантическим советом в качестве официального символа Североатлантического альянса.

Окружность символизирует единство и сотрудничество, а компасная роза - общий путь к миру, который избрали 19 стран-членов Североатлантического альянса.

Девиз НАТО придумал Андре де Старк. Он много лет занимал пост посла Бельгии в НАТО (1952-1976) и был великолепным дипломатом. Когда в 50-е годы тогдашний Генеральный секретарь НАТО Поль-Анри Спаак попросил его подобрать для Североатлантического альянса подходящий девиз, то Андре де Старк вспомнил фразу “Animus in consulendo liber”, что в переводе означает “В совете дух свободен”. Эту фразу он узнал ещё в детстве во время поездки в Сан-Джиминьяно, Италия. С тех пор эти слова украшают зал заседаний Совета НАТО.

Что такое НАТО

Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политический союз North Atlantic Treaty Organization, NATO; Organisation du traite de l\"Atlantique Nord, OTAN.

НАТО (аббр.) - Организация Североатлантического Договора (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord, OTAN)- это военно-политический союз, создание которого было официально оформлено 4 апреля 1949 года с подписанием в Вашингтоне двенадцатью государствами (США, Канадой, Исландией, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Норвегией, Данией, Италией и Португалией) Североатлантического договора, более известного, как Вашингтонский договор, предусматривающий коллективную безопасность и взаимную защиту стран-членов от внешних угроз. Главным источником угроз в то время считался Советский Союз.

(В статье 5 Североатлантического договора говорится, что в случае «вооружённого нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путём осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооружённой силы»).

(Сами вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в связи с войной в Корее. В декабре того же года сессия Совета НАТО приняла решение о роспуске военной организации Западного союза (Брюссельского пакта) ввиду ее слияния с военной организацией НАТО). Договор о совместной деятельности в экономической, социальной и культурной сферах и коллективной самообороне(Брюссельский пакт, подписанный 17 марта 1948 г., и измененный Парижским соглашением от 23 октября 1954 г.)

Следует отметить, что три государства-члена этого альянса (Франция, Испания, Греция) имели «особые» периоды отношений с военной структурой НАТО- они не принимали в ней участия: Франция с 1967 по 2009 год, Греция с 1974 по 1980 год, Испания- с момента своего вхождения в НАТО до 1996 года. Исландия является единственным государством-членом НАТО, у которого нет собственной армии, но она имеет своего гражданского представителя в Военном комитете альянса.

Согласно уставу НАТО, альянс открыт для вступления новых членов, способных развивать принципы Договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и принятие действий, направленных на предотвращение конфликтов между ее членами и партнерами; защита ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.

(С середины 90-х годов прошлого века, в связи с окончанием «холодной войны» и исчезновением главного источника угроз - Советского Союза, НАТО стал реализовывать политику «открытых дверей» в отношении бывших стран социалистического лагеря, расширяясь на восток-все ближе к границам России. Обоснованием такого расширения стал вывод, сделанный в ходе специального исследования НАТО, о появлении потребности и уникальной возможности по совершенствованию безопасности в Евроаталантическом регионе без возобновления линии разграничения).

В настоящее время членами НАТО являются 28 государств:

Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция -страны основатели альянса;

Греция, Турция - страны первой волны расширения (февраль 1952 года);

Германия-участник второго расширения (май 1955 года);

Испания- участник третьего расширения (май 1982 года);

Венгрия, Польша, Чехия - страны четвертой волны расширения (март 1999 года);

Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония – участники пятого расширения (март 2004 года);

Албания, Хорватия – страны шестой волны расширения (апрель 2009 года).

Основные решения НАТО готовятся и принимаются в комитетах, которые состоят из членов национальных делегаций. Высшим политическим органом НАТО является сессия Североатлантического совета (Совета НАТО), которая проводится на уровне глав государств и правительств. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов. Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран - членов НАТО. Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года является Комитет военного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны, хотя формально состоит из постоянных представителей. К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны, обычно перед заседаниями Совета НАТО.

В рамках НАТО создана программа Партнерство ради мира (ПРМ) и Совет Евроатлантического партнерства (СЕАП). Благодаря этим инициативам государства-члены НАТО открыли новые пути сотрудничества с другими странами (в том числе и Россией).

Генеральный секретарь НАТО – Андерс Фог Расмуссен

Новым председателем Военного комитета НАТО стал датский генерал Кнуд Бартелс (Knud Bartels).

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира Совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия) .

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Причины возникновения НАТО:

· Послевоенный раскол Европы на восточную и западную сферы влияния, ставшим будущим плацдармом для Хол.Войны м/у США и СССР;

· Программа послевоенного экономического урегулирования, которая вылилась в План Маршалла, послуживший первым этапом консолидирования западноевропейских стран под крылом США;

· Лоббирование США идеи о наступлении «красной угрозы», кот. Обозначила нового общего врага – СССР;

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. "плану Маршалла", в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения. В то же время, нарастало политическое, военное соперничество между СССР и США за европейское пространство. Со стороны СССР оно заключалось в интенсификации поддержки коммунистических партий по всей Европе, и, в особенности, в "советской" зоне. Особое значение имели события в Чехословакии в феврале 1948 г., приведшие к отставке действующего президента Э. Бенеша и захвату власти коммунистами, а также в Румынии и Болгарии, блокада Западного Берлина (1948-1949 гг.), ухудшение социально-экономического положения в других странах Европы. Они позволили не входящим в зону оккупации СССР правым политическим режимам европейских стран, выработать единую позицию, переосмыслить проблему своей безопасности, обозначив нового "общего врага".

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией , который позднее лег в основу "Западноевропейского союза" (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграло желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для "западной" цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, лежит желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

Ни-дер-лан-дов, Нор-ве-гии, Пор-ту-га-лии, США и Фран-ции (в 1966 году вы-шла из во-енной ор-га-ни-за-ции). В 1952 году к бло-ку при-сое-ди-ни-лись Гре-ция (в 1974-1980 годах не уча-ст-во-ва-ла в во-енной ор-га-ни-за-ции) и Тур-ция, в 1955 году - ФРГ, в 1982 году - Ис-па-ния, в 1999 году - Венг-рия, Поль-ша, Че-хия, в 2004 году - Бол-га-рия, Лат-вия, Лит-ва, Ру-мы-ния, Сло-ва-кия, Сло-ве-ния, Эс-то-ния, в 2009 году - Ал-ба-ния, Хор-ва-тия. Штаб-квар-ти-ра ор-га-ни-за-ции - в Брюс-се-ле (Бель-гия). Официальные язы-ки - анг-лий-ский и фран-цуз-ский.

Основными ру-ко-во-дя-щи-ми ор-га-на-ми в по-ли-тической струк-ту-ре НАТО яв-ля-ют-ся: Со-вет НАТО, Комитет во-енного пла-ни-ро-ва-ния и Груп-па ядер-но-го пла-ни-ро-ва-ния, ра-бо-ту ко-то-рых обес-пе-чи-ва-ют различные ко-ми-те-ты, агент-ст-ва, бю-ро и другие специальные струк-ту-ры. Дея-тель-ность выс-ших ру-ко-во-дя-щих ор-га-нов ор-га-ни-зу-ет и ко-ор-ди-ни-ру-ет ге-не-раль-ный сек-ре-тарь НАТО.

Со-вет НАТО - выс-ший по-ли-тический ор-ган, об-ла-даю-щий пра-вом при-ня-тия ре-ше-ний по всем во-про-сам дея-тель-но-сти аль-ян-са. В не-го вхо-дят пред-ста-ви-те-ли всех стран - уча-ст-ниц бло-ка, поль-зую-щие-ся рав-ны-ми пра-ва-ми при об-су-ж-де-нии и при-ня-тии ре-ше-ний. Ор-га-ни-за-ци-он-но- пра-во-вой фор-мой дея-тель-но-сти выс-ше-го по-ли-тического ор-га-на яв-ля-ют-ся сес-сии, ко-то-рые раз-ли-ча-ют-ся уров-нем пред-ста-ви-тель-ст-ва (гла-вы го-су-дарств и пра-ви-тельств, ми-ни-ст-ры иностранных дел, ми-ни-ст-ры обо-ро-ны, по-сто-ян-ные пред-ста-ви-те-ли го-су-дарств-чле-нов) и пе-рио-дич-но-стью про-ве-де-ния (пла-но-вые и вне-оче-ред-ные). Ме-сто, вре-мя и уро-вень их про-ве-де-ния оп-ре-де-ля-ет генеральный сек-ре-тарь НАТО по-сле со-от-вет-ст-вую-щих кон-суль-та-ций. При этом пол-но-мо-чия Со-ве-та НАТО и при-ня-тые ре-ше-ния име-ют оди-на-ко-вый ста-тус и юри-дическую си-лу не-за-ви-си-мо от уров-ня пред-ста-ви-тель-ст-ва. За-се-да-ния Со-ве-та НАТО на уров-не глав го-су-дарств и пра-ви-тельств про-во-дят-ся для ре-ше-ния осо-бо важ-ных во-про-сов, как пра-ви-ло, раз в 2 го-да. Не ре-же 2 раз в год на уров-не ми-ни-ст-ров иностранных дел про-хо-дят лет-няя и зим-няя сес-сии Со-ве-та НАТО, в ко-то-рых в за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра об-су-ж-дае-мых во-про-сов воз-мож-но уча-стие ми-ни-ст-ров эко-но-ми-ки и фи-нан-сов, а так-же других ми-ни-ст-ров го-су-дарств - чле-нов аль-ян-са. Так-же 2 раза в год Со-вет про-во-дит за-се-да-ния на уров-не ми-ни-ст-ров обо-ро-ны, где об-су-ж-да-ют-ся про-бле-мы при-ме-не-ния коа-лиционных войск (сил) и кон-цеп-ту-аль-ные во-про-сы во-енного строи-тель-ст-ва Объ-е-ди-нён-ных воо-ру-жён-ных сил НАТО (ОВС НАТО). Ре-ше-ния на за-се-да-ни-ях это-го ор-га-на при-ни-ма-ют-ся по прин-ци-пу кон-сен-су-са, оформ-ля-ют-ся в ви-де за-клю-чительного до-ку-мен-та и под-пи-сы-ва-ют-ся пред-ста-ви-те-ля-ми го-су-дарств-уча-ст-ни-ков. Лет-ние сес-сии про-хо-дят по-оче-рёд-но в стра-нах бло-ка, зим-ние - в штаб-квар-ти-ре аль-ян-са. При не-об-хо-ди-мо-сти при-ня-тия без-от-ла-га-тель-ных ре-ше-ний мо-гут со-зы-вать-ся вне-оче-ред-ные сес-сии Со-ве-та НАТО. В пе-ри-од ме-ж-ду ми-ни-стер-ски-ми сес-сия-ми не ре-же 1 раза в не-де-лю про-во-дят-ся за-се-да-ния По-сто-ян-но-го со-ве-та НАТО, дей-ст-вую-ще-го от име-ни Со-ве-та НАТО на уров-не по-сто-ян-ных пред-ста-ви-те-лей го-су-дарств - чле-нов аль-ян-са в ран-ге по-слов. На них рас-смат-ри-ва-ют-ся по-ли-тические ас-пек-ты те-ку-щей дея-тель-но-сти бло-ка, про-бле-мы со-труд-ни-че-ст-ва стран НАТО в различных об-лас-тях, осу-ще-ст-в-ля-ет-ся со-гла-со-ва-ние по-зи-ций стран-уча-ст-ниц по ак-ту-аль-ным ме-ж-ду-народным про-бле-мам, ко-ор-ди-ни-ру-ют-ся дей-ст-вия национальных пра-ви-тельств по про-ве-де-нию во-енно-по-ли-тических ме-ро-прия-тий, раз-ра-бо-тан-ных ру-ко-во-дя-щи-ми ор-га-на-ми аль-ян-са. По-ми-мо это-го, По-сто-ян-ный со-вет вы-пол-ня-ет административно-хо-зяйственные функ-ции.

Ко-ми-тет во-ен-но-го пла-ни-ро-ва-ния (КВП) яв-ля-ет-ся выс-шим во-енно- по-ли-тическим ор-га-ном по ре-ше-нию про-блем, ка-саю-щих-ся ор-га-ни-за-ции ру-ко-во-дя-щих во-енных ор-га-нов и объ-е-ди-нён-ных ко-ман-до-ва-ний НАТО, ут-вер-жде-ния пла-нов строи-тель-ст-ва и ис-поль-зо-ва-ния коа-лиционных сил, вы-ра-бот-ки стра-те-гических кон-цеп-ций бло-ка, во-енного уча-стия стран в сою-зе. За-се-да-ния ко-ми-те-та с уча-сти-ем ми-ни-ст-ров обо-ро-ны го-су-дарств - чле-нов бло-ка (кро-ме Фран-ции) про-во-дят-ся 2 раза в год пе-ред сес-сия-ми Со-ве-та НАТО. На них об-су-ж-да-ют-ся про-бле-мы, от-но-ся-щие-ся к пла-ни-ро-ва-нию со-вме-ст-ной во-енной дея-тель-но-сти, вклю-чая строи-тель-ст-во ОВС НАТО, пла-ны их со-вер-шен-ст-во-ва-ния и все-сто-рон-не-го обес-пе-че-ния, а так-же про-из-во-дят-ся на-зна-че-ния ко-ман-дую-щих коа-лиционными ор-га-на-ми во-енного управ-ле-ния. В пе-ри-од ме-ж-ду за-се-да-ния-ми КВП ру-ко-во-дство во-енно-по-ли-тической дея-тель-но-стью аль-ян-са осу-ще-ст-в-ля-ет По-сто-ян-ный ко-ми-тет во-ен-но-го пла-ни-ро-ва-ния, со-стоя-щий из по-сто-ян-ных пред-ста-ви-те-лей стран бло-ка (они же ра-бо-та-ют в По-сто-ян-ном со-ве-те). В хо-де его за-се-да-ний рас-смат-ри-ва-ют-ся про-бле-мы те-ку-щей во-енно-по-ли-тической дея-тель-но-сти аль-ян-са, об-су-ж-да-ют-ся и ре-ша-ют-ся административно-фи-нан-со-вые во-про-сы, а так-же во-про-сы функ-цио-ни-ро-ва-ния под-чи-нён-ных во-енных ор-га-нов. Ре-ше-ния КВП окон-ча-тель-ны и не под-ле-жат ут-вер-жде-нию Со-ве-том НАТО.

Груп-па ядер-но-го пла-ни-ро-ва-ния (ГЯП) - выс-ший ру-ко-во-дя-щий ор-ган аль-ян-са по во-про-сам ядер-ной по-лити-ки. Он пред-на-зна-чен для изу-че-ния об-щих про-блем ядер-ной стра-те-гии Се-ве-ро-ат-лан-тического сою-за, раз-ра-бот-ки пла-нов раз-ви-тия ядер-ных сил бло-ка, рас-смот-ре-ния во-про-сов раз-вёр-ты-ва-ния, обес-пе-че-ния безо-пас-но-сти, ох-ра-ны и жи-ву-че-сти ядер-но-го ору-жия , кон-тро-ля над воо-ру-же-ни-ем и рас-про-стра-не-ни-ем ору-жия мас-со-во-го по-ра-же-ния (ОМП). За-се-да-ния ГЯП с уча-сти-ем ми-ни-ст-ров обо-ро-ны го-су-дарств - чле-нов НАТО (кро-ме Фран-ции) про-во-дят-ся, как пра-ви-ло, 2 раза в год в рам-ках ра-бо-ты КВП под пред-седа-тель-ст-вом ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря НАТО или его за-мес-ти-те-ля. Пред-ста-ви-тель Ис-лан-дии уча-ст-ву-ет в ра-бо-те груп-пы в ка-че-ст-ве на-блю-да-те-ля. В пе-ри-од ме-ж-ду за-се-да-ния-ми ГЯП её функ-ции вы-пол-ня-ет По-сто-ян-ная груп-па ядер-но-го пла-ни-ро-ва-ния, в со-став ко-то-рой вхо-дят пред-ста-ви-те-ли стран-уча-ст-ниц в По-сто-ян-ном со-ве-те НАТО. Под-го-то-вительную ра-бо-ту за-се-да-ний ГЯП про-во-дит штаб-ная груп-па, ко-то-рая за-се-да-ет не ре-же 1 раза в не-де-лю. Главный кон-суль-та-тив-ный ор-ган при ГЯП - Груп-па вы-со-ко-го уров-ня ГЯП. В её со-став вклю-че-ны вы-со-ко-по-став-лен-ные пред-ста-ви-те-ли во-енных ве-домств и государственных уч-ре-ж-де-ний го-су-дарств - чле-нов бло-ка, а так-же экс-пер-ты, спе-циа-ли-зи-рую-щие-ся в об-лас-ти коа-лиционной ядер-ной по-ли-ти-ки. За-се-да-ния этой груп-пы про-хо-дят несколько раз в год под пред-се-да-тель-ст-вом пред-ста-ви-те-ля США.

Ге-не-раль-ный сек-ре-тарь НАТО, воз-глав-ляя НАТО, КВП, ГЯП и ряд ве-дущих по-сто-ян-ных ко-ми-те-тов, ко-ор-ди-ни-ру-ет их дея-тель-ность, осу-ще-ст-в-ля-ет под-го-тов-ку за-се-да-ний, кон-тро-ли-ру-ет вы-пол-не-ние при-ня-тых ре-ше-ний, вы-пол-ня-ет пред-ста-вительственные функ-ции. Кро-ме то-го, он яв-ля-ет-ся представителем Со-ве-та ев-ро-ат-лан-тического парт-нёр-ст-ва (СЕАП) и Груп-пы сре-ди-зем-но-мор-ско-го со-труд-ни-че-ст-ва, а так-же со-пред-се-да-те-лем Со-ве-та Рос-сия - НАТО и Ко-мис-сии НАТО - Ук-раи-на. Ге-не-раль-ный сек-ре-тарь не вхо-дит в со-став какой-либо национальной де-ле-га-ции и под-от-чё-тен толь-ко Со-ве-ту НАТО. Из-бра-ние ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря про-ис-хо-дит на ос-но-ве прин-ци-па еди-но-гла-сия всех чле-нов бло-ка. При этом кан-ди-дат на пост ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря (как пра-ви-ло, бывший министр иностранных дел од-но-го из го-су-дарств аль-ян-са) дол-жен вла-деть английским и французским язы-ка-ми. Кан-ди-дат, по-лу-чив-ший в хо-де кон-суль-та-ций одоб-ре-ние всех стран-уча-ст-ниц, офи-ци-аль-но ут-вер-жда-ет-ся в ка-че-ст-ве оче-ред-но-го ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря бло-ка (обыч-но на 2 го-да) на сес-сии Со-ве-та НАТО. Ге-не-раль-ный сек-ре-тарь пред-став-ля-ет ин-те-ре-сы Се-ве-ро-ат-лан-тического сою-за на ме-ж-ду-народной аре-не, вы-ра-жа-ет официальные взгля-ды аль-ян-са и вы-сту-па-ет как гла-ва по-ли-тической и во-енной ор-га-ни-за-ции бло-ка. В про-цес-се кон-суль-та-ций при ре-ше-нии прак-тических во-про-сов дея-тель-но-сти НАТО он не-по-сред-ст-вен-но взаи-мо-дей-ст-ву-ет с пра-ви-тель-ст-ва-ми стран-уча-ст-ниц, ве-дёт пе-ре-го-во-ры с ни-ми в хо-де официальных ви-зи-тов и ор-га-ни-зу-ет взаи-мо-дей-ст-вие по вы-пол-не-нию ре-ше-ний выс-ших по-ли-тических и во-енно-по-ли-тических ор-га-нов аль-ян-са. Ге-не-раль-ный сек-ре-тарь име-ет за-мес-ти-те-ля и по-мощ-ни-ков по различным во-про-сам дея-тель-но-сти НАТО. Основным ра-бо-чим ор-га-ном ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря яв-ля-ет-ся Ме-ж-ду-народный сек-ре-та-ри-ат НАТО.

Выс-ший ор-ган во-енной струк-ту-ры НАТО - Во-ен-ный ко-ми-тет (ВК), в со-став ко-то-ро-го вхо-дят на-чаль-ни-ки ГШ воо-руженных сил стран НАТО. Фран-ция пред-став-ле-на в ВК во-енной мис-си-ей, Ис-лан-дия - на-блю-да-те-лем. ВК оп-ре-де-ля-ет на-прав-ле-ния строи-тель-ст-ва ОВС НАТО, со-гла-со-вы-ва-ет пла-ны их при-ме-не-ния, го-то-вит ре-ко-мен-да-ции по во-енным во-про-сам для КВП и ру-ко-во-дит дея-тель-но-стью под-чи-нён-ных во-енных ор-га-нов. За-се-да-ния ВК про-во-дят-ся на уров-не на-чаль-ни-ков ГШ 2 раза в год, обыч-но пе-ред за-се-да-ни-ем КВП. В пе-ри-од ме-ж-ду за-се-да-ния-ми кон-троль за вы-пол-не-ни-ем при-ня-тых ВК ре-ше-ний и ко-ор-ди-на-цию дея-тель-но-сти выс-ших во-енных ко-ман-до-ва-ний осу-ще-ст-в-ля-ет По-сто-ян-ный во-енный комитет в со-ста-ве национальных во-енных пред-ста-ви-те-лей го-су-дарств - уча-ст-ни-ков во-енной ор-га-ни-за-ции бло-ка. Ис-пол-нительным ор-га-ном ВК яв-ля-ет-ся Ме-ж-ду-народный во-енный штаб (МВШ), в со-став ко-то-ро-го вхо-дят пред-ста-ви-те-ли всех стран бло-ка, вы-де-лив-ших свои вой-ска в ОВС НАТО. Осо-бое ме-сто в дея-тель-но-сти МВШ за-ни-ма-ет Центр НАТО по оцен-ке об-ста-нов-ки (SITCEN), ко-то-рый от-ве-ча-ет за сбор, обоб-ще-ние и ана-лиз по-ли-тической, эко-но-мической и во-енной ин-фор-ма-ции, а так-же за раз-ра-бот-ку ин-фор-ма-ци-он-но- ана-ли-тических ма-те-риа-лов. Центр круг-ло-су-точ-но от-сле-жи-ва-ет во-енно-по-ли-тическую об-ста-нов-ку во всех ре-гио-нах ми-ра и опе-ра-тив-но до-во-дит её до ру-ко-во-дства аль-ян-са.

Воо-руженные си-лы НАТО пред-став-ля-ют со-бой со-во-куп-ность воо-руженных сил стран, вхо-дя-щих в Се-ве-ро-ат-лан-тический со-юз, ко-то-рые по мес-ту и ро-ли в вой-не, сред-ст-вам её ве-де-ния, опе-ра-тив-но-му пред-на-зна-че-нию, при-над-леж-но-сти к стра-те-гическим груп-пи-ров-кам, а так-же по сте-пе-ни под-чи-нён-но-сти коа-лиционным ор-га-нам управ-ле-ния под-раз-де-ля-ют-ся на ОВС НАТО и во-оруженные си-лы, ос-таю-щие-ся в национальном под-чи-не-нии. Сум-мар-но в воо-руженных си-лах (2011) на-счи-ты-ва-ет-ся свыше 16,8 тысяч тан-ков, около 25,6 тысяч ору-дий по-ле-вой ар-тил-ле-рии, ми-но-мё-тов и РСЗО, около 8 тысяч бое-вых са-мо-лё-тов (втом числе свыше 530 но-си-те-лей ядер-но-го ору-жия), свыше 960 бое-вых ко-раб-лей, свыше 200 бое-вых са-мо-лё-тов ВМС (в том числе около 80 но-си-те-лей ядер-но-го ору-жия). Мо-би-ли-зационные воз-мож-но-сти стран НАТО по люд-ским ре-сур-сам: год-ных к во-енной служ-бе около 114,5 миллионов человек и во-ен-но-обу-чен-ных свыше 17 миллионов человек. Рас-ши-ре-ние НАТО за счёт вхо-ж-де-ния в блок го-су-дарств - бывших рес-пуб-лик СССР и уча-ст-ни-ков Ор-га-низа-ции Вар-шав-ско-го до-го-во-ра (ОВД) при-ве-ло к дис-ба-лан-су ус-та-нов-лен-ных ог-ра-ни-че-ний по ко-ли-че-ст-ву воо-ру-же-ний в Ев-ро-пе. В ре-зуль-та-те НАТО име-ет боль-ше, чем раз-ре-ше-но по-ло-же-ния-ми До-го-во-ра об обыч-ных воо-руженных си-лах в Ев-ро-пе (ДОВСЕ; 2011): тан-ков - при-мер-но на 6 тысяч еди-ниц, БМП и БТР - поч-ти на 10 тысяч, артиллерийских сис-тем - бо-лее чем на 5 тысяч, са-мо-лё-тов - на 1,5 тысячи, бое-вых вер-то-лё-тов - бо-лее чем на 500 еди-ниц. Дис-ба-ланс осо-бен-но оче-ви-ден во флан-го-вых зо-нах бло-ка, где пре-иму-ще-ст-во НАТО пе-ред Рос-си-ей со-став-ля-ет свыше 1,2 тысячи тан-ков, около 2,7 тысяч бое-вых ма-шин и около 1,6 тысячи еди-ниц ар-тил-ле-рии.

Ис-то-ри-че-ски НАТО соз-да-ва-лась как ин-ст-ру-мент во-енной по-ли-ти-ки За-па-да по от-но-ше-нию к стра-нам со-циа-ли-стического ла-ге-ря. В ка-че-ст-ве главного ве-ро-ят-но-го про-тив-ни-ка рас-смат-ри-ва-лись СССР и другие го-су-дар-ст-ва ОВД. Соз-да-ние НАТО в ус-ло-ви-ях на-чав-шей-ся «хо-лод-ной вой-ны» спо-соб-ст-во-ва-ло рас-ко-лу Ев-ро-пы на во-енно-по-ли-тические груп-пи-ров-ки, уси-ле-нию гон-ки во-о-ру-же-ний и обо-ст-ре-нию кон-фрон-та-ции ме-ж-ду За-па-дом и Вос-то-ком.

По-ли-тические и пра-во-вые ос-но-вы функ-цио-ни-ро-ва-ния НАТО бы-ли за-ло-же-ны в со-дер-жа-ние До-го-во-ра. Их де-та-ли-за-ция и во-енно-тео-ре-тические по-ло-же-ния по при-ме-не-нию воо-руженных сил аль-ян-са от-ра-жа-лись в Стра-те-гической кон-цеп-ции НАТО, Стра-те-гических ру-ко-во-дя-щих ука-за-ни-ях и других кон-цеп-ту-аль-ных до-ку-мен-тах, со-дер-жа-ние ко-то-рых ме-ня-лось по ме-ре рас-ши-ре-ния аль-ян-са и эво-лю-ции взгля-дов во-енно-по-ли-тического ру-ко-во-дства на спо-со-бы ве-де-ния вой-ны. В пе-ри-од «хо-лод-ной вой-ны» бы-ли при-ня-ты 4 стра-те-гических кон-цеп-ции (1950, 1952, 1957, 1968), по-след-няя из них в во-про-сах при-ме-не-ния воо-руженных сил бло-ка име-ла уни-вер-саль-ный ха-рак-тер и дей-ст-во-ва-ла до конца 1980-х годов. С рас-па-дом ме-ж-ду-народной сис-те-мы стран со-циа-ли-стического со-дру-же-ст-ва и ОВД ру-ко-во-д-ство НАТО при-сту-пи-ло к пе-ре-смот-ру во-енно- по-ли-тических це-лей, про-воз-гла-сив, что по-ли-ти-ка аль-ян-са в об-лас-ти безо-пас-но-сти ба-зи-ру-ет-ся на трёх эле-мен-тах: диа-ло-ге, со-труд-ни-че-ст-ве и обес-пе-че-нии по-тен-циа-ла кол-лек-тив-ной обо-ро-ны. В Стра-те-гической кон-цеп-ции 1991 года под-твер-ждал-ся обо-ро-нительный ха-рак-тер Се-ве-ро-ат-лан-тического сою-за и ре-ши-мость чле-нов НАТО за-щи-щать свою без-о-пас-ность, су-ве-ре-ни-тет и тер-ри-то-ри-аль-ную це-ло-ст-ность. Од-на-ко, ут-ра-тив главного про-тив-ни-ка в ли-це СССР, ру-ко-во-дство НАТО на-ча-ло по-иск но-вых обос-но-ва-ний сво-его су-ще-ст-во-ва-ния. Так, бы-ло за-яв-ле-но, что по-тен-ци-аль-ная уг-ро-за для стран - чле-нов НАТО ис-хо-дит не от спла-ни-рованной аг-рес-сии, а от не-ста-биль-но-сти на Ев-ропейском кон-ти-нен-те, вы-зван-ной со-ци-аль-но-эко-но-мическими и по-ли-тическими про-бле-ма-ми, эт-ническими раз-но-гла-сия-ми и тер-ри-то-ри-аль-ны-ми спо-ра-ми. Кро-ме то-го, в до-ку-мен-те под-чёр-ки-ва-лось, что хо-тя сло-жив-шее-ся по-ло-же-ние в Ев-ро-пе в бли-жай-шей пер-спек-ти-ве де-ла-ет круп-но-мас-штаб-ное на-па-де-ние на со-юз-ни-ков ма-ло-ве-ро-ят-ным, всё же та-кая воз-мож-ность не мо-жет ис-клю-чать-ся. Та-ким об-ра-зом, НАТО по-шло по пу-ти рас-ши-ре-ния спи-ска воз-мож-ных уг-роз для про-еци-ро-ва-ния си-лы за тра-диционную зо-ну от-вет-ст-вен-но-сти, от-кры-вая воз-мож-но-сти для вме-ша-тель-ст-ва во внутренние де-ла других го-су-дарств. В 1992 году стра-ны аль-ян-са зая-ви-ли о го-тов-но-сти пре-дос-та-вить во-енные ре-сур-сы бло-ка для про-ве-де-ния ми-ро-творческих опе-ра-ций под эги-дой Со-ве-та по безо-пас-но-сти и со-труд-ни-че-ст-ву в Ев-ро-пе (СБСЕ). Од-но-вре-мен-но с этим хель-синк-ский сам-мит СБСЕ дал со-гла-сие на при-вле-че-ние к та-ким опе-ра-ци-ям воо-руженных сил НАТО, ко-то-рые в 1992-1996 годах по ре-ше-нию Со-ве-та Безо-пас-но-сти ООН про-ве-ли ряд опе-ра-ций по бло-ка-де Юго-сла-вии, а в 1995 году - воздушную на-сту-пательную опе-ра-цию про-тив бос-ний-ских сер-бов. С 1994 года на-ча-ла реа-ли-зо-вы-вать-ся про-грам-ма «Парт-нёр-ст-во во имя ми-ра» - во-енного со-труд-ни-че-ст-ва НАТО с ев-ропейскими го-су-дар-ст-ва-ми и бывшими советскими рес-пуб-ли-ка-ми За-кав-ка-зья и Центральной Азии, ко-то-рые не яв-ля-ют-ся чле-на-ми организации. Пер-во-на-чаль-но про-грам-ма ох-ва-ты-ва-ла 24 го-су-дар-ст-ва, их чис-ло пе-рио-ди-че-ски из-ме-ня-ет-ся с при-сое-ди-не-ни-ем к про-грам-ме но-вых го-су-дарств или всту-п-ле-ни-ем го-су-дарств, уча-ст-вую-щих в про-грам-ме, в НАТО. На начало 2012 года уча-ст-ни-ка-ми про-грам-мы яв-ля-ют-ся 22 стра-ны, в том числе РФ.

В 1999 году при-ня-та Стра-те-гическая кон-цеп-ция НАТО, оз-на-ме-но-вав-шая со-бой ка-че-ст-вен-ное из-ме-не-ние во-енно-по-ли-тического ха-рак-те-ра ор-га-ни-за-ции от су-гу-бо обо-ро-нитель-ного сою-за к сою-зу на-сту-па-тель-но-му. Кон-цеп-ция пре-ду-смат-ри-ва-ла рас-ши-ре-ние функ-цио-наль-ных и гео-гра-фических гра-ниц пу-тём при-ня-тия но-вых чле-нов в Се-ве-роат-лан-тический со-юз и ак-тив-но-го вме-ша-тель-ст-ва во внутренние де-ла су-ве-рен-ных го-су-дарств. К пе-реч-ню уг-роз, для от-ра-же-ния ко-то-рых до-пус-ка-лось при-ме-не-ние во-енные си-лы, до-ба-ви-лись: обо-ст-ре-ние внут-ри-по-ли-тические об-ста-нов-ки в го-су-дар-ст-вах вслед-ст-вие про-ва-ла со-ци-аль-но-эко-но-мических ре-форм, де-зин-те-гра-ция отдельных стран, по-пра-ние прав че-ло-ве-ка, на-ру-ше-ние функ-цио-ни-ро-ва-ния те-ле-ком-му-ни-кационных и ин-фор-мационных сис-тем, не-кон-тро-ли-руе-мая ми-гра-ция на-се-ле-ния. Не-смот-ря на при-зна-ние аль-ян-сом пра-вил при-ме-не-ния си-лы, ус-та-нов-лен-ных ме-ж-ду-на-род-ным пра-вом, в до-ку-мен-те пре-ду-смат-ри-ва-лась воз-мож-ность осу-ще-ст-в-ле-ния во-енно-си-ло-вых ак-ций без санк-ции Со-ве-та Безо-пас-но-сти ООН. Прак-тической реа-ли-за-ци-ей Стра-те-гической кон-цеп-ции яви-лась аг-рес-сия НАТО про-тив Со-юз-ной Рес-пуб-ли-ки Юго-сла-вия (СРЮ), осу-ще-ст-в-лён-ная в 1999 году под пред-ло-гом за-щи-ты прав ко-сов-ских ал-бан-цев и за-вер-шив-шая-ся от-тор-же-ни-ем от СРЮ Ко-со-ва. С августа 2003 года НАТО при-ня-ло от США и осу-ще-ст-в-ля-ет ко-ман-до-ва-ние Ме-ж-ду-народными си-ла-ми со-дей-ст-вия безо-пас-но-сти в Аф-га-ни-ста-не.

В но-вой стра-те-гической кон-цеп-ции НАТО, при-ня-той в но-ябре 2010 года, а так-же в основных кон-цеп-ту-аль-ных до-ку-мен-тах пря-мо го-во-рит-ся о даль-ней-шем рас-ши-ре-нии не толь-ко гео-гра-фической, но и функ-цио-наль-ной зо-ны от-вет-ст-вен-но-сти. Стра-те-гия аль-ян-са за-клю-ча-ет-ся в дос-ти-же-нии бе-зо-го-во-роч-но-го до-ми-ни-ро-ва-ния во всех сфе-рах ми-ро-во-го раз-ви-тия. При этом об-нов-лён-ная стра-те-гия пре-ду-смат-ри-ва-ет про-дол-же-ние транс-фор-ма-ции бло-ка из ев-ро-ат-лан-тической обо-рон-ной струк-ту-ры в ор-га-ни-за-цию, за-ни-маю-щую-ся обес-пе-че-ни-ем безо-пас-но-сти в гло-баль-ном мас-шта-бе. Гло-баль-ные уст-рем-ле-ния НАТО про-смат-ри-ва-ют-ся в её по-пыт-ках иг-рать зна-чи-мую роль не толь-ко в во-про-сах обо-ро-ны, пре-дот-вра-ще-ния воо-руженных кон-флик-тов или тер-ро-ри-стических атак, но и в во-про-сах энер-ге-тической и эко-ло-гической безо-пас-но-сти, ко-то-рые от-но-сят-ся к эко-но-мической и при-ро-до-охран-ной сфе-рам и не име-ют яр-ко вы-ра-жен-ной во-енной со-став-ляю-щей. Таким образом, ны-не дей-ст-вую-щая стра-те-гическая кон-цеп-ция НАТО яв-ля-ет-ся ло-ги-ческим про-дол-же-ни-ем про-во-ди-мой по-ли-ти-ки по гло-ба-ли-за-ции ро-ли аль-ян-са и под-ме-ной им ин-сти-ту-тов ООН. При-ме-ром её при-ме-не-ния на прак-ти-ке яв-ля-ет-ся ис-поль-зо-ва-ние воо-руженных сил аль-ян-са про-тив Ли-вии в 2011.

Официальной ос-но-вой от-но-ше-ний ме-ж-ду НАТО и РФ яв-ля-ет-ся Ос-но-во-по-ла-гаю-щий акт о вза-им-ных от-но-ше-ни-ях, со-труд-ни-че-ст-ве и безо-пас-но-сти, под-пи-сан-ный в 1997 году гла-ва-ми всех го-су-дарств - чле-нов аль-ян-са и Пре-зи-ден-том РФ. Для кон-суль-та-ций и со-труд-ни-че-ст-ва был соз-дан Со-вме-ст-ный по-сто-ян-ный со-вет (СПС). Ему на сме-ну при-шел Со-вет Рос-сия - НАТО (СРН), уч-ре-ж-дён-ный в 2002 году на встре-че на выс-шем уров-не в Ри-ме. В рам-ках СРН Рос-сия и го-су-дар-ст-ва - чле-ны НАТО ра-бо-та-ют в ка-че-ст-ве рав-но-прав-ных парт-нё-ров в об-лас-тях, пред-став-ляю-щих вза-им-ный ин-те-рес. СРН яв-ля-ет-ся ме-ха-низ-мом для про-ве-де-ния кон-суль-та-ций, дос-ти-же-ния кон-сен-су-са, со-труд-ни-че-ст-ва, вы-ра-бот-ки со-вме-ст-ных ре-ше-ний и дей-ст-вий по во-про-сам безо-пас-но-сти в Ев-ро-Ат-лан-тическом ре-гио-не. За-се-да-ния СРН на уров-не по-слов и во-енных пред-ста-ви-те-лей про-во-дят-ся под пред-се-да-тель-ст-вом ге-не-раль-но-го сек-ре-та-ря НАТО не ре-же 1 раза в ме-сяц; два-ж-ды в год - на уров-не ми-ни-ст-ров иностранных дел, ми-ни-ст-ров обо-ро-ны и на-чаль-ни-ков ГШ; и по ме-ре воз-мож-но-сти - на уров-не глав го-су-дарств и пра-ви-тельств. В августе 2008 года, по-сле про-ве-де-ния РФ опе-ра-ции по при-ну-ж-де-нию Гру-зии к ми-ру и при-зна-ния не-за-ви-си-мости Южной Осе-тии и Аб-ха-зии, ра-бо-та СРН бы-ла пре-рва-на. В мар-те 2009 года гла-вы МИД стран - чле-нов аль-ян-са при-ня-ли ре-ше-ние во-зоб-но-вить со-труд-ни-че-ст-во с РФ в рам-ках СРН. Вме-сте с тем дос-тиг-ну-тые ус-пе-хи в со-труд-ни-че-ст-ве по отдельным во-про-сам (про-ти-во-дей-ст-вие тер-ро-риз-му, пи-рат-ст-ву, при-род-ным и тех-но-ген-ным ка-та-ст-ро-фам и другим) не сни-ма-ют зна-чительных раз-но-гла-сий, ко-то-рые су-ще-ст-ву-ют ме-ж-ду РФ и НАТО по фун-даментальным про-бле-мам, к ко-то-рым от-но-сят-ся про-дол-жаю-щее-ся рас-ши-ре-ние бло-ка, раз-ме-ще-ние эле-мен-тов ПРО в Ев-ро-пе, вы-ход НАТО за пре-де-лы кон-цеп-ции обо-ро-нительного сою-за, со-блю-де-ния ДОВСЕ и других.

Ге-не-раль-ные сек-ре-та-ри НАТО: Х.Л. Ис-мей (1952-1957 годы), П.А. Спа-ак (1957-1961 годы), Д. Стик-кер (1961-1964 годы), М. Бро-зио (1964-1971 годы), Й. Лунс (1971-1984 годы), лорд Кар-ринг-тон (1984-1988 годы), М. Вёр-нер (1988-1994 годы), С. Ба-лан-ци-но (и. о. 1994, и. о. 1995), В. Клас (1994-1995 годы), Х. Со-ла-на (1995-1999 годы), Дж. Ро-берт-сон (1999-2004 годы), Я. де Хоп Схеф-фер (2004-2009 годы), А.Ф. Рас-мус-сен (с 2009 года).

Организация Североатлантического договора 26 (НАТО) включает в настоящее время 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это, безусловно, наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.

Высшей политической инстанцией союза является Североатлантический совет, который венчает собой «гражданскую часть институциональной структуры НАТО. Сессии совета проводятся дважды в год на уровне министров иностранных дел (к ним иногда присоединяются министры обороны), а в некоторых случаях и на уровне глав государств и правительств. Он определяет направления деятельности НАТО, проводит консультации по важнейшим затрагивающим союз международно-политическим проблемам и принимает ключевые решения по практическим вопросам его функционирования.

Что же касается военной организации союза, то ее сердцевиной является интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникновения вооруженного конфликта. Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов.

С окончанием холодной войны угроза широкомасштабного военного столкновения по линии Восток - Запад была практически снята с повестки дня. Строго говоря, это означало, что военный альянс утратил свой raisond"etre, поскольку главный смысл его существования состоял в подготовке к отражению агрессии. Североатлантический союз столкнулся с серьезнейшей задачей адаптации к новым обстоятельствам и переосмысления своей роли в новых условиях. Дважды на протяжении 90-х годов принимались новые стратегические концепции НАТО (на саммитах в Риме в 1994 г. и в Вашингтоне в 1999 г.). Процесс перестройки альянса, сопровождающийся острыми дебатами между его участниками, развивается по следующим основным направлениям.

1. Происходит определенное снижение военной активности в рамках НАТО. Хотя традиционная задача организации коллективной обороны в случае внешней агрессии и обеспечения соответствующих военных возможностей сохраняется в качестве основной, масштабы военных приготовлений после окончания холодной войны сократились. Уменьшена численность вооруженных сил, некоторая их часть переведена на пониженный уровень боеготовности, снижена роль ядерного компонента в военной стратегии 27 . В рамках осуществляемой перестройки военного командования предусматривается сократить общее число штабов различного уровня с 65 до 20.

2. На первом этапе перестройки НАТО после окончания холодной войны особый акцент был сделан на усиление невоенных функций альянса. Одобренная сессией Североатлантического совета на высшем уровне в Риме (1991 г.) «Новая стратегическая концепция» особо выделяла значение политических аспектов обеспечения безопасности через развитие диалога и сотрудничества. В решениях брюссельского саммита НАТО (1994г.) подчеркивалась необходимость повышения политической роли союза и его вклада в обеспечение стабильности и безопасности в Европе во взаимодействии с другими структурами, оперирующими на континенте.

3. Прилагаются усилия для укрепления роли альянса как инструмента стратегического вовлечения США в Европу с одновременным обеспечением большей самостоятельности европейским участникам союза. В 1994г. официально одобрен курс на формирование «европейской идентичности в области безопасности и обороны» (European Security and Defence Identity - ESDI) в рамках НАТО; принято решение о том, что военные возможности альянса могут быть использованы для операций Западноевропейского союза (ЗЕС). Принята концепция «объединенных совместных оперативных группировок» (Combined Joint Task Force -CJTF) 28 , которые могут выделяться из состава НАТО в качестве «отделимых, но не отдельных сил» для операций, осуществляемых европейскими участниками альянса без участия США.

Предусматривается более широкое использование многонациональных формирований, образуемых участниками НАТО из числа европейских стран.

4. Взят курс на установление широких контактов и активное развитие кооперативного взаимодействия со странами, не входящими в НАТО. В 1991 г. создан Совет Североатлантического сотрудничества (ССАС), консультативный форум, включивший в свой состав, наряду с государствами НАТО, бывшие социалистические страны, а затем и государства, возникшие на территории распавшегося СССР. Впоследствии «партнерами» НАТО стали также несколько нейтральных стран, и общее число участников этой консультативной структуры достигло 44; в 1997 г. она была формально заменена Советом евро-атлантического партнерства (СЕАП), который должен был стать инструментом совместного обращения стран НАТО и их партнеров к проблемам европейской безопасности. В 1994 г. инициирована программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), приглашающая все страны ОБСЕ к сотрудничеству с НАТО на основе индивидуальных проектов по таким вопросам, как обеспечение транспарентности военного планирования и военных расходов, введение гражданского контроля над вооруженными силами, осуществление совместного планирования, обучения и боевой подготовки воинских формирований для использования в целях миротворчества, спасательных и гуманитарных операций 29 .

5. Начиная с 1993 г. центральное место в дискуссиях относительно НАТО занял вопрос о возможности расширения альянса и вступлении в него бывших социалистических стран и стран Балтии. В 1997 г. принято официальное решение о предстоящем присоединении к союзу Польши, Чехии и Венгрии, которые стали полноправными членами НАТО в 1999 г. Россия вела активную политическую кампанию против расширения НАТО, апеллируя к необходимости не допустить возникновения новых линий раздела в Европе. Со стороны НАТО подчеркивалось, что вступление в альянс новых членов расширит зону стабильности на континенте, будет сопровождаться сдержанностью в распространении военной инфраструктуры блока на восток, и что одновременно должно происходить интенсивное наращивание связей с Россией. Перспективы «второй волны» расширения альянса достаточно проблематичны, но официальная позиция НАТО такую возможность предусматривает.

6. Впоследствии главное внимание стало уделяться определению и обоснованию новых миссий альянса, выходящих за пределы тех функций, которые были очерчены Североатлантическим договором. При этом особо подчеркивается необходимость переориентации союза на решение задач кризисного регулирования и миротворчества, с соответствующим изменением ведущихся военных приготовлений и обеспечением гибкости и мобильности вооруженных сил. В «Стратегической концепции НАТО», одобренной на юбилейном саммите альянса в апреле 1999 г., в число возможных задач впервые было включено «проведение операций по реагированию на кризисные ситуации, не подпадающие под статью 5 Вашингтонского договора» (т.е. не связанные с коллективной обороной от внешней агрессии). Первым практическим опытом использования сил НАТО в этих целях стали ракетно-бомбовые удары по Югославии, начавшиеся в марте 1999 г. Официальной целью это операции было объявлено прекращение гуманитарной катастрофы в Косово. Военная кампания НАТО против Югославии показала, что альянс претендует на право применять силу за пределами территории стран-членов и без санкции Совета Безопасности ООН.

7. Место НАТО в формирующейся международно-политической системе на Европейском континенте определяется продемонстрированной Североатлантическим союзом политической и военной дееспособностью, равно как и расширением его пространственного ареала. Но в силу того, что эта структура не включает Россию, превращение Североатлантического альянса в нынешнем его виде в центральный элемент «общеевропейской архитектуры» либо проблематично, либо чревато обострением напряженности. Этот вопрос мог бы быть переведен в конструктивную плоскость в результате более радикальной трансформации союза и формирования качественно новых отношений с Россией. В мае 1997 г. между ними был заключен Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, определивший «цели и механизм консультаций, сотрудничества, совместного принятия решений и совместных действий, которые составят ядро взаимоотношений между Россией и НАТО». Создан и начал функционировать Совместный постоянный совет Россия - НАТО.

Однако вопрос о реальных характере и масштабах их будущего сотрудничества остается открытым. Возможность такого сотрудничества была поставлена под угрозу военной операцией НАТО против Югославии, которую Россия охарактеризовала как ничем прикрытую агрессию. Такие действия побудили ее пойти на резкое снижение уровня отношений с НАТО (отзыв российских представителей из штаб-квартиры альянса, выход из ПРМ и другие меры).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!