Саймон новая наука управленческих решений. Смотреть что такое "Саймон, Герберт" в других словарях

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Большинство загадок построено на метафоре. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло. (радуга)

Радуга, как цветное коромысло, над небом повисло. Радуга = цветное коромысло

Как «построена» загадка 1. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)

Как «построена» загадка 2. Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. (пила)

Как «построена» загадка 3. Сравнение Пять ларчиков, как пять чуланчиков. (перчатки)

Как «построена» загадка 4. Прямой вопрос Кто бежит без провода? (река)

Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы

“В мире загадок”

Разработала:

Учитель русского языка и

Литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново

И.В. Сидоренковой

2015 г.

Класс : 5

Предмет : литература

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . М.: Просвещение, 2015.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема урока: «В мире загадок »

Цели урока: знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

  • Психологический настрой детей на урок.
  • Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

3. Актуализация знаний.

  • Беседа учителя.

Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?

Дайте определение слову «фольклор».

С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?

4. Постановка цели (целеполагание).

Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)

Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня с вами говорить?

Какие цели можно поставить на уроке?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Организация деятельности по восприятию нового материала.

Что такое загадка?

6. Открытие обучающимися нового знания.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.

Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.

Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)

Рассмотрим, как строится загадка.

Способы построения загадок:

1. Метафора (пример)

2. Звуковой образ (пример)

3. Сравнение (пример)

4. Прямой вопрос (пример)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.

- Определите способ построения загадки. Карточки

  • Полон хлевец белых овец. .
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.

8. Включение в систему знаний и повторения.

  • Составление загадки про снег.

Какой он?

Можно слово «снег» заменить другим. Каким?

Какие действия выполняет снег

Составьте загадку

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Используя законы жанра, придумайте загадки:
  • о предметах одежды,
  • о музыкальных инструментах,
  • о кушаньях.

10. Рефлексия деятельности.

Прием рефлексии «Солнышко».

Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

11. Домашнее задание.

  • Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
  • Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

Загадка - это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямо­го вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что вид­но только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела).

В большинстве загадок описание признаков предмета, кото­рый надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица - отгадываемого пред­мета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут - Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге:

- Это черная?

- Нет, красная.

- А почему белая?

- Потому, что зеленая (красная смородина).

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:

Кабы я встала -

До неба достала,

Кабы руки да ноги -

Я бы вора связала.

Кабы рот да глаза -

Я бы все рассказала (дорога).

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего сле­дует назвать метафору.

М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки - овечки, куде-ля - стог:

Пять овечек стог подъедают,

Пять овечек прочь отбегают.

Игла - свинка, золотая щетинка, соха - корова, все поле рогами перепорола. Среди метафорических образов животных преобладают до­машние, а среди них - корова, бык и конь (кобыла, жеребец). Они используются очень многообразно, во всех «слагаемых»: рога, хвост, гри­ва, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные - медведь, волк, лиса, заяц - обслуживают незначительное число загадок. Обиль­ны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют зна­чительно реже.

Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:

Стоит дерево, (стол)

На дереве конопля, (скатерть)

На конопле глина, (горшок)

На глине капуста, (щи)

А в капусте свинья, (свинина)

Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообраз­ные сравнения:

Бел как снег,

В чести у всех (сахар).

В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам;

Ввержен в пещь огненную, яко три отрока;

Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия;

Везен бысть на торжище, яко же Иосиф;

Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус;

Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена,

яко же Мария Магдалина,

И, купивши его за медницу, принесе домой;

Но расплакался по своей матери, умре,

И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).

Встречаются в загадках и антитезы. Например:

Матушкой-весной в платьице цветном.

Матушкой-зимой в саване одном (поле).

Некоторые загадки построены путем изменения названия отгадки, при этом начальные звуки сохраняются, а конец слова сильно изменен:

Стоит пендра.

На пендре лежит дендра

И говорит кондре:

"Не лазай на пендру.

Там не одна кандра -

И ундра есть" (печь, дед, кот, каша и утка).

Из приведенных примеров видно, что загадки часто рифмо­ваны. В двустрочных загадках строки могут рифмоваться. В мно­гострочных рифмовка разнообразна. Смежная рифма:

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены;

Ходит дом ходуном

На столбе золотом (рожь).

Иногда первая строка рифмой не связана, другие зарифмо­ваны:

Маленький, горбатенький.

Все поле обежал,

Домой прибежал -

Целый год пролежал (серп).

Часто в загадках встречаются эпитеты, аллитерации и звуко­подражания (см., например, в Хрестоматии варианты загадки о бруске для заточки косы).

Каждая загадка - это отдельное художественное произведе­ние со своими поэтическими особенностями.

Загадка – краткое иносказательное изображение предмета, требующее отгадки.

В энциклопедии записано такое понятие «загадка – это замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего».

А известный фольклорист В. И. Чичеров писал, что «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

Другой фольклорист В. П. Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, посланный в форме замысловатого, краткого, как правило ритмически организованного, описания какого-либо предмета или явления».

Загадки были широко известны на Руси, их знали, стар и млад. Долгими зимними вечерами загадки вместе со сказками и песнями можно было услышать на рабочих посиделках, где собирались подростки и молодежь. И сейчас многие из нас с удовольствием загадывают и отгадывают загадки.

Как же возникла загадка? Зачем понадобилось людям сочинять эти маленькие иносказания? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к глубокой древности.

Отправляясь в лес, первобытный охотник старался скрыть свои намерения. Он называл зверей и птиц другими, подставными названиями. Потом эта привычка вошла в норму. И даже там, где звери не могли слышать, о них из осторожности говорили иносказательно.

Сначала человек скрывал свои планы только от животных. Но позднее люди стали думать, что у лесов, полей и рек есть свои невидимые хозяева –духи. Дух леса называется леший. У поля было свое невидимое божество – полудница. Невидимый дух жил и в доме, его называли домовой. В бане обитал банник. Этих невидимых хозяев тоже следовало остерегаться, не сердить и скрывать от них свои намерения.

Но раз эти духи со всех сторон окружают человека, то и скрывать приходилось многое. И люди начинают иносказательно говорить об орудиях труда, о домашней утвари, о предметах ловли рыбы и охоты.

Особенно много иносказаний сохранялось у охотников. Например, ворона они называли верховой, кошку – запеченка, корову – рыкуша, свинью – низкоглядка.

Тайная речь позволяла людям скрывать свои намерения не только от природы, но и врагов. Поэтому тайная речь использовалась среди воинов.

В древности отгадывание загадок воспринималось как очень важное умение. У многих народов существовали особые обряды посвящения во взрослость. В эти обряды включалось и испытание мудрости: отгадывание загадок, владение иносказательной речью. Если же человек не выдерживал этот экзамен, то даже если ему было 30-40 лет, то его называли детским именем, не считали взрослым и не разрешали иметь собственную семью.

Типы загадок.

Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений, которое предлагается отгадать. И в самом деле! Например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» представлена капуста.

Есть загадки другого типа: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной; нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные ответы. Например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Май» (всего три буквы).

Эти типы загадок можно было назвать так: загадки-иносказания, загадки-описания, загадки-вопросы. Но есть еще один тип загадок – загадки-задачи. Например: «Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два – под березой, один – у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине?»

Предлагаемые в этих загадках задачи требуют сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном – обычное. Сходство четырех типов загадок и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях.

Тематика загадок.

Загадки имели важное назначение. Когда не было учебников, с помощью загадок люди предавали знания об окружающем мире, в том числе и о животных, особенностях поведения, повадках.

Первыми занятиями людей была охота и собирательство. Значит, загадки о диких животных исторически более ранние. Когда человек начал приручать животных, он открывал для себя их строение, особенности поведения, все это запечатлел в загадках: «Пришла из лесу птичница в рыжей шубке кур посчитать» (лиса) или «Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька».

В загадках о растениях люди подмечали особенности строения овощей, деревьев и цветов: «Без окон, без дверей полна горница людей» (огурец) или «Как во поле, во кургане стоит девица серьгами» (береза).

Многие явления природы, такие как радуга, гром, тучи человек не мог объяснить. Одни из этих явлений радовали его, другие внушали страх, пугали. Чаще всего человек старался выяснить, на что похоже то или иное явление: « Красное коромысло над рекою повисло».

Человек обращал внимание на взаимосвязь небесных и земных явлений: «На земле слышно, если на небе стукнет» (гром).

Многие загадки посвящены орудиям труда и предметам, которые окружали человека в доме, во дворе: «Новая посудина, а вся в дырках».

В таких загадках самые обычные предметы иногда изображались непохожими, люди учились замечать и ценить их своеобразие и красоту.

Загадки запечатлели многие предметы, уже исчезнувшие из современной жизни. Такие загадки являются для нас историческим источником. Они несут свои сведения не только о самих предметах, но Ио том, как были устроены эти предметы: «Встану – выше лошади, лягу – ниже курицы» (дуга). Или «Баба Яга вилами нога, весь мир кормит, сама голодна» (соха).

Шло время, а с ним ушли из быта многие предметы. Загадки о них стали непонятными и их перестали загадывать. Но зато появились новые: «за морем птичка поет, сюда весть подает» (радио).

Читая загадку, можно узнать, как простые люди относились к знанию, грамоте, умению читать и писать. Высоко ценили книгу и создавали о ней загадки:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает».

Способы создания загадок.

Загадки создаются разными способами. Первый способ создания загадок – описание свойств, признаков или качеств предмета: «Черненькая, маленькая, всему свету миленькая» (черемуха). Или «Два конца, два кольца, посередине гвоздик» (ножницы).

Другой способ – сравнение. Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим. В сравнении присутствуют два предмета: тот, который определяют и тот, с которым сравнивают. Другими признаками являются наличие слов: как, словно, будто:

«Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится, как бес,

Поверткой в лес» (сорока).

В загадках встречается прием отрицательного сравнения. Этот прием легко узнать, так как в нем отрицаются признаки или свойства сравниваемых предметов: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит».

Существует еще один способ создания загадок – замещение одного образа другим. Например, в загадке слово «гриб» заменено собственным «Антошка»: «Стоит Антошка на одной ножке».

Я в мире загадок.

В своей работе я рассмотрела происхождение загадок, их типы, тематику и способы создания. У загадки много разных определений, которые близки между собой. Я считаю, что загадка – это краткое зашифрованное описание предмета в виде небольшого стихотворения или вопросительного предложения, которое необходимо отгадать.

Загадки возникли, как тайная речь, которая позволила людям скрывать свои намерения от природы, врагов.

По своему строению загадки бывают: загадки-описания, загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи.

Разнообразны темы загадок: животные, растения, природные явления, быт людей. Загадки изменяются: старые умирают, но рождаются новые.

Изучив тему «Русские народные загадки», придумала загадки, используя способы создания загадок, и научилась определять тему и тип загадки.

Загадки-описания: «Как солнышко, но маленький,

Веселый, да удаленький.

Пушистенький ребеночек,

Зовут его » (цыпленочек).

«Серый, усатый,

В тельняшке полосатой» (тигренок).

«Его несешь ты в школу

На лямках за спиной.

Ох! Как тяжел же ящик!

Лежит там разум твой!» (портфель).

«К ней ты прикасаешься –

Глазки закрываются.

Только на нее ложишься –

Сразу сказка тебе снится» (подушка).

«Прилетает в гости к нам эта птичка к холодам.

Красной грудкой щеголяет, всех вниманье привлекает». (снегирь).

Загадки-замещения: «Растет у окошка в глиняном горшочке

Зеленый ежик. Не головы, не ножек» (кактус)

«У меня в квартире солнышко живет.

По веленью кнопки солнышко встает» (лампа).

Загадки-отрицания: «Сер, да не волк.

Длинноух, да не заяц.

С копытами, а не лошадь» (осел)

Загадки – сравнения: «Крылья словно лепестки,

Усы будто у осы,

И летает словно птица.

Нас с тобою не боится» (бабочка).

Загадки – иносказания: «Дали братьям новый дом.

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился

И отдельно поселился» (рука).

«Железные избушки прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой ведет всех за собой» (поезд).

6. Загадки, структурно не оконченные и связанные с отысканием отгадки

путём подбора рифмы.


1.Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985, с. 15.

Итак, загадки классифицируются:

I По происхождению.

II По форме.

III По типам и приёмам описания.

IY По темам (по содержанию).


Для рассмотрения особенностей загадки как жанра литературы, для выявления

её художественного своеобразия важна система художественных образов, спо-

собы их построения в загадке. Поэтому мы предпочли классификацию загадок по способу создания образа, использованию различных изобразительно-вырази-тельных средств языка, так как моя цель – литературное развитие и развитие речи младшего школьника.

Особенности поэтической формы у загадок связаны с их жанровой природой.

В загадке так строится образ, чтобы не называть прямо предмет загадывания.

Способов запутывания отгадывающего и наведения его на правильный путь существует много.

1.По самой жанровой природе загадке, сопоставляющей один предмет с другим, свойственны разнообразные формы сравнения:

А) Сижу на тереме,

Мала, как мышь,

Красна, как кровь,

Вкусна, как мёд.

Скорчится – с кошку,

А растянется – с дорожку.

(верёвка)

это собственно сравнение или положительное сравнение,

Б) На потолке

Висит сито

Не руками свито.

(паутина)

Не дерево, а суковато (олень с рогами) – этот способ построения образа называется отрицательным сравнением, ключик к отгадыванию таких загадок – в сообщении, что загаданный предмет похож на замещающий, но не обладает всеми его свойствами:

Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд,

От рогатого берут

И живулькам дают.

Кругла, а не шар,

С хвостом, а не мышь,

Желта, как мёд,

А вкус не тот.


Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

(лошадь) –

здесь так называемое выключение сходных предметов из загадываемого.

Свойства, признаки, качества предмета могут отрицаться:

Есть крылья – не летаю,

Ног нет, а гуляю,

По земле не хожу,

На небо не гляжу,

Звёзд не считаю,

Людей избегаю.

2.Ещё один способ построения образа – метафора, загадываемый предмет

замещается другим, например: огурец – горница, месяц – пастух.

А) При замещении предпочтение отдаётся одушевлённым предметам, но и неодушевлённые предметы в загадке говорят и двигаются:

Стоит толстуха –

Деревянное брюхо,

Железный поясок.

Б)В загадках велика роль олицетворения: топор «в лес идёт» и «кланяется»,

лапша «сидит на ложке». Немало загадок в форме олицетворения, использу-ющих собственные имена:

Стоит Антошка(Трошка, Тимошка)

На одной ножке;

Его ищут,

А он нишкнет.

это частная разновидность олицетворения.

В) Таинственная, странная, фантастическая картина создаётся в загадке, когда в описании сталкиваются признаки предметов загадывания и замещения:

Под землёй птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

(картофель)

Белый как снег,

Надутый как мех,

Лопатами ходит,

А рогами ест.

Образ построен с помощью контраста.

Художественное совершенство, поэтичность загадки зависит от того, наско-

лько выразительно, метко, наблюдательно выбран образ. Отбор признаков не случаен, отбираются самые характерные, которые отсутствуют у других пред-метов(иначе возникает возможность нескольких отгадок). Предмет замещения подбирается по тем признакам, свойствам, функциям и связям, которые послужат ключом для отгадывания:

Г) Признак может быть один:

Щука ныряет,


Трава прилегает.

Д) а может быть несколько, соответственно возникают разные образы:

В крутом буераке

Лютые собаки –

здесь отмечается, что пчёлы жалят так, как кусают собаки, а в загадке:

Шёл я мимо Шарашина двора,

Шарашины ребята ошарашили меня –

пчёлы в образе ребят.

Изображение разных качеств предмета загадывания создаёт разные загадки об одном и том же предмете, а подбор разных предметов замещения – разные редакции, варианты загадки. Например, загадка о севе:

Загану загадку,

Закину за грядку,

Моя загадка в рост пойдёт,

Калачом взойдёт –

Встречается в вариантах:

Брошу за грядку, год подожду –

Годовик (годовинку)пожну(на другой возьму).

Сбор урожая уподоблен годовику (однолетку – годовалому, перегодовавшему животному). В других вариантах говорится иначе:

Моя загадка пойдёт -

Сто рубликов найдёт.

Стоит лепёшка

На одной ножке,

Кто мимо не пройдёт,

Всяк поклонится - здесь гриб по внешнему сходству, по форме и размеру уподоблен лепёшке.

Красный сапог в земле горит –

свёкла по цвету и форме уподоблена красному сапогу.

Е) Много загадок, основанных на описании не только свойств предмета, но и способов его изготовления и применения, своеобразной биографии:

Бъют меня палками

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят.

Ж) Распространён и приём создания загадки указанием на функцию предмета, производимое им действие, по которому и надо угадать, о чём речь:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.



На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут.

З) Традиционность загадок выражается в том, что в них заметно присутствие устойчивой системы уподоблений. Сходные между собой предметы именуются братьями, либо сёстрами:

Два братца пошли в воду купаться.

Четыре братца на свете:

Два меньшие впереди,

Два большие позади,

Спешат, бегут,

Друг друга не догоняют.

Две сестры страдают,

В каморку зазирают,

Войти не смеют.

(притолока и порог двери)

«Сёстра» и «братья» могут носить имена:

Дарья да Марья без устали одна другой в глаза глядят.

(пол и потолок)

Два Петра в избе.


3. Нередко в загадках встречается иносказательность в форме метонимий:

По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан –

В основу замещения положен признак, который говорит о внутренней связи

сопоставляемых предметов (шуба и кафтан готовились из овечьей шерсти и шкур).


4.Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения

отдельных признаков умалчиваемых предметов:

А) Чёрненька, маленька,

Всему свету миленька.

(черника)

Сверху зелено,

Посередине толсто,

Под конец тонко.

здесь перечисление признаков.

Б) Оно часто перерастает в обширное описание:» Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и тяскло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и грузно, и легко, и твёрдо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило»(ка-равай).

В)Если предмет не назван, то используются местоимения:

В неё льётся, из неё льётся,

Сама по земле плетётся.


5. Иногда признаки предмета передаются в форме придуманных на этот случай слов:«И стучиха, и бренчиха, и четыре шумитихи, и хохол, и махор, и змея с хохлом» - эта загадка о телеге, которая на ходу бренчит, стучит, о колёсах, которые шумят, о лошади, её гриве (хохол), хвосте (махор) и кнуте с хвостянкой на конце (змея с хохлом). Такие слова – замены обусловлены промысловыми и бытовыми запретами, тайной речью:«Пошёл я на тух-тух-ту, взял с собой таф-таф-ту, и нашёл на храп-тах-ту; кабы да не таф-таф-та, меня съела бы храп-тах-та» - пошёл на охоту, взял с собой собаку, нашёл медведицу.


6. Вместо рассказа о предмете в загадки иногда дан диалог: «Криво да мимо, куда побежало? – Зелено – лукаво, тебя стерегчи» (околица и поле), «Эй, куда, борода? – Берегись, наскачу, лбом хвачу!» (козёл).


7.Загадка может быть в форме монолога: «Кто меня сделал – не сказывает, кто меня не знает – принимает, а кто знает - на двор не пускает» (фальшивые деньги), «Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять» (небо, звёзды, месяц).


8. Загадка есть вопрос, её вопросительная сущность обнаруживается в форме прямого вопроса: «Кто бежит без повода?» (река), «Что выше леса, краше света, без огня горит?» (солнце), «Чего в гору не выкатить, в решете не унести и в руках не удержать?» (вода), «Что вверх корнем растёт?» (сосулька).


9.В подборе предмета замещения большую роль играют привычные фольклорные образы. В загадках про зиму, мороз традиционен образ Деда Мороза, в них или не называется никакое действующее лицо или говориться «старик», «дед», «дедушка»: «Пришёл внучек по дедушку» (вешний снег на зимний снег), «Старик у ворот тепло уволок. Сам не бежит и стоять не велит» (мороз). К числу традиционных фольклорных образов относятся «баба», «барыня», «мать», «старик», «хозяин», «бык», »конь», «баран», «пастух» и др.: «Золот хозяин - на поле, серебрян пастух – с поля» (солнце и месяц), «Матушкину скатерть не собрать, батюшкина коня не поймать» (небо, месяц).


10.Загадки иногда используют традиционные сказочные образы. Про медведя загадывают: «всем пригнётыш», это напоминает медведя из сказки о теремке. Про соху говорят: «Стоит баба-яга, распорота нога,весь мир кормит – сама голодна». Загадка о жареном гусе:»В Печерском, в Горшенском, под Крышинским сидит Курлын Курлынович», конечно связана со сказкой о скупой старухе и ловком солдате.

Как видим, трудно выделить: загадки, основанные на сравнениях используют описание действия, метафора и сказочные образы тесно переплелись между собой. Мы сознательно расширили и усложнили классификацию, чтобы показать богатство приёмов построения образа в загадке.


Другой аспект, по которому загадки, интересующие нас, различаются – их звуковая и ритмическая организация, которая часто приходит, чтобы указать на искомый образ. Иногда поиску отгадки, нахождению искомого образа помогают чисто формальные признаки.


1.Многообразны формы ритмического строя загадок:

А)»Суну, посуну, делаю посуду; высуну – поколочу и всю вызолочу» - ритмический строй загадки соответствует ладной, умелой, быстрой работе – ковке. Ритм русских народных загадок – «свободное и многократное варьирование двух- и трёхсложных стоп. И лаконизм в них достигается преодолением описаний, пропуском отдельных членов предложений и союзов».1

Лежит/ кучка/ поросят,/ 2, 2, 3

Кто ни/ тронет /– завизжат./ 2, 2, 3

Под мостом,/ мостом,/ 3, 2

Лежит ги/ря с хвостом,/ 3, 3

Ни взять,/ ни поднять,/ 2, 3

Ни на воз /положить./ 3, 3

Приня/лась о/на за/ дело,/ 2, 2, 2, 2

Завиз/жала/ и за/пела,/ 2, 2, 2, 2

Ела,/ ела/ дуб, дуб,/ 2, 2, 2

Поло/мала/ зуб, зуб./ 2, 2, 2

Б) Ради воспроизведения ритма работы иногда придумываются и своеобразные

звукоподражательные слова: «Потату, потаты! Токату, токаты! А яички ворохом несутся» (молотьба).


2.Нередко загадки включают звуковой образ, звукоподражание:»Летели гуськи, дубовы носки:»Чок, чокоты наговаривали»».


3.Путь к отгадке показывает аллитерация и ассонанс: »Сам Самсон, сам мост мостил, без топора, без клинья, без подклинья» (мороз), «Что слаще мёда, сильнее льва?» (сон).


Как видно по приведённым примерам в группах нашей классификации встречаются загадки с различными типами структур: простые (распро-странённые и нераспространённые) и сложные предложения, повествовательные, вопросительные и восклицательные; в форме монолога, диалога и т. д.

Предложенная нами классификация даёт возможность ознакомиться с различными видами загадок, изучать загадку как жанр, её языковые и художественные средства, а значит использовать русские народные загадки в соответствии с целями литературного образования.

Навыка чтения и работа над пониманием прочитанного. Учебным материалом в этом случае является текст литературного произведения. 2.3 Статистическая обработка данных по формированию читательских умений у младших школьников. На данном этапе мы использовали те же задания, что и на констатирующем этапе, но поменяли их содержание. Данные контрольного этапа отражены в таблице 2 Уровни...

... – аналитический (или персонажа). Заключение Художественное произведение несет в себе большой развивающий и воспитательный потенциал. Исследователями определены психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками. Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволил рассмотреть понятие ""полноценное восприятие"". В данном исследовании за...

Обычным мыслям придать образно – ассоциативную метафорическую форму выражения на основе замедленной метафоры (зашифровка, уводящая в сторону), каламбурного алогизма, на основе затруднённого параллелизма.

СХЕМА СПОСОБА СОЗДАНИЯ ЗАГАДКИ.

ПРЕДМЕТ ВИД ЗАГАДКИ МЕТАФОРА ЗАГАДКА
1. Мышь Загадываемый предмет сопоставляют с одним метафорическим образом. Шарик Маленький шарик под лавкой шарит.
2. Человек Загадываемый предмет выражается через несколько метафорических образов. Пни Бочка Кочка Лес Бес Стоят два пня, На пнях - бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес, В лесу – бес.
3. Пчела Бабочка Стрекоза Несколько загадываемых предметов выражается через один метафорический образ. Лоскуток Разноцветный лоскуток Сел на маленький цветок, Аромат его вдохнул… И, довольный, упорхнул…
4. Зубы Язык Несколько загадываемых предметов выражается через несколько метафорических образов. Силачи Говорун Белые силачи, Рубят калачи. Красный говорун подкладывает.

Задание № 3: конструирование загадки.

Для этого нужно проделать четыре действия:

1) задумать предмет или явление, которое хотите загадать. Отстраниться

от него (как будто вы его видите впервые) и дать ему определение;

2) подумать с чем ассоциируется этот предмет или явление;

3) найти подходящую метафору;

4) придать загадке привлекательную форму.

Чтобы загадка получилась, нужно учитывать:

· форму, размер;

· функции, качества загадываемого предмета, явления, образа.

Например:

1) полевой цветок – ВАСИЛЁК (это растение на тонкой ножке, с тоненькими

листиками, резными синими лепесточками, похожими на глаза и издающими

тонкий аромат. Растет среди травы, колосьев пшеницы. Его любят насекомые);

2) в определении было сказано, что васильки напоминают глаза, значит идёт

сравнение с глазами по форме и цвету – «синие глаза»;

3) теперь можно дать василькам метафорическое определение: « то, что растёт



на поляне, имеет глаза дивной синевы»;

4) придать загадке форму стиха: « На пригорке, меж травы,

Глазки дивной синевы.

Что же это за цветы?

Отгадать попробуй ты».

Придумать загадки:

· про своего сокурсника;

· характеристика изучаемого предмета;

· бытовое действие (ответ глагол);

· любимое блюдо;

· твой любимый цвет (использовать только семь цветов радуги).

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И. студента ____________________________________

Число ___________________________________________

Оценка за задание ________________________________

Для специализации «Фотовидеотворчество».

Раздел программы: « Основа драматургии фильма».

Тема работы: « Видео этюд на основе искусства живописи»

Цель: поэтапная драматургизация для создания видеосценария и подготовка

к демонстрационному видео показу этюда на основе искусства живописи.

Условия работы .

Произведение живописи подбирается самостоятельно, утверждается преподавателем по сценарному мастерству, и является основой для разработки видеосценария этюда.

Работа состоит из двух частей: I- теоретической; II- практической.

I часть – теоретическая :

· оформляется в папке и состоит из 7 этапов;

· каждый этап начинается с нового листа с названием этапа;

· текст печатный, шрифт № 14;

· ремарки в видео сценарии располагаются с нового абзаца, в круглых скобках,

шрифт № 12;

· теоретическая часть работы защищается и утверждается за 8 недель до съёмки этюда;

II часть – практическая.

· практическая защита работы – экзамен по разделу дисциплины;

· экзамен проходит в форме демонстрационного видео показа;

· время демонстрации видео показа этюда 5 - 7 минут;

· основой для съёмки является режиссёрско -постановочный сценарий утверждённый преподавателем по режиссуре.

Теоретическая часть работы оформляется по следующей схеме.

Этап №1 Исследовательская работа.

  • Цветная репродукция живописного произведения.
  • Сведения об авторе произведения.
  • Сведения о произведении (мнение критиков и современников).
  • Мотивировка выбранной темы.
  • Актуализация выбранной темы.

Этап № 2 Аналитическая работа.

Примерная схема трехмерного изображе­ния характера героя.

Вопрос Персонаж
ФИЗИОЛОГИЯ
Пол.
Возраст.
Рост и вес
Цвет волос, глаз, кожи.
Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и т. д. Полнота, худоба, форма головы, лица, членов
Дефекты: уродства, родимые пятна и т. д. Болезни.
Наследственность.
СОЦИОЛОГИЯ
Класс: нижний, средний, высший.
Занятия: род работы, время работы, доход, условия тру­да, есть профсоюз или нет, степень организованности труда, способности к этой работе.
Образование: сколько классов, какая школа, оценки, лю­бимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, привычки родителей, интеллекту­альное развитие родителей, их пороки, пренебрежение, невнимание (к ребенку). Семейное положение персонажа.
Религия.
Раса, национальность
Групповое положение: лидер среди друзей, в клубе, в спорте.
Политические симпатии.
Развлечения, хобби: книги, журналы, газеты, которые он читает.
ПСИХОЛОГИЯ
Половая жизнь, моральные правила.
Личные цели, устремления.
Поражения, разочарования, неудачи.
Темперамент: холерический, беспечный, пессимисти­ческий, оптимистический.
Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, пред­рассудки, фобии.
Экстраверт, интраверт, средний тип.
Способности: знание языков, особые таланты.
Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравно­вешенность.
Уровень умственного развития

Примечание.

На каждого героя видеоэтюда составляется отдельная характеристика.

Типы характеров.

БЕЗУДЕРЖНЫЙ (не обязательно плохой человек): Что-то важное на карте – Не может повернуть назад – Решимость – Честолюбие – Отчаянность – Загнан в угол – пойман в ловушку – Страх поражения – Воинствующая правдивость – Великая Страсть (любовь, ненависть) – Целеустремленность – Эгоцентричность – Односторонний ум – Предусмотрительность – Мстительность – Жадность.

БЕСПОМОЩНЫЙ: Мечтательность – Безыниативность – Лень – Нет цели в жизни – "Авось обойдется".

УМНЫЙ: Хитрость – Сообразительность – Способность убеждать – Наблюдательность – Интеллект – Талант – Хороший психолог.

ЗАНУДА: Тупоумие – Эгоизм – Эгоцентризм – Тревога или страх – Нехватка наблюдательности, чуткости.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ: Невнимание к другим – Гневливый – Нервный – Нечуткий – Нетерпеливый – Неудачник – Злобный – Больной – Своевольный – Избалованный – Находчивый.

АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ: Жестокий – Хищный – Бесчеловечный – Безжалостный – Все, что вредит людям – Нетерпимый – Упрямый – Порочный.

ЛЮБОВЬ К РОСКОШИ: Распущенный – Чувственный – Тяга к самовыражению – Жажда красота – Упадочность – Увлекающийся.

САМОДОВОЛЬСТВО: Придирчивый – Нетерпимый – Пугающий – Боязливый – Комплекс неполноценности – Страсть к господству – Эгоист – Злословие – Боец.

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: Тревога – Чувство вины – Скептицизм – Подлость – Тщеславие – Трус – Несчастный – Не может оценить ситуацию – Комплекс неполноценности.

ФАНАТИЗМ: Судит других только по своим меркам – Ортодоксальность – Отсутствие воображения – Холодная злоба – Благопристойность – Непреклонность – Реакционность –Формализм – Вежливость – Чувство вины.

ХАМ: Эгоизм – Бессовестный – Зависть – Неуверенность – Тщеславие – Переменчивый – Одиночество – Комплекс неполноценности – Отсутствие творческих способностей.

ЧЕСТОЛЮБИЕ: Восстание против статус кво – Жажда признания – Жажда оправдать свое существование – Неудовлетворенность – Стремление к власти – Ревность – Самоосуществление – Безжалостность – Тяга к безопасности, надежности.

Этап № 3. Жанрово – тематическая составляющая драматургизации.

· Жанр.

( Эстетический угол зрения).

Указать особенности выбранного жанра.

· Тема (о чем?)

(Формирует сюжет, конкретна и индивидуальна).

· Идея (зачем?)

(Главная мысль, имеющая целью «жизненный урок», проблема).

· Конфликт (между чем и чем)

(Столкновение характеров, судеб, мнений, действенный символистический акт, который ведёт к изменению исходной ситуации, социокультурных или духовно-нравственных отношений).

Этап № 4. Фабульная составляющая драматургизации .

Памятка.

Фабула- структура повествования. Сочинить фабулу – значит прорисовать действие – мотивы, конфликты, решение, развязку – в «абстрактном» пространстве, времени и поведении героев. Фабула описывает действие. В соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочение эпизодов по более или менее жесткой схеме.

Фабула – это рассказ о событиях, аранжированных во временной последовательности.

(Патрис Павис. Словарь театра. – М. «ГИТИС» -2003.стр. 445)

Этап № 5. Композиционная составляющая по фабуле для драматургизации видеоэтюда.

(Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).

- Экспозиция (название) .

Исходное событие

(ввод в действие, создаёт атмосферу)

- Завязка (название)

Основное событие

(1й эпизод, начало развитие конфликта).

- Развитие действий (название к каждому событию) .

(ряд событий ведущих к кульминации)

- Кульминация (название)

Центральное событие

(высшая точка напряжения конфликта)

- Развязка (название)

Финальное событие

(последний эпизод, способ разрешения конфликта).

- Финал (название)

Главное событие

Этап № 6. Сценарий видеоэтюда .

Памятка.

Составляется на основе фабулы, с учётом темы, идеи, конфликта, жанра, по законам композиции, с развёрнутыми ремарками в зависимости от жанра и действия (театрально- драматической; повествовательно-прозаической; поэтико-лирической).

Ремарка – это относительно краткое, но точное описание того, что должно быть изображено на экране.

Этап № 7. Режиссёрско – постановочный сценарий видеоэтюда.

Контрольная работа по дисциплине

«Сценарное мастерство и основы драматургии»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!