Самообразование воспитателя по теме познавательное развитие. План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности

Елена Хавшабо
План по самообразованию «Исследовательская деятельность детей средней группы»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема : «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ».

воспитатель :

Хавшабо Елена Ивановна

г. Майкоп

Тема : «Исследовательская деятельность у детей средней группы »

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников , протекающая в форме экспериментальных действий.

Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности , способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Для достижения поставленной цели определила ряд задач :

Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления.

Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;

Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению. Поддержания у детей инициативы , сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности .

Форма работы с детьми : групповая .

Методы и приемы работы с детьми : практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога :

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов , конспектов образовательной деятельности по теме ;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе ;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Знакомство с передовым педагогическим опытом;

Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

Активное участие в работе методического объединения района;

Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;

Обучение на курсах повышения квалификации;

Обобщение опыта работы по самообразованию . Предполагаемый результат работы над темой самообразования .

У меня, как у педагога-воспитателя сформируются : основы педагогического мастерства :

Умение анализировать научно-методическую литературу;

Умение применять полученные знания на практике;

Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.

Дети научатся : самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;

Предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Этапы создания системы работы :

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры , центры игровой деятельности и пр .).

2. Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)

3. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной

деятельности с детьми .

4. Рефлексивный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы :

«Организация детского экспериментирования.»

«Научите ребенка любить природу» .

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Тематические фотовыставки :

-«Правила поведения в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Добрые дела»

Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему : «Лаборатория-волшебника» .

Анкета для родителей :

Цель : выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей .

Работа с педагогами

Для педагогов были предложены консультации :

«Развитие исследовательской деятельности у детей средней группы »;

«Требования к проведению наблюдений» .

Открытый показ НОД «Удивительное рядом» .

Анкета для педагогов :

Цель : изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

План реализации сроки Форма работы Содержание

Подготовительный. 1. Изучение проблемы в научно-методической работе.

2. Создание предметно- развивающей среды .

Сентябрь- октябрь

Использование методики «Выбор деятельности » Л. Н. Прохоровой, направленной на изучение мотивации детского экспериментирования. 1. Изучение места детского экспериментирования.

2. Создание мини-лабораторий с объектами неживой природы.

Аналитико- диагностический. Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители) . Ноябрь 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и педагогов в области развития детского экспериментирования.

Основной.

Использование опыта на практике (методы, приёмы, технологии) Ноябрь - апрель Система занятий по опытно – экспериментальной деятельности

детей средней группы Внедрение в образовательный процесс откорректированной в ходе первых двух этапах, системы занятий по опытно – экспериментальной деятельности

Заключительный. Практические выходы

(открытые просмотры, выставка работ) Май- июнь «Круглый стол»

«Шаг за шагом»

«Хочу всё знать»

«Эти удивительные камни»

«Мое дерево» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе.

Создание «копилки опытов и экспериментов» .

Папка-передвижка для родителей и детей .

(поиск интересной информации о явлениях природы) .

Создание мини-музея камней

Создание коллекции гербария.

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки» . В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике» , изготовлены дидактические материалы.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :

1. безопасность для жизни и здоровья детей ;

2. достаточность;

3. доступность расположения.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям :

1. Живая природа

2. Неживая природа

3. Человек.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :

Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим

Активности, стимулируемой взрослым.

Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания .

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности , умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе ;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности .

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем , первооткрывателем.

Список литературы :

1. Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.

2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес : - М; Мозаика-Синтез, 2009. - 79с.

3. Организация деятельности детей на прогулке . Средняя группа/авт . -сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 330 с.

4. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

5. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.

7. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность » изд. «Детство-пресс» , 2007г.

8. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac409.html

Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2014-2015 учебный год

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии 1503 г. Москва (СП детский сад 1964)
Описание материала:
В течение учебного года 2014-2015 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год. Отчет по самообразованию будет полезен педагогам дошкольных организаций. Надеюсь, что данная тема заинтересует многих педагогов, а также родителей.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Содержание:
Детское экспериментирование должно строиться самим ребёнком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребёнка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они бы сами могли всё новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом (у нас имеется детский микроскоп, который подарили нашим детям родители).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствие посещаем НЛО (научную лабораторию открытий) , оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в здании ДОО.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НООД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На сайте ПЕДКОПИЛКА мной выложены эксперименты с водой, проводимые с моими детьми в этом году. Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на текущий год. В структуру детского экспериментирования входят:
1.Постановка проблемы, которую следует решить.
2.Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме « Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года: «Украшение участка к новогоднему празднику» - где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками;

«Наши зубки» - где проводились эксперименты с воздушными шарами и мы с детьми наблюдали за ростом зубов;


«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.




Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование»:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности.

ПЛАН

по самообразованию на тему:

Воспитатель: Исаевой Ф.В.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

Задачи:

Литература

  1. Интернет ресурсы

Срок выполнения

Результаты

сентябрь

сентябрь

В теч. года

Оформлены:

*домашний огород

*дидактический материал

октябрь

*Занятия

5. Составить перспективный план

октябрь

См. приложение

6. экспериментирования

В теч. года

См. приложение

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

В теч. года

См. приложение

9.Работа с родителями:

Консультации:

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

См. приложение

Подготовительная группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Растения

Бережливые растения.

Молоко

Растущие малютки.

Емкости с крышкой, молоко.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Вода

Вода двигает камни.

Вода

Фильтрование воды.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Руки

Зачем человеку руки?

Рукотворный мир

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Ткань

Мир ткани

Ткань

Мир металлов

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

ПЛАН

по самообразованию на тему:

«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Исаевой Ф.В.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

]. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4.Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  2. Знакомить с различными свойствами веществ.
  3. Развивать представления об основных физических явлениях
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

10.Формировать у детей разные способы познания.

Литература

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
  5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
  7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997 г.
  10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .

11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

  1. Интернет ресурсы

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч. года

Оформлены:

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

См. приложение

6. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования

В теч. года

Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит».

См. приложение

7.Создать картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Просмотр занятия на РМО «Свойства света»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В теч. года

Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.

См. приложение

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Познавательный мотив»

См. приложение

Подготовительная группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Растения

Бережливые растения.

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Ткань

Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.


Галина Ирина
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности»

План работы по самообразованию

воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны

2016 – 2017 г. г.

Тема : «Экспериментирование , как

Актуальность темы : Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно -исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно -исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы .

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка , его воображения. Именно в познавательно -исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно -исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития .

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно -исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей ;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования ;

-развивать наблюдательность , умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования , установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание , зрительную и слуховую чувствительность.

Предполагаемый результат :

Создание условий в группе для самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников.

Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности .

Формирование умений у детей : анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.

Этапы работы

1 Теоретический план .

1. Изучение методической литературы по данной проблеме :

Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду . М.: Сфера, 2004

Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

Смирнов Ю. И. Воздух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Экспериментальная деятельность детей 5-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград : Учитель, 2009.

2. Поиск материала в интернете

В течении года

3 Практическое решение проблем .

1. Изучение литературы об экспериментировании , как средстве развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста.

2. Составление перспективного плана работы .

3. Разработать систему занятий по данной теме.

4. Организация занятий и мероприятий по плану .

Оценочный этап.

Анализ работы по теме самообразования .

Сентябрь

Октябрь – Ноябрь

В течении года

Выводы : данная работа построена так, чтобы экспериментальная деятельность становилась средством развития наблюдательности , умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей об окружающем мире

Перспектива : сформировать у детей познавательную активность , поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру. Чтобы познанное ребёнком дало возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Перспективный план работы

Тема : «Экспериментирование , как средство развития познавательной активности , детей старшего дошкольного возраста»

(2016/2017) 1. Сбор природного и бросового материала в центр экспериментирования

2. Проведение мероприятий по плану

Конкурс на самое интересное исследование в природе.

Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек»

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях ».

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно -исследовательской деятельности».

Оформление картотеки экспериментов

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

Привлечение родителей к пополнению альбома «Удивительное рядом»

Сентябрь-октябрь 2016г.

Ноябрь-декабрь 2016г.

Январь 2017г.

Февраль 2017г.

Март 2017г.

Апрель 2017г.

План НОД по теме самообразования (старшая группа)

№ НОД Дата

1 НОД «Учимся показывать фокусы» 17.10.2016.

2 Игра-эксперимент «Бывает ли воздуху жарко?» 19.12.2016г.

3 НОД «Этот удивительный воздушный шарик»

4 НОД «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» 24.03.2015г.

5 НОД по экологии «Сказка о рыбаке и рыбке на новый лад» (творчество воспитанников)

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как метод развития познавательной активности дошкольника Слайд №2. Сегодня мы видим, что в системе ДО, при организации познавательной деятельности, сформировался еще один эффективный метод – метод.

«Формирование познавательной активности детей в средней группе через развитие сенсорной культуры"Сентябрь Содержание деятельности: Совершенствовать.

Организация проектной деятельности в средней группе. АктуальностьРазвитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в настоящее.

Конкурс. Консультация для родителей «Игры - как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Консультация для родителей «Игры – как средство развития познавательной активности старших дошкольников» Каждый период жизни и развития.

«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

2016-2017

ЦЕЛЬ:

  1. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
  2. Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
  3. Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
  2. Развитие сенсорной культуры.
  3. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
  4. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
  2. Умение использовать разные способы и приемы познания.
  3. Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
  4. Готовность к логическому познанию.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

План работы 2016-2017

МЕСЯЦ

РАБОТА ПЕДАГОГА

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

2. Постановка целей и задач по данной теме.

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

Октябрь

1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду».

2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования.

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Ноябрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе».

2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Эксперименты с водой, песком, воздухом:

1. Узнаем, какая вода.

2. Что в пакете?

3. Мы - волшебники.

4. Поплывет или утонет?

1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Декабрь

1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику».

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил - вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

Январь

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий - низкий.

Широкий - узкий.

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Февраль

Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика».

Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом:

Горячо - холодно.

Создание фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

Март

Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды».

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

Апрель

Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

Самоанализ плана самообразования

Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью.

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!