Самые дерзкие побеги из ссср. Сбежать из ссср

В декабре 1974 года в ленты информационных агентств по всему миру попадает сенсационная новость: «Побег из СССР. Гражданин Советского Союза бросился в Тихий океан с борта лайнера». Среди подробностей указано, что мужчина преодолел около сотни километров вплавь без еды, воды и отдыха и добрался до Филиппин. Как такое возможно? Ученый-океанолог Станислав Курилов очень хотел уехать из СССР. Настолько сильно, что его не остановил ни железный занавес, ни статус невыездного, ни ночь, ни незнакомые моря.

Станислав Васильевич Курилов родился в 1936 году в городе Орджоникидзе. Плаванием он начал заниматься еще в детстве, которое провел в Семипалатинске. Уже в 10 лет он сумел переплыть реку Иртыш. Большая вода так и манила его: он пытался устроиться без документов юнгой на Балтийский флот. Начав было изучать социальную психологию в педагогическом институте, Станислав Курилов перешел в мореходное училище, окончил его, а затем окончил Ленинградский метеорологический институт по специальности «океанография».

После окончания учебы будущий беглец работал в филиале Института океанологии Академии наук СССР в Ленинграде и обучал глубоководному погружению в Институте биологии моря во Владивостоке. Примерно в это время он начал увлекаться йогой, изучая ее по самиздату. Курилов очень хотел попасть в зарубежную командировку, но ему снова и снова отказывали, ссылаясь на разные причины. Одной из них было наличие родственников, которые проживали за границей: родная сестра Курилова вышла замуж за индийца и жила в Индии, а затем переехала в Канаду.

За ученым закрепился статус невыездного, но Курилов был не так прост: он решил обхитрить систему. Он долго вынашивал мысль о побеге, но окончательно созрела она случайно, когда ему на глаза попалось объявление о круизах на пароходе «Советский Союз» по Тихому океану. Согласно маршруту, корабль отправлялся из Владивостока до экваториальных вод, а затем плыл назад, не заходя ни в один иностранный порт. Именно поэтому путешественникам не требовалось оформления разрешения на выезд, виз и всего того бюрократического ада, ожидавшего любого, кто планировал ненадолго покинуть пределы родины.

8 декабря 1974 года пароход «Советский Союз» протрубил свое отплытие из Владивостока, и для Станислава Курилова начался обратный отсчет перед самой, пожалуй, дерзкой операцией побега в истории СССР. Как назло, корабль был меньше всего приспособлен для того, чтобы с него сбежать: снизу борта закруглялись цистернами системы пассивной нейтрализации качки. Эта система также включала подводные крылья шириной примерно полтора метра. Если бы Курилов выбросился с борта в сторону, его бы просто перерубило этими крыльями.

Но все-таки было одно место на борту корабля, куда можно было прыгнуть: бурун за лопастями гребного винта. Ночью 13 декабря, когда пароход оказался примерно в 100 километрах к западу от острова Сиаргао, входящего в состав Филиппин, Станислав Курилов прыгнул в воду. Почти три дня он плыл, не прерываясь на сон и не имея с собой ни еды, ни питьевой воды. Как ему удалось преодолеть такое тяжелое испытание? Возможно, помогли многолетние занятия йогой. Может быть, ученый правильно выбрал снаряжение. Скорее всего, ему очень повезло, что штормы, медузы и акулы обошли его стороной, а солнце почти не выглядывало из-за туч. 15 декабря под ногами Курилова оказалась суша.

Беглец оказался в центре расследования филиппинских властей, однако дружеских отношений с Советским Союзом у страны не было, поэтому Курилова не выдали. Далеко в стране, где ученый прожил 38 лет, позже ему вынесут заочный приговор: 10 лет тюрьмы за измену родине. Но ему на это уже было наплевать: он начал жить той жизнью, о которой мечтал, и продвигаться дальше в своей научной работе. Он участвовал в экспедициях и путешествиях, в том числе побывал на Северном полюсе. После Филиппин он оказался в Канаде, где начинал разнорабочим, но постепенно опять попал в свою любимую стихию: стал работать в компаниях, занимавшихся морскими исследованиями.

Во время одной из рабочих командировок в США Станислав Курилов встретился с израильскими литераторами Александром и Ниной Воронель. Они пригласили его в Израиль, и здесь он встретил свою судьбу - Елену Генделеву. В 1986 году они поженились, и Курилов переехал в Израиль, где поступил на работу в хайфский океанографический институт. В этом же году в израильском журнале «22» была полностью опубликована повесть Курилова «Побег». Отрывки из нее дошли до читателей на родине лишь в 1991 году, опубликованные в журнале «Огонек».

Станислав Курилов жил водной стихией, и она же его поглотила. 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле он с напарником освобождал от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сетях, у него кончился запас воздуха, и его не успели спасти.

В 2012 году режиссер Алексей Литвинцев снял документальный фильм о Станиславе Курилове «Один в океане». Его впервые показали в эфире «Россия 1» 16 декабря того же года:


13 декабря 1974 года был совершен самый дерзкий и знаменитый побег из СССР. Ученый-океанолог Станислав Курилов прыгнул за борт с пассажирского парохода в Тихом океане и, преодолев вплавь расстояние более ста километров, добрался до филиппинского острова.

По профессии - океанограф, по натуре - романтик, по призванию - гражданин Вселенной, Слава Курилов был в Советском Союзе объявлен невыездным, но смириться с этим не пожелал.

Пароход "Советский Союз" совершал круиз по Тихому океану из Владивостока до экватора и назад. В связи с тем, что для советских туристов 20-ти суточный вояж проходил без единого(!) захода в иностранные порты, оформление виз путешественникам не требовалось. Для невыездного Курилова участие в этом круизе было единственным способом вырваться за границы СССР и попытаться осуществить свой план бегства из этой страны. В то, что из Советского Союза можно сбежать, не верил никто, никто кроме Курилова.


Круизный корабль, на который Станислав Курилов приобрёл тур, отплыл из Владивостока 8 декабря 1974 года. Он менее всего был приспособлен для побега. Внизу борта закруглялись. Это были цистерны системы пассивного успокоения качки. Кроме того, в эту систему входили подводные металлические крылья шириной около полутора метров. Так что покинуть корабль, прыгнув с борта в сторону, было невозможно. Прыгать следовало только в одном месте, сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Что Слава Курилов и сделал ночью 13 декабря, когда корабль проплывал приблизительно в 100 километрах к западу от филиппинского острова Сиаргао.


100 километров он проплыл чуть менее чем за три дня. Благодаря чему выжил? Благодаря своему здоровью? Или умению держаться на воде не хуже мифического Ихтиандра? Или сила воли не позволила ему испугаться и сбиться с пути, заблудиться среди волн? Или помогло правильно выбранное снаряжение? Думается, что все вместе взятое. А еще Славе Курилову здорово везло. Древние греки сказали бы, что полюбил его великий Посейдон. И шторм прошел стороной, не накрыв одинокого пловца огромными волнами. И солнце два дня почти не показывалось из-за туч, так что обгорел Слава самую малость. Плывя, он только едва задел скопление медуз, прикосновение к которым вызывало паралич. И акулы, которых в этих краях масса, обминули Славу. 15 декабря 1974 года под ногами Славы Курилова оказалась твердая земля. Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли и беглеца обратно не выдали.


Чуть позже в СССР, где Курилов прожил 38 лет, по поводу его побега заседала комиссия, которая постановила лишить его свободы еще на 10 лет, "за измену Родине". Но Славу Курилова это уже не волновало, он начал жить и осуществлять все то, о чем мечтал долгие годы - изучал океан, совершал путешествия и экспедиции, в том числе на Северный полюс.


Из книги Слава Курилов «Один в океане»:
«…Всего один прыжок отделял меня от этой влекущей красоты и свободы. Но нечего было и думать, чтобы среди бела дня оставить судно на виду у сотен глаз – мгновенно будет спущена шлюпка. Ночь – время беглецов! Ночью совершаются побеги из тюрем..

Сердце человека рождено быть свободным - надо только иметь мужество слышать его голос.

Станислав Курилов погиб 29 января 1998 года во время водолазных работ на Тивериадском озере в Израиле. Освобождая вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне, Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух. Похоронен в Иерусалиме на малоизвестном кладбище немецкой общины темплеров.

Заинтересуют, надеемся, и тех, кто родится в Стране Советов, и тех, кто гораздо моложе.

Первым шагом советской власти по ограничению выезда из страны была Инструкция комиссарам пограничных пунктов Российской Республики «О правилах въезда и выезда из России» от 21 декабря 1917 г. Согласно новым правилам, для выезда из страны иностранные и русские граждане были обязаны иметь заграничный паспорт. Русские граждане были обязаны получить разрешение на выезд в иностранном отделе Комитета внутренних дел в Петрограде, либо в Москве, в Комиссариате по иностранным делам. Таким образом, за всеми гражданами, пересекавшими государственную границу, устанавливался жёсткий надзор.

Новые правила въезда граждан в страну из-за рубежа были утверждённые НКИД 12 января 1918 года, а декрет СНК РСФСР «О бесхозном имуществе» от 3 ноября 1920 года практически исключал возможность возвращения эмигрировавших граждан когда-либо в будущем. Таким образом, советская власть фактически лишала миллионы эмигрантов и беженцев их собственности, а значит и всяких основ существования на родной земле и перспектив возвращения. Если до 1920 года заграничные паспорта можно было получить в Народном комиссариате иностранных дел, то с введением изменений этот документ должен был получать ещё и визу Особого отдела ВЧК.


Впервые предложение карать смертной казнью за попытку возвращения из-за рубежа без санкции властей было озвучено Лениным в мае 1922 года на заседании Политбюро ЦК в ходе обсуждения проекта Уголовного кодекса РСФСР. Однако решение не было принято.

Согласно новым правилам, введённым 1 июня 1922 г., для выезда за границу было необходимо получить особое разрешение Народного комиссариата иностранных дел (НКИД). Совершенно очевидно, что это ещё более усложняло процесс выезда, делая его практически невозможным. За рубеж практически не могли выехать ни журналисты, ни писатели, ни иные деятели искусства – для выезда эти люди должны были дожидаться особого решения Политбюро ЦК РКП(б).

Процедура выезда за границу ужесточалась с каждым годом, и новым этапом ужесточения правил выезда стало «Положение о въезде и выезде из СССР», вышедшее 5 июня 1925 года. Положение крайне ужесточало порядок выезда. Вся заграница объявлялась «враждебным капиталистическим окружением».

Логическим продолжением в цепочке ужесточений процедуры выезда за рубеж и строительстве «железного занавеса» стал сталинский закон от 9 июня 1935 года. За побег через границу устанавливалось наказание в виде смертной казни. При этом преступниками, естественно, объявлялись и родственники перебежчиков.

Введение столь суровой меры наказания за бегство из страны было продиктовано не только логикой тотальных репрессий, но и было своеобразной перестраховкой. Власти опасались начала массовой эмиграции в случае повторения в стране голода.

Закон, предусматривающий расстрел за нелегальную эмиграцию, был отменен лишь после смерти Иосифа Сталина. За побег с территории СССР теперь было предусмотрено тюремное заключение. Жёсткие ограничения, касающиеся возможности выезда из СССР, просуществовали почти до самого его распада. Первым серьёзным шагом по либерализации миграционного законодательства стал Закон «О въезде и выезде», принятый в 1990 году.

В канун новогодних праздников, знаменующих приход 1975 года, из-за океана пришла сенсационная новость. «Голос Америки» сообщил, что гражданин СССР бросился в штормовой Тихий океан с борта корабля. После почти трех суток, проведенных посреди океана, он вышел на берег в Филиппинах. Советские СМИ молчали. В программе «Взгляд» новостей о побеге тоже не было.

«Голос Америки» сообщил имя беглеца - Станислав Васильевич Курилов. В ответ на запросы в правоохранительные органы обеспокоенные родственники получили ответ: гражданин Курилов пропал без вести при неясных обстоятельствах. Побег был настоящим, сомнений больше ни у кого не осталось.

Биографическая справка

Слава Курилов с самого раннего детства был страстным мечтателем. Мальчик, который родился в городе Орджоникидзе за пять лет до войны, а свое детство провел в Семипалатинске, бредил морем. Позже он будет вспоминать, что все взрослые - «безнадежно сухопутные люди». Семья Станислава Курилова считала, что его любовь к морю скоро пройдет. В десять лет Слава переплыл Иртыш — это глубокая река со множеством водоворотов и сильным подводным течением. Позже он без документов пытался устроиться юнгой на флот. Мечта юного Славы Курилова сбылась — он закончил институт по специальности «океанология».

Сначала он хотел стать капитаном корабля, но медкомиссия в университете сделала однозначный вывод: моряком Курилову не быть из-за близорукости. Отчаявшись, он вспомнил, что есть еще факультет океанологии. После выпуска из вуза Станислав Курилов был инструктором по глубоководному плаванию, изучал йогу, все пытался добиться разрешения выехать в заграничную командировку, но ему упорно отказывали. Курилов стал невыездным. Дело в том, что его сестра постоянно жила за границей. Она вышла замуж за гражданина Индии и уехала с супругом сначала на его родину, а потом - в Канаду. Но у Станислава Курилова была мечта все же увидеть этот мир.

Подготовка океанолога

Через двенадцать лет после сенсационной новости в эфире телевидения Израиля показали запись интервью. Стеснительный человек с обезоруживающей улыбкой совершил один из самых отчаянных и дерзких побегов из СССР за всю историю страны. Это действительно незаурядное событие. Люди и раньше пытались сбежать за железный занавес, но не таким немыслимым и даже самоубийственным способом. Невозможно было предположить, что найдется доброволец, который согласится неопределенное время находиться посреди Тихого Океана в окружении акул и быстрых морских течений. Станислав Курилов говорил, что он был хорошо подготовлен.

Ни одна система подготовки не гарантирует, что человек, решившийся на сумасбродный поступок, выживет и останется здоров. Но довольно-таки обширный опыт длительного пребывания в воде и под водой у Станислава Курилова все же был. И благодаря этому опыту он смог выжить.

В 1968 году в Геленджике проводились испытания советской подводной лаборатории «Черномор». Подводный корабль позволял исследователям по несколько недель находиться под водой и выходить работать на дно. Среди испытателей «Черномора» был и советский океанолог Слава Курилов. Ученые в Геленджике пытались выяснить, как ведет себя организм человека в совершенно нетипичных условиях и какие предельные возможности человека.

Слава Курилов взял на себя самую тяжелую работу. Без естественного света и в условиях повышенного давления он переносил постоянные нагрузки. Среди его друзей и коллег было немало крепких молодых парней, не уступающих ему в выносливости и силе. Но едва ли они могли представить себе такое сумасшествие: прыжок с борта огромного пассажирского корабля на полном ходу. По высоте корабль «Советский Союз» мог сравниться с девятиэтажным домом, длина его - около двухсот метров. «Советский Союз» больше четверти века являлся в Советском Союзе.

В энциклопедиях о корабле-гиганте не писали, ограничивались несколькими фотографиями в местной печати. Причина состояла в том, что судно разработали и построили в нацистской Германии. Его первое имя - «Альберт Баллин», хотя поговаривают, что на самом деле лайнер называли именем самого фюрера.

Корабль построен в Гамбурге в 1922 году, в 1945 году был потоплен. После войны его подняли со дна Балтийского моря и восстановили на Восточногерманской верфи. В 1957 году уже под привычным именем «Советский Союз» лайнер остановился в новом порту приписки, в городе Владивостоке. Пассажиров поражало убранство корабля.

«Путевка в лето»

После новости о побеге советского гражданина с самого большого в СССР круизного лайнера Комитет государственной безопасности опросил всех лиц, которые как-то контактировали со Станиславом Куриловым. Репрессии были настолько суровыми, что была наказана даже девушка, которая продала гражданину билет на самолет из Ленинграда во Владивосток, откуда отправлялся корабль «Советский Союз». Но пока Станиславу Курилову только попалось на глаза объявление в газете «Вечерний Ленинград». Советских граждан приглашали принять участие в круизе «Из зимы в лето».

Это был круиз к экватору. На корабле было больше двухсот туристов. «Советский Союз» следовал к экватору без захода в заграничные порты и обратно. Беглец легко получил путевку. Визы пассажирам не нужны были, охранять их тоже не собирались. Ведь куда пассажиры могут подеваться, если на многие километры вокруг только океан? Представить себе, что кто-то может решиться прыгнуть с борта самого большого круизного лайнера, не могли даже опытные сотрудники органов государственной безопасности.

Будущий беглец сначала думал купить билет, чтобы отправиться в круиз и разведать обстановку. Побег Станислав Курилов планировал только на следующее путешествие. С собой он не взял ни компас, ни карту Тихого океана. В интервью он сам сказал журналистам, что это было совершенно спонтанное решение.

На борту лайнера

Через три дня после выхода корабля из Владивостока пассажиры уже загорали на палубе в купальниках. Станислав Курилов тогда еще не решил, совершать ли побег в этот раз или отказаться от этой затеи. Он знал лишь приблизительный маршрут лайнера: из Владивостока на юг вдоль Корейского полуострова, мимо острова Тайвань и Филиппин до самого экватора, а затем приблизительно таким же маршрутом обратно. Только когда Японское море осталось позади, он случайно нашел карту с обозначением маршрута судна.

На найденной карте был отмечен не просто маршрут. Рядом с линией продвижения корабля даже были указаны даты и время. Теперь Слава Курилов точно знал, где и в какое время будет проплывать корабль. Он понимал, что в следующем рейсе (если он и состоится) такой удачи уже не будет. Курилов рассчитал, что сможет покинуть лайнер только в двух точках пути. Обе эти точки находились недалеко от Филиппин. Он знал, что Филиппины — это зона влияния Соединенных Штатов. Если он доплывет, то обратно его не вернут, потому что в разгаре Холодная война. Но знал он и то, что Южные Филиппины в то время были зоной внутреннего военного конфликта. Местные повстанцы развернули мощную борьбу против правительственных войск. Но Станислав Курилов не боялся опасности.

Побег из СССР

Ночью 13 декабря 1974 года совершил побег Станислав Курилов. Рассчитав оптимальное время, он прыгнул с кормы в воду. До берега должно было быть около десяти морских миль. Но наутро он не увидел на горизонте очертаний земли. Тогда Станислав Курилов еще не знал, что в океане ему предстоит провести два дня и три ночи без пищи, воды и отдыха. К вечеру второго дня ему удалось разглядеть землю, но беглеца сносило на юг сильным морским течением. Это же течение вынесло его к рифу на южной стороне острова. Пятнадцатого декабря 1974 года Станиславу Курилову удалось достичь берега острова Сиаргао.

На берегу советского гражданина подобрал местный рыбак с детьми. Он и сообщил об это властям. Сначала Станислава Курилова арестовали. В местной тюрьме он провел практически год, но он пользовался достаточно большой свободой. Время от времени начальник тюрьмы брал его с собой выпить в местном кабаке. Через год Курилову удалось получить официальное подтверждение того, что он является беженцем. Он наконец-то смог покинуть Филиппины. А вот когда в СССР узнали об этом, органы государственной безопасности заочно судили Курилова и приговорили к десяти годам тюрьмы за измену Родине.

Осуществление мечты

Свои впечатления и биографию Станислав Курилов описал в книге «Один в океане», которую перевели на множество языков. На самом сумасшедшем побеге путешествия не окончились. Чего только стоит год пребывания в филиппинской тюрьме. Потом, получив бывший советский гражданин отправился в Гондурас, где его похитили мафиози. Выбираться из страшного плена ему пришлось самостоятельно. В Канаде сначала он устроился работать в пиццерию, а потом занимался морскими исследования. Он работал на Северном полюсе, изучал океан у экватора и искал ископаемые у Гавайских островов.

В книге «Один в океане» Станислав Курилов изложил интереснейшую историю своей жизни. В 1986 году он женился и переехал в Израиль к супруге.

Беглец из СССР трагически погиб двадцать девятого января 1998 года. За день до смерти в библейских местах на острове Кинерет в Израиле он выпутывал из сети коллегу и друга. Ему было тогда 62 года. На следующий день Станислав Курилов во время водолазных работ запутался сам в тех же сетях и выработал весь воздух. Когда Курилова вынесли на берег, его уже нельзя было спасти. Похоронен советский беглец в Иерусалиме.

Во вторник, 13 декабря, исполнилось ровно 42 года со дня самого удивительного побега из СССР.

Ночью 13 декабря 1974 года на туристическом круизном лайнере "Советский Союз", курсирующем из Владивостока до экватора и обратно (без захода в порты) пропал пассажир Станислав Курилов.

Океанограф Курилов неоднократно пытался добиться разрешения поехать в зарубежную командировку, но ему все время отказывали. Невыездным он стал еще и потому, что у него были родственники за границей - родная сестра Станислава вышла замуж за индийца и уехала с супругом сперва в Индию, а затем в Канаду.

Увидев рекламу лайнера, курсировавшего из Владивостока до экватора и назад, Курилов спланировал один из самых нашумевших побегов от коммунистического режима. Поскольку за 20 дней путешествия лайнер не заходил ни в один порт, визы пассажирам не требовались.

"Советский Союз" вышел из Владивостока 8 декабря. В ночь на 13-е, примерно в 100 км от филиппинского острова Сиаргао, Курилов прыгнул в воду. Причем из-за особенностей строения корабля прыгнуть можно было только сзади, в бурун за лопастями гребного винта. Иначе Курилов напоролся бы либо на подводные крылья, либо на цистерны, предназначенные для успокоения качки.

Курилову удалось не только удачно спрыгнуть, но и проплыть 100 км к филиппинскому острову.

Путь к свободе Курилов преодолел за три дня. Без еды и воды, один в океане. Сам он говорил, что преодолеть такое расстояние ему помогли многолетние занятия йогой. 15 декабря 1974 года под ногами Курилова оказалась земля. Поскольку Филиппины в дружеских отношениях с Советским Союзом не состояли, то беглеца обратно не выдали. Однако Курилова арестовали за незаконное пересечение границы. Позже его депортивали в Канаду, где Курилов получил новое гражданство. На родине его заочно осудили на 10 лет за "измену родине".

В Канаде Курилов успел побывать разнорабочим, потом работал в канадских и американских фирмах, занимающихся морскими исследованиями. В 1986-м женился и переехал в Израиль, стал сотрудником Хайфского океанографического института.

Спустя годы, уже в 2014-м, появилась книга "Один в океане", в которой Курилов подробно описал самое удивительное и опасное путешествие своей жизни.

С точки зрения здравого смысла мои шансы добраться до берега живым выглядели так: если во время прыжка я не разобьюсь от удара о воду, если меня не сожрут акулы, если я не утону, захлебнувшись или от усталости, если меня не разобьет о рифы, если хватит сил и дыхания выбраться на берег и если к этому времени я все еще буду жив - то только тогда я, может быть, смогу поблагодарить судьбу за небывалое чудо спасения.

Погиб Курилов в своей любимой стихии - воде. В конце января 1998-го во время водолазных работ на израильском озере Кинерет (том самом, где по Библии рыбачили будущие апостолы Андрей и Петр) он освобождал вместе с напарником от рыболовных сетей аппаратуру, установленную на дне. Курилов запутался в сетях и выработал весь воздух.

История помнит и другие, не менее опасные и удивительные побеги.

6 сентября 1976 года из авиабазы "Чугуевка" неподалеку от Владивостока в рамках учебного полета взлетело звено истребителей-перехватчиков МиГ-25. При идеальных условиях для полета самолет под номером 31 резко набрал высоту и скрылся с радаров. Спустя несколько часов поиска кусков самолета - именно крушение было единственным очевидным вариантом событий - в частях японских ПВО была объявлена тревога.

Спустя час самолет сел в аэропорту гражданской авиации Хакодате. Старший лейтенант ВВС СССР Виктор Беленко прилетел в Японию на последней разработке советских авиаторов. Этот случай мог стать началом открытой войны между СССР и США, поскольку засекреченный МиГ-25 был вещдоком в расследовании дела Виктора Беленко, участие в котором принимали эксперты из США. Вскоре именно Штаты стали для Беленко второй родиной. А самолёт разобрали, тщательно изучили и вернули в СССР 15 ноября 1976 года. Из-за того что истребитель был в разобранном виде, СССР получил компенсацию - 7,7 миллиона рублей (около 11 миллионов долларов).

Увы, но не все случаи экстравагантных побегов завершались "хэппи эндом". Так, 27 октября 1970 года 21-летний студент крымского мединститута Николай Гилев и 20-летний студент керченского филиала севастопольского приборостроительного института Виталий Поздеев купили билеты на рейс "воздушного такси" по направлению "Керчь - Краснодар". Самолет "Морава" L 200 на 4 пассажирских места взлетел в воздух, но вскоре резко изменил направление с востока на юг - студенты уговорили пилота лететь в Стамбул, воздушное пространство с которым не так давно открыли. После удачного приземления студентов ждало разочарование: для США, куда они незамедлительно обратились за политическим убежищем, они не представляли большой интереса. Спустя почти год ожидания положительного вердикта от посольства Штатов к Гилеву и Поздееву приезжает корреспондент ТАСС с письмами от родных. Надавив на больные места морально истощенных студентов, "журналист" уговаривает их вернуться, обещая условный срок и мирное возвращение в ряды студентов. Домой беглецов везли через Грузию, где для них даже накрыли банкет. Однако веселье закончилось наручниками и реальным сроком в 10 и 12 лет.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!