Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Методы проблемного обучения

«Ребёнок-дошкольник: его Позитивная социализация»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации.
Индивидуализация – деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Социализация - от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Позитивная социализация - это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

Цель позитивной социализации - освоение дошкольниками первоначальных представлений социального характера и включение их в систему социальных отношений общества.

Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;


- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

Развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

Создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты

Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.

Основным механизмом социализации в раннем возрасте выступает подражание, формирующееся на основе ранее сложившейся привязанности к людям.В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (семья, детский сад, общество) .Именно родители служат моделями поведения для своих детей и выступают в роли активных субъектов социализации.Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, управления дошкольным учреждением.

Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность.

Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей.

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л.Н. Толстой)


МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;

7) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность данной темы обусловлена современными требованиями системы образования, которые диктуют необходимость организации психолого-педагогической поддержки социализации детей, чьё развитие осложнено действием неблагоприятных факторов на всех ступенях образования.

Под психолого-педагогической поддержкой социализации и индивидуализации развития детей мы понимаем систему профессиональной деятельности всех специалистов образовательного пространства с целью создания социально-психологических условий для успешного обучения и воспитания детей, их социальной адаптации и самоопределения, конструктивного решения проблем развития ребенка

ФГОС ДО определяет ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, многие родители испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работа с родительской общественностью играет важную роль в системе психолого-педагогической поддержки социализации и индивидуализации развития детей с разными возможностями и потребностями как в традиционных формах просвещения и консультирования, так и в форме семинаров-тренингов для детей и родителей, развитие сотрудничества, разрешение конфликтов и т.д.)

В настоящее время педагогам необходимо уметь взаимодействовать с неоднородным контингентом детей. В нашем случае это особо актуально.

Образовательная программа дошкольного образования имеет следующие цели и задачи:

Цель :

Обеспечение психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей.

Задачи Программы:

Создать условия для сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками и организации разных видов детской деятельности.

Обеспечить детям возможности позитивной социализации , личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.

Создать в ДОУ развивающую образовательную среду как систему условий социализации и индивидуализации детей.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги ДОУ совместно с семьей стремятся сделать счастливым детство каждого ребёнка.

Образовательная программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Программа направлена:


    на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

    на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. (далее - образовательные области):

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое раззвитие;

- физическое развитие.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей , определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
- игровая;

Коммуникативная;

Познавательно – исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

Трудовая, самообслуживание;

Конструирование из разного материала;

Изобразительная;

Музыкальная;

Двигательная.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации .

Стандарт решает задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач , обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В современной психолого-педагогической науке осознаётся необходимость, с одной стороны, освоения человеком общественных норм, обеспечивающих формирование значимых социальных качеств, а с другой - становления человеческой индивидуальности, сохранения, проявления индивидуально-ценностного, уникального, неповторимого в человеке. Результат социализации-индивидуализации выражается в умении проявлять и реализовывать индивидуальные способности, возможности в социальных видах деятельности, использовать их для решения социальных задач, выражать свое Я в соответствии с принятыми моральными нормами и правилами.

Что же такое социализация и индивидуализация?

Социализация - процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребен ка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается , среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Индивидуализация деятельность взрослого (педагога) и самого ребенка по поддержке и развитию того единичного, своеобразного, что заложено в человеке от природы и что он приобретает в индивидуальном опыте.

Дошкольная образовательная программа, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей .

Социально е развитие - одно из направлений современного дошкольного образования. По своей сути образовательная среда дошкольной образовательной организации социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами, вещами, созданными руками человека и его замыслом, при правильной её организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности ребенка.

Педагогическая технология социализации-индивиду ализации детей дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО вариативна и осуществляется поэтапно:

Сбор информации об индивидуальных личностных особенностях детей;

Перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

Использование различных форм и методов социализации и индивидуализации в образовательном процессе;

Организация педагогического пространства для социализации-индивидуализации детей;

Индивидуальная коррекция имеющихся социально-личностных проблем ребенка.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ – основная задача дошкольных учреждений. Социализация и индивидуализация является основой данной работы. Создание условий для свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка - основная цель. Одной из форм педагогического сопровождения можно отнести также и адаптационную работу в начале учебного года.

С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых , требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. В нашем детском саду ведётся адаптационная работа с детьми, впервые посещающими детский сад. Для этого создаются условия для формирования у детей положительного отношения к детскому саду, друг другу, к окружающим взрослым, формирование социально-коммуникативных навыков. Эти задачи решаются в ходе воспитательно-образовательного процесса. Основной формой работы являются развлечения, праздники, театрализация,музыкально-дидактические игры, подвижные игры и многое другое. В адаптационную работу включен весь коллектив образовательного учреждения (воспитатели, специалисты –психолог, музыкальный руководитель), родители детей впервые посещающие детский сад и старшие дети (старшая разновозрастная группа).

Эффективность условий социально-личностного развития детей, определяется педагогами нашего учреждения на основе ежедневных наблюдений за проявлениями ребенка в различных ситуациях, индивидуальных беседах, общении с родителями. Наблюдение и оценка эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников имеет первостепенное значение, его эмоционально-комфортное состояние является показателем овладения социальными навыками.

Развивающая среда в нашем дошкольном учреждении способствует формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействует включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая компоненты развития личности ребенка, коллектив нашего дошкольного учреждения старается выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества. Для этого созданы «центры развития».

Центр художественно-речевой деятельности.

Педагоги читают и рассказывают детям сказки и рассказы, разучивают с ними стихи , учат элементарно анализировать тексты, пересказывать и инсценировать короткие литературные произведения, придумывая собственные короткие сказки, рассказы, загадки, а также стараются вызвать желание использовать усвоенные знания в повседневной жизни. Для этого в свободное от занятий время, вторая половина дня используется для художественно-речевой деятельности детей. В наших группах существует книжный уголок. Здесь дети могут перелистывать знакомые им книги, рассматривать иллюстрации в них, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек. Совместно с воспитателями проводятся такие литературные игры, как "Угадай название", "Вспомни и расскажи", "Угадай имя героя этой книги" и др.

Центр изобразительной деятельности – где воспитатель в свободное время вместе с детьми могут заниматься лепкой, аппликацией, рисовать. Центр игровой деятельности - представлен различными видами игр, предметами-заместителями.

Центр исследовательской деятельности (экспериментирование). Дети проводят опыты с песком, водой. Здесь ребенок может проявлять свою активность постижения устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира.

Центр музыкальной и театральной деятельности (музицировали, театральные постановки). В уголке "волшебных превращений", находится "волшебный ларец", с материалами для инсценировок и игр-драматизаций и музыкальные инструменты. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными , общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов). В конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются представление о пространстве.

В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

В нашем учреждении ведется совместная работа педагогов и родителей в процессе активного сотрудничества, способствующая сплочению всех участников педагогического взаимодействия.

Формами такой работы является следующее:

1. Социальный проект: « В гостях у людей труда »

Цель: Ознакомление детей с трудом взрослых, сотрудничество с семьёй.

2. Информационно-практический проект «Поможем птицам зимой»

3. Информационно-практический проект «Книжки-малышки для малышей»

4. Социально-творческий проект «Герб моей семьи»
в рамках проекта «Разговор с семьёй»

5. Исследовательско-творческий проект, с привлечение родителей «Радужный хоровод».

Еще одним немало важным моментом в работе наших дошкольных групп является то, что среди воспитанников есть дети турецкой национальности. Первым препятствием в общении с воспитателями и сверстниками этих детей является языковой барьер, что негативно влияет на социальную адаптацию детей и раскрытие индивидуальности ребенка. Чтобы помочь турецким детям воспитатели проводят с ними индивидуальные занятия, организует разные формы общения детей и разные игры (сюжетные, подвижные, театрализованные) в маленьких подгруппах или общим хороводным, парным поручениям, что способствует установлению добрых отношений между детьми. Стимулирует желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли. Знакомят детей с традиционной культурой русской и турецкой национальностей.

Вывод

Считаем так же, что результатом нашей работы должно стать полноценное проживание ребёнком всех этапов детства. И возможно это лишь при следующих условиях:

Построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Содействии и , признании ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Поддержке инициативы детей в различных видах деятельности. Сотрудничестве Организации с семьей.

Приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности

Соблюдении возрастной адекватности реализации Программы.

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Социализация является важным условием развития ребенка, формирования духовного мира человека. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникациюпроисходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволит в дальнейшем ему комфортно жить в обществе людей; быть успешным, благодаря общению он не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребёнка, успех образования и воспитания зависит от эмоционального состояния ребёнка. Большую часть времени ребёнок проводит в детском саду, в коллективе сверстников и взрослых и основная задача педагога создать условия для позитивной социализации детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Именно социальная среда обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей. Развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечиваться целостным процессом социализации-индивидуализации.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней, содействовать включению ребенка в разнообразную деятельность и общение.

Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, мной организовано пространство в группе, что создает условия выбора творческой деятельности ребенком (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепления знаний и формирования необходимых личностных качеств.

Пространство социализации-индивидуализации в ДОУ выстраивается на различных принципахрасширения и обогащения социального и предметного компонентов:

Расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.)

Предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения).



Увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;

Гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора», «советчика», «партнера»). Коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.

Я ориентируюсь в социальной ситуации группы, знаю и учитываю взаимоотношения воспитанников. Положительное влияние на качество формируемых умений и знаний, оказало мое тесное сотрудничество с родителями.

Результаты сотрудничества с родителями: помощь в организации, совершенствовании предметно-развивающей среды; участие в конкурсах, выставках; участие в субботниках осенью, зимой; оформление стенгазет.

Хорошо знаю увлечения родителей, интересов, активно использую это в работе, способностям некоторых родителей нашлось творческое применение: участие в непосредственно-образовательной деятельности. Родители из наблюдателей и зрителей становятся активными участниками непосредственного образовательного воспитательного процесса. Мною и родителями решаются одни и те же задачи, дополняя друг друга.

Организованная мною, таким образом, работа, с учетом требований ФГОС, дает свои положительные результат: у детей моей группы положительные эмоции от посещения ДОУ преобладают над отрицательными, воспитанники группы не хотят рано уходить из детского сада; не наблюдается роста заболеваемости (в осенний период);



Нравственно-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивному взаимодействию сверстников или взрослых с детьми. Кроме того, психологический климат - это такое психическое состояние детей в возрастной группе, которое обусловлено особенностями ее жизнедеятельности. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - отношений, настроений, чувств детей.

Одним из факторов, влияющих на благоприятный психический климат, является стиль общения, присущий педагогу. Психологом Корепановой Еленой Владимировной был проведен опрос педагогов, который помог определить к какому из основных стилей отдается предпочтение при общении педагога с детьми. Виктории Владимировне присущ демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, педагог стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. В своей работе Виктория Владимировна стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группе создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Она обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанниками, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе.

Одним из традиционных методов изучения социального климата в группе является социометрия, которая позволяет получить картину внутренних взаимоотношений в группе, выявить положение каждого ребенка в системе межличностных отношений, выявить лидеров и отверженных детей, наличие микрогрупп.

На основании данных было определено статусное положение каждого ребенка:

· I группа «Звезды» - 5 человека, они набрали по 9-11 выборов. Это составляет 19 %.

· II группа – «предпочитаемые» - 7 человек, что составляет 26 %.

· III группа – «принятые» - получили по 3-5 выбора, это 9 человек, что составляет 33 %.

· IV группа – «непринятые», получившие 1-2 выбора, 6 человек, что составляет 22 %.

· V группа – «изолированные», не получившие ни одного выбора. Таких детей в группе нет.

Уровень благополучия взаимоотношений в группе высокий.

Индекс «изолированности» низкий, т.е. процент членов группы, оказавшихся в V статусной категории составляет 0 %. Это является нормой.

Эмоциональное благополучие и самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов.

КВ = 36 % - говорит о среднем уровне взаимности, о благополучии детей в группе.

Дети, находящиеся в III статусной категории и имеющие взаимные выборы, чувствуют себя в среде сверстников комфортно.

Таким образом, следует продолжить работу, направленную на поддержку взаимоотношений детей, формирование навыков сотрудничества. Нравственно-психологический климат в группе «Папоротник» классифицируется как благоприятный.

Основными признаками благоприятного психологического климата являются:

1. Хорошее настроение детей в течение всего дня; устойчивый положительный эмоциональный фон, высокая оценка личностной успешности,
активность в деятельности и отношениях,
бесконфликтное разрешение возникающих проблем со сверстниками;

2. Свободное отправление детьми всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

3. Доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым; дети называют друг друга исключительно по имени, часто употребляют уменьшительно-ласкательные формы обращения (напр.,Викуля), охотно принимают сверстников в свои игры, способны к содействию, сдержанны в критической оценке поведения товарища, участливы и готовы к помощи. Группа детей достаточно сплочена;

4. Способность детей занять себя интересным делом; в «свободное» время дети достаточно быстро объединяются для совместных игр, способны к длительному сосредоточению, имеют устойчивые индивидуальные интересы;

5. Возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться; условия для уединения и отдыха созданы, правила введены, но дети редко используют эту возможность в связи с тем, что не нуждаются в уединении и отдыхе от других;

6. Отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых; организация жизнедеятельности детей соответствует принципам «гибкого» режима. Ребенок - субъект выбора и волеизъявления. В межличностном взаимодействии преобладает партнерский стиль. В педагогическом процессе взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиции субъект-субъектного взаимодействия. Педагог четко ориентирован на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса с учетом зоны ближайшего развития каждого воспитанника;

7. Информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного. Дети в группе информированы о том, чем будут заниматься. Им предоставляется возможность оценить себя после каждого вида деятельности;

8. Высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников; дети в этой группе способны сочувствовать, утешать товарища, по возможности содействуют ему, стремятся чем-нибудь порадовать;

9. Желание участвовать в коллективной деятельности; дети стремятся к коллективным играм, самостоятельно организуют их, вовлекая в них большое число участников;

10. Удовлетворённость детей принадлежностью к группе сверстников. Дети проявляют симпатию и любовь друг к другу, удовлетворены своей принадлежностью к данному детскому сообществу. Скучают по сверстникам, охотно посещают детский сад, охотно и много положительного рассказывают о нем.

Создавая благоприятный психологический климат в группе обеспечиваю:

1. Условия для формирования положительных эмоций каждого воспитанника; понимание и поддержку, ориентированную на потребность ребенка в разнообразных впечатлениях, в активной деятельности и достижении успеха в ней, во взаимоотношениях со сверстниками;

2. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. В обстановке дружеского расположения сверстников ребенок чувствует себя гораздо увереннее, спокойнее. Установившееся взаимопонимание, сопереживание способствуют возникновению доброжелательных отношений в группе сверстников;

3. Организацию совместной деятельности, где возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников;

4. Уважение права ребенка на развитие индивидуальности;

5. Дифференцированный подход в воспитании у детей гуманных чувств.

При общении с детьми, оказываю им психологическую поддержку, сосредоточиваюсь на позитивной стороне поступков ребенка и поощряю то, что он делает, ласково отношусь к ребенку, признаю его права, проявляю к нему внимание.

Тогда воспитанник испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В таких условиях у детей преобладают бодрое, жизнерадостное настроение, существенно возрастает значимость общения со сверстниками, в процессе которого дети реализуют нормы и ценности, усвоенные в общении с педагогом. Сверстник является партнером по совместной деятельности, чье доброжелательное внимание, уважение и признание становятся важным для детей группы.

Благоприятный психологический климат в детском коллективе оказывает благотворное воздействие на психологическое здоровье детей данной группы, что, в свою очередь, влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса.

2.8. Эффективная организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с основной образовательной программой ДОО

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. Решение же программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. РППС должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребёнка. Поэтому я стала работать над обновлением и качественным составом предметной и игровой среды своей группы, учитывая психолого-педагогические принципы её построения.

При моделировании среды я стремились к созданию детских «центров активности».

С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра.

Развивающая предметно–пространственная среда должна быть: содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.

Ø Насыщенность среды -соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

· игровая деятельность;

· творческая деятельность;

· познавательная деятельность.

Познавательная деятельность проходит с использованием развивающих игр, средств обучения, игрушек, моделей.

Предметный мир, окружающий ребёнка, постоянно пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Познавательная деятельность осуществляется через экспериментирование с доступными детям материалами (вода, снег, магниты, деревянные бруски, камни и т. д.)

В группе имеются условия для обеспечения двигательной активности, развития крупной и мелкой моторики, возможности организации подвижных игр, проведения физминуток. (Приложение 2.8. 1)

В группе созданы условия для гендерного воспитания мальчиков и девочек. Для мальчиков - детали военной формы, инструменты для работы, разнообразные технические игрушки.

Для девочек – предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки. (Приложение 2.8.2)

Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Ø Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, мягких модулей, ширм и др. Это позволяет использовать предметы - заместители в разных видах детской деятельности: игре, конструировании и т.д.

Ширмы у нас используются не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения.

Используем возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Ø Вариативность среды- наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности. Виды деятельности постоянно меняются.

Периодическая сменяемость учебного пространства стимулирует познавательную активность детей.

Ø Доступность и безопасность предметно-пространственной среды.

Дети могут свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей.

В группе свободный доступ к пособиям, стимулирующим познавательное развитие воспитанников. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности, в ходе которой дети могут проявить инициативу и творчество при изготовлении учебных и игровых пособий. Результат своего труда дети используют в игровой деятельности. (Приложение 2.8.3)

При организации РППС в своей группе мной созданы условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Организация среды осуществляется с учётом специфики ДОУ, в основе которой лежат принципы дошкольной педагогики, использования в работе с детьми различных технологий и обучающих методик.

Предметно-развивающая среда не существует сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями и интересами взаимодействия. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для речевого развития каждого ребенка организации увлекательной и содержательной жизни. Для развития речи необходимо создание максимально насыщенной сенсорной среды. Очень важно, на мой взгляд, чтобы ребенок чувствовал себя совершенно безопасно и комфортно в предметно-развивающей среде, мог проявить свои творческие задумки, исследовать и изменять ее по своему желанию. Необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, то есть гендерный подход при построении и обогащении предметно-развивающей среды.

Мною в группе были оборудованы «центры активности» для девочек (парикмахерская, больница, магазин, семья, посуды) и для мальчиков (парковка, автопарк, строитель, разнообразные конструкторы). Размещение оборудования по игровым центрам позволяет ребятам объединяться подгруппами, реализовывать свои творческие задумки, делиться впечатлениями, творчески осваивать новые способы деятельности: игровые замыслы, диалоги главных героев совместной игры. (Приложение 2.8.4)

В предметно-развивающую среду мной были включены развивающие игры, модели, игрушки с магнитами, настольно-печатные игры, предметы для опытно-поисковой деятельности, материалы по сенсорному развитию, шнуровка, образы героев для пальчикового, кукольного, настольного театра, поле и игрушки для режиссерской игры, карточки для определения эмоций и чувств человека. В группе для развития речи имеются игрушечные и настоящие, неработающие телефоны, по которым ребята переговариваются друг с другом, учатся строить разнообразные речевые обороты.

Существенную роль в овладении способами практического взаимодействия с окружающим миром играет исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментально – опытных действий. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом развития дошкольников.

В нашей группе развивающая среда способствующему познавательному развитию детей, что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений. Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

Развивающая предметно-пространственная среда строится в соответствии с календарно-тематическими планами, которые составлены на основе образовательной программы с учётом возраста и периода обучения детей группы. Предметно-пространственная среда носит характер открытой, динамичной системы, способной к корректировке и развитию. Таким образом, среда в нашей группе постоянно меняется и развивается. Я в учебно-воспитательном процессе стараюсь в свою очередь раскрыть возможности каждого ребёнка, предоставляя ему свободу выбора.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.

Раздел 3

«Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности (в том числе экспериментальной и инновационной), активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации, разработку программно – методического сопровождения образовательного процесса»

Евгения Алексеевна Дементьева воспитатель, МДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Индивидуализация дошкольного образования представляет собой построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация личности ребенка заключается в развитие умений и навыков, выделяющий его из основной массы учащихся. Процесс социализации личности ребенка в условиях дошкольного образования представляет собой процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта.

Безусловно, дошкольный возраст это неповторимый и яркий период в жизни каждого человека. Этот период является благоприятным для социального развития, и значимым для вхождения ребенка в непростой мир социальных взаимоотношений. Основной целью позитивной социализации является развитие положительного отношения ребенка к себе, к другим людям, к окружающему миру. Развитие коммуникативной и социальной компетентности. Другими словами на этом этапе важно объяснить, помочь разобраться ребенку, что такое хорошо, что такое плохо.

В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори» , я непосредственно веду работу, направленную на социально коммуникативное развитие каждого ребенка. В основе моей работы лежит организация социального взаимодействия, которое является непосредственным источником развития ребенка. Организация социального взаимодействия невозможна без выявления индивидуальности, психологического облика каждого ребенка.

Для выявления индивидуальности дошкольника недостаточно знать конкретно-индивидуальные проявления ребенка (возрастные особенности психические процессы, особенности речи, физические возможности) , но и необходимо учитывать его существование в новом обществе. В моей педагогической деятельности частично решить эту проблему позволяет письменный и устный опрос. Процесс опроса происходит следующим образом, еще до прихода ребенка в детский сад родители письменно отвечают на ряд вопросов: чем любят заниматься ваши дети, какие книги читать, в какие игры играть, сколько человек в семье, самостоятельно ли себя обслуживают и так далее. Результаты опроса позволяют иметь достоверную информацию о ребенке. Отвечая на вопросы, родители объективно описывают все проявления и особенности ребенка. Особое внимание при составлении анкеты, уделяется вопросам позволяющим выявить интересы, привычки, темперамент дошкольника. Немаловажным является вопрос о составе семьи. Уменьшение числа детей в семье и рост однодетных семей означает обеднение социально-коммуникативных связей ребенка. В такой семье ребенок не имеет братьев и сестер, а следовательно, и партнеров по играм, благодаря которым осваиваются модели разнообразных отношений и социальных ролей.

Основной задачей педагогической деятельности, построенной с учетом индивидуализации и социализации ребенка является, формирование деятельности группы детей на основе их особенностей, так, чтобы взаимовлияние детей друг на друга было наиболее эффективным. Например, кто умеет конструировать дом, рисовать, читать, лепить, петь и может научить этому другого ребенка. В процессе социализации развития личности, момент обучения одного ребенка другим является очень значимым как для того кто обучает, так и для того кого обучают.

Дети очень часто подражают окружающим их людям. Очень важно, кому подражает ребенок. Для ребенка более значимым образцом для подражания является другой ребенок – чаще всего это лидер. Задачей педагога является выявление и использование влияние положительного лидера – чаще всего им оказывается более активный ребенок, более умный, более умелый. Мой девиз: «Искусство воспитания ребенка – есть искусство создания положительных образцов для подражания» .

Оптимальной моделью организации образовательного процесса должна стать совместная партнерская деятельность воспитателя, педагога с детьми. Моя педагогическая деятельность, в рамках процесса положительной социализации и индивидуализации, построена на следующих принципах:

  1. Не ограничивать свободы поведения, а изменить среду, окружающую ребенка так, чтобы она в максимальной степени обеспечивала его развитие на основе свободного проявления активности. Не ребенка переделывать под среду на основе запретов, а среду переделывать в соответствии с необходимостью обеспечить полноценное развитие.
  2. Права и свободы одного ребенка не должны ущемлять права и свободы других людей.
  3. Стараться объяснять, а не запрещать, так как запретительная педагогика неэффективна по своей сути, мы стремимся исправить не первоисточник, а следствие.

Дети не развиваются по заранее заданным программам, более того, значительная часть детей успешно развивается «по своей программе» . Поэтому педагоги должны стремиться к высокому уровню развития детей, но одновременно понимать, что логика развития не линейная, более сложная, при организации работы с детьми следует учитывать социальный контекст развития, так как средовые факторы, особенно семейное воспитание, являются и сильными и, по большей части, не менее позитивными конструктивными, эффективными.

Елена Ващенко
Семинар-практикум «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации дошкольников»

30 ноября 2016г. на базе детского сада «Теремок» прошёл семинар -практикум для педагогов Купинского района по теме «Психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста ».

На семинаре была подробно и наглядно представлена работа по психолого -педагогическому сопровождению детей при интеграции усилий всех специалистов ДОУ в группе компенсирующей направленности для детей со статусом ОВЗ, т. к. дети данной категории, как ни какие другие, нуждаются в специальных методах и приёмах психолого -педагогического сопровождения.

Открыла семинар заведующая ДОУ Степина Ирина Родионовна. Она рассказала об условиях, созданных в детском саду для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников .

По её словам, вероятный прогноз развития детей ожидается благоприятным при создании в образовательной организации специальных образовательных условий. Процесс обеспечения социализации осуществляется через разные формы и способы организации детской деятельности, такие как :

Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;

Реализация совместных детско – взрослых проектов;

Организация игровой деятельности с дошкольниками ;

Реализация рабочих программ педагогов;

Осуществление поддержки детской инициативы ;

Рабочие программы по организации кружковой деятельности, направленные на развитие творческого самовыражения, развитие одаренности дошкольников , исследовательской деятельности, здоровьесбережения.

Позитивная социализация невозможна без организации конструктивного сетевого взаимодействия с социальными партнерами . В детском саду она реализуется через взаимодействие с социально – культурными учреждениями города, в рамках которого дети посещают библиотеку, дом культуры, городской музей, знакомятся с людьми разных профессий, достопримечательностями города, участвуют в конкурсах, акциях, фестивалях.

Помимо тех условий, что она перечислила выше, для оказания психолого-педагогической поддержки успешной социализации и индивидуализации в ДОУ выстроена коррекционно-развивающая работа с опорой на выявленные ресурсные возможности ребенка; организовано сопровождение консилиумом ДОУ в составление индивидуальных маршрутов ; образовательный процесс организован с учетом психофизических особенностей ; в ДОУ применяются специальные педагогические методы обучения и воспитания детей с ОВЗ; организовано логопедическое и психологическое сопровождение детей ; педагоги ДОУ работают над развитием дефицитных функций каждого ребенка.

Затем старший воспитатель Ващенко Елена Геннадьевна представила модель при взаимодействии специалистов ДОУ. Она рассказала, что в детском саду выстроена чёткая система психолого -педагогического сопровождения. Каждый специалист детского сада работает по своим рабочим программам, составленным на основе ООП детского сада и рабочей адаптированной коррекционно-развивающей программы. В данных рабочих программах отражено единство целей воспитания и образования детей дошкольного возраста .

Модель психолого-педагогической поддержки дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом , в том числе личностном развитии.

В центре модели – ребёнок и он выступает в роли субъекта наряду с другими субъектами сопровождения. В первую очередь, ему прямую психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, учитель-логопед и психолог , в затем их помощники : инструктор Физвоспитания, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО деятельности и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребёнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально -адаптированной личности, готовой к дальнейшему обучению в школе.

Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится Территориальная психолого -медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, даёт рекомендации и устанавливает статус воспитанников.

Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Воспитатель компенсирующей группы Доркина Наталья Геннадьевна рассказала о возможностях разных видов деятельности и форм работы в позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста .

Она отметила, что предметно-развивающая среда является необходимой для полноценного развития ребенка. И педагоги визуально перенеслись группу компенсирующей направленности для детей с ОНР «Веселые ребята» . Педагоги ознакомились с наполняемостью и функциями следующих микрозон :

Коррекционный уголок «ГОВОРУША» ;

Микрозона по изучению правил дорожного движения;

Уголок художественного творчества;

Микрозона «Природа - наш дом» ;

-Уголки : художественного чтения, хозяюшка, магазин, конструирование, парикмахерская, зона «Цветотерапия» .

Она отметила, что для того что бы создать детям возможность комфортного пребывания, построить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО, они создали проект «Развивающая предметно пространственная среда в коррекционной группе» . Проект долгосрочный и в него входят ряд мини-проектов, темы которых соответствуют лексическим, отражённым в коррекционной рабочей программе. Чтобы дети не утратили интерес к деятельности, наполняемость микрозон меняется в соответствии с реализуемым мини проектом на данный отрезок времени.

Она отметила, что среда группы создает условия для полноценного социального развития детей , предоставляет ребенку возможность проявить социальную мотивацию , через разные виды деятельности, способность самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, самовыражения, индивидуальную комфортность , совершенствует личные отношения с окружающими, дает ребенку возможность показать свою индивидуальность .

Наталья Геннадьевна рассказала, что при всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образование лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье. Ведь главные воспитатели детей – это родители, а мы всего лишь их помощники.

Девиз группы : «Жить с детьми – жить детьми» .

Взаимодействуя с родителями, педагоги проводят совместные вечера, досуги, встречи по воскресным дням. Родители активно принимают участие в выставках по мини проектам.

Педагог рассказала, что реализуя технологию сетевого взаимодействия, в поддержке социальных и индивидуальных навыков детей они ходят на экскурсии, проводят совместные досуги с другими образовательными учреждениями, принимают у себя гостей из детских садов «Золотой ключик» и «Солнышко» , ветеранов, иеромонаха Мелхиседека, работников кулинарии с мастер-классами, сотрудников ГИБДД и т. д.

Она особо отметила, что их дети, выходя в большую жизнь, обладают установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, могут следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Далее, о роли специалистов детского сада в позитивной социализации и индивидуализации дошкольников рассказали педагог- психолог Полищук Галина Леонидовна и учитель-логопед Слижевская Светлана Александровна.

Педагог психолог рассказала , что целью её работы в ДОУ является оказание комплексной психолого -педагогической помощи детям дошкольного возраста . Она её оказывает через психологическую диагностику , коррекционно-развивающую работу и консультационную деятельность.

На диагностическом этапе она изучает :

поведение во время обследования;

особенности моторной сферы;

запас общих сведений об окружающем мире;

сформированность навыков рисования;

особенности эмоционально-волевой сферы;

преобладающее настроение;

познавательная сфера : память; внимание; мышление; восприятие; воображение.

Выявив проблемы у детей, она разрабатывает индивидуальные маршруты психолого -педагогического сопровождения, в соответствии с которыми и проводит коррекционно-развивающую работу.

Применяет при этом разнообразные методы и приёмы :

ролевые, коммуникативные игры;

психогимнастические , пальчиковые игры;

задания, упражнения, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер;

релаксационные методы;

сказкотерапия.

Родителям воспитанников и специалистами ДОУ она оказывает психологическую и информационную помощь, через индивидуальные , групповые консультации, родительские собрания, информационные стенды.

Учитель –логопед рассказала, что её основной задачей является устранение речевых дефектов и развитие устной речи у детей до такого уровня, на котором они бы смогли успешно обучаться в школе, также помощь успешной социальной адаптации ребенка в обществе.

Светлана Александровна особо отметила, что её работа была бы не такой эффективной, если бы ей не оказывали помощь и поддержку все специалисты ДОУ .

При организации и проведении занятий специалистами учитываются психолого -педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала. Специалисты проводят все занятия в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется уточнение и активизация словарного запаса, совершенствуется связная речь, расширяются знания и представления детей об окружающем мире. Самым тесным образом связаны занятия воспитателя и учителя-логопеда. Индивидуально воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых указаны в специальной «Тетради преемственности в работе логопеда и воспитателя» . В ней осуществляется обратная связь, фиксируются успехи детей. Результаты работы анализируются каждый понедельник, а потом доводятся до сведения родителей и специалистов.

Очень важно, чтобы воспитатель знал, над какими звуками работает логопед с каждым из детей группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Для отражения состояния звукопроизношения детей существует «Профиль звукопроизношения» . Учитель –логопед рассказала, что посещает занятия специалистов, часто находится в группе с целью наблюдения за детьми в свободном общении.

Педагогами проводится большая работа по привлечению родителей к коррекционному процессу через систему домашних заданий, всякого рода рекомендаций. Все специалисты, включая младшего воспитателя и родителей, следят за фонетической и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

Светлана Александровна рассказала, что на ряду, с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми, она использует инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы : например, активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, акватерапии, работы с крупами, стоунтерапии и др.

Работу строит строго на доверии, во взаимоотношениях использует демократический стиль общения, а к негативным моментам относится с юмором. На занятиях создает ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения ребёнка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше, способствует его социализации .

Далее воспитатель компенсирующей группы Рязанова Татьяна Геннадьевна, при взаимодействии специалистов ДОУ, показала с детьми воспитанниками своей группы игровой квест с использованием элементов сказкотерапии «История про козлят» . Дети, совместно с воспитателем, с увлечением искали потерявшегося козлёнка, собирая подсказки от этапа к этапу, выполняя задания специалистов, играющих роли : Феи Музы (музыкальный руководитель, Царицы цветов (психолог , Марьи искусницы (преподаватель ИЗО, веселого Кузнечика (инструктор ФИЗО) . Дети нашли козлёнка у тётушки Совы (учитель-логопед, выполнив и её задание, и потом все вместе играли в шумовом оркестре. В конце игрового квеста, дети, с увлечением, рассказывали седьмому козлёнку, о проделанном пути для его спасения.

Далее опыт работы по взаимодействию в детей компенсирующей группы представили специалисты ДОУ : Конева Анжелина Анатольевна, инструктор по физвоспитанию, Бойко Марина Геннадьевна, преподаватель ИЗО деятельности и Чемерская Елена Александровна, музыкальный руководитель.

Анжелина Анатольевна отметила, что дети с общим недоразвитием речи – особые. У них, при обследовании, выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная, в разной степени, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Для устранения данных нарушений на своих занятиях по физической культуре она постоянно контролирует физическое состояние детей, т. к. они относится ко 2 группе здоровья. При этом подбирает специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью ребёнка в соответствии с медицинской справкой, в которой лечащий врач указывает, что именно нельзя делать ребёнку (кувыркаться, наклоняться, прыгать и т. п.)

Предметом её особого внимания служит работа над осанкой, а также у детей данной категории изменен тонус, поэтому включает упражнения на активное расслабление и напряжение мышц. Работает с детьми на развитие дыхания,

учит их расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Особое значение в коррекции детей занимает ритмика и подвижные игры. Они сочетаются с текущей логопедической работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции .

Анжелина Анатольевна особо отметила, что работа по достижению поставленных задач не имела бы положительного результата без тесного взаимодействия с родителями, которую она строит в триаде : педагог - ребёнок – родители. Для этого проводит спортивные мероприятия и соревнования с детьми и их родителями, приглашает родителей и их детей на лыжную базу в выходной день, консультирует родителей, а для выявления проблем проводит анкетирование.

К концу года обучения у детей наблюдается улучшение памяти, мыслительных процессов, дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ, точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов, осваивают ритм движения.

Марина Геннадьевна отметила, что успех в работе по развитию творческих способностей детей – логопатов может быть достигнут, только при тесном контакте с логопедом и воспитателями. Её рабочая программа, в коррекционной группе, построена в единстве лексических тем с коррекционной программой компенсирующей группы.

Свою коррекционную работу с детьми с общим недоразвитием речи она проводит по двум направлениям : корректировка речи детей и развитие мелкой моторики рук.

Для развития мелкой моторики рук в своей работе она использует нетрадиционные техники. Например, дети рисуют не только кистью и карандашами, но и пальчиками, ладошками , ватными палочками, дисками, зубной щеткой, расческой, свечкой, кляксами, солью, манкой, заваркой, зубной пастой, клеем, мыльными пузырями. В лепке применяет пластилинографию, тестопластику и сочетание пластилина с различным природным материалом.

Считает, что особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает аппликация (из салфеток, обрывная аппликация и др.) .

Пользуется такими методами и приемами как, рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка (по принципу симметрии, лабиринты, дидактические игры, которые : стимулируют развитие мелкой моторики; знакомят ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогают развивать пространственное восприятие; развивают воображение, память, мышление и внимание; помогают развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

В заключении Марина Геннадьевна отметила, что нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации, развивают фантазию, уверенность в себе, наблюдательность, импровизацию, мелкую моторику. Нестандартные подходы в организации изодеятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом, способствуют позитивной социализации и индивидуализации .

Музыкальный руководитель в своём выступлении отметила, что речь, музыка и движение тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга. Благодаря этим трем компонентам активно укрепляется мышечный аппарат ребенка, развиваются его голосовые данные. Слаженность этих трех компонентов помогает развивать детские эмоции, которые, в свою очередь положительно сказываются на разработке детской мимики, позитивной социализации детей .

Она рассказала, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения и что они, совместно с логопедом, предъявляем единые требования к проведению занятий с детьми.

Учитель-логопед непосредственно принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.

Они вместе составляют карточки речевых игр, а музыку к словам она подбирает сама.

На музыкальных занятиях применяет :

Речевые игры,

Логоритмические упражнения,

Пальчиковые игры,

Музыкально-ритмические движений с пением,

Музыкально-дидактические игры,

Проводит вокально-хоровую работу.

Работая совместно с инструктором по физвоспитанию, разрабатывают упражнения для зарядки, а Елена Александровна, в свою очередь, подбирает музыку к упражнениям и аккомпанирует во время ее проведения.

В свободное от занятий время, учитель-логопед систематически присутствует на музыкальных занятиях, следит за ростом в речевом и музыкальном развитии детей.

Педагог отметила, что на музыкальных занятиях большая роль отводиться воспитателям. Они, приводя детей на занятие, вместе слушают музыку, выполняют логоритмические упражнения, водят с детьми хороводы, помогают разучивать танцы. В группе закрепляют все пройденное на занятии. Консультируют родителей по музыкальному воспитанию.

В конце выступления Елена Александровна отметила, что в результате проводимой работы у детей развиваются не только музыкальные способности, но и происходит развитие речи, дети раскрепощаются, развиваются их индивидуальные особенности , что способствует их социализации .

В конце семинара старший воспитатель Ващенко Елена Геннадьевна подвила итог и рассказала о результатах психолого-педагогической поддержки детей на этапе завершения дошкольного образования и обучения в школе.

Она отметила, что к выпуску в школу дети общеобразовательной группы умеют подчиняться разным правилам, способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, умеют соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Выпускники группы компенсирующей направленности успешно справляются с освоением коррекционно-развивающей и общеобразовательной программы. У 86% детей звукопроизношение достигло возрастной нормы, у 14% детей значительно улучшились навыки звукопроизношения, связной речи. Рассказы детей соответствуют ситуации, с адекватным использованием лексических средств. Значительно обогатился словарный запас детей. Всё это поможет детям успешно адоптироваться в социуме , в том числе к условиям школьного обучения.

Еленой Геннадьевной, совместно с заучем лицея Анастасией Анатольевной Толстых, был проведён анализ качества успеваемости выпускников детского сада, обучающихся в МБОУ Лицей №2 на май 2016г. Она отметила, что у детей доминирует 100 процентная успеваемость, а самая низкая успеваемость – 70%. Она также отметила, что наметилась тенденция к понижению качества успеваемости учеников. Учителя лицея данный факт объясняют тем, что с внедрением ФГОС общего образования, на порядок усложнилась образовательная программа и педагогам детского сада следует обратить на данный факт внимание и развивать в детях способность к волевым усилиям, для усвоения школьной программы, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Каждый ребёнок индивидуален и ещё не все ученики могут выполнять данные требования, но всё равно качество успеваемости не опускается ниже 70%. Поэтому, можно сделать вывод, что психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка в детском саду можно оценить на удовлетворительно, выпускники детского сада успешно обучаются в школе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!