Словарь и справочник по символике. Значение слова символ в словаре литературоведческих терминов

Значение слова СИМВОЛ в Словаре литературоведческих терминов

СИМВОЛ

- (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета) - универсальная эстетическая категория, особый художественный образ-знак. В отличие от знака-символа, содержащего недвусмысленное, практическое значение (например, в математике), метафоры (см. метафора) и аллегории (см. аллегория), С. имеет не одно или несколько, а неисчерпаемое множество значений и обладает необыкновенной смысловой емкостью. С. известен с древнейших времен (древние мифологические образы-С. у разных народов, архетип ы, христианские С., например, Ад, Чистилище и Рай и т. п.). С. не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на воспринимающего (читающего, слушающего, смотрящего и т. п.), "внушить" определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность. Художественная задача С. - влияя на чувства, воображение, эмоции, пробудить готовность воспринять идеальные (нематериальные) понятия, а не объяснить их логически; дать некий намёк, указание на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать "проводником" к нему (Вяч. Иванов). "Категория С. указывает на выход образа за собственные пределы, на присутствие некоего смысла, нераздельно слитого с образом, но ему не тождественного" (С.С. Аверинцев).

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СИМВОЛ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СИМВОЛ в Словаре Аналитической психологии:
    (Symbol) — наилучшее из возможных выражение или изображение чего-либо неизвестного. Понятие символа следует отличать от понятия знака.«Каждый психический продукт, поскольку …
  • СИМВОЛ в Новейшем философском словаре:
    (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравниваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных вещей, …
  • СИМВОЛ в Словаре постмодернизма:
    (греч. symbolon - знак, опознавательная примета; symballo - соединяю, сталкиваю, сравни- ваю) - в широком смысле понятие, фиксирующее способность материальных …
  • СИМВОЛ в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - (от древнегреческого sumbolon) это изображение, знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет …
  • СИМВОЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. symbolon - знак опознавательная примета),1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак.2) В искусстве характеристика …
  • СИМВОЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак. …
  • СИМВОЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • СИМВОЛ в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В …
  • СИМВОЛ
    [греческое] 1) у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т.п.; 2) вещественный …
  • СИМВОЛ в Энциклопедическом словарике:
    а, м. 1. То, что служит условным обозначением какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. Голубь - с. мира. а Символ веры - …
  • СИМВОЛ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь - с. мира. Якорь - с. …
  • СИМВОЛ
    С́ИМВОЛ ВЕРЫ, краткое изложение христ. догматов, безусловное признание к-рых правосл. и католич. церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1-м (325) …
  • СИМВОЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ИМВОЛ (от греч. symbolon - знак, опознавательная примета), в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак. …
  • СИМВОЛ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    си"мвол, си"мволы, си"мвола, си"мволов, си"мволу, си"мволам, си"мвол, си"мволы, си"мволом, си"мволами, си"мволе, …
  • СИМВОЛ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Предмет, действие и т. п., служащие условным обозначением какого-л. понятия, идеи. Скипетр - символ царской власти. Елей, …
  • СИМВОЛ в Тезаурусе русской деловой лексики:
  • СИМВОЛ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. symbolon) 1) у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и …
  • СИМВОЛ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. symbolon] 1. у древних греков - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы, тайного общества и т. …
  • СИМВОЛ в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: обозначение, изображение, отображение (в электронной почте), (условный графический) символ, пиктограмма, эмблема 2. Syn: буква, …
  • СИМВОЛ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СИМВОЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • СИМВОЛ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) То, что служит условным обозначением какого-л. понятия, идеи. 2) Художественный образ, условно передающий какую-л. мысль, идею, переживание. 3) …

А – первая буква в большинстве алфавитов. Буква финикийского происхождения. Числовое значение ее – единица. В египетской иероглифике букву А, начало и солнечное тепло дня символизировал орел. Греческая Альфа также обозначает начало всех вещей. Аз – первая буква славян означает местоимение «я» (соотносясь с «Я есмь, кто я есмь»). Числовое значение ее также равно единице. Магическое слово волхвов Аум выражает сущность Вселенной. Согласно индуистской традиции Ом (фонетика а-оо-mm) – образ дыхания Бога, первый звук, раздавшийся во вселенной, и одновременно выражение космического ритма. А – означает нисхождение чистого Духа в материю. Это – символ Эго, или Манаса.

Статья из энциклопедического словаря Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А.
Первая буква всех европейских алфавитов, за исключением рунического. В славянской азбуке буква А носит название аз от местоимения аз, русского я; в финикийском алфавите, от которого взяли начало все европейские алфавиты, она называлась алеф (aleph), то есть телец, так как она образовалась из первоначального иероглифического рисунка, представляющего голову быка.

Звук, обозначаемый этою буквой в русском языке, производится при следующих физиологических условиях: канал рта во всем своем объеме довольно широко открыт, и язык – сравнительно с обыкновенным его положением – немножко подвинут взад. Благодаря этому является звук полный, чистый, ясный. В других языках звук этот может принимать бесчисленные оттенки, приближающие его, с одной стороны, к звуку о, с другой – к звуку буквы е; это встречается, например, в английском языке. И в русском, кроме чистого звука а, мы имеем еще звук, средний между а и о, который, однако, не выражается в письме отдельным знаком: этот средний звук происходит из чистого о, если оно стоит перед ударением, что и называется аканьем и составляет особенность южно-великорусских и белорусских говоров.

В литературных памятниках признаки акания в первый раз замечаются в текстах московских первой половины XIV века. Звук а в различных языках может быть долгим и кратким; в русском – только кратким, но он произошел из индоевропейских первоначально долгих звуков а, о и отчасти е. Ряд звуков букв a, i, u играли важную роль в сравнительной грамматике индоевропейских языков: так как в санскрите из кратких гласных встречаются только а, i и то же самое повторяется и в готском языке, то высказано было предположение, что первоначальный индоевропейский или праарийский язык имел только эти три звука; потом же, с течением времени, первоначальное а расчленилось на а, е, о. В новейшее время это было признано заблуждением: уже праарийский язык имел звуки е, о возле a, i, u, так что теперь уже неуместно смотреть на гласную а как на самый естественный, благородный и древний звук в языке.

Символ и буква А как отдельное слово играет роль междометия, выражающего удивление, а также и разделительного союза. В русском языке звук а не стоит в начале слов, и поэтому все слова, начинающиеся с а, надо признать заимствованными.

Как символический знак буква А обозначает что-то первое, определенное, известное. В логике символ А обозначает предмет мысли, в особенности вещь какую-нибудь. Формула А=А выражает, что всякая вещь равна самой себе. Кроме того, посредством знака А выражается общеутвердительное понятие, напр., в силлогизме – общеутвердительное положение. B латинском алфавите А и Z, в греческом А и Ω обозначают начало и конец и в этом значении представляют понятие всеобщности, вечности. В алгебре а обозначает условную известную величину. В греческой и церковно-славянской системе знак А обозначает единицу.

Ученые ТюмГУ разрабатывают технические алгоритмы, способные определять есть ли в высказывании юмор, ирония и метафора.

Результаты исследования представлены на традиционной молодежной научно-практической конференции «Множественность интерпретаций -7: цифровая перезагрузка», состоявшейся в ТюмГУ.

Человек, который успешно владеет родным языком, обычно легко может определить, связано ли то или иное выражение с реальностью или используется в переносном смысле. При этом человек, скорее всего, обладает универсальным когнитивным механизмом выявления иносказательности, значит, подобный механизм можно воспроизвести и в машине. Именно такую задачу поставила перед собой разработчик программы «PunFields» доцент Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ Елена Михалькова.

«Распознавание юмора и других видов иносказательности нужно для решения прикладных задач. Во-первых, для машинного перевода, который пока почти совсем не может интерпретировать художественную речь, а также для диалоговых систем, типа Алисы или Сири, которые опять же не воспринимают иносказательность; во-вторых, данные исследования раскрывают саму природу изучаемых явлений - то есть что такое юмор в принципе и как он функционирует», - отмечает Елена Михалькова.

Программа «PunFields» предназначена для английского языка и распознает каламбуры с такой же результативностью как иностранные студенты-лингвисты 1-2 курсов. Результаты работы программы подтверждены экспериментом и в настоящее время специалисты ставят перед собой задачу сделать так, чтобы программа одинаково успешно распознавала юмор и иронию, используя при этом один и тот же алгоритм.

«Программа основана на машинном обучении, которое на большом количестве примеров юмора, иронии, метафоры учится распознавать смысловую “инконгруэнтность” высказывания: несовпадение в высказывании двух смысловых планов - прямого, того, что воспринимается в первую очередь, и переносного. Переносный смысл можно считать скрытым. Когда его наличие в высказывании становится ясным, мы понимаем, что перед нами не изложение фактов, а иносказание, такое, как, юмор, метафора или ирония», - рассказывать Елена Михалькова.

Изучать тональность высказываний в социальных медиа, обрабатывать контексты огромных объемов постов - лишь одна из прикладных задач, решение которой требуется от современных цифровых лингвистов. В ТюмГУ - вузе - участнике Проекта 5-100, эти задачи внимательно изучают социологи, лингвисты, IT-специалисты.

«Наша задача - исследовать алгоритмы толкования текста, попытаться найти объективную истину в толкованиях», - уточняет Елена Михалькова, кандидат наук, доцент Института социально-гуманитарных наук ТюмГУ. «При этом не стоит забывать, что гуманитарное знание можно верифицировать с помощью компьютерных методов. Сейчас существуют действенные алгоритмы компьютерной обработки текстов для разных целей», - добавляет она.

В этом году молодежная научно-практическая конференция «Множественность интерпретаций -7: цифровая перезагрузка» состоялась в ТюмГУ в седьмой раз и привлекла внимание российских и зарубежных ученых, среди которых филологи, историки, лингвисты, антропологи, социологи, математики, педагоги, специалисты в области IT-технологий. Особое внимание было уделено корпусной лингвистике, культуромике, разработке тезаурусов и информационной этике.

Директор СоцГума ТюмГУ, профессор Игорь Чубаров отмечает: «Новые направления научных исследований в области гуманитаристики достойны отдельного разговора. Отмечу их общую особенность - они строятся по принципам Digital Humanities, связанные, например, с применением методов Big Data к гуманитарным исследованиям. Иными словами, мы объединяемся и двигаемся за пределы своих дисциплинарных границ на основе внедрения цифровых технологий в гуманитаристику, в данном случае в лингвистику».




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!