Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления студентов гуманитарных факультетов университета. Коррекционная работа психолога в школе Организационно педагогическое обеспечение

1 Демократизация современной жизни и ее усложнение диктуют системе образования новые требования, обнаруживая необходимость обновления содержания и условий деятельности входящих в ее состав институтов. В этой связи современная система образования может успешно функционировать только как адаптивная.

Динамика развития современной системы образования в настоящее время напрямую связана с кризисным состоянием страны и общества. Основа выхода из кризиса - развитие активных людей с творческим интеллектом, умеющих выявлять жизненно важные проблемы, проектировать пути их решения, преобразовать окружающую среду.

Своевременность данного исследования обусловлена необходимостью поиска путей разрешения следующего противоречия. С одной стороны, общество нуждается в активной личности, способной адаптироваться к постоянно меняющейся жизненной среде, умеющей обеспечить себе достойное проживание, преобразовывая ее, с другой стороны, в постдипломном образовании нет системы подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды как обязательного ресурса развития активной личности.

Таким образом, потребность педагогической практики в научном обосновании и внедрении системы подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в процессе повышения квалификации работников образования очевидна.

Специфика педагогического обеспечения проектирования адаптивной образовательной среды состоит в реализации обновленного содержания, методов и средств обучения слушателей системы повышения квалификации в процессе достижения цели проектирования - создания адаптивной образовательной среды, как инновационного ресурса субъектов образования для развития их готовности к решению творческих задач обучения и жизнедеятельности в целом. При этом обучение творческому педагогическому проектированию носит ярко выраженный личностно ориентированный характер.

Основная функция педагогического обеспечения проектирования адаптивной образовательной среды в системе повышения квалификации работников образования состоит в том, чтобы создать условия для развития комплекса творческих умений педагога предвидеть негативные последствия образовательной деятельности учащихся, прогнозировать положительные результаты образования и достигать успеха в процессе проектирования и преобразования собственно образовательной среды.

Проблема исследования связана с обоснованием методолого-теоретических основ обновления системы подготовки учителя в процессе повышения его квалификации, обеспечивающих качественные изменения в деятельности участников образовательного процесса, происходящей на основе использования ресурсов адаптивной образовательной среды региона, а также ее сущности и структуры в контексте взаимодействия с региональной общественно-культурной средой.

Мы считаем, что педагогическое обеспечение подготовки учителя в процессе повышения квалификации будет эффективно способствовать развитию качественного образования, если:

  • адаптивная образовательная среда спроектирована как полифункциональный динамичный феномен, характеризующийся наличием ресурсов для образовательной деятельности с учетом динамично изменяющихся социально-педагогических условий, обеспечивающий гуманное по характеру и демократичное по стилю взаимодействие субъектов образования, осознанно принимающих нормы и правила социально-культурного окружения и имеющих установку на преобразование собственной образовательной среды;
  • проектирование адаптивной образовательной среды реализуется на основе обоснованных теоретико-методологических подходов как процесс создания и реализации модели развивающей образовательной практики повышения квалификации, ориентированной на творческое личностное и профессиональное развитие учителя;
  • концепция подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в системе повышения квалификации работников образования отражает ведущие идеи, закономерности и принципы развития методологической, предметной, технологической, управленческой компетентности учителя;
  • модель педагогического обеспечения (цель, содержание, технологии, методы, условия) подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в системе повышения квалификации выступает в совокупности психолого-педагогических, учебно-методических, организационно-технологических модулей;
  • научно-методическую система, обеспечивающая ход и логику процесса подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в содержит методику, технологии и условия реализации обновленного процесса повышения квалификации;
  • мониторинг в системе повышения квалификации работников образования содержит научно-диагностический инструментарий и систему оценочных показателей динамики эффективности подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды в сочетании с результатами образовательной деятельности школьников.

Анализ существующих подходов к пониманию сущности педагогического обеспечения (С.А. Болотова, Л.М. Бочкова, А.В. Волохов, И.А. Гусева, А.Ф. Драничников, Т.Е. Коровкина, И.В. Протасова, А.И. Тимонин, Н.Ю. Шепелева Г.П. Шереметова) отражает управленческую природу данного явления, которая определяется функциями и целями, ресурсами (средствами) и предусматривает взаимосвязь трех компонентов психолого-педагогического, учебно-методическо-го, организационно-технологического.

Психолого-педагогического обеспечение заключается в создании психолого-педагоги-ческих условий, способствующих развитию обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей; создание в образовательном учреждении благоприятного психологического климата.

Учебно-методическое обеспечение проектирования адаптивной образовательной среды заключается в создании учебно-методических условий, которые способствуют развитию творческих профессиональных умений педагога-слушателя в соответствии с современными требованиями к образованию.

Организационно-технологические обеспечение проектирования адаптивной образовательной среды заключается в создании организационно-технологических условий, способствующих организации самостоятельной познавательный деятельности обучающихся и управлению этой деятельностью.

«Готовность» в педагогической литературе рассматривается как фундаментальное условие успешного выполнения определенной деятельности. Ученые выделяют разные подходы к определению готовности к деятельности. Первый - функциональный: готовность определяется как психическое состояние, как наличие у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность личности действовать представляет собой целенаправленное поведение человека, основанное на интеграции предшествующего общественного и индивидуального опыта, т.е. на эмоциях, убеждениях, склонностях и способностях. Второй - личностный. Готовность к деятельности в этом случае выступает как устойчивая характеристика личности. Характеризуя готовность личности к самообразованию, Г.Н. Сериков отмечает, что готовность личности - это интегративное состояние, в котором она пребывает в конкретный момент времени. При этом готовность рассматривается в развитии, как внутренний процесс, происходящий в личности и как психологическое новообразование личности. Основными внутренними условиями готовности являются адекватная мотивация, субъектная личностная позиция, развитая концептуальная модель профессиональной деятельности; основное внутреннее средство - системные умения организации индивидуализированных форм эффективной профессиональной деятельности и развитые формы рефлексивного мышления (В.П. Кузовлев).

Мы рассматриваем готовность учителя к проектированию адаптивной образовательной среды как результат целенаправленного взаимодействия слушателя с андрагогом в системе повышения квалификации и как следствие - начало самостоятельной профессиональной деятельности по педагогическому проектированию в школе.

Итак, педагогическое обеспечение - это комплекс условий психолого-педагогических, учебно-методических и организационно-технологических. Педагогическое обеспечение подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды позволяет развивать творческий потенциала учителя и ученика и, как следствие, развить умения адаптироваться к постоянно меняющейся жизненной среде и преобразовывать ее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Григорьева, Н. Г. Педагогическое обеспечение саморазвития студентов как культурный феномен / Н. Г. Григорьева // Специалист. - 2002. - № 2. - С. 24 - 26.
  2. Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом вузе: АДД. - М., 1999.
  3. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя / Д. Ф. Ильясов [и др.]. - М. : Владос, 2008. - 343 с.
  4. Сериков Г.Н. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. - М. : Логос, 1999. - 272 с.

Библиографическая ссылка

Русских Г.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ - РЕСУРС РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 32-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=236 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Информационная справка о психолого-педагогическом обеспечении реализации основной общеобразовательной программы МБДОУ

Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в МБДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Для успешной деятельности педагога - психолога в дошкольном учреждении необходимо создание условий для реализации психолого-педагогической деятельности. К условиям реализации психолого-педагогической деятельности относятся: материально-техническое обеспечение данного направления работы, информационно-методическое обеспечение. Материально-техническое обеспечение включает в себя: кабинет педагога-психолога, уголки психологической разгрузки по группам. Эффективность функционирования психологического кабинета детского сада «Петушок» основывается на требованиях о методическом и организационном обеспечении кабинета педагога-психолога, а также подкрепляется необходимым техническим оснащением и оборудованием. С учетом задач работы детского психолога помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.

  1. Зона ожидания . Оснащена стеллажом для расположения литературы, памяток, информационными стендами.
  2. Консультативная зона: м ягкая мебель, журнальный столик, памятки, литература, листы - опросники, анкеты, папки – передвижки.
  3. Рабочая зона: письменный стол, стулья, компьютер, шкафы для хранения методических материалов, дидактических игр и игрушек.
  4. Зона непосредственно образовательной деятельности: детский с тол и стульчики, мольберт, дидактические игры на развитие познавательных процессов, картотека эмоций, материал для развития мелкой моторики.
  5. Психотерапевтическая зона: стеллажи для хранения изобразительных материалов и наборов игрушек.
  6. Зоны релаксационной разгрузки находятся каждой возрастной группе и оснащены матами, пуфами, подушками, «сухой дождь» из атласных ленточек, сенсорные мешочки с разными наполнителями (крупа, песок), материал для развития тактильных ощущений, отражательные дощечки, различные подсветки с шумовыми эффектами, наборы колокольчиков, магнитофон, аудиотека.

Целью психолого-педагогической деятельности является обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному развитию. Педагог-психолог в своей работе решает следующие задачи: учет в своей деятельности с детьми возможности развития каждого возраста; развитие индивидуальных особенностей ребенка; создание благоприятного для развития ребенка климата в детском саду; оказание своевременной психологической помощи, как детям, так и их родителям, педагогам; подготовка детей к школьному обучению.

Формы работы психолого-педагогического сопровождения: диагностическая деятельность, непосредственно-образовательная деятельность педагога-психолога, консультативная работа, психопрофилактическая, просветительская, организационная. адаптационная деятельность.

1.Диагностическая деятельность. В диагностической деятельности принимает участие Психолого-медико-педагогический консилиум МБДОУ, что позволяет рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров. В результате комплексного подхода всех специалистов детского сада решаются следующие задачи: Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей; Выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны специалистов; Формирование рекомендаций для родителей и педагогов по организации помощи детям методами и способами доступными педагогическому коллективу для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; Отслеживание динамики развития и эффективности, индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; Организация взаимодействия между педагогическим коллективом образовательного учреждения и специалистами. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь и апрель). В результате диагностики выявляются дети с нарушениями развития.

2. Непосредственно образовательная деятельность основывается на перспективном планировании, которое включает в себя: Элементы психогимнастики для детей младшей группы; Цикл игровых приемов и упражнений на развитие эмоций «Давайте жить дружно» и элементов программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» для детей старшей возрастной группы; Использование игр и тренинговых упражнений, направленных на успешную адаптацию к обучению в школе. Непосредственно образовательная деятельность педагога - психолога в МБДОУ также предполагает использование таких форм работы как: Использование элементов игровой терапии; Применение арт-терапевтических элементов (рисунок, лепка, аппликация); Использование дидактических сказок и рассказов. Одним из актуальных направлений является полоролевое воспитание. Для этого проводится блок мероприятий, куда входят: беседы «наши отношения», «кто я»; игры «Кто сильнее», «защитники девочек»; чтение специально подобранной литературы и продуктивные виды деятельности, театрализованная деятельность. В своей работе придерживаюсь принципа индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его внутренний мир, личностные качества и положение в детском коллективе, что помогает ребенку в адаптации и социализации в общественной жизни.

3.Консультативная работа включает в себя: анкетирование родителей; семинары – практикумы для педагогов; тематические выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации для специалистов и родителей, конференции, семинары, вечера вопросов и ответов, деловые игры с участием психолога, педагогов, родителей.

4.Просветительская работа. Просвещение родителей и педагогов занимает важное место в системе психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса. Так как оно носит предупреждающий характер, т.е. профилактический. Педагог-психолог детского сада обеспечивает родителей и педагогов своевременной информацией об актуальных состояниях ребенка, возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем.

5.Особое внимание в психолого-педагогическом сопровождении уделяется психопрофилактике нарушений детской психо-эмоциональной сферы. По данному направлению проводится преемственная работа с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом. С педагогическим коллективом педагог- психолог проводит обучающие тренинги по использованию «релаксационных пауз», «психомышечных разминок». Педагогом психологом организуется наблюдения в течение дня - как регламентируется деятельность детей, с целью выявления неблагоприятных факторов.

6.Организационно-методическая работа предполагает: участие в РМО, пополнение пособий, оформление психологической документации, изучение новинок литературы.

7.Неотъемлемлемой частью работы педагога-психолога в МБДОУ является психологическое сопровождение детей в период адаптации. С этой целью утверждено положение об адаптационном периоде, которое включает в себя: общее положение, организация деятельности педагога-психолога в адаптационный период, организация деятельности воспитателей в адаптационный период, обязанности родителей. На каждого вновь прибывшего ребенка заводится адаптационная карта, где фиксируется эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты, сон и аппетит. Динамика развития и эффективность использования выбранных методов и форм работы отражается в индивидуальной карте ребенка.


1

Работа посвящена реализации практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в высшем учебном заведении, механизмом которой выступает педагогическое обеспечение. Под педагогическим обеспечением понимается особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленной на активизацию и актуализацию образовательных ресурсов, требуемых для обеспечения эффективности образовательного процесса. Подчеркивается, что для педагогического обеспечения как явления характерны свойства динамичности, многоаспектности и многоуровневости. Как совокупность ресурсов и условий понятие педагогического обеспечения обладает философским дуализмом. В зависимости от конкретных образовательных задач в педагогическом обеспечении преобладают системные или процессные качества. Отмечается, что социализация в процессе педагогического обеспечения осуществляется через взаимодействие участников с социумом и между собой; взаимодействие происходит в различных формах и разными методами.

педагогическое обеспечение

практико-ориентированная направленность

педагогические условия

ресурсный подход.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: Деловая книга, 1995. – 224 с.

2. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2. (т. 2).

3. Романов Н.Н. Педагогическое обеспечение интеграции содержания общего и профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2004. – 20 с.

4. Коровкина Т.Е. Социально-педагогическое обеспечение профессионального становления будущего учителя на начальном этапе обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2004. – 211 c.

5. Тимонин А.И. Концептуальные основы социально-педагогического обеспечения профессионального становления студентов вуза. – Кострома, 2007. – 216 с.

6. Шепелева Н.В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ... канд. пед. наук. – Кострома, 2004. – 211 c.

7. Протасова И.В. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях школы-гимназии: дис. ... канд. пед. наук. – Кострома, 2001. – 235 c.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: ЦК ФЛ РАО, 1997. – 248 с.

9. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: монография. – Красноярск: СибГТУ, 2000.

Система современного высшего образования должна в итоге обеспечить ускоренную социализацию каждого выпускника - будущего юриста, уверенное вхождение в самостоятельную трудовую жизнь каждого молодого специалиста, заложить прочную базу для построения успешной профессиональной карьеры молодого юриста.

Особая гражданская значимость практической деятельности юриста неизбежно определяет систему чрезвычайно высоких требований к качеству подготовки будущего юриста. В свою очередь, мы утверждаем, что качество подготовки будущего юриста в значительной мере зависит от педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки.

Социальный заказ системе профессионального образования ориентирует высшие учебные заведения, в том числе и юридического профиля, на интенсификацию и информатизацию образования с использованием современных подходов и технологий, увеличение доли самостоятельной и практической работы студентов, а за счет этого и повышение качества профессиональной подготовки молодых специалистов.

В общем случае под обеспечением принято понимать создание системы мер, средств, методов и способов для реализации потенциальных возможностей некоторой социальной системы с целью регулирования ее функционирования и развития .

Под педагогическим обеспечением обычно понимается особый вид профессионально-педагогической деятельности, направленной на активизацию и актуализацию образовательных ресурсов, требуемых для обеспечения эффективности образовательного процесса .

Характеризуя педагогическое обеспечение, исследователи этого феномена подчеркивают, что для него характерны такие свойства, как динамичность, многоаспектность и многоуровневость .

А.И. Тимонин рассматривает социально-педагогическое обеспечение и понимает под ним особую педагогическую деятельность, которая заключается в управлении функционированием и развитием совокупности средовых, институциональных и личностных ресурсов, участвующих в процессе формирования позиции обучающегося . Данная деятельность предполагает выявление функциональности каждого конкретного ресурса, установление функциональных взаимосвязей, проявляющихся в заданных педагогических условиях.

Выделяются две трактовки понятия «педагогическое обеспечение»:

1) через ресурсный подход;

2) через совокупность педагогических условий.

В рамках ресурсного подхода педагогическое обеспечение представляется как социально-педагогическое обеспечение и может быть определено как управление совокупностью ресурсов, ее функционированием и развитием.

В связи с тем, что внешняя социальная среда, наряду с другими ресурсами, оказывает значительное воздействие на формирование профессиональных компетенций и развитие личности обучающегося , системе управления образовательным учреждением следует активно использовать ресурсы внешней среды. При этом под внешней социальной средой мы понимаем условия жизнедеятельности человека - духовные, материальные и общественные .

Педагогическое обеспечение призвано оказывать содействие успешной целенаправленной социализации всех учащихся соответственно возрасту и личностным ресурсам . Социализация в процессе педагогического обеспечения осуществляется через взаимодействие участников с социумом и между собой. Взаимодействие происходит в различных формах и разными методами.

В работах Протасовой И.В. используется следующая трактовка исследуемого понятия . Педагогическое обеспечение рассматривается как целостная совокупность ресурсов и условий. Ресурсы делятся на внутренние и внешние. Внутренние ресурсы предполагают наличие образовательной среды. Образовательная среда создает возможности для самореализации обучающегося через многообразие и преемственность различных видов образовательной деятельности .

Среди условий педагогического обеспечения выделим планирование деятельности образовательного учреждения, а также партнерские отношения участников процесса, рефлексивность образовательной деятельности, диалогичность взаимодействия .

Таким образом, под процессом педагогического обеспечения перечисленными авторами понимается особый вид организационно-педагогической деятельности, направленной на создание условий и активизацию ресурсов с целью обеспечения эффективности образовательного процесса.

Анализ научной и методической литературы и педагогической практики показывает, что до настоящего времени в отечественном образовании недостаточно разработана проблема педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки юристов в процессе обучения в вузе, включающая эффективные технологии формирования у будущих специалистов современного научного мировоззрения и креативных компетенций для осуществления профессиональной деятельности в непростых условиях лавинообразного нарастания объема нормативно-правовой информации, а также интенсивных и весьма существенных изменений в правоприменительной практике.

Необходимость педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе становится еще более актуальной в связи с тем, что в последнее время уровень подготовки абитуриентов, готовности их к обучению в вузе сильно неоднороден.

Определенная часть вчерашних школьников имеет слабую мотивацию к обучению или же низкий уровень интеллекта, многим не хватает целеустремленности, волевых качеств. Одновременно с этим молодые люди часто неадекватно оценивают свои возможности и способности. Такие абитуриенты не готовы к усвоению новых знаний, самостоятельной учебной деятельности и выполнению требований ГОС ВПО. Другая часть абитуриентов не готова к самостоятельному выбору профессии, к ответственности за результат своего обучения.

Глобальные тенденции современного образования, переход на новые стандарты, повышение практической направленности и самостоятельности образовательного процесса наряду с разнородностью и общей неподготовленностью абитуриентов также диктуют необходимость своевременной квалифицированной помощи обучающемуся практически на каждом шаге образовательного процесса. В то же время нельзя допустить, чтобы эта помощь превратилась в прямое руководство, возврат к потере самостоятельности и самоопределения.

Адекватной помощью студенту может стать педагогическое обеспечение практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе. Педагогическое обеспечение призвано оптимизировать процесс формирования профессиональных компетенций как интегративных качеств личности обучающегося и социализации его личности. Педагогическое обеспечение вызывает актуализацию ресурсов через структурирование учебного времени, учебного пространства, состава участников и методов их взаимодействия.

Модель системы педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе включает:

Цель - формирование профессиональных компетенций будущего юриста на заданном уровне;

Результат - сформированность профессиональных компетенций будущего юриста на заданном уровне;

Принципы организации практико-ориентированного учебного процесса будущих юристов в вузе;

Этапы практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций будущего юриста;

Формы, методы и средства практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций будущего юриста;

Методическое обеспечение практико-ориентированного формирования профессиональных компетенций будущего юриста;

Критерии и показатели, а также уровни сформированности профессиональных компетенций будущего юриста по компонентам структуры педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности;

Организационно-нормативное обеспечение социального партнерства вуза, работодателя и студента;

Направления, формы, методы и средства наставничества опытных специалистов.

Таким образом, под педагогическим обеспечением мы понимаем взаимосвязанную систему факторов и организационно-педагогических условий процесса их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов (технологий) .

Вышеприведенное исследование понятия педагогического обеспечения позволяет нам сделать вывод: как совокупность ресурсов и условий педагогического обеспечения обладает философским дуализмом, эта двойственность проявляется в наличии у данного феномена характерных свойств как процесса, так и системы. Как совокупность ресурсов педагогическое обеспечение выражает характеристики системы. Как совокупность условий - характеристики процесса. В зависимости от конкретных образовательных задач в педагогическом обеспечении преобладают системные или процессные качества.

Результатом педагогического обеспечения практико-ориентированной направленности подготовки будущего юриста в процессе обучения в вузе должна стать сформированность профессиональных компетенций молодого юриста на уровне не ниже требуемого.

Рецензенты:

Ярычев Н.У., д.п.н., к.ф.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный;

Мусханова И.В., д.п.н., профессор ка федры теории и истории социальной работы, ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный университет», г. Грозный.

Работа поступила в редакцию 18.11.2014.

Библиографическая ссылка

Цамаева А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2269-2271;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35932 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

МC школы (Зам по УВР Паначёва И.Е) Директор

№1 от 10.09.2007г _______________ О.А.Куликова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Основного начального, основного общего и среднего (полного) образования

2007- 2012

Образовательная программа

МОУ Уйско - Чебаркульская сош

Структура образовательной программы.

1. ПРЕАМБУЛА

2. I РАЗДЕЛ. Информационная справка.

3. II РАЗДЕЛ. Учебный план и его методическое обеспечение.

4. III РАЗДЕЛ. Социальный заказ и приоритетные направления.

5. IV РАЗДЕЛ. Инновационная деятельность школы.

6. V РАЗДЕЛ. План мероприятий по реализации образовательной программы.

7. VI РАЗДЕЛ. Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы.

8. VI РАЗДЕЛ. Управление программой

ПРЕАМБУЛА

Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период до 2012 года МОУ Уйско-Чебаркульская сош как развивающейся образовательной системы. При этом развивающимся образовательным учреждением школа становится в процессе реализации целостных образовательных программ, комплексно влияющих на изменение философских оснований школы, принципиально меняющих характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы и учителя, и ученика.



В соответствии с законом «Об образовании» (ст. 14 п. 5, ст. 15 п. 1), под образовательной программой МОУ Уйско-Чебаркульской сош следует понимать нормативный документ, определяющий содержание образования соответственного уровня и направленности и характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса и управления МОУ Уйско-Чебаркульская сош.

Образовательная программа – это локальный акт, который разработан заместителем директора по УВР, принят на Педагогическом совете и реализуется в школе на основе государственных образовательных стандартов и в соответствии с ОБУП.

Образовательная программа – это внутришкольный образовательный стандарт, обусловленный как федеральной образовательной политикой и логикой развития региональной и муниципальной системы образования, так и образовательными запросами обучающихся и их родителей, учитывающий особенности и возможности школы.

Образовательная программа корректируется и уточняется ежегодно в соответствии с изменениями в образовании.

Исходя из того, что образовательная программа является внутришкольным стандартом содержания образования, и определяется ее назначение:

Во-первых , данная образовательная программа способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах и на выбор образовательных услуг и гарантирует качество получаемых услуг.

Во-вторых , для педагогического коллектива данная образовательная программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции деятельности педагогов школы, раскрывает преемственность образования.

В-третьих, для муниципальных и государственных органов управления образованием данная образовательная программа является основанием для определения качества реализации государственных образовательных стандартов школой.

Цель: Определение общей стратегии развития и функционирования образовательной системы в школе, определение роли и места школы в образовательной сфере района, приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и отдельной личности.

Задачи:

· обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, разработки средств поддержки и сопровождения продвижения учащихся;

· подготовка педагогических кадров, способных использовать в учебном процессе современные педагогические технологии;

· создание и внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических комплексов, учебных пособий.

Стратегические приоритеты образовательного процесса . Глобальные процессы в общественной жизни потребовали существенных изменений всех ее институтов, в том числе и школы. И хотя целью работы школы как государственного учреждения остается качественное образование, смысл и содержание этого понятия значительно изменились. В современном обществе основной целью образования становится качественная базовая подготовка, овладение способами самостоятельного добывания знаний, обеспечение способности к перемене профессии в течение всей жизни. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

Стратегия развития школы – это стратегия, называемая в литературе стратегией модульных изменений, предполагает осуществление нескольких комплексных нововведений, которые, однако, не связываются между собой, хотя внутри модуля могут координироваться действия многих исполнителей. Эта стратегия имеет место, например, когда в начальной школе осваивается какая-то новая педагогическая система (Виноградовой и пр.), в среднем звене реконструируется преподавание предметов естественно-научного цикла (но без связи с тем, что делается в начальной школе), а в старшем звене вводится расширение каких-либо предметов также без связи с изменениями в предыдущих звеньях.

Целью организации образовательного процесса является создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения.

Повышение уровня образованности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:

1. В расширении круга проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы:

В подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой,

социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);

В подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);

2. В повышении сложности проблем, к решению которых подготовлены выпускники школы, в том числе обусловленной новизной проблем.

3. В расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.

Стратегия изменений в системе образования получила правовое отражение в Законе «Об образовании». Конкретизация новых идей в области образования была осуществлена в других нормативно-правовых актах:

· Законе «О государственном образовательном стандарте»,

· Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот»,

· Типовом Положении «О государственных образовательных учреждениях»,

· Приказе Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»,

· Концепции профильного и предпрофильного образования,

· Национальных проектах в сфере образования.

Новая нормативная база предоставила школе возможность проводить свою образовательную политику, учитывая специфику конкретного учреждения, определять приоритеты и стратегию деятельности.

С другой стороны, обучающиеся и их родители, наряду с педагогами, став субъектами образования, получили право выбора образовательного учреждения, формы получения образования, а также отбора его содержания и технологий.

Данные изменения сделали возможным перевод образовательного учреждения в режим развития, который обеспечивает конкурентоспособность школы, защищает право каждого обучающегося на современное качественное образование и развитие.

Образовательная программа представляет собой набор учебных программ, соответствующих учебному плану; совокупность программ внеучебной деятельности, взаимосвязанных с учебными программами.

Приоритетом ОП является организация деятельности, способствующая самореализации как личности учащихся на каждой ступени образования, так и личности учителя в процессе их совместной деятельности.

Достижение поставленной цели образовательной программы требует создания необходимых условий развития ОУ, а именно:

· кадрового обеспечения;

· мотивационного обеспечения;

· научно-методического обеспечения;

· материально-технического обеспечения;

· нормативно- правового обеспечения;

· финансового обеспечения.

Осуществление приоритетной идеи ОП видится педагогическим коллективом школы

через достижение стратегических целей:

· решение проблем содержания, в том числе и творческого, образования (наполнение конкретным содержанием школьного компонента);

· моделирование сбалансированного распределения усилий педагогов в работе по формированию самоопределяющейся личности;

· поиск рационального баланса форм реализации учебно-воспитательного процесса в школе (включая элементы дистанционных технологий обучения).

Выполнение данных целей, как стратегии развития школы, требует решения следующих задач:

на уровне ученика:

· определить и конкретизировать требования к учебным достижениям обучающихся в соответствии с ГОСами;

· осуществить дифференцированный индивидуальный подход к обучению на всех ступенях школы;

· создать условия для формирования навыков самоопределения;

на уровне педагога:

· наполнении содержания учебно-методических и учебно-дидактических комплексов (школьного компонента), условия для формирования навыков самоопределения учащихся и проведение образовательного процесса в творческом режиме;

· поиске рационального баланса различных форм организации учебно- воспитательного процесса (включая элементы дистанционных технологий обучения);

на уровне управления:

· создать оптимальный учебный план, работающий на реализацию приоритетной идеи;

· исследовать тенденции смены социальных и профессионально- образовательных (мотивационных) приоритетов учителей, обучающихся и их родителей;

· проводить мониторинг образовательного процесса;

· поддерживать систему оптимального материально-технического (в т.ч. информационного) обеспечения образовательного процесса в школе;

· реализовывать рефлексивные мероприятия по пониманию участниками образовательного процесса своих ролей (мотивационный аспект).

Достижение данных задач педагогическим коллективом школы предполагает комплексные изменения в образовательной практике и образовательных результатах:

обеспечивающих реализацию технологии развития созидающей личности и проведение образовательного процесса в творческом режиме:

· обновление содержания образования в соответствии с новыми ГОСами;

· создание учебно-дидактического комплекса по всем образовательным областям, включающего школьный компонент;

В технологии обучения:

· освоение новых информационных технологий образования в основной и полной школе, дистанционного обучения;

· освоение технологий предпрофильного и профильного обучения в основной и полной школе.

В организации образовательного процесса:

· разработка локальных актов школы, обеспечивающих нормативно-правовую базу

· образовательного процесса;

· реализация программ предпрофильной подготовки.

В научно-методическом обеспечении:

· формирование системы методической работы школы;

· повышение уровня профессиональной компетентности педагогов школы;

· реализация научно-методической и опытно-экспериментальной работы коллектива.

В системе управления:

· формирование разветвленной системы управления новой организационной

структуры;

· повышение эффективности работы системы внутришкольного образовательного

мониторинга результатов деятельности участников образовательного процесса;

· создание системы оценивания учебных достижений обучающихся.

В мотивационном обеспечении:

· пониманию участниками образовательного процесса своих ролей (мотивационный аспект);

В воспитательной работе:

· создание благоприятных условий для формирования выпускника, способного осуществлять творческую созидательную деятельность;

· создание условий для формирования навыков самоопределения учащегося.

В материально-техническом обеспечении:

· создание системы оптимального материально-технического (в т.ч. информационного) обеспечения образовательного процесса в школе.

Переход образовательного учреждения в режим развития является, таким образом, насущной потребностью времени и обуславливает определение школой приоритетной идеи развития, стратегической цели и системы задач по ее реализации на период 2007- 2010 года (при наличии нерешенных задач возможно продление до 2012 года).

I РАЗДЕЛ. Информационная справка .

Организационно-педагогическое обеспечение и характеристика образовательного процесса.

а) Структура управления ОУ.

Анализ сложившейся ситуации в сфере образования приводит к необходимости нахождения действенных путей преобразования управления развитием системы образования в сторону демократизации, привлечения общественности к этому процессу.

Вовлечение в управление педагогов, учащихся, родителей помогает добиться лучших результатов при наименьших «потерях».

Совместная деятельность предусматривает общее планирование, заседания, распределение «сфер влияния» в учебно-воспитательном процессе, совместную подготовку к мероприятиям.

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ подразумевает некий общественно-необходимый и обязательный для всех уровень образования, личного развития, позволяющий впоследствии каждому человеку воспользоваться любыми образовательными возможностями, предоставляемыми обществом. Базовое образование также должно обеспечить возможность самостоятельной трудовой деятельности сразу же по его завершению.

Оно предусматривает:

Освоение учебных компетенций, определенных федеральным и региональным стандартами образования;

Освоение ряда предметов на расширенном и углубленном уровне;

Усвоение универсальных способов познания, овладение средствами мыслительной деятельности, дающих возможность заниматься активным творчеством;

Формирование целостного видения мира, гуманистических отношений.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА и профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания обучающимся индивидуальной образовательной траектории.

Она позволяет:

Создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников,

построения индивидуальных образовательных программ;

Обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

Установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям

обучающихся, расширить возможности их социализации;

Обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

Повысить интерес к приобретению знаний;

Развитие навыков самообразования, осознанного самоопределения;

Формирование индивидуальной образовательной траектории.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ является средством социальной защиты, помогает сформировать стартовые возможности на рынке труда и профессионального образования. Его специфичность определяется потребностями и творческим потенциалом конкретного педагогического коллектива.

Оно способствует:

Повышению эрудиции, расширению кругозора;

Оптимальному раскрытию творческого потенциала учащихся;

Профессиональному самоопределению;

Формированию здорового образа жизни, общефизическому развитию;

Развитию духовной культуры и нравственности личности, приобщению к общечеловеческим

ценностям.

в) Обновление содержания образования.

Обновление содержания образования происходит при освоении новых организационных форм обучения, образовательных технологий, формировании учебно-методических и дидактических комплексов. Формирование учебно-методических и дидактических комплексов обеспечило создание банка психолого-педагогических находок, позволяющих развивать творческие способности учащихся. Обновление содержания образования и содержания обучения направлено на реализацию межпредметных связей, интеграцию предметов общеобразовательного цикла.

Обновление содержания образования требует новых форм и методов образовательной деятельности. В общем виде новое в методике обучения можно сформулировать таким образом:

Введение новых педагогических технологий;

Разработка методического обеспечения новых программ;

Разработка индивидуальных образовательных программ для учащихся;

Изменение системы и методов оценивания учащихся.

В процессе обучения используются следующие элементы педагогических технологий, позволяющие формировать и развивать способности обучающихся, которые являются необходимым условием их дальнейшей профессиональной деятельности: развивающее обучение; проблемное обучение; коллективная система обучения (КСО); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технология модульного и блочно-модульного обучения; лекционно-семинарско-зачетная система обучения; технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио», и др

Урочная форма организации образовательной деятельности направлена на достижение общего уровня образования. Представлена всеми видами учебных занятий: урок, лекция, учебная экскурсия и т.д.

Внеурочная формаорганизации образовательной деятельности служит для расширения знаний по предметам и повышения уровня интеллектуальной деятельности. Представлена следующими видами образовательной деятельности: олимпиады, факультативы, элективные курсы, индивидуальные консультации, устные журналы, предметные недели и т.д.

В ОУ адаптируются новые формы итоговой аттестации учащихся

г) Учебные программы. Методическое обеспечение образовательной деятельности.

В процессе образовательной деятельности МОУ Уйско-Чебаркульская сош как развивающаяся образовательная система реализует на младшей ступени обученияобразовательную программу начального общего образования «Школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова; на ступени основного образования – для 5-9 классов реализуются образовательные программы основного общего образования, соответствующие государственным требованиям, образовательная программа предпрофильной подготовки, соответствующая нормативным требованиям; на старшей ступени – образовательная программа среднего (полного) общего образования для универсальных классов, соответствующая государственным требованиям.

г) Режим работы школы.

Режим пятидневной учебной недели. Школа работает в две смены, начало занятий – 8.30, окончание занятий:в начальной школе - 16.00; в основной школе - 15.10; в средней школе - 15.10.

Продолжительность урока во всех классах, кроме первого - 45 минут, в первом классе – 35 минут.

Работа кружков и секций осуществляется по специальному расписанию, начинаются занятия после окончания уроков.

Востребованность педагогического обеспечения социальной работы с молодежью обусловлена особенностями положения данной категории в обществе. Эта проблема всегда привлекала внимание практиков и теоретиков, однако как научный феномен более пристально стала рассматриваться лишь в последние десятилетия.

Многие специалисты сходятся в том, что педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью это – система мер, совокупность мероприятий, ресурсов и условий, вид деятельности. Обеспечение в социальной работе проявляется одновременно: как комплекс экстренной помощи; как специфическая деятельность в сфере человеческих отношений; как процесс восстановления собственного потенциала; как специфическое средство интенсификации и повышения эффективности конкретного вида человеческой деятельности, общения (В.С. Торохтий).

Раскрывая сущность педагогического обеспечения, многие авторы исходят из ряда разрабатываемых современной наукой идей, которые находятся на междисциплинарном уровне, порождены взаимопроникновением и взаимодополнением различных отраслей человеческого знания. В первую очередь, это отдельные положения концепции воспитательных систем (научная школа Л.И. Новиковой), в соответствии с которыми молодежные центры можно рассматривать как самоорганизующуюся социально-педагогическую систему.

Еще одним основанием процесса социально-педагогического обеспечения является рассмотрение воспитания как целенаправленного управления процессом развития личности (Х.Й. Лийметс).

В современной научной литературе устоялось понимание управления как особого рода деятельности, направленной на обеспечение функционирования и развития системы. Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. Сущность и назначение данного процесса могут быть представлены:

Во-первых, как поддержание, сохранение на определенный период времени параметров (характеристик, значений, результатов), которые свойственны управляемому объекту;

Во-вторых, как улучшение, развитие, совершенствование параметров объекта, системы, в результате чего они переходят в новое, желаемое состояние;

В-третьих, как ухудшение или сведение «к нулю» параметров системы, то есть ее реорганизация или дезорганизация, ликвидация. Соответственно можно говорить об управлении функционированием (или стратегии сохранения) и управлении развитием (стратегии развития) системы.

Традиционное представление об управлении раскрывается в таких характеристиках как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественно новое состояние, внедрение элементов научной организации труда. Сегодня в управлении происходит переход от «философии воздействия» к «философии взаимодействия», сотрудничеству, рефлексивному управлению. В данном контексте привлекает своей личностной направленностью теория менеджмента. В свою очередь, в науке существует понимание менеджмента как управления различного рода ресурсами.

Педагогическое обеспечение рассматривается как управление функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления процесса социальной работы с молодежью. Под ресурсом здесь понимаются средства, которые могут быть задействованы для достижения цели. Условно их можно разделить на четыре группы.

К личностным ресурсам относятся социальный статус, социальные роли, личностная позиция, жизненный опыт, мотивационно-потребностная сфера, индивидуальные свойства молодого человека и уровень их развития. К институциональным ресурсам можно отнести содержание и технологии определенного уровня образования, структуру образовательного или социального учреждения и организации процесса поддержки в нем, наличие специалистов, в чьи функциональные обязанности входит осуществление обеспечивающего процесса. В группу субкультурных ресурсов общности включают специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; фольклор, специфические знаки и символы, присущие общности. Следующую группу ресурсов обозначают как ресурсы социальной среды, относя к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними участников процесса педагогического обеспечения социальной работы.

Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью связано с разрешением двух групп противоречий. Одни связаны с организацией социальной работы с данной категорией населения. Другие – затрагивают непосредственно личность молодого человека.

Первая группа объединяет противоречия, касающиеся выбора эффективных форм, приемов, технологий организации социальной работы с молодежью.

Актуальным является противоречие между необходимостью внедрения в деятельность учреждений, реализующих государственную молодежную политику, новых социальных технологий, созданных специально для работы с такой специфической социально-демографической группой как молодежь и отсутствием специалистов, обладающих не просто достаточным, а постоянном повышающимся уровнем профессионализма, и, имеющих индивидуальный опыт включения в инновационные формы работы в качестве участников программ и проектов.

Анализ существующего опыта показывает, что традиционными формами работы с молодежь являются: курсы и постоянно действующие семинары, практикумы, круглые столы методические объединения, научно-практические конференции. К инновационным формам работы можно отнести: конкурс профессионального мастерства среди работников молодежной сферы, конкурс на лучшее социальное молодежное учреждение, творческие проблемные лаборатории, различные формы сотрудничества коллективов учреждений, стажировки, организационно-деятельностные игры, аттестацию. Но, к сожалению, данные формы не являются исчерпывающими, и требуется организация специальной системы повышения квалификации специалистов, работающих с молодежью.

Для эффективной организации социальной работы с молодежью важным является разрешение противоречия, связанного с необходимостью в повышении квалификации работников молодежной сферы и существующими традиционными формами и методами переподготовки кадров, которые в большинстве своем, ориентированы, в основном, только на передачу знаний и формирование частных умений, что не всегда отвечает современным запросам молодежи.Кадровый состав сферы государственной молодежной политики в настоящее время формируется за счет работников органов по делам молодежи; работников органов местного самоуправления; сотрудников учреждений и организаций, работающих с молодежью; работников учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активистов молодежных общественных объединений; преподавателей и консультантов образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики. Это не позволяет обеспечить качественную реализацию государственной молодежной политики и требует более качественной подготовки специалистов по работе с молодежью.

Кроме того, в существующей системе повышения квалификации можно выделить и другие следующие недостатки:

    недостаточное государственное финансирование;

    неразработанность целевого компонента повышения квалификации, критериев оценки эффективности данного процесса, ориентация на валовые показатели;

    несовершенство инструментария анализа эффективности процесса повышения квалификации;

    слабо выраженный содержательный аспект преемственности в сфере подготовки кадров на разных уровнях системы;

    эпизодичность повышения квалификации специалистов;

    унификация содержания и форм повышения квалификации;

    не достаточное кадровое обеспечение системы повышения квалификации в отношении подбора кадров, их подготовки, расстановки, профессионального совершенствования;

    неразработанность системы стимулирования повышения специалистом молодежной сферы собственной профессиональной квалификации;

    снижение мотивации участия специалистов по работе с молодежью в мероприятиях по повышению квалификации.

В тоже время, в качестве положительного момента необходимо отметить, что во всех субъектах Российской Федерации функционируют органы по делам молодежи, численность сотрудников которых достигает более 2000 человек. При органах по делам молодежи субъектов Российской Федерации функционирует более 2000 учреждений социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных клубов (центров), более 2000 клубов (центров) молодой семьи, более 7000 центров отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Таким образом, в инфраструктуре сферы государственной молодежной политики работает около 100 тысяч человек, которые нуждаются в более эффективной профессиональной переподготовке.

В тоже время, на сегодняшний день в молодежной отрасли ощущается недостаток квалифицированных кадров. В данном случае, под квалифицированными кадрами мы понимаем лиц с высшим гуманитарным образованием (например, к данной категории мы относим лиц, имеющих высшее педагогическое образование).

Отсюда следует необходимость разработки системы повышения квалификации, которая включает в себя обучение руководителей, специалистов органов управления по делам молодежи, работников областных и муниципальных молодежных учреждений, лидеров общественных объединений, волонтеров. На сегодняшний момент целесообразно использовать такие формы работы как лекции (ориентирующие, инструктивные, систематизирующие, проблемные); проектные семинары; модерация. Данные формы повышения квалификации активно содействую развитию профессионального самосознания специалистов по работе с молодежью, повышению требовательности к себе, они тесно связаны с вузовским этапом получения квалификации и с дальнейшим ее повышением.

Вторая группа противоречий, связанная с организацией педагогического обеспечения социальной работы с молодежью, относится непосредственно к личности молодого человека.

Например, довольно четко проявляется противоречие между обусловленными новым социальным статусом, требованиями к личности молодого человека, в связи с переходом его на новый возрастной этап, его ответственности за себя и свои поступки и неготовностью вчерашних подростков к их реализации. В его разрешении должны быть задействованы все ресурсы личности и социальной среды, ряд институциональных возможностей (способ организации воспитательного процесса в молодежном центре и наличие педагогов, его осуществляющих) и субкультурных ресурсов общности (набор ценностных ориентации, норм поведения, статусная структура, предпочитаемые способы организации свободного времени, фольклор, знаки и символы). Взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоактуализация этих возможностей осуществляется через обучение актива, которое организуется многими комитетами по делам молодежи.

Следующим является противоречие между потребностями личности молодого человека в самореализации, самоутверждении, защите, принятии и изменением жизненной ситуации, вхождением в новую общность со своеобразной структурой, ценностями и возможностями. В разрешении данного противоречия задействованы личностные ресурсы (потребности, обусловленные возрастными особенностями, занимаемая личностью позиция, наличие жизненного опыта, индивидуальные свойства и уровень их развития), ресурсы социальной среды и ряд субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации и способов проведения досуга, статусная структура, набор ценностных ориентации и норм поведения). Функциональное назначение этих ресурсов реализуется в следующих формах: ежегодный сбор молодежного актива, проектные семинары, система кураторства, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах.

Остро ощущается в наши дни противоречие между высокими требованиями к умениям и самоорганизации молодого человека, в связи с его вступлением во взрослую жизнь и наличным уровнем их развития. В разрешении данного противоречия используются все личностные и институциональные ресурсы, а также возможности субкультуры общности (предпочитаемые источники информации, фольклор): ежегодный сбор молодежного актива, проблемные лекции, которые организуют преподаватели высших учебных заведений.

Следующим является противоречие между возрастными потребностями в личностном и профессиональном самоопределении, поиске путей его реализации и недостаточностью знаний о себе, своих возможностях и возможностях среды для осуществления этих процессов. Преодоление такого противоречия возможно благодаря личностным ресурсам, субкультурным ресурсам общности, а также ряду институциональных (способ организации воспитательной работы в молодежном центре, наличие педагогов, ее осуществляющих, технологии воспитательной и социальной работы с молодежью), ресурсов социальной среды. Это противоречие можно разрешить через использование ежегодного сбора молодежного актива, проблемные лекции, научно-педагогические отряды и объединения, которые организуются при молодежных центрах.

Существует также противоречие между накопленным опытом взаимодействия с работниками молодежной сферы, имеющимся у молодого человека, образом будущей жизни и научными знаниями об этих сферах социальной жизни, транслируемыми молодежными центрами. Данное противоречие может быть преодолено благодаря личностным и институциональным ресурсам и ряду субкультурных ресурсов общности (набор предпочитаемых источников информации, набор ценностных ориентации, норм поведения и взаимодействия, определенные увлечения, вкусы, специфические знаки и символы) и ресурсам социальной среды. Потенциалы проблемных лекций психолого-педагогического цикла, которые организуют в молодежных центрах члены научно-педагогических отрядов и объединений, которые организованы при молодежных центрах дают возможность реализовать функциональное назначение этих ресурсов.

Определению содержания педагогического обеспечения социальной работы с молодежью может помочь анализ опыта деятельности различных молодежных центров, традиций воспитания в них, рассмотрели существующих технологий работы с различными категориями молодежи, особенностей формирования личности в системе молодежных центров. Таким образом, можно сформулировать элементы педагогического обеспечения социальной работы с молодежью.

Программирование деятельности молодежного центра, которое предполагает наличие региональных проектов, программ организации воспитания в условиях молодежных учреждений. Данные документы разрабатываются в соответствии с целью деятельности и направлениями работы каждого конкретного молодежного центра. Программы и проекты, которые реализуют в молодежных центрах проходят два этапа: разработка и экспертиза. Их целесообразно разрабатывать исходя из потребностей и запросов региона и особенностей экономического, кадрового административного состояния каждого конкретного молодежного центра. Одной из эффективных форм разработки программ является проектный семинар. Его использование способствует разрешению ряда противоречий существующей практики социальной работы с молодежью. Это специально организованная форма взаимодействия участников обучающего процесса, ориентированная на углубленное рассмотрение проблем существующей практики социальной работы с молодежью и предполагающая проектирование своей деятельности с целью решения существующих проблем. Данная форма предусматривает использование разнообразных методов познания и деятельности, интеграцию знаний и умений из различных сфер науки, самостоятельный поиск участников семинара, создание ситуаций индивидуальной проблематизации в ходе проведения и так далее. Главная задача семинара - выдвижение новых идей и доведение их до стадии проектов. В дальнейшем их авторы могут самостоятельно находить финансирование и воплощать свои замыслы в реальность, кроме того возможна финансовая поддержка со стороны разных государственных структур и фондов.

Проект – это средство управления деятельностью, наиболее конкретная и выполнимая форма для молодежного центра. Он, как правило, включает следующие этапы:

– введение (анализ, разъяснение актуальности, новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы);

постановку целей деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач;

управленческо-кадровый аспект (кто может реализовать проект);

характеристику и способ оценки планируемых результатов;

материально-техническое обеспечение.

На стадии экспертизы выявляются плюсы и минусы предложенного материала и возможности реализации проекта в конкретном регионе. В состав совета включаются представители муниципальных органов молодежной политики, высококвалифицированные специалисты в сфере работы с молодежью. По результатам оценки экспертов тот или иной проект получает финансирование и реализуется в деятельности молодежного центра.

В качестве примера в этом плане можно рассмотреть деятельность Государственного учреждения «Областной центр поддержки молодежных инициатив» г. Кострома, основная сфера деятельности которого лежит в области выявления, развития, поддержки молодежной активности и инициативы. Целью деятельности Центра является реализация приоритетных направлений государственной и региональной молодежной политики, в том числе: создание условий для поддержки и развития молодежных инициатив, творчества, профилактика асоциальных проявлений в молодежной среде, формирование механизмов поддержки молодой семьи и студенчества. Центр состоит из 7 отделов: административный, финансовый, хозяйственный и 4 отделов, реализующих программы Центра: Отдел социальных программ; Отдел поддержки талантливой молодежи; Отдел поддержки молодой семьи; Отдел профилактики социального здоровья. В деятельности Областного центра выделяются основные направления работы, ориентированные на поддержку инициатив молодых людей в той или иной сфере развития молодежных и детских общественных объединений, молодежных консультативно-совещательных структур, органов студенческого самоуправления. В рамках каждого направления используются технологии, объединенные в единую систему работы с молодежью по каждому из направлений.

Учреждение строит свою деятельность в соответствии с реализацией следующих программ:

1. «Поддержка студенчества Костромской области»;

2. Программа поддержки талантливой молодежи «Успех в твоих руках»;

3. «Россию строить молодым»;

4. «Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде»;

5. «Поддержка молодой семьи»;

6. Региональная программа «Государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений»;

7. Региональная программа «Дети Костромской области» направление профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

8. Региональная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

Информационная и методическая поддержка специалистов по работе с молодежью – это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе подготовки к работе, оказанием оперативной помощи в осуществлении совместной деятельности. Наиболее частым препятствием в деятельности работника молодежной сферы является дефицит знаний, необходимых для осуществления воспитания молодежи: об индивидуальных и возрастных особенностях личности молодого человека; о затруднениях, возникающих при организации социального опыта молодежи, содержании личностных проблем, путях их решения, о способах и приемах оказания индивидуальной педагогической помощи подростку; о технологии создания программного обеспечения деятельности молодежного центра; о формах и методах оптимизации межличностных взаимоотношений. Преодолению этих препятствий способствует наличие системы специальной подготовки и переподготовки специалистов для работы с молодежью: организация проблемных семинаров для работников молодежной сферы; курсы повышения квалификации; проводимые регулярно аттестации руководителей и специалистов специализированных учреждений органов молодежной политики; модерация, которая является формой консультирования и руководства деятельностью группы взрослых в процессе повышения квалификации, ограниченной по месту и времени и позволяющей использовать внутренние резервы (потенциалы) каждого участника и, соответственно, группы для повышения эффективности процесса разработки путей решения проблем.

В настоящее время в Российской Федерации более 100 образовательных учреждений готовят кадры для работы с молодежью (прежде всего, это вузы, реализующие государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Организация работы с молодежью»). Объектом их деятельности являются: государственные и муниципальные служащие; сотрудники учреждений и организаций, социальных служб для молодежи; работники учреждений негосударственного сектора; активисты молодежных общественных объединений. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по работе с молодежью ведется в рамках целого ряда специальностей и направлений подготовки («Менеджмент», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Юриспруденция», «Управление и экономика на предприятиях», «Управление персоналом»). Однако учебные планы этих специальностей, как правило, не предусматривают специализаций по проблемам молодежи и реализации государственной молодежной политики. При этом, практически во всех вузах, где ведется подготовка кадров для работы с молодежью сформирован необходимый преподавательский состав, ведутся научные исследования, защищаются кандидатские и докторские диссертации по молодежной проблематике.

В то же время, анализ практического опыта свидетельствует о том, что до сих пор ощущается нехватка профильных психологов, социологов, социальных педагогов, социальных работников, специалистов по медико-социальным проблемам юношества, юристов и специалистов по правам детей и молодежи. У значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Наблюдается несоответствие количественного состава работников органов по делам молодежи, объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.

Таким образом, кадровый ресурс молодежной политики недостаточен для дальнейшего совершенствования механизма молодежной политики.

Синхронизация воспитательных влияний на личность на разных уровнях взаимодействия: первый уровень – внутри молодежного объединения; второй уровень –между молодежными объединениями; третий уровень – между молодежными центрами; четвертый уровень – внутри региона. Синхронизация воспитательных влияний на личность осуществляется через сотрудничество, организацию совместной деятельности; межвозрастного взаимодействия, через коллективно-творческие дела и социальные проекты; путем гармонизации отношений с общностью, другими, самим собой. Эффективная синхронизация воспитательных влияний предполагает наличие единой цели воспитания личности, единого понимания сущности этого процесса на разных уровнях. При этом средства, пути, формы, технологии воспитательных воздействий могут быть различными, в зависимости от ряда обстоятельств (возможностей центра, уровня подготовки специалистов, особенностей финансирования, политической, экономической, идеологической ситуации региона и так далее). Федеральное агентство по делам молодежи при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации ежегодно проводит Всероссийский молодежный образовательный Форум «Селигер».

Содержательно Форум представляет собой широкий спектр образовательных мероприятий, программ в области предпринимательства, профориентации, творчества и инноваций. «Селигер» ориентирован на здоровый образ жизни и способствует развитию творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активному привлечению к проведению социально-экономических преобразований в стране, воспитанию чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. На Форуме в рамках 7 тематических смен ежегодно собирается более 20 000 лучших представителей молодежи более чем из 50 регионов Российской Федерации. Они разрабатывают социальные молодежные программы, выпускают молодежные газеты, проводят круглые столы и конференции по актуальным проблемам молодежи. По сути – это «прямой доступ» молодежи к инвестициям, грантам, фондам крупнейших частных компаний и госкорпораций, государственным программам.

Педагогическое сопровождение молодежи в процессе совместной и индивидуальной деятельности. Сопровождение при этом понимается как предоставление молодому человеку совокупности средств, направленных на успешное развитие его в конкретном виде деятельности. Специалист направляет движение, помогает индивиду преодолевать трудности, но выбор целей и средств их достижения остается за молодым человеком с учетом его индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, имеющегося социального опыта. Сопровождение реализуется во взаимодействии специалистов молодежной сферы, осуществлении комплексной деятельности по развитию социально значимых качеств личности молодого человека, формированию культуры в процессе коммуникации, стимулирования рефлективности сознания, критичности мышления, ориентации на креативность. Работник молодежной сферы в ходе педагогического сопровождения решает следующие задачи: организация молодежных инициатив; развитие коммуникативных отношений; обеспечение эмоционального комфорта внутри группы; стимулирование рабочего творческого состояния; формирование должного отношения к работе, труду, волевых личностных качеств; создание условий для адекватного переживания опыта, выработки собственных жизненных принципов, установок, профессиональных намерений; формирование внешней культуры поведения (вежливость, внимательность, культура речи и т.д.); когнитивная помощь. Педагогическое сопровождение молодежи включает в себя следующие этапы: индивидуальную и групповую диагностику в приращении индивидуального и социального опыта молодыми людьми, мониторинг эффективности использования вариативных программ, построенных на деятельностной основе и осуществляемых при персонализации педагогического взаимодействия и другие.

Предметом, осуществляемой педагогами диагностики являются: эмоционально-психологический комфорт в молодежном объединении; уровень коммуникативных отношений; степень активности участников осуществляемого процесса; отношение к поступающей от работников молодежной сферы информации; степень расширения знаний в системе социально-культурных отношений.

Таким образом, организация педагогического обеспечения социальной работы с молодежью представляет собой процесс, осуществляемый в ходе прохождения следующих этапов:

Диагностика потенциальных и актуальных возможностей конкретного молодежного учреждения; возможностей региона в педагогическом обеспечении социальной работы с молодежью;

Определение институциональных ресурсов (молодежного объединения, учреждения, региона) и ресурсов среды, характерных для изучаемого объекта;

Определение оптимальной совокупности ресурсов, необходимых для эффективного педагогического обеспечения социальной работы с молодежью (при этом, необходимо учитывать, что ресурсы должны использоваться для преодоления имеющихся противоречий, как на уровне личности молодого человека, так и с организацией социальной работы с молодежью);

Специальная подготовка работников молодежной сферы для эффективного педагогического обеспечения социальной работы с молодежью;

Активизация личностных и институциональных ресурсов через создание специальных разработанных и апробированных региональных проектов, программ организации воспитания в условиях молодежных учреждений;

Получение обратной связи, контроль за результатами, который осуществляется, как правило, в рамках проведения различных конкурсов молодежных центров, конкурсов профессионального мастерства для работников молодежной сферы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!