Социальные нормы и отклоняющееся поведение — Гипермаркет знаний. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Они устанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

2. Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом, социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

3.Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости - государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормы - это общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Виды социальных норм

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

- нормы права - общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

- нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

- нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы . Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды . Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

- нормы традиций - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

- политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности государства.

- экономические нормы - представляют собой правила поведения, регулирующие общественные отношения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) являются правилами поведения, ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

-религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат . «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образования социальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепления общественные правила поведения делятся на письменные и устные. Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах, постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-технические и собственно социальные . Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: 1) единство, 2) различие, 3) взаимодействие, 4) противоречие.

1. Единство права и морали выражается в следующих чертах :

Разновидности социальных норм, т. е. у них одна и та же нормативная основа;

Преследуют одни и те же цели и задачи: социализация общества;

Имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения; требования права и морали к общественным отношениям совпадают. Однако право и мораль регулируют общественные отношения в различном объеме;

Определяют границы должных и возможных поступков субъектов общественных отношений;

Представляют собой надстроечные явления, что делает их социально однотипными в данном обществе;

И право, и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества. Вообще, право - это возведенная в закон мораль.

2. Различие права и морали состоит в следующих характеристиках :

Различные способы установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются, отменяются, изменяются либо дополняются только государством, т. к. право выражает государственную волю общества. Нормы морали в свою очередь возникают и развиваются спонтанно, в процессе практической деятельности людей. При этом мораль носит неофициальный (негосударственный) характер;

У права и морали различные методы их обеспечения. За правовыми нормами стоит аппарат государственного принуждения, потенциального и возможного. При этом юридические нормы, закрепленные в законах, носят общеобязательный характер. Мораль же опирается на силу общественного мнения. Нарушение норм морали не влечет за собой вмешательства карательных государственных органов;

Различные формы внешнего выражения, фиксации. Правовые нормы закрепляются в юридических актах государства, они группируются, систематизируются. Нравственные нормы в свою очередь не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей;

Различные характер и способ их воздействия на сознание и поведение людей. Право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций моральных ценностей;

Различные характер и порядок ответственности за нарушение соответственно правовых и моральных норм. Противоправные действия влекут за собой юридическую ответственность, которая носит процессуальный характер. К нарушителю же моральных норм применяются меры ответственности в форме общественного воздействия.

    Понятие и виды правовых отношений.

ПО – общ-ые отношения, урегулированные нормами права*, участники кот. имеют субъективные права и юр. обязанности. ПО позволяют «перевести» абстрактные юр. нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов.

* это исходящее от гос-ва и им охраняемое общеобязательное формально определённое предписание, выраженное в виде правила поведения или отправного установления и являющ е еся государственным регулятором общ-ых отношений

ПО имеет сложную по составу структуру:

1) субъект ПО - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

2) объект ПО – 2 точки зрения: 1) это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи (сами блага); 2) то, на что данное ПО направлено – поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

3) юр содержание ПО – субъективное право и юр. обязанность. (+ есть мнение, что содержание ПО – это фактическое поведение, направленное на реализацию суб. прав и обязанностей).

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. Лица реагировать на обращенные к нему проамвомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) -

    Состав и содержание правоотношений.

Юр. обязанность – мера юр. должного поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица (+ (ВН) необходимость совершать опред. действия или воздераться от их совершения; необходимость для правообяз. лица реагировать на обращенные к нему правомочн. требования; неох-ть нести отв-ть на неисполнения требования).

Субъективное право (Конопч) – это гарантированный законом вид и мера возможного поведения управомоченного лица, устано. юридической нормой, которое состоит из 3х правомочий (- право на собственные действия (бездействия) / - право требовать совершения действия (бездействия) от др. лица / - право на защиту – возможность прибегнуть к гос. принуждению) и вытекает из объективного права.

Материальное содержание (фактическое) (опред. действия, в кот реализуются права и обяз-ти сторон).

+ ??Волевое содержание (гос. воля, воплощенная в прав норме и в возникающая на основе правоотн-ии, а также волевые акты его уч-ков).

    Понятие и виды субъектов правовых отношений.

Субъекты - это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Признак – правосубъектность (юридически закрепленная возможность иметь П. и О., самостоятельно реализовать их, а также отвечать за результаты своего поведения). Правосубъектность = правоспособность + деесп-ть.

Выделяют следующие виды субъектов правоотношений; индивидуальные и коллективные.

1)К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) лица без гражданства; 4) иностранцы.

Лица без гражданства и иностранцы могут вступать на территории России в те же правоотношения, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в гос. аппарате, служить в ВС и т. п.

2)К коллективным субъектам относятся: 1)государство в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими гос-вами, в конституционно-правовые - субъектами федерации, в гражданско-правовые - по поводу федеральной гос. собственности и т. п.); 2) гос-енные организации; 3) негос-венные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т. д.).

Коллективные субъекты обладают в частно-правовых отношениях качествами ЮЛ. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ "юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде"

    Понятие правосубъектности.

Субъект права – это участник ПО, обладающий соотв. субъективными правами и юр. обязанностями.

Правосубъектность юр. закрепленная возможность лица иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного ПО, а также отвечать за результаты своего поведения. Правосуб. = правоспособность + дееспособность.

Правсубъектность вкл в себя:

1)Правоспособность – это потенциальная способность лица выступать в качестве носителя субъективные права и обязанности.

У субъектов –индивидов: возникает с рождения и прекращается смертью; наступает сразу в полном объеме; ограничение не допускается.

У коллективных субъектов: начинается с момента их официального признания (регистрации).

-общая - это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового, вообще.

-отраслевая – юр. способность ФЛ или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли сроки её наступления м.б. неодинаковы (Марченко).

-специальная – способность быть участником ПО, возникающих в связи с занятием определенной должности (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохр. органов и т.д.).

2)Дееспособность – фактическая способность лица своими осознанными волевыми действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их (+ в Ромашове: ..а также нести отв-ть).

Дееспособность связана с психическими и возрастными свойствами чел-ка и зависит от них.

*Виды индивидуальной дееспособности по объему:

1)полная с 18 лет (с 16 лет – брак, эмансипация в ГП) – может реальзовать основные права и обязанности.

2) неполная:

Частичная (с 14 – 18 лет) – самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных П. и О. Это обусловлено обстоятельствами объективного хар-ра.

Ограниченная – связана с принудительным ограничением ранее полностью дееспособного индивида (либо мера ответственности (Н: лишение водит. прав), либо мера профилактического или правовостановительного хар-ра (Н: ограничение в деесп-ти алкоголика)

*Виды индивидуальной дееспособности по хар-ру:

Общая (реализовать основные П. и О.)

Специальная (обусловлена специальным правовым статусом и зависит от многих факторов (род занятий, гражданство..)

Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правосп-ю в момент регистрации. Виды: общая, специальная.

*Ст. 27 ГК (эмансипация): Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

    Объект правоотношения: понятие и виды.

Объект ПО – это то, на что направлены права и обязанности субъектов ПО, по поводу чего они вступают в юр. связи.

Люди всегда участвуют в ПО ради удовлетворения своих интересов . Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ (то, что даёт достаток, удовлетворяет потребности )

Выделяют 2 подхода к пониманию данной категории:

1) поведение субъектов данного ПО, направленное на различного рода материальные и нематериальные блага (а не сами блага).

2) согласно второму подходу объектами м.б.:

а) материальные блага, предметы материального мира – вещи;

б) результаты духовного, интеллек. творчества (худ. или документальные фильмы, научные и худ. книги и т.д.)

в) поведение людей – их определенные действия или бездействия, а также последствия, рез-ты того или иного поведения;

г) личные неимущ. и иные соц. блага, кот. служат удовлетворению потребностей участников ПО и по поводу кот-х у сторон возникают юр. обяз-сти и субъективные права. (честь, достоинство)

ЦБ и документы (деньги, акции дипломы, аттестаты).

    Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав.

ЮрФакт – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. ЮрФакт - это конкретные жизненные обстоятельства, с кот. закон связывает наступление различных юр. последствий.

На юр. факт указывает гипотеза нормы права.

Раскованность – способность легко и непринужденно чувствовать себя в межличностном общении; это- уверенность в себе и отсутствие комплексов. Раскованность позитивна и притягательна.

Распущенность – это стремление поступать по своей прихоти, идти на поводу своих желаний, получать удовольствие, невзирая на дискомфорт окружающих. Распущенность вульгарна и отвратительна.

Распущенность от раскованности отличается и возможным вредом, который подросток может причинить окружающим или самому себе.

Оскорбление прохожих – это распущенность, танцы посреди улицы – раскованность, даже если родителям это и кажется чем-то из ряда вон выходящим.

Раскованность отличает уверенного в себе человека, свободного от общественного мнения. Но такими бывают крайне редко, как раз потому, что их только начинает формироваться, они до конца не понимают, какие они, на что способны. Кажется, что протестным поведением они стремятся нарушить все мыслимые и немыслимые законы и правила, нередко вызывая стыд и сожаление у родителей.

Правила и понятие нормы – как раз то, в чём несформировавшаяся личность в переходном возрасте как раз остро нуждается. Потому и проверяет на практике, что ему можно, а что – нельзя.

Пока человек растет, необходимо прививать ему лучшие привычки: если у ребёнка чётко сформировано, что хорошо/плохо, распущенность в его поведении вряд ли проявится.

Друзья

До наступления переходного возраста дети оценивают себя, ориентируясь на мнение родителей, после – сверстников, которые становятся всё более авторитетны. Именно их уважение подросток и пытается завоевать, совершая , будто говоря: «Смотри, что я могу сделать!» И если его окружают дети, не признающие общественно-моральных норм, то в приоритете у тинейджера будут распущенность и потенциально опасные поступки.

Было бы неплохо ещё до наступления переходного возраста позаботиться о том, чтобы у ребёнка был надёжный круг общения. Искусственно пытаться познакомить и подружить его с детьми своих знакомых бессмысленно, потому что у них может абсолютно не быть точек соприкосновения – общих интересов и тем для бесед, похожих увлечений и даже схожести характеров.

Для этого нужны кружки по интересам и спортивные секции. Именно там формируется естественный круг общения детей, которые изначально имеют много общего, интересуются друг другом и готовы оказывать взаимную поддержку. Они скорее оценят реальные таланты друг друга, чем аморальные поступки.

Но даже если у ребёнка нет никаких специфических способностей, он не посещал , у него нет сформированной компании, избежать плохого влияния возможно. В идеале компанией могут быть родители, понимающие и поддерживающие.

«Если установлены доверительные отношения в семье, если принято прислушиваться к мнению подростка, принимать его чувства, - то это само по себе уже является достаточной основой для самоуважения, – оценивает ситуацию психолог Анастасия Вялых. – И тогда ребёнку в гораздо меньшей степени нужно будет самоутверждаться за счёт других или подвергать себя опасности».

Научите подростка самоутверждаться

То, что поступки подростков противоречат нормам морали или даже закону – скорее случайность, чем намеренное желание всем вокруг навредить. Если бы подросток умел самоутверждаться благовидными поступками, он наверняка делал бы это. Но пока он не умеет.

Хорошо, если в школе детям начиная с 6-7 класса предлагают принимать участие в самоуправлении, вести активную социальную жизнь.

Театральные постановки и танцевальные шоу, концерты и конкурсы – всё это поможет ребёнку получить признание и похвалу, не нарушая норм поведения. Ведь главное, чего добивается подросток асоциальными поступками – стать заметным и уважаемым.

Но если ситуация уже вышла из-под контроля, простой поход в театральную студию не покажется «достаточно крутым» подростку, попробовавшему нечто по-настоящему запретное. Родителям стоит оценить, что могло бы считаться у сверстников ребёнка по-настоящему «крутым», но при этом не вредящим ему самому и окружающим.

Таким занятием могут стать, например, экстремальные виды спорта. Но психолог Анастасия Вялых обращает внимание, что активные занятия переключат внимание подростка только при «лёгких» формах нарушений в поведении, и только при условии, что отношения подростка с родителями доверительные.

«Здесь важно учитывать, что, если подросток чересчур увлекается видами спорта с повышенной травмоопасностью, может возникнуть зависимость от самой опасности, от притока адреналина, – заключает психолог Анастасия Вялых. - И это также должно быть сигналом для родителей о внутреннем неблагополучии ребенка.

Поэтому в любом случае стоит проявить внимание к его реальным потребностям и актуальным чувствам. Это поможет установить с ним доверительные отношения, в которых нет перекоса как в сторону чрезмерного контроля, так и в сторону вседозволенности».

Стоит помнить главное: если контролировать каждый шаг подростка и силой пытаться сделать его «нормальным», то свою порцию распущенного, неправильного, выходящего за рамки поведения он всё равно получит. Только уже не в 15 лет, когда курение в школьном туалете обычно ничем серьёзным не заканчивается, а, например, в 20-25, когда в ночном клубе ему предложат . Вовремя пережив бунт, повзрослевшему сыну или дочке уже не понадобится самоутверждаться такими дикими и саморазрушительными способами.

Мария Степанова

Затем моральные нормы. В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Существуют еще и эстетические нормы. Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отpaжение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Наконец, религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нopмaми права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение peлигиозных норм поддерживается моральным сознанием вeрующих и религиозной верой в неизбежность кары за гpeхи - отступление от этих норм.

Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в eгo отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, тpeбующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.

Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, вo-первых, знание социальной нормы и ее осознание, вo-втoрых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов мeханизма регуляции отношений индивида и общества, кoтoрый называется социальным контролем. На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стaбильности обеспечивается социальным контролем. Как paботает механизм социального контроля?

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих eгo людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, eгo как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи , правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать peaкция других людей: замечания и иные проявления нeдoвольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражали установки общественногo сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий. Выражение недовольства, объявление выгoвopa, наложение штрафа, наказание, выносимое cyдoм,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля . Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо нeодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, которые направлены на поощрение, либо нeгaтивные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным, если они проявляются В эмоционально окрашенной реакции непосредственнoгo окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) oцeнивает индивида, но и индивид оценивает общество, гocyдарство, caмoгo себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным; оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале кypса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом caмооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со cтopoны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или caмoкoнтроль, в основе кOтopoгo лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процесс е самоконтроля большую роль играет coвесть, т. е. чувство и знание тoгo, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное coзнание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись coблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Caмoкoнтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социальногo контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание , самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование coциальной системы в целом.

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ (ДЕВИАНТНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Напротив, во множестве случаев происходит их несоблюдение, нарушение. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся.

Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение - это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются прежде вceгo в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых coциальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других болезненных явлениях.

Проявления отклоняющегося поведения столь же разнообразны, как многообразны и социальные нормы. Не мeнее разнообразны последствия этих отклонений. Их общая черта - вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения."

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление.

Преступления и иные правонарушения, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм - эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству. Их опасность можно рассмотреть на примере наркомании.

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу. Рассмотрим их.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологические объяснения oтклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное - общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нaрушающего установленные нормы, лежит иная система цeнностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Нaпример, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены и оправданны: «Всегда лучше показать свою силу», «Вей своих, чтобы чужие боялись!», «Вери от жизни все, что можешь!».

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильnого развития. Например, жестокость может быть следствием холоднoгo, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых. Исследования показали, что низкое самоуважение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью кOтopoгo удается привлечь к себе внимание, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак сильной личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение отклоняющегося поведения, причины кoтopoгo известный социолог Э. Дюркгейм видел в зависимости от кризисных явлений, происходящих в обществе. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает cooтвeтcтвoвать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение и с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественнoгo общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. (Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонений поведения от социальных норм.)

По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные caнкции, т. е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман,грубость, халатность и т. п.) корректируются другими людьми - участниками взаимодействия (замечание, внушение, юмор, порицание и т. п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т. п.), В зависимости от их последствий, влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных opгaнoв.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность - самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» - производное от слова «преступление», что в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние,). Преступление - это посягающее на право порядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом.

Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность - это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности cвoeгo существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как кopeнится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и eгo членов как ни одно из других негативных явлений общественного развития.

Уголовный кодекс Российской Федерации указывает следующие виды преступлений: против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественноро порядка, против государственной власти, против военной службы, против мира и безопасности. Преступность не только социальное, но и правовое явление, так как преступно лишь то, что закреплено в Уголовном кoдeксе РФ. Преступность включает в себя действия, посягающие на личность, на собственность, права и свободы граждан, на общественные отношения. Эти действия причиняют объекту посягательства реальный и весьма существенный вред.

Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц - преступников, для части которых преступная деятельность стала профессиональной.

Наибольшую опасность представляет собой организованная преступность. В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом.

Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности , общества, росударства.

Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения защиты со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например, над профсоюзами; росте стоимости товаров и услуг; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и мaтeриального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегическоро сырья, драроценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным кaпиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, ее романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создает условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для гocyдapства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур. незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды, организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких государственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат коррупции политических деятелей и государственных должностных лиц;
стремлении ослабить федеральную власть. чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально регулирующая деятельность, которая осуществляется для тoгo, чтобы граждане не совершали поступков, запрещенных Уголовным кодексом РФ. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического. социального, социально-психологического, управленческого, культурного xapaктeра, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; вo-втopыx, развитие правосознания граждан; в-третьих, специальную профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение yгoловного законодательства по отношению к лицам, coвepшившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой нaциональной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Знание правовых и моральных норм, традиций и иных правил необходимо не столько для сдачи экзаменов, сколько для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.

2. Поскольку окружающие люди ожидают от вас поведения, отвечающего общепринятым социальным нормам, постарайтесь вести себя в соответствии с ними. Это будет одной из предпосылок комфортного самочувствия в обществе.

3 Оказавшись в другой стране, познакомьтесь с существующими там законами, обычаями, этикетом, другими нормами и учитывайте их, если хотите избежать негативнoгo отношения со стороны людей, среди которых вы нaходитесь.

4 Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует cдeлать самостоятельный выбор и впоследствии нести отвeтственность за нeгo.

5 Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, мoгут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу.

Документ

Из работы российского социолога О. С. Осиповой «Девиантное поведение: благо или зло?».

Форма ответной реакции общества на тот или иной вид девиации должна зависеть от тoгo, какие (по степени общности) социальные нормы нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и т. д. Можно выделить следующие зависимости:

Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей нарушается, тем более peшительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность - естественные права человека.

Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т. д.).

Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.

Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на eгo действия.

Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутpeнний личностный самоконтроль .

Вопросы и задания к документу

1. Приведите собственные примеры общечеловеческих, расовых, классовых, групповых норм.
2. К кaкому уровню общности можно отнести нормы: «не укради», «перед Новым годом мы вместе идем в баню», «раздельное обучение черных и белых», «солидарность рабочих всех стран»?
3. Что означает более высокий или более низкий уровень норм? Почему на самом высоком уровне авторы помещают естественные права человека?
4. Почему в случае нарушения норм более выcoкoгo уровня необходимы наиболее решительные действия государства?
5. Как проявляется coциальный контроль в случае нарушения более низкогo уровня социальных норм? Почему?
6. Чем объяснить, что более демократичное общество предполагает перенос акцента с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль?

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры каждого вида социальных норм.
2. Что такое социальный контроль?
3. В чем состоит значение caмоконтроля?
4. Каковы причины отклоняющегося поведения?
5. В чем социальная опасность преступности?
6. Каковы последствия наркомании для личности, семьи , общества?

ЗАДАНИЯ

1. Как вы относитесь к высказыванию английского историка Г. Т. Бакла (1821-1862): «Общество готовит преступление,
преступник совершает eгo»? Разъясните eгo на каком-либо примере, взятом из газет.

Хасан Б.И., Тюменева Ю.А.Особенности присвоения

социальных норм детьми разного пола

// Вопросы психологии, 1989, № 1, с.32 - 39

ОСОБЕННОСТИ ПРИСВОЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ ДЕТЬМИ РАЗНОГО ПОЛА

Б.И. ХАСАН, Ю.А. ТЮМЕНЕВА

Обращаясь к различиям в социализации мальчиков и девочек, отметим, что речь пойдет не о полоразличных способах "воздействия на ребенка", а о способах, используемых самим ребенком в социальном становлении. Какие особенности имеет мальчик, а какие - девочка, существуя в нормативной среде 1 . Каковы различия путей присвоения нормы, каковы различия присвоенных норм и каковы различия в функционировании присвоенных норм в зависимости от пола и возраста ребенка?

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К СОЦИАЛЬНЫМ ОРМАМ

Наша исходная позиция о социоархетипических особенностях женского и мужского начал базируется на двух пунктах. Первый - результат анализа распространенных в обществе представлений и описаний о женской и мужской сущности. К примеру, нежность, мягкость, чистоплотность, верность против резкости, настойчивости, агрессивности, подвижности. Второй пункт - итог опроса людей среднего возраста, студентов и школьников. Им предлагалось закончить предложение: "Я - мужчина/ Я - женщина потому, что..." (с максимально возможным количеством вариантов). В обоих исследованиях результаты в принципе согласовывались. И хотя вопрос об архетипическом по-прежнему открыт, мы тем не менее можем говорить об оппозиции мужское - женское, как об оппозиции экспансия - конструирование, с одной стороны, и цикличность - репродуктивность, с другой.

Девочка

Базовые атрибуты сущности женского психического - цикличность и репродуктивность - подхватываются воспитывающей культурой и превращаются в то, что мы привыкли называть женскими чертами характера: конформность, эмпатичность, терпимость, консерватизм, чистоплотность, аккуратность и т.п. Что требуется от девочки в период младшего (дошкольного) детства? Быть послушной, аккуратной, терпимой ("драться нельзя - ты же девочка"). Явно или неявно, но это ожидается каждым значимым взрослым в любом социальном институте (в семье или в детском саду). В условиях школы эти же черты продолжают поддерживаться и эксплуатироваться, просто добавляется еще один требователь - учительница. Создается эффект готовности девочки к школе, поскольку ее особенности позволяют ей легко проходить внешнюю, формальную

нормативность и быть принятой школой. Тем самым переход от дошкольного детства к школьному, который связан со сменой одной нормативной среды другой, не несет девочке серьезных фрустраций. Она пребывает в том же соответствии со школьными требованиями, что и до этого с нормами семьи, детсадовской группы, подружек. Она не ощущает своего какого бы то ни было несоответствия. Норма для нее остается чем-то вроде среды, привычной и известной Норма является правилом, но не запрещающим, сдерживающим, угрожающим, а правилом, которое разрешает, инструктирует, обеспечивает. Для иллюстрации этого положения мы использовали схему-метафору (рис. 1).

Рис. 1

Такое конформное существование внутри единого нормативного пространства (в силу одинаковости требований родителей, школы, двора) продолжается достаточно долго, обеспечивая девочке формальную школьную успешность, поддержку учителями и принятие подругами (последнее вызвано признанностью хорошей успеваемости и поведения как признаков "благополучной девочки").

Первые сомнения в своей благополучности и правильности возникают с наступлением пубертатного возраста. Сам момент его наступления проблематичен не столько потому, что растянут во времени, сколько потому, что здесь часто имеет место расслоение биологической и социальной линий полового созревания. Мы предостерегли бы от ссылок лишь на биологические признаки наступающей половозрелости при описании или объяснении поведенческих характеристик девочки. Дело в том, что чрезвычайную роль в половом самоопределении играет групповая ситуация. Используя результаты собственных наблюдений, в общем согласующихся с работами тех, кто занимался проблематикой подростковых групп и норм , мы можем сказать, что появление в группе девочек "пубертатных лидеров" меняет полоидентификационную ситуацию остальных девочек и особенно тех, у которых собственно пубертат (физиологический) еще не наступил. Превращение нормы биологической, основанной на вторичных половых признаках, в норму социальную, в требование группы как женской влечет за собой появление сексуальных моментов в самоощущении и поведении даже у тех девочек, у которых еще нет физиологических оснований для этого. Оговорив такого рода несовпадения, далее под пубертатом, в широком смысле слова, мы будем подразумевать в первую очередь характерные изменения в полоидентификационной ситуации независимо от наличия физиологических оснований.

Развитие вторичных половых признаков и начало сексуально окрашенного поведения встречаются с индифферентностью или открытыми репрессиями школы. Поведение девочки теперь очень сильно зависит от принятия и одобрения мальчиками, а не от прежних оценок ее как "пай-девочки". Для нее становится ясным,

что "хорошее поведение" на уроке и внешность "ученицы" не способствуют ее успеху, а академическая успеваемость и соревнование - агрессивно и неженственно. Разделение "Я-женского" и школьной нормативности выглядит для нее как жесткое противостояние. Зафиксировав это противоречие, являющееся условием для возникновения массы конфликтов, обратимся к развитию мальчиков в рамках школьной системы и вне ее.

Мальчик

Те мужские черты, которые в культуре принято обозначать как активность, агрессивность, динамичность, соревновательность и т.п. сводятся к двум смысловым основаниям - экспансии и конструированию . В своей предельно открытой и неуправляемой форме они опасны для status quo культуры, требующей в существенной мере воспроизводимости, консервативности, постоянства. В частных же своих проявлениях - просто не удобны для взрослого. Поэтому мальчик в самом раннем возрасте попадает в ситуацию поддержки и сдерживания одновременно: с одной стороны, взрослыми поощряется агрессия как активность и соревновательность ("дай сдачи", "посмотрим, кто сильнее"), а с другой стороны, этими же взрослыми, но в других ситуациях , ожидается послушание и пассивность ("посиди спокойно", "не лезь куда не просят"). С переходом в школу такая двойственность очень сильно обостряется. Школьная формальная действительность, а именно с ней, а не с содержанием обучения в первую очередь сталкивается ребенок, выглядит для мальчика бесконечными вариантами ограничивающих правил и норм поведения. Его пребывание в мире можно изобразить такой схемой-метафорой (рис. 2).

Рис. 2

В отличие от девочки мальчик не находился и не находится в "соответствии". Столкновения с нормативностью школьной системы реально вынуждают мальчика разрешать противоречия между ее требованиями и собственной спонтанностью. Нормы для него ощутимы и четко явлены. Он постоянно переходит границы пространств, границы, представляющие собой различные нормативные требования (урок, перемена, двор, дом). Он отстаивает свое поведение на этих "переходах". Поэтому бурное начало и течение пубертата, вроде бы провоцирующие усиление конфронтации со взрослым миром, оказываются не столь уж конфликтными, поскольку подготовлены и предупреждены длительным опытом нормативного экспериментирования. В этом же возрасте появляются так называемые подростковые гомогенные группы, имеющие серьезные различия в своем функционировании. И именно в свете этого рассуждения различия эти приобретают особый смысл. Развернутая структура мальчишеской группы с четко заданными ролями,

предписанными правилами поведения и защищаемыми ценностями в отличие от группок-пар девочек , представляет собой результат и способ разрешения множества постоянных противоречий между требованиями, которые все время держат мальчика в специфическом напряжении. Такие группы - пространство созданной нормативности, показатель умения обращаться с нормой и как с запретом , и как с регулятором отношений, показатель ее освоения. Для мальчика, следовательно, пубертат не влечет тотального противостояния норм социума и возросшей активности, как это мы фиксировали в ситуации с девочками.

Сравнительные результаты в нормативном становлении

Таким образом, положение девочек и мальчиков по отношению к нормам в постпубертатный период совершенно различно. Мальчик переживает нормы как гибкие условные препятствия, как реальный способ существования в мире. Он имеет все условия "гетерономного" опыта , к его услугам весь накопленный материал такого конфликтования. Закономерно происшедшая интериоризация нормативности позволяет ему теперь избегать фрустраций и адекватно отвечать требованиям школьной действительности. Для девочки же нормативность оказывается нерасчлененным, тотальным фрустратором. Она вдруг обнаруживает себя выхваченной из единого "гладкого" нормативного пространства шквалом пубертата, с его ценностью сексуальной успешности, противоречащей всем предыдущим ценностям (хотя последние продолжают упорно поддерживаться и навязываться девочке взрослыми). Девочка попадает в ситуацию того самого кризиса, в котором пребывал мальчик на старте школьной жизни. Но ситуация для нее усугубляется тем, что она не имеет времени для нормативного экспериментирования - детство как период, когда риск терпится, а результаты "экспериментов" прощаются, такое время заканчивается.

ГИПОТЕЗА

Мы предполагаем, что мальчики проходят такую последовательность отношений к нормам: от противопоставления, через нормативное экспериментирование к пользованию нормами как собственным ресурсом в разрешении конфликтов; девочки же от мнимой автономии (маскирующей конформность, терпимость и т.д.) выходят к аномии, к ситуации противостояния нормативным требованиям, не присвоенным и фрустрирующим, и все нормативное экспериментирование переносится для них на самый конец школьного возраста, когда к этому же практически никто не готов - ни родители, ни учителя, ни сами девочки.

Таким образом, гипотеза в общем виде выглядит так: динамика нормативного становления в разнополых группах находится во взаимообратном отношении .

МЕТОД

За основу методической процедуры нами взят тест "Три планеты" (Й.Шванцара), который в модифицированном варианте представляет собой следующее. Ребенка просят представить себе некий мир (планету, город, время и т.п.), где бы не существовало ни одной нормы, ни одного общего правила, ни одного закона. Нужно описать несколько сцен из жизни людей этого мира. Затем ребенка просят представить себе еще один мир, на этот раз такой, где бы на каждое

действие, на каждый поступок существовало свое правило, свой закон, своя специальная норма. Нужно описать вновь несколько ситуаций из жизни людей этого, второго мира. После этого просят выбрать наиболее приемлемый для своей жизни какой-то один мир из этих двух.

Исследование проводилось в группах, раздельно по полу и по возрасту. Дети давали письменные описания ситуаций. Работа по времени не ограничивалась.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Что представляет собой эта процедура с точки зрения нашей модели и целей исследования? Прежде всего конструирование ребенком нормативных отношений основывалось, безусловно, на проекции его собственного переживания норм. В конечном итоге важно было не то, какие нормы для ребенка значимы и конфликтогенны, хотя и это, конечно, важно. Главным являлся момент отношения ребенка к нормативным требованиям: является ли для него норма только ограничивающим фактором либо же она переживается еще и как регулятор жизни?

Ответы оценивались по следующим критериям:

1) "наказуемость ": норма описывалась ребенком как то, нарушение чего влечет наказание. Причем наказание не обязательно и даже редко связывается по смыслу с самим проступком. Оно важно само по себе и переживается, видимо, как атрибутивная характеристика нормы;

2) "ограничение свободы ": норма воспринималась как нечто, сдерживающее импульсивное поведение (у младших подростков часто пересекается с асоциальными действиями), и поэтому отсутствие нормы с неизбежностью приводит к беспорядкам и гибели. Либо же нормы несут лишь однообразие и скуку. Несмотря на признание ребенком необходимости нормирования, ответы по этому критерию попадают в первую группу именно в силу исключительно сдерживающей функции норм;

3) "саморегулирование ": отсутствие норм не связывается с антисоциальностью или наказанием, но плохо само по себе в силу непредсказуемости последствий поступков или появления неудобств в привычных жизненных ситуациях. Или же норма вводилась в качестве заведомо глупой, и акцент ставился именно на ее неадекватности, ненужности, нарушении элементарных удобств.

В итоге мы получили две группы ответов: 1) ответы, подходящие под первый и/или второй критерий, 2) ответы, подходящие под третий критерий. Ответы также группировались по эмоциональному принятию - непринятию "мира без норм".

ИСПЫТУЕМЫЕ

Исследовались две возрастные группы детей: 12-ти лет (девочек - 21, мальчиков - 20) и 15-ти лет (девушек - 22, юношей - 20), т.е. подростки в начале и в конце пубертата, что соответствовало середине и окончанию средней школы. По гипотезе, дети этих возрастных групп должны были проявить как возрастно-, так и полотипичные особенности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сводные результаты исследования, касающиеся отношения к норме либо как к запрету-ограничению, либо как к средству-регулятору, представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Отношение к норме как к запрету, %

Таблица 2

Отношение к норме как к регулятору, %

Результаты относительно предпочтения "анормативного"/"гипернормативного" мира представлены в

табл. 3. Мы показываем результаты только об "анормальном" мире, так как существовало всего два варианта выбора и, следовательно, данные о предпочтении "гипернормативности" легко посчитать от 100%.

Таблица 3

Результаты относительно предпочтения «анормативного»/«гипернормативного» мира, %

ОБСУЖДЕНИЕ

Подростки 12 лет

В младшей группе подростков девочки демонстрируют более частые ответы регулятивного плана, чем мальчики (48 против 25%), и склонны предпочитать "гипернормативную" среду (79%), в отличие от мальчиков - ни один из них не выбрал "гипернормативный" мир. Это вызвано, видимо, более жестким противостоянием мальчиков нормативному миру взрослых. Они напрямую связывают норму и ограничивающее воздействие взрослого. Поэтому и для описания "анормативного" мира мальчики привлекают свое же собственное импульсивное поведение, доведенное до предела (ответы типа "в школе никто не учится", "грязь везде", "постоянные драки и убийства"). Девочки более терпимо относятся к воздействию взрослых (что сочетается с нашим предположением о "соответствии" характера существования девочки нормативным требованиям), им легче адаптироваться к ним (только 21% выборов "анормативного" мира как предпочтительного). Девочки реже используют "наказание" как следствие нарушения нормы - они склонны объяснять необходимость нормирования стремлением людей к удобству ("мусор нельзя выбрасывать в окно, потому что машины тогда не смогут проехать").

Ответы с подчеркиванием регулятивной функции норм не различаются у мальчиков и девочек. И те и другие отличает юмористический характер, гиперболическая нелепость ситуаций. Например: "стулья на пяти ножках, на которых невозможно сидеть" (ситуация из "анормативного" мира), "чтобы люди отходили в сторону, нужно наступать всем на ноги" (ситуация из "гипернормативного" мира).

Подростки 15 лет

В старшей группе подростков ситуация коренным образом меняется. Для девочек характерно уменьшение количества "регуляционных" ответов

(от 48 до 18%) и увеличение выборов с предпочтениями "анормативного" мира (от 21 до 50%). Для мальчиков картина противоположно другая: увеличивается количество ответов с "регулирующими" нормами (от 25 до 91%) и учащаются выборы "гипернормативного" мира как предпочтительного по сравнению с "анормативным" (от 0 до 91%).

Различаются ответы в этой возрастной группе и качественно (между полами). Мальчики описывают как этот, так и другой "мир" с точки зрения нарушения именно регулятивного механизма, регулятивной цели норм ("нет правительства", "не нужна тогда культура" - в "анормативном городе"; "люди забывают законы и только и делают, что всю жизнь учат эти законы"). Часто в самих описаниях "беззакония" фигурируют те или иные нормативные (законосообразные) конструкции: "город живет по праву сильного", "любой человек, не состоящий в мафиозной группировке, - труп". Мальчики часто проявляют "надситуативную активность", действуя в вымышленных городах (особенно это относится к "анормативным" ситуациям) и регулируя или строя предположения по способам регуляции "беспредела"; также часто выражают уверенность в невозможности существования таких городов, так как это "противоречит какому бы то ни было обществу".

Девочкам не свойствен ни один из этих феноменов, их ответы не отличаются от ответов младших девочек с точки зрения отношения к нормам ("люди не разуваются при входе в квартиру, не здороваются"). Обоснования предпочтения "анормативности" выглядят, с одной стороны, как некоторый негативизм ("терпеть не могу нормы и правила"), а с другой - инфантильно ("по правилам жить скучно, а без правил весело").

Для более явной демонстрации выявленной динамики мы изобразили ее на рис. 3.

ВЫВОДЫ

Таким образом, предположение о взаимообратном характере динамики нормативного становления в разнополых группах подростков можно считать подтвержденным. Что это означает для воспитателя или проектировщика подростковой школы с точки зрения полодифференцированного образования? Во-первых, коренные различия в переживании нормативности детьми разных полов, имеют отношение и к различиям в их работе с предметным (учебным) материалом, поскольку атрибутом любой предметной области является ее специфическая нормативность. Значит, при адресном обучении нужно учитывать полодетерминированные особенности овладения ребенком предметным материалом с точки зрения именно овладения его нормативной стороной. Во-вторых, любое воспитательное воздействие должно соответствовать некоторому сензитивному периоду относительно выявленной межполовой диахронии в усвоении нормативности и относительно, видимо, разной степени значимости отдельных норм для мальчиков и девочек. И, в-третьих, самое важное. Поскольку сама нормативность - один из ключевых моментов самоопределения, речь идет прежде всего о разрешении ребенком проблемы идентификации в целом. Причем проблема идентичности - проблема самоопределения - находится в ряду жизненно важных ориентаций человека. Масса непродуктивных конфликтов происходит оттого, что человек не может определить собственные ресурсы; используя не соответствующий ситуации ресурс, он его уменьшает, вместо того, чтобы увеличивать. Для самоопределения ребенку должен быть представлен его ресурс и уже тогда, когда он только входит в образовательный процесс. Иначе, навязывание определенных форм существования без рассмотрения их адекватности полу и возрасту заведомо ограничивает, фрустрирует и вызывает всевозможные деструкции личности ребенка.

И в заключение хотелось бы упомянуть об исключениях и ограничениях в связи с выявленными зависимостями. Поскольку в педагогической практике необходим учет не только половых и возрастных, но в первую очередь и индивидуальных особенностей отношения ребенка к социальным нормам, важно оговорить и наличие вариаций, выявленных нами. Какова природа и значение этих отклонений - вопрос, выходящий за рамки данной работы и требующий дополнительных размышлений и специальных исследований, впрочем так же, как и отмеченные выше перспективы в работе с подростками.

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Берлин, 1923.

2. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.

Поступила в редакцию 21.IX 1995 г.


1 Под «нормативностью» мы понимаем: во-первых, систему норм, являющихся атрибутом любых социальных отношений, в которых существует ребенок, и в этом смысле - нормативной средой; во-вторых, систему норм, непосредственно адресованных ребенку в качестве требований. Систему норм, уже превратившихся в личностные качества ребенка, персональную нормативность, мы рассмотрим далее.

В разных жизненных ситуациях нам приходится сталкиваться с разными обстоятельствами жизни

Ребенок и социальные нормы

Каждый год детства, подростничества и юности - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и "вызревании" интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса.

Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы "заглатывает" те нормы и ценности, которые в этой среде главенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая к своим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто. Процессы "поглощения" и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - жить не как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности - состоянию гармонии типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда.

В детстве и в юности история взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей, преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждом этапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых, работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, будет ли развитие ребенка естественным и продуктивным.

Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. И вообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельности возможен, по мнению Кольберга, одного из признанных авторитетов в области возрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развития мышления (по Ж. Пиаже).

Подростковый возраст, возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.

Дошкольник.

Чрезвычайно причудливо переплетается нормативность и спонтанность поведения и оценок в дошкольный период. С одной стороны, дошкольник не уверен в достаточности собственного опыта и весьма восприимчив к усвоению норм и правил, поэтому во всех ситуациях, контролируемых "взрослым миром", ребенок стремится быть жестко и некритично нормативным. С другой стороны, произвольный контроль за собственными действиями у маленького ребенка еще очень нестабилен, поэтому при отсутствии постоянного внешнего нормативного давления он не в состоянии самостоятельно удерживаться в рамках "правильного" поведения. Еще одна возрастная черточка дошкольника. Да, ребенок очень чувствителен к нормам, с удовольствием копирует внешние образцы поведения, но в своем стремлении к подражанию он некритичен и "всеяден". С одинаковым упоением он воспроизводит как "хорошие", так и "плохие" социальные образцы.

Как распутать этот узел? У родителей и педагогов есть большой соблазн вести социальное развитие ребенка по линии "урезанного" подражания (подкрепляя только социально положительные образцы). Но это тупиковая дорога. Другая, но более реальная перспектива выглядит менее привлекательной с педагогической точки зрения, так как таит в себе множество конфликтов и острых углов, но именно она выводит ребенка на новый личностный уровень. Это линия формирования социальной независимости поведения. Смысл независимости - в умении замечать ситуации, когда поступки сверстников или взрослых расходятся с твоим опытом, и противостоять их авторитету, поступая так, как считаешь нужным. Первые проявления независимости - в осознании ошибок других людей. Во что обратятся первые ростки такой социальной самостоятельности, во многом зависит от реакции взрослого. Неприятно, когда маленький ребенок указывает на непоследовательность или явную ошибочность ваших действий. Но что делать?

Младший школьник.

7-10 лет - блаженный для воспитателей этап социально-психологического развития ребенка, получивший устойчивое название "правильный возраст". Учить иных - тяжелый крест, но в целом педагогам начальной школы грех жаловаться. Вот только ответственность на них лежит колоссальная, а последствия неправильной социально-психологической "политики" по отношению к детям могут наблюдаться многие и многие годы. "Долгое время, - констатирует Х. Лейтес, - школьная жизнь и состоит в том, чтобы слушаться учительницу, выполнять то, что она скажет". Важнейшая социально-психологическая задача "правильного возраста" - усвоение типического опыта. Часто не критическое. Главное - накопить, научиться выполнять, впереди еще много времени для того, чтобы все осмыслить. Не надо ребенку в этом мешать. Не надо пытаться сделать его личностно-независимым в 9 лет. Он может с этим не справиться. Важно только не эксплуатировать нормативность ребенка, уважать его достоинство и огромный личностный потенциал. Но настанет время, и... "Правильный" возраст с различными индивидуальными вариациями продолжается до 10-11-ти лет.

Младший подросток.

К 12-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Я бы сравнила этот этап возрастного развития с историческим периодом крестовых походов. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям.

Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.

Соедините все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад, и вы получите взрывоопасный, драматичный внутренний мир, вы увидите зародыш грядущих душевных потрясений. Вы найдете также источники жизненных сценариев типа "Павлик Морозов", молодежных фашистских организаций, экстремистских религиозных организаций. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно вернуть доверие человека, весь мир для которого черно-белый, если вы уже ступили хотя бы одной ногой на черную его сторону.

Старший подросток.

13-15 лет - возраст всепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типического социального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации, его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживаний еще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров.

Половинчатая автономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатая норматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, не работающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, через некритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперь основной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальных отношений, - стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных, экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенок развивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Ему нужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахивая своими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бы четко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата к некритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.

Есть путь "вечного подростка", находящегося в мнимо свободном полете, и есть путь формирования социально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной и принятой нормативности. По мнению Кольберга, путь к социально-психологической зрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути трудно привязать к возрастным этапам. Зрелость - это такой уровень развития, когда человек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы , но обладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личности достаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувство собственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства и подростничества.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!