Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука. Универсальные учебные действия - формирование и развитие на логопедических занятиях Ууд на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков

Школьный логопедический пункт посещают дети, имеющие различные отклонения в речевом развитии и состояние речи таких детей, несомненно, препятствует освоению общеобразовательных программ. Выполняя свою основную работу по коррекции у детей нарушений звукопроизношения, совершенствованию лексико-грамматической стороны речи, по профилактике нарушений письменной речи учитель-логопед создает фундамент для всего последующего образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин .

Составной частью ФГОС является концепция развития у учащихся универсальных учебных действий. Разработчики стандарта в качестве основных видов универсальных учебных действий выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Обучающиеся, которые в первую очередь зачисляются в школьный логопункт, имеют ряд речевых и психологических особенностей, затрудняющих формирование у них универсальных учебных действий. Например, в речи ребенка с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения звукопроизношения и лексико-грамматического строя. Отклонения в развитии речи нередко препятствуют формированию познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими, влияют на эмоционально-волевую сферу. Тем не менее, коррекционная логопедическая работа в зависимости от её содержания и способов организации раскрывает свои собственные специфические возможности для формирования универсальных учебных действий у учащихся. Общие правила организации коррекционной работы могут быть следующими:

  1. Логопедическое занятие должно быть построено, как процесс «открытия» каждым ребенком конкретного знания или умения. Работа на занятиях организована так, что требует от учащихся усилий, размышлений, поиска.
  2. Любые действия ребенка должны быть осмысленными.
  3. На занятиях учитель-логопед учит детей ставить цели, искать пути их достижения, совместно составлять план действий.
  4. Поощряется учебное сотрудничество между учениками. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.
  5. Большое внимание на занятиях уделяется взаимопроверке и самопроверке детей, за ошибки не упрекают, объясняя, что, все учатся на ошибках.
  6. Логопед отмечает достижения ребенка, по сравнению с его прошлыми результатами, помогает обретать уверенность в своих силах и способностях.
  7. Логопед помогает ребенку найти самого себя, создавая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

В широком значении «универсальные учебные действия» - саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .

Одной из особенностей универсальных учебных действий является их универсальность, которая проявляется в том, что они носят метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Особенность локоррекционной работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения матапредметных результатов .

Личностные универсальные учебные действия

Личностные УУД призваны обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся: ребенок должен научиться соотносить свои действия с принятыми этическими принципами, знать моральные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. В настоящее время многие родители ориентированы исключительно на умственное развитие своего ребенка. Настораживает то, что во многих семьях духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию не уделяется достаточное внимание. Как следствие этого процесса - неумение находить общий язык со сверстниками, конфликтность, потеря интереса к учению. Одна из основных целей учителя-логопеда - помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки, понять и найти самого себя, чтобы в конечном итоге ребенок захотел стать не просто высокообразованной личностью, но и пожелал победить в себе всё негативное и развить позитивное. Личностные УУД на логопедических занятиях можно формировать, прежде всего, на основе взаимодействия учащихся друг с другом. При этом формируются и коммуникативные навыки.

Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:

  • участие в проектах, исследованиях;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; - творческие задания;
  • подведение итогов урока;
  • события, происшествия;
  • дневники достижений.

Личностные действиянаправлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Читая различные произведения, наблюдая и анализируя события и поступки литературных героев, учащиеся не только выражают свое отношение к тому или иному персонажу, но и размышляют над тем, как бы они поступили в данном случае, а самое главное, выделяют ту мысль произведения, которая им самим пригодиться в жизни.

Примерами формирования личностных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания.

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.
Форма работы - групповая.
Тема: Путешествие в зоопарк
Игра «Школа зверей»
Цель: формирование личностных УУД (формирование внутренней позиции школьника).

Животные зоопарка тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только слоненок не пошел в школу, потому что он еще маленький и пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, слоненок еще не знает. Ребятам нужно объяснить слоненку, какие правила поведения в школе существуют.

Задание № 2

Возраст учащихся 7-8 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление творческого рассказа по картине.

Творческий рассказ по картине «Две клумбы»

(с добавлением последующих событий)

Лучшая клумба

Маша и Анжела были подругами. Они ходили в одну группу детского сада, часто гуляли и играли вместе. Как-то весной Машины родители собрались на дачу и пригласили с собой Анжелу. В поездку взрослые взяли цветочную рассаду, чтобы сделать клумбы около дачного домика. Приехав на участок, Машенька сразу побежала в сад. Она прихватила с собой лейку, лопатку и стала высаживать на маленькую клумбу рассаду цветов.

Маша аккуратно выкапывала и заливала водой ямку, а потом осторожно, бережно опускала в нее рассаду. Дело двигалось медленно...

Анжела смотрела-смотрела на труды подружки и вдруг куда-то исчезла. Через некоторое время она появилась около клумбы с букетом ярких искусственных роз. С силой вонзая крепкие ножки цветов в землю, Анжела сказала Маше: «Вот теперь красота, так красота! У меня-то лучше получается!» Машенька ничего не ответила и продолжала сажать рассаду. Когда обе клумбы были готовы, небо вдруг потемнело. Засверкала молния, загремел гром. Началась первая весенняя гроза. Это был не просто дождь, а настоящий ливень!

После дождя подружки вышли в сад.

Они увидели странную картину. С большинства Анжелиных цветов сошла краска. Мятые, блеклые, некрасивые, они валялись на земле, А умытые дождем Машины цветы расправили лепестки и стали еще прекраснее. Теперь понятно стало - чья клумба лучше!

Рис. 1

  • Где происходит действие картины?
  • В какое время года?
  • Как можно об этом догадаться? Где находятся девочки?
  • Что они делают?
  • Какие цветы сажает каждая девочка?
  • Почему они так поступают?

Придумай разговор между двумя девочками.

Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания

  • Перечисли 5-6 названий садовых и полевых цветов.
  • Для чего люди сажают цветы на клумбах?
  • Где используются искусственные цветы?
  • Из какого материалы их делают?
  • Чем живые цветы отличаются от искусственных?
  • Какие цветы тебе нравятся больше? Почему? Сравни их?
  • Что произойдет с искусственными цветами после дождя?
  • Кто может подойти к девочкам? О чем спросить их?

Что посоветовать?

Планирование творческого рассказа

Начало, середина, конец

Глагольная цепочка

Название

Варианты развития событий (пришла мама и отругала девочку, соседи из-за забора увидели и посоветовали, подошла подружка и объяснила)

Анализ и оценка творческого рассказа

точность слов,

  • образность выражений,
  • грамотность предложений,
  • связь предложений и частей рассказа,
  • выразительность,
  • отсутствие пауз,
  • плавность речи.

Общая оценка:

  • хорошо,
  • очень хорошо.
  • следует поучиться .

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических (личностных) способностей обучающихся. Это способствует саморазвитию, самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В целом, регулятивные УУД необходимо формировать для того, чтобы человек умел ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

Механизм реализации идеи формирования регулятивных УУД представляет собой совокупность методов и приёмов совершенствования компонентов регулятивной деятельности.

Компоненты регулятивной деятельности это:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль в форме сличения способа действия;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая регуляция.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • поиск информации в предложенных источниках;
  • преднамеренные ошибки;
  • взаимоконтроль

Примерами формирования регулятивных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания .

Задание № 1

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Дифференциация ж-ш

Задание: Внимательно прочитай текст. Найди ошибки. Напиши слова, в которых допущены ошибки, правильно. Напиши текст правильно.

Солнечная ванна гадюки.

Гадюка каждое утро выползает на сухой пенек. Она с трудом ползет. У нее на холоде остыла кровь. На солныжке она ошивает и ползет шуржа, за мышами и лягужками. .

Задание № 2

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Работа со словом

НАЙДЕМ СЛОВО В СЛОВЕ

1) Будь умницей

Найдите в словах и подчеркните слово «ум».

Умелец, умножение, мундир, умереть, суматоха, мушкетер, медуза, сума, пума, мулл, клумба, румяна, мухомор, макушка, перламутр, сумерки, мудрость, тумбочка, безумный, кум, кумач, замужем, мужчина, мулине, музей, недоумевать, парфюмерия, полумесяц, музыка, президиум, задуматься, мусор, сумма,

2) Слово в слове

Выделите слова, которые «спрятались» в слове. (Обратите внимание, что в одном слове могут «спрятаться» по два и даже три слова.)

Дудочка, дубок, гитара, градусник, голова, китель, под-нос, товарищи, тумбочка, шесть, ярмарка, ябеда, якорь, яблоко.

3) Звери спрятались

Найдите животных, которые «спрятались».

Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.

Познавательная активность - любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающий действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник.

Таким образом, развитие познавательной активности и интереса развивают у учащихся желание учиться и формируют важнейшие личностные качества.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий можно использовать такие виды заданий:

  • составление схем-опор;
  • исследование;
  • работа со словарями;
  • решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;
  • установи соответствие;
  • разгадай путаницу;
  • заполни пропуски в предложениях;
  • реши тест;
  • составление маршрутов походов, путешествий;
  • карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;
  • развернутые письменные ответы на проблемные вопросы;
  • «Черный ящик» (по описанию определить, что в нем);
  • анаграммы;
  • определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);
  • исторические загадки;
  • работа с разными видами таблиц;
  • составление развернутого плана;
  • «Найди лишнее» и т. д. .

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем. В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Задание № 1

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Правописание мягкого знака.

Игра «Мягкий знак»

  • закреплять знания детей о функциях мягкого знака - обозначение мягкости согласных и отделение согласного от гласных и, е, ё, ю, я;
  • формировать навыки чтения и письма, оптико-пространственные представления;
  • развивать навыки аналитико-синтетической деятельности (умение видеть границы слов), фонематические процессы.

Материал: таблицы-лабиринты для каждого ребенка.

Ход игры.

Каждому ученику раздается игровой материал, логопед обращает внимание детей на то, что внутри таблицы - лабиринта находятся слова с мягким знаком.

Дети вспоминают функции мягкого знака. Затем по очереди называют слова из таблицы, записывают их на доске и уточняют функцию мягкого знака.

Варианты работы:

  1. Записать слова с мягким знаком, обозначающим мягкость согласных;
  2. Записать слова с разделительным мягким знаком;
  3. Записать слова, состоящие из 1, 2 или 3 слогов (по выбору логопеда);

записать слова, в которых число звуков и букв совпадает; букв больше, чем звуков, и т. д. .

Рис. 2.

Задание № 2

Возраст обучающихся 7-11 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Предложение.

Игра Змейка. Цели:

  • совершенствовать оптико-пространственные пред-ставления детей, навык чтения; умение записывать предложения (первое слово пишется с заглавной бук-вы, в конце предложения ставится точка);
  • развивать умение анализировать предложения и делить их на слова (отделять слова друг от друга, опреде-лять количество слов и их последовательность, отделять от слов предлоги и союзы); слуховое восприятие детей.

Материал:

Карточки со «змейками», маркеры для каждого ре-бенка.

Ход игры.

Логопед предлагает детям поиграть и отгадать загад-ки змейки.

Внутри туловища змейки спрятаны предложения, в которых слова соединены между собой. С помощью ручки дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложения (выделяют заглавные буквы в начале предло-жений, ставят точки в конце предложений).

Затем ребята записывают предложения .

Рис. 3.

Задание № 3

Возраст обучающихся 7-8 лет.

Форма работы - групповая.

Тема: Развитие связной речи. Составление рассказа «Весна».

Составление рассказа «Весна» с помощью мнемотехники:

  • развитие связной речи у детей;
  • развитие у детей умения с помощью графической;
  • аналогии понимать и рассказывать по мнемотаблице;
  • обучение детей правильному звукопроизношению;
  • развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Рис. 4

Образец рассказа. Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Особое значение придаётся формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

У младших школьников с речевым недоразвитием, как правило, возникают проблемы коммуникативного свойства:

  • Дефекты звукопроизношения, которые мешают окружающим воспринимать их речь;
  • Ограниченность словарного запаса, приводящая к маловыразительной, качественно неполноценной речи ребенка. Смешение ребенком слов по лексическому или акустическому сходству, вызывающее у собеседников недопонимание смысла высказывания говорящего;
  • Неумение грамматически правильно высказывать предложения, несформированность словоизменения и словообразования, пропуск или смешение предлогов. Отсутствие сложных синтаксических конструкций;
  • Нарушение связности и логики высказывания, последовательности изложения, нечеткая формулировка мысли, искажение фактического содержания высказывания;
  • Замедление темпа восприятия и осмысление услышанного, что влечет за собой недостаточное понимание речевых установок, искаженное восприятия фактического содержания информации;
  • Психологические особенности: неустойчивое внимание, слабая способность к запоминанию словесного материала, низкая наблюдательность к тому, что говорит собеседник, недостаточные развитие навыков и сформированность произвольности в общении и деятельности;
  • Нарушения эмоциональной сферы, что мешает услышать собеседника, ответить ему эмпатией (он говорит только о своем, слышит только себя).

Примерами формирования познавательных УУД на логопедических занятиях могут быть следующие типовые задания .

Задание № 1

Возраст учащихся 7 лет.

Форма работы - работа в паре.

Тема: Обучение грамоте.

Дидактическая игра «Собери слово»

Описание задания: на парте - буквы разрезной азбуки и картинки. Обучающиеся вместе подбирают аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь, подбор соответствующего слова к каждой картинке.

Критерии оценивания: умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать. Взаимный контроль по ходу выполнения деятельности, взаимопомощь. Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное, нейтральное, отрицательное.

  • Слышатся, задорные, всюду, песни, пернатых.
  • По окончанию работы проводится взаимопроверка.

    Формируем коммуникативные УУД: умение допускать возможность иной точки зрения, принимать и учитывать позицию собеседника.

    1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Программа курсов повышения квалификации «Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Модуль № 2, 5, 6, 7,8.
    3. Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / ВЛАДОС, 2006. - 335 с.
    4. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей / О. А. Ишимова, О.А. Бондарчук. - М.,:Просвещение.2012.- 176 с.
    5. Т. А. Ткаченко Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. M.: Владос, 2006. - 48 с.
    6. О. Н. Яворская Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. - СПб.: КАРО, 2010. - 96 с.

    16.01.2017

    Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях

    Шабалина Надежда Николаевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №51» ОАО «РЖД», г. Рыбное

    Коррекция нарушений звукопроизношения, 1 класс. Технологическая карта логопедического занятия

    Тип занятия: Открытие новых знаний.

    Цель: Создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях.

    Задачи:

    Образовательные:

    Автоматизировать навык правильного произношения звука [р] в словах, словосочетаниях, предложениях;

    Формировать усвоение форм словоизменения существительных (творительный падеж с предлогом «С»);

    Закреплять умения в составлении словосочетаний и предложений, установлении связи слов в предложении;

    Коррекционные:

    Совершенствовать функцию фонематического анализа и фонематического восприятия;

    Активизировать словарный запас;

    Развивать речевое дыхание через выполнение специальных упражнений; развивать зрительное восприятие, пространственную ориентировку;

    Развивать словесно-логическое мышление;

    Развивать мелкую моторику;

    Воспитательные:

    Мотивировать к занятию путем вовлечения обучающихся в учебную деятельность;

    Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

    Формируемые универсальные учебные действия:

    Регулятивные УУД:

    Формировать умение определять цель деятельности;

    Закреплять навык самоконтроля за выполнением поставленных задач, как в целом, так и пошагово;

    Формировать умение оценивать результат своей работы, учиться осознавать то, что уже усвоено.

    Познавательные УУД:

    Формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

    Формировать умение извлекать информацию из схем;

    Формировать умения для решения проблем поискового характера;

    Формировать умение классифицировать, на основе анализа объектов делать выводы

    Коммуникативные УУД:

    Планировать свою деятельность совместно с учителем;

    Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий;

    С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    Осознанно строить речевое высказывание, давать оценку своим действиям;

    Договариваться, приходить к общему решению.

    Личностные УУД:

    Учиться понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат;

    Формировать положительную учебную мотивацию.

    Форма работы:

    Фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

    Оборудование:

    Речевой материал (слова, словосочетания, предложения для автоматизации звука [р]);

    Раздаточный материал: игра «Собери картинку» (Приложение 1), игра «Пицца» (Приложение 3), зеркала, слова скороговорки (Приложение 5), карандаши, тетради, клей;

    Демонстрационный материал: схема для характеристики звука [р] (Приложение 2), файл (формат *.pptx) «Назови цвет» (приложение 4);

    Персональный компьютер учителя-логопеда, проектор, доска.


    Этап

    Задачи

    Деятельность учителя-логопеда

    Деятельность обучающихся

    Универсальные учебные действия (УУД)

    1.Организация деятельности обучающихся

    Подготовка обучающихся к учебно-речевой деятельности. Психологический настрой.

    Здравствуйте, дети! Рада приветствовать вас на сегодняшнем занятии по развитию правильного звукопроизношения.

    Включение детей в деловой ритм.

    Личностные: умение позитивно настраиваться на работу.

    Для чего нужно правильно произносить звуки?

    Отвечают.

    2.Формулирование темы занятия. Целеполагание и мотивация.

    Определение темы, постановка задач.

    Развитие навыков фонематического восприятия.

    Закрепление произношения звука в словах.

    Нацеливает детей на формулировку темы, цели и задач урока.


    Личностные : самоопределение;познавательные:

    анализ с целью выделения признаков; регулятивные: целеполагание, планирование;

    коммуникативные умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, умение договариваться.

    Откройте конверты №1. (приложение 1). Соберите разрезные картинки, работая в паре с соседом.

    Собирают разрезные картинки.

    Назовите картинки правильно.

    Называют картинки.

    1 пара: рак, рабочий, ранец,

    радуга, робот, рыжик,

    ракета, роза, ручка, руль, рыба;

    2 пара: забор, мухомор, комар, повар, топор,

    сыр, костер, светофор, помидор, самовар, свитер, клевер

    Назовите общий звук во всех словах.

    Называют общий звук [р].

    Сформулируйте цель нашего занятия.

    Формулируют цель занятия.


    Перед вами план сегодняшнего занятия:

    1. Рассказ о звуке.

    2. Гимнастика для языка.

    3. Дыхательные упражнения.

    4. Звук [р] в словах.

    5. Звук [р] в словосочетаниях.

    6. Гимнастика для глаз. Физкультминутка.

    7. Звук [р] в предложениях.

    8. Составление скороговорки.


    Прочитайте план занятия.

    Озвучивают план занятия.

    3. Актуализация знаний.

    Уточнение артикуляции.

    Закрепление знаний о звуке, букве, соотнесение звука и буквы.

    Назовите первый пункт плана.

    Называют.

    Познавательные: поиск и выделение информации из схем; регулятивные : пошаговый контроль.

    Произнесите звук. Расскажите по схеме, что делают губы, зубы, язычок. (Приложение 2)

    Дают характеристику органов артикуляции с опорой на схему-алгоритм.

    Охарактеризуйте воздушную струю.

    Дают характеристику воздушной струи.

    Дайте характеристику звука [р].

    Дают характеристику звука.

    Какой буквой обозначается?

    Называют букву.

    Нарисуйте невидимую букву Р в воздухе.

    Прорисовывают букву в воздухе.

    Артикуляционная гимнастика.

    Развитие навыков произвольной артикуляции

    Назовите второй пункт плана.

    Называют.

    Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

    Выполняем артикуляционную гимнастику.

    Выполняют гимнастику перед зеркалами.

    Упражнения:

    «Маляр», «Грибок», «Лошадка», «Гармошка», «Барабанщик».

    Дыхательная гимнастика.

    Развитие речевого дыхания через выполнение специальных упражнений.

    Назовите третий пункт плана

    Называют.

    Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция, самооценка.

    Коммуникативные:

    Умение слушать и понимать речь других.


    Выполняем дыхательную гимнастику.

    Представьте, что перед вами свеча. Нужно легко и долго дуть на «пламя», чтобы «пламя» было послушным, ложилось, но не гасло. Я буду считать до 10.

    Все справились с заданием?

    Выполняют упражнение «Свеча» 5 раз.


    Выполняем упражнение «Егорки».

    Вместе со мной повторяйте: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки…». Вдыхаем воздух через нос и на одном выдохе считаем: «Раз, Егорка, два …»

    Выполняют упражнение «Егорки».

    У кого сколько «Егорок»? Отвечаем полным предложением.

    Отвечают.

    4. Подготовка к усвоению нового опыта произношения звука.

    Закрепление произношения звука в словах. Развитие фонематического анализа.

    Закрепление навыка словоизменения существительных в творительном падеже с предлогом «С».

    Активизация словаря.

    Прошу вас назвать четвёртый пункт плана.

    Называют.

    Познавательные

    анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для классификации; регулятивные: умение сохранять учебную задачу, контроль, оценка.

    Коммуникативные:

    Умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли.

    Откройте конверты № 2.

    Объясняю правила игры «Пицца». (Приложение 3)

    Игровым пособием служит картонный круг (у каждого ребенка 3 шт.), который разделен на восемь секторов - это пицца, а также множество картинок в виде «долек» пиццы с изображениями предметов.

    Соберите одну пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в начале слова. «Дольки» прикрепите прищепками к основанию пиццы.

    Затем соберите вторую пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в середине слова.

    Соберите третью пиццу из «долек» с картинками, в названиях которых звук [р] находится в конце слова.

    Собирают «Пиццу».

    Расскажите, с чем у вас пицца?

    Дети отвечают: «У меня пицца с ракушкой, с рогаткой, с рукавицей…

    Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы, отвечает на вопросы детей.

    5. Усвоение нового опыта произношения.

    Закрепление произношения звука в словосочетаниях, предложениях. Упражнение в согласовании существительного с прилагательным.

    Развитие зрительного восприятия.

    Назовите пятый пункт плана.

    Называют.

    Познавательные: выделение признаков;

    регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

    Коммуникативные: ; умение слушать;

    умение строить речевое высказывание.

    Игра «Назови предмет» (Приложение 4). Посмотрите на доску. Назовите цвета.

    Называют цвета: красный, черный, серый, оранжевый.

    Назовите предметы, изображенные на слайде.

    Называют предметы.

    Подумайте, какие предметы могут быть серого цвета.

    «Назови предмет»: серый…

    Красный…

    Оранжевый…

    Составляют словосочетания и произносят их правильно.

    Составьте предложение с любым словосочетанием

    Составляют предложения.

    Зрительная гимнастика.

    Развитие прослеживающей функции глаз.

    Прочитайте шестой пункт плана.

    Называют.

    Регулятивные: контроль, волевая саморегуляция.

    Выполняем зрительную гимнастику.

    Часто поморгать несколько раз. Закрыть глаза и сосчитать до 5. Повторить упражнение 5 раз.

    Выполняют зрительную гимнастику.

    Физкультминутка

    Развитие телесно-пространственной ориентировки.

    Встаньте парами.

    «Пишем» слоги со звуком [р] друг другу на спине, узнаем и называем слоги.

    Выполняют упражнение физкультминутки.

    Коммуникативные : умение договариваться при работе в паре

    6. Закрепление нового опыта произношения.

    Развитие навыка словоизменения, согласования, расширение и активизация словарного запаса; развитие словесно-логического мышления.

    Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

    Назовите седьмой пункт плана.

    Называют.

    Познавательные : поиск и выделение информации,

    классификация причинно-следственных связей; регулятивные: самоконтроль, коррекция, оценка.

    Послушайте предложение: Мурка удирает от мышки». Представьте такую картину. Так бывает? Исправьте предложение так, чтобы в нем появился смысл.

    Исправьте предложения:

    Куртка стирает красного Рому.

    В помидорах вырос огород.

    Трухлявым деревом острый Рома рубит топор.

    Ранней травой сверкает на заре утро.

    Борозда ходит по черным грачам.

    Исправляют предложения.

    Произносят новое предложение, чётко проговаривая звук [р].

    Придумайте самостоятельно такие неправильные предложения. Используйте слова со звуком [р].

    Придумывают предложения.

    Проверяет результаты выполнения. Интересуется проблемами, возникшими в ходе выполнения работы.

    Сообщают о возникших проблемах, допущенных ошибках, задают вопросы.

    Разучивание скороговорки.

    Закрепление произношения звука в предложениях.

    Развитие словесно-логического мышления.

    Закрепление навыка согласования связи слов в предложении.

    Прошу вас назвать восьмой пункт плана.

    Называют

    Познавательные : поиск и выделение информации; осуществление синтеза как составление целого из частей; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

    Регулятивные : самоконтроль, коррекция, оценка;

    Предлагаю разучить скороговорку со звуком [р]. Слова скороговорки написаны на отдельных листках. Откройте конверты №3 (приложение 5). Прочитайте слова.

    Дети читают:

    Парамошка

    Что случилось со скороговоркой?

    Отвечают.

    Соберите скороговорку из слов. Прочитайте, что у вас получилось.

    Составляют скороговорку из слов. Читают.

    Скороговорка-это предложение? Как оформляется предложение?

    Что нужно сделать, чтобы и у нас получилось предложение?

    Дети отвечают.

    Приклейте слова на листочках в тетрадь.

    Поставьте точку в конце предложения.

    Выполняют.

    Проверьте друг друга

    Взаимопроверка

    Проговорим скороговорку 3 раза: сначала тихо, затем спокойным голосом, третий раз громко.

    Проговариваем, увеличивая темп.

    Проговаривают сначала тихо, затем спокойным голосом, громко.

    7. Подведение итогов. Рефлексия

    Подведение итогов занятия.

    Посмотрите на наш план.

    Все пункты плана выполнены?

    Вспомните цель нашего занятия.

    Она выполнена?

    Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым веселым?

    Вспоминают виды деятельности. Вспоминают цель занятия.

    Высказывают своё мнение.

    Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение слушать;

    регулятивные : осознание качества и уровня усвоения; личностные : способность к самооценке.

    Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

    8. Выбор домашнего задания.


    Предлагаю вам выбрать задание для закрепления правильного произношения звука [Р] дома.

    Выбирают домашнее задание.


    Вложенный архив содержит приложения к занятию (zip,7MB)

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

    Тема: «Формирование универсальных учебных действий на логопедических занятиях с младшими школьниками»

    Срок выполнения проекта: 2015/2016

    Разработчик проекта: учитель-логопед

    Аннотация

    Раздел I.ВВЕДЕНИЕ

    Обоснование актуальности проекта

    Объект проектирования

    Предмет проектирования

    Гипотеза проекта

    Цель проекта

    Задачи проекта

    Раздел II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Этапы и механизм реализации проекта

    Ожидаемые результаты проекта /индикаторы, показатели, значения/

    Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта

    Перспективы развития и реализации проекта

    Список использованных нормативных документов и источников информации

    Приложение

    Аннотация

    Концепция развития универсальных учебных действий, которая является составной частью Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС), признает целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Сегодня, когда информация так быстро обновляется, ученику школы важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия. Под универсальными учебными действиями понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

    Формирование УУД в образовательном процессе может осуществляться в контексте усвоения разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определённые возможности для формирования УУД. Коррекционно-развивающая работа учителя–логопеда имеет большие возможности по формированию УУД, которые являются интегративными характеристиками образовательного процесса.

    Анализ методических публикаций по логопедии позволяет сделать вывод, что в них пока недостаточно освещена проблема формирования УУД на логопедических занятиях в соответствии с требованиями ФГОС.

    Новизна проекта заключается в комплексном использовании уже апробированных методик и современных образовательных технологий по формированию у учащихся УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных) в практике школьного логопеда.

    Технологичность проекта : Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.

    Раздел I. ВВЕДЕНИЕ

    Обоснование актуальности проекта

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

    В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

    Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

    В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:

    Личностный;

    Регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

    Познавательный;

    Коммуникативный.

    Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях).

    Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция.

    Познавательные универсальные действия включают: общеучебные (в том числе знаково-символические действия), логические, а также постановку и решение проблемы.

    Коммуникативные действия обеспечивают учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

    Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым, своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов (формирование коммуникативных, познавательных УУД).

    Учитель-логопед должен строить свою работу таким образом:

    Чтобы обеспечивался рост познавательных мотивов детей,

    Чтобы ребенок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия,

    Чтобы ребенок мог работать в группе, вести диалог – взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

    Объект проектирования: Учащиеся начальных классов школы с нарушениями устной и письменной речи.

    Учащиеся с ОНР, которые начинают заниматься в школе, имеют ряд речевых и психологических особенностей (по А.В. Ястребовой), затрудняющих формирование у них УУД. Речевые особенности являются следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка, и к ним можно отнести: недостаточное понимание учебных заданий, инструкций; трудности овладения учебными понятиями и терминами; трудности формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи. Недостаточная сформированность психологических предпосылок (неустойчивое внимание, низкая способность к переключению, недостаточное развитие словесно-логического мышления) препятствует формированию учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе). Исходя из данных особенностей детей с ОНР, перед учителем – логопедом наряду с задачей формирования предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку встает задача развития предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности и формирования этих учебных умений.

    Предмет проектирования: Универсальные учебные действия (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Регулятивные:

    Формулировать тему и цели урока;

    Составлять план решения учебной проблемы;

    Работать по плану, корректировать свою деятельность;

    Оценивать свою и работу товарищей;

    Осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

    Познавательные:

    Принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;

    Излагать содержание прочитанного текста;

    Осуществлять анализ и синтез;

    Устанавливать причинно-следственные связи;

    Рассуждать.

    Коммуникативные:

    Учитывать разные мнения;

    Формулировать и аргументировать свою позицию;

    Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

    Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

    Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, владеть различными видами монолога и диалога;

    Высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    Слушать и слышать других;

    Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Гипотеза проекта: Использование методических разработок логопедических занятий позволит повысить эффективность логопедической работы по формированию УУД у учащихся.

    Цель проекта : создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на занятиях учителя-логопеда.

    Задачи проекта:

    1.Изучить периодическую литературу по формированию УУД, современным технологиям и о применении их в логопедической практике.

    2.Обобщить материалы по традиционным и инновационным технологиям, универсальным учебным действиям и представить в виде технологической схемы для использования в формировании УУД у младших школьников на логопедических занятиях.

    3.Разработать блоки логопедических занятий с учетом формирования УУД у учащихся начальных классов.

    Раздел II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    Этапы и механизм реализации проекта

    1.Этап: Диагностический

    Задачи:

    Анализ и постановка проблемы;

    Изучение литературы по проблеме.

    2.Этап: Прогностический

    Задачи:

    Постановка цели, задач в рамках проекта;

    Разработка проекта.

    3.Этап: Практический

    Задачи:

    Внедрение проекта в коррекционно-развивающий процесс;

    Разработка методического комплекса по проекту;

    Диагностика первичная;

    Корректировка проекта.

    4.Этап: Обобщающий

    Задачи:

    Подведение итогов внедрения;

    Оформление результатов работы по проекту;

    Дальнейшая реализация проекта в коррекционно-развивающую работу;

    Распространение опыта.

    Диагностика вторичная.

    5.Этап: Внедрения

    Задачи:

    Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

    Распространение опыта.

    Ожидаемые результаты:

    Создание методических разработок по формированию УУД у младших школьников на логопедических занятиях учителя-логопеда;

    Овладение учащимися младших классов УУД, соответствующим возрасту, психологическим возможностям и требованиям ФГОС.

    Ресурсы, обеспечивающие реализацию проекта:

    Технология объяснительно-иллюстративного обучения,

    ИКТ-технологии, игровая технология,

    Технологии здоровьясберегающие.

    Перспективы развития и реализации проекта:

    Планируется :

    Продолжить работу по насыщению проекта новыми методическими разработками;

    Разработать карты диагностики уровня сформированности УУД у учащихся младших классов;

    Использовать опыт работы в своей дальнейшей деятельности;

    Распространить опыт работы в профессиональной среде.

    Список использованных нормативных документов и источников информации

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М., Просвещение, 2011.

    2. Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., Просвещение, 2008.

    3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

    4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Методические приёмы для формирования УУД на логопедических занятиях с младшими школьниками

    Применяемые на логопедических занятиях технологии:

    Игровые технологии,

    Здоровьесберегающие технологии,

    Технология проблемного обучения,

    Технология дифференцированного подхода,

    Технология самостоятельной работы,

    Технология разноуровневого обучения,

    ИКТ-технологии,

    Элементы исследовательских технологий.

    В рамках этих технологий с целью формирования универсальных учебных действий используются следующие методические приёмы:

    - Логопед ставит цели занятия и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник занятия”;

    Обращает внимание на развивающую ценность любого задания;

    Отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами;

    Показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни;

    Привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала;

    Обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе;

    -​ оценивает не только сам, но и позволяет детям участвовать в процессе оценивания; в конце выполнения задания, в конце занятия вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, чего достигли, а чего нет;

    На занятии уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их умению находить и исправлять ошибки, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, логопед показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки;

    Учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации;

    -​ обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности;

    -​ обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий;

    -​ учит детей планировать и прогнозировать свои действия;

    -​ всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально, главное – уметь учиться на ошибках;

    Учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем;

    -​ учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что-то делать;

    Учит разным способам выражения своих мыслей, искусству отстаивания собственного мнения, уважения мнения других;

    -​ учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

    Дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

    -​ создает проблемную ситуацию в процессе целеполагания;

    Использует схемы, алгоритмы, которые позволяют обучающимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;

    -​ предлагает задания по аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);

    Логопед и дети вместе решают возникающие учебные проблемы.

    Примеры упражнений, направленных на формирование УУД у младших школьников

    Упражнения, развивающие умение принимать и понимать
    словесную или письменную инструкцию

    Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

    1. «Объясните домовёнку Кузе»

    Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для Кузи.

    2. «Письмо с пропусками»

    Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку.

    Цель: Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

    3. «Будь внимательным!»

    Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

    1).В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

    Полезла Оксана за красной розой,
    А вернулась Оксана с занозой.

    2).В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

    Черная цапля циркулем чертила.
    Внимание!
    Цапля старательно циркулем водила.
    Получился очень чистенький чертеж
    .

    Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

    Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

    Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

    1.«Расскажи о звуке по плану-схеме

    Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

    2. «Определи порядок действий» .

    Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

    Например:

    Задание к упражнению по русскому языку содержит несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

    3.«Составьте алгоритм».

    Детям предлагают объединиться в малые группы по 3–4 человека (можно предложить поработать в парах). Задание общее для всех групп – составить алгоритм решения определенной учебной задачи. Например:

    – Составьте алгоритм разбора слова по составу и др.

    Через 5 минут каждая группа выполняет задание логопеда по разбору слова, используя свой алгоритм. Таким образом проверяется, «работает» этот алгоритм или нет, т.е. можно ли, используя его, безошибочно и быстро выполнить задание. В ходе выполнения задания по каждому алгоритму и его обсуждения выясняется, какая группа составила более полный и четкий алгоритм, нужно ли его дополнить.

    Пример алгоритма, составленного учениками:

    Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

    Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

    Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

    Этапы самопроверки :

    I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

    II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

    III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

    На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова. Рис.2.

    1.«Возвращение к началу».

    Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускатьчтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

    Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

    Ищем «случайные» ошибки .

    (I-й этап самопроверки.)

    Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка.(Приложение) Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

    Ищем орфографические ошибки.

    (II этап самопроверки).

    Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

    Проверка предложений.

    (III этап самопроверки).

    Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

    В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

    Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

    И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

    Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

    Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

    Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

    Для самооценивания и фиксации результатов используются линейки достижений и лестница успеха.

    Линейки достижений помогают ребенку увидеть свои успехи. К сожалению, ученику с дисграфией на уроке русского чаще приходится отмечать свои неудачи. Но ведь отметка – это вовсе не единственный результат, который дает учеба. Уверенность в своих силах, желание учиться и работать над собой – вот то, что действительно пригодится в жизни.

    Линейки достижений позволяют увидеть не столько улучшение успеваемости, но и те усилия, которые ученик приложил, и те знания, умения и навыки, которые им в результате приобретены.

    1.«Линейка достижений».

    Логопед предлагает детям в конце занятия сделать отметки на линейках достижений. Каждому ребенку дается карточка, например, такого содержания:

    Ученик ставит отметку-черточку на каждой линейке. Это приучает его задумываться над тем, как он продвинулся в овладении знаниями и умениями; прикладывал ли старания для качественного выполнения задания; прогнозировать оценку за выполнение задания.

    2. Карта самонаблюдений.

    Особенность такой карты заключается в том, что она составляется и ведется самим учеником. Учащиеся, выделяя собственные проблемы (в поведении, в учебе и т. д.), сами вписывают нужные аспекты наблюдения в свои таблички. В конце каждого занятия ученики делают отметки (+ или –) в карте. Когда таблица заполнится, уместно подвести итоги: Кто может сказать, что стал аккуратнее? У кого укрепилась сила воли? Кто заметил, что стал активнее на занятиях? Ученик сообщает о своих результатах только в том случае, если сам этого захочет.

    Образец карты самонаблюдения

    Старался писать без ошибок

    Проверял свою работу

    Следил за осанкой и правильной посадкой

    Работал внимательно

    Писал аккуратно, разборчиво

    Соблюдал чистоту и порядок в тетради

    Соблюдал дисциплину

    Работал активно, поднимал руку

    3.«Лесенка успеха».

    Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Логопед просит, чтобы каждый из детей сам оценил успешность выполнения этого задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Рис.3. Лесенка успеха позволяет логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.

    Итак, рассмотрев понятие универсальных учебных действий, особенности детей с ОНР, направления формирования УУД на логопедических занятиях и некоторые конкретные примеры формирования регулятивных действий, мы можем прийти к следующему выводу: речевые нарушения у детей чаще всего сопровождаются выраженными затруднениями в формировании познавательных, регулятивных и коммуникативных навыков. Следовательно, программа коррекционно-развивающей работы с обучающимися с нарушениями устной и письменной речи должна быть направлена не только на коррекцию этих нарушений, но и на формирование и развитие у детей универсальных учебных действий.

    Литература:

    1.Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

    2.Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов/ Метусс Е.В., Литвина А.В., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2006.

    3.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра

    Технологическая карта

    индивидуального логопедического занятия

    на тему:

    « Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках».

    Подготовила:

    учитель-логопед

    МКДОУ «Детский сад

    «Улыбка» г. Жиздры

    Абрамова Л.В.

    Жиздра - 2016 г.

    Технологическая карта индивидуального логопедического занятия

    Ф.И.О.

    учителя-логопеда

    Абрамова Людмила Валентиновна

    Группа ( номер,

    логопедическое заключение)

    Группа № 3 («Теремок»)

    Логопедическое заключение: ОНР (3 уровень).

    Тема занятия

    Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

    Тип занятия

    «Новые знания»

    Используемые технологии

      Технология на основе деятельностного подхода.

      Здоровьесберегающие технологии.

      Информационно-коммуникативные технологии.

      Технология поэтапного формирования умственных действий.

    Цель занятия

    Автоматизировать звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихотворениях и чистоговорках.

    Задачи

    Коррекционно-образовательные

    Коррекционно-развивающие

    Коррекционно-воспитательные

    Закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука [Р];

    Умение чётко произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, стихотворениях и чистоговорках;

    Развитие фонематического восприятия и слуха;

    Умение составлять из слов предложения;

    Умение согласовывать существительные с числительными;

    Расширение и активизация словарного запаса;

    Совершенствование навыков анализа и синтеза слов.

    Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    Развивать чувство ритма, слуховое внимание, память, мышление;

    - воспитание навыков самоконтроля;

    Воспитание активности и внимательности на занятии;

    Воспитание потребности в речевом общении;

    Воспитание интереса к занятиям;

    Воспитание чувства гордости за красоту и звучание родного языка.

    Предпосылки к универсальным

    учебным действиям

    Личностные УУД:

    Регулятивные УУД:

    Коммуникативные УУД:

    Познавательные УУД:

    Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    О существлять познавательную и личностную рефлексию

    Р азвивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом;

    - выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

    Развивать умение слушать и понимать других;

    Умение работать в паре;

    Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

    Развивать умение находить и структурировать информацию;

    Развивать умения представлять информацию и извлекать ее из таблиц;

    На основе анализа объектов делать выводы,

    обобщать, классифицировать по признакам;

    Находить ответы на вопросы.

    Средства ИКТ,

    аппаратное обеспечение

    Аппаратное обеспечение: ноутбук.

    Презентация «Автоматизация звука «Р».

    Организационная структура логопедического занятия

    Этап

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Формы организации деятельности воспитанников

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    I Этап

    Мотивации

    - создать условия для возникновения у воспитанника внутренней потребности включения в образовательный процесс;

    - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.

    2 минуты

    Показ образца выполнения упражнения, картинки-символы

    Индивидуальная

    Показ картинки-символа артикуляционного упражнения с произнесением стихотворения

    Выполняет артикуляционную гимнастику.

    II . Этап Актуализации знаний

    - актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения закрепления знания и их обобщение (воспроизводит и фиксирует ЗУН, необходимые для построения нового знания).

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    2 мин

    Практические: аналитико-синтетические.

    Индивидуальная

    Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: р-р-р-р-р-р.

    Опиши, что делают губы? Зубы? Где находится язычок? В каком он положении? Давай произнесем этот звук на выдохе. Проверим, какой ветерок выходит?

    Воздух выходит свободно изо рта? Есть преграда для воздушной струи – это язычок. Значит, этот звук, какой? (Согласный.) Как мы его произносим, сердито или ласково? (Сердито.) Звук «Р» – твердый согласный. Поставь руку на горлышко, повтори: р-р-р-р. Дрожит ли наше горлышко или оно спит? Правильно, звук «Р» – звонкий.

    Упражнение «Постучи, как я».

    Произнесение слогов со звуком «Р».

    Характеристика звука «Р».

    Ра - ру – ры, Арка - урка – ырка, Ры –ра – ру, Ырка - арка- урка,Ру –ры – ра, Урка – ырка – арка.

    III . Этап.

    Открытие новых знаний.

    Осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

    Фиксация места, на котором возникло затруднение, соотношение своих действий на этом месте с изученными способами и определение, какого знания или умения им недостает для решения затруднения

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Формы организации деятельности воспитанника

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    5 мин

    Практические:

    устные,

    аналитико-синтетические

    Индивидуальная

    Автоматизация звука [р] в словах.

    Вот мы и пришли к нашим друзьям. А Рая и Рыжик наводят порядок в домике. Давай мы им поможем разложить вещи по шкафам - один шкаф для Раи, другой – для Рыжика. Подумай, какие вещи могут быть в шкафу у Раи, а какие у Рыжика?

    Упражнение «Соедини слоги в слово, найди картинку».



    У Раи в шкафу … (рубашка, сарафан, рукавички,).

    У Рыжика в шкафу … (ракетка, рулетка, ролики).

    Произнесение слов.

    IV . Этап

    Применение нового знания на практике.

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Формы организации дея-ти уч-ся

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    11 мин

    Прктические

    Индивидуальная

    Упражнение «Раздели слово на части, хлопая в ладоши».
    У Рыжика есть несколько любимых предметов, ты догадаешься, какие, если правильно соединишь слоги.


    Ра-кет-ка.
    Ру-лет-ка.
    Шар.
    Кры-ша.
    Са-мо-вар-чик.
    Кор-муш-ка.

    - А теперь давай прохлопаем в ладоши каждое получившееся слово, деля его на части.

    Игра «Назови ласково» (ПК).

    Упражнение «Посчитай-ка».

    Цель: умение согласовывать числительные с существительными.

    Маша собрала для Мишки шишки. Сколько шишек собрала Маша?

    У Маши 6 шишек. Послушай и повтори.

    Автоматизация [ш] в предложениях.


    -Наши друзья приготовили для тебя еще одну игру. Нам необходимо придумать предложение по каждой из предложенных схем.
    - Что изображено на первой схеме? (Корзина, стрелочка, фрукты)
    - Как ты думаешь, что лежит в корзине? Ответь полным предложением. (В корзине лежат фрукты)
    - Придумай предложения по второй и третьей схемам.
    (Малыш Рома играет с шарами. Груша растет на дереве в саду.)

    Автоматизация звука [ш] в стихотворениях.

    Давай расскажем стишок для Мишки. Послушай и повтори за мной:

    Роя норку, старый крот

    Разрыхлил нам огород.

    Задание «Подбери предметы к признакам».


    Разноцветная, большая, дуга на небосводе после дождя (радуга).
    Шариковая, гелевая, синяя (ручка).

    Воздушный, легкий, летающий (шар).
    Красивая, белая, полевая (ромашка).

    Задание: « Запомни и повтори чистоговорки вслед за диктором». (Работа с ПК).

    Делит слово на части хлопками.

    Ра-кет-ка.
    Ру-лет-ка.
    Шар.
    Кры-ша.
    Са-мо-вар-чик.
    Кор-муш-ка.

    Рука – ручка.

    Крыша – крышка.

    Самовар - самоварчик.

    Рыба - рыбка.

    Брат - братик.

    Рога - рожки.

    Рукавицы - рукавички.

    Воробей - воробушка.

    Повторение стихотворения.

    Работа с предметными картинками.

    Повторение чистоговорок.

    V . Этап

    Физминутка

    - формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении .

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Формы организации деятельности учащихся

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    3 мин

    Показ образца выполнения упражнения ребенком

    Групповая

    Выполняет физминутку вместе с воспитанником

    Физминутка.

    На моей руке пять пальцев,
    Пять хватальцев, пять держальцев.
    Чтоб строгать и чтоб пилить,
    Чтобы брать и чтоб дарить.
    Их нетрудно сосчитать:
    Раз, два, три, четыре, пять!

    VI . Этап

    Изоритмика

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Формы организации деятельности воспитанника

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    4 мин

    Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические

    По уровню самостоятельности: после объяснения задания

    Индивидуальная

    Читает стихотворение.

    Выполняет действия по прослушанному

    VIII . Этап

    Рефлексия

    - формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

    - формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».

    Длительность этапа

    Методы

    и приемы работы

    Формы организации деятельности воспитанника

    Деятельность
    учителя-логопеда

    Деятельность

    воспитанника

    3 мин

    Практическая, сравнение.

    Индивидуальная

    Игра «Лабиринт».

    Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук «Р-р-р» (Картинка на ПК).

    Какой мы сегодня звук учились произносить?

    Наше занятие подошло к концу. И если тебе было интересно, возьми с собой весёлого лисенка, ну, а если нет, то – грустного.

    Работа с дорожкой на ПК, ответ на вопрос, выбор лисенка.

    Литература.

    1.Андреева Г.Н. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч.: пособие для логопеда / под ред. Р.И. Лалаевой. – М.: ВЛАДОС, 2012.

    2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7 лет. М.:Мозаика-Синтез, 2005.

    3.Микляева Н.В., МИкляева Ю.В., Слободняк Н.П.Коррекционно-развивающин занятия в детском саду. методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ.М.:Сфера,2008.

    4. Левчук Е.А.Грамматика в сказках и историях.СПб.,2003.

    5.Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.,М., 2007.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!