Теоретические аспекты изучения социализации. Социальные условия развития личности

Понятие социализации

Термин "социализация" , несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".

1. Социологический подход. Социализация – это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Социальная среда влияет на человека, но здесь нет обратного влияния.

2. Психологический подход. Сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему "со стороны личности", то для социальной психологии – "со стороны взаимодействия личности и среды".

Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

1. Деятельность. Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса: 1) во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности; 2) как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей; 3) наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных "единиц", в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп. Об этом здесь говорится пока лишь в порядке постановки проблемы, включения ее в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

2. Общение. Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации – проблемы ее стадий.

3. Самосознание. Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания – вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

К сожалению, именно в этой сфере анализа особенно много противоречивых позиций. Это связано с наличием тех многочисленных и разнообразных пониманий личности, о которых уже говорилось. Прежде всего само определение "Я-образа" зависит от той концепции личности, которая принимается автором. Весь вопрос, по выражению А.Н.Леонтьева, упирается в то, что будет названо в качестве составляющих "Я-образ".

Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других. "Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как "внешнюю", неизбежно заходит в тупик, становится "пустым" понятием".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Школа как воспитательная организация. Функции школы как социальной организации. Отношение современных исследователей к роли школы в социализации личности. Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида. Социализация личности в процессе образования.

    контрольная работа , добавлен 22.04.2016

    Сущность и происхождение социальной роли личности. Процесс усвоения индивидом социальных ролей, влияние норм и статусной позиции. Понятие и виды ценностей. Возникновение, осуществление и ориентация на ценности ролевых взаимозависимостей индивидов.

    реферат , добавлен 09.05.2009

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Изучение сущности личности с точки зрения социологии. Личность, как объект социологического анализа. Обзор теорий социализации: теории Ч. Кули, Д. Мида, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона. Статусно-ролевая концепция личности. Процесс социализации личности.

    реферат , добавлен 13.08.2010

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    Проблема личности в социологии и философии. Социально-деятельностная сущность человека. Физическая, социальная и духовная личность. Взаимодействие личности и общества. Влияние социальной роли на развитие личности. Институционализированные социальные роли.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2012

    Понимание личности как социального явления. Философия личности с точки зрения социологии и ее социальные роли. Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре. Сущность процесса социализации личности.

    контрольная работа , добавлен 27.08.2012

    Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время одни жили в глухой тайге. Встреча с людьми обернулась для них трагедией. Еще один пример. С 1913 г. в одном из уругвайских департаментов изолированно от влияния цивилизации проживает секта русских староверов . В деревне нет ни радио, ни телевидения, ни телефона, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть.

В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе называют социализацией. Социализация процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е. способность общаться и взаимо-действовать с другими людьми.

Существует очень много «авторских» определений понятия социализации. Например, согласно А.А. Реану, социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. К. Бронфенбреннер : социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Т. Шибутани : социализация - процесс, посредством которого люди научаются эффективно участвовать в социальных группах. Согласно наиболее распространенному определению , социализация - это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард , Т. Парсонс др. В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е. социализации. В работах Т. Парсонса процесс объясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид, общаясь со значимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них. Если взять общую схему социализации, то можно сделать вывод, что в основе теорий лежат классическая формула бихевиоризма «S - R» и теория Л.С. Выготского об интериоризации внешнего опыта (превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, оперирующие символами).

Социальные условия развития личности. Понятие социальной ситуации развития личности.

Формирование и развитие личности определяется совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность всегда продукт своей эпохи и жизни страны. В зависимости от социально-экономической формации в современных условиях складывается определенный целостный образ жизни - комплекс взаимодействующих обстоятельств (экономических, политических, правовых, идеологических, социально-психологических и т.д.). В этот комплекс входят явления производства материальной жизни общества и сферы потребностей, социальные инстанции, СМИ и сами люди, объединенные в различные общества. Взаимодействие человека с этими обстоятельствами жизни составляют т. или и. социальную ситуацию развития личности.


С момента рождения человек формируется в определенной общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономической, правовой и политической позиции, рода занятий, образования и т.д. Если имеет место резкое нарушение, особенно снижение материального и культурного уровня жизни семьи, то это непосредственно сказывается на условиях формирования личности. Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В этом случае создается жизненный стереотип того или и. уровня, который стабилизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции черты личности. С началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится собственный статус человека, преимущественно связанный со статусом семьи, из которой он вышел.

Социализация осуществляется через ряд условий, которые могут быть названы "факторами". Такими факторами социали-зации являются: целенаправленное воспитание, обучение и слу-чайные социальные воздействия в деятельности и общении.

Воспитание и обучение (в узком смысле) — это специально организованная деятельность с целью передачи социального опыта индивиду (ребенку) и формирования у него определен-ных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности.

Случайные социальные воздействия имеют место в любой социальной ситуации, т.е. когда взаимодействуют два или более индивидов. Например, разговор взрослых о своих проблемах может достаточно сильно повлиять на ребенка, но это едва ли можно назвать воспитательным процессом.

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, детском саду, школе, трудовом коллективе, вузе, дру-жеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Социализируется ребенок, не пассивно принимая различные воздействия (в том числе воспитательные), а постепенно пере-ходя от позиции объекта социального воздействия к позиции активного субъекта. Ребенок активен потому, что у него сущест-вуют потребности, и если воспитание учитывает эти потребно-сти, то это будет способствовать развитию активности ребенка.

Если же воспитатели постараются устранить активность ребен-ка, заставляя его "спокойно сидеть", пока они осуществляют свою "воспитательную деятельность", то этим они смогут добиться формирования не идеальной и гармоничной, а ущерб-ной, деформированной, пассивной личности. Активность ре-бенка будет либо полностью подавлена, и тогда личность сфор-мируется как социально неадаптированная, тревожная, либо (при наличии определенных индивидуальных особенностей, та-ких, как сильный тип нервной системы и пр.) активность будет реализовываться через различные компенсаторные выходы (на-пример, то, что не разрешено, ребенок будет стараться сделать скрытно и т.п.).

Социализация начинается с воздействий на индивида, посколь-ку родители ребенка уже социализованы, а ребенок может на них воздействовать первоначально лишь как биологическое существо (например, если ребенок хочет есть, то сообщает это криком), затем он становится способен взаимодействовать со взрослыми и, далее, воспроизводить имеющийся у него социальный опыт в своей деятельности.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвое-ние стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень ус-тойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Основные направления социализации соответствуют ключе-вым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмо-ционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоцио-нально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружаю-щий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и со-вместной деятельности.

Согласно сложившейся традиции , социализация имеет следующую структуру :

2) широта, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации в которой она оказывается: материальных условий или, например, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонений от правил игры, предписываемых норм придется платить. Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению.

Кроме того, при рассмотрении содержания социализации большую роль играет и локус контроля (лат. lokus - место). Существует два крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д. Роттером: интернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результаты его деятельности зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способностей, во втором считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помощи и давления окружения и т.п.

Локус контроля является особой личностной характеристикой, в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздействиям, и тех, чье поведение определяется внутренней стратегией. В итоге человек может воспринимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и наоборот. Поэтому оценивать содержание социализации следует не с позиции приспособленности личности к конкретным условиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и стиля жизни.

Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты , экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обуславливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на личность зависит от их значимости - референтности) предпочтение обычно отдается семье. Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя нечем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

Итак, институтами социализации являются: семья, до-школьные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представ-ляют собой общности людей, в которых протекает процесс со-циализации человека.

Существует несколько социально-психологических механиз-мов социализации:

1) идентификация — это отождествление индивида с некото-рыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнооб-разные нормы, отношения и формы поведения, которые свойст-венны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психи-ческих особенностей и поведения, характерных для представи-телей определенного пола;

2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения ин-дивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических со-стояний тех людей, с которыми он общается;

4) социальная фасилитация (ингибиция) (фа-силитация - облегчение, ингибиция - подавление) — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа (восприятия, представления и т. п.) другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида (повышение производительности деятельности, ее скорости и качества, когда она совершается или просто в присутствии других людей, или в ситуации соревнования);

5) конформность — осознание расхождения во мнениях с ок-ружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

1) имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

2) идентификация — усвоение детьми родительского поведе-ния, установок и ценностей как своих собственных;

3) стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

4) чувство вины — переживание разоблачения и позора, свя-занное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Первые два механизма являются позитивными; стыд и ви-на — негативные механизмы, запрещающие или подавляю-щие определенное поведение.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализация - процесс длительный, протяженный во времени и пространстве, даже постоянный. При этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в различные периоды своей жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации . Социологический акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или ной общности. Примером социологического подхода является точка зрения Г.М. Андреевой, которая делит социализацию на три стадии: дотрудовую, трудовую послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жиз-ни человека до начала трудовой деятельности.

В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных пе-риода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образо-вания не могут быть отнесены к следующей стадии.

С другой стороны, специфика обучения в учебных заведениях подобного рода довольно значительна по сравнению со средней школой, в частности в свете все более последовательного проведения прин-ципа соединения обучения с трудом, и поэтому эти периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама про-блема является весьма важной как в теоретическом, так и в прак-тическом плане: студенчество — одна из важных социальных групп общества, и проблемы социализации этой группы крайне акту-альны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста ус-ловны; фиксация такой стадии не представляет затруднений — это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею про-должения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии.

Признание трудовой стадии социализации логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Трудно согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизвод-ство социального опыта. Конечно, юность — важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, мо-жет служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах.

Увеличение продолжи-тельности жизни — с одной стороны, определенная социальная политика государств — с другой (имеется в виду система пенсион-ного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселе-ния пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего, увеличивается его удельный вес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которые состав-ляют такую социальную группу, как пенсионеры. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология (изучение старения живых организмов, в т.ч. и человека) и гериатрия (раздел клинической медицины, изучающий особенности заболеваний у людей пожилого и старческого возраста и разрабатывающий методы их лечения и профилактики).

В социальной психологии эта проблема присутствует как про-блема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии полярно противоположны: одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функ-ции свертываются. С этой точки зрения указанный период вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства.

Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», наступающей вслед за завершением процесса социализации. Другая позиция, напро-тив, активно настаивает на совершенно новом подходе к понима-нию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные эксперименталь-ные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа ак-тивности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игро-вой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из воз-растов — «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окон-чательному становлению идентичности (Бернс, 1976.). Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиций которого стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства.

Однако, реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, который учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет.

Вследствие этого можно выделить:

Первичную,

Маргинальную,

Устойчивую социализацию, а также

Стадию, обусловленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и другими обстоятельствами.

Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждениям З. Фрейда , распадается на оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению З. Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями.

З. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристик формируются на этих стадиях. В то же время, учитывая роль бессознательного в процессе социализации личности, нельзя забывать, что решающее значение здесь имеют процессы познания и овладения ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним. В качестве подтверждения названных факторов можно привести пример семьи, где родились девочки-близняшки. Одна из них, появившаяся на свет на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими последствиями. К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе и по уходу за младшей сестрой. «Старшая» превратилась в антипод «младшей», сформировалась волевым, а младшая - инфантильным человеком.

Маргинальная (промежуточная, псевдоустойчивая) социализация - социализация подростка. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса , ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы . Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковую религию, культуру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно по особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному уровню идентичности), т.е. стремлению к развитию своих способностей, осознанию своего жизненного пути как уникального и т.д.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированности личности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира; адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентичность (групповая и общечеловеческая). Главным критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности. Основная цель социализации личности заключается в удовлетворении «потребности в самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».

Однако, если опираться на мнение Э. Фромма , то актуализация «Я», раскрытие потенциалов личности, ее возможностей возможны только при настоящей демократии. В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях возможны такие формы социализации , как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.

Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.

Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других.

Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э. Фромм, разрушение мира для человека - последняя, отчаянная попытка в их противоборстве.

Конформизм (от лат conformis - подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену истинной личности псевдоличностью (отсутствие собственных позиций, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления).

В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне (автоматически) ориентированная личность». Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация «Я» (приведение «Я» к единой системе, единообразие)).

2. Понятие асоциализации, десоциализации и ресоциализации личности.

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи. Если сущность процесса социализации в общем и целом сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей и ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые приводят к дестабилизации общества.

Наряду с понятием «асоциализация» личности широко используется термин «социальная дезадаптация».

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Очень близким является понятие «десоциализация », которое означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние (стихийное или целенаправленное) отрицательной микросреды - дворовая компания сверстников, преступной группы и т.п. В результате этого у личности происходит разрушение прежних позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные образцы поведения. Таким образом, термин «десоциализация» близок по содержанию понятию «асоциализация», однако отражает иную грань этого процесса.

Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждого этапа социализации. Связаны эти два понятия следующим образом. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может привести (и часто приводит) к усвоению личностью негативных норм или к бездумному подчинению такой отставшей в социализации личности воле других антиобщественных элементов.

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды (детство, отрочество, юность), что и социализация, в то время как десоциализация может осуществляться и в зрелом возрасте. Правда, в этом случае речь чаще идет о частичной десоциализации , когда личность порывает одну или несколько положительных связей с обществом, государством, другие же остаются позитивными. Например, человек зрелого возраста, вставший на путь хищения государственной собственности под влиянием группы скрытых преступников, одновременно может оставаться хорошим отцом семейства, быть культурным, вежливым, нормально выполнять все другие социальные роли.

Каков же социально-психологический механизм асоциализации (десоциализации) личности ? На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно или частично осознавая перенимают у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения, определенную субкультуру. При этом основным мотивом у них выступает желание быть взрослым, получить одобрение в данной отрицательной микросреде. Последняя стимулирует закрепление таких образцов поведения и, напротив, осуждает общепринятые нормы поведения.

Иначе говоря, здесь осуществляется социальный контроль за личностью, в ходе которого к ней применяются или позитивные санкции (похвала, одобрение, поддержка и т.п.) при условии «нормального» с точки зрения среды поведения данной личности, или негативные (осуждение, неодобрение, угрозы избиения и т.п.) в случае отступления от выполнения установленных в этой среде правил поведения. Например, могут быть высмеяны доброта, милосердие, трудолюбие и, наоборот, одобрены жестокость, презрение к труду и т.д.

Процесс асоциализации личности хотя и осуществляется в основном стихийно, неосознанно, тем не менее он, как и социализация, может происходить целенаправленно. Ведь родители и лидеры преступных групп могут научать подростков (а в случае десациализации - и взрослых) преступному поведению вполне осознанно, путем постепенного вовлечения в преступную деятельность, используя тот же механизм поощрений и наказаний.

В отношении личности, вставшей на криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию , т.е. процесс социального восстановления личности, усвоение ею повторно (в случае десоциализации) или впервые (в случае асоциализации или отставания в социализации) позитивных с точки зрения общества социальных норм и ценностей, образцов поведения. Приставка «ре» означает разрушение усвоенных личностью негативных, антиобщественных норм и ценностей и привитие ей позитивных норм и ценностей, одобряемых обществом.

Проблема ресоциализации выходит на проблему включения в нормальный процесс социализации осужденных и других категорий лиц: больных, наркоманов, лиц, переживших стресс во время аварий, боевых действий, природных стихийных бедствий. Поэтому в настоящее время наряду с понятием «социальная адаптация» в социальной психологии используется термин «социальная реабилитация» . Во многом эти термины синонимичны друг другу, во всяком случае они составляют основное содержание социальной работы. Но между ними есть и различия - прежде всего в объекте социальной работы.

Социальная адаптация необходима как здоровым, так и больным людям. Что же касается социальной реабилитации , то в ней нуждаются лица, для которых характерен посттравматический синдром, в частности военные, вернувшиеся из зоны боевых действий, лица, перенесшие природные стихийные бедствия, беженцы из так называемых «горячих точек», освободившиеся из мест лишения свободы, инвалиды и др. Эти лица испытывают потребность не только в социальной помощи, но и в психотерапии, психокоррекции (аутотренинге и пр.). Без снятия эмоциональной напряженности (реабилитации) невозможна социальная адаптация. В данном случае важны не только восстановление социальных функций, но и нормализация психических состояний.

На Западе опыт по социальной реабилитации накопили различные фонды, общества милосердия, церковь, Армия спасения и т.п.

Аналогичная по содержанию социальная работа развертывается и в России, о чем свидетельствует создание реабилитационных центров. Это обстоятельство обусловливает необходимость ускорения развития гуманистической психологии, ориентированной на нужды социальной практики.

Традиционно процесс развития личности в социальной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией человека. Личность, группа, общество представляют собой диалектическое единство. Личность также немыслима вне общества, вне группы, как общество и группы не существуют без личностей. В основе единства этих трех слагаемых, в основе преломления и закрепления в личности требований общества, группы лежит процесс социализации личности. Отчасти этот процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении жизни.

Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х – начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Долларда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. В разных научных школах оно получило свою интерпретацию.

Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.

Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь , в сознание личности норм, требований, ценностей и т.д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта (А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг).

Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой – процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека , его способа бытия . Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность – общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. Адлер, К. Юнг и др.).

В настоящее время в психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: изменяющаяся личность в изменяющемся мире. Таким образом, социализация личности – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (Я.Л.Коломинский). Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум четыре трактовки: как общечеловеческое , как культурное , как общественное , как коллективное .

Обобщенным выражением внешних детерминант социализации служат нормы, традиции, ожидания, порожденные историческим развитием человечества, культуры, науки, производства, которые обнаруживают свою специфику в различных условиях социализации, конкретных группах. Не менее важное значение для социализации имеют внутренние детерминанты, которыми служат не только индивидные образования, но и структура ценностей, состояния и свойства, профессиональная направленность личности и т.д., – все, что образуется в процессе социализации, составляя внутренние ее условия. Все изменения в личности, поведении, деятельности, отношениях и взаимоотношениях создают предпосылки определенной направленности социализации и, вместе с тем, определяют ее субъектность в этом процессе.

Согласно современным взглядам основными сферами социализации являются деятельность , общение и самосознание , поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой.

Социализация в сфере деятельности проявляется в расширении видов деятельности; в освоении и осмыслении каждого вида деятельности.

Социализация в сфере общения включает развитие навыков общения, расширение круга общения, обогащение его содержания.

Социализация в сфере самосознания заключается в формировании образа собственного Я как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и своих социальных ролей, формирование самооценки. Образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

В разные отрезки своего жизненного пути человек по-разному реагирует на социальные воздействия. К этому можно добавить и изменяющуюся роль различных институтов социализации в течение жизни индивида. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, даже если в старости она приобретает иногда регрессивный характер. В связи с этим процесс социализации разделяют на возрастные периоды, которые довольно относительны и для каждого человека определяются конкретными условиями его развития и окружения.

Процесс социализации условно включает четыре периода: детство , отрочество и юность , зрелость , старость . Важным периодом социализации является детство , включающее три стадии:

- младенчество (с момента рождения и до одного года) и преддошкольное детство (от одного года до трех лет). На этой стадии развивается функциональная независимость и речь;

- дошкольное детство охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием и становлением личности ребенка, а также когнитивных процессов;

- школьное детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует младшему школьному возрасту и включению ребенка в принципиально отличную от семьи и дошкольных учреждений социальную группу – школьный класс.

С психологической точки зрения для детского периода социализации характерна недостаточная развитость когнитивной сферы личности, в результате чего социализирующие воздействия воспринимаются индивидом неосознанно или недостаточно осознанно. Усваивается, прежде всего, оценочное отношение к тем или иным социальным объектам без должных представлений об их сущности и смысле. Психологическими механизмами усвоения соответствующих воздействий являются страх наказания, желание заслужить одобрение, подражание, идентификация с родителями и т.д. Особенность процесса социализации в детский период заключается в том, что в нормальных условиях сначала единственным, а затем доминирующим институтом социализации являются родители. С 3–4 лет начинает оказывать свое влияние на ребенка телевидение, группы сверстников, школа и друзья.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступление ребенка в отрочество. Отрочество и юность включает две стадии:

Собственно отрочество или подростковый возраст, соответствует половому созреванию и продолжается с 12 до примерно 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

- юность , продолжающуюся с 16 до 21 лет (первый период – с 16 до 18 лет и второй период – с 18 до 21 года), соответствует приспособлению юношей обоего пола к семье, школе, среде своих сверстников. Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Второй период социализации отличается завершенностью формирования мыслительных способностей и быстрым развитием когнитивной сферы личности (психологическая сторона), а также расширением круга социальных связей и отношений и изменением роли и авторитета различных институтов социализации. Как будет перераспределяться авторитет между институтами социализации и какую направленность примет весь процесс – зависит от конкретных условий жизни и воспитания индивида.

Зрелость как период социализации включает две стадии:

Стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет. Она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

- зрелый возраст , продолжающийся с 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении.

К периоду зрелости основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влияний, основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений. Этот опыт преломляется через сложившуюся систему социальных установок, которая, как фильтр, распределяет новые знания о социальной действительности в соответствии с уже имеющимися представлениями и оценочными суждениями.

Заключительный период социализации – старость продолжается с 60 до 90 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни. Процесс социализации у многих людей в этом возрасте весьма избирателен и происходит в ограниченном, в отличие от предшествующих периодов, спектре социальных отношений, как правило, там, где мудрость оказывается востребованной. Специфика этого периода заключается еще и в том, что непрерывность и динамика процесса социализации в большей степени обусловлены личностными (мотивационными), а не социальными, факторами.

После 90 лет человека относят к долгожителям.

Процесс социализации не прекращается никогда и всегда имеет осознаваемые или неосознаваемые цели. В связи с этим понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. Таким образом, уровень развития личности чаще всего соотносится со степенью ее социализированности.

Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. К показателям зрелости относят:

Широту социальных связей;

Меру развития личности как субъекта деятельности;

Характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

Созидательные способности;

Социальную компетентность.

Последний критерий является интегративным, поскольку охватывает все остальные и одновременно присутствует в них.

Социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует внутренние личностные структуры. Социализация взрослых рассчитана на приобретение определенных навыков, социализация же в детстве в большей мере ориентирована на формирование характера и мотивационных структур.

Социально-психологические механизмы социализации (Янчук В.А.):

- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других людей, почерпнутым из иных источников шаблонов.

- внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.

- убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.

- идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.

- эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.

Перечисленные механизмы представлены в последовательности, отражающей их привязанную к возрастным особенностям действенность.

Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.

Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс обозначается как «десоциализация» .

Механизмами асоциализации (десоциализации) личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т.д. Процесс асоциализации хотя и осуществляется стихийно, неосознанно, тем не менее, он, как и социализация, может носить целенаправленный характер (родители, воспитатели, или лидеры преступных группировок могут научать подростков асоциальному поведению вполне осознанно, используя механизм поощрения и наказаний).

В отношении личности, вставшей на асоциальный, криминальный путь поведения, общество в лице институтов социализации, органов социального контроля осуществляет ресоциализацию – процесс усвоения личностью повторно (в процессе десоциализации) или впервые (в случае асоциализации) позитивных, с точки зрения общества, социальных норм и ценностей, образцов поведения.

Социальные институты, занятые социальным контролем (семья, школа, коллектив трудовой, воинский, общественная организация, профилактические структуры правоохранительных органов и др.), при обнаружении вступления личности на асоциальный путь могут принять соответствующие ресоциализирующие меры. Если в деятельности этих институтов произошли системные сбои и рассогласования, а личность совершила уголовно наказуемое социально опасное деяние, то она может оказаться в местах лишения свободы. Суть этого этапа ресоциализации заключается в:

Разрушении асоциального поведения и ролей;

Усвоении и закреплении позитивных образцов поведения, социальных ценностей;

Восстановлении и установлении социальных связей с институтами, позволяющими ему вести одобряемый обществом образ жизни.


Похожая информация.


Как уже было отмечено, человек как личность формируется в процессе взаимодействия с обществом, в процессе вхождения в социальную среду, т.е. в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения и последующего активного воспроизведения социального опыта, осуществляемый в деятельности и общении. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Следует подчеркнуть, что социализация это двусторонний процесс, человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, в которых и воспроизводится социальный опыт.

Наряду с понятием социализация существуют близкие по значению понятия, такие как «развитие личности» и «воспитание». Четко разграничить эти понятия очень сложно. В понятии «развитие личности» делается больший акцент на активность личности, развитие психики, хотя и подчеркивается неразрывная связь этого процесса с социальной средой.

Термин «воспитание» употребляется в литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Выделяются три сферы, в которых прежде всего осуществляется социализация – это деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер дает возможность расширять, умножать социальные связи индивида с внешним миром.

На протяжении всего процесса социализации индивид осваивает все новые и новые виды деятельности, что позволяет расширять набор выполняемых социальных ролей, находить личностный смысл в деятельности.

Общение в контексте социализации позволяет расширять контакты человека с другими людьми и их специфику, например, умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.



Относительно самосознания следует отметить, что социализацию можно рассматривать как становление в человеке образа его Я, который возникает у человека не сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер .

Стадии процесса социализации. Выделяют следующие стадии социализации:

1.Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2.Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18–25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3.Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Изменение себя, стремление «стать как все» – конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность.

5.Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Существуют и другие подходы к выделению стадий социализации, в частности, с точки зрения психоанализа, социализация происходит только в детском возрасте, и должна ограничиваться хронологией соответствующего периода.

В современных концепциях, однако, подчеркивается, что наиболееинтенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем, и пожилом возрасте. При этом отмечаются следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо».

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Существуют и другие точки зрения, например, психолог Р. Гоулд предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной выше. Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве.

В этом контексте логично рассмотреть такой процесс, как ресоциализация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих .

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия сводится к нормам, ценностям и знакам. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают развивающейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации .

На первых стадиях социализации в качестве институтов выступают семья, дошкольные учреждения, школа, техникум, вуз и т.д.

Семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства. Школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив, нормы и ценности, принятые в нем, стиль лидерства и принятия решений, способы построения взаимоотношений.

Вопрос о социальных институтах послетрудовой стадии является достаточно сложным и мало разработанным. К таким институтам, например, можно отнести различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

Естественно, что каждый из названных институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта .

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает психология?

3. Как менялись взгляды относительно предмета психологии в истории ее становления как науки?

4. Чем объясняется возникновение в ХХ в. нескольких самостоятельных психологических школ?

5. Каковы предмет и методы психоаналитического направления З.Фрейда?

6. Какие принципиальные отличия можно выделить в теории

К.Г. Юнга, по сравнению с теорией З.Фрейда?

7. Почему бихевиористы предлагали исключить сознание из предмета психологии?

8. В чем заключаются основные принципы гуманистической психологии?

9. Почему гуманистическая психология рассматривается как альтернативное направление психологии по отношению к психоанализу и бихевиоризму?

10. Охарактеризуйте основные психологические школы отечественной психологии.

11. Дайте характеристику основным методам психологии.

12. В чем заключаются отличительные особенности тестирования как метода психологического исследования личности?

13.Перечислите основные характеристики и отличительные особенности наблюдения и эксперимента как основных методов исследования в психологии.

14. Вчем заключается сущность проективных методов исследования?

15. Дайте сравнительную характеристику понятиям «индивид», «личность», «индивидуальность.

16. Как соотносятся биологическое и социальное начало в понятии «личность».

17. Какие можно выделить характеристики личности?

18.Какие факторы влияют на формирование «Я-концепции» личности?

19. В чем отличие понятий «социализация» и «воспитание»?

20. Охарактеризуйте стадии социализации.

Список литература к разделу 1

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 363 с.

2. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 623 с.

3. Введение в психологию / под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М., 1996. – 496 с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 2002. – 336 с.

5. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник для студентов психологических факультетов. – М.: Академический проект, 2008 – 576 с.

6.НемовР.С. Психология: учебник.для студ.высш.пед.учеб.заведений. В 3 кн. -5-е изд. – М.,2006. –Кн.1: Общие основы психологии. – 687 с.

7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 672 с.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2006. – 607с.

РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!