Теоретико-методологические основы эффективности обучения. Принципиальная позиция современного образования – дружественный диалог и индивидуальный подход к каждому

Читайте также:
  1. Анализ взаимосвязи между обобщающими, частными показателями экономической эффективности деятельности предприятия и эффективностью каждого научно-технического мероприятия
  2. Анализ влияния инноваций на эффективность производственной деятельности предприятия
  3. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика: цели, виды, инструменты, эффективность. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь.
  4. Влияние качества корпоративного управления на экономическую эффективность компании
  5. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТО НА ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  6. Возникновение системы, ее цели, развитие, эффективность
  7. Вопрос 3. Факторы, влияющие на эффективность ведения визуальной ориентировки.
  8. Вопрос 4. Индивидуальные различия личностей и их влияние на эффективность работы

Понятие эффективность в самом общем виде означает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Эффективность нередко рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, позволяющей выявлять степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Наиболее распространен подход к эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам. Повысить эффективность – значит добиться наибольших хозяйственных результатов при минимальных затратах материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Однако при этом необходимо учитывать, что качественное состояние эффективности постоянно наполняется новым содержанием под воздействием ускоряющегося научно-технического прогресса.

Образование создает несколько видов эффектов:

P Экономический – рост производительности труда и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости продукции, рост прибыли и рентабельности.

P Ресурсный – высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и др.

P Технический – появление новой техники и технологии, открытий, изобретений, «ноу-хау» и других нововведений.

P Социальный – повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда.

Показатель экономического эффекта определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период обучения.

Эффективность образовательных учреждений можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю эффективность рассматривают как педагогическую, или эффективность функционирования самой системы образования. Внешнюю эффективность часто рассматривают как экономическую, подразумевая отдачу, получаемую от использования образовательного фонда (человеческого капитала), представляющего собой в лице подготовленных специалистов конечный продукт образования.

В комплексную обобщающую критериальную оценку эффективностиобразовательных учреждений необходимо включать как величину затрат, количество и качество труда, так и результаты воспитательной работы, целеполагание, приучение к общественной деятельности, привитие моральных принципов и иные составляющие социального эффекта. Вычленить роль каждого фактора из общей оценки невозможно. Использование обобщающей критериальной оценки представляется нам более приемлемым.

Определение эффективности образовательных учреждений как социально-экономической характеристики дает возможность с определенной степенью достоверности использовать для ее оценки стоимостных показателей. Единая оценка социальных факторов в терминах экономической эффективности нужна для того, чтобы был возможен выбор оптимального решения с учетом его экономических и социальных последствий.

Поэтому социальная эффективность образовательных учреждений – обобщенная характери­стика системы образовательных учреждений, определяющей ее движение в ценностно-целевом пространстве, а эффективность отдельного образовательного учреждения как элемента системы при этом определяется его вкладом в достижение цели.

Комплексную оценку социально-экономической эффективности образовательных учреждений можно осуществить на основе интегрального показателя, основанного на следующих критериях:

1. Качество подготовки обучаемых.

Под качеством подготовки специалистов понимается соответствие уровня и содержания знаний, получаемых в результате обучения, уровню и содержанию требований, предъявляемых к ним народным хозяйством в процессе их трудовой деятельности. Качество подготовки специалистов в образовательном учреждении должно определяться не только внутренним критерием (успеваемостью), но в большей степени внешним (по отношению к образовательному учреждению) критерием – требованиями рыночной экономики к содержанию и уровню подготовки высококвалифицированных специалистов. Сюда же составной частью входят и результаты достижения целей образования – образованность, уровни которой характеризуют и индивида, и общество, и проявляются как в содержании сознания, так и в характере поведения.

2. Вклад в образовательные учреждения.

Этот критерий включает в себя характер и объем финансирования учебного заведения, число учащихся (студентов), преподавательский состав, материальные ресурсы и т.д.

3. Оценка отдачи от инвестиций в образовательные учреждения: характер и уровень результатов, показанных образовательным учреждением.

4. Оценка преобразований и изменений в учебном заведении в процессе повышения уровня всех членов коллектива, включая интеллектуальное, нравственное, социальное, профессиональное и духовное развитие, степень и формы участия всех членов коллектива в управлении учебным заведением.

5. Оптимальность использования ресурсов в образовательном учреждении, системе образовательных учреждений (разных уровней).

6. Рентабельность инвестирования средств в образовательные учреждения.

7. Величина непосредственного вклада работников образовательных учреждений в производство и повышение качества образовательных услуг, в создание национального дохода страны.

8. Социализация выпускников образовательных учреждений.

Этот критерий включает в себя анализ дополнительных заработков образованных работников, исследование их занятости и положения на рынках труда, успешность профессиональной деятельности после окончания обучения.

9. Величина прироста материальных благ, обеспечиваемого повышением образовательного уровня и квалификации работников народного хозяйства.

10. Повышение эффективности использования ресурсов в отраслях народного хозяйства в результате внедрения новых научно-технических разработок, осуществленных специалистами образовательных учреждений.

Система оценивания, опирающаяся на эти критерии интегральной оценки эффективности образовательных учреждений, способна улучшить деятельность учебных заведений, расширяя их доступность и улучшая результаты обучения.

36. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.


| | | 4 | | |

Все мы очень переживаем за наших детей и их будущее. Когда речь заходит о развитии их личностных и профессиональных качеств, всё чаще поднимается вопрос «правильности» современного подхода к школьному образованию. Повсеместная компьютеризация, ЕГЭ, множество нововведений и пилотных проектов, отказ от советской «строгой» модели преподавания – тенденция, часто критикуемая и как будто спорная. Для тех, кто сомневается в эффективности образования нового поколения, собираем факты и ударяем по мифам.

Учителя нынче не те

Эта размытая формулировка в различных её вариациях стала очень популярна. Предположительно, под этими словами подразумевается отсутствие столетней преподавательской практики, всевозможных корочек, званий и всего того, чем должен обладать порядочный учитель советской модели.

Дело в том, что сегодня в сфере школьного образования ставка делается на молодых специалистов, часто вчерашних студентов педагогических вузов. Разумеется, набрать пузатое портфолио сертификатов и километры академических часов они пока не успели.

Но это совсем не означает, что курс молодого учителя будет менее эффективен, чем программа опытного преподавателя. Тем более, что сегодня созданы все условия для развития профессиональных качеств преподавательского «молодняка».

Например, Московский центр качества образования (МЦКО) , регулярно проводит независимые аттестации столичных учителей, а также диагностики качества образования. Всё честно, прозрачно, объективно: проверяют молодых специалистов профессиональные комиссии извне. А ещё учитель может в рамках испытания повысить квалификацию, если того заслужил. Вот вам и первые трофеи.

А вот и бодрящий факт:

Последняя Всероссийская олимпиада показала, что молодые учителя без профкатегории воспитывают победителей наравне с корифеями педагогики. Более того, российские школьники занимают исключительно призовые места на международных интеллектуальных соревнованиях.

Например, на прошедшем в Бухаресте математическом марафоне VIII Romanian Masterin Mathematics первое место занял москвич Иван Фролов . Он оставил позади сверстников из Китая, Франции, Италии, Кореи, Болгарии, Бразилии, Мексики, Польши, Румынии, Великобритании и США.

Строгость vs психология

Многие жалуются, что сегодняшней школе не хватает советской боевой закалки. Ведь чем строже, тем эффективней. Но так ли это на самом деле?

Дети – создания непосредственные, личностно не сформированные, жизнью не обученные. Кто-то полагает, что без кнута не обойтись, на самом же деле, современных школьников перспектива наказания и повышенные тона отнюдь не мотивируют. Более того, авторитарный стиль преподавания может напрочь отбить желание учиться.

Принципиальная позиция современного образования – дружественный диалог и индивидуальный подход к каждому. Это кратчайший путь к раскрытию таланта ребенка и развитию его способностей.

Московские школьники активно участвуют в научных и творческих проектах вместе со своими учителями. Главное, детям это нравится, они открытые, инициативные, энергичные и креативные. Потому что не боятся и знают, что их услышат и поддержат.

Ох уж этот ЕГЭ

Наверное, самая обсуждаемая школьная тема – это Единый госэкзамен . Постараемся разрядить панические настроения относительно подготовки к главному экзамену страны. К ЕГЭ в школах готовят тщательней тщательного: ежедневно, скрупулезно, прогоняя по всем заданиям и вариантам. Но от предэкзаменационных волнений это не спасает.

К счастью, переживающие могут сдать пробный экзамен на базе МЦКО. Центр обеспечивает условия, максимально приближенные к условиям итогового госэкзамена, так что ученик не только проверит свои знания и выявит пробелы, но и подготовится к ЕГЭ психологически.

Пробные испытания в стенах школ в обязательном порядке проходят все выпускники. В январе ребята сдавали русский язык и математику. Кроме этого, обязательную предметную диагностику проводят для учащихся 4-х, 7-х и 10-х классов. Испытать силы можно и в индивидуальном порядке, в любом возрасте и по любому предмету, правда, не бесплатно.

Что касается претензий серии «а вы сами этот ваш ЕГЭ писать пробовали» пробовали ещё как!

С конца марта и до конца апреля в МЦКО поступили более 1500 заявок от педагогов. Учителя добровольно записываются на тестирование, чтобы и себя проверить, и выявить все сложные и спорные моменты, которым нужно уделить больше внимания при подготовке. Наконец, вселить уверенности в подопечных: «Мы сдали, и вы справитесь!».

Кстати, результаты ЕГЭ московских школьников становятся лучше с каждым годом. Так, в 2015 году столица сдала госэкзамен в три раза лучше, чем в среднем по стране, при этом число выпускников, набравших максимальное количество баллов, увеличилось примерно на 25% по сравнению с 2014 годом.

Куда без репетитора

Многие родители, сомневаясь в эффективности школьной программы, нанимают частных преподавателей. Если вы решили обратиться к специалисту со стороны, имейте в виду: многие из них далеки от понимания школьной программы, а ведь именно на ней основан экзамен . Не стоит полагаться на всевозможные сертификаты и дипломы, не связанные с образовательной деятельностью.

Желательно, чтобы репетитор был действующим учителем или хотя бы студентом, прошедшим педагогическую практику. Иначе индивидуальная подготовка может не только не подготовить, но и навредить – за ваши деньги.

В учебных учреждениях особое внимание уделяется программам допобразования. Так что для начала смело отправляйте ребёнка в научные кружки. В столичных школах проводятся дополнительные занятия практически по любому предмету, причём 80% из них бесплатные.

А был ли прогресс

Технологии развиваются молниеносно, что определенно есть хорошо. С другой стороны, всеобщие волнения на тему «гаджеторизации» детей растут прямо пропорционально прогрессу.

Многие переживают, что наши дети и так погрязли во всех этих HiTech-довольствиях, а теперь и школы туда же: электронные учебники, интерактивные доски, 3D-технологии. Разрешим сомнения категорично. Разорвать нерушимую связь ребенка с айфоном не получится, даже не старайтесь. Поэтому внедрение технологий в учебный процесс, безусловно, польза, а не вред.

Дети «синхронизировались» с технологическими реалиями окончательно и бесповоротно: они не представляют жизни без гаджетов, мессенджеров и соцсетей. Заинтересовать обитателей виртуальной реальности классическими учебниками и обычной доской не получится.

Современным школьникам намного проще воспринимать информацию с электронных носителей. В столичных школах это понимают, поэтому и применяют компьютерные программы, обучающие игры в цифровом формате. Так намного интересней.

Кстати, вся эта техника появилась в школах в далеком для технического прогресса 2011 году. С тех пор технологии улетели далеко вперед: появились 3D-принтеры и 3D-ручки, мультимедийные панели и, конечно, скоростной интернет.

Так что можно сказать, что школы нынче оборудованы по старинке. Если последние новшества подключить к учебному процессу, образование станет еще эффективней.

Дарья Игумнова

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности.

Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов.

Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества”

Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”.

Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность.

Экономическая эффективность образования включает: факторы:

экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях;

экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода;

прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников;

относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии.

Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук - 54,9, человека с высшим образованием - боле 19,6, а не закончившего среднюю школу - только 12,8 тыс. долларов.

Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе - -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство - - 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом - 15,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования - это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны:

Эонх= ВНП/ФО,

где Эонх - народнохозяйственная эффективность образования,

ФО - фонд образования.

Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором - в рабочей силе:

1617/1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл.

Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д.

Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Елабужский институт Казанского федерального университета

Кафедра Экономики и Менеджмента

Реферат на тему:

«Социально-экономическая эффективность образования»

Работу выполнил: студент

343 группы Яковлев Я. В.

Проверил: ассистент кафедры

экономики и менеджмента

Ахметшин Э.М.

Елабуга 2014 г.

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Глава 2 . Теория и практика определения экономической эффективности образования.

Глава 3. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение.

Глава 4. Пути повышения социально-экономической эффективности образования.

Заключение

Глава 1. Сущность эффективности образования.

Сущность эффективности образования как интегрированного показателя взаимодействия его педагогической, социальной и экономической плодотворности. Многофункциональность образовательного комплекса приводит к тому, что эффективность просвещения имеет несколько аспектов. Общеобразовательная школа все в меньшей степени обеспечивает создание равных стартовых условий в трудовой жизни молодежи. Высшая школа в любом обществе помимо воспроизводства интеллектуальных ресурсов выполняет роль воспроизводства социальной структуры. Высшее образование не одинаково доступно представителям социальных слоев, о чем свидетельствует таблица “Социально-экономическая стратификация общества и структура студенчества” Страта % Социальный статус % студентов из страты Богатые Крупные предприниматели, чиновники, криминалитет Состоятельные Предприниматели, чиновники, интеллект. элита, криминалитет Новые средние Предприниматели, менеджеры, чиновники, криминалитет Старые средние ИТР, интеллигенция, военнослужащие, высококвалифицированные рабочие Аутсайдеры Низко квалифицированные рабочие, крестьяне, интеллигенция, ИТР, беженцы, бомжи Высшая школа стала выполнять охранительную функцию кастовых различий. В “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 гг.” записано, что “Главной целью дальнейшего развития образования является удовлетворение потребностей граждан в образовании, гармоническое развитие личности и творческих способностей человека, повышения интеллектуального и культурного потенциала страны, с соблюдением принципа равных стартовых условий при минимальных государственных гарантиях”. Своеобразие эффективности образования состоит в том, что здесь проявляется необходимость рационального сочетания экономического результата с социальной справедливостью. Уровень образования населения относится к числу основных показателей его благосостояния. Он же предопределяет статус государства, укрепляет его безопасность. Экономическая эффективность образования включает: факторы: экономию за счет более рационального использовании ресурсов в отрасли и в образовательных учреждениях; экономического эффекта от непосредственного вклада работника образования при повышении качества образовательных услуг и увеличении, таким образом, национального дохода; прирост материальных благ в отраслях материального производства за счет более высокого образовательного и профессионального уровня работников; относительной и абсолютной экономии на ресурсах, полученной в результате получившего образование и профессии. Теория человеческого капитала применима в качестве инструмента для определения экономической эффективности образования. С точки зрения индивида, расходы на образование рассматриваются, с одной стороны, в виде затрат на обучение, с другой стороны, в плане упущенного дохода. Под ним понимается доход, который человек мог бы получить, работая, а не учась. Несмотря на то, что затраты на образование превышают затраты варианта при расчете упущенного дохода, сумма соответствующей прибавки к заработку, полученная благодаря высшему образованию, оказывается значительной, если учитывать ее на протяжении все5й трудовой деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой высококвалифицированный труд профессионалов высоко оплачивается. Так, в США ежегодный доход высококвалифицированного специалиста в 1992 г. составлял 74,5 тыс. долл., доктора наук –,9, человека с высшим образованием - боле 19,6, а не закончившего среднюю школу –только 12,8 тыс. долларов. Теоретики человеческого капитала рассматривали эффект образования и в абсолютных размерах, и в его быстром приросте, и в увеличении ВНП от затрат или инвестиций на образование. В 60-х гг. Т. Шульц определил размеры человеческого капитала следующим образом. Стоимость одного года обучения каждого уровня (с учетом потерянных заработков) умножалась на число человеко-лет образования, накопленных населением к тому или иному моменту времени. Образовательный капитал, воплощенный в населении в 1969 г. составлял 1307 млрд. долл.; образовательный капитал, воплощенный в рабочей силе - -873 млрд. долл.; воспроизводимое национальное богатство - - 1617 млрд. долл. С 1929 г. по 1969 г. темп роста образования опережал темп роста физического капитала примерно в два раза и составил соответственно 4,1 и 2%. Те же тенденции сохранились и в последующие годы. Уровень вооруженности рабочей силы США фондом образования (по издержкам на него) в 1983 г. составил 21,5 тыс. долл., а вооруженность работника вещественным капиталом –,3 тыс. долл., т.е. почти на треть ниже. Народнохозяйственная отдача фонда образования –это количество произведенного ВНП на единицу образовательного фонда страны: Эонх= ВНП/ФО, где Эонх - народнохозяйственная эффективность образования, ФО –фонд образования. Этот показатель можно рассчитывать на единицу образовательного фонда всего населения, и работающей его части. В первом случае объем воспроизведенного богатства страны делится на образовательный капитал, воплощенный во всем населении а во втором –в рабочей силе: /1307 = 1,2 долл., 1617/873=1,9 долл. Наряду с экономической эффективностью большое значение имеют и другие положите5льные эффекты образования: уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения; снижение преступности; повышение уровня культуры в обществе; улучшение функционирования государственных и общественных учреждений и т.д. Это свидетельствует о плодотворности отрасли образования в стране. 9.2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования государство намерено наращивать его финансовую поддержку до нормативной потребности. В образовании невозможно добиться высокого качества и эффективности без построения таких экономических механизмов, которые должны обеспечить фактически новые принципы и систему финансирования отрасли. В целях формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования необходимо: введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования, с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; осуществление бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования на базе дифференцированных нормативов, отражающих характер образовательных программ и уровень подготовки абитуриентов, показанный на государственных испытаниях; создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан для получения профессионального образования с целью обеспечения государственных приоритетов и поддержки студентов из малообеспеченных семей и отдаленных территорий; выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, включающих средства на приобретение оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также централизованные средства на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в сфере образования; изменение системы финансирования из центра расходов дотационных регионов на нужды образования, перевод соответствующих средств из трансфертов в целевые субвенции (субсидии), направляемые на места через органы казначейства; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций (путем внесения соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ и в другие нормативно-правовые акты); последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений, включая свободу ценообразования и распоряжение собственными средствами; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; широкое использование льгот, в том числе налоговых, на частные вложения в образование (по подоходному налогу; освобождение от налогообложения благотворительных пожертвований; предоставление права предприятиям и организациям при исчислении налога на прибыль включать расходы на подготовку и переподготовку кадров в затраты на производство и реализацию товаров и услуг); расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, развития содержания и структуры образования, разнообразия рынка образовательных услуг, стимулирования инновационных образовательных процессов; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, детских медико-оздоровительных центров; разработка и принятие комплекса мер по обновлению материально-технической базы системы образования; поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений, направленность этой программы строго на цели развития образования. Система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов. Последнее особенно актуально, поскольку в ближайшее историческое время Россия должна будет сохранять и развивать высокий образовательный потенциал, сопоставимый с потенциалом образования развитых стран, в условиях относительно низкого среднедушевого уровня ВВП и бюджетных доходов. В этих условиях особенно необходимо сочетание бюджетных и внебюджетных средств в образовании, что было отчетливо обозначено в Послании Президента РФ Федеральному собранию (2001 г.). Следует при этом учитывать, что призывы к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат адекватного ответа без введения системы разумных налоговых льгот и преференций, без создания механизма влияния тех, кто вкладывает средства в образование (от крупных инвесторов до родителей школьников), на принимаемые здесь решения, в частности, - через систему попечительских и иных общественных советов. По отношению же к самим образовательным учреждениям необходимо принять дополнения и изменения в бюджетное и налоговое законодательство РФ - в части реализации налоговых льгот, необходимых для ресурсного обеспечения образования.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!