Тема: Живая и неживая природа.
Цель: научить детей различать живую и неживую природу.
Задачи:
- Показать различия между естественными объектами и искусственными.
- Объяснить неразрывную связь человечества и окружающей его среды.
- Сформировать умение исследовать окружающий мир доступными способами (наблюдение, опыт, сравнение, классификация).
- Развить навык выявления и установки причинно-следственных связей в окружающем мире.
- Воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему природному и животному миру.
Этапы урока:
- Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
- Введение в тему, постановка проблемы.
- Игровой момент: совместное открытие «новых» знаний.
- Физкультминутка.
- Продолжение разработки темы.
- Самостоятельное обобщение полученных знаний.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
В качестве эпиграфа могут быть прочтены следующие стихотворения:
- Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
- В. Калачёв «А Природа не бывает неживой!»
- Н. Бугаенко «Не ходи с рогаткой, Колька».
- О. Романенко «Земля страдает».
- О. Романенко «Красота».
- Е. Килиптари «Радуюсь утру. Радуюсь солнцу».
2. Введение в тему, постановка проблемы
Учитель задаёт вопросы, подводящие к основной теме:
Что такое природа? (ученики высказывают предположения, называют конкретные объекты)
Что не является природой? (всё, что сделано руками человека)
Считается ли природой автомобиль/многоэтажное здание/домик в деревне?
Можно ли назвать природой домашних животных: корову, лошадь, собаку и т.д.?
Педагог делает краткий вывод: живая природа - это то, что существовало и может существовать без человеческого вмешательства, остальные объекты являются неживой природой.
3. Игровой момент
Учитель может предложить детям карточки с загадками. Например:
Летают, но нет крыльев,
Бегут, но нет ног,
Плывут, но нет парусов (Облака)
Не вода, не суша:
На лодке не уплывешь,
И ногами не пройдешь (Болото)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (Вода) и подобные.
Альтернативный вариант игрового момента: ученики должны придумать краткие сравнения природных объектов и с неприродными. Учитель даёт первоначальную установку, т.е. пример:
Подводная лодку похожа на кита,
А вертолёт - на стрекозу.
Задача учеников - продолжить ряд. Выполнять упражнение лучше по цепочке.
4. Физкультминутка
Может выполняться в разных формах:
- ученики приседают или прыгают, на нечётное приседание или прыжок каждый из них должен назвать один живой предмет, на чётное - неживой;
- дети выполняют физические упражнения, не связанные с темой урока, по стихотворениям («А в лесу растёт черника», «Аист», «А часы идут, идут» и т.п.);
- если урок проводится на улице, можно провести более активное занятие с мячом: дети бросают друг другу мя, называя окружающие их предметы - если объект искусственный, мяч нужно отбить, а если природный - поймать.
5. Продолжение разработки темы
Включает в себя игровой момент. Ученики делятся на три группы, каждой группе даётся один кроссворд на тему «Живая и неживая природа». Это воспитывает навык командной работы, а игровая подоплёка способствует бо́льшей усвояемости знаний.
После разгадывания кроссвордов и сверки ответов учитель показывает детям карточки с изображением разных объектов (животных, деревьев, машин, построек и т.п.), задавая ученикам два вопроса:
Живой или неживой объект нарисован на карточке?
Почему он является живым или неживым?
Чем отличаются объекты живой природы от искусственных предметов?
В качестве дополнительного закрепления темы снова используется игровая форма. Ученики встают, учитель произносит слова, обозначающие предметы живой и неживой природы, а дети стоят на месте, если объект искусственный, и двигаются, если объект природный.
Человек относится к живой или неживой природе? (человек одновременно является частью окружающего природного мира и двигателем миру искусственного)
Педагог объясняет ученикам, как важно беречь природу и уважительно к ней относиться, что люди и окружающий мир взаимосвязаны: без природы не будет человечества.
6. Самостоятельное обобщение полученных знаний
Для стимуляции творческих и умственных процессов учитель задаёт вопрос:
Что будет с человечеством, если исчезнут растения и животные?
Дети высказывают догадки, педагог подтверждает их или опровергает. Далее учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вывод по уроку:
Что вы сегодня узнали и чему научились?
С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
Кратко каждый ребёнок озвучивает своё мнение об уроке и рассказывает о проблемах, если они появились. Вывод можно попросить записать в тетрадь.
7. Домашнее задание
Даётся в творческой форме. Доступны множественные варианты:
- нарисовать в тетрадях схему о взаимосвязи живого и искусственного миров;
- в течение недели зарисовывать в особую тетрадь объекты живой/неживой природы, которые встречаются на улице;
- придумать загадки на определение живых и искусственных объектов, озвучить их в начале следующего урока;
- написать сочинение на тему «Связь человека с окружающим миром» и т.п.
Юлия Даутова
Урок окружающего мира «Живая и неживая природа. Свойства живых существ»
Урок 21
Тема урока : Живая и неживая природа . Свойства живых существ .
Цель урока : познакомить детей со свойствами живой природы . Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас .
Формировать УУД :
- Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов ; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять ответы на вопросы.
Ход урока.
Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
1. Организационный момент
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее
Сейчас начнем урок ! Дети отвечают
; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД) .
2. Формулирование темы урока , постановка цели
Посмотри. Мой милый друг
Что находится округ ?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг… природа . (слайд 1)
Вспомните, как мы можем познать окружающий мир ?
Как вы думаете, какая тема урока ?
Какую цель поставите перед собой? Дети отвечают Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД) .
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) .
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) .
3. Учимся применять свои знания
Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир природы . Мы будем учиться наблюдать и делать выводы. Но сначала проведем разминку. 1 группа : капуста, ласточка, облако, муравей, кошка. 2 группа : крокодил, стул, окно, машина, тарелка. 3 группа : перчатки, стакан, радуга, куртка, парта. 4 группа : песок, горы, вулкан, речка, лодка. 5 группа : чайник, ворона, берёза, роза, белка. 6 группа : солнце, сокол, земля, камень, снег.
Рассмотрите картинку (слайд 2)
Назовите объекты живой и неживой природы .
А по каким признакам мы определяем. Чтто один предмет живой. А другой неживой (продолжения детей)
Работа по учебнику страница 70-71. Ответы и объяснения детей
(Регулятивные УУД) .
(Личностные УУД) .
4. физкультминутка
5. закрепление Что относится к природе (слайд 3)
Игра «Живое-неживое »
Отгадайте загадки, определите, живое или неживое .
1. Что видно ночью (слайд 4)
2. Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. (слайд 5)
3. Дышит, растет, а ходить, не может. (слайд 6)
4. Что всех людей на Земле греет (слайд 7)
5. В лес на одной ножке выросла лепешка. (слайд 8)
6. На всех садится, никого не боится (слайд 9) отвечают Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД) .
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) .
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) .
6. Рефлексия учебной деятельности
Расскажите, какие признаки помогают нам отличить живую природу от неживой ?
Что нового вы узнали на уроке ?
Что вам особенно понравилось?
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) .
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД) .
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) .
Публикации по теме:
На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные.
Комплексно-перспективное планирование во второй младшей группе по программе «Детство». Тема недели «Неживая природа» Итоговое мероприятие. НОД «Где ночует солнышко?» отв. Черепенина А. В. Комплекс утренней гимнастики №5 см. план воспитателя физо Комплекс.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Неживая природа «Каменная одежда земли» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Неживая природа «Каменная одежда земли» ЦЕЛЬ: продолжать знакомство с телами.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.
Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».