Урок окружающего мира «Живая и неживая природа. Свойства живых существ

Тема: Живая и неживая природа.

Цель: научить детей различать живую и неживую природу.

Задачи:

  1. Показать различия между естественными объектами и искусственными.
  2. Объяснить неразрывную связь человечества и окружающей его среды.
  3. Сформировать умение исследовать окружающий мир доступными способами (наблюдение, опыт, сравнение, классификация).
  4. Развить навык выявления и установки причинно-следственных связей в окружающем мире.
  5. Воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему природному и животному миру.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему, постановка проблемы.
  3. Игровой момент: совместное открытие «новых» знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение разработки темы.
  6. Самостоятельное обобщение полученных знаний.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

В качестве эпиграфа могут быть прочтены следующие стихотворения:

  • Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
  • В. Калачёв «А Природа не бывает неживой!»
  • Н. Бугаенко «Не ходи с рогаткой, Колька».
  • О. Романенко «Земля страдает».
  • О. Романенко «Красота».
  • Е. Килиптари «Радуюсь утру. Радуюсь солнцу».

2. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель задаёт вопросы, подводящие к основной теме:

Что такое природа? (ученики высказывают предположения, называют конкретные объекты)

Что не является природой? (всё, что сделано руками человека)

Считается ли природой автомобиль/многоэтажное здание/домик в деревне?

Можно ли назвать природой домашних животных: корову, лошадь, собаку и т.д.?

Педагог делает краткий вывод: живая природа - это то, что существовало и может существовать без человеческого вмешательства, остальные объекты являются неживой природой.

3. Игровой момент

Учитель может предложить детям карточки с загадками. Например:

Летают, но нет крыльев,

Бегут, но нет ног,

Плывут, но нет парусов (Облака)

Не вода, не суша:

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь (Болото)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода) и подобные.

Альтернативный вариант игрового момента: ученики должны придумать краткие сравнения природных объектов и с неприродными. Учитель даёт первоначальную установку, т.е. пример:

Подводная лодку похожа на кита,

А вертолёт - на стрекозу.

Задача учеников - продолжить ряд. Выполнять упражнение лучше по цепочке.

4. Физкультминутка

Может выполняться в разных формах:

  • ученики приседают или прыгают, на нечётное приседание или прыжок каждый из них должен назвать один живой предмет, на чётное - неживой;
  • дети выполняют физические упражнения, не связанные с темой урока, по стихотворениям («А в лесу растёт черника», «Аист», «А часы идут, идут» и т.п.);
  • если урок проводится на улице, можно провести более активное занятие с мячом: дети бросают друг другу мя, называя окружающие их предметы - если объект искусственный, мяч нужно отбить, а если природный - поймать.

5. Продолжение разработки темы

Включает в себя игровой момент. Ученики делятся на три группы, каждой группе даётся один кроссворд на тему «Живая и неживая природа». Это воспитывает навык командной работы, а игровая подоплёка способствует бо́льшей усвояемости знаний.

После разгадывания кроссвордов и сверки ответов учитель показывает детям карточки с изображением разных объектов (животных, деревьев, машин, построек и т.п.), задавая ученикам два вопроса:

Живой или неживой объект нарисован на карточке?

Почему он является живым или неживым?

Чем отличаются объекты живой природы от искусственных предметов?

В качестве дополнительного закрепления темы снова используется игровая форма. Ученики встают, учитель произносит слова, обозначающие предметы живой и неживой природы, а дети стоят на месте, если объект искусственный, и двигаются, если объект природный.

Человек относится к живой или неживой природе? (человек одновременно является частью окружающего природного мира и двигателем миру искусственного)

Педагог объясняет ученикам, как важно беречь природу и уважительно к ней относиться, что люди и окружающий мир взаимосвязаны: без природы не будет человечества.

6. Самостоятельное обобщение полученных знаний

Для стимуляции творческих и умственных процессов учитель задаёт вопрос:

Что будет с человечеством, если исчезнут растения и животные?

Дети высказывают догадки, педагог подтверждает их или опровергает. Далее учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вывод по уроку:

Что вы сегодня узнали и чему научились?

С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Кратко каждый ребёнок озвучивает своё мнение об уроке и рассказывает о проблемах, если они появились. Вывод можно попросить записать в тетрадь.

7. Домашнее задание

Даётся в творческой форме. Доступны множественные варианты:

  • нарисовать в тетрадях схему о взаимосвязи живого и искусственного миров;
  • в течение недели зарисовывать в особую тетрадь объекты живой/неживой природы, которые встречаются на улице;
  • придумать загадки на определение живых и искусственных объектов, озвучить их в начале следующего урока;
  • написать сочинение на тему «Связь человека с окружающим миром» и т.п.

Юлия Даутова
Урок окружающего мира «Живая и неживая природа. Свойства живых существ»

Урок 21

Тема урока : Живая и неживая природа . Свойства живых существ .

Цель урока : познакомить детей со свойствами живой природы . Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить. Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас .

Формировать УУД :

- Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД : определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя ; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

- Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов ; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять ответы на вопросы.

Ход урока.

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1. Организационный момент

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Сейчас начнем урок ! Дети отвечают

; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД) .

2. Формулирование темы урока , постановка цели

Посмотри. Мой милый друг

Что находится округ ?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это все вокруг… природа . (слайд 1)

Вспомните, как мы можем познать окружающий мир ?

Как вы думаете, какая тема урока ?

Какую цель поставите перед собой? Дети отвечают Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД) .

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) .

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) .

3. Учимся применять свои знания

Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир природы . Мы будем учиться наблюдать и делать выводы. Но сначала проведем разминку. 1 группа : капуста, ласточка, облако, муравей, кошка. 2 группа : крокодил, стул, окно, машина, тарелка. 3 группа : перчатки, стакан, радуга, куртка, парта. 4 группа : песок, горы, вулкан, речка, лодка. 5 группа : чайник, ворона, берёза, роза, белка. 6 группа : солнце, сокол, земля, камень, снег.

Рассмотрите картинку (слайд 2)

Назовите объекты живой и неживой природы .

А по каким признакам мы определяем. Чтто один предмет живой. А другой неживой (продолжения детей)

Работа по учебнику страница 70-71. Ответы и объяснения детей

(Регулятивные УУД) .

(Личностные УУД) .

4. физкультминутка

5. закрепление Что относится к природе (слайд 3)

Игра «Живое-неживое »

Отгадайте загадки, определите, живое или неживое .

1. Что видно ночью (слайд 4)

2. Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. (слайд 5)

3. Дышит, растет, а ходить, не может. (слайд 6)

4. Что всех людей на Земле греет (слайд 7)

5. В лес на одной ножке выросла лепешка. (слайд 8)

6. На всех садится, никого не боится (слайд 9) отвечают Уметь работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД) .

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД) .

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) .

6. Рефлексия учебной деятельности

Расскажите, какие признаки помогают нам отличить живую природу от неживой ?

Что нового вы узнали на уроке ?

Что вам особенно понравилось?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) .

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД) .

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) .

Публикации по теме:

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные.

Комплексно-перспективное планирование во второй младшей группе по программе «Детство». Тема недели «Неживая природа» Итоговое мероприятие. НОД «Где ночует солнышко?» отв. Черепенина А. В. Комплекс утренней гимнастики №5 см. план воспитателя физо Комплекс.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Неживая природа «Каменная одежда земли» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Неживая природа «Каменная одежда земли» ЦЕЛЬ: продолжать знакомство с телами.

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами живой природы. Задачи: - Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!