Токийский гуль фиолетовые волосы. Манга «Токийский гуль»: обзор

По манге Ишиды Суи и одноимённому аниме "Токийский гуль"

Персонажи

Поиск персонажей

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 93

Adamu Gehhena

0 0 0

Человек, который в сотрудничестве с Йошиу Вашу изобрел куинке

Akashi Kobayashi

0 0 0

Гуль, проживающий в первом районе и работающий в качестве водителя такси

Aki Sasada

0 0 0

Подруга детства Таиши. Во время нападения Фонаря лишилась правого глаза, а также стала свидетелем гибели своего парня - Рё

Akira Mado

2 0 0

Кандидат в особый класс, дочь Курео Мадо. В прошлом сотрудничала с Котаро Амоном, в настоящее время работает с Сасаки Хайсе

Akihiro Kano

0 0 0

Бывший патологоанатом CCG и врач главного госпиталя

Arata Kirishima

0 0 0

Молодой гуль, вдовствовавший отец Тоуки и Аято. В базе данных CCG был обозначен как Собиратель Трупов. До начала событий серии был захвачен Курео Мадо и Юкинори Шинохарой, после чего доставлен в Кокурию для изготовления из какуджа-куинке Арата Прото.

0 0 0

Молодая девушка-гуль из четвёртого района, любительница изготовления масок. Является большой поклонницей Уты и мечтает стать его ученицей

Ayato Kirishima

6 0 0

Младший брат Тоуки Киришимы, также известный как Чёрный Кролик. Вместе с сестрой вырос в двадцатом районе, но спустя время покинул его. По словам Казуичи Банджо, Аято скитался по различным районам Токио, сея хаос и разрушения, до тех пор пока не попался на глаза Татаре, оценившему его выдающиеся силы и способности. После этого младший Киришима был вынужден вступить в Древо Аогири, где в данный момент является руководителем

Big Madam

0 0 0

Мощный и влиятельный гуль с обширной подземной сетью. В прошлом приютил Джузо Судзую в качестве своего "питомца" и подверг его бесчисленному количеству пыток. Биг Мадам является одной из приоритетных целей CCG. Ликвидирован во время операции по зачистке Аукциона. После гибели Биг Мадам выяснилось, что на самом деле гуль мужского пола

Bin kyоdai

0 0 0

Два брата, которые были одними из лидеров Древа Аогири. Следователи называют их Хвостатыми Братьями

0 0 0

Один из гулей банды Клоунов. Вместе с Ромой Хойто устраивал представление на Аукционе, позднее был убит Такеоми Куроивой

Ginshi Shirazu

0 1 0

Следователь по гулям второго класса, нынешний лидер отряда куинксов

Daikichi Washu

0 0 0

Основатель и самый первый председатель CCG

Daisuke Atо

0 0 0

Следователь по гулям, кандидат в особый класс. Под руководством Мацури Вашу принимал участие в операции по зачистке аукциона, был назначен командиром передовых отрядов. Убит Сейдо Такидзавой

0 0 0

Одна из последователей бывшего лидера одиннадцатого района Казуичи Банджо. Она, Ичими и Сантэ всегда показаны вместе. Вслед за Банджо вступила в группу Канеки.

Juzo Suzuya

9 0 0

Молодой следователь по гулям особого класса. В прошлом был известен как Рей Судзуя. Его первым напарником был Юкинори Шинохара, в данное время партнером является Ханбее Абара. В Tokyo Ghoul, будучи следователем по гулям третьего класса, был назначен в двадцатый район, дабы расследовать дело Пожирателя. После штурма убежища Аогири был повышен до звания второго класса. В Tokyo Ghoul: re Джузо, носящий звание кандидата в особый класс, работает в тринадцатом районе. Вместе со своим и вместе со своим отрядом занимался расследованием дела Щелкунчика и принимал участие в операции по зачистке аукциона, после которой был повышен до звания следователя особого класса

Jun Numa

0 0 0

Следователь по гулям второго класса, в составе отряда Татешимы принимавший участие в операции по зачистке аукциона. Был убит Мизой

Donаto Porupora

0 0 0

Русский гуль, отбывающий наказание в Центре Заключения Гулей. В прошлом работал в католическом приюте, где поедал живших под его опекой сирот, получив за это прозвище Священник. В то время он был приемным отцом Котаро Амона

Iwao Kuroiwa

0 1 0

Следователь по гулям особого класса. В прошлом был вице-командиром спецподразделения одиннадцатого района. Юкинори Шинохара называет его Иваччо. В настоящее время назначен следователем тринадцатого района

0 0 0

Давняя подруга Йомо и Уты. Большую часть времени пребывает в баре Helter Skelter, где за определенную плату делится информацией, добываемой из обширной информационной сети подполья Токио

Itsuki Marude

0 0 0

Следователь по гулям особого класса и командир спецподразделения одиннадцатого района. Входит в состав Второго подразделения

0 0 0

Один из последователей бывшего лидера одиннадцатого района Казуичи Банджо. Он, Джиро и Сантэ всегда показаны вместе. Вслед за Банджо вступил в группу Канеки

Yoriko Kosaka

0 0 0

Одноклассница и лучшая подруга Тоуки Киришимы. Она стремится стать шеф-поваром. Она на втором курсе, также как и Тоука, ученица Старшей школы Киоми. На момент событий Tokyo Ghoul: re работает в булочной

Yoshimura

0 0 0

Менеджер кафе Антейку. Он старался помогать всем гулям, которые были не в состоянии охотиться самостоятельно. Йошимура приютил Канеки Кена и показал ему новую жизнь в качестве гуля. Под псевдонимом Одноглазая Сова неоднократно пытался прикрыть настоящего носителя данного прозвища. Когда выяснилось, что Сов на самом деле две, следователи начали звать его Неубивающей Совой. Одноглазый гуль был ребенком Йошимуры и его любовницы-человека по имени Укина. В прошлом Йошимура был известен под именем Кузен

Yoshitoki Washu

0 0 0

Нынешний директор Главного Управления CCG и сын Цунэёши Вашу

Yoshiu Washu

0 0 0

Бывший председатель CCG. В сотрудничестве с Адамом Гехнером изобрел куинке

Kazuichi Banjо

0 0 0

Бывший глава гулей одиннадцатого района. Обычно появляется в сопровождении своих последователей: Ичими, Джиро и Сантэ. Впоследствии он со своими товарищами вступил в группу Канеки. Был влюблен в Ризе Камиширо

0 0 0

Является гулем и членом тайной организации под названием V

Kanae von Rosewald

0 0 0

Гуль, нанятый семьей Цукияма. Последний выживший член германской семьи Розевальд

Karao Saeki (Torso)

0 0 0

Гуль, известный как маньяк-расчленитель Торсо, забирающий только туловища своих жертв. В данный момент выслеживается следователями CCG - группами Мадо и Шимогучи. В настоящее время является членом Аогири и использует такси для перемещения по Токио. Расследование дела Торсо временно приостановлено

Katsuya Mabuchi

0 0 0

Следователь по гулям первого класса. Является подчиненным Ицуки Маруде и при своем появлении обычно сопровождает его

Kaya Irimi

0 0 0

Официантка, работавшая в Антейку. Лидер Черных Псов - известной группировки гулей, носивших маски в форме морд доберманов

Keijin Nakarai

0 0 0

Следователь по гулям старшего класса, заместитель лидера отряда Судзуи, работающий в тринадцатом районе Токио. До операции по зачистке аукциона носил звание первого класса

Kiyoko Aura

0 0 0

Следователь по гулям особого класса и первая женщина в CCG, получившая столь высокое звание. Была определена в первый район в качестве командира Первого Отдела. В прошлом была одноклассницей Касуки Мадо. За свои достижения является объектом восхищения и уважения со стороны остального женского персонала CCG

Ken Kaneki (Sasaki Haise)

19 3 0

Раньше был обыкновенным студентом, который вел обычный образ жизни. После случившейся на стройке трагедии на грани жизни и смерти был доставлен в больницу, где ему по приказу доктора Кано была проведена трансплантация какухо предположительно умершей Ризе, что обратило его в искусственного одноглазого гуля. После вступления в Антейку, в качестве работающего на полставки официанта, Канеки познает жизнь гулей, в ходе чего становится известен как Глазная Повязка. После пребывания в плену Древа Аогири он был вынужден принять свою сущность гуля, и в итоге формирует собственный отряд в целях защиты всех дорогих ему людей и "выбрасывания" тех, кто представляет угрозу для двадцатого района. Поскольку его какуджа-кагуне имеет характерный облик, в CCG ему дали прозвище Сколопендра. В данный момент живет под личностью Хайсе Сасаки, являясь следователем старшего класса, выступая наставником отряда куинксов CCG и членом группы Мадо. Однако, его воспоминания о прошлом были утеряны, из-за чего он пребывает в неведении относительно своей истинной личности

Kenta Isai

0 0 0

Следователь по гулям старшего класса. Вместе с Хиденори Татешимой под руководством Акиры Мадо принимал участие в операции по зачистке аукциона, сражаясь с гулем в белом костюме и его приспешниками

Kimi Nishinо

0 0 0

Девушка Нишио Нишики, студентка медицинского факультета в Университете Ками. Даже когда она узнает, что ее возлюбленный - гуль, ее отношение и чувства к нему остаются неизменны

Kishо Arima

4 0 0

Одаренный следователь особого класса, известный как Бог Смерти CCG. Непобедимый следователь и бывший партнер Таке Хирако. Его навыки следователя и боевой опыт служат образцом для подражания множеству других следователей, таких как Котаро Амон, старающихся на него равняться

Kuki Urie

1 1 0

Следователь по гулям первого класса, бывший лидер отряда куинксов

Kureo Mado

0 0 0

Бывший напарник и наставник Котаро Амона. Известен своей манией куинке. За свою жизнь уничтожил немалое количество гулей, среди которых числятся Яблокоголовый и Рёко Фуэгучи. Был убит во время преследования Дочери Гуля и Кролика. Главный антагонист арки "Появление голубей"

Kurona Yasuhisa

0 0 0

Искусственный одноглазый гуль, вместе со своей сестрой-близнецом Наширо вмешавшаяся в погоню Канеки за Мадам А

Гиперболизация поведения и аппроксимация реалий — обыкновенная и довольно привычная, особенно для ценителей жанра, черта в аниме. К ней привыкнуть можно и даже она способна импонировать, если, повторюсь, начать импонировать самому виду японской анимации. Однако когда подобное превращается в фарс. Когда данные черты выглядит настолько неестественно, настолько наигранно и глупо, что воспринимать в целом произведение как нечто серьезное становится проблематично. Тогда можно, по крайней мере, со стороны личностного восприятия сказать: авторам зацепить меня не удалось. В моем случае именно так прошел 1-ый сезон аниме-сериала «Токийский гуль».

В данной рецензии нельзя претендовать на какую-либо объективность. Чувства, вызванные двенадцатью эпизодами не столько смешанны, сколько в общей массе негативны. Они обширны и явить их желанно. Однако, все-таки, отступить в чистейший «хейт» — не вариант. И потому следует обозначить все же однозначно положительные моменты, которые и в моем случае в конечном итоге эфемерный ком чувств «перекрашивают» из более черных тонов в усредненные серые.

Сама идея — крайней примечательный пример воссоздания на основе чего-то привычного, чего-то необычного и фантастичного, что, кажется, в условиях сериала столь грамотно сплетено, по крайней мере в дизайнерском смысле, с реальным миром, что, пока в специфику главной тематики не вдаешься, все кажется четко и плавно работающим. Это удивительная черта, присущая творцам страны «Восходящего Солнца»: зачастую замечаю, сколь необычными и в то же время словно реальными бывают идеи мангак и создателей аниме либо игр.

Но идея — это одно. А ее реализация — совершенно другое.

В рамках сего сериала рассказана история обыкновенного паренька, который сталкивается с не совсем обыкновенным существом, после чего его жизнь превращается в нечто, чего он сам не желал. Это — обыденный, казалось бы, сюжет. И так оно и есть на самом деле. Только идея именно этих необычных существ — это очень запоминающаяся деталь, которая правит тут стилистикой рисовки, которая обладает собственной цветовой гаммой, в которой правят в основном алые да красные цвета. Она же правит настроем, который выражается рефлексиями героев на извечный вопрос Раскольникова: «Тварь я дрожащая или право имею?». Мучаясь подобным перепутьем, герои, а в особенности главный герой сериала, вынуждены продолжать взаимодействовать с миром вокруг, развиваться, в общем жить, или существовать: различие между данными понятиями в сериале авторы также пытаются явить зрителю, но отчего-то крайне размыто и в итоге непонятно.

Притом подобная туманность сопровождает всю философию сериала, интегратором которой в основном является главный герой: парень девятнадцати лет, подверженный особенно популярному после 95-го года «синдрому Синдзи» — реверанс в сторону «Евангелиона». Он все двенадцать серий выказывает своё мировоззрение, обозначает мировосприятие, полное чистого гуманизма и нравственности, как нечто для себя извечное и монолитное. Однако буквально на последних двадцати минутах, вместе с преодолением титанических размеров невзгод, отрекается от собственных принципов, являя себя как еще одну марионетку, которая этим невзгодам поддается. Тогда вопрос: «В чем смысл?!». Он ведь, герой, с самого начала обозначался как таковой избранный, с самого начала к нему зритель проникался. И пусть в своей крайности быть в стороне он, бывало, бесил, его бессилие начинало раздражать, все равно он не отступал от своих принципов, вместе с тем не желая понимать своей силы. А тут он понял и принял собственную мощь, но также и отказался от былых идеалов, претворившись в того, кого желал убить и в итоге убивает… Это таким должен быть своеобразно избранный персонаж? Если бы он понял и научился управлять собственной силой, однако решил бы не отступать от принципов и взглядов, совершая личностные непотребства только для того, чтобы восполнить силы, — это был бы настоящий «ход конем». Это бы явило героя как действительно необычного представителя того общества, в котором он вынужден жить, ибо именно жизнь выбирает герой, но только под гнетом некоторого клейма… Не пытался ли он ранее соединить это самое клеймо с понятием нормальности, хотя бы лично для себя? А тут… Ох, в общем, проблема. Которая не является единственной: информативный ореол самой идеи крайне мал. Авторы не реализуют его так, чтобы она, идея, казалась логичной и не воспринималась как нечто рудиментарное. А именно так она и воспринимается, ибо как авторы способны объяснить рождение и взращивание ребенка-гуля, у которого еще нет зубов, однако который должен есть человеческое мясо? Мясо родители размалывают, а после дают его ребенку? Возможно. Только почему это должен додумывать зритель? Или почему вкусовые рецепторы не воспринимают лишь кофе? Если вспомнить из чего состоит кофе, то сразу на передний план выходят какао-бобы. А это — половина рынка сладких продуктов. То есть, по крайней мере, по логике создателей же шоколад гули есть способны и он им будет также вкусен, как и кофе… Но нет. Да и вообще вся тема с изменением работы вкусовых рецепторов довольно странна с точки зрения биологии. Ладно, у врожденных гулей — там это исходное. Но когда, как в случае главного героя, человек становится гулем после долгой жизни, соответственно, человеком — вот тут уже реальное положение вещей в человеческом организме лютует пред тем, что отображено в данном сериале.

И высказанные мною претензии — лишь недовольство ЛОРом да концепцией дум да мыслей, которые пытается продвигать аниме, которое в конечном итоге само признается в полном отсутствии собственной глубины. То есть: сюжетные и сценарные недочеты опущены. Притом сделано это специально, ибо мне желается, дабы люди сами увидели их. Люди, которые вдумываются в мотивацию персонажей, люди, которые думают над последовательностью событий и их причинностью. Посмотрели по крайней мере первый сезон и, может, рассказали мне, что я не понял, а что я подметил правильно. Потому как, отмечу вновь, данная рецензия, в основном, личностные чувства касательно анфилады из двенадцати первых эпизодов. Что ждет в иных двенадцати сериях — покажет время.

P.S. Спасибо за внимание.

Не так давно я выкладывал обзор на первый сезон Токийского гуля. Найти его вы можете по . Если вкратце — аниме получилось неплохое, пусть и не лишенное небольших косяков, таких как рваный сюжет или огромное количество нераскрытых персонажей. Первый сезон Токийского гуля до сих пор подвергается валу критики со стороны фанатов манги, однако людям, мангу не читавшим, оно понравиться может (знаю на собственном примере). Но тут господа-сценаристы решили преподнести нам сюрприз, и выпускают недоразумение под названием Tokyo Ghoul √A («Токийский гуль TV-2») , являющееся прямым продолжением событий первого сезона…

Краткие сведения

Tokyo Ghoul A — 12-серийное аниме, выпущенное студией Studio Pierrot в 2015 году. Как видите, и первый, и второй сезон Токийского гуля были выпущены одной и той же студией, что на самом деле удивительно, учитывая недовольство фанатов первым сезоном. Вы спросите, почему я назвал Tokyo Ghoul A недоразумением? Ответ прост — сценаристы решили не адаптировать готовый сюжет манги, а придумали свой. И ладно бы их вариант истории оказался лучше, или хотя бы на уровне манги. Но нет, они жестоко провалились, и превратили шикарную историю в непотребный фарс, смотреть который можно лишь обливаясь кровавыми слезами. Впрочем, обо всем по порядку.

Персонажи

Начну, как обычно, с главного героя, Канэки Кэна. Помнится, в предыдущем обзоре я назвал его самым слабым местом Токийского гуля. Кто бы мог подумать, что этот персонаж может раздражать еще сильнее . Казалось бы, он перестал быть бесполезным слабаком, ситуация должна была исправиться. Однако тот пафос, которым взамен наделили его сценаристы, вызывает лишь большее раздражение. Да я лучше буду наблюдать за слабым персонажем, плачущем на каждом углу, чем за сильным, каждое действие которого вызывает передоз пафосности. Ах, это несчастное лицо, смотрящее вдаль усталым взглядом. Ох, эти высокомерные фразочки типа «Я хочу стать сильнее, чтобы защитить всех. Если я не стану сильнее, все умрут» . К тому же, даже несмотря на полученную силу, Канэки все равно умудряется огребать от всех подряд.

Помимо унылого главного героя, в соответствии с худшими традициями первого сезона, нас продолжают забрасывать толпами второстепенных персонажей , которые появляются на пять минут лишь затем, чтобы исчезнуть вникуда. Однако если в первом сезоне их появление хотя бы как-то оправдывалось сюжетом, то в Tokyo Ghoul √A нам вообще не объясняют, откуда взялись новые герои, и с какой целью они появились. Сначала близнецы с красными глазами, затем какой-то накачанный монгол, раздающий несчастному Канэки по щам, потом блондин с красным шарфом — кто они такие, на кой черт они делают то, что делают, мне было абсолютно непонятно. И самое противное, что герои аниме (в отличие от нас) друг друга знают, что ставит зрителя в еще более неудобное положение: типа мы уже давно знакомы, но тебе о нашем прошлом знать не надо, разбирайся сам. Редкостное неуважение.

Сюжет

Он стал еще более неадекватным . Почему персонажи совершают те или иные поступки? На кой черт надо было спасать неадекватного подручного Джейсона? Зачем Канэки понадобилось врываться в тюрьму и сражаться с монголом? Любая серия теперь состоит либо из бесполезных разговоров, либо из необоснованных драк. И мне трудно решить, за чем из вышесказанного было скучнее наблюдать. Особенно если учесть, что исход большинства сражений абсолютно незакономерен. Мне до сих пор не понятно, каким образом обычные люди, пусть и вооруженные оружием (кагунэ), которое напоминает мечи или топоры, могут сражаться с гулями на равных. Однако в аниме есть сцены, где Амон в одиночку сражается против 20-30 гулей, вооруженный двумя одноручными мечами. В общем, странно.

Подобных мелких умолчаний/недоработок/косяков в сюжете сотни. Возможно, именно из-за них сюжет так и не смог сложиться в единую приятную картинку, и выглядит как разбитая ваза, которую поленились заново склеить . И еще более поразительно это выглядит на фоне того факта, что сюжет в Tokyo Ghoul √A не совпадает с сюжетом манги. Так какого черта вы даже свой собственный сюжет не смогли довести до вменяемого состояния? Одно дело — списывать косяки на источник, а другое — когда вы по непонятным причинам отбрасываете источник и придумываете свою собственную историю по его мотивам.

Не могу еще раз не упомянуть про возросшее количество пафосности. Этим грешит не только Канэки: теперь буквально каждый персонаж начинает произносить возвышенные фразочки. Ууу, я хочу стать сильнее . Ууу, если бы мы встретились при других обстоятельствах, то поговорили бы по душам. Ууу, я буду сражаться во имя человечества/отца/сестры/троюродного дяди . Всё это с серьезным выражением лиц и надменными позами. Как будто снова смотришь десяток серий Наруто.

Рисовка

Она осталась на прежнем высоком уровне . С одной стороны, этот факт радует, ведь появляется лишняя причина посмотреть Токийского гуля √A. А с другой — становится обидно, что все усилия и талант художников разбиваются о стену из посредственной истории и невнятных персонажей. Это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Даже не пушки, а с помощью ядерной боеголовки, ведь рисовка в Tokyo Ghoul √A действительно хороша. Придумай сценаристы достойный сюжет, распорядись они персонажами грамотно, и на выходе мы могли бы получить потенциальный шедевр. Но, как говорится, не судьба.

Музыка

Мои суждения о рисовке также распространяются и на музыкальное оформление. Оно ничем не уступает уровню первого сезона. Единственный найденный мной недостаток заключается в ужасном опенинге . Я никогда еще не видел опенинга, который мне захотелось бы перематывать после первого же просмотра. Невнятная песня, посредственная картинка — полная противоположность первому сезону. Возможно, я просто не понял фишки. Если отбросить опенинг, то вся остальная музыка очень крута. Была использована убойная комбинация гитары и фортепиано, которая всегда звучит потрясно.

Оценки

Персонажи — 2.0. Старые персонажи не развиваются, новые — тем более. Канэки раздражает сильнее, чем в первом сезоне.

Сюжет — 2.0. Написанный сценарий отвратителен и совершенно нелогичен. Почему нельзя было просто использовать мангу, и полностью ей следовать?

Рисовка — 9.0. Примерно на уровне первого сезона — всё также радует глаз.

Музыка — 10.0. Шикарна. Гитара + фортепиано = успех.

Пафосность — over 9999. Вот в чем в чем, а в пафосности с Tokyo Ghoul √A посоперничать трудно.


Заключение

Если первый сезон может быть интересен человеку, не читавшему оригинальную мангу, то при просмотре второго сезона любой зритель почувствует, что при экранизации что-то пошло не так . Концентрация пафоса увеличилась в разы, логики в поведении героев и происходящих событиях стало еще меньше, чем в первом сезоне. Её настолько мало, что даже превосходная рисовка и музыка уже не являются достаточными причинами для рекомендации Tokyo Ghoul √A к просмотру. Фанатам манги смотреть категорически противопоказано. Те, кому понравился первый сезон, могут попробовать ознакомиться, чтобы узнать, что же произойдет дальше, однако не ожидайте сколь бы то ни было качественного развития истории. И в плане сюжета, и в плане персонажей второй сезон на порядок хуже первого (и это при условии, что в первом сезоне эти характеристики были слабыми местами). Я разочарован.

4.0/10

Rudean, special for сайт

Обзор аниме Tokyo Ghoul √A («Токийский гуль TV-2») was last modified: Сентябрь 9th, 2018 by Rudean

Это лето выдалось не в пример урожайным по сравнению с прошлым, оттого и стоящих аниме оказалось гораздо больше. О некоторых из них вы узнаете в этой и последующих рецензиях. На этот раз выбор пал на одноименную экранизацию манги Ишида Суи «Токийский Гуль» (Tokyo Ghoul). Сериал рассчитан на 12 серий, которые уже благополучно закончились, и ждут своего зрителя. Ну а , как мы все знаем, сегодня проще всего онлайн.

Начинается аниме с того, что двое школьных друзей мирно сидят в кафе и обсуждают девушек. Сцена повседневная практически для каждого человека с личной жизнью, кроме случаев, когда ты сидишь и пишешь рецензию.

Но на самом деле, в этом мире кроме людей живут еще и не совсем люди - Гули. Они поедают людей, но при этом обладают человеческой внешностью и разумом. Существенное отличие же от людей в том, что они обладают большой физической силой, а убить их является тяжелым занятием.

Однако вернемся к нашим молодым людям, которые сидят за столиком и обсуждают одну девушку. Некая загадочная девушка каждый день заходит в это кафе с очередной книжкой. И вот одному из парней, Канеки Кен, она приглянулась, да еще он и сам очень любит читать. В общем, у возможной пары есть темы для разговора. Его же друг, более активный и жизнерадостный (как и положено для аниме), является советчиком нашего «Ромео». После недолгого разговора, они сошлись на том, что просто глазеть на девушку недостаточно.

Но тут случилось то, о чем мечтает любой влюбленный парень, девушка решила познакомиться с ним (это почти также, как она первая вам напишет вКонтакте, но только ножками и рядом с вами). И парень с девушкой даже неплохо общались, до момента, когда Канеки решил проводить Ризу недалеко от темных переулков и стройки. Как раз в этот момент девушка решила, что ее кавалер весьма приятно пахнет и его можно съесть.

В действительности Риза оказалась Гулем и Гулем очень сильным. Уже лежа на строительном мусоре с несколькими дырками в теле, парень успел попрощаться со всеми, кого знал, но неудачное стечение обстоятельств и строительные блоки летят в Ризу.

Таким образом и была устранена людоедка, которая наводила страх на Токио. А вот парень выжил и был отправлен на операцию. Только врач оказался себе на уме и пересадил органы Гуля Канеки. В итоге, пациент оказался более чем жив и через некоторое время отправился с больничного к себе домой.

Еще в больнице Канеки практически ничего не ел, а дома оказалось, что проблема именно в нем, а не в еде. После недолгих размышлений, становится ясно - выживший стал Гулем и ему нужно человеческое мясо. Однако человеческое сознание бунтует против этого.

Что я думаю о Токийском гуле

Любопытно, что это пока единственная работа Ишида Суи и надо признать, она получилась весьма крепкой и интересной. Сюжет действительно цепляет, как и жестокость в аниме. Хочется при этом надеяться, что автор в дальнейшем не погонится за легкими деньгами, рисуя однотипные любовные истории. Вместо этого ему стоит продолжать в этом же направлении.

Что касается не содержания, но названия - «Токийский Гуль», то оно очень хорошо подходит, собственно таким его оставили практически все русскоязычные аниме сайты, на которых всегда можно посмотреть бесплатное анимэ онлайн . И тут отдельное спасибо нашему русскому кинопоиску за название «Токийский Монстр». Оно может и верно, но звучит как в дешевом комедийном фильме.

Если посмотреть на реакцию русскоязычного аниме-сообщества и их мнения в комментариях, то оно разделилось на две полярных точки зрения. Первые обожают вышедший сериал, вторые пытаются втоптать в грязь весь сюжет и героев. Мне непонятны такие страсти.

Однако то, что «Токийский Гуль» вызывает среди людей такие эмоции, в лишний раз показывает — создателям удалось задеть зрителей. Тем не менее, сравнивать его с такими сериалами, как « », что делают некоторые особо ретивые комментаторы, все же не стоит, уж слишком о разном эти аниме. И прежде, чем продолжить читать данный пост, помните, любая рецензия во многом мнение одного-единственного человека.

Что касается повествования сюжета, то надо признать получилось оно очень неровным. Некоторые серии оказались намного сильнее, чем последующие. Этот факт серьезно сказывается. Произошло обычное явление, когда режиссер не может создать цельный продукт. Получилось, что «Токийский Гуль» очень бодро начинает и заканчивается. Тем не менее, середина сериала оказывается более плавной и спокойной, чем нужно. Это можно было бы простить сериалу, однако, некоторых зрителей может выбить из колеи повествования. Особенно может огорчить тех, кто хотел бы посмотреть за боями персонажей, а не их самокопанием.

Вытягивают аниме, как я уже сказал, начало и конец картины. Первый создает нужную атмосферу и задает несколько важных вопросов в сюжете. Это по сути и заставляет просмотреть середину сериала, ведь некоторые вещи вы узнаете только там. Концовка же заставит любого зрителя, в том числе и меня, ждать продолжения. Кстати, уже с января 2015 года появится на экранах второй сезон сериала.

При этом, концовку первого сезона можно легко разделить на две части: кровавая - 11 серия, психологическая - 12-я серия. Но и тут у меня возник один вопрос. Если к 11 серии нет никаких претензий, то почему 12-я серия так напоминает концовку ? По крайней мере, это создается по личностным ощущениям.

На деле же, сюжет не является слабым, да если еще и посмотреть в сравнении со многими другими аниме, то «Токийский Гуль» можно похвалить за такое содержание. Ведь перед нами рассказана не просто история монстров и охотников на них. Тут у каждой стороны есть своя правда, ради которой они и борются. До конца так и не станет ясно, кто более человечен в сериале, люди или гули. Образ же Канеки, скорее похож на стороннего наблюдателя, чем на главное действующее лицо. На авансцену он выходит только в конце сезона.

Собственно мы и подошли к самому слабому моменту всей истории, а именно персонажам. Есть ощущение, что многим героям просто недодали игрового времени. Где-то есть намеки на истории второстепенных лиц в этом сериале, а зритель вынужден только гадать по туманным фразам. У других персонажей мотивы оказываются слишком простые или ограничиваются «злой потому, что злой». Мне было мало таких объяснений.

Лирическое вступление

Токийский Гуль, я расцениваю как лучший масспромовский сериал сезона. И поэтому мне даже немного жаль, что тайтл пополнит ряды проходняков, потому как авторы аниме не смогли найти в себе сил и еще немного постараться. Ведь у этого мира и героев - огромный потенциал, который можно было бы раскрывать и раскрывать, а не остановить праздник ни на чем, с туманной перспективой продолжения! Но обо всем по порядку.

Итак, все начинается с того, что обычному чуваку пересаживают органы монстра (гуля, в местных терминах) - и он становится монстром, которому нужно жрать людей, чтобы жить. Конечно же, чел в состоянии паники смешанной с ужасом и голодом. А мир монстров иерархичен - районы со жратвой (людьми) четко поделены, есть кланы и одиночки, разборки за сферы влияния... Как же выжить нашему ГГ-получеловеку в таких условиях?

Как подается

При таком замесе, ожидаешь, что «хорошие люди» будут бороться с «плохими гуляли», т.е. будет четко разграниченное «бобро» и «осло». И вопрос заключается только в том, через сколько серий отправить тайтл в корзину. Но что мы видим по факту? Нет и еще раз нет. Авторы попытались показать, что «мусор» и «адекваты» есть по обе стороны баррикад, т.е. не все делится на белое и черное втупую. Разумеется, такой ход вызывает бурю недовольства у определенной группы зрителей (а именно тех, кому свойственно глубокое погружение в произведение и «примерка» его логики и законов, что называется «на себя») и идет волна возмущения в духе: «Почему мне навязывают сочувствие к монстрам, которые являются главными врагами человечества, потому как едят их/нас/вас?». Но знаете, лично я привыкла смотреть городское фэнтези без мыслей: «Боже, а что я буду делать, если придет злой гуль, и съест кого-то у меня под носом?! », к примеру. Это как боятся встретить на улице маньяка в мехе, или «злого инопланетного человечка», или жуков-мутантов в человеческий рост. Поэтому, собственно, я и расцениваю мир как вымышленный, как альтернативную реальность и воспринимаю происходящее в нем сугубо с этих позиций, не переводя все в моральную плоскость и окружающую действительность.

Реализация

И вот тут хочется покричать громко и матом. Главная претензия у меня вовсе не к «культивированию сочувствия к монстрам» (с), и не к цензуре кроваво-кишковыпадающих сцен, которые само собой содержатся здесь в большом количестве (это пережить можно, и, дождавшись дисков - пересмотреть, если надо). Но зачем было запихивать материал в 12 серий?! Дали бы сразу 20+ (манги хватило бы, да и какие-то полуофициальные слухи о продолжении в январе - по сети ходят), ведь получают же такую длительность со старта гораздо менее перспективные истории! Сначала действие шло размерено, потом понеслось в бешеном темпе, а последняя серия - растягивание одной сцены (сделано классно, но это явно не тянет на последнюю серию), в конце которой зритель понимает, что все только начинается, но… Либо иди мангу читай, либо жди, авось продолжение когда-то последует (сказали бы о нем в конце сериала - это было бы уже хоть что-то, а не какие-то сомнительные шушуканья по новостным сайтам и соц.сетям с домыслами высказываний автора оригинала).

В течение сериала, подбрасывались все новые и новые дилеммы, все новые и новые загадки, все новые и новые связи между действующими лицами и, собственно, новые действующие лица (к слову сказать, очень яркие и интересные). Построилась шикарная иерархия и на стороне монстро-гулей, и на стороне отлавливающей их полицейской структуры, представляющей людей. Но не успевает смотрящий в это как-то погрузиться, разложить по полкам полученные сведения и пробелы в них, как начинает катиться некий снежный ком (в виде последней арки), где еще больше персонажей, еще больше вопросов к происходящему и еще меньше вменяемых объяснений. Что происходит и кто все эти люди - только это остается в голове, пока следишь за беспрерывным экшоном (привет 11-й серии). И все неожиданно обрывается на философско-медитативном, можно так сказать, 12 эпизоде… Такое чувство, что экранизаторы до самого конца не могли определиться, какой финал выдать - с заделом на продолжение, или нет (и, судя по концовке, просто выбрали меньшее из двух зол).

Т.е. сценарий вышел в итоге несбалансированный совершенно. Большой незачет. Все остальные минусы (как-то сопливость отдельных сцен, фансервисность отдельных образов и т.п. - мейнстрим, что с него хотеть) кажутся уже просто мелочами, недостойными и упоминания.

Картинка (за исключением подпорченных цензурой кадров) - стильная и отлично поддерживает атмосферу, из музыки можно выделить OP - накрепко заедет в голове серий эдак после 3-4х.

Стоит дополнительно отметить ГГ. Он практически не нервирует. Это большой плюс. Обычно половина действия сериалов такого плана забита стенаниями/криками/неадекватно-хаотичными действиями ГГ, что вызывает раздражение и желание вообще прекратить смотреть какие-либо тайтлы, кроме тех, где сугубо женский состав действующих лиц. Разумеется, из этого персонажа можно было выдавить гораздо больше - то, что это получеловек и полугуль в одном лице уже дает понятную подоснову для принятия «уникальности ГГ» без скептической ухмылки. Но, увы, авторы пока даже не соизволили дать ответ по этой завязке: кому/зачем понадобилось такое вытворить. Думаю, если бы снимали дальше, то местный ГГ, который до самого конца, мягко скажем, уступал в харизматичности персонажам вокруг него, и по большому счету отыгрывал роль наблюдателя или мебели, наконец занял бы центральное место в действии. Но, самое интересное зритель в итоге не получил.

Лирический итог

Учитывая то, что мне не хватило показанного и появилось желание даже с мангой ознакомиться, я не могу назвать сериал плохим или посредственным. Но оценивая трезво концовку, не давшую ответа ни на один вопрос и рваный темп повествования - хорошим его назвать язык тоже не поворачивается. Можно только отметить, что времени потраченного на просмотр не жалко, хоть на выходе и остается чувство недовольства.

Сериал заслуживает того, чтобы попытаться с ним ознакомиться. Удовольствие по окончанию просмотра не гарантировано, но время пройдет незаметно - это уж точно. Да и вообще, если сравнивать с другими претенциозными сериалами, которые заканчиваются в этом месяце - сила разочарования или недовольства от Токийского Гуля, просто перестает ощущаться, все-таки в нем на порядок меньше типового анимешного примитива. Ну, а в качестве рекламы первоисточника - задача выполнена просто блестяще.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!