Толстой воскресение нехлюдов. Рецензия на роман Л

НЕХЛЮДОВ

НЕХЛЮДОВ - герой романа Л.Н.Толстого «Воскресение» (1889-1899). Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей «Отрочество» (1854), «Юность» (1857), «Утро помещика» (1856) и рассказа «Из записок князя Д.Нехлюдова (Люцерн)» (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот же самый персонаж выступает в повести «Казаки» под именем Оленина, а в «Анне Карениной» под именем Левина.

Развивающийся художественный образ, нашедший в романе «Воскресение» свое финальное воплощение, вобрал в себя много автобиографических черт: напряженные духовные искания, стремление к нравственному самоусовершенствованию, строгий суд над собой и окружающей средой, чувство вины и ответственности за совершающееся в мире. В литературной критике этот тип получил название «кающийся дворянин».

Историю о человеке из общества, который случайно встретил на скамье подсудимых жертву своего давнего увлечения, рассказал Толстому в 1887 г. известный судебный деятель А.Ф.Кони; поэтому начатую повесть о Валерьяне Юшкине, переименованном позднее в Н., автор называл в дневнике и письмах «конев-ской». Уже после завершения и публикации романа Толстой говорил своему биографу П.И.Бирюкову: «Вот вы пишете про меня все хорошее. Это неверно и неполно. Надо писать и дурное. В молодости я вел очень дурную жизнь, и два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. И я вам, как биографу, говорю это и прошу вас это написать в моей биографии. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни, до моей женитьбы. На это есть намек в моем рассказе «Дьявол». Второе - это преступление, которое я совершил с горничной Глашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла».

Читатель знакомится с Дмитрием Ивановичем Н., просыпающимся в своей богато убранной спальной в утро суда над Катюшей Масловой, где он обязан присутствовать присяжным заседателем. Портрет героя ни здесь и ни далее не обрисован; говорится преимущественно о дорогих принадлежностях туалета и праздной жизни: «Все вещи, которые он употреблял - принадлежности туалета: белье, одежда, обувь, галстуки, булавки, запонки,- были самого первого, дорогого copra, незаметные, простые, прочные и ценные». Героем романа Н. становится в силу того, что способен на раскаяние, «чистку души»; он намерен жениться на Катюше и предлагает ей это, хотя в итоге получает отказ.

Н. принадлежит к людям, которые обладают высшим, с точки зрения Толстого, свойством: способностью к резким переменам, к нравственному движению, росту. Именно в связи с рассказом о душевной жизни Н. сформулирован знаменитый афоризм романа: «Люди как реки...» (гл. LIX первой части). Свободный от сословных пут, просветленный взгляд Н. способен разглядеть комедию суда, ужасы крестьянской нищеты, бесчеловечность чиновников, особенно высших, жестокость и несправедливость всего существующего строя. Широкая панорама российской жизни последних десятилетий прошлого века развертывается в романе, требуя от героя внимания к себе и отклика. На этом фоне отодвигаются на второй план отношения Н. с героиней романа, и А.П.Чехов с проницательностью великого художника заметил: «Это замечательное художественное произведение. Самое неинтересное - это все, что говорится об отношениях Нехлюдова к Катюше, и самое интересное - князья, генералы, тетушки, мужики, арестанты, смотрители» (письмо М.О.Меньшикову, 28 января 1900).

Толстой расстается со своим героем, читающим Евангелие, покоренным пятью заповедями и постигающим истину: «Ишите Царства Божия и правды Его, а остальное приложится вам». Рассказ о «новом периоде жизни» Н. не был создан, хотя в дневнике Толстого находятся заметки к «продолжению» романа - о «крестьянской жизни» героя, о «деревенском» Н. 17 июля 1904 г. записано: «Дорбгой увидал дугу новую, связанную лыком, и вспомнил сюжет Робинзона - сельского общества переселяющегося. И захотелось написать 2-ю часть Нехлюдова. Его работа, усталость, просыпающееся барство, соблазн женский, падение, ошибка, и все на фоне робинзоновской общины».

Прекрасные живописные изображения Н. сделал Л.О.Пастернак, первый иллюстратор «Воскресения».

В литературной критике образ Н. оценивался по-разному. Редактор журнала «Нива», где в 1899 г. появился роман, Р.И.Сементковский причислил толстовского героя к «лишним людям» типа грибоедовского Чацкого, гоголевского Манилова, тургеневского Рудина, гончаровского Райского. Они «все осуждают и ничего не делают. В сущности, они носятся только с собственной личностью, с своими душевными движениями, любуются собой». По мнению Н.К.Михайловского, Н.- последователь Толстого, один из толстовцев новой эпохи, человек «шаткий» и поэтому ненадежный. Мнимой «трагедии» Н. и Катюши критик-народник противопоставил платоническую чистоту отношений Симонсона и Марии Павловны Щетининой. Критик журнала «Мир Божий» А.И.Богданович увидел в Н. «возможность воскресения для каждого». Напротив, В.В.Розанов, в ту пору деятельный сотрудник газеты «Новое время», полагал, что Н. никогда не мог бы воскреснуть - в нем есть что-то «кислое», «сморщенное», это герой «отрицания», «негации», пассивных идеалов и даже лицемерия. В курсе лекций «История русской литературы», читанных на Капри в 1908-1909 гг. (опубликованы в 1939 г.), М.Горький высказался о значении образа Н. для всего творчества Толстого: «Итак, почти все художественное творчество Толстого сводится к единой теме: найти для князя Нехлюдова место на земле, хорошее место, с которого вся жизнь мира представлялась бы ему гармонией, а он сам 285 себе - красивейшим и величайшим человеком мира».

Переведенный сразу после публикации на европейские языки, роман Толстого и его главный герой вызвали противоречивые отклики. Англичанин Джон Кенворти сетовал на несоответствие Н. эталону положительного героя, а Джордж Пэрис, еще в 1898 г. издавший книгу «Толстой - великий мужик», справедливо обратил внимание на глубокий смысл финала в судьбе Н.: «Последняя романтическая идея его филантропического периода рушится, когда деревенская девушка Маслова отвергает предложение и находит сама свое спасение».

Лит.: Михайловский Н.К. Литература и жизнь. Несколько слов по поводу двух писем

//Русское богатство. 1900, №3; Розанов В.В. Пассивные идеалы

//Новое время. 1900, №11-13; Горький М. История русской литературы. М., 1939 (Введение и гл. «Лев Толстой»); Гудзий Н.К. Как работал Л.Толстой. М., 1936 (гл. «Воскресение»); Маймин Е.А. Особенности портретной живописи в романе «Воскресение»

//Толстовский сборник. Тула, 1964; Бабаев Э.Г. Судьба «Воскресения» (Первые отклики газетной и журнальной критики в России); Горная В.З. Зарубежные современники Л.Н.Толстого о романе «Воскресение»

//Роман Л.Н.Толстого «Воскресение». Историко-функциональное исследование. М., 1991. Л.Д.Громова-Опульская


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НЕХЛЮДОВ" в других словарях:

    НЕКЛЮДОВ НЕХЛЮДОВ Неклюд, нехлюд неуклюжий, нескладный человек. (Ф). В Ономастиконе Веселовского Неклюд, Неклюдов: Андрей Иванович Неклюд Мичурин, 1504 г.; Неклюд Дмитриевич Бутурлин, первая половина XVI в.; Неклюд Исупов Аникеев, дворянин, 1550… … Русские фамилии

    Авт. ст. "На положении усиленной охраны" (СПб., 1905). {Венгеров} …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Воскресение (значения). Воскресение … Википедия

    Воскресение

    Воскресение

    Знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… … Большая биографическая энциклопедия

    Толстой Л. Н. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного дворянского рода. Дед Т., граф Илья Андреевич (прототип И. А. Ростова из «Войны и мира»), к концу жизни разорился.… … Литературная энциклопедия

    Граф, русский писатель. Отец Т. граф… …

    I Толстой Алексей Константинович , граф, русский писатель. В 1836 сдал экзамен за курс словесного отделения в Московском университете. С 1834 … Большая советская энциклопедия

Роман «Воскресение» закончен писателем 16 декабря 1899 года. Так сказать, под занавес уходящего столетия. Грядущий век принесёт человечеству две мировые войны и всевозможные революции. Интуиция великого писателя подсказала ему, что люди должны измениться, стать лучше, чтобы жизнь их была без потрясений. Этим романом Лев Толстой подсказывает каждому человеку и как бы говорит: «Начни с себя. И если каждый очистит свою душу, то мир станет совсем другим». Это подсказка всем, живущим на белом свете. И всё же с написания романа прошло вот уже сто пятнадцать лет, а мир стал ещё более жестоким, чем во времена Льва Толстого.
Главный герой романа, князь Дмитрий Нехлюдов, богатый человек, владеющий одиннадцатью тысячами гектаров земли, доставшихся ему по наследству от матери. На этих угодьях трудятся тысячи крестьян. Хозяйством руководит нанятый управляющий. Так что время для переосмысливания личных жизненных эпизодов имеется. У него не было той суеты, которую имеем мы, простые люди, живущие в двадцать первом веке. Да, собственно говоря, и сам писатель был из того же дворянского общества, что позволило ему очень тонко раскрыть душевные переживания своего героя и атмосферу жизненного уклада дворянства того времени. Для сравнения приведу несколько строк из произведения о молодости Нехлюдова: «Перед обедом он засыпал где-нибудь в саду, потом за обедом веселил и смешил тётушек своей весёлостью, потом ездил верхом или катался на лодке и вечером, опять читал или сидел с тётушками, раскладывая пасьянс». Вот так по молодости, начитавшись английских книг по экономике, он отдал крестьянам часть отцовских земельных наделов. Это кроме тех одиннадцати тысячи гектаров.
Заседая в суде, Дмитрий Нехлюдов неожиданно узнаёт на скамье подсудимых Екатерину Маслову. Прошло много лет, но он узнал в ней воспитанницу-горничную Катеньку, «в которую он был влюблён, именно влюблён, а потом в каком-то безумном чаду соблазнил и бросил её и о которой потом никогда не вспоминал, потому что воспоминание это было слишком мучительно, слишком явно обличало его и показывало, что он, столь гордый своей порядочностью, не только не порядочно, но прямо подло поступил с этой женщиной». Нехлюдов вдруг увидел, что женщина по его вине оказалась на самом дне общества. «Ребёнок, которого она родила от него, уже давно умер. Те сто рублей, которые он дал ей на прощание, только лишний раз подтверждали его аморальное состояние». Своего героя Толстой называет в основном по фамилии, как бы подчёркивая своё осуждающее отношение к нему. Ведь по вине его молодая красивая, чистая душой девушка, после него вступила на неприглядный жизненный путь, работая в публичном заведении. А сейчас Нехлюдов должен был ещё и судить её, потому, как он был присяжным. Вскоре выяснилось, что в убийстве купца Екатерина не виновата, но присяжные по оплошности неправильно сформулировали свой вердикт, а потому Катюшу приговорили к четырём годам каторги.
Нехлюдов часто посещает Маслову, которая была отправлена по этапу в Сибирь. Здесь он сталкивается совсем с другой реальностью, о которой ранее никогда не подозревал. Светская жизнь Нехлюдова вдруг раскрывается перед ним иначе. Он видит в этой богатой внешне яркой жизни духовную пустоту. На его землях работают бесправные крестьяне. Они живут бедно, отдавая большую часть всего заработанного ему, хозяину этих земель. Перед тем, как следовать за Катюшей по этапу, Нехлюдов попытался отдать свои земли крестьянам, чтобы они платили ему установленную цену. Это было им выгодно, но крестьяне никак не могли уразуметь и поверить в искренность барина. Не закончив эту передачу своих земель крестьянам, Нехлюдов устремляется за Катюшей Масловой. Он обещает жениться на ней во имя искупления своего греха, но не по любви. И поэтому она отклоняет его благородный порыв. «И в ней вдруг поднялось опять прежнее озлобление к нему, захотелось бранить, упрекать его».
Маслова, оказавшись среди политических заключённых, увидела людей, готовых пожертвовать своей жизнью ради общего блага. Таким был и политический узник Симонсон, полюбивший Катюшу своей платонической любовью. «Нехлюдов предлагал ей брак по великодушию и по тому, что было прежде; но Симонсон любил её такою, какою она была теперь, и любил просто за то, что любил. Кроме того она чувствовала, что Симонсон считает её необыкновенной… . И это заставляло её стараться быть такой хорошей, какой она только могла быть». Катюша встретила здесь совсем необычных людей и была благодарна за это своей судьбе. «Она поняла, что люди эти шли за народ против господ; и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ…».
Нехлюдов тоже начинает относиться с пониманием к политическим заключённым, но дальнейшее формирование его взглядов происходит под влиянием христианских ценностей.
Конечно же, на рубеже 19 и 20 столетий революционные идеи в России уже начинают зарождаться и проникать в самые низы общества. Социалистическая направленность мыслей несомненно чувствуется и в этом произведении. Нам в двадцать первом веке уже проще судить об этом. Мы уже знаем, что такое социализм в России с его террором против своего же народа, уничтожением православия и других религий. Все эти мысли «за народ» выглядят сейчас несколько инфантильными и воспринимаются с некоторым скептицизмом.
Нехлюдов, посещая осуждённую Катюшу, познакомился со многими узниками, которым помогал своим участием в их делах. К Масловой он стал относиться с чувством жалости и умиления. Затем это чувство перешло и на всех остальных: от «конвойного солдата до начальника тюрьмы». Нехлюдов стал сомневаться, что государственная машина действительно наказывает и перевоспитывает. «Вместо пресечения было поощрение преступников, из которых многие, как бродяги, добровольно шли в остроги. Вместо исправления было систематическое заражение всеми пороками».
Нехлюдову удаётся добиться помилования Катюши. Она теперь может поселиться с кем угодно и где пожелает, но делает свой выбор в пользу Симонсона. Катюша освобождает Нехлюдова от его долга перед ней. «Она любила его и думала, что, связав себя с ним, она испортит его жизнь, а уходя с Симонсоном, освобождала его и теперь радовалась тому, что исполнила то, что хотела, и вместе с тем страдала, расставаясь с ним».
Нехлюдов приходит к мысли, что исправлять зло можно только с добрыми намерениями. Злой человек не способен исправить зло. Случайно Нехлюдов заглядывает в Евангелие и ему, как никогда, вдруг открывается глубокий смысл восемнадцатой главы от Матфея и заповедей Нагорной проповеди.
«…Он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом – единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, тотчас же влекущая наказание».
Повествование этого романа – это история воскресения одной души, покаяние её за свои совершённые ошибки, а потому и название этого произведения «Воскресение». Лев Толстой в этом романе описал такой случай с человеком, когда Господь вдруг открывает этому человеку завесу, за которой непостижимое Божье слово становится осознанным и постигнутым. Человек вдруг видит всю свою жизнь совсем по-иному: будто бы взглядом Иисуса Христа. Поэтому роман заканчивается цитированием из Евангелия от Матфея из глав пятой и восемнадцатой с подробным объяснением этих стихов.
Теперь, после описания душевных коллизий Нехлюдова, мне хотелось бы снова обратиться к образу главной героини Масловой Екатерины. Хочу отметить, что много женщин попадают в такую жизненную ситуацию, но они не идут на панель. Думаю, что героиня романа даже не самая обыкновенная, а напротив, слабая женщина, не вызывающая восхищения. Нехлюдов же, наоборот, удивляет своим нравственным перевоплощением и поступками.

«Воскресение» — роман Л.Н. Толстого. Начат в 1889, завершен в 1899 г. Публиковался (с цензурными изъятиями) в 1899 г. еженедельным петербургским журналом «Нива», одновременно В.Г. Чертковым в Англии (полный текст). В 1900 г. появились отдельные русские издания, переводы на основные европейские языки (переводы тоже выходили с купюрами). Вскоре новое сочинение Толстого читалось, обсуждалось во всем мире. В архиве сохранилось более семи тысяч листов автографов, копий, корректур.

Замысел романа «Воскресение»

Исток замысла — история, рассказанная в Ясной Поляне летом 1887 г. известным судебным деятелем А.Ф. Кони. Когда Кони был прокурором Петербургского окружного суда, к нему обратился молодой человек из аристократического общества: как присяжный заседатель он участвовал в суде над Розалией Онни, соблазненной им, а теперь обвиненной в краже у пьяного «гостя» в публичном доме ста рублей. Молодой человек решил жениться на ней и просил передать ей в тюрьму письмо. Вскоре Розалия умерла от сыпного тифа, дальнейшую историю ее соблазнителя Кони не знал. Толстой горячо советовал написать об этом повесть для «Посредника»: «сюжет прекрасный». Но Кони не собрался, и спустя два года писатель попросил отдать ему тему.

История создания

Первая редакция — рассказ о Валерьяне Юшкине и совершенном им грехе (фамилию Юшкова носила в замужестве тетка Толстого). Рукопись доведена до приезда в окружной суд. Конец действительной истории казался Толстому слишком «простым»: важно было показать путь раскаяния и новой жизни. Уже в следующем автографе появилось окончательное заглавие «Воскресение» и эпиграф из Евангелия от Иоанна: «Я есмь воскресение и жизнь». Герой назван Аркадием Неклюдовым, потом Дмитрием Нехлюдовым. Эта фамилия — Нехлюдов — была хорошо знаком читателям Толстого по «Юности», «Утру помещика», рассказу «Люцерн». Очевидно, что в образе Нехлюдова воплотились многие автобиографические моменты

В романе Толстой намеревался, по его собственным словам, показать «два предела истинной любви с серединой ложной». «Истинная» — это юношеская любовь и затем христианская любовь «воскресшего» Нехлюдова к Масловой; «ложная» — чувственное влечение к ней. Без намерения жениться и сознания каких-либо обязательств, кроме «красненькой», сунутой на прощанье.

Начиная с 1891 г. Толстой мечтал о романе «большого дыхания», где бы все изображенное освещалось «теперешним взглядом на вещи». Такой роман начал получаться только после творческого решения, возникшего четыре года спустя: главное — не история Нехлюдова, а жизнь Катюши Масловой. Новое «Воскресение» не только было начато с Масловой, суда над нею, но, в сущности, весь сюжет подчинился истории ее жизни. Одна из главных мыслей романа: «очень уж обижен простой народ». (Катюша и говорит эти слова в последней, третьей части), и потому естественно, с полным правом, на полотно ложились сцены и картины народной обиды, люди, в ней виновные, пользующиеся всеми благами жизни за счет угнетенного положения жертв. Конечно, Нехлюдов, его личная вина остается в завязке сюжета; его нравственное прозрение служит компасом, ориентиром в оценке всего, что он видит; но его собственная духовная жизнь и судьба все же уходят в тень. Сердце создателя романа отдано «обиженной» Катюше, а не кающемуся дворянину. Нехлюдов нарисован холодно, как-то рассудочно, иногда в самом деле иронично. Это хорошо почувствовал А.П. Чехов, один из вдохновенных, безграничных ценителей искусства Толстого, но, вместе с тем, и один из трезвых судей.

«Воскресение» (Толстой): анализ романа

Создатель «Воскресения» говорил, не без полемического задора, что весь роман написан для того, чтобы люди прочли его последние страницы. Евангелие — важнейший источник всей книги. Толстой дорожил истинами, открывающимися Нехлюдову за чтением вечной книги (поразительно, как этот финал напоминает, повторяет конец «Преступления и наказания» Ф. М Достоевского). Однако сам удивлялся и радовался тому, как много удалось сказать о несправедливости существующего строя жизни. Целая галерея лиц, протестующих против этой несправедливости, «народные заступники» (если употребить слово Некрасова), неизбежно ворвалась на страницы «Воскресения». Толстой не принимал революционных методов, особенно террора, и ввел много отрицательных черт в образы революционеров (таких, как Новодворов, Кондратьев, Грабец); но вместе с тем сочувственно писал о побудительных мотивах их борьбы с властью, их самоотверженности и нравственной чистоте. Воскресение Катюши происходит, в конечном итоге, не из-за раскаяния Нехлюдова, а от общения ее с «политическими». В конце романа происходят два «воскресения» — Нехлюдова и Катюши, и неясно, какое из них подлиннее и надежнее.

Довольно долго, работая над «Воскресением», Толстой именовал его «коневской повестью»; потом согласился на предложение издателя А.Ф. Маркса назвать сочинение романом. Но к жанровому определению всегда приходится добавлять пояснительно слово. Применительно к «Воскресению» уместны, видимо, два: «обозрение» и «проповедь». Широчайшая панорама русской жизни в последнюю треть прошлого века развертывается перед читателем, создавая как бы художественное обозрение; но многие страницы отданы прямой проповеди добра и прямого же обличения зла. Самый зачин романа звучит как начало проповеди. Дальше говорится о весне, она «была весною даже и в городе» — той весне, которая с «Юности» символизирует в мире Толстого возможность обновления, нравственного роста души человека. Неудивительно, что позднейшая инсценировка романа (спектакль МХАТа) потребовала звучания со сцены «голоса автора» (в превосходном чтении В.И. Качалова). Да и кинопостановки не обходились без него («закадровый голос»).

Лаконизм описаний свойственен стилю «Воскресения» больше даже, чем «Анне Карениной». «Пушкинский» принцип изображения душевной жизни, отвергнутый Толстым в начале его литературного пути («повести Пушкина голы как-то»), сыгравший такую большую роль в «Анне Карениной», в романе «Воскресение» стал главенствующим. Определение дано самим художником (в письме В.Г. Черткову, 1899 г.): «душевная жизнь, выражающаяся в сценах». Не «диалектика души» с ее «подробностями чувств», пространными внутренними монологами и диалогами, снами, воспоминаниями, а показ душевной жизни такою, какою она предстает во внешнем проявлении, поступке, «сцене», движении, жесте. Рассказ о душевном перевороте, о той «страшной ночи», когда Маслова перестала верить в Бога и добро, занимает три страницы, всего три — в главе XXXVII первой части и повествует о том, как она озябшей рукой стучала в окошко поезда, потом бежала и бежала за уходящими вагонами, потеряла платок с головы: «Тетенька, Михайловна! — кричала девочка, едва поспевая за нею. — Платок потеряли!» А Катюша кричит одно слово: «Уехал!» И этого достаточно, чтобы передать всю безысходность ее положения. Так же лаконично, преимущественно глаголами, фиксирующими внешнее поведение, жесты Масловой, изображена она на суде: «Сначала она плакала, но потом затихла и в состоянии полного отупения сидела в арестантской, дожидаясь отправки». «Каторжная» — с ужасом думает она, проснувшись в тюремной камере на другой день, и опять нескольких слов довольно для характеристики ее душевного состояния. Дар речи она обретает лишь в столкновениях с Нехлюдовым, к тому же выпив для храбрости; но и там все драматично, напряженно и кратко.

Своего героя Толстой заставляет не анализировать мельчайшие детали собственных внутренних переживаний, а искать ответы на коренные вопросы русской жизни. Почему судят невинную Маслову, а он, Нехлюдов, бывший причиной ее падения, выступает в качестве судьи? Зачем сажают в тюрьму мальчика, перед которым общество гораздо больше виновато, чем он перед обществом? Почему голодают, изнемогают, преждевременно дряхлеют и умирают крестьяне? Зачем делает то, что он делает, и так озабоченно делает очевидно равнодушный ко всему важный чиновник Топоров? Зачем страдал и умер революционер Крыльцов? Зачем держали в крепости невинную Шустову? Движение чувства и мысли героя представлено обычно так: удивление, недоумение, осознание сущности, возмущение и протест. В этом смысле Нехлюдов, несомненно, очень близок автору романа. Все творчество Толстого позднего периода, в особенности могучая его публицистика, есть остро поставленный вопрос и стремление дать ответ: «Так что же нам делать?», «Для чего люди одурманиваются?», «Где выход?», «Неужели так надо?», «Богу или маммоне?», «За что?».

Значение романа

«Воскресение» стало последним романом Толстого. Опубликованный за год до наступления нового века, он воспринимался современниками (да и потомками) как завещание писателя, его напутствие. Об этом с восхищением писал автору и другим лицам В.В. Стасов, выражая всеобщее чувство. С другой стороны, «Воскресение» ускорило давно замышлявшуюся карательную акцию против Толстого — отлучение от церкви (1901 г.). Но могучее слово продолжало звучать в мире, стремясь разбудить уснувшую совесть и направить людей к нравственному «воскресению», покаянию, перемене жизни, единению. Творчество Толстого, его критическое начало, бесспорно, содействовало краху строя, снесенного русской революцией. А.С. Суворин в своем дневнике проницательно заметил, что в России два царя: Николай II и Толстой; при этом Николай не может ничего поделать с Толстым, а Толстой не переставая колеблет его трон. Но Толстой всегда, и в романе «Воскресение» тоже, был против насильственных, революционных способов разрушения отжившего. Он звал не к уничтожению, а к добровольному отказу и возрождению. По мысли Толстого, для того чтобы строй жизни стал лучше, каждому человеку следует начать с себя; тогда один, многие, наконец все станут лучше, и строй изменится сам собой. Мысль, может быть, утопическая, однако не более утопическая, чем надежда добиться справедливости враждой и политическими переворотами.

Ставшие классическими иллюстрации Л.О. Пастернака воспроизводились, начиная с «Нивы», в многочисленных изданиях, русских и зарубежных. В 1951 г. роман иллюстрировал современный художник А.И. Хоршак. Инсценировки начались при жизни Толстого (1903 г., Нью-Йорк) и продолжались потом. Особенно знаменита японская 1914 г. и спектакль Московского Художественного театра (1930 г.), поставленный В.И. Немировичем-Данченко. В разных странах созданы фильмы. Наиболее значительный — в 1960 г. по сценарию Е. Габриловича режиссером М. Швейцером. Существуют оперы итальянца Ф. Альфано(1904 г.), словака Я. Циккера (1960 г.).

Свой роман «Воскресение». Трижды он его начинал, писал, переписывал, отставлял. И принимался снова.

И, даже, отдав рукопись в печать, буквально накануне выхода, что-то правил, переписывал, увлекался, писал сызнова.

Реальные люди, реальные события легли в основу романа. Есть в нем и некоторые автобиографические эпизоды, о которых, впрочем, Л.Н.Толстой поведал своему биографу П.И.Бирюкову, находясь уже в преклонном возрасте.

Раннее весеннее утро, 28 апреля. Лязг замков, скрип открывающейся двери тюремной камеры и громкое: «Маслова, в суд». Ограбили и отравили купца Смелякова.

Перед судом предстали трое, и среди них проститутка Екатерина Маслова. Вердикт присяжных - не виновата. Однако, из-за нелепой судебной оплошности ее отправляют на четыре года на каторжные работы в Сибирь.

Одним из присяжных на этом суде был Дмитрий Нехлюдов. В Масловой он узнал ту самую девушку, которую соблазнил и бросил почти десять лет назад.

Решив искупить свою вину хоть как-то перед девушкой, Нехлюдов хочет похлопотать о кассации, помочь Масловой деньгами.

Вспоминая все события своей жизни, начиная от момента знакомства с Масловой и до того момента, когда он увидел ее арестанткой, Нехлюдов вдруг почувствовал отвращение к самому себе, к тому образу жизни, который он вел до сих пор, понял, какую подлость он совершил по отношению к девушке. И тогда он решил покаяться перед Катюшей, добиться ее прощения и жениться на ней.

Когда Нехлюдов приходит к Катюше на свидание, он с ужасом понимает, что это уже не та девушка, которую он встретил много лет назад. Перед ним была совершенно другая, чужая женщина. На него похотливым взглядом смотрела проститутка, перед которой был очередной клиент.

Нехлюдов дает ей деньги, хочет ей сказать о том, что он пережил, что чувствует, но девушка не слушает его, а старательно прячет деньги, чтобы их не обнаружила надзирательница. Несмотря на сомнения, возникшие после посещения Катюши, с целью обжаловать приговор суда, Нехлюдов едет в Петербург. Но кассация отклоняется.

Тогда Нехлюдов составляет от имени Масловой петицию с просьбой о помиловании и едет в Москву, чтобы его подписала Маслова. Но вскорости Маслова уходит с другими заключенными по этапу в Сибирь. Нехлюдов отправляется вслед за заключенными по этапу. На всем протяжении пути по этапу Нехлюдов постоянно пытается заботиться о Катюше. Он добивается того, что Маслову переводят от уголовников к политическим заключенным. Благодаря этому переводу положение Катюши значительно улучшается, потому что политические заключенные были людьми совершенно другого склада.

Она сближается с некоторыми из них и это сближение благотворно действует на ее сознание и мировоззрение. Партия заключенных, в которой этапировалась Маслова, прошла почти пять тысяч верст. Остановилась эта партия на отдых и дальнейшую рассылку в большом сибирском городе. На почтамте здесь Нехлюдов получает письма от друга своей юности Селенина.

В одном из писем Селенин прислал копию решения о помиловании Масловой. По этому решению каторжные работы для нее заменены на поселение в Сибири. С этой бумагой Нехлюдов спешит к Катюше. Говорит, что скоро придет само решение, а не копия и тогда они смогут поселиться в Сибири вместе, где захотят.

Но его ждет разочарование - Маслова отказывает ему. Пока она шла с политзаключенными, она познакомилась с одним из них - Симонсоном. Этот человек влюбился в нее. И Маслова, не желая более портить жизнь Нехлюдову - единственному, которого она любила по-настоящему - решает связать свою жизнь с Симонсоном. Уйдя в подавленном состоянии от Масловой, Нехлюдов возвращается в гостиницу. Никак не заставив себя успокоиться от пережитого, он постоянно возвращается в мыслях к последним событиям, к увиденному, узнанному, понятому…

Сел на диван и машинально раскрыл Евангелие, которое подарил ему путешествующий англичанин. И именно в Евангелии, Нехлюдов находит ответы на те вопросы, которые мучили его и мучают по сию пору. Почему, все-таки, «Воскресение»? Л.Н.Толстой в романе как бы воскрешает, возвращает к жизни заблудшие души, открывает иное понимание мира, возрождает чувство сострадания, а также участие и понимание людьми друг друга.

Написанный им в 1889-1899 годах.

Роман практически сразу за публикацией был переведён на основные европейские языки. Подобный успех во многом объяснялся остротой выбранной темы (судьба продажной женщины) и колоссальным интересом к творчеству Толстого, который не печатал романов после «Войны и мира » и «Анны Карениной ».

История создания

Роман «Воскресение» писался автором в 1889-1890, 1895-1896, 1898-1899 годах. Три раза по году, с перерывами. Изначально произведение писалось под названием «Коневская повесть », потому что в июне 1887 года Анатолий Фёдорович Кони рассказал при Толстом историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке ту женщину, которую он когда-то соблазнил. Эта женщина носила фамилию Они, и представляла собой проститутку самого низкого разряда, с изуродованным болезнью лицом. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения: женщина умерла в тюрьме.

Трагичность положения полностью отражает сущность проституции и отдельно напоминает рассказ Ги де Мопассана «Порт» - любимый рассказ Толстого, который он перевел, назвав «Франсуаза»: Матрос, приехав из дальнего плавания, в порту нашёл публичный дом, взял женщину и узнал в ней сестру только тогда, когда она начала его расспрашивать, не видал ли он в море такого-то матроса, и назвала ему его собственное имя.

Впечатлённый всем этим, Лев Толстой попросил Кони отдать тему ему. Он начал развертывать жизненную ситуацию в конфликт, и эта работа заняла несколько лет писательского труда и одиннадцать лет раздумий.

Толстой, работая над романом, в январе 1899 года посещал надзирателя Бутырской тюрьмы И. М. Виноградова и расспрашивал его о тюремном быте. В апреле 1899 года Толстой приехал в Бутырскую тюрьму, чтобы пройти с отправляемыми в Сибирь осуждёнными путь до Николаевского вокзала, а затем изобразил этот путь в романе. Когда роман начал печататься, Толстой принялся за его переработку и буквально за ночь до публикации очередной главы «не унимался: раз начав дописывать, он не мог уже остановиться; чем дальше он писал, тем больше увлекался, часто переделывал написанное, менял, вычеркивал…»

Герои романа и их прототипы

Катюша Маслова

Екатерина Михайловна Маслова - дочь незамужней дворовой женщины, прижитая от проезжего цыгана. В три года, после смерти матери, Катюша была взята в господский дом двумя старыми барышнями, помещицами, и выросла у них, - по определению Толстого , - «полугорничной, полувоспитанницей» . Когда ей минуло шестнадцать лет, Катюша влюбилась в молодого студента, племянника помещиц, князя Нехлюдова, приехавшего погостить к своим тётушкам. Через два года, по дороге на войну, Нехлюдов вновь заехал к тётушкам и, пробыв четыре дня, накануне своего отъезда соблазнил Катюшу, сунув ей в последний день сторублевую бумажку. Узнав о своей беременности и потеряв надежду на то, что Нехлюдов вернётся, Маслова наговорила помещицам грубостей и попросила расчёта. В доме деревенской вдовы-повитухи она родила. Ребёнка отвезли в воспитательный дом, где, как сказали Масловой, он тотчас по приезде умер. Оправившись после родов, Маслова нашла место в доме у лесничего, который, выждав подходящую минуту, овладел ею. Жена лесничего, однажды застав его с Масловой, бросилась бить её. Маслова не далась и произошла драка, вследствие которой её выгнали, не заплатив зажитое.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!