Уильям шекспир ромео и джульетта краткое содержание. Парис, молодой патриций, его родственник

Биографии), возникла в ответ на предложение друга поэта, писателя-символиста Георгия Чулкова, «разработать в драматическую сцену» мотивы написанного незадолго перед тем одноименного стихотворения. В пьесе нашли отражение мотивы и образы некоторых других стихотворений Блока, где проходит тема театра и театральной маски (например, «Балаган», «Двойник», «В час, когда пьянеют нарциссы...»). Но она выросла в самостоятельное целое и далеко вышла за пределы того, что было запечатлено в лирике.

Елена Камбурова Балаганчик. Слова А. Блока

Бесплодно пытаться найти в этой лирической драме сколько-нибудь прямое отражение фактов современности, намеки на что-то злободневное. Злободневность, пьесы совсем особая. «Балаганчик» был создан поэтом почти полемически, как выражение его протеста против засилья мистики и в жизни и в искусстве, как свидетельство неприятия целого круга идей и настроений, распространенных в широком круге тогдашней интеллигенции и свойственных недавним друзьям Блока. Здесь высмеяно и возвеличение смерти, и стремление увидеть в обычных вещах и явлениях некую потустороннюю сущность – темы, ставшие самой основой символистского течения. «Балаганчик» стал фактом идейной борьбы в литературном мире и актом гражданского мужества поэта, порывавшего со своим «мистическим» прошлым. Не случайно, что друзья Блока – А. Белый и С. Соловьев – чрезвычайно болезненно восприняли пьесу, горько обиделись на нее.

Но дело не только в карикатурном изображении «мистиков». «Балаганчик» – произведение очень сложное и по смыслу и по художественным принципам. Все эпизоды (разговоры «мистиков», появление Коломбины, принимаемой мистиками за Смерть, выход Пьеро, «автора», сцены масок, появление Арлекина) так стремительно и неожиданно сменяют друг друга, что возможность остановиться на каком-либо иносказательном истолковании одного из них сразу отпадает, как только начинается следующий, потому что на предыдущий он бросает уже новый свет.

Общий иронический тон, господствующий в пьесе, поддерживается все время резким разнобоем между двумя разными началами в речи персонажей: высокие, романтически приподнятые слова и образы в монологах и репликах Пьеро, Арлекина, масок да и «мистиков» то и дело наталкиваются на свою противоположность – на выступления гротескно-комического «автора», беспомощно критикующего, но и разрушающего любовно-романтическую тему, комментирующего ее обыденно, тривиально-прозаически.

В «Балаганчике» все как будто взято под сомнение: и театрик, исчезнувший на глазах у зрителя («Все декорации взвиваются и улетают вверх. Маски разбегаются»), и жизнь, которой за пределами театрика не оказалось, а также и сама мысль о призрачности, иллюзорности мира, о ценности одних лишь потусторонних сущностей. Осмеяны все образы, связанные с этой мыслью (прежде всего фигуры «мистиков»). И пьеса, где, казалось бы, действуют одни маски и марионетки, только притворившиеся людьми, должна была бы ставить и читателя и зрителя перед лицом неразрешимой загадки о смысле этого произведения или подсказывать какое-то крайне смутное, но пессимистическое решение, поскольку поэт как будто решительно над всем иронизирует и ни на один из возможных вопросов не отвечает. Но резко обнажив театральные условности и сделав ее героями носителей традиционных масок, Блок вложил в их речи такую силу лиризма и эмоциональности, которая может заставить зрителя забыть о масках, не поверить, что Коломбина – «картонная невеста». М. А. Бекетова, рассказывая об успехе «Балаганчика» на сцене, не случайно констатирует: «Вокруг этой пьесы шли нескончаемые толки и ахи. Всех побеждала лирика».

Хотя в пьесе не только подчеркнута, но и разоблачена театральная фикция, хотя сам Блок отмечает, что «ни одна из трех [первых его] пьес не предназначалась для сцены» и оговаривает их «техническое несовершенство», постановка «Балаганчика», осуществленная В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской 30 декабря 1906, стала крупным событием театральной жизни того сезона. О спектакле горячо спорили, часть зрителей принимала его восторженно, другая часть с возмущением отвергала его как непонятный и непривычный; одни неистово аплодировали, другие свистели и шикали. В историю русской сцены «Балаганчик» вошел как один из первых и наиболее удавшихся опытов применения принципов условного театра. Хотя Блок уже в то время критически относился к этому направлению, он остался очень доволен постановкой, которую признал «идеальной». Столь же высоко оценил пьесу Мейерхольд, назвавший Блока, как её автора, «истинным магом театральности».

Блок едва ли не первый из русских драматургов воспользовался образами масок старой комедии импровизаций (в ее французском варианте) – Коломбины, Пьеро, Арлекина. С его легкой руки эти образы в конце 1900-начале 1910-х годов нашли широкое применение в пьесах некоторых драматургов-модернистов, но сам он к ним больше не возвращался.

Балаганчик
Краткое содержание драмы
На сцене – обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждет прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты. Она в белом, за плечами лежит заплетенная коса. Восторженный Пьеро молитвенно опускается на колени. Мистики в ужасе откидываются на спинки стульев:
“Прибыла! Пустота в глазах ее! Черты бледны как мрамор! Это – Смерть!” Пьеро пытается разубедить Мистиков, говоря, что это Коломбина, его невеста, однако Председатель мистического собрания уверяет Пьеро, что он ошибается, это – Смерть. Растерянный Пьеро устремляется к выходу, Коломбина следует за ним. Появившийся Арлекин уводит Коломбину, взяв ее за руку. Мистики безжизненно повисают на стульях – кажется, висят пустые сюртуки. Занавес закрывается, на подмостки выскакивает Автор, который пытается объяснить публике сущность написанной им пьесы: речь идет о взаимной любви двух юных душ; им преграждает путь третье лицо, но преграды наконец падают, и любящие навеки соединяются. Он, Автор, не признает никаких аллегорий… Однако договорить ему не дают, высунувшаяся из-за занавеса рука хватает Автора за шиворот, и он исчезает за кулисой.
Занавес раскрывается. На сцене – бал. Под звуки танца кружатся маски, прогуливаются рыцари, дамы, паяцы. Грустный Пьеро, сидя на скамье, произносит монолог: “Я стоял меж двумя фонарями / И слушал их голоса, / Как шептались, закрывшись плащами, / Целовала их ночь в глаза. / … Ах, тогда в извозчичьи сани / Он подругу мою усадил! / Я бродил в морозном тумане, / Издали за ними следил. / Ах, сетями ее он опутал / И, смеясь, звенел бубенцом! Но когда он ее закутал, – / Ах, подруга свалилась ничком! / … И всю ночь по улицам снежным / Мы брели – Арлекин и Пьеро… / Он прижался ко мне так нежно, / Щекотало мне нос перо! / Он шептал мне:
“Брат мой, мы вместе, / Неразлучны на много дней… / Погрустим с тобой о невесте, / О картонной невесте твоей!” Пьеро грустно удаляется.
Перед зрителями одна за другой проходят влюбленные пары. двое, вообразившие, что они в церкви, тихо разговаривают, сидя на скамье;
Двое страстных влюбленных, их движения стремительны; пара средневековых любовников – она тихо, как эхо, повторяет последние слова каждой его фразы. Появляется Арлекин: “По улицам сонным и снежным / Я таскал глупца за собой! / Мир открылся очам мятежным, / Снежный ветер пел надо мной! /… Здравствуй, мир! Ты вновь со мною! / Твоя душа близка мне давно! / Иду дышать твоей весною / В твое золотое окно!” Арлекин выпрыгивает в нарисованное окно – бумага лопается. В бумажном разрыве на фоне занимающейся зари стоит Смерть – в длинных белых одеждах с косой на плече.
Все в ужасе разбегаются. Неожиданно появляется Пьеро, он медленно идет через всю сцену, простирая руки к Смерти, и по мере его приближения ее черты начинают оживать – и вот на фоне зари стоит у окна Коломбина. Пьеро подходит, хочет коснуться ее руки – как вдруг между ними просовывается голова Автора, который хочет соединить руки Коломбины и Пьеро. Внезапно декорации взвиваются и улетают вверх, маски разбегаются, на пустой сцене беспомощно лежит Пьеро. Жалобно и мечтательно Пьеро произносит свой монолог: “Ах, как светла та, что ушла / (Звенящий товарищ ее увел). / У пала она (из картона была). / А я над ней смеяться пришел. / И вот стою я, бледен лицом, / Но вам надо мной смеяться грешно. / Что делать! Она упала ничком… / Мне очень грустно. А вам смешно?”


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Краткое содержание Балаганчик – Блок Александр Александрович

Александр Александрович Блок

«Балаганчик»

На сцене — обыкновенная театральная комната с тремя стенами, окном и дверью. У стола с сосредоточенным видом сидят Мистики обоего пола в сюртуках и модных платьях. У окна сидит Пьеро в белом балахоне. Мистики ждут прибытия Смерти, Пьеро ждёт прихода своей невесты Коломбины, Неожиданно и непонятно откуда появляется девушка необыкновенной красоты. Она в белом, за плечами лежит заплетённая коса. Восторженный Пьеро молитвенно опускается на колени. Мистики в ужасе откидываются на спинки стульев:

«Прибыла! Пустота в глазах ее! Черты бледны как мрамор! Это — Смерть!» Пьеро пытается разубедить Мистиков, говоря, что это Коломбина, его невеста, однако Председатель мистического собрания уверяет Пьеро, что он ошибается, это — Смерть. Растерянный Пьеро устремляется к выходу, Коломбина следует за ним. Появившийся Арлекин уводит Коломбину, взяв ее за руку. Мистики безжизненно повисают на стульях — кажется, висят пустые сюртуки. Занавес закрывается, на подмостки выскакивает Автор, который пытается объяснить публике сущность написанной им пьесы: речь идёт о взаимной любви двух юных душ; им преграждает путь третье лицо, но преграды наконец падают, и любящие навеки соединяются. Он, Автор, не признает никаких аллегорий… Однако договорить ему не дают, высунувшаяся из-за занавеса рука хватает Автора за шиворот, и он исчезает за кулисой.

Занавес раскрывается. На сцене — бал. Под звуки танца кружатся маски, прогуливаются рыцари, дамы, паяцы. Грустный Пьеро, сидя на скамье, произносит монолог: «Я стоял меж двумя фонарями / И слушал их голоса, / Как шептались, закрывшись плащами, / Целовала их ночь в глаза. / …Ах, тогда в извозчичьи сани / Он подругу мою усадил! / Я бродил в морозном тумане, / Издали за ними следил. / Ах, сетями ее он опутал / И, смеясь, звенел бубенцом! Но когда он ее закутал, — / Ах, подруга свалилась ничком! / …И всю ночь по улицам снежным / Мы брели — Арлекин и Пьеро… / Он прижался ко мне так нежно, / Щекотало мне нос перо! / Он шептал мне:

«Брат мой, мы вместе, / Неразлучны на много дней… / Погрустим с тобой о невесте, / О картонной невесте твоей!» Пьеро грустно удаляется.

Перед зрителями одна за другой проходят влюблённые пары. двое, вообразившие, что они в церкви, тихо разговаривают, сидя на скамье;

двое страстных влюблённых, их движения стремительны; пара средневековых любовников — она тихо, как эхо, повторяет последние слова каждой его фразы. Появляется Арлекин: «По улицам сонным и снежным / Я таскал глупца за собой! / Мир открылся очам мятежным, / Снежный ветер пел надо мной! /… Здравствуй, мир! Ты вновь со мною! / Твоя душа близка мне давно! / Иду дышать твоей весною / В твоё золотое окно!» Арлекин выпрыгивает в нарисованное окно — бумага лопается. В бумажном разрыве на фоне занимающейся зари стоит Смерть — в длинных белых одеждах с косой на плече.

Все в ужасе разбегаются. Неожиданно появляется Пьеро, он медленно идёт через всю сцену, простирая руки к Смерти, и по мере его приближения ее черты начинают оживать — и вот на фоне зари стоит у окна Коломбина. Пьеро подходит, хочет коснуться ее руки — как вдруг между ними просовывается голова Автора, который хочет соединить руки Коломбины и Пьеро. Внезапно декорации взвиваются и улетают вверх, маски разбегаются, на пустой сцене беспомощно лежит Пьеро. Жалобно и мечтательно Пьеро произносит свой монолог: «Ах, как светла та, что ушла / (Звенящий товарищ ее увёл). / У пала она (из картона была). / А я над ней смеяться пришел. / И вот стою я, бледен лицом, / Но вам надо мной смеяться грешно. / Что делать! Она упала ничком… / Мне очень грустно. А вам смешно?»

На сцене декорация в виде театральной комнаты, с дверью и окном. За столом расположились Мистики в старинных сюртуках и платьях. У окна – Пьеро в белом традиционном балахоне с красными пуговицами. Все обреченно дожидаются прибытия Смерти, лишь Пьеро с надеждой ожидает свою невесту Коломбину.

Вдруг появляется красивая девушка в белом наряде, с туго заплетенной косой. Пьеро с трепетом опускается на колени. Мистики не разделяют восхищения, они в ужасе: прибыла Смерть! Пьеро пытается убедить, что девушка – Коломбина, но председатель мистического собрания непреклонен: Арлекин ошибается, это Смерть пришла.

Пьеро в растерянности направляется к двери, Коломбина устремляется за ним. Появившийся в комнате Арлекин берет девушку за руку и уводит. Мистики безжизненно виснут на стульях. Занавес.

На сцену выходит Автор, пытаясь объяснить суть постановки: юные души любят друг друга, их пытаются разлучить, но любовь преодолеет преграды, их сердца соединятся. Автор якобы не признает аллегорий… Речь прерывает чья-то рука, ухватившая за шиворот и увлекшая Автора за кулису.

Снова действо. На сцене кружатся пары в масках, прогуливаются дамы и рыцари, мелькают яркие паяцы. Бал в полном разгаре. Пьеро сидит на скамье и произносит грустный монолог о соблазнителе, опутавшем невесту сетями. Вспоминает, как следил за ними, слышал голоса. Но когда Коломбина упала в снег как картонная - оказалась ненужной никому. Вдвоем с разлучником Арлекином они бродили по снежным улицам, прижавшись как братья, и вместе грустили о ней. Печальный Пьеро покидает сцену.

Мелькают влюбленные пары, у каждой – своя история, некоторые переговариваются, сидя на скамье. На сцену выходит Арлекин: «По улицам сонным и снежным/ Я таскал глупца за собой!/ Мир открылся очам мятежным...». Он прыгает в нарисованное на бумаге окно, оно рвется и в свете зари появляется бледная Смерть с косой на плече.

Комедианты в панике разбегаются. Появляется Пьеро. В этот раз он смело идет навстречу Смерти, простирая к ней руки. По мере приближения женские черты оживают, щеки розовеют - у окна стоит Коломбина! Пьеро пытается коснуться руки возлюбленной, но вдруг появляется Автор. Он объясняет зрителям: третий лишний упал в окно, теперь героям никто не мешает, и берется соединять руки влюбленных. Вдруг декорации поднимаются вверх. На пустой сцене беспомощно лежит Пьеро и задумчиво произносит монолог, посвященный Коломбине. Затем достает дудочку и играет грустную мелодию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!