Уровни психологической готовности детей к школе. Готов ли ребенок к школе: способы проверки, рекомендации родителям

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:

  • морфологических;
  • психологических;
  • личностных.

Степень их сформированности зависит от:

  • правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
  • уровня развития его психических процессов;
  • социальной среды, в которой малыш воспитывался;
  • личностных качеств, которые у него выработались;
  • наличия основных универсальных учебных умений.

Представим основные виды готовности к обучению в школе и их характеристики в таблице.

Физическая

Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.

Психологическая

Интеллектуальная

Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.

Социальная

Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.

Личностная

Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.

Эмоционально-волевая

Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.

Специальная

Основные учебные умения

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

  1. Уровень биологического развития:
  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.
  1. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:

  • ловкость;
  • скорость;
  • сила;
  • скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

  • прыжки;
  • наклоны;
  • приседания;
  • ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

  • держать ручку или карандаш;
  • проводить четкие линии;
  • перекладывать мелкие предметы;
  • складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • мыть руки;
  • пользоваться туалетом;
  • одеваться;
  • застегиваться и завязывать шнурки;
  • следить за своим внешним видом;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • убирать за собой посуду;
  • организовывать рабочее место;
  • собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

  • важности быть здоровым;
  • необходимости беречь здоровье;
  • режиме дня;
  • значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Умственная готовность включает:

  • достаточный багаж знаний об окружающем мире;
  • умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
  • любознательность, потребность в получении новых знаний;
  • уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
  • наличие словесно-логического и образного мышления;
  • развитую речь, достаточный словарный запас;
  • сформированные сенсорные навыки;
  • устойчивое внимание;
  • крепкую память.

Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Социальная готовность базируется на таких компонентах:

  • коммуникативность;
  • стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
  • умение выслушивать собеседника;
  • готовность соблюдать очередь;
  • готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
  • понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.

Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь . Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:

  • радостное ожидание поступления в школу;
  • принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
  • способность подчинять свои мотивы коллективным;
  • умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
  • стремление преодолевать трудности;
  • стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
  • сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
  • присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.

Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

  • называть буквы;
  • читать слоги или слова;
  • считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
  • писать отдельные элементы;
  • рисовать простые предметы;
  • выполнять несложные физические упражнения.

Это лишь примерный список. Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом.

Важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться» -

Венгер Л.А.

Когда ребёнок достигает возраста шести-семи лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребёнок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим учеником? Есть ли критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребёнка к школьной жизни? Такой критерий есть, он получил название школьная зрелость или психологическая готовность ребёнка к школе.

Что означает психологическая готовность к школе?

Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Причем обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка.

Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в конкретной школе, то ребенок считается психологически не готовым к школе . Это происходит в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе.

Итак, психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Первые годы в школе. Что важно?

Самая главная задача первых лет обучения в школе состоит не столько в приобретении ребёнком определённых знаний и умений. Намного важнее, чтобы после окончания начальной школы ребёнок:

  • хотел учиться;
  • умел учиться;
  • был уверен в своих силах;
  • чтобы у него сформировалась учебная позиция, стремление учиться, вера в свои возможности, а для этого нужен успех .

Успешный опыт в первые школьные годы - это ОЧЕНЬ важно. Поэтому, вам необходимо позаботиться о том, чтобы выбрать школу, требования которой адекватно отвечали бы возможностям вашего ребёнка.

Когда говорят о возможностях ребёнка, речь идёт не только о его интеллектуальном развитии. Можно выделить несколько направлений, по которым оценивается готовность ребёнка к школе.

Составляющие психологической готовности ребёнка к школе.

1. личностная готовность ребёнка к школе - самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе. Включает:

  • социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми.
  • мотивационную готовность (наличие учебной мотивации).
  • эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.

2. волевая готовность к школе - заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.

3. интеллектуальная готовность к школе - речь идёт об интеллектуальном развитии ребёнка, сформированности основных психических функций - внимания, памяти, мышления.

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Поступление в школу – важное событие в жизни каждого. С началом систематического обучения сильно изменяется жизнь ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем усваиваемой информации. Переход в школьный возраст также связан с серьезными изменениями в деятельности, общении, взаимоотношения с другими людьми, самоощущении. На смену игровой деятельности постепенно приходит учебная деятельность, которая становится ведущей в младшем школьном возрасте. Школа – символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса и освоению новых социальных ролей. Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения (даже при условии высокого общего интеллектуального развития), он будет испытывать определенные трудности в школе. Таким образом, грамотная подготовка к школе дошкольников является одной из основных задач как педагогов, так и родителей.

Психологи считают, что многое зависит от того, как ребенок психологически подготовлен к школе. Это не подразумевает того, насколько хорошо умеет он читать и считать, хотя именно такие умения и навыки обычно проверяются при записи в школу. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса на уроках, нарушают дисциплину, попадают в конфликтные ситуации с учителем и одноклассниками. Получается, получив определенное дошкольное образование , что они еще «не дозрели» до школы психологически.

Итак, психологическая готовность к школе - это системная характеристика психического развития ребенка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность способностей и свойств, обеспечивающих возможность выполнения им учебной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника. Это уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школе включает в себя: личностную, умственную и волевую готовность .

Личностная готовность и ее составляющие:

  • мотивационная готовность - сформированность социальных мотивов (потребность в социальном признании, стремление к приобретению социально значимого статуса), а также сформированность и доминирование учебных и познавательных мотивов (желание учиться и узнавать новое);
  • сформированность самооценки и Я-концепции - осознание ребенком cвоих физических возможностей, умений, переживаний, а также способность адекватно оценивать свои достижения и личностные качества;
  • коммуникативная готовность - готовность ребенка к произвольному и продуктивному общению с учителем и сверстниками, в контексте учебной деятельности, наличие коммуникативной инициативы;
  • эмоциональная зрелость - освоение ребенком социальных норм выражения своих чувств, отсутствие импульсивных реакций, сформированность высших чувств - эстетических (чувство прекрасного), интеллектуальных (радость познания), нравственных.

Интеллектуальная готовность и ее составляющие:

  • познавательная готовность - переход к понятийному интеллекту, овладение основными мыслительными операциями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование), понимание причинности явлений, наличие определенного набора знаний, представлений и умений;
  • речевая готовность - сформированность лексической, фонематической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи; становление и развитие различных форм речи (монологическая - диалогическая; внешняя - внутренняя);
  • развитость восприятия, памяти, внимания и воображения; развитие сенсомоторной координации и мелкой моторики.

Волевая готовность и ее составляющие:

  • готовность в сфере воли - возможность целеполагания и сохранения целей, способность к осуществлению волевого усилия;
  • развитие произвольности - способность ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с установленными правилами, осуществление действий по предлагаемым образцам, их контроль и коррекция.

Процедура определения психологической готовности к школе

Процедура определения психологической готовности к школе может быть различной в зависимости от условий, в которых работает психолог. Наиболее благоприятные условия - это обследование детей в детском саду в апреле - мае. Ребенок должен уметь:

1) воспроизводить образец;

2) работать по правилу;

3) выкладывать последовательность сюжетных картинок и составлять по ним рассказ;

4) различать отдельные звуки в словах.

Первый этап собеседования включает методику «Домик», проводимую коллективно в группах по 5 человек, и индивидуально проводимые методики: экспериментальная беседа по выявлению «внутренней позиции школьника»; «Да и Нет»; «Звуковые прятки» и «Определение доминирования познавательного или игрового мотива». Существует и другие методики. Здесь перечислены наиболее популярные. Результаты обследования должны быть занесены в карту психического развития ребенка, которая кратко называется психологическая карта.

Родители часто задают вопрос о возможности определить степень готовности ребенка к школе в домашних условиях . Для этого есть несколько специальных заданий.

Задание 1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик. Образец может быть произвольно придуман взрослым. Данное задание позволит определить, справляется ли ребенок с работой по образцу.

Задание 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть народная игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

Задание 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

Задание 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев. Детей, у которых данное задание вызовет трудности, необходимо показать логопеду.

Формирование психологической готовности к школе

К концу дошкольного возраста происходит интенсивное развитие тех психологических качеств и свойств, которые обеспечивают формирование психологической готовности к школе. Ведущей деятельностью дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в которой формируются и закрепляются важные психологические качества и свойства. Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей. Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью. Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому нужно отвечать на многочисленные вопросы малышей, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая и вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку поверить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что у него не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое дело до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку просто лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится.

Большое значение для дошкольного развития и формирования психологической готовности к школе имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности - планирование, коррекция, контроль. Создать положительную установку на учебу также помогают·экскурсии с ребенком в школу; рассказы родителей о своих школьных годах; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей; семейное чтение художественной литературы.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Начинать подготовку к школе лучше таким образом, чтобы ребенок воспринимал это как увлекательную игру и не чувствовал давления. Если ваш малыш пока не хочет идти в школу, важно помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнять свою работу, что это обязанность каждого человека, а интерес придет со временем. Дети, которые с ранних лет посещают детские развивающие центры , более привычны к занятиям, и для них вхождение в новую школьную жизнь становится более спокойным. Тем не менее, для любого ребенка - самое важное - это внимание родителей и их активное участие при переходе на новую жизненную ступень.

Степень подготовленности ребенка к походу в первый класс может рассматриваться сразу с нескольких сторон. Для объективной оценки необходимо учитывать разные сферы активности: физическую, социальную и психологическую. Для оценивающих людей, среди которых кроме родителей присутствуют еще психологи и педагоги, будут важны самые разные возможности и способности ребенка, а также его хорошее самочувствие. Итак, взрослые уделяют внимание работоспособности, способности к взаимодействию с окружающими людьми, умению придерживаться установленных правил, основательной подготовке в плане знаний, а также состоянию психической системы.

Ребенок должен быть готов к взаимодействию с коллективом

Психологическая готовность к школе

Что такое психологическая готовность к школе? Как понять, что дошкольник достиг ее? Психологическая готовность ребенка к обучению в школе определяется по следующим параметрам:

  1. Личностная подготовленность – способность к самодисциплине и самоорганизации, самостоятельность, желание учиться; подразделяется на социальную подготовленность - способность налаживать отношения с ровесниками и взрослыми, способность к коммуникации, и мотивационную - присутствие мотивации к учебе.
  2. Эмоциональная подготовленность: положительное отношение к своей личности и к другим людям, способность адекватно воспринимать эмоциональные особенности каждого человека.
  3. Волевая подготовленность: умение проявить характер и усиленно трудиться, способность к соблюдению школьного режима.
  4. Интеллектуальная подготовленность: у ребенка должен быть хорошо развит интеллект, а также сформированы основные функции психики.
  5. Речевая подготовленность.

Готовность к школе характеризуется адекватным возрасту речевым развитием

Социальная готовность

Социально-психологическая или коммуникативная подготовленность к обучению включает в себя присутствие способностей и навыков, которые позволят ему строить и налаживать взаимоотношения внутри школьной среды. От того, насколько ребенок будет подготовлен в этом отношении, будет зависеть успешность его взаимодействия при коллективной работе. Для старшего дошкольника становится крайне важным разобраться во взаимоотношениях между людьми и понять нормы их регулирования. Мы видим, что социальная готовность ребенка к школе имеет огромное значение для будущего первоклассника.

Психологическая готовность к школе тесно связана с коммуникативной подготовленностью. Она важна с точки зрения сотрудничества со взрослыми и детьми в рамках школьных занятий. Для этого важно проверить, насколько у ребенка сформированы две основные формы общения:

  1. Общение со взрослыми, носящее внеситуативный и личностный характер. У ребенка должно быть сформировано умение слушать и воспринимать излагаемую информацию, осознавать важность дистанции учитель – ученик.
  2. Общение со сверстниками. Школьная деятельность является по сути коллективной, поэтому крайне важно подготовить ребенка к тактичному отношению, научить способности к совместному взаимодействию, суметь стать частью общественной жизни. Все эти азы закладываются путем включения ребенка-дошкольника в совместную работу с другими детьми, что в итоге создаст готовность к обучению в школе.

В садике ребенок учится находить общий язык с детским коллективом

Сделать психолого-педагогическое определение, готов ли старший дошкольник в социальном плане можно, проверив:

  • легкость включения ребенка в компанию детей, занятых какой-то игрой;
  • способность слушать мнение других людей и не перебивать;
  • умеет ли он ожидать своей очереди при необходимости;
  • имеет ли навык беседы с несколькими людьми одновременно, умеет ли активно участвовать в разговоре.

Мотивационная готовность

Учеба в школьных стенах будет успешной, если взрослые озаботятся о формировании у будущего школьника мотивации к познавательной деятельности. Мотивационная готовность к школе присутствует, если ребенок:

  • имеет желание ходить на уроки;
  • имеет стремление узнавать новое и интересное;
  • имеет желание приобрести новые знания.

Наличие соответствующих желаний и устремлений дает информацию о том, имеется ли мотивационная готовность детей к школе или нет.

Положительный ответ на все оценочные параметры позволяет дать заключение, что ребенок готов начать школьное обучение. Волевая и мотивационная составляющие подготовки к учебному процессу играют очень большое значение при выносе решения об уместности начала учебной деятельности.


Желание постоянно узнавать что-то новое - важный признак готовности к школе

Эмоционально-волевая готовность

Данный вид подготовленности считается достигнутым, когда подросший дошкольник в состоянии ставить цели, придерживаясь намеченного плана, искать способы решения для устранения помех в их достижении. Психологические процессы переходят в стадию произвольности.

Все эмоции и переживания носят осознанный интеллектуальный характер. Ребенок умеет ориентироваться и разбираться в своих чувствах, имеет возможности для их озвучивания. Все эмоции становятся контролируемыми и предсказуемыми. Школьник может спрогнозировать не только свои эмоции от поступков, но и эмоции и реакции других людей. Эмоциональная стойкость находится на высоком уровне. Готовность к школе в данном случае налицо.

Интеллектуальная готовность

Умение читать и писать – это еще не все (подробнее в статье: ). Наличие этих навыков еще не гарантирует легкость освоения школьной программы. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – вот, что должно быть у дошкольника, чтобы справиться со всеми задачами.

Понять, имеется ли она у ребенка, можно по нескольким критериям: мышлению, вниманию и памяти:

Мышление . Ребенок еще до похода в первый класс должен иметь определенные знания об окружающем мире, среди которых информация о природе и ее явлениях, о людях и их взаимоотношениях. Ребенок должен:

  • Обладать важной информацией о себе (имя, фамилия, место жительства).

В целях безопасности ребенок обязательно должен знать свои личные данные и адрес
  • Иметь понятие и уметь различать геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, квадрат).
  • Различать все цвета.
  • Понимать значения слов: «больше», «узкий», «право – лево», «рядом», «снизу» и другие.
  • Иметь способность сравнивать предметы, находя в них схожести и различия, делать обобщения, анализ, уметь выявлять признаки вещей и явлений.

Память . Интеллектуальная готовность к школе будет неполной, если не рассмотреть развитие памяти. Обучение будет осуществляться намного проще, если у школьника будет хорошая память. Для проверки этого компонента подготовленности следует прочесть ему небольшой текст, а спустя пару недель попросить пересказать. Еще одним вариантом будет показ 10 картинок и просьба перечислить те, которые он сумел запомнить.

Внимание . Эффективное обучение будет тогда, когда у ребенка хорошо развито внимание, а значит, он сможет слушать учителя, не отвлекаясь. Проверить эту способность можно следующим образом: перечислить попарно несколько слов, а затем попросить назвать в каждой паре самое длинное слово. Переспросы со стороны малыша будут означать, что внимание было рассеянным и во время занятия он отвлекался на что-то другое.


Дети обязательно должны обладать навыком слушания учителя

Речевая готовность

Ряд специалистов уделяет большое внимание речевой готовности к учебе. Психолог из Украины Ю.З. Гильбух говорит о том, что речевая подготовленность дает о себе знать в те моменты, когда необходимо произвольное управление процессами познания или поведения. Речевая готовность ребенка к школе подразумевает тот факт, что речь крайне необходима для общения, а также в качестве предпосылки к письму. Специалист Н.И. Гуткина убеждена, что о развитии и формировании правильной речи у детей следует особенно заботиться в период среднего и старшего дошкольного возраста, ведь овладение письменной речью – огромный скачок в интеллектуальном развитии ребенка.

Речевая готовность к школе включает в себя ряд пунктов:

  • способность применять различные способы словообразования (использование уменьшительно-ласкательных форм, перестройка слова в нужную форму, понимание разницы между словами по звуку и смыслу, умение преобразовывать прилагательные в существительные);
  • владение грамматическими основами языка (умение строить развернутые фразы, способность перестроить и исправить ошибочное предложение, умение составлять рассказ по картинкам и опорным словам, способность сделать пересказ с сохранением содержания и смысла, умение составлять описательный рассказ);

Готовый к школе ребенок может рассказать о себе
  • широкий словарный запас;
  • развитость фонематических процессов: способность слышать и различать звуки языка;
  • развитость речи с точки зрения звуковой оболочки: умение правильно и четко произносить все звуки;
  • способность к анализу и синтезу звуков внутри речи, умение найти гласный звук в отдельном слове или назвать последний согласный звук в слове, способность провести анализ трезвучия, например, «иау», умение провести анализ обратного слога гласный-согласный, например, «ур».

Физическая готовность к школе

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дети в здоровом состоянии более легко проходят процесс адаптации к изменившимся условиям жизни, которые всегда сопровождают первоклашек. Физическая готовность ребенка к школе будет выражаться именно в физическом развитии.

Что подразумевает под собой физиологическая подготовленность? Это нормы общего физического развития: вес, рост, объем грудной клетки, пропорциональность частей тела, состояние кожи, тонус мышц. Все данные должны соответствовать нормативным критериям мальчиков и девочек в возрастной категории 6-7 лет. Подробные значения можно найти в тематических таблицах. Важными являются также следующие физиологические составляющие: зрение, слух и моторика, особенно мелкая. Проверяется и нервная система: насколько возбудим или уравновешен ребенок. Составляется итоговая характеристика об общем состоянии здоровья.


Физиологическая готовность к школе определяется у педиатра

Специалисты проводят такое обследование, основываясь на имеющихся нормативных показателях. Такая оценка необходима для выноса заключения о том, способен ли ребенок перенести увеличенные нагрузки, среди которых интеллектуальная работа и физические нагрузки.

Функциональная готовность

Данный вид, носящий также название психомоторной подготовленности, подразумевает под собой уровень развития определенных мозговых структур и психоневрологических функций, дабы составить представление о зрелости организма к началу обучения. Функциональная подготовленность включает в себя следующие компоненты: развитый глазомер, способность ориентироваться в пространстве, умение подражать, а также возможность координировать сложные движения рук. Среди особенностей психомоторного развития следует назвать увеличение работоспособности, выносливости и функциональной зрелости. Перечислим основные из них:

  1. возрастная зрелость позволяет умело балансировать между процессами торможения и возбуждения, что способствует длительному сосредоточиванию на отдельной деятельности, а также формированию на произвольном уровне поведения и процессов познания;
  2. развитие мелкой моторики и улучшение зрительно-моторной координации, что способствует более быстрому овладению техникой письма;
  3. функциональная асимметрия мозга становится более совершенной в своем действии, что помогает активизации процесса становления речи, которая является средством логического и словесного мышления и познания.

Возрастная зрелость мозга позволяет переключаться между процессами торможения и возбуждения

Подготовленность малыша к новому этапу в его жизни можно определить по следующим показателям:

  • хороший слух;
  • отличное зрение;
  • способность сидеть небольшой временной промежуток спокойно;
  • развитие моторных навыков, смежных с координацией движений (игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по ступеням);
  • внешний вид (здоровый, бодрый, отдохнувший).

Тестирование дошкольника

Готовность ребенка к школьному обучению обязательно проверяется. Все будущие первоклассники проходят специальное тестирование, которое не имеет своей целью разделить учащихся на сильных и слабых. Родители не получат отказа в приеме ребенка, если он не пройдет собеседование. Такие педагогические принципы указаны в законодательстве РФ.

Подобные тесты нужны для педагогических целей, чтобы иметь понятие, каковы сильные и слабые стороны ученика, уровень его развития в интеллектуальном, психологическом, личностном и социальном плане. Проверить интеллектуальную подготовленность к средней школе можно по следующим задачам:

  • посчитать от 1 до 10;
  • решить простейшую задачу по арифметике;

Перед школой ребенок уже должен иметь элементарные познания в арифметике
  • просклонять существительные;
  • сочинить небольшой рассказ по картинке;
  • с помощью спичек выложить некоторые фигуры (см. также: );
  • разложить картинки по порядку;
  • прочитать текст;
  • сделать классификацию геометрических фигур;
  • нарисовать какой-либо предмет.

Психологические аспекты

Готов ли ребенок в психологическом плане? Психологическая оценка готовности ребенка к школе будет показателем общего развития и способности начать новую деятельность. Об уровне подготовленности поможет судить выполнение заданий для оценки уровня развития мелкой моторики, способности работать внимательно, не переключаясь на посторонние вещи, умение подражать образцу. Степень готовности ребенка к школе будет определяться путем тестирования, для чего могут применяться подобные задания:

  • нарисовать человека;
  • воспроизвести буквы или группу точек по образцу.

Схематическое рисование человека - навык, который нужно освоить до школы

Данный блок может также включать в себя ряд вопросов для определения, насколько хорошо ребенок умеет ориентироваться в действительности. Социальная подготовленность будет проверяться путем рисования картинки по зеркальному отражению, решением ситуационных задач, раскрашиванием фигур по заданным параметрам, не забывая уточнить, что потом его рисунок будет продолжен другими детьми.

Уровень личностной подготовленности выявляется путем диалога. Вопросы могут касаться жизни в школе, возможных ситуаций и проблем, а также путей их решения, желаемых соседях по парте, будущих друзьях. Также педагог может попросить малыша рассказать немного о себе, перечислив качества ему присущие или же дать малышу для выбора некий список.

Готовность к обучению в средней школе проверяется по различным составляющим. Благодаря такой детальной диагностике педагог получает максимально возможную информацию о степени развитости каждого ученика, что в итоге упрощает протекание учебного процесса. Нужно чтобы ребенок обязательно прошел подобные тесты.

Как быть, если ребенок не готов?

Сегодня очень часто педагоги получают жалобы от мам и пап о том, что их ребенок оказывается не готов к школе. Недостатки, имеющиеся у чада, на их взгляд, не позволяют ему пойти в первый класс. Дети отличаются плохой усидчивостью, рассеянностью и невнимательностью. Такая ситуация сейчас бывает почти у всех детей в возрасте 6-7 лет.


Может оказаться, что ребенок не готов к школе и сильно устает от занятий

Паниковать не стоит. В 6-7-летнем возрасте совершенно необязательно отдавать ребенка в школу. Можно немного подождать и отдать его с 8, тогда большинство проблем, волновавших мам и пап раньше, пройдут. Готовность старших дошкольников к обучению в школе можно оценить либо самостоятельно, либо прибегнув к помощи психологов и педагогов.


Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу?

Родители могут оценить уровень “зрелости” с помощью наблюдения и ответов на вопросы. Вопросы разработаны психологом Джеральдиной Чейни.

Оценка развития познания

Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ? Умеет ли ребенок классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)? Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)? Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта

Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в...

0 0


2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития,...

0 0

В возрасте 5-7 лет родители начинают интересоваться вопросом готовности своего чада к школе, какие критерии определения готовности существуют, нужна ли при этом помощь специалиста, сколько лет должно исполниться будущему первокласснику.

Разные страны смотрят на этот вопрос по-своему, в некоторых странах дети становятся учениками уже в 4 года, но в основном это возраст от 6 до 8 лет. В России возраст первоклассника 6,5 - 7,5 лет. Программа обучения первоклассников строится в зависимости от возрастных особенностей ребёнка. Многие учебные заведения создают свои критерии оценивания готовности будущего первоклассника ориентируясь на рекомендации врачей, психологов, педагогов.

Если вашему ребёнку исполнилось 6 лет вы можете провести диагностику, обратите внимание на эмоциональное состояние своего малыша, на его настрой, желание учиться. Диагностику вы можете провести дома или непосредственно там, где планируете учиться.

Личностная готовность ребенка к...

0 0

Отдавать ли ребенка будущей осенью в школу, или еще год повременить с началом учебы? Многих родителей шестилеток и даже тех, чьим детям еще нет шести, мучает этот вопрос вплоть до первого сентября. Надо отметить, что волевого решения мамы и папы, “Идти” или “Не идти”, в этом деле недостаточно. Ведь для того, чтобы малыш успешно учился, важна именно его психологическая готовность к учебной деятельности.

Некоторые родители считают, что чем раньше ребенок пошел в школу, тем лучше. Это заблуждение. Если психика малыша еще не созрела, школьные нагрузки могут подавить его развивающиеся способности, стать причиной переутомления, повышенной нервозности.

“Мой ребенок с трех лет читает, считает, знает алфавит. Ему наверняка будет несложно в первом классе”, - скажут многие родители. Однако навыки, приобретенные ребенком в письме, чтении, счете еще не означают, что он психологически созрел сменить деятельность с игровой на учебную. Важно, чтобы у малыша сформировалась...

0 0

В наше время отдать ребенка в школу можно и в 7 лет, и в 6, и вопрос о том, как оценить готовность ребенка к школе, обычно возникает у тех родителей, которым хотелось бы отправить ребенка учиться пораньше. Понятно, что ответственные мамы и папы не примут такого решения, если будут понимать, что ребенок еще не готов стать школьником. К счастью, определить, готов ли ребенок к школе, можно самостоятельно. Для этого существуют специальные тесты, оценивающие уровень подготовки ребенка. Но прежде чем проводить такое тестирование, нужно подробнее рассмотреть понятие психологической готовности ребенка к школе.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе?

Достаточный уровень подготовки к школе не следует путать с уровнем развития ребенка. Шестилетний малыш может хорошо читать, писать и успешно справляться с самыми сложными для своего возраста заданиями, но при этом не быть готовым к обучению в школе. Поэтому диагностика готовности ребенка к школе не может...

0 0

Готовность к обучению и к школе в целом определяется 2-мя принципами: желанием учиться и способностью учиться. Последнее определяет эмоциональный и интеллектуальный уровни развития.

Как ни странно, дети в подготовительном возрасте очень хотят в школу. Это вызвано желанием получать что-то новое, взрослеть и общаться с новыми людьми. Все дети в этом возрасте хотят быть взрослыми и умными, поэтому новая ступень – обучение в школе - является для них престижной ролью.

Перед школой все дети с их родителями проходят собеседование у психолога, на котором задают главный вопрос: «Чем ребенок планирует заниматься в школе?». Дети отвечают по-разному, все зависит от их личностных качеств, но если ваш ребенок не может ответить на этот вопрос, то, возможно, он пока не готов к школе.

Чтобы определить, является ли ваш ребенок зрелым эмоционально и готов ли к школе, нужно посмотреть на его реакцию и внимание, к тому же ребенок должен уметь делать не то, что хочет, а то, что...

0 0

Тесты для дошкольников 6 лет на готовность к школе с ответами

Безусловно у каждых родителей наступает самый ответственный момент в жизни это поступление ребёнка в школу. Любая мама беспокоиться за уровень развития будущего школьника и хотела бы знать насколько её ребёнок готов психологически, умственно и физически к учебному заведению. Существуют определённые нормативы для возрастного периода ребёнка о готовности к школе.

Ребёнок должен чётко знать имена своих родителей, а также свои Ф.И.О. Определять по картинкам времена года, уметь ассоциировать их (зима - холодно, лето - жарко). Прочитать по слогам простой текст и написать печатными буквами лёгкие слова, рассказать стихотворение. Считать в пределах двадцати, вычитать и складывать числа до десяти. Определять по картинкам различия и сходства предметов, исключать лишнее с пояснением почему. Знать геометрические фигуры и уметь их рисовать. Знать основные цвета. Определять время (раньше - позже), размер предметов...

0 0

Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.

0 0

Диагностика готовности ребенка к школе

(Н.Я.Кушнир).

Понятие «готовность к школе» в возрастной и педагогической психологии довольно распространено, что обусловлено несколькими вариантами вступления детей в школьную жизнь (с шести или семи лет), а также отбором дошкольников в гимназию, лицей, профильные и специализированные классы. В связи с этим возникла проблема разработки показателей, критериев готовности ребенка к школе и, как следствие, диагностических методик, тестов, которые позволяют установить степень его готовности, прогнозировать развитие в процессе обучения.

Нами определены два подхода к изучению этого вопроса (см. схему 2). Первый подход можно назвать педагогическим, согласно которому готовность к школе определяют по наличию у детей 6 - 7 лет учебных навыков (умение читать, считать, писать, рассказывать).

Однако использование для диагностики только предметных тестов, проверочных заданий, диагностических методик дает одностороннюю...

0 0

10

Вот малыш ходил в детский сад, а теперь он собирается идти в первый класс.

Это два разных уровня его развития, и один из них должен плавно вытекать из другого. Детский сад, если ребенок посещает его, или родители дома постоянно готовят свое чадо именно к этому важному шагу – школе. Будущий первоклассник будет получать большой объем информации, для понимания и закрепления которой ему понадобятся все его приобретенные до этого момента качества. Понятие готовности ребенка к школе подразумевает собой такой уровень подготовленности, который дает возможность полноценно и без излишних нагрузок как обучаться, так и взаимодействовать с новым социумом. Здесь необходимо сделать акцент на важнейшие детали, такие как речь, память, мышление, внимание, определенный запас знаний, желание учиться, способность подчиняться установленным и общепризнанным правилам и т. д. Для того, чтобы наиболее точно понять, как осуществляется определение готовности ребенка к школе, надо рассмотреть эту...

0 0

11

Проверка готовности ребенка к школе

Часто для диагностики знаний поступающих в школу детей используют тест Керна – Йирасека. Этот тест позволяет родителям понять готов ли их ребенок к школе.

Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека, являющийся модификацией теста А.Керна, состоит из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению. Результат оценивается по пятибалльной системе, а затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

1. Нарисовать дядю (мужчину).

Нарисовать мужчину просят детей, для того, чтобы...

0 0

12

Как утверждают детские психологи, готовность ребенка к школе определяется отнюдь не объемом его знаний или наличием навыка чтения. Одним из ключевых доказательств психологической готовности ребенка к школе является его умение соблюдать определенную инструкцию. Если вы просите малыша что-то сделать, но он не слышит просьбу, или слышит только ее часть, значит пока он не может воспринимать инструкцию. Если же он понял, что вы хотите от него, но не собирается выполнять задание, это также является свидетельством того, что ребенку будет сложно учиться.

Второй показатель готовности к посещению школы – это умение спланировать свою работу. Выполнение любого задания имеет несколько этапов. Это и обдумывание предстоящей деятельности, и поиск решения той или иной задачи, и преодоление трудностей при достижении результата. Если у ребенка возникают сложности с самоорганизацией, значит в школе, особенно на первых порах, ему будет сложно.

Третьим свидетельством готовности к школе...

0 0

13

Безусловно важно, чтобы ребенок шел в школу интеллектуально подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых важных аспектов зрелости школьника является психологическая готовность и общее удовлетворительное состояние здоровья ребенка.

Как оценить зрелость и готовность ребенка к школе?

К медицинским критериям готовности ребенка к школе относят комплексную оценку состояния здоровья:

Уровень биологического развития, заболеваемость за предшествующий период, психофизиологические критерии.

При выдаче медицинского заключения о готовности к обучению следует учитывать медицинские показания к отсрочке обучения детей 6-летнего возраста.

Как оценить психофизиологическую готовность ребенка к школе?

Определение психофизиологической готовности ребенка к школе проводится в сентябре-октябре года, предшествующего началу обучения.

Медико-педагогическая комиссия, включающая психолога, педиатра, а также педагога, выявляет...

0 0

14

@
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Нельзя не признать, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития.

3.Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время...

0 0

15

Если ваш малыш в ближайшем будущем должен пойти в 1 класс, то, скорее всего, вас волнует вопрос, готов ли ребенок к этому и как проверить его готовность к школе. Поступление в 1 класс – это переломный момент в жизни ребенка, новый этап, новая ступень. Тема готовности к школе весьма обширна и в последнее время привлекает к себе все большее внимание различных специалистов – в первую очередь, психологов и педагогов. Ведь то, насколько ребенок готов к школе определит в дальнейшем его успешность в обучении, психическом развитии и социальном становлении.

Так что же такое «готовность к школе»? Как её определить? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок при поступлении в общеобразовательное учреждение?

Готовность к школе - это не отдельные знания и умения, а их определенная совокупность, обеспечивающая успешную адаптацию к новым условиям.

Таким образом, готовность к школе определяется комплексом физической, педагогической и психологической зрелости ребенка....

0 0



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!