Устные высказывания на олимпиаде по белорусскому языку. Как победить в республиканской олимпиаде

ТРЕТИЙ ЭТАП РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМЫ УСТНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ

Билет № 1

    Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком.

    «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля». Согласны ли вы с этим определением Д. Свифта?

    Из всех наук, которые должен знать человек, есть одна обязательная – как жить, делая как можно меньше зла (Л. И. Толстой).

Билет № 2

    Новый язык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.

    Сопоставьте две точки зрения.

А. «Критик - читатель, который причиняет неприятности» (Ж. Ренар).

3. Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга (Вольтер).

Билет № 3

1. Согласны ли вы с мнением Эразма Роттердамского, что «язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия»?

2. «Воображение - первичная ступенька и база всякой поэзии» (Г. Лорка). Согласны ли вы с этим мнением?

3. Как вы понимаете высказывание Монтескье «Надо много учиться, чтобы знать хоть немного»?

Билет № 4

1. Язык - это самое человечное, что есть на свете.

2. Согласны ли вы с мнением французского историка литературы Э.Фаге «Читать - значит мыслить с другим, продумать мысль другого, продумать мысль сходную или противоположную нашей»?

3. Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться (Б. Окуджава).

Билет № 5

1. Как вы понимаете выражение Вольтера «Язык имеет большое значение еще и потому, что с его помощью мы можем прятать наши мысли»?

2. «Хорошо написанные исторические романы стоят лучших курсов истории». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Отчизна - это край, где пленница душа (Вольтер).

Билет № 6

    «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе» (Д. С. Лихачев).

    «Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит книгопечатание». Прокомментируйте высказывание Ч. Диккенса.

3. Как вы понимаете высказывание Матери Терезы «Слова ободрения и привета могут быть коротки, но у них бесконечное эхо»?

Билет № 7

    Как вы понимаете совет Н. А. Некрасова «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно»?

    «Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную свежесть» (К. Паустовский).

    Прав ли А. Дистервег, утверждая, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить»?

Билет № 8

1. «Что в имени тебе моем?»

2. «С великими писателями не спорят, к ним испытывают признательность за то, что они нам дают». Разделяете ли вы мнение французского литературного критика Алена?

3. Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).

Билет № 9

    «Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает» (Д. С. Лихачев).

    «Улучшать нравы своего времени – вот цель, к которой должен стремиться каждый писатель, если он не хочет быть только увеселителем публики». Согласны ли вы с мнением О. Бальзака?

3. Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы (Ларошфуко).

Билет № 10

    Как вы понимаете выражение «экология языка»?

    «Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом». Прокомментируйте высказывание И. Гете.

3. Мужественный человек не стерпит оскорбления, а благородный человек не нанесет его (Публий Сир).

Билет № 11

1. Как вы понимаете высказывание Сократа «Заговори, чтоб я тебя увидел»?

    «Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда ни потратил». Разделяете ли вы мнение Валерия Брюсова?

    От удара не так больно, как от слова (Януш Корчак).

Билет № 12

1. Как вы понимаете высказывание Вольтера «Знать много языков - значит иметь много ключей к одному замку»?

2. «Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать». Прокомментируйте высказывание Александра Блока.

3. Самое великое, самое божественное в человеке - способность жалеть и прощать (А. Дюма-сын). Согласны ли вы с мнением писателя?

Билет № 13

    Академик Д. С. Лихачев в одном из интервью сказал, что русский язык чрезвычайно приспособлен для поэзии. Согласны ли вы с этой мыслью?

    «Вдохновение - это строгое рабочее состояние человека». Разделяете ли вы мнение К. Г. Паустовского?

    Нет на свете излишества прекраснее, чем излишек благодарности (Ж Лабрюйер).

Билет № 14

    Словари в моей жизни.

    «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Как вы понимаете высказывание К. Г. Паустовского?

    «Молчание - верный друг, который никогда не изменит». В каких ситуациях справедливо высказывание Конфуция?

Билет № 15

    Порассуждайте на тему: «Вредят ли заимствования самобытности языка?»

    «Дело художника - рождать радость» (К. Г. Паустовский). А как вы понимаете предназначение художника?

    «Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек больше верит первым». Прав ли Р. Эмерсон?

Билет № 16

1. «Диалог – поддакивание другим; монолог – поддакивание себе самому» (А.Сток). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

    Как вы понимаете высказывание поэта Александра Кушнера «Время – кожа, а не платье. Глубока его печать»?

    Дружба - самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага (Аристотель).

Билет № 17

    Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно (Ф. Ларошфуко).

    «Книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие» (Л. Леонов).

    «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу». Докажите справедливость высказывания А. С. Грибоедова.

Билет № 18

    Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить (П. Буаст).

    Кого из писателей-классиков вы считаете самым современным и почему?

    Как вы понимаете высказывание Г. Бокля «Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которые делают его философом»?

Билет № 19

1. Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями (А. Моруа).

    Чтобы были довольны твои читатели, не будь слишком доволен собой (Вольтер).

    Знание без нравственной основы - ничего не значит (Л. И. Толстой).

Билет № 20

    Язык - это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ (И. Мележ).

    Поэтами рождаются, ораторами становятся (Цицерон).

    «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника». Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского?

Билет № 21

    «Дискуссия - это обмен знаниями, спор - обмен невежеством» (Р.Куиллен). Дайте лингвистический комментарий этому определению.

    Как вы понимаете слова В. Г. Белинского: «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец»?

    «Воспитание развивает способности, но не создает их». Разделяете ли вы мнение Вольтера?

Билет № 22

1. «Если есть в мире вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л. Успенский).

2. «Поэт - это философ конкретного и живописец абстрактного». Как вы понимаете высказывание В. Гюго?

3. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». Справедливо ли, на ваш взгляд, замечание Л. Н. Толстого?

Билет № 23

    «Метафора или поясняет мысль, или затемняет ее. В первом случае метафора - поэзия, во втором - риторика». Прокомментируйте мысль В.Ключевского.

    «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и в дурное общество». Как вы понимаете это высказывание Гельвеция?

    Талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть - из памяти и на одну треть - из воли (К. Досси). Согласны ли вы с этим утверждением?

Билет № 24

    Каким быть уроку русского языка?

    «Только человек, по-настоящему любящий поэзию, может оценить прозу». Согласны ли вы с мнением Е. Евтушенко?

    Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения не бывает»?

Билет № 25

    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и гражданской ценности» (К. Г. Паустовский).

    Настоящие писатели - совесть человечества (Л. Фейербах).

3. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше». Согласны ли вы с мнением Э.Золя?

Билет № 26

1. Знание истории языка - ключ к пониманию его богатства.

    «Проза - это архитектура, а не искусство декоратора». Как вы понимаете высказывание Э. Хемингуэя?

    «Цель жизни - самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность - вот для чего мы живем». Разделяете ли вы мнение О. Уайльда?

Билет № 27

1. Мой любимый раздел науки о языке.

2. «Поэты - непризнанные законодатели мира». Согласны ли вы с утверждением П. Шелли?

3. «Сознаться в своей неправоте - это быть умнее, чем были». Прав ли, по-вашему, П. Буаст?

Билет № 28

1. Русский речевой этикет.

2. «Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума». Разделяете ли вы мнение Ф. Шиллера?

3. Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро).

Билет № 29

    «Язык наш беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно» (Н. В. Гоголь).

    Как вы понимаете высказывание Б. Шоу «Стиль что нос: двух одинаковых не бывает»?

    «Быть добрым совсем нетрудно - трудно быть справедливым». Подтвердите мысль В. Гюго или опровергните ее.

Билет № 30

1. «Жесты человека, подобно его зубной щетке, должны быть сугубо индивидуальными». Воспользуетесь ли вы советом американского психолога Дейла Карнеги?

2. Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Цени Дидро).

3. «Исключительное счастье человека - быть при своем постоянном любимом деле». Согласны ли вы с мнением В. И. Немировича-Данченко?

Коротко о Всероссийской олимпиаде по русскому языку

Всероссийские олимпиады школьников по русскому языку проводятся раз в год с 1996 г. До 2008 г. заключительный этап олимпиады состоял из двух туров:

1. Письменный. Предполагал выполнение заданий, связанных с пониманием конкретных фактов языка и проявлением творческих способностей, включал в себя блок заданий по истории и современному состоянию языка, а также перевод древнерусского текста и написание эссе.

2. Устный. Проверял «умение создавать устное аргументированное высказывание на предложенную тему». Победители и призёры олимпиады определялись раздельно среди участников - учащихся 9, 10, 11 классов.

В 2009 году структура заключительного этапа изменилась. Все задания требовали исключительно письменного выполнения, первый тур олимпиады проводился в течение одного дня, а не двух, как ранее. Среди участников из 10-х и 11-х классов проводился общий конкурс. В регламент олимпиады была введена процедура апелляции по результатам проверки заданий, сформирована апелляционная комиссия. Участники не «отсеиваются» по результатам I тура. Подробнее об олимпиаде по русскому языку :

Как готовиться?

При подготовке к олимпиаде по русскому языку одного учебника мало. Необходимо воспользоваться дополнительной справочной литературой, например, словарями: орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим, фразеологическим.

Орфографический словарь напомнит правописание словарных слов, которые часто встречаются на олимпиадах по русскому языку. Этимологический словарь укажет на историю и происхождение тех или иных слов, их родственные отношения. С помощью фразеологического словаря вы узнаете значение устойчивых выражений и сочетаний, научитесь подбирать к фразеологизмам синонимы и антонимы. Пользуясь орфоэпическим словарем, вы запомните нормы ударения и произношения слов.

Повторите грамматику и синтаксис . Часто на олимпиадах по русскому языку встречаются задания, где необходимо образовать форму родительного падежа множественного числа таких существительных, как, например, килограмм, солдат, сапог, баклажан и т. п. Тренируйтесь в составлении схем сложных предложений, обратите внимание на правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных вставными конструкциями, научитесь выполнять синтаксический разбор предложений.

Повторите фонетические правила, транскрипцию. Восстановите в памяти план фонетического разбора.

Вспомните материал о функциональных стилях речи . Обратите внимание на их характеристику: назначение, сфера употребления, стилевые особенности.

Повторите требования к написанию сочинений и изложений . Научитесь грамотно оформлять текст, помните о трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Научитесь составлять и дорабатывать план сочинения. Подробный план поможет раскрыть тему в соответствии с поставленным вопросом, проблемой.

Найдите информацию о выдающихся ученых лингвистах и филологах . Какие известные открытия они совершили? Почитайте о составителях знаменитых словарей русского языка. Также поищите популярные высказывания о русском языке . Уточните автора цитаты.

  • Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии: Кн. Для внеклас. чтения учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1988.
  • Голанова Е.И. Как возникают названия: Кн. для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1989.
  • Казанский Б.В. Приключения слов. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Колесов В.В. История русского языка в рассказах. - СПб.: Азбука-классика,2007 - Серия «Русская словесность».
  • Колесов В.В. Старая пословица недаром молвится. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Кондратов А. Письмена мертвые и живые. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Кондратов А. Земля людей - земля языков. - СПб.: Азбука-классика, 2006 - Серия «Русская словесность».
  • Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. - М.: Знак: Языки славянских культур, 2007.
  • Леонтьев А. Путешествие по карте языков мира. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
  • Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика? - М.: Русское слово, 2000.
  • Мокиенко В.М. В глубь поговорки. Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. - СПб., Азбука, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - СПб., Азбука, 2005 - Серия «Русская словесность».
  • Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. - М.: Просвещение. 2008. Серия - Твой кругозор.
  • Пасхалов А.П. Удивительная этимология - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.- (О чем умолчали учебники).
  • Пересветов Р. Тайны выцветших строк. - СПб.: Азбука-классика, 2006 - Серия «Русская словесность» .
  • Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Суслова А.В. О русских фамилиях. - СПб.: Азбука-классика, 2007 - Серия «Русская словесность».
  • Улуханов И.С. О языке Древней Руси - М.: 1972.
  • Успенский Л.В. Слово о словах - М.: АСТ, Зебра Е, 2009.
  • Юдин А.В. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся. М.: - Интерпракс, 1994.

Сборники с заданиями

  • Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. 9-11 классы: М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006.
  • Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. Условия, решения, комментарии / Сост. Е.В. Муравенко. - М.: Издательство «Индрик», 1995.
  • Задачи лингвистических олимпиад. 1965-1975 / ред.-сост. В.И. Беликов, Е.В. Муравенко, М.Е. Алексеев. - М.: МЦНМО, 2006
  • Лингвистические задачи. Пособие для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1983.
  • Львова С.И. Русский язык. 7 кл.: пособие для учащихся - М.: Дрофа, 2005 - Серия «За страницами школьного учебника».
  • Норман Б.Ю. Лингвистические задачи: учеб. пособие - М.: Флинта: Наука, 2006.
  • Приходько В.К. Выразительные средства языка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
  • Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. - М.: Просвещение, 2009.
  • Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. - М., «Просвещение», 2008 - Серия «Пять колец».
  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку: Кн. для учащихся 5-7 кл. - М.: Просвещение, 1989.

Справочники и энциклопедии

  • Атлас языков мира. Происхождение и развитие языков во всем мире - Лик пресс, 1998.
  • Бельчиков Ю.А. Практическая стилистика современного русского языка - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.
  • Вальтер Х., Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона: ок. 5000 слов и выражений М.: Астрель АСТ: Транзиткнига, 2005.
  • Даль В.И. Пословицы русского народа.
  • Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 томах
  • Дубровин М.И. Иллюстрированный сборник идиом на пяти языках - М., РОСМЭН, 1997.
  • Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева, - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
  • Никитина Т.Г. Молодежный сленг: Толковый словарь: Более 12000 слов; свыше 3000 фразеологизмов - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Новиков Вл. Словарь модных слов - М.: Зебра Е, 2005.
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений.
  • Рогожникова Р.П., Карская Т.С. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей XVIII - XX вв. - М.: Дрофа, 2005.
  • Смолицкая Г.П. Топонимический словарь Центральной России - М.: Армада-пресс, 2002.
  • Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. : В словаре описана словообразовательная структура около 145 000 слов.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. 1-4. Перевод с нем. и доп. О. Н. Трубачева. Изд. 3-е, стереотипное. - СПб.: АЗБУКА, 1996.
  • Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2-х тт. - М., 1993.
  • Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. - М., 1994.
  • Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. — М.: Флинта, Наука, 2006.
  • Энциклопедия для детей [Т.10] Языкознание. Русский язык. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.

​Подготовка к олимпиаде по литературе

Коротко о Всероссийской олимпиаде по литературе

Всероссийская олимпиада школьников по литературе ежегодно проводится по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основными целями и задачами Олимпиады являются пропаганда литературы как искусства слова, литературоведческой науки и литературного образования; выявление, поддержка и поощрение литературно одаренных детей, в том числе предоставление им льгот при поступлении в вузы по профильной специальности.

Олимпиада проводится в три тура для каждой из возрастных параллелей 9-х, 10-х и 11-х классов. Задания всех трех туров выполняются письменно.

Первый тур - комплексный анализ прозаического (эпического или драматургического) произведения одного из русских писателей. Второй тур - сопоставительный анализ стихотворений русских поэтов или комплексный анализ поэтического произведения. Третий тур - выполнение нескольких заданий, связанных со знанием текстов классических произведений русской литературы, теорией и историей литературы, культурно-исторической эрудицией, а также написание письменной работы в определенном жанре.

Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады определяются по результатам набранных баллов за выполнение заданий на всех турах Олимпиады. Итоговый результат каждого участника подсчитывается как сумма баллов за выполнение каждого задания на всех турах Олимпиады.

Как готовиться?

При подготовке необходимо изучить все ключевые произведения школьного курса литературы, узнать основные труды литературных критиков, выучить и понять важнейшие литературоведческие термины, разобраться с периодами в литературе и направлениями, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.

  1. В первую очередь ознакомьтесь с олимпиадными заданиями прошлых лет, такая проделанная работа поможет Вам выработать более четкий курс подготовки к предстоящей олимпиаде.
  2. Выучите основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.
  3. При чтении литературного произведения начните вести читательский дневник (в электронном или письменном виде), в котором нужно указывать дату прочтения, автора, название произведения, его жанр, имена главных героев, основную мысль. Не забывайте отметить номера страниц, для того чтобы в будущем можно было легко найти нужные цитаты.
  4. Выучите наизусть некоторые стихотворения: эти знания помогут без затруднений подкреплять свои умозаключения цитатами (к тому же заучивание наизусть развивает память).
  5. Изучайте критическую литературу, литературоведческие статьи, желательно - после прочтения самой книги. Познакомьтесь с биографией писателя, эпохой, в которую было написано это произведение.
  6. Учитесь делать комплексный анализ лирического текста: определять тему, видеть композицию, выделять ключевые слова, мотивы, детали.
  7. На самой олимпиаде по литературе успокойтесь, внимательно прочтите задания, в первую очередь выполните те, в ответе на которые Вы уверены, затем приступайте к более сложным заданиям.

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году):

  • определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
  • выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
  • объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • анализировать литературные произведения разных жанров;
  • определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
  • выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
  • представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
  • собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
  • писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
  • выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться
  • каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
  1. Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века. В 2 тт. М., 2009
  2. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.
  3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
  4. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 2009 (и другие издания)
  5. Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. - М.: Вербум-М, 2006.
  6. Волжина Е. Д. Олимпиады по литературе: 5-11 классы, М., 2012.
  7. Гаспаров М. Л. "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтов и Ламартин
  8. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.
  9. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001
  10. Кожинов В. В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
  11. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. (в серии ЖЗЛ) М., 2009
  12. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Предисл. В.И. Мануйлова, комментарий В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. СПб., 1996.
  13. Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин.Лермонтов. Гоголь.
  14. Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74 - 87.
  15. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
  16. Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993) История русской прозы. СПб., 1997 и другие издания.
  17. Всероссийская олимпиада школьников является наиболее авторитетной площадкой проверки знаний школьников, обучающихся в школах России.

    Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по литературе. Этот информационный портал предназначен как для учеников, так и для учителей. На страницах сайта есть возможность найти следующие материалы:

    • задания и решения;
    • результаты олимпиады;
    • форум для обсуждения олимпиады по литературе;
    • график и места проведения олимпиады;
    • информация о международных олимпиадах для школьников

    Словари и энциклопедии на портале «Академик»:

    • Литературная энциклопедия
    • Словарь литературных терминов
    • Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
    • Словарь литературоведческих терминов
    • Поэтический словарь
    • Литературные герои
    • Энциклопедия Булгакова
    • Лермонтовская энциклопедия
    • Шекспировская энциклопедия
    • Мир Лема - словарь и путеводитель
    • Словарь русского языка XVIII века
    • Словарь книжников и книжности Древней Руси
    • Русские поэты Серебряного века
    • Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
    • Слово о полку Игореве - словарь-справочник
    • Энциклопедия античных писателей

Литература 5 - 11 класс

Сочинения

Русский язык

    Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
    (К. Г. Паустовский).

    Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье, В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев, и звон, и ладан богомолья.
    (К. Д. Бальмонт).

    Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
    (К. Г. Паустовский).

    Красота, величие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.
    (М. В. Ломоносов).

Дмитрий Иванович Писарев

Джозеф Аддисон

Литература придает жизни форму.

Книга - великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.

Александр Александрович Блок

Хорошая книга - просто праздник

Максим (Алексей Максимович Пешков) Горький

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

Федор Михайлович Достоевский

Произведение, которое читают, имеет настоящее; произведение, которое перечитывают, имеет будущее.

Александр (сын) Дюма

Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью.

Сомерсет Моэм

Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.

Марк Твен

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины.

Люк де Клапье Вовенарг

Они (поэты) недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже.

Фридрих Ницше

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

Максим Горький

Время проходит, но сказанное слово остается.

Лев Николаевич Толстой

Я был вскормлен законами, и это дало мне представление о темной стороне человечества. Тогда я стал читать поэзию, чтобы сгладить это впечатление и ознакомиться с его светлой стороной.

Томас Джефферсон

Для успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, рекомендую ознакомиться и попробовать ответить на реальные варианты олимпиадных заданий по русскому языку.
На моем сайте размещены наиболее реалистичные варианты заданий и ответы на большинство из этих заданий. Все варианты заданий взяты с реальных олимпиад по русскому.
Представленные примеры ответов на задания, позволят Вам хорошо подготовиться к олимпиадам и даже стать их призерами, а это очень серьезный шаг к поступлению в ВУЗ, ведь победителям олимпиад льготы при поступлении никто не отменял. Правильность ответов на выполненные задания можно проверить на страницах с ответами. Удачи.

Задания олимпиад по русскому языку 9 класс. Ответы.

Задания олимпиад по русскому языку 9 класс с ответами.

Задание 1.

Какие слова в русском языке можно назвать словами - двойниками?
Приведите примеры таких слов.
Каким термином (терминами) их называют?

Ответ.

Двойниками - это люди, имеющие полное внешнее сходство друг с другом или очень похожие друг на друга внешне. Поэтому слова, внешне – графически и/или фонетически – похожие друг на друга, также можно назвать двойниками. Терминологически их определяют как слова-омонимы . Различают лексические омонимы – одинаково звучащие слова, но не имеющие общих элементов смысла; омоформы – слова, у которых совпадают только отдельные формы (пила - пила ); омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но различаются написанием (луг - лук ); омографы – слова, которые одинаково пишутся, но различаются произношением (ударением) (замок - замок ); грамматические омонимы – внешне совпадающие формы одного и того же слова (молодой - молодой )


Задание 2.

Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные?
Прокомментируйте свой ответ.

Купы, купола, купно, купидон, купейный, куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.

Ответ.

Родственные группы образуют слова а) купальня, купель, б) купы, купно и в) купон, купировать .

а) Слово купальня , обозначающее постройку у воды или на воде для купания или раздевания купальщик, и слово купель , обозначающее большой сосуд, в который погружают ребенка при обряде крещения, являются однокоренными с глаголом купать(ся) - погружать в воду для обмывания, освежения и т.д.

б) Слова купы (купа) – группа густо растущих лиственных деревьев или кустов и купно – вместе с кем-, чем-либо восходят к общеславянскому kupa и индоевропейской базе keu-p-, что объединяет их с соответствующими словами из родственных славянских и других языков смыслами «вместе», «куча, груда», «накапливать, сосредоточивать».

в) Купон – отрезной талон у ценных бумаг на получение процентов с них или отрез на платье, блузу, обычно рассчитанный на определенный раскрой, и купировать – отрезать, отрубать или устранять какое-либо нежелательное явление.


Задание 3.

Какое действие в приведенном ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом?
Какими словами назвали бы его вы сегодня?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, все кипит;

В райке нетерпеливо плещут ,

И, взвившись, занавес летит.

Ответ.

Глагол плескать выражает значение фразеологизма плескать руками – взмахивая обеими руками, ударять одной ладонью о другую; хлопать в ладоши в знак одобрения или приветствия..

Рукоплескать, аплодировать. .


Задание 4.

Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот?
Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?

Ответ.

1. Гул, куль, тля.

2. Четвертое лишнее - нёль.


Задание 5.

В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы .
Объясните, что значит в этом названии слово успение .
Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.

Ответ.

Успение – смерть, кончина (церк.).

Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.


Задание 6.

Русский, белорус и туркмен, прогоняя, например, гусей, скажут «кыш» , азербайджанец – «киш» , литовец - « sti?» , поляк - «sio». В каждом из этих слов есть звук [ш] или [ш?] .
Предположите, почему в разных языках слово-сигнал содержит одинаковый или схожий звук.

Ответ.

Можно предположить, что это связано с тем, что для многих животных шипение – это сигнал угрозы.
Так они пугают врага.


Задание 7.

В повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем:
«Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка».
Насколько глубока была рана Гринева?

Ответ.

1 вершок – 4,45 см. Глубина раны – 6, 67(8) см


Задание 8.

Даны два события.
Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной .
Между ними существуют причинно-следственные отношения.
Как эти отношения можно выразить?
Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.

Ответ.

  1. Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что .*
  2. Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.
  3. Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.
  4. Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.
  5. Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.

6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.

Простое предложение. Причинный предлог из-за.

7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.

*Примечание.

Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что , по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.


Задание 9.

Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.

В…гон, б…клажан, бр…шюра, с...минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.

Ответ.

1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц.

2. Традиционный принцип орфографии.


Задание 10.

Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.

Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.

Ответ.

Повесить нос – воспрянуть духом.

Хоть отбавляй – кот наплакал.

Как кошка с собакой – душа в душу.

Сложа руки – засучив рукава.


Задание 11.

Согласны ли вы с тем, что в умме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.

Ответ.

7 суффиксов.

Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.

Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.

Красн – оват – ый – 1 суффикс.

Поэт – эсс – а – 1 суффикс.

Стар - ин – н – ый – 2 суффикса.


Задание 12.

Чем грамматически моль отличается от мухи ?

Ответ.

Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 - различаются падежной парадигмой. Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности - множественности - неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы.


Русский язык 9 класс


Copyright © All rights reserved

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

font-size:14.0pt;line-height:115%; font-family:" times new roman>Олимпиада по русскому языку и литературе I (школьный) этап республиканской олимпиады учебный год

Задание 1. Укажите слова, в которых совпадает количество гласных и согласных звуков.

1) Аллея; 4). Театры;

2) Воробьи; 5) Медальоны.

3) Бояться;

Задание 2. Объясните значение слов.

Преамбула, прерогатива, прецедент, презентабельный, предвзятый, превратный.

За каждый правильный ответ 0,5 балла

Задание 3. Замените иноязычные слова синонимичными русскими словами, сложными по образованию.

Каллиграфия, демократия, библиофил, орфография , гуманный, оптимистический, эквивалентный, капризный. За каждый правильный ответ 0,5 балла

Задание 4. Определите, какие пары слов являются формами одного и того же слова, а какие – формами разных слов.

Накормить – накормлен: злить – злющий; петь – поющий; отпереть – отпирать; отпереть – отпирая; шить – ушить; шесть – шестерых; красный – краснеть; заплесневел – заплесневелый; дружеский – дружески; пиши – пишите; белят – белеет; белый – белизна; широкий – широченный

Задание 5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Расставьте знаки препинания.

Многие историки говорят (1) что Бородинское сражение не выиграно французами (2) потому (3) что у Наполеона был насморк (4) что (5) ежели бы у него не было насморка (6) распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее (7) и Россия бы погибла. За каждый правильный ответ 0,5 балла

Задание 6. К пословицам и поговоркам стран Востока подберите русские с теми же значениями.

У каждого человека есть хорошая мысль: пять человек – пять хороших мыслей.

Остерегайся воды, текущей тихо; берегись того, кто глаза опускает.

В родник, откуда пьют воду, камень не бросают.

Убежал от дождя – попал под худую крышу.

Отрабатывай глину, пока она влажная. За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 7. Какая ошибка допущена в тексте?

89 ямальских школ в рамках реализации национального проекта «Образование» до конца этого года будут подключены к Всемирной сети Интернет. Это существенный прорыв в мир новых информационных технологий , позволяющих поднять качество обучения.

1) орфографическая 2) пунктуационная 3) речевая 4) грамматическая За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 8. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

1) Одни ворота были закрыты, другие - распахнуты настежь.

2) В этом матче мяч залетел только в одни ворота.

3) В группе были одни девушки.

4) В корзинке для рукоделия лежали три катушки ниток, набор иголок и одни ножницы.

5) Мама разрешила мне купить только одни туфли.

За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 9. В стихотворении А. Гитовича «Сказка Андерсена» подчеркните все

сказуемые. Определите их типы. Постройте линейные и структурно-смысловые схемы сложных предложений. Укажите разновидности сложных

предложений.

Когда поэт в беде,

Угнетена Природа

И робок свет восхода

На облачной гряде.

И к беднякам в оконце,

Повсюду и везде.

Опаздывает солнце,

Когда поэт в беде. За каждый правильный ответ 1 балл

Задание 10. Приведённые ниже цитаты - вторые строчки из разных стихотворений. Вспомните первую строчку, название стихотворения и адресата .

1) ...Недолго нежил нас обман..Голубка дряхлая моя...

2) ... Передо мной явилась тыХраните гордое терпенье...

Темы устных высказываний (15 баллов)

Билет 1

1. Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло соседствуют в ней (О. Бальзак) .

2. Ласковое слово - что вешний день.

Билет 2

1. Одиночество лучше, чем плохой товарищ (Кабус) .

2.»Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство» Б. Окуджава.

Билет 3

1. Писатель должен много писать, но не должен спешить

2. Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций

Билет 4

1. Раны лечатся временем, а горе дружбой. Аркадь Кулешов

2. «Главный воспитатель человека – его жизненный опыт». Согласны ли вы с мнением поэта? Е. Евтушенко

Билет 5

1. Кто всякому друг, того я другом своим не считаю Ж. Мольер

2. «Добро» и «зло» телевидения.

Билет 6

1. Где равенству конец, не может быть и дружбы Д. Обер

2. Как бы вы ответили на вопрос «Что угрожает литературному языку?»

Билет 7

1. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут. Ж. Лабрюйер

2.Великий писатель должен охватывать все стороны человеческого существования. А. Моруа

Билет 8

1.Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости .

2. Литература – это руководство человеческого разума человеческим ростом. В. Гюго

Билет 9

1. Плохо живут те, которые всю жизнь лишь собираются жить. Публий Сир

2. «Кто не любит родную природу –тот не знает народной души. Н. Рыленков

Билет10

1. Лишь тот постигает жизнь, кто проникает в ее глубины. С. Цвейг

2. Чтобы хорошо говорить, нужно много учиться.

Билет 11

1. Украшение дома – друзья, его посещающие Р. Эмерсон

2. Талант-это сила жить

Билет 12

1.Мобильная связь в повседневной жизни.

2. "Самая трудная вещь - требование к себе" А. Макаренко

Билет 13

1. Герой нашего времени: какой он?

2. Друг мне тот, кому все могу говорить.

Билет 14

1. Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. Ф. Бэкон

2. Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай.

Билет 15

1. Во многой мудрости много печали. (Библия)

2. Красивые мысли нередко служат костылями хромым мыслям. Г. Гейне

Текст для написания отзыва (10 класс)

Андрей Дементьев

В мастерской у скульптора

Я не знаю, как ты все постиг:

проступает в камне женский лик,

будто бы в окне рассвет весенний.

Я не знаю, что тебе дороже:

Тайна мысли иль улыбки миг.

Сколько лиц…

А лик один и тот же,

Всё один и тот же женский лик.

Видимо, резец твой заколдован.

Видно, камень у тебя такой,

что бы ни работалось –

и снова

женский лик под ласковой рукой.

Проступает в камне женский лик.

Боль его – в твоей любви начало.

Словно в камне музыка звучала,

а до нас донесся только крик.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЗЫВА

(Максимальный балл - 35)

I . Анализ содержания произведения (10 баллов):

- определение темы, анализ основной проблематики (2 балла);

- анализ системы образов (1 балл);

- определение особенностей сюжета, композиции (1 балл);

- учет вертикального контекста, общая эрудиция автора работы (1 балл);

- личностное отношение к прочитанному (1 балл);

- наличие и убедительность аргументации (1 балл);

- отсутствие фактических ошибок (1 балл).

И. Анализ изобразительно-выразительных средств (10 баллов):

- многоуровневость анализа: метрика, строфика, рифма; тропы и стилистические
фигуры; фонетические , лексико-фразеологические, словообразовательные,
морфологические , синтаксические , графические средства изобразительности (4 балла);

- целостность анализа: определение роли изобразительно-выразительных средств
в раскрытии темы, идеи, проблематики произведения, в выявлении авторской позиции,
взаимосвязь уровней (2 балла);

- учет жанрово-стилевой специфики произведения (2 балла);

- выявление особенностей авторского стиля (2 балла).

III . Грамотность (10 баллов): по критериям оценки творческих работ учащихся.

IV . Композиция работы: соразмерность и взаиморасположение частей

уместность отступлений и под. (3 балла).

У. Творческий характер работы (2 балла):

- нестандартность оценки прочитанного (1 балл);

- оригинальность формы (1 балл).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УСТНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Содержание высказывания:

- соответствие теме, отсутствие необоснованных отступлений от темы;

Полнота раскрытия темы (наличие достаточного количества подтем для раскрытия темы);

- глубина раскрытия темы;

- аргументированность суждений, использование в качестве аргументов не только личного опыта участников олимпиады, но и примеров из литературных произведений, исторических фактов и т. п.;

- отсутствие фактических ошибок.

2. Построение высказывания:

Логичность;
- связность;

- композиционная четкость, соразмерность частей высказывания;

- цельность и завершенность.

3. Речевое оформление:

- богатство и выразительность речи (объем активного словарного запаса;
- разнообразие грамматических конструкций, экспрессивность);

- уместность речи, соответствие заданному стилю, жанру, типу речи;

- правильность речи (соблюдение норм русского литературного языка: орфоэпических , акцентологических, словообразовательных, морфологических,
синтаксических, речевых - оценка снижается на 0,5 балла за каждую ошибку).

4. Творческий характер высказывания:

- нестандартность трактовки темы,

- оригинальность композиции, формы высказывания .

5. Ответы на вопросы жюри.

Максимальная оценка - 15 баллов, (содержание высказывания - 5 баллов, построение - 2 балла, речевое оформление - 5 баллов, творческий характер высказывания 1 балл, ответы на вопросы жюри - 2 балла).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!