В каком городе памятник затопленным кораблям. Символ Севастополя – памятник Затопленным кораблям

Памятник затопленным кораблям - мемориальный памятник в городе Севастополь (Крым). Является одним из главных символов города и его популярных достопримечательностей.

Монумент находится в Севастопольской бухте и посвящен героической, Первой обороне Севастополя. Сооружен в 1905 г. в честь 50-летия обороны города в период с 1854 по 1855 гг. во время Крымской войны. Тогда в бухте для сдерживания англо-французского флота по указу выдающегося адмирала Павла Степановича Нахимова было затоплено более 10 судов, а после того, как обороняющиеся покинули Южную бухту, был затоплен весь оставшийся флот.

Памятник представляет собой мемориальную колонну, которая возвышается на небольшом каменном острове в 20 м. от набережной. Высота памятника вместе с постаментом - 16,7 м. На вершине колонны установлена фигура двуглавого орла, в клюве которого - траурный венок с якорем. На груди орла изображен щит со святым Георгием Победоносцем. На постаменте памятника барельеф с затопленными кораблями.

Памятник затопленным кораблям воздвигнут в память о кораблях, принесенных в жертву, чтобы спасти город Севастополь от атак противника с моря во время Первой Крымской войны. Этот памятник - настоящий символ города, расположенный на красивейшей набережной и привлекающий тысячи туристов

Рассказу об этом монументе я решил посвятить отдельный пост, так как он является лицом города Севастополя. Итак, начнем…

В паре метров от набережной Приморского бульвара, на утесе высотой в три метра, возведенном из грубых гранитных плит, высится острая коринфская колонна. Её украшает орел из бронзы с распростертыми крыльями, держащий лавровый венок. На памятной плите надпись: "В память кораблей, затопленных в 1854-1855 гг. для заграждения входа на рейд". Полная высота монумента - 16,66 метров. Напротив от памятника затопленным кораблям, на стене набережной, находятся якоря с тех самых кораблей, которые были затоплены

Воздвигнутый в 1905 году к 50-летию первой героической обороны города, памятник напоминает об одном из печальных, но героических моментов той битвы:

После высадки в сентябре 1854 года войск союзников в Евпатории и разгрома русской сухопутной армии в сражении под Альмой, в Севастополь поступил приказ главнокомандующего князя А.С. Меньшикова: потопить несколько кораблей прямо у входа в бухту, создав тем самым своеобразную подводную баррикаду. Это распоряжение, чья логичность некоторыми исследователями оспаривается и по сей день, стало персональной для вице-адмирала трагедией. Узнав о распоряжении, Корнилов рассудил, что необходимо собирать военный совет и постараться убедить на нём офицеров использовать альтернативный план: дать отпор врагу всеми силами флота, а в случае провала пойти на абордаж и подорвать себя вместе с врагом. Оппонентом Корнилова на этом собрании стал Нахимов: союзные корабли прекрасно вооружены, их скорость выше, значительно превосходят численностью, а Севастополь в случае неудачи может оказаться вообще без всякой обороны. Когда стало очевидно, что совет в своём большинстве поддерживает мнение Нахимова, Корнилов пошел прямиком к главнокомандующему. Меньшиков в резкой форме повторил свой приказ, на что обозленный Корнилов ответил: «Как вице-адмирал и как генерал-адъютант, исполнение этой крайней меры я на себя не возьму!». После этого главнокомандующий приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Для вице-адмирала это было невыполнимо, его выдержка и рассудительность остудили разбушевавшиеся эмоции.

У семи буйков, обозначивших точки последних стоянок, стали на якорь ветераны флота: корабли "Силистрия", "Уриил", "Селафаил", "Три Святителя" и "Варна". Ближе к берегам - один к северному, второй к южному - расположились фрегаты "Сизополь" и "Флора". Корабли стояли строго с севера на юг, находясь между Константиновской и Александровской батареями. Все тяжелые корабельные орудия и порох сняли с кораблей и отправили на берег - все это могло пригодится при дальнейших сражениях. Ночью 11 сентября 1854 года корабли были потоплены. Потрепанный временем корабль «Три святителя» долго не могли потопить. Он был на плаву до самого утра и только после множественных залпов по нему с парохода «Громоносец» пошел ко дну. Даже опытные моряки и офицеры не могли выдержать этого трагического зрелища. После этого команды затопленных кораблей, сошли на берег, пополнив оборонительные ряды севастопольских бастионов

Вот фото фарватера где были затоплены корабли


В приказе В.А. Корнилова от 11 сентября 1854 года утверждалось: "…печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено нами усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но надобно покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла…"

14 ноября началась буря, давшая этой истории продолжение. Прежде всего, из Англии был отправлен в Севастополь пароход «Принц» с секретным арсеналом, минами и группой опытных водолазов для подрыва кораблей. Однако этот пароход во время ноябрьского шторма сам пошел ко дну у скал Балаклавы и, лежа на дне Чёрного моря, оброс чуть-ли не в равной степени морскими водорослями и легендами о золоте, будто-бы находившемся на его борту. Во-вторых, утонувшие в сентябре корабли были потревожены штормом, подводное заграждение было сильно нарушено – это послужило причиной создания второй линии кораблей, от Михайловской до Николаевской батареи. Поэтому в феврале 1855 года еще шесть старых суден - линейные корабли "Двенадцать апостолов", "Святослав", "Ростислав", фрегаты "Кагул", "Мидия" и «Месемврия" - отправились на дно бухты. Остальные корабли были задействованы для артиллерийской поддержки сухопутных войск, часть из них перебазировались в госпитали.

Где располагались вышеописанные батареи? Константиновская батарея в форме подковы и по сей день находится на Северной стороне, у самого входа в Севастопольскую бухту. Каждый день ровно в 12 часов отсюда раздается, следуя старой морской традиции, пушечный выстрел:


Михайловская находится также на северной стороне бухты, немного подальше от входа в неё:


Некоторые батареи не сохранились: Александровская находилась слева от Константиновской, на восточном мысу, а самая большая в то время в Европе Николаевская распростерлась практически во всю длину нынешнего Приморского бульвара. В августе 1855 года, когда русские войска по специально устроенному понтонному мосту перебрались через бухту с Южной стороны на Северную, на рейде были затоплены остальные корабли Черноморского флота… От истории сражений перейдем к истории самого памятника. Автор памятника длительное время оставался неизвестным. Только в 1949 году в Центральном историческом архиве Ленинграда был найден список творений знаменитого эстонского скульптора Амандуса Адамсона (1855-1929), составленный им самим в связи с назначением его членом Академии художеств. В этом списке находится и Памятник затопленным кораблям . Исследования доказали участие в создании этого памятника также архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Энберга. Этот величественный и гордый памятник - один из самых любимых севастопольцами и гостями города.

Севастополь-это особенный город. Уникальная атмосфера, морские пейзажи, яркое солнце-только этого уже достаточно, чтобы привлечь сюда множество туристов.
Но кроме этого город может похвастаться разнообразными архитектурными достопримечательностями, а его многочисленные памятники-рассказать о славных воинских подвигах, которыми так богата его история.

Памятник, о котором пойдет речь – яркая и любимая туристами достопримечательность Севастополя. Монумент можно без преувеличения назвать гордостью Крыма. В 1969 году он был изображен на гербе города-героя, а в 2000-на флаге.

Как добраться к памятнику?

Лучше всего начинать движение от площади Нахимова или с Приморского бульвара. Достопримечательность расположена в Артбухте. Высота монумента-более 16 метров, поэтому его отовсюду хорошо видно.

Устройство памятника

В 23 метрах от берега установлена гранитная скала. Из нее выступает величественный каменный пьедестал, на котором высится семиметровая колонна. На ее вершине сидит двуглавый орел, чья голова увенчана императорской короной. В клюве он держит венок и якорь. Половину венка составляют листья лавра, другую- листья дуба. Лавр символизирует славу, победу и триумф, а дуб-силу, стойкость и зрелость. На груди орла сияет щит с изображенным на ним Святым Георгием Победоносцем. На пьедестале находится барельеф со сценой затопления кораблей. Под изображением выбиты слова: «Въ память кораблей затопленныхъ в 1854 и 1855 г.г.для загражденiя входа на рейдъ». На набережной напротив памятника стоят два якоря с тех самых кораблей.

Проект монумента был создан скульптором А.Г. Адамсоном, архитектором В.А.Фельдманом и военным инженером Ф.О. Энбергом.

Интересно, что орел «смотрит» не на набережную, а на море. То есть увидеть монумент во всей его красе можно только из акватории. В этом заключается символизм Памятника затопленным кораблям: он чествует героев-моряков, поэтому и взгляд его обращен в ту сторону, где началась героическая борьба защитников города.
Высота всей композиции — 16,7 метров, размах крыльев орла — 2,67 метра. Вся композиция выполнена из бронзы.

История памятника

В начале Крымской войны, когда несколько важных сражений были уже проиграны, Севастополь находился под реальной угрозой захвата неприятелем. На военном штабе 9 сентября 1853 состоялось обсуждение, какую тактику выбрать для защиты города.

Выступавший вице-адмирал Корнилов высказал предложение всем кораблям выйти в море, чтобы изо всех сил атаковать неприятеля, а если это не удастся - идти на абордаж и погибнуть смертью храбрых, уничтожив такой ценой и часть флота противника.

Однако командир «Селафаила» Зорин неожиданно предложил другое решение. Он сказал речь, в которой призвал затопить старые суда таким образом, чтобы они преградили вход в бухту. Моряков же поставить на бастионы для защиты города на суше.

Это было сложное для всех решение. Топить свои корабли непросто. Но главнокомандующий князь Меньшиков, собравшись с духом, все же отдал такой приказ. Вице-адмирал Нахимов также поддержал это решение. Оба они знали, что целью неприятельской коалиции, в которую входили Англия, Франция и Турция, был захват всего Крыма. И, конечно, Севастополь просто обязан был устоять, чтобы не дать свершиться этим планам!

Всего затопили 15 кораблей: 9 на первой и 6 на второй линиях. Их экипаж перешел на бастионы и держал оборону там.
Такой маневр русского войска значительно повлиял на ход войны, ведь мощный неприятельский флот был практически нейтрализован, при этом без единого выстрела!
Поэтому те 15 кораблей, которые были затоплены, в полной мере заслужили звание защитников Севастополя.

После этого город оборонялся еще 349 дней, и эта эпопея вошла во все учебники истории и военного дела как пример стойкости и мужества российского войска. После того, как город все-таки пал, у неприятеля уже не осталось сил для захвата всего полуострова.
К 50-летию описанных событий и возведен памятник, о котором идет речь. С тех пор он стал одним из самых любимых достопримечательностей горожан и их гостей.

Война длилась 349 дней

Памятник в годы войны


Хоть памятник и представлял собой отличную мишень, он чудом уцелел в годы Великой Отечественной войны.

Бомбить Севастополь начали уже 22 июня 1941 года, а одна из бомб даже разорвалась между монументом и берегом. Эта бомба не нанесла монументу вреда, как и многие другие, которые потом не раз падали рядом. Но урон памятник все-таки понес, да и мудрено было остаться невредимым в те страшные годы. Барельеф монумента повредили пули, колонна и капитель тоже были посечены осколками, а в крыльях орла появились пробоины.

Но несмотря на это бойцы советской армии, войдя в город освободителями 9 мая 1944 года, были поражены. Памятник стоял почти целый, а у его подножия горел подбитый немецкий танкер. Эта поразительная картина запечатлена на многих фотографиях того времени.

Памятник Затопленным кораблям в наше время

В канун 100-летия памятника в 200 году его отреставрировали. Укрепили гранитные глыбы, которые за столетие сильно вымыло море, сделали косметический ремонт и заново установили крест на короне орла: в советское время он был варварски спилен. Кроме того, вокруг подводного основания памятника возвели бетонную стену, чтобы создать искусственную преграду для морских волн.

Хотели восстановить и мачту парусного корабля, которая изначально выступала из морских волн. В 1975 году она погибла при сильном шторме. Но, к сожалению, на это финансирования уже не хватило.

Фото Памятника Затопленным кораблям

  • Есть мнение, что крылья орла спроектированы не случайным образом: якобы одно крыло повторяет профиль адмирала Нахимова, а другое-императора Николая I, то есть русского императора и главнокомандующего флота, которые вели ту войну. Многие туристы, рассматривая памятник со стороны моря, уверяют, что так оно и есть, хотя документального подтверждения этой легенде не существует.
  • Памятник затопленным кораблям-это народное название. Так получилось, что этот величественный монумент так никогда и не был открыт официально. В разное время в документах его именовали по-разному. Историки насчитывают от 10 до 17 названий этой достопримечательности! К примеру, 3 августа 1905 года царской канцелярией был издан документ, предписывающий именовать памятник «Местом заграждения Севастопольского фарватера». Однако, как нетрудно заметить, название так и осталось народным-Памятник затопленным кораблям.
  • Монумент возведен на старой устричной банке. Сейчас она, конечно, давно мертва, но в свое время здесь располагался респектабельный ресторан «Поплавок», в центре которого был устроен бассейн. Из него на глазах у гостей доставали свежих устриц прямо к столу.

Любимое место туристов
Сегодня Памятник затопленным кораблям по праву считается визитной карточкой Севастополя. Из всего множества туристов, посещающих город, вряд ли хоть один уехал, не навестив его и не сделав фото на его фоне. Сюда водят экскурсии, как взрослые, так и детские. Ребятам особенно интересно послушать занимательный рассказ экскурсовода о беспримерном мужестве защитников города, которому посвящен этот величественный монумент.

Почти все памятники Севастополя посвящены не только конкретным событиям, но и мужеству, славе, самоотверженности русских моряков. Памятник затопленным кораблям, ставший одним из самых узнаваемых символов города, подтверждает это.

1854-1855 годы – время Крымской войны и Первой обороны Севастополя, очень трудное для города и героическое одновременно. После того как союзная (франко-англо-турецкая) армия в составе 350 кораблей высадилась в Евпатории, было принято решение устроить на входе в бухту своеобразную баррикаду: затопить старые корабли и тем самым закрыть ее от неприятельских судов.

Решение это вызвало немало споров. Например, адмирал Корнилов считал, что необходимо разрабатывать альтернативный план, предполагающий отчаянный отпор врагу. Нахимов был не согласен с этим, поскольку союзные войска намного превосходили российские как в численности, так и в вооружении.

В споре победила точка зрения Нахимова и главнокомандующего Меншикова. К семи буйкам встали суда — ветераны русского флота, с которых сняли все орудия. В ночь на 11 сентября они были затоплены, позже, в ноябре-декабре, к ним добавились еще три судна, а в феврале затопили еще шесть кораблей. В августе 1855 года, когда защитники крепости вынуждены были оставить южную сторону, ко дну пошел остальной флот.

Интересно, что корабль «Три Святителя» не хотел уходить ко дну, несмотря на стрельбу по нему. По одной из легенд, моряки вспомнили, что на нем хранится икона, подплыли к судну и забрали ее. Лишь после этого корабль был затоплен.

Идея увековечить память об этих событиях появилась еще в конце XIX века, но реализована она была лишь в 1905 году, к 50-летию обороны. В создании знаменитого монумента принимали участие инженер Энберг, который и придумал выступающую из воды колонну, архитектор Фельдман, поставивший колонну на скалу, и скульптор Адамсон.

Композиция

Величественный Памятник затопленным кораблям (погибшим, затонувшим – эти варианты тоже используются туристами, но они не являются точными) представляет собой вырастающую из моря скалу с пьедесталом, на котором возвышается коринфская колонна с бронзовым двуглавым орлом. Склонившая голову птица держит в клюве венок с якорем, а на ее груди – щит с нанесенным на него изображением Георгия Победоносца. Со стороны Приморского бульвара монумент украшает барельеф – трагическая сцена затопления кораблей.

Известен еще один факт, не имеющий отношения к обороне Севастополя, но очень интересный. Монумент установлен на устричной банке (отмели, когда-то населенной устрицами). В первой половине XIX века здесь находился ресторан «Поплавок», в центре которого располагался бассейн. Устриц из него доставали и готовили прямо при посетителях. Вообще, Севастополь был «устричной столицей» России: в городе работало три завода, и именно севастопольские устрицы поставлялись к императорскому столу. Более того, моллюски вывозились и во Францию, и для этого был создан первый в России вагон, оснащенный холодильной установкой.

Хобби севастопольского преподавателя физики и математики Владимира Салтанова — Памятник затопленным кораблям. Он всесторонне изучает главный символ Севастополя — от истории его создания до количественных характеристик. Причем делает он это не только по книгам, справочникам и путеводителям, но и на основе самостоятельных практических исследований. Версию истории памятника В.Салтанова мы представляем сегодня читателям «Севастопольской газеты».

Что вы знаете о главном символе Севастополя — Памятнике затопленным кораблям? Каковы общая высота монумента, расстояние от берега, размер колонны? И, вообще, скульптурное изображение какой именно птицы венчает знаменитый рукотворный севастопольский символ? Эти и другие вопросы севастопольский преподаватель физики и математики В.Салтанов неоднократно задавал жителям Севастополя и выяснил следующее: большинство опрошенных имеют об этом весьма расплывчатое представление.

О том, что памятник связан с событиями Первой обороны Севастополя, как правило, верно отвечает большинство опрошенных, но вот в деталях... Оказывается, далеко не все уверены в том, что колонну венчает изображение орла. Некоторые, например, считают, что это чайка.

А вот сколько метров от берега до памятника? Какие только цифры не называют экскурсоводы: 10 метров, 15, 12, 25! В.Салтанов не поленился и измерил расстояние лично… Впрочем, не будем забегать вперед, а расскажем обо всем по порядку.

Тема настолько увлекла В.Салтанова, что он принялся изучать памятник со всей серьезностью настоящего исследователя и продолжает делать это уже много лет. И вот что выяснил.

Чтобы помнили

В канун 50-летнего юбилея Первой обороны города в России было решено воссоздать картину защиты Севастополя и превратить былые места сражений в огромный мемориальный комплекс, который должен был напоминать потомкам о том, как «...русская армия и флот в 11-месячной тяжкой борьбе задерживали нашествие грозной союзной силы».

В 1899 году был образован специальный комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны, который возглавил сам Великий князь Александр Михайлович — сын младшего брата императора Александра II, Великого князя Михаила Николаевича, участника обороны Севастополя, заслужившего Георгиевский крест в Инкерманском сражении.

5 августа 1903 года газета «Крымский Вестник» в статье, посвященной 50-летию Севастопольской обороны, писала: «Государю-Императору благоугодно было назначить празднование юбилея Севастопольской обороны осенью 1904 года... В самом городе, на берегу бухты у Приморского бульвара, разбитого на месте бывшей Николаевской батареи, будут отмечены два события обороны — переправа гарнизона через рейд и преграждение входа в Севастопольскую бухту...»

К тому времени комитет уже рассматривал различные предложения, связанные с возведением монумента, посвященного (ну, если по сути) заграждению севастопольского фарватера.

В архиве Музея ЧФ РФ и по сей день хранятся два проекта памятника, разработанные до 1901 года. Авторы одного из них — севастопольский архитектор A.Вейзен, инженеры Ф.Еранцев и Г.Долин, другого — начальник инженерной службы Севастопольской крепости инженер-подполковник Ф.Энберг.

A.Вейзен планировал возвести «Общий знак обозначения линии затопления кораблей» на берегу, на существующем и сейчас полукруглом «пятачке» над морем. После чего, вероятно, и возникла идея монумента. Таким образом, спустя 50 лет после обороны 1854-1855 гг. в память о затоплении кораблей на второй линии заграждения, недалеко от бывшей Николаевской батареи, в море в десяти греческих саженях от берега был возведен монумент.

Со стороны набережной его восьмигранный пьедестал украсила небольшая (50х75 см) бронзовая картина, на которой величественно и грозно скрещивают мачты идущие на дно корабли.

Памятникъ затопления кораблей

Тогда же родилось и первое название — «Памятникъ затопления кораблей». Именно так он упомянут в сообщении строительной комиссии, которая объявила о полном завершении работ 29 июля 1905 года. С этого времени новые путеводители упоминают монумент на своих страницах.

Правда, вначале, не решаясь использовать какое-либо определенное название, писали просто: «Вблизи яхт-клуба, у Приморского бульвара, на искусственно сделанном из гранита островке высится 9-саженной высоты гранитная колонна, увенчанная орлом, в память затопления кораблей Черноморского флота в 1854 г. для заграждения входа в Севастопольскую бухту неприятелю».

Было и такое «полное» описание: «Памяти заграждения фарватера затопленными кораблями, начало которого мы сделали еще 11-го сентября 1854 г., поставлен в воде против центральной части бульвара подобающий монумент».

В путеводителе по Крыму 1914 года уже есть фотография с подписью: «Памятник затопленным кораблям» и лаконичный рассказ: «В нескольких саженях от берега, на отдельной скалке колонна — памятник кораблям, затопленным 11 сентября 1854 г.».

Справедливости ради отметим, что Ф.Энберг нашел более оригинальное решение. Он предложил установить в море два белокаменных обелиска. Один недалеко от набережной Приморского бульвара, другой вблизи Константиновского равелина. Ближайший к Приморскому бульвару обелиск увенчан двуглавым орлом, который, склонив обе головы, держит в клювах венок. При этом нижняя часть венка свисает ниже капители. Орел как бы опускает венок на воду бухты. На берегу, там, где сейчас стоит подпорная стена с якорями, автор предлагал выстроить павильон с двумя статуями.

В свое время именно этот проект и был отправлен в столицу на высочайшее утверждение.

К лету 1901 года его с некоторыми обязательными к исполнению поправками вернули в Севастополь. Архитектор В.Фельдман, следуя замечаниям, внес существенные изменения в проект: он заменил квадратную колонну на круглую и предложил воздвигнуть ее на искусственной скале, выступающей из моря.

Кстати, около 30 лет назад дочь Ф.Энберга Рогнеда Вундер передала Национальному музею героической обороны и освобождения Севастополя фотографию этого проекта. На фотографии надпись: «Акварель Фельдмана, 23 мая 1903 г.», а на самом рисунке видно, что над капителью колонны как бы парит двуглавый орел, несущий в клювах венок и якорь на цепи (одним клювом орел держит венок, а другим поддерживает цепь с якоря).

Три в одном

Амандус Адамсон
Однако севастопольцы привыкли связывать Памятник затопленным кораблям с именем эстонца Амандуса Адамсона. Долгое время севастопольским исследователям памятника не было известно о каких-либо свидетельствах того, что А.Адамсон когда-либо бывал в Севастополе. И вот относительно недавно (в 2011 году) краткую информацию об этом В.Салтанову удалось прочитать в архивном экземпляре газеты «Крымский Вестник».

Напомним, А.Адамсон — автор памятника «Морякам броненосца «Русалка» (Таллин, 1902), в создании которого признанный художник и скульптор проявил себя как мастер монументального искусства. К тому же он — действительный член Академии художеств, в списке работ которого и «Памятник затопления кораблей в Севастополе». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что у Памятника затопленным кораблям три главных автора: военный инженер Фридрих Оскар (Оскар Иванович) Энберг, архитектор Валентин Августович Фельдман и скульптор Амандус Генрих (Аманд Иванович) Адамсон.

Именно эти авторы упомянуты на аннотационной доске, украшающей верхнюю кромку подпорной стены напротив Памятника затопленным кораблям: «Чугунный барельеф установлен 16.10.2005 г. Севастопольским эстонским национально-культурным обществом во главе с Эрихом Рихардовичем Каллингом к 100-летию со дня сооружения памятника и 150-летию со дня рождения А.Г. Адамсона».

Непобежденный

Интересное обстоятельство: памятник уцелел, пережив революцию 1917 года. Каким образом? В то время монумент получил очередное наименование: «Колонна памяти погибшим морякам». За всю историю в справочниках, путеводителях и периодической литературе у памятника встречается более 10 различных названий. Правда, движимые благими побуждениями, борцы с пережитками прошлого предлагали заменить над орлом императорскую корону на звезду с электроосвещением.

Вполне возможно, что именно тогда с короны сняли крест. Да, революционный «ветер перемен» был тогда посерьезнее землетрясения 1927 года, которое монумент тоже выдержал.

Другой удивительный факт: несмотря на самое опасное расположение, Памятник затопленным кораблям каким-то непостижимым образом выстоял в горниле Великой Отечественной и в мае 1944 года встретил освободителей. И это, заметьте, при том, что рано утром 22 июня 1941 года, между монументом и берегом взорвалась одна из первых неконтактных мин, сброшенных в Севастопольскую бухту. Другая, неразорвавшаяся, была обнаружена водолазами рядом с этим местом в июле 2005 года. А 9 мая 1944 года передовые отряды Красной Армии, подойдя к набережной Приморского бульвара, увидели в море не только чудом уцелевший памятник, но и горящий рядом с ним немецкий танкер «Продромос». На многих фотографиях того времени хорошо виден громадный шлейф черного дыма, который вырывался из подбитого фашистского танкера, лежащего у подножия Памятника затопленным кораблям.



Таинственная вуаль

Еще один необъяснимый факт: в это трудно поверить, но у всемирно известного памятника до недавнего времени не было ни одного достоверного описания. Если читать путеводители, справочники и более серьезную краеведческую литературу, создается впечатление, что наш монумент наглухо закрыт какой-то таинственной вуалью.

Может быть, как раз поэтому практически во всех описаниях присутствуют ошибки и неточности. Сами по себе они уже стали историей и даже своеобразной литературной достопримечательностью.

Еще одна загадка кроется в следующем: только со стороны моря открываются главные детали оригинальной скульптурной композиции. Если от закругленного выступа набережной смотреть на орла сбоку, то хорошо видно, что головы его вовсе не склонены и венок опирается на капитель. К верхней же части венка прикован висящий на цепи морской якорь. По отношению к зрителю, смотрящему со стороны бухты, левая половина венка сложена из лавровых листьев, которые символизируют славу, победу, триумф, очищение, а правая — из дубовых листьев с желудями, которые также символизируют славу, силу, стойкость, зрелость, потенциальные возможности и уверенность в своих силах. Увенчанный большой императорской короной с изображением Георгия Победоносца на груди, могучий орел чествует героев и он... обращен к морю.

Поэтому в сознании тех, кто смотрит на него со стороны Севастопольской бухты, возникает простое и красивое определение: Памятник затопленным кораблям — торжественный Монумент Славы. Со стороны набережной верхнюю часть пьедестала украшает бронзовый барельеф, изображающий затопление кораблей. В правом нижнем углу подпись автора: «А.Адамсонъ Скульп. 1904». Ниже барельефа на гранитных плитах пьедестала высечены слова: «Въ память кораблей, затопленныхъ въ 1854 и 1855 гг. для заграждения входа на рейдъ».


На фото 1963 года видно основание памятника

А теперь работа над возможными ошибками. Итак, общая высота памятника — 16,7 м, высота колонны — 7,1 м, средний диаметр колонны — 0,95 м, размах крыльев орла — 2,67 м.

На вершине скалы с противоположных сторон встроены два гранитных барельефа. На левом изображено число «1854», на правом — «1855».

Со стороны моря раньше была закреплена выступающая из морских волн бронзовая мачта парусного корабля. Чтобы убедиться в том, что все это именно так, В.Салтанову пришлось не однажды вскарабкиваться на искусственную скалу памятника, демонстрируя поистине чудеса скалолазания в попытках заснять тот самый, необходимый ему фрагмент.

А чтобы убедиться в том, что от берега до памятника на самом деле 23 метра (10 саженей), стоит, как настоящий исследователь, попробовать преодолеть это расстояние вплавь. Кстати, у В.Салтанова получилось на полметра больше!?

Слушала и запоминала Евгения ЩЕРБАКОВА



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!