В н кубасов после перестройки. Валерий кубасов

Дважды Герой Советского Союза

Кубасов Валерий Николаевич – бортинженер космических кораблей (КК) "Союз-6" и "Союз-19", лётчик-космонавт СССР № 18.
Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Русский. Там же в 1952 окончил среднюю школу с серебряной медалью. В 1958 окончил Московский авиационный институт (самолётостроительный факультет). В 1958-1966 годах – инженер, старший инженер, начальник группы ОКБ-1 (ныне – РКК «Энергия»). Занимался проектированием пилотируемых космических кораблей.
В 1966-1993 годах – в отряде космонавтов. Выполнил 3 космических полёта.
11–16 октября 1969 года совершил космический полёт в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Г.С. Шониным) продолжительностью 4 суток 23 часа. Экипаж корабля принимал участие в первом групповом полёте трёх космических кораблей (совместно с "Союз-7" и "Союз-8"), во время которого проводилось их сближение и маневрирование. Во время полёта впервые в мире провёл эксперименты по сварке в условиях космоса.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчику-космонавту Кубасову Валерию Николаевичу 22 октября 1969 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 10720).
15–21 июля 1975 года совершил второй космический полёт в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (командир КК - Леонов А.А.) по программе ЭПАС продолжительностью 5 суток 22,5 часов. В ходе полёта выполнена первая в мире стыковка двух космических кораблей разных стран – "Союз-19" (СССР) и "Аполлон-18" (США). Работал на орбите вместе с А.А.Леоновым, Т.Стаффордом, В.Брандом и Д.Слейтоном.
За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм лётчик-космонавт Кубасов Валерий Николаевич 22 июля 1975 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" и орденом Ленина.
26 мая–3 июня 1980 года совершил третий космический полёт в качестве командира экипажа на космическом корабле "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Б.Фаркашом) и орбитальной станции "Салют-6" (экипаж: Л.И. Попов и В.В. Рюмин) продолжительностью 7 суток 21 час. Возвратился на Землю на космическом корабле "Союз-35".
За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды.В 1993-1997 годах – заместитель руководителя отделения КБ НПО «Энергия».
Живёт в Москве. С 1997 года – научный консультант РКК «Энергия».
Лётчик-космонавт СССР (1969), кандидат технических наук (1968), подполковник запаса. Герой ВНР (1980). Награждён тремя орденами Ленина, медалью. Удостоен Золотой медали имени К.Э.Циолковского АН СССР и Золотой медали имени Ю.А.Гагарина (FAI).
Почётный гражданин городов Владимир, Вязники, Калуга; Аркалык, Караганда (Казахстан); Нью-Йорк, Атланта, Нэшвилл, Сан-Франциско, Солт-Лейк-Сити, Хьюстон (США). Бронзовый бюст установлен в городе Вязники. Его именем названа улица в городе Александров Владимирской области.
Сочинения:
Межпланетные полёты;
Прикосновение космоса.

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области в семье служащего. Там же в 1952 году окончил среднюю школу с серебряной медалью. Еще в школе мечтал строить самолеты, поэтому и поступил в том же году в Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. Окончил институт в 1958 году и по распределению был направлен на работу в ОКБ-1 (КБ Королева) в отдел баллистики. С 17 октября 1962 года работал начальником группы ОКБ-1 (п/я 651). Занимался проектированием марсианского пилотируемого корабля (ТМК).

В мае - июне 1964 года был направлен на медицинское обследование в НИАГ в качестве одного из 14 кандидатов от ОКБ-1 для полёта на первом трехместном КК «Восход» (целевой набор «Восход») в качестве космонавта-инженера. В июне 1964 года получил допуск медицинской комиссии к спецподготовке. Его кандидатура рассматривалась на заседании Мандатной комиссии 11 июня 1964 года, но к зачислению в группу он рекомендован не был.

В июле 1965 года прошел медицинское обследование в ИМБП в качестве участника первого набора космонавтов в отряд ОКБ-1 (ныне РКК «Энергия») и был одним из 12 инженеров, прошедших все этапы отбора.

Весной 1966 года, после появления приказа № 25 по ЦКБЭМ о формировании в летно-испытательном отделе №90 группы подготовки инженеров-испытателей, был направлен на повторное обследование в ИМБП, которое вновь прошел успешно. 23 мая 1966 года прошел мандатную комиссию в ЦКБЭМ и приказом В.П.Мишина №43 был включен в первую группу кандидатов в космонавты-испытатели ЦКБЭМ. По август 1966 года проходил подготовку в ЦКБЭМ в составе группы кандидатов в космонавты.

Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа "Союз". Готовился по лунной программе СССР. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-2" (совместно с Андрианом Григорьевичем Николаевым и Виктором Васильевичем Горбатко), старт которого был намечен на 24 апреля 1967 года. Из-за возникших неполадок на борту корабля "Союз-1", старт корабля "Союз-2" был отменен. В 1966 - 1968 годах учился в аспирантуре в ЦКБЭМ. После защиты диссертации в 1968 году получил степень кандидата технических наук. Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-5" (совместно с Анатолием Васильевичем Филипченко и Виктором Васильевичем Горбатко) во время старта 15 января 1969 года.

Свой первый космический полет совершил 11-16 октября 1969 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-6" (совместно с Георгием Степановичем Шониным). Во время полета впервые в мире провел эксперименты по сварке в условиях космоса. Продолжительность пребывания в космосе составила 4 дня 22 часа 42 минуты 47 секунд. В дальнейшем проходил подготовку к полетам на борту орбитальной станции типа "Салют" (ДОС). Входил в состав дублирующего экипажа космического корабля "Союз-10" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым и Петром Ивановичем Колодиным) во время старта 22 апреля 1971 года. Позывной: «Антей-2».

С 18 сентября 1970 по 20 марта 1971 года проходил непосредственную подготовку для полета на ДОС-1 «Салют» в качестве бортинженера второго (дублирующего) экипажа по программе первой экспедиции (ЭО-1), вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. 23 апреля 1971 года во время страта КК «Союз-10» был дублером бортинженера корабля.

С 27 апреля по 27 мая 1971 года проходил подготовку в качестве бортинженера основного экипажа КК «Союз-11» для полета по программе первой экспедиции (ЭО-1, которая не была выполнена предыдущим экипажем) на ДОС-1 «Салют», вместе с А.Леоновым и П.Колодиным. Однако за два дня до полета, 4 июня 1971 года, решением Государственной комиссии основной экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у Валерия Кубасова затемнения в легких.

С 10 октября 1971 по 24 мая 1972 года готовился в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-2, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии РН «Протон» во время запуска ДОС-2 на орбиту 29 июля 1972.

С 25 августа по сентябрь 1972 проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа к полету на 7К-Т №34 по программе автономного полета (вместе с А.Леоновым) с целью испытания новых скафандров «Сокол-К». Полет был отменен, а корабль 7К-Т №34 совершил беспилотный полет.

С 25 октября 1972 по 10 апреля 1973 года проходил непосредственную подготовку в качестве бортинженера первого экипажа первой экспедиции (ЭО-1) на ДОС-3, вместе с А.Леоновым. Полет был отменен из-за аварии станции на орбите в мае 1973.

С мая 1973 по 16 июня 1975 года проходил подготовку по программе советско-американского полета (ЭПАС - экспериментальная программа Аполлон - Союз) в качестве бортинженера первого экипажа, вместе с А.Леоновым.

Свой второй космический полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года в качестве бортинженера космического корабля "Союз-19" (совместно с Алексеем Архиповичем Леоновым) по программе ЭПАС. Во время полета была осуществлена первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей разных стран - советского "Союз-19" и американского "Apollo". Продолжительность пребывания в космосе составила 5 дней 22 часа 30 минут 51 секунды. Позывной: «Союз-2».

С 22 августа 1977 по 9 июня 1978 года проходил подготовку в качестве командира второго (дублирующего) советско-польского экипажа по программе экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с З.Янковским (ПНР). 27 июня 1978 года во время старта КК «Союз-30» был дублером командира корабля.

С 20 ноября 1978 по 18 мая 1979 года проходил непосредственную подготовку к полету в качестве командира первого экипажа по программе советско-венгерской экспедиции посещения (ЭП) ОС «Салют-6», вместе с Б.Фаркашем (ВНР). Полет был отложен из-за аварии корректирующе-тормозной двигательной установки (КТДУ) на КК «Союз-33». В связи с этим с 3 сентября 1979 по 12 мая 1980 года продолжал подготовку в режиме поддержания тренированности в этом же экипаже по той же программе.

Свой третий космический полет начал 26 мая 1980 года в качестве командира космического корабля "Союз-36" (совместно с венгерским космонавтом Bertalan FARKAS). Работал на борту орбитального комплекса "Салют-7" - "Союз-35" (экипаж Леонид Иванович Попов и Валерий Викторович Рюмин) - "Союз-36". Возвратился на Землю 3 июня 1980 года на космическом корабле "Союз-35". Продолжительность пребывания в космосе составила 7 дней 20 часов 45 минут 44 секунды. За 3 рейса в космос налетал 18 дней 17 часов 59 минут 22 секунды. Позывной: «Орион-1».

  • Дважды Герой Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Летчик-космонавт СССР (22.10.1969);- Герой ВНР (1980);
  • Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (22.10.1969, 22.07.1975);
  • Три ордена Ленина (22.10.1969, 22.07.1975, 1980);
  • Медаль «Ветеран труда» (1985);
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя ВНР;
  • Лауреат национальной премии «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учрежденной - Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • Орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

7 июля 1981 года был назначен заместителем руководителя комплекса. 1 января 1982 года был назначен руководителем 29-й службы. 12 июня 1987 года был переведен на должность заместителя руководителя 5-го комплекса. С 29 декабря 1989 года назначен заместителем начальника 5-го отделения ГКБ НПО «Энергия».

Учитывая большой вклад В.Н. Кубасова в освоение космического пространства и гордясь этим, в знак общественного признания исполком Владимирский городского Совета депутатов трудящихся присвоил Валерию Николаевичу звание Почётного гражданина города Владимира.

Валерий Кубасов (1935 - 2014) - известный советский космонавт. Он известен как космический бортинженер, а также как участник знаменитой программы «Союз - Аполлон», при которой произвели стыковку космические станции двух «сверхдержав».

Биография

Родился Валерий Кубасов в городе Вязники, что во Владимирской области. Там же он учился в школе. С самого детства он мечтал строить самолёты, поэтому после школы он отправился в Московский авиационный институт. Как и многие космонавты, Кубасов на ранних этапах своей жизни был авиатором.

После окончания МАИ его по распределению отправили в конструкторское бюро Королёва, в отделение баллистики. Получилось, что с молодых лет самолётостроитель Кубасов начал служить в зарождающейся космической отрасли Советского Союза.

Полёты в космос

За свою космическую карьеру Валерий Кубасов совершил несколько полётов:

  • 1969 год - вместе с Г. С. Шониным, семнадцатым космонавтом страны, он отправляется в полёт на космическом корабле «Союз-6». Здесь впервые в мире бортинженер Кубасов произвёл сварочные работы в условиях космоса. Оборудование для этого было специально разработано в одной из советских лабораторий
  • 1975 год - полёт на корабле «Союз-19», который и произвёл стыковку с американским «Аполлоном»
  • 1980 год - третий полёт на корабле «Союз-36» в составе советско-венгерской экспедиции. Партнёром Кубасова был венгерский космонавт Б. Фаркаш.

«Рукопожатие в космосе»

Проект «Союз - Аполлон», известный как «рукопожатие в космосе», предполагал серию экспериментов, в которых, разумеется, участвовал и Валерий Кубасов. Одним из таких опытов стал микробный обмен: члены обоих экипажей обменивались между собой микроорганизмами.

Космонавты также изучали солнечную корону с помощью искусственного солнечного затмения - Солнце затмевалось «Аполлоном», а наблюдение производилось с «Союза». Ещё один эксперимент затрагивал химические и металлургические процессы в космических условиях.

После космической карьеры

Закончив своё служение космосу, Валерий Кубасов продолжал работать в НПО «Энергия». С 1997 года он являлся научным консультантом этой организации. Последние годы космонавт провёл в Москве, где и умер в 2014 году. Ещё в семидесятых годах Кубасов начал писать книги о космонавтике. Он был одним из авторов книг «Межпланетные полёты» и «Профессиональная подготовка космонавтов», а в 1984 году выпустил книгу «Прикосновение космоса».

Почётный гражданин

Валерий Кубасов - космонавт, известный и уважаемый не только в СССР, но и за границей. Неудивительно, что он является почётным гражданином как городов бывшего Советского Союза, так и многих американских городов. Также он является Героем Венгерской народной республики.


Вале́рий Никола́евич Куба́сов (7 января - 19 февраля ) - советский космонавт № 18.

Биография

Награды и звания

Общественные награды:

  • премия «Во славу Отечества» в номинации «Слава России» (2008), учреждённая Международной академией общественных наук и Международной академией меценатства;
  • орден «Во славу Отечества» II степени (2008).

Почётный гражданин Владимирской области (2016, посмертно), городов Калининград , Калуга , Владимир , Вязники (Россия), Караганда , Аркалык (Казахстан), Нью-Йорк , Хьюстон , Сан-Франциско , Атланта , Нашвилл , Солт-Лейк-Сити (США).

Библиография

  • Кубасов В. Н., Дашков А. А. Межпланетные полёты. М.: Машиностроение, 1979.
  • Кубасов В. Н. и др. Профессиональная подготовка космонавтов. М.: Машиностроение, 1985.

Напишите отзыв о статье "Кубасов, Валерий Николаевич"

Примечания

Ссылки

. Сайт «Герои Страны ».

  • .
  • .
  • .
  • . Видеоэнциклопедия «Космонавты». Телестудия Роскосмоса .

Отрывок, характеризующий Кубасов, Валерий Николаевич

– В этом то и штука, – отвечал Билибин. – Слушайте. Вступают французы в Вену, как я вам говорил. Всё очень хорошо. На другой день, то есть вчера, господа маршалы: Мюрат Ланн и Бельяр, садятся верхом и отправляются на мост. (Заметьте, все трое гасконцы.) Господа, – говорит один, – вы знаете, что Таборский мост минирован и контраминирован, и что перед ним грозный tete de pont и пятнадцать тысяч войска, которому велено взорвать мост и нас не пускать. Но нашему государю императору Наполеону будет приятно, ежели мы возьмем этот мост. Проедемте втроем и возьмем этот мост. – Поедемте, говорят другие; и они отправляются и берут мост, переходят его и теперь со всею армией по сю сторону Дуная направляются на нас, на вас и на ваши сообщения.
– Полноте шутить, – грустно и серьезно сказал князь Андрей.
Известие это было горестно и вместе с тем приятно князю Андрею.
Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе! Слушая Билибина, он соображал уже, как, приехав к армии, он на военном совете подаст мнение, которое одно спасет армию, и как ему одному будет поручено исполнение этого плана.
– Полноте шутить, – сказал он.
– Не шучу, – продолжал Билибин, – ничего нет справедливее и печальнее. Господа эти приезжают на мост одни и поднимают белые платки; уверяют, что перемирие, и что они, маршалы, едут для переговоров с князем Ауэрспергом. Дежурный офицер пускает их в tete de pont. [мостовое укрепление.] Они рассказывают ему тысячу гасконских глупостей: говорят, что война кончена, что император Франц назначил свидание Бонапарту, что они желают видеть князя Ауэрсперга, и тысячу гасконад и проч. Офицер посылает за Ауэрспергом; господа эти обнимают офицеров, шутят, садятся на пушки, а между тем французский баталион незамеченный входит на мост, сбрасывает мешки с горючими веществами в воду и подходит к tete de pont. Наконец, является сам генерал лейтенант, наш милый князь Ауэрсперг фон Маутерн. «Милый неприятель! Цвет австрийского воинства, герой турецких войн! Вражда кончена, мы можем подать друг другу руку… император Наполеон сгорает желанием узнать князя Ауэрсперга». Одним словом, эти господа, не даром гасконцы, так забрасывают Ауэрсперга прекрасными словами, он так прельщен своею столь быстро установившеюся интимностью с французскими маршалами, так ослеплен видом мантии и страусовых перьев Мюрата, qu"il n"y voit que du feu, et oubl celui qu"il devait faire faire sur l"ennemi. [Что он видит только их огонь и забывает о своем, о том, который он обязан был открыть против неприятеля.] (Несмотря на живость своей речи, Билибин не забыл приостановиться после этого mot, чтобы дать время оценить его.) Французский баталион вбегает в tete de pont, заколачивают пушки, и мост взят. Нет, но что лучше всего, – продолжал он, успокоиваясь в своем волнении прелестью собственного рассказа, – это то, что сержант, приставленный к той пушке, по сигналу которой должно было зажигать мины и взрывать мост, сержант этот, увидав, что французские войска бегут на мост, хотел уже стрелять, но Ланн отвел его руку. Сержант, который, видно, был умнее своего генерала, подходит к Ауэрспергу и говорит: «Князь, вас обманывают, вот французы!» Мюрат видит, что дело проиграно, ежели дать говорить сержанту. Он с удивлением (настоящий гасконец) обращается к Ауэрспергу: «Я не узнаю столь хваленую в мире австрийскую дисциплину, – говорит он, – и вы позволяете так говорить с вами низшему чину!» C"est genial. Le prince d"Auersperg se pique d"honneur et fait mettre le sergent aux arrets. Non, mais avouez que c"est charmant toute cette histoire du pont de Thabor. Ce n"est ni betise, ni lachete… [Это гениально. Князь Ауэрсперг оскорбляется и приказывает арестовать сержанта. Нет, признайтесь, что это прелесть, вся эта история с мостом. Это не то что глупость, не то что подлость…]
– С"est trahison peut etre, [Быть может, измена,] – сказал князь Андрей, живо воображая себе серые шинели, раны, пороховой дым, звуки пальбы и славу, которая ожидает его.
– Non plus. Cela met la cour dans de trop mauvais draps, – продолжал Билибин. – Ce n"est ni trahison, ni lachete, ni betise; c"est comme a Ulm… – Он как будто задумался, отыскивая выражение: – c"est… c"est du Mack. Nous sommes mackes , [Также нет. Это ставит двор в самое нелепое положение; это ни измена, ни подлость, ни глупость; это как при Ульме, это… это Маковщина. Мы обмаковались. ] – заключил он, чувствуя, что он сказал un mot, и свежее mot, такое mot, которое будет повторяться.
Собранные до тех пор складки на лбу быстро распустились в знак удовольствия, и он, слегка улыбаясь, стал рассматривать свои ногти.
– Куда вы? – сказал он вдруг, обращаясь к князю Андрею, который встал и направился в свою комнату.
– Я еду.
– Куда?
– В армию.
– Да вы хотели остаться еще два дня?
– А теперь я еду сейчас.
И князь Андрей, сделав распоряжение об отъезде, ушел в свою комнату.
– Знаете что, мой милый, – сказал Билибин, входя к нему в комнату. – Я подумал об вас. Зачем вы поедете?
И в доказательство неопровержимости этого довода складки все сбежали с лица.
Князь Андрей вопросительно посмотрел на своего собеседника и ничего не ответил.
– Зачем вы поедете? Я знаю, вы думаете, что ваш долг – скакать в армию теперь, когда армия в опасности. Я это понимаю, mon cher, c"est de l"heroisme. [мой дорогой, это героизм.]
– Нисколько, – сказал князь Андрей.
– Но вы un philoSophiee, [философ,] будьте же им вполне, посмотрите на вещи с другой стороны, и вы увидите, что ваш долг, напротив, беречь себя. Предоставьте это другим, которые ни на что более не годны… Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили; стало быть, вы можете остаться и ехать с нами, куда нас повлечет наша несчастная судьба. Говорят, едут в Ольмюц. А Ольмюц очень милый город. И мы с вами вместе спокойно поедем в моей коляске.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!