Внимания на определенных предметах. Внимание

направленность психической деятельности на объект, сосредоточенность на нем. Физиологически основа В. - наличие доминирующих очагов возбуждения при более или менее значительном торможение остальных участков коры головного мозга. |

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВНИМАНИЕ

направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности. В. является не самостоятельным психич. процессом, а качеств, характеристикой восприятия, памяти, мышления, обеспечивающей избирательный характер психич. деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из нек-рого поля возможных объектов. В. - обязат. условие продуктивности всякой сознат. деятельности. Особенно велика его роль в познават. деятельности, в частности учебной. Непонимание уч. материала, плохое запоминание его, ошибки при выполнении заданий и т. п. часто вызываются недостатками В. учащихся. В свою очередь, В. в большой мере зависит от характера деятельности, в к-рую вовлечен человек, от ее значения для данного человека, от особенностей личности: потребностей, интересов, волевых качеств, темперамента, характера. Значит. роль играет настроение, а также физич. состояние человека.

Физиол. основой В. является наличие доминирующих очагов возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном более или менее Значит. торможении остальных участков. Это доминирование одних участков по сравнению с другими носит динамич. характер: при деятельном состоянии коры мозга очаг оптимальной возбудимости все время перемещается из одних участков коры в другие. Поэтому об отсутствии В. можно говорить только условно.

Если направленность психич. деятельности на определенные объекты не вызывается постановкой сознат. цели и не связана с волевыми усилиями, то такое В. наз. непроизвольным или непреднамеренным. Для его привлечения большое значение имеет сила раздражителя (сильный запах, яркий свет или окраска, громкий звук и т. п.). При этом имеет значение не только абсолютная, но и относит, сила раздражителя, его соотношение с др. раздражителями. Важную роль в возникновении непроизвольного В. играет контраст между раздражителями (по форме, величине, цвету и т. п.); маленький предмет легче замечается среди больших, цифра - среди букв и т. д. Непроизвольное В. привлекается также изменением в раздражителях (напр., резким изменением во внешности знакомого человека) и движением предметов. Объектом непроизвольного В. легко становится все новое (ориентировочный рефлекс), и наоборот, все шаблонное, стереотипное не вызывает В.

Если направленность В. определяется сознат. задачей, то такое В. наз. произвольным или преднамеренным, волевым; оно формируется в результате воспитания и самовоспитания. Важнейшим условием поддержания произвольного В. является правильная организация деятельности. Выполнение интеллектуальной работы следует сочетать с практич. действиями (ребенку, начинающему читать, легче удержать В., если он водит пальцем по строчкам, и т. п.). В большой мере произвольному В. способствуют сознание необходимости выполнить данную деятельность, понимание ее значения, желание добиться наилучших результатов, связь того, что делается, с интересами человека. Иногда интерес к отдаленному результату деятельности может переходить в интерес к ней самой. Напр., в начале чтения книга может не вызывать интереса у школьника и ему приходится заставлять себя быть внимательным, однако по мере чтения интерес к содержанию может возрасти и В. не будет требовать усилий. В этом случае В., являясь по своему происхождению произвольным, становится непроизвольным (в силу чего нек-рые психологи выделяют это В. в особый вид, называя его послепроизвольным). Во всякой деятельности, в т. ч. учебной, обычно имеет место как произвольное, так и непроизвольное В.

В. характеризуется рядом особенностей. Объем В. - кол-во объектов, к-рые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Объем В. зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то кол-во воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отд. элементы можно связать друг с другом, то кол-во различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12-14 букв.

Важную особенность В. составляет возможность его распределения между двумя или неск. одновременно выполняемыми действиями (напр., распределение В. учителя при изложении нового материала с одновременным наблюдением за поведением учащихся в классе). Распределение В. возможно при нек-рой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее для него распределение В. Поэтому в мл. классах не следует предлагать учащимся одновременно, напр., слушать рассказ и записывать его содержание или иллюстрировать его рисунками. Постепенно уч-ся приучаются делать это одновременно. В ст. шк. возрасте распределение В. вполне возможно, желательны упражнения на В.

Существенным качеством В. является устойчивость - длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия (текст книги, данные матем. задачи и т. п.) и сами действия при этом могут меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости В. - разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать В. на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные вопросы, выполнять разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Более полному, разностороннему ознакомлению с предметом значительно способствуют практич. действия с предметами.

Состояние, противоположное устойчивости В., - отвлекаемость. Легко отвлекающими В. являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. В уч. процессе надо стремиться к тому, чтобы таких посторонних раздражителей не было. Однако желательно приучать учащихся работать и в трудных условиях, когда это необходимо.

От отвлекаемого В. надо отличать переключение В. как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненно» новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности В. по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь В.). Частое переключение В. нежелательно, т. к. требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Учащимся, напр., не следует слишком часто менять содержание и виды работы, особенно в тех случаях, когда такой переход недостаточно обоснован или труден. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение В. является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

Противоположностью В. является рассеянность, т.е. состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при к-ром В. концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация В. необходима для наиб. успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

Развитие и воспитание внимания. В. ребенка первоначально носит непроизвольный характер и вызывается качеством внеш. раздражителей: ребенка привлекают яркие блестящие или движущиеся предметы, громкие звуки и т. п. Непроизвольное В. наблюдается у ребенка в первые дни жизни, но особенно заметным оно становится на 3-м мес, когда он чаще и дольше всматривается в окружающий его мир. С 6 мес повышается интерес детей к окружающим предметам. Непроизвольное В. приобретает более сложные формы, и на его основе начинает складываться ориентировочно-исследовательская деятельность в виде манипулирования предметами. Однако В. в этом возрасте еще очень неустойчиво. На 2-м году жизни благодаря возможности самостоятельно передвигаться и выполнять простейшие действия объектами В. ребенка становятся разл. предметы. Вместе с тем В. начинает подчиняться определенной задаче, появляются зачатки произвольного В. Исключит. роль в развитии В. играет усвоение речи. Вначале ребенок только подчиняется словесным указаниям взрослых. Затем научается произвольно направлять свое В. на то, что нужно. В возрасте 3-6 лет продолжает преобладать непроизвольное В., произвольное В. развивается в связи с выполнением требований повседневной жизни и игровой деятельности. В этом возрасте наблюдается иногда интенсивное и устойчивое В., подчиненное выполняемой детьми деятельности. К концу дошк. возраста ребенок приобретает уже нек-рый опыт в управлении В., что является важным условием готовности к школьному обучению.

Наряду с возрастными различиями в развитии В. существуют также индивидуальные различия. Развитие В. у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Важным для развития В. является уч. работа в школе и дома. У мл. школьников преобладает непроизвольное В. Объем В. в этом возрасте невелик. Нет и достаточного умения распределять свое В. Однако по сравнению с дошк. периодом для мл. шк. возраста характерно более быстрое развитие произвольного В. В подростковом возрасте интенсивность, концентрация, устойчивость В. еще более возрастают, что обусловлено развитием познават. интересов. Вследствие нек-рой импульсивности, характерной для данного возраста, подростку трудно управлять В. Но навыки произвольно направлять и поддерживать В. должны развиваться. В юношеском возрасте развитие В. достигает высокой степени, что обусловливает большую работоспособность ст. школьников. Широкий круг познават, интересов в этом возрасте обеспечивает интенсивное развитие непроизвольного В., а сознат. отношение к процессу учения, понимание задач, связанных с подготовкой к будущей деятельности, помогают произвольно направлять и поддерживать В.

В процессе развития В. возможно воспитание как произвольного, так и непроизвольного В. В воспитании непроизвольного В. большое значение имеет формирование умения наблюдать факты и явления, чутко реагировать на изменения в окружающей обстановке. Осн. условие воспитания непроизвольного В. у школьников - наличие интереса и эмоций, в Значит. мере зависящее от изучаемого материала и способов его подачи (наглядности преподавания, качества объяснений учителя). Большую роль в привлечении и удержании В. играет активность самих учащихся, их общий культурный уровень, совокупность познават. интересов, знаний и навыков.

Важнейшим средством воспитания произвольного В. служит вся организация уч. деятельности школьников. Необходимо, чтобы ученик сознавал значение обучения и ту роль, какую В. играет в уч. процессе, чтобы у него возникал интерес не только к самой деятельности, но и к ее результатам. Следует предъявлять ученику четкие требования, учитывая, что предлагаемая работа должна быть ему посильна, но не слишком легка. Правильная организация урока, предусматривающая вовлечение в работу всех учащихся, способствует воспитанию В. При этом надо помнить, что существенную роль в отвлечении В. играет утомление, возникающее как от трудной, так и от однообразной работы. Поэтому в течение урока, особенно в мл. классах, нужно разнообразить виды работы, но менять их не слишком часто, т. к. это может привести к неустойчивости В. Следует учитывать также индивидуальные особенности учащихся и состояние их здоровья.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:

Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть (дополненный и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.

В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.

Что такое внимание? Каким бывает внимание?

Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.

Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.

Непроизвольное внимание

Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.

Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.

Произвольное внимание

Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.

Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.

Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.

Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на и т.д.

Особенности внимания

Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:

  • Объем – выражается в количестве одновременно воспринимающихся объектов. Он зависит от генетических факторов, потенциала кратковременной памяти (кстати, на эту тему советуем вам почитать про ), имеющегося опыта, профессиональных умений, целей и нюансов воспринимаемых объектов.
  • Концентрация – уровень сосредоточения психики на объекте. В процессе концентрации создается временный фокус психической активности. Чем меньше объем воспринимаемых объектов, тем выше концентрация. Подробно о внимании и концентрации читайте .
  • Распределяемость – способность человека к одновременному выполнению ряда действий или наблюдению нескольких объектов или явлений. Распределение внимания обусловлено тем, что головной мозг может оптимально распределять возбудимость по участкам коры. Это и обеспечивает возможность управлять несколькими процессами одновременно.
  • Устойчивость – является общей направленностью внимания. Она зависит от типа нервной системы, мотивации и . Важнейшее условие устойчивости – это разнообразие получаемых впечатлений. Противоположное ей свойство – отвлекаемость. На тему устойчивости внимания у нас тоже есть .
  • Колебания – явления, наблюдающиеся даже тогда, когда человек сосредоточен и напряжен. Объясняются процессом постоянной смены возбуждения и торможения в коре мозга. Если колебания происходят на протяжении длительного времени, они могут стать причиной непроизвольного отвлечения.
  • Переключаемость – представляет собой перестройку внимания с одного объекта или явления на другой. Переключаемость бывает произвольной и непроизвольной. Первая происходит, когда меняется характер деятельности или ставятся новые задачи, а человек прилагает волевые усилия. Вторая происходит без участия воли, но под влиянием внешних факторов.

Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.

И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.

Теории внимания

Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:

  • Теория Теодюля Рибо. Согласно ей, внимание тесно связано с эмоциями. Они же и вызывают его. Для состояния внимания характерны изменения в физическом и физиологическом состоянии организма, например, усиление кровообращения в активно задействованных органах, двигательные, дыхательные и сосудистые реакции. Состоянию сосредоточенности свойственно движение всех частей тела, что позволяет поддерживать внимание.
  • Теория Петра Гальперина. Внимание является психологическим действием, направленным на содержание мысли, образа или другого феномена, который находится в текущий момент в сознании человека. Внимание выполняет функцию контроля над содержанием и представляет собой самостоятельный акт, где действие производится не просто в уме, но и в сокращенном виде. Произвольное внимание осуществляется планомерно. Любой вид внимания есть результат формирования новых усилий ума.
  • Теория Дональда Бродбенда. Когда человек выполняет два дела одновременно, так называемый фильтр, пропускающий через себя и распознающий объекты внимания, переключается с одного канала восприятия на другой. Объем поступающих во внимание данных зависит от пропускной способности канала. Автор теории сумел обосновать процесс фильтрации, однако ему не удалось объяснить, как воспринимаются данные, не привлекающие внимания.
  • Теория Анны Трейсман. Здесь дополняется теория Бродбенда: регистр восприятия и фильтр с ограниченной пропускной способностью разделены ослабляющим устройством. Это устройство ослабляет сигнал, а также занимается семантическим анализом.
  • Теория Дианы и Энтони Дойч. Любой раздражитель сначала обрабатывается в оперативной памяти, а отбор осуществляется, когда обрабатывается уже сама информация. Потенциал памяти ограничен, вследствие чего в ней остается только доля данных. И уже эта часть анализируется – информация оценивается, как важная или не важная.

Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.

Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что , больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!

Сложная и разносторонние учебная деятельность предъявляет особые требования к вниманию школьника. Так она требует наблюдательности, длительного сосредоточения на определенном предмете, одновременного восприятия нескольких объектов и т.д. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение, переключение.

От вышеуказанных положительных свойств внимания следует отличать черты, которые часто объединяются под общим названием невнимательности. К ним можно отнести неустойчивость внимания, рассеянность и т.д.

Устойчивость внимания.

Важным условием эффективности любой деятельности является устойчивость внимания, которое проявляется в длительном сосредоточении ее на определенных объектах, на конкретной деятельности. Это свойство является одним из условий завершения любого дела, и наоборот, частое отвлечение внимания мешает доведению начатой работы до конца. Поэтому важно выделять и осознать те факторы, которые обуславливают устойчивость внимания. Это, прежде всего, понимание человеком важности его работы, также умение находить в своей деятельности все новые и новые стороны, проблемы, пути решения задач. Это такие качества личности, как трудолюбие, любознательность, сообразительность, настойчивость. Устойчивость внимания способствует изменению вида деятельности. Однообразие всегда быстро вызывает усталость. Мы не можем концентрировать свое внимание на неподвижном объекте, разве что рассматриваем его с разных сторон, однако мы можем долгое время концентрировать внимание на выполнении определенной деятельности.

Устойчивость внимания, будучи условием продуктивной умственной деятельности, является определенной мере и ее следствием. Осмысленное овладение учебным материалом, опирается на активную деятельность, значительно способствует активизации внимания

Устойчивость внимания обусловливается еще рядом условий, к которым можно отнести степень сложности учебного материала, отношение к нему учеников, наличие интереса к данному предмету, наконец, возрастные и индивидуальные особенности. Физиологической основой устойчивости внимания является сила и постоянство ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга.

Концентрация внимания

С устойчивостью внимания тесно связана его концентрация, которая заключается в глубокой сосредоточенности психологической деятельности на определенном объекте или деятельности. Такая сосредоточенность обычно способствует эффективному выполнению задания. Условия усиления концентрации такие же, как и условия повышения устойчивости внимания.

От степени концентрации внимание зависит и четкость восприятия объекта, правильность дифференциации материала. Концентрация условия помогает учащимся старших классов различать сходные предметы, явления, объекты.

Переключение внимания.

Устойчивость и концентрация внимания не означает ее недвижимости, не исключает возможности ее переключения, которое заключается в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания обеспечивает эффективность работы при переходах от предыдущего его состояния к следующему, при изменениях форм активности человека.

Физиологической основой является скорость и легкость переноса очага оптимального возбуждения при изменении объектов внимания и изменению вида деятельности. Скорость переключения внимания находится в прямой зависимости от подвижности нервных процессов. Вот почему уставшие люди, нервные процессы которых инертны, допускают много ошибок в работе.

Быстрота и легкость переключения зависит от наличия связи между содержанием предшествующей и последующей деятельности. Если последующая деятельность более интересная, содержательная, чем предыдущая, то внимание легко и быстро переключается. Быстро происходит переключение после выполненного задания, законченного акта деятельности. Осознание необходимости и значимости работы тоже облегчает переключение.

Несмотря на то, что переключение внимания является объективной необходимостью, которая диктуется разнообразием человеческой деятельности, злоупотреблять ими не следует, так как частое перемещение внимания с объекта на объект вызывает особенно переутомление, это касается тех случаев, когда внимание очень сконцентрирована на определенном объекте.

Оно может сосредоточиться одновременно не на одном, а на нескольких объектах, если этого требуют условия деятельности. Количество компонентов определенной деятельности, одновременно охваченных вниманием, определяют его объем.

Одновременно с концентрацией внимания на определенных объектах возможно его распределение между несколькими видами деятельности. Под распределением следует понимать такую организацию психической деятельности, при которой человек одновременно выполняет несколько действий. И это свойство внимания является необходимым в учебной работе: преподаватель должен одновременно быть внимательным и к своему рассказу - его содержанию, форме, эмоциональной окраске и к ученикам младших классов - к их ответам, поведению.

Распределение внимания возможно лишь при определенных условиях, а именно, когда все виды деятельности, кроме основной, автоматизированы. Можно, например, одновременно слушать музыку и выполнять какую домашнюю работу, убирать в комнате, варить обед и т.д. Совершенно невозможно одновременно слушать лекцию и читать газету, потому что оба вида деятельности в одной степени требуют напряжения внимания.

Механизм распределения внимания заключается в том, что основная деятельность осуществляется участками мозга, которые находятся в состоянии оптимального возбуждения, а другие виды деятельности управляются мозговым центром, находится в полузаторможенном состоянии.

Отвлечение внимания - это непроизвольное ее перемещения с одного объекта на другой. Оно вызывается действием посторонних раздражителей. Особенно активно отвлекают внимание те раздражители, действующие внезапно и характеризуется значительной силой, а также те, которые связаны с эмоциями.

Рассеянность - это негативная сторона внимания, что проявляется в неспособности человека концентрироваться на определенном объекте в течение длительного времени. Можно назвать два вида рассеянности. Первый вид ее бывает при слишком большой сосредоточенности на определенной деятельности, благодаря чему человек замечает ничего вокруг себя. Она не слышит обращенных к ней вопросов, не узнает знакомых, отвечает так. Совершенно иной вид рассеянности, когда ученик не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться; внимание его все время перескакивает с одного объекта на другой.

К свойствам внимания относят его объем, который определяется количеством одновременно четко воспринятых объектов. Установлено, что при восприятии множества простым объектов в интервале времени 0,07-0,1 секунды объем внимания у взрослого человека равен в среднем элементам. Объем внимания зависит от особенностей восприятия объектов. Объем внимания младших школьников очень ограничен. С возрастом он расширяется. Основным условием увеличения объема внимания является формирование умений группировать, систематизировать, объединять по содержанию материал, который воспринимается .

Рассмотренные свойства внимания не являются постоянными для той или иной личности. Они развиваются в процессе жизни, их можно приобрести, развить и укрепить путем специальных тренировок.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!