Войска заполярье. Оборона Заполярья

Рано утром 29 июня 1941 г. опорные пункты в северной части советско-финской границы противник обрушил лавину огня. Артиллерийская подготовка длилась полтора часа. В 4 часа 20 минут после налета 120 бомбардировщиков части немецких горнострелковых полков «Норвегия» перешли в атаку. Наступление велось по отдельным доступным направлениям с разрывом между ними в 5-8 километров. Несмотря на героизм отдельных воинов и целых подразделений противник, имея абсолютное превосходство в пехоте, артиллерии и авиации к вечеру вышел на рубеж р. Титовка. В ночь на 30 июня захватили в исправном состоянии южный мост через реку и небольшой плацдарм на ее правом берегу.

Вражеские части, наступавшие в направлении Ивари и Кутовая к исходу 29 июня вышли к перешейку полуострова Средний., Где были остановлены.

Отказавшись от наступления на своем правом фланге, противник сосредотачивает свои усилия на разгром наших частей, оборонявших полуострова средний и Рыбачий. Все атаки противника были отбиты с большими для него потерями, и он был вынужден перейти к обороне.

К утру 2-го июля при поддержки артиллерии и авиации немецкие войска вышли к реке Западная Лица. Попытка передовых подразделений врага с ходу форсировать водную преграду была отбита. На перегруппировку частей, ремонт дороги горнострелковый корпус затратил пять дней. За это время наши части на том берегу сумели организовать оборону.

Но к исходу 7-го июля отдельные части противника смогли перейти реку и выйти на огневые позиции нашей артиллерии, прорваться в район расположения полковых тылов и командных пунктов. Для ослабления натиска гитлеровцев на этом направлении в ночь на 8 июля корабли северного флота в губе Большая Зап. Лица высадили десант в составе батальона пограничников. Это позволило ликвидировать захваченный противником плацдарм, а к исходу 8 июля отбросить противника на западный берег р. Зап. Лица

9 и 10 июля противник активности не проявлял. С утра 11 июля основные силы горнострелковой дивизии возобновили наступление и на надувных и рыбачьих лодках форсировали губу Большая Зап. Лица.

За 12 дней наступления противник захватил лишь небольшой плацдарм (6мr4м) на восточном берегу р. Зап. Лица. За это время фашисты потеряли около 3 тысяч человек солдатов и офицеров убитыми и ранеными

Большую роль в срыве июльского наступления сыграл десант. Немецкий историк В. Гесс вынужден был признать, что «благодаря высадке десантов долгое время инициатива удерживалась в реках советских войск».

Десантные части после высадки нанесли удар в направлении Большой Зап. Лицы и продвинулись на 6-8 километров, привлекли на себя силы, предназначенные для усиления наступательной группировки горнострелкового корпуса.

Части, предназначенные для усиления горнострелкового корпуса, были переброшены из Греции. На аэродромах сосредотачивались новые эскадрильи бомбардировочной и истребительной авиации.

Ожесточенные бои велись на перешейке полуострова Средний. Для штурма перешейка была использована артиллерия и воздушный флот. Но им так и не удалось овладеть ни одним метром нашей земли.

14 июня На северо-западное побережье губы Большая Зап. Лица и на мыс Пикшуев был высажен еще один десант численностью 1350 человек под командованием майора А. А. Шкиты и добровольческий отряд моряков (150 человек) Северного флота. В течение полумесяца десантники вели героическую борьбу в тылу врага.

К 20 июля совместными силами артиллерии, пехоты и авиации враг был выбит из района господствующий высоты 314,9, отброшен на рубеж поселка Большая Зап. Лица. В ходе оборонительных боев, которые продолжались почти 20 дней дивизии горнострелкового корпуса были обескровлены. Для возобновления наступления на Мурманск противнику требовалась длительная подготовка - более месяца. В то время, как к новому наступлению на Полярное и Мурманск вели атаки на немецкие позиции.

Наши войска пытались ликвидировать плацдарм на берегу Большой Зап. Лицы, но из-за плохой подготовки лобовых атак командование дало приказ перейти к обороне.

23 августа 1941 г. Северный фронт был разделен на две части: Ленинградский и Карельский фронты. В состав Карельского вошли все войска от Онежского озера до Северного Ледовитого океана.

После перегруппировки немецкий горнострелковый корпус и на этот раз строил свой боевой порядок в один эшелон. Резервов не было. Наступление поддерживало 10 дивизионов полевой артиллерии и 280 самолетов.

В 3 часа 50 минут 8 сентября противник перешел в наступление под прикрытием тумана. Части северной группы внезапно атаковали ослабевшие бдительность подразделения стрелкового полка и отбросили их в юго-восточном направлении. 9 сентября противник был остановлен, а затем отброшен на линию высоты 173,7, северные склоны высоты 314,9. 15 сентября противник опять понес удар, но продвинулся всего на 1-2 километра. Дальнейшие атаки противника тоже не имели успеха. За 10 дней боев, не смотря на 3-х кратное превосходство в силе, северные группы противника расширили свой плацдарм всего на 2-3 километра и вынуждены были перейти к обороне.

Более серьезно обстояли дела на левом фланге обороны 14-й армии, Противник быстро форсировал не оборонявшийся участок реки Зап. Лица и быстро обошел фланги. Подоспевшие части были вынуждены отступать с тяжелыми боями. Развивая наступление противник перешел в районе 42-го километра нашу единственную коммуникацию - дорогу Мурманск, Большая Зап. Лица.

В связи с создавшейся обстановкой была создана дивизия народного ополчения под названием `Полярная". 15 сентября она вышла на правый фланг противника и нанесли удар с тыла. В ходе боев враг потерял 1500 солдат и офицеров убитыми и несколько тысяч ранеными. Был разгромлен штаб полка, захвачены большие трофеи и ценные документы германского командования.

На кандалакшском направлении гитлеровцам удалось с тяжелыми боями несколько продвинуться в глубь нашей территории, но выйти к Кировской железной дороге они так и не смогли.

Мурманская наступательная операция (28 апреля - 10 мая 1942 г.). Замысел намечавшейся наступательной операции советских войск на этом направлении состоял в том, чтобы, сковывая противника с фронта, ударной группировкой армии прорвать оборону южнее оз. Чарп, охватить его левый фланги во взаимодействии с десантом Северного флота окружить и уничтожить части западнее р. Зап. Лица.в дальнейшем

Армия должна развивать удар в тыл противнику, находившегося на перешейке полуострова Средний, с тем, чтобы уничтожить его и выйти на государственную границу на участке от побережья губы Малая Волоковая до оз. Чарп.

Для участия в операции была выделена бригада морской пехоты под командованием В. В. Рассохина. Она предназначалась для высадки десанта на южное побережье Мотовского залива.

Авиационная поддержка войск возлагалась на ВВС армии, фронта и Северного флота. Противовоздушная оборона войск возлагалась на авиацию и зенитную артиллерию 14-ой армии и Мурманский район ПВО. Кроме того, для борьбы с самолетами противника, в частях и соединениях привлекались специально подготовленные для этой цели расчеты станковых пулеметов и противотанковых ружей.

Во всех стрелковых частях были созданы и обучены к действиям штурмовые группы. В канун операции значительные работы проводились по подготовке исходного района для наступления.

Управление всеми силами сухопутных войск, флота и авиации, привлеченных к операции, осуществлялось командующим и штабом фронта. Для обеспечивания взаимодействия на командных пунктах дивизий находились представители авиационных соединений. В их задачу входило наведение самолетов на цель. На командном пункте 14-й армии находился представитель флота. Но подготовка не прошла полностью успешно, армия не смогла обеспечить боеприпасами. Вместо 3-5 боекомплектов она располагала следующим запасом: мин - 1,5-1,0 боекомплект, снаряды - 2-3 боекомплекта. Несколько лучше были решены вопросы продовольственного и продфуражного обеспечения.

В ходе оборонительных сражений в 1941 г. и наступательной операции весной 1942 г. линия фронта окончательно стабилизировалась и оставалась в основномнеизменна вплоть до перехода войск Карельского фронта в наступление летом 1941 г. Ставка ВГК, Военный совет фронта начиная с сентября 1941г. принимали все меры для создания непреодолимой обороны.

Основу оборонительных рубежей составляли батальонные районы обороны. Штаб фронта требовал при инженерном оборудовании местности главное внимание уделять прикрытию основных направлений, и в первую очередь дорог, для чего на путях подвоза и эвакуации через каждые 5-6 километров создавались блокгаузы с круговой обороной, широко применялись завалы и засеки, противопехотные препятствия Большие трудности испытывали воины в Заполярье при создании оборонительных сооружений в скальном грунте. Здесь нередко приходилось укрытия для огневых точек, траншеи, окопы и ходы сообщения выкладывать из камней, скрепляя их цементным раствором. В целом было построены мощные заградительные сооружения. Штаб фронта и штабы армий уделяли большое внимание обеспечению стыков и флангов. Для этого в стыках между соединениями создавались опорные пункты, заграждения. Фронт испытывал большой недостаток в противовоздушных средствах.

Не сумев прорваться к Мурманску, немцы зазимовали на сопках Муста-Тунтури. Своим военно-воздушным силам гитлеровское командование ставило задачу систематически наносить удары по Мурманску и быть готовым к поддержке действий наземных войск и наступлений. Кроме того, авиация должна была вести наблюдение и контроль за северо-норвежской и финской прибрежными полосами, за противовоздушной обороной района Петсамо, портов и баз флота.

За семь месяцев немецкие войска создали глубоко эшелонированную оборону, состоящую из системы опорных пунктов глубиною до 20 километров. Наиболее развита была главная полоса обороны, состоящая из двух позиций, насыщенных большим количеством каменно-земляных сооружений, миновзрывных и проволочных заграждений.

Наступление 14-й армии началось утром 28 апреля после 3-х часовой артиллерийской подготовки. Но артиллерия не смогла разрушить укрепления противника и подавить его огневые точки, так как разведкой не были засечены цели. Авиация сбросила несколько бомб на опорные пункты, но этим существенной помощи войскам не оказала.

Войска ударной группировки армии не сумели выполнить поставленных задач. К 3 мая нашим наступающим силам удалось овладеть лишь вражескими опорными пунктами на переднем крае. Десантные войска, высаженные в Мотовском заливе тоже не имели успеха.

Вечером 4-го мая резко понизилась температура и началась пурга, что вынудило наши войска прекратить активные действия. Прекратилась доставка продовольствия и боеприпасов всем частям армии.

С 1941 г. по 1944 г. на Кольском полуострове развернулась позиционная война. С учетом характера и особенности театра военных действий, недостаточного количества личного состава и боевой техники войска Карельского фронта применяли такие формы и способы боевых действий в обороне, которые изматывали силы врага, а так же обеспечивали захват новых территорий. Наиболее характерными из них были бои по улучшению переднего края, разрушению оборонительных сооружений врага и уничтожению его живой силы и боевой техники, разведка боем, рейдовые действия частей и подразделений по тылам противника, использование снайперов. Разведка боем велась не только в целях разведки, но и преследовала цель уничтожить оборонительные сооружения, вывести из строя боевую технику противника. Широко практиковалась специальная разведка, которую организовывали начальники родов войск и служб с целью получения данных, необходимых для использования войск в бою.

Так же хорошо использовались лыжные отряды. Суровая зима и длительные полярные ночи, наличие у противника открытых флангов и стыков между соединениями благоприятствовали их действиям. Обычно отряды, отправлявшиеся в рейды, насчитывали от 150 до 300 человек, а иногда и больше. Лыжника находились в тылу врага от 10 до 12 суток, преодолевая за это время огромные расстояния. Весь комплект боеприпасов, а также мины для диверсионных действий им приходилось нести на себе. В отдельных случаях для транспортировки пулеметов, больных и раненых использовались оленьи упряжки и лодочки-волокуши.

Основным объектом нападения в тылу являлись гарнизоны врага. Обычно налеты совершались ночью или на рассвете, когда гитлеровцы были меньше всего готовы к бою. Командование фронта практиковало и другие формы борьбы в тылу противника. начиная с 1942 г. систематически в тыл врага стали высылаться небольшими группами минеры для подрыва рельсов, взрыва мостов, подрыва коммуникаций и др.

На Карельском фронте в условиях пересеченной местности, удобной для маскировки, получило широкое распространение снайперское движение. Командующий фронтом при переходе войск фронта к стабильной обороне потребовал от командиров соединений и частей больше внимания уделять подготовке снайперов, а лучших из них награждать именной снайперской винтовкой. Снайперы действовали, как правило, парами. Каждая пара оборудовала основную, запасную и ложную позиции. В условиях горно-тундрового Заполярья под особым контролем снайперов находились горные тропы, перевалы, теснины, долины гор.

При значительной растянутости линии фронта важно было создать у противника представление у противника о высокой насыщенности позиций огневыми средствами и живой силой. Для этого выделялись «Кочующие» орудия, минометы, и даже пулеметы и автоматы.

Эффективно действовала и артиллерия Северного флота. На полуострове Рыбачий с первого до последнего дня войны успешно боролась с врагом батарея № 221, которая наносила удар судам врага при входе в Петсамский залив. На подавление этой батареи фашисты выпустили 17 тыс. крупнокалиберных снарядов и сбросили 7 тыс. авиационных бомб. Но батарея продолжала вести бой.

Правительство Финляндии 4 сентября 1941 г. заявило о своем разрыве с фашистской Германией. В тот же дань финская армия прекратила военные действия. Немецкая армия оказалась без поддержки на этом направлении.

Ставка ВГК 29 сентября 1944 г. утвердила наступательную операцию в Заполярье. Замысел операции состоял в том, чтобы прорвать оборону на узком 9-километровом участке фронта юго-восточнее Луостари, далее овладеть городом Печенга и развивать наступление к Норвежской границе. 7-я воздушная армия должна была в тесном взаимодействии с артиллерией подавить оборону противника. На нее возлагалось прикрытие от ударов с воздуха основных коммуникаций фронта, непосредственная поддержка соединений и частей в ходе наступления, а при необходимости и доставка им боеприпасов, горючего и продовольствия.

Утром 7 октября погода в районе боевых действий стала ухудшаться. Из-за тумана и облаков понизилась видимость, по этому авиации не удалось полностью выполнить свою задачу.

Команда «Огонь!» была подана в 8 часов. Артиллерийская подготовка была мощной и накрыла опорные пункты на переднем крае и в ближайшей глубине, накрыла штабы, узлы связи, резервы, артиллерийские и минометные батареи противника.

В 9 часов 30 минут из-за еще большего ухудшения погоде темп огня снизился. В 10 часов 30 минут наши войска отакавали противника.

В итоге 1-го дня наступления войска 14-й армии прорвали главную полосу обороны противника на фронте около 6-и километров, форсировали Титовку и захватили плацдарм на ее северном берегу. Днем 8-го октября войска 14-й армии продолжили наступление. Наибольший успех и на этот раз был достигнут на правом фланге. Войска в условиях бездорожья продвинулись вперед на 5-7 километров. За два дня боев на освобожденной нашими войсками территории противник оставил свыше 1,5 тысячи трупов солдат и офицеров, 14 орудий, 48 минометов, 79 пулеметов, 9 складов с различным имуществом, тысячи винтовок и автоматов. За это время было взято в плен 210 солдат и офицеров.

Одновременно легкие стрелковые корпуса совершили глубокий обход правого фланга оборонительной полосы противника. Успешное движение их в направлении Луостари поставило под угрозу окружения вражескую группировку, оборонявшуюся на рубеже Зап. Лицы. Опасаясь этого, командование горнострелкового корпуса отдало приказ на отход своих частей с этого рубежа. Наше командование поставило здесь цель не допустить этого. Но из-за отсутствия дорог операция затянулась, и противник смог вывести часть своих войск. Из-за плохих метеорологических условий, недостатка артиллерии, очень большого недостатка боеприпасов операция противник в результате смог в сравнительно спокойной обстановке отводить войска с рубежа р. Зап. Лицы свои основные силы и предпринимать яростные контратаки против наших подразделений, перерезавших дорогу Зап. Лица, Печенега.

С 10 по 12 октября наши войска вышли в район Луостари тем самым разобщив вражескую группировку на две части и создав благоприятные условия для развития наступления в направлении Никеля и на север в сторону Печенеги. 9 октября в 23 часа 30 минут был высажен десант на южное побережье губы Малая Волоковая общей численностью 411 человека. В его задачу входило подготовка для высадки основного десанта. Затем в 0 часов был высажен основной десант в размере 1628 человек. Высадка прошла успешно, и войска преступили к штурму хребта Муста-Тунтури.

Потерпев поражение в районе хребта, и опасаясь окружения, противник в 12 часов 10 октября начал отходить с перешейка полуострова Средний в район Печенги. В течение 12 и 13 октября части морских пехотинцев преследовали противника по дороге на Поровара.

13 октября был высажен десант в Линнахамари. Под сильным огнем противника катера капитана Шабалина прорвались в порт и в 23 часа высадили бойцов на берег. К 12 часам 13 октября они захватили главный бастион обороны - 210-мм батарею. К 19 часам порт был полностью захвачен.

За период боев с 9 по 14 сентября Северный флот нанес противнику значительные потери: Было убито долее 3 тысяч вражеских солдат и офицеров, уничтожено и взято в качестве трофеев различное вооружение и военное имущество, в том числе 39 складов с горючим, боеприпасами и продовольствием.

К вечеру 14 октября немецкие части общей численностью в 3500 человек в районе Печенги были окружены. 15 октября в 2 часа ожесточенные уличные бои в городе закончились полной победой советских войск.

За пять дней напряженных боев (18-22 октября) войска 14-й армии продвинулись на 20-30 километров От немецко-фашистских захватчиков был полностью освобожден важный район никелевого производства с крупными населенными пунктами - Никель и Ахмалахти. Советские войско вступили на территорию Норвегии.

Таким образом сентябрьское наступление не имело успеха. Противнику так и не удалось выполнить поставленные задачи. Понеся большие потери, он был остановлен и вынужден был перейти к позиционной войне. К декабрю 1941 г. войска фронта занимали оборону на р. Зап. Лица, не системе рек и озер (90 километров западнее Кандалакши), 40 километров западнее Лоухи, 10 километров западнее Ухты, Ругозеро, станция Масельская, Повенец, Онежское озеро, р. Свирь.

За первые 12 дней наступления противник захватил лишь небольшой плацдарм на восточном берегу р. Зап. Лица. За это время фашисты потеряли около 3 тысяч человек солдатов и офицеров убитыми и ранеными. Наступательная операция не достигла того результата, которое ожидало от нее немецкое превительство.

В соответствии с указаниями ставки войска 14-й армии с середины мая перешли к обороне на рубеже Большая Зап. Лица, южнее высоты 314,9, высота 180,4.

Цель наступательных операций, проводимых в 41-42 гг. не была достигнута, но войска 14-й армии и Северного флота получили богатый боевой опыт подготовки и проведения крупной наступательной операции.

Около 3-х лет войска Карельского фронта и моряки Северного флота вели активные оборонительные бои в Заполярье. Руководство фашистской Германии держало здесь крупные силы, так как опасалось наступления Карельского фронта к западу от Мурманска. Оно боялось потерять Никелевые рудники в районе Петсамо (Печенги), дававшие 32 % общеевропейской добычи никеля, Который является стратегическим сырьем. Оборона войск была весьма активной. Ни днем ни ночью, в любое время года и погоду воины фронта изнуряли врага, заставляли его держать свои силы в постоянном напряжении, воспрещали ему оборонительные работы, постоянно нарушали его отдых, подавляли моральный дух вражеских войск, ослабляли его боеспособность.

Собрав достаточно сии советское командование в сентябре 44 года перешло в наступление и к ноябрю полностью очистило Заполярье от врага.

Начало войны

Для многих наших читателей битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, лишь небольшой эпизод противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху , а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов - двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».

Боевые действия

Против объединенных сил врага выступала 14-я армия, личный состав которой составлял 52 тысячи человек, 1150 орудий и минометов, 400 танков. Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июля 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Блицкриг на Севере не удался. Позиционные бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска

Война на море

Затишье на берегу не снизило накал боевых действий на море. В этот период активизируются поставки военной техники, снаряжения и продовольствия по программе . Только через Мурманск переправили 1,2 миллиона тонн иностранных грузов. Естественно, немцы пытались сорвать поставки, с этой целью в регион были переброшены большие части люфтваффе, кригсмарине и надводных сил. Основную нагрузку по охране конвоев несли корабли британского флота и советский Северный флот, который также вел активные действия по срыву перевозок вражеских грузов. Всего за годы войны Северный флот лишил противника 200 кораблей и вспомогательных судов, свыше 400 транспортов и около 1300 самолетов.

Освобождение Заполярья и Норвегии

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

7 октября 1944 года Красная армия начала войск Карельского фронта и Северного флота. Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». Во время освобождения страны 2122 советских солдата и офицера пали смертью храбрых. В Осло, Киркенесе, Будё, Эльвенесе и ряде других городов стоят памятники нашим воинам с надписью «Норвегия благодарит вас».

К сожалению, время не только лечит, но и калечит. В эти дни на территории Норвегии проходят учения НАТО «Единый трезубец», в них принимают участие свыше 50 тысяч военнослужащих. Цель одна - защита от России, правопреемницы СССР, который в далеком 1945 году принес мир и спокойствие на эти земли.

Но, несмотря на все эти бряцания оружием, память о мирной миссии советского народа в стране сохраняется, а к памятникам советских солдат-освободителей все так же относятся с большим уважением, в отличие от многих других европейских стран, в том числе и Польши.

— боевые действия войск Северного и Карельского (с 1 сентября 1941 года) фронтов, Северного флота и Беломорской военной флотилии против немецких и финских войск на Кольском полуострове, в Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях в июне 1941 — октябре 1944 года.

Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда».

«Мурманами», «урманами» русские называли норвежцев, норманнов. Позднее это название было перенесено и на землю, где происходили события с участием иностранцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, соседнее с Норвегией, а затем и весь Кольский полуостров. Соответственно, название «Мурманск» означает «город на Мурмане». (А. А. Минкин. Топонимы Мурмана)


Предвоенные годы

К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Один из районов города получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота. Помимо военно-стратегических целей, через порт осуществлялось морское сообщение со строящимся Норильским ГМК, развитие мурманского порта преследовало и задачу увеличения уловов рыбы: в городе на месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.

Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.

В 1920—1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года — Мурманской области.

Панорама центральной части г. Мурманска (съемка с самолета), 1936 г.


Оборона Заполярья

Немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере — Мурманск и Кировскую железную дорогу, разгромить базы Северного флота СССР и завладеть Кольским заливом. Для этого немецкие и финские войска наносили удар по трём направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи.

Планируемые операции Германии и Финляндии в Кольском Заполярье

Командование Вермахта рассматривало Заполярье как вспомогательный (хотя и важный) участок Восточного фронта. Германское командование заблаговременно разработало планы боевых операций для горной армии «Норвегия», дав им кодовые названия: «Renntier» («Северный олень», начало 22 июня1941) — овладение районом никелевых рудников в Области Петсамо, проведение мероприятий (строительство дорог и т. п.) для осуществления следующей операции — «Platinfuchs» («Чернобурая лисица», начало 22 июня 1941+7 дней) — наступление на Порт‑Владимир, Полярный вдоль арктического побережья до Мурманска. XXXVI армейский корпус Вермахта должен был (по плану «Polarfuchs» — «Песец»), выдвинувшись из Рованиеми (Финляндия), где он оказался к 14 июня 1941 в результате осуществления морской транспортной операции из Норвегии («Blaufuchs 2»), взять Саллу, Кандалакшу, затем повернуть на север и, наступая вдоль Кировской железной дороги, соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия» для взятия Мурманска. Совместные действия германской и финской армий севернее линии Оулу-Беломорск до 05 июня 1941 носили кодовое название «Silberfuchs» («Серебристая лисица»). Овладеть Кольским полуостровом планировалось за две недели.

Немецкие войска входят в Петсамо (Печенга) в рамках операции Silberfuchs. Июнь 1941.


На северном фланге советским войскам противостояли германская армия «Норвегия» (с января 1942 — «Лапландия», с июня 1942 — XX‑я горная) под командованием генерал-полковника Н. фон дер Фалькенхорста в составе 3 армейских корпусов, горнострелкового корпуса «Норвегия», считавшихся элитой сухопутных войск Германии и имевших ценный боевой опыт горной войны, в т. ч. и в высоких широтах; находящегося в оперативном подчинении III финского армейского корпуса; части сил 5‑го воздушного флота Германии и немногочисленных ВМС. Финская Карельская армия имела задачей захват южных районов Карелии и Карельского перешейка и после выхода на рубеж р. Свирь в районе Ленинграда соединиться с войсками немецкой группы армий «Север». Группировка противника насчитывала 530 тысяч человек, 4,3 тысячи орудий и минометов, 206 танков, 547 самолетов, 80 кораблей и 6 подлодок.

Со стороны Красной Армии входившая в состав Северного фронта (образован 24.06.1941) 14‑я армия (командующий до 23.08.1941 генерал-лейтенант В. А. Фролов) прикрывала Мурманское, Кандалакшское и Ухтинское направления. СФ обеспечивал оборону от вторжения с моря и защищал северные морские коммуникации. Для защиты транспортов в Белом море, в восточных районах Баренцева моря и Северного морского пути в августе 1941 была создана Беломорская военная флотилия, за годы войны обеспечившая проводку более 2500 транспортов. В войсках Северного фронта под командованием генерал-лейтенанта М. М. Попова вместе с Северным флотом насчитывалось 420 тысяч человек, 7,8 тысячи орудий и минометов, 1,5 тысячи танков, 1,8 тысячи самолетов, 32 корабля и 15 подлодок.

29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении и второстепенные на кандалакшском и лоухском направлениях. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант в губе Большая Западная Лица (1941). На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска остановили продвижение немецко-финских войск, которым не удалось выйти к железной дороге, и они были вынуждены перейти к обороне.

Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 года. Не добившись успеха на кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа немцев, наступавшая на Полярный, за 9 дней смогла продвинуться всего на 4 км. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка — Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия частью своих сил (1-я Полярная стрелковая дивизия) при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар, разгромила 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица, и переломила ход военных действий за оборону города Мурманска в пользу войск Карельского фронта. После этого немецкое командование прекратило наступление на Мурманск. Немцы, не сумев прорвать оборону РККА в районе полуостровов, закрепились на одноимённом плато и хребте Муста-Тунтури в 40 километрах в направлении Мурманска, превратив их цитадель с глубоко эшелонированной (в четыре ряда укреплений и заграждений) обороной. В теле хребта были вырублены окопы и траншеи в полный рост, устроены бомбоубежища, склады боеприпасов, штабы, госпитали и проч. Укрепления в монолитной гранитной скале длиной около четырёх километров, местами возвышающейся над морем на 260 метров: там стояли орудия, миномёты, ДОТы, стационарные, дистанционно управляемые огнемётные установки. По плато к побережью были проложены дороги. В течение трёх с лишним лет тут шли непрерывные ожесточённые и кровопролитные бои.

Погранзнак А-36 (по-видимому, копия) в Музее обороны островов Среднего и Рыбачьего



Высота 115,6 хребта имеет своё собственное имя Погранзнак и больше известна, как место, где всю войну наши солдаты сохраняли в неприкосновенности пограничный знак А-36 бывшей советско-финской границы.

Разведчики морской пехоты Северного флота на хребте Муста-Тунтури .


Наступление немецкого горнострелкового корпуса, начавшееся 08 сентября 1941 на Мурманском направлении, было остановлено контрударом 14‑й армии. 23 сентября противник был отброшен за р. Большая Западная Лица, где фронт стабилизировался до октября 1944. Большое значение в срыве планов захвата Мурманска имела Полярная дивизия, ставшая необходимым резервом для обескровленных советских войск. Немецкие войска были измотаны, но из‑за стремления Гитлера любой ценой обеспечить безопасность Норвегии от захвата ее Британией не получили необходимых сил для осуществления операции. Сказались также недооценка немецким командованием противника и особенностей местности. К октябрю 1941 ГК «Норвегия», потеряв убитыми и ранеными 10 290 человек, продвинулся в сторону Мурманска лишь на 24 км.

Оборонительные бои советских войск на мурманском направлении в 1941-1944 гг

Бои на кандалакшском направлении, где было сосредоточено бо́льшее количество войск противника, чем на мурманском, начались 01 июля 1941 и шли с особым ожесточением: боевые действия вели здесь 101‑й погранотряд, 42‑й стрелковый корпус (122‑я, 104-я стрелковые дивизии). С 07 июля советские войска начали отход на вторую линию обороны, которую защищала 104‑я стрелковая дивизия. 17 сентября войсками КА был занят рубеж вдоль реки Верман (в 90 км от Кандалакши), где боевые действия стабилизировались на три года. «Зильберфукс» (наступление на Кандалакшу), по мнению немецких генералов, был всего лишь «экспедицией» (Ф. Гальдер), основные военные действия разворачивались южнее (хотя эта «экспедиция» и стоила одним только финнам 5 тыс. убитых и раненых солдат к середине сентября 1941).

На южном направлении финны, создав большое превосходство в силах и средствах на направлении главного удара, 05 сентября 1941 овладели г. Олонец, достигли р. Свирь, перерезали Кировскую железную дорогу, 02 октября захватили Петрозаводск, но в наступлении на Медвежьегорском направлении успеха не достигли. План по соединению германских и финских войск для создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда был предотвращен. Активные действия войск Красной армии сковали более 20 дивизий противника, измотав и обескровив их. Потери советских войск в этой оборонительной операции составили: безвозвратные — свыше 67 тысяч человек, санитарные — около 69 тысяч человек, а также 540 орудий и минометов, 546 танков, 64 самолета, 8 кораблей.

Егеря под защитой сейда. Май 1942 г.


С 1942 основные боевые действия переместилась на море, где ВМФ и ВВС Германии пытались нарушить морские перевозки союзными конвоями. Значение Мурманска возросло после провала блицкрига и начала союзнической помощи по ленд-лизу (командование Вермахта, конечно, и не рассчитывало в своих планах такого развития событий).

Атака советской морской пехоты на Северном фронте. 1942 г.


Противник сосредоточил свои усилия на разгроме Мурманска и его порта с воздуха с целью парализовать работу по переработке и отправке грузов в центр станы. Город был сожжен практически полностью (при том, что в начале войны СССР имел на Севере самолетов в 4 раза больше, чем Германия), но выполнить поставленную задачу гитлеровцам не удалось — порт продолжал работу даже в тех условиях, которые позволили назвать Мурманск «городом-фронтом». В Мурманске и области шла напряженная жизнь: добывалась рыба для фронта и тыла страны, все предприятия работали на победу.

Мурманчане наблюдают за воздушным боем над городом. 1943 г.


Люфтваффе совершали в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов, сбросили за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершили 792 налёта.


По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город, в основном, зажигательные бомбы; чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска.

Пожар после бомбардировки города, 1942 год


Подвиг добровольцев-строителей, восстанавливавших город в период войны, увековечен в памятнике «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах», открытом в 1974 году.

Памятник «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах»

За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов.

С весны 1942 года немецкое командование развернуло активные действия на море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота. С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию. Однако КВМФ Великобритании при поддержке СФ СССР, а также американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США.



Всего за годы ВОВ Северный флот обеспечил проводку на ВВП 1471 конвоя, в которых насчитывалось 2569 транспортных судов, при этом торговый флот потерял 33 судна (19 из них от атак подводных лодок).

Весь 1943 шла упорная борьба за господство в воздухе, которое в конечном итоге было завоевано советской авиацией. СФ сумел обеспечить проводку союзных конвоев в зоне своей ответственности и приступил к операциям по уничтожению вражеских боевых и транспортных судов — особенно отличились при выполнении этих задач экипажи подводных лодок и торпедных катеров.

Торпедный катер ТКА-12, которым в годы Великой Отечественной войны командовал дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин, установлен на постамент на площади Мужества в городе Североморске Мурманской области.


В 1944 в результате успешно проведенной советскими войсками Выборгско‑Петрозаводской операции (10.06-09.08.1944), приведшей к выходу Финляндии из войны (19.09.1944), командование Вермахта приняло решение отвести свои войска, действовавшие на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях, и укрепить оборону в Заполярье. Германское командование 03 сентября1944 утвердило план операции отхода (под кодовым названием Birke - «Береза»): оторваться от советских войск на участках Лоухи и Кандалакша, перебросить освободившиеся войска через Рованиеми на север Кольского полуострова и там закрепиться. Сентябрьские наступления 19‑й и 26‑й армий на Кандалакшском и Ухтинском направлениях несмотря на хорошо эшелонированную оборону германских войск были успешными: 14 сентября 1944 был взят Алакуртти, в последней декаде сентября дивизии 19‑й армии вышли на государственную границу с Финляндией, освободив 45 населенных пунктов, выведя из строя 7 тысяч немецких солдат и офицеров; 26‑я армия, которой противостоял XVIII‑й немецкий горнострелковый корпус, к концу сентября продвинулась на 35 км в глубь территории Финляндии. Тем не менее по указанию Ставки ВГК войска перешли к обороне, сохраняя силы для первоочередной задачи в Заполярье — освобождения Печенгской области. Таким образом стало возможным успешное проведение сжатой по времени Петсамо‑Киркенесской наступательной операции (07.10-29.10.1944).

Хребет Муста-Тунтури


Советские разведчики на склоне хребта Муста-Тунтури. 1943 г .


В ненастную ночь 10 октября 1944 начался штурм немецких укреплений на Муста-Тунтури с нескольких направлений, в том числе в обход. Самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной роты, по численности равной батальону или полку: 750 человек. В тяжёлых погодных условиях для отвлечения внимания противника, она должна была снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку и пулемётный огонь, штурмовать высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом. Почти все бойцы роты полегли в ущелье между высотами, но дали возможность другим частям захватить хребет и общими усилиями советских войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков. Отсюда с берегов реки Западная Лица войска Карельского фронта начали изгнание немецко-фашистских войск из Кольского Заполярья и освобождение территории северной Норвегии.

Немецкое воинское захоронение в Петсамо.


7 октября 1944 советские войска перешли в наступление, нанося главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари — Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.12.1944 учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» (удостоено 307 000 чел.). Армия, флот и труженики промышленных предприятий и сельского хозяйства области в годы войны сумели осуществить важнейшую стратегическую задачу: сорвали планы германского командования по изоляции СССР от союзников, не позволили перерезать Северный морской путь и обеспечили постоянно увеличившиеся поставки снаряжения, боевой техники и продовольствия, поступавшие в страну по программе «ленд-лиз».

Потери советских войск и мирного населения за 1941-44 гг. — ок. 200 тыс. человек (убито, пропали без вести, ранены). За проявленные жителями г. Мурманска мужество и героизм город получил почетное звание «Город-герой» (1985), г. Кандалакша награжден орденом Отечественной войны 1‑й степени (1984).



Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.

Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью:


Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!

Чуть в стороне от монумента находятся два зенитных орудия. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман.

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Блицкриг в Арктике сорван

Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.


Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.

Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.


8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.

Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.


К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Все для фронта, все для победы

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек.

Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.


Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.

Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.


Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.

Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.


Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.

Союзники в Заполярье

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).


В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

Оборона Мурмана

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.


Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.

Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.


Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.


Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.

Разгром захватчиков

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.


7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.


Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

Никто не забыт, ничто не забыто

Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.


В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.


За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В результате успешного наступления Советских Вооруженных Сил летом 1944 г. были разгромлены группировки немецко-фашистских войск в Белоруссии, Прибалтике, на Карельском перешейке, в Карелии и Эстонии. 4 сентября 1944 г. финские войска прекратили военные действия. Правительство Финляндии приняло условия, выдвинутые Советским правительством, о разрыве с Германией и выводе немецких войск с территории Финляндии не позднее 15 сентября. Оставшиеся после 15 сентября немецкие войска Финляндия должна была разоружить. Положение гитлеровских войск в Заполярье резко ухудшилось, так как они лишились поддержки финских войск и кратчайших сообщений с Германией через Финляндию. Над группировкой немецких войск на Севере нависла угроза изоляции и окружения (единственная шоссейная дорога вдоль норвежского побережья могла быть перерезана нашими войсками).

Советское командование разработало план освобождения Заполярья, по которому войска Карельского фронта должны были нанести главный удар из района южнее оз. Чапр в обход южного фланга и частями морской пехоты Северного флота в обход северного фланга окружить и уничтожить группировку противника в районе р. Титовка. В дальнейшем войска фронта должны были развивать наступление в западном направлении по дорогам на Петсамо, Киркенес, Луостари, Никель и разгромить отступавшие части.

Утром 7 октября 1944 г. войска Карельского фронта перешли в наступление. При наступлении были разгромлены части 2-й горно-стрелковой немецкой дивизии. Одновременно наши войска совершили глубокий обход открытого правого фланга обороны противника по труднопроходимой местности и вышли в район южнее Луостари. Вечером 9 октября со стороны Мотовского залива была произведена высадка десанта. Десант овладел намеченным участком побережья и начал быстро продвигаться в южном направлении. Утром 10 октября части бригады вышли во фланг и тыл обороны противника. После того как определился успех десанта в губе Малая Волоковая, начался прорыв обороны противника на перешейке полуострова Средний. Опасаясь окружения, немцы в ночь на 11 октября начали отход с перешейка полуострова Средний. Для замедления продвижения наших частей противник устраивал каменные завалы (россыпи) на дорогах, минировал их, разрушал мосты. Днем, чтобы затруднить ориентировку и наблюдение, на отдельных рубежах противник ставил дымовые завесы.

Вечером 12 октября два торпедных катера под командованием Героя Советского Союза капитана 3 ранга А.О. Шабалина и лейтенанта Е.А. Успенского вышли в море. За ними с интервалом 7 минут вышли еще две группы катеров с десантом на борту под командованием капитана 2 ранга С.Г. Коршуновича и капитана 3 ранга С.Д. Зюзина. При подходе к Петсамской губе на расстояние 20-30 каб. катера были обнаружены противником. Вспыхнули прожекторы, осветительные снаряды, береговые батареи открыли интенсивный огонь. Увеличив ход, катера прорвались через огневую завесу и вошли в губу, прижимаясь к западному высокому берегу и стараясь использовать не простреливаемое пространство, несмотря на сильный ружейно-пулеметный огонь, высадили на причалы 52 десантника. Для захвата Линахамари был сформирован десантный отряд моряков в составе 660 человек под общим командованием майора И.А. Тимофеева. Высаженный же в порту десант, не дожидаясь рассвета, пошел в наступление. Основные силы отряда под командованием майора И.А. Тимофеева наступали на сильно укрепленный опорный пункт. На рассвете 13 октября противник двумя ротами пехоты контратаковал группу Тимофеева. Бой перешел в рукопашную схватку, в результате которой гитлеровцы были отброшены. К 12 часам опорный пункт и батарея были заняты.

15 октября войска Карельского фронта и части Северного флота штурмом овладели г. Петсамо. В дальнейшем наступление сухопутных войск развивалось в направлении Никель, Наутси и по дороге Петсамо – Киркенес. К 24 октября 14-я армия вышла на подступы к Киркенесу. Для содействия сухопутным войскам в овладении городом было решено высадить десант в заливе Хольменгро-фьорд. Утром 25 октября отряд высадки в составе 12 торпедных катеров, 2 малых и 1 большого охотника за подводными лодками под командованием командира бригады торпедных катеров капитана 1 ранга А.В. Кузьмина высадил два батальона морской пехоты. Двигаясь вдоль Бек-фьорда на Якобснес, десант помог войскам армии овладеть г. Киркенес. Побережье от Линахамари до Бек-фьорда было очищено от противника.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. 1 ноября, завершили полное освобождение Печенгской области от немецких захватчиков. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.

Участвуя в разгроме гитлеровских войск на суше, Северный флот одновременно действовал на морских сообщениях противника. Противник прилагал все усилия, чтобы защитить единственный путь, по которому он мог осуществлять эвакуацию и получать подкрепления из ближайшего тыла. Конвои и отдельные суда шли в охранении большого числа кораблей и под прикрытием истребительной авиации. Успешные действия Северного флота на вражеских коммуникациях сорвали планы немецко-фашистского командования по эвакуации из Северной Финляндии. Действия на коммуникациях имели и самостоятельный оперативный результат: тысячи эвакуируемых на транспортах солдат и офицеров противника, много техники не достигли портов назначения и погибли в море.

Разгром немецко-фашистских войск в Заполярье имел важное военное и политическое значение. Красная Армия положила начало освобождению Норвегии от фашистской оккупации. Была разгромлена крупная группировка вражеских войск. Промышленность Германии лишилась значительной доли стратегического сырья – никеля. Северный флот получил новые базы и аэродромы в Варангер-фьорде, а немецко-фашистский флот лишился баз в Северной Норвегии.

Высоко оценив заслуги личного состава Северного флота, Военно-Воздушных Сил, частей Красной Армии, моряков торгового и промыслового флотов, работников Северного морского пути и арктических станций, всех трудящихся северных районов нашей страны в защите Отечества от немецко-фашистских захватчиков, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 5 декабря 1944 г. учредил медаль "За оборону Советского Заполярья", которой был награжден весь личный состав Северного флота, принимавший участие в боевых действиях.

И сегодня североморцы помнят и чтут имена героев-подводников Ивана Колышкина, Магомета Гаджиева, Николая Лунина, Григория Щедрина, Израиля Фисановича, Федора Видяева, летчиков Бориса Сафонова, Ивана Катунина, Захара Сорокина, Петра Сгибнева, катерников Александра Шабалина, Владимира Алексеева, Сергея Коршуновича, отважных разведчиков Виктора Леонова, Сергея Агафонова, Ивана Каторжного, морских пехотинцев Василия Кислякова, Ивана Сивко, Анатолия Бредова и многих других несгибаемых защитников Заполярья.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!