Все объективные и субъективные факторы развития общества. Роль природного фактора в истории

Тема 8. Природные факторы развития общества

Жизнь общества протекает в условиях определенной природной среды и поэтому последняя, несомненно, влияет на развитие общества. В данной теме рассмотрены конкретные природные факторы и условия, воздействующие на общество. Природные факторы одного рода непосредственно влияют на жизнь и здоровье людей и поэтому их причисляют к экологическим детерминантам. К природным условиям и факторам, от которых зависит развитие производительных сил общества, относят географические условия его существования (климат, почва, наличие полезных ископаемых, лесов, рек, озер и т.п.).

Воздействие географических факторов на общество отмечали многие историки, географы, политики и государственные деятели. Иногда это воздействие настолько сильно преувеличивалось, что географическая среда выступала в качестве главного детерминанта развития общества; такие взгляды справедливо характеризуют как географический детерминизм. Численность населения также оказывает воздействие на развитие общества и его производительных сил, но если до начала XIX века рост населения оценивался положительно, то впоследствии некоторые экономисты и социологи стали видеть в нем негативный фактор. Наиболее яркими выразителями таких негативных взглядов стали Т. Мальтус и его последователи - мальтузианцы. Критикуя их взгляды, следует показать, что демографические процесса детерминируются не столько биологическими, сколько социально-экономическими факторами.

Основные вопросы для обсуждения. Что понимают под географической средой? В чем состоит сущность географического детерминизма? Охарактеризуйте взгляды Ш. Монтескье на роль географической среды. Что нового вносит Г. Бокль в понимание географической среды? Какую роль отводит Л. И. Мечников природной среде и речным цивилизациям? Что представляет собой экологический детерминизм? Какое влияние оказывает народонаселение на развитие общества? В чем заключается доктрина Т. Мальтуса о народонаселении? Как оценивается фактор народонаселения в материалистическом понимании истории?

Основу развития человеческого общества составляет система, соединяющая три группы факторов: природные, производственные, социальные.

Функции природной среды должны обеспечивать устойчивое процветание человеческого общества. Эта цель конкретизируется тремя группами подцелей: экологических, социальных, экономических.

Экологические - обеспечение здоровья и устойчивого продолжения рода человека как биологического вида.

Социальные - обеспечение духовного развития, которое в конечном счете включает познавательное, художественное и нравственное развитие человека.

Экономические - производство материальных благ и услуг, достаточных для обеспечения экологических и социальных целей.

Достижение экологических и социальных целей во многом обеспечивается за счет экономических целей.

Базисным фактором решения задач обеспечения материальными благами человека, улучшения биологического здоровья

и духовного развития человека является природная среда, функции которой приведены на рисунке (рис. 1.5).

Экологическая функция природной среды самая древняя и самая главная. Она существовала еще задолго до появления двух других функций. На первых порах своего развития человек пользовался дарами природы, не опосредствуя их трудом. Этот период использования «диких» экологических систем характеризуется собирательством и охотой. Недостаток природных ресурсов компенсировался миграцией человека к местам обилия воды и пищи, благоприятного климата.

Развитие человека

Социальные факторы

Поддержание жизни человека как биологического вида: среда обитания, воздух для дыхания, ресурсы пищи, ресурсы воды, ресурсы обмена веществ

Биологические факторы

Познавательное развитие: информационный ресурс, средство информационного обмена

Художественное развитие: развитие творческих способностей, эстетическое удовлетворение, развитие чувства красоты и гармонии

Нравственное развитие: воспитание чувства гуманизма, развитие чувства оптимизма и стабильности

Экологические факторы

Воспроизводство средств производства: источник предметов труда, средства труда, пространственная среда, энергетический ресурс, информационный ресурс

Воспроизводство предметов потребления Воспроизводство рабочей силы

Рис. 1.5. Функции природной среды 32

Воздействие природной среды на социально-экономическую систему является непосредственным, но в то же время и необходимым. Профессор Я.Я. Рогинский выделяет пять основных путей воздействия природной среды на людей: первый - прямое влияние на здоровье людей, их физическую выносливость, работоспособность, плодовитость и смертность; второй - через зависимость человека от естественных средств существования, от обилия или недостатка пищи, то есть дичи, рыбы, растительных ресурсов; третий - влияние наличия или отсутствия необходимых средств труда; четвертый - создание самой природой мотивов, побуждающих людей к действию, стимулов к деятельности в соответствии с требованиями изменяющихся условий среды; пятый - наличие или отсутствие естественных преград, мешающих встречам и соприкосновениям между коллективами (океаны, пустыни, горы, топи). Отсутствие преград, с одной стороны, могло оказаться исключительно полезным для взаимного обогащения опытом, а с другой - пагубным, в случае столкновения с превосходящими силами враждебных групп. (Рогинский Я.Я. Социальная сущность и биологическая природа... - М.: Знание, 1983).

Анализ использования природных ресурсов и показателей социально-экономического развития позволяет проследить четкую взаимную связь между состоянием природной среды (обеспеченность природными ресурсами, качеством окружающей среды) и уровнем развития социально-экономической системы (рис.

1.6). Прямые и обратные связи могут быть конкретизированы следующим образом.

Избыток природных ресурсов и благоприятные природные условия стимулируют рост темпов экономического развития и способствуют процветанию социальной системы. Однако эти же благоприятные возможности существования социально-экономической системы постепенно превращаются в своеобразный тормоз для возникновения революционных сдвигов в системе и ведут к определенному застою.

б) стимулирует вовлечение новых природных ресурсов

1. Избыток, расцвет

2. Природные ресурсы. Окружающая природная среда

3. Недостаток, деградация

1. Расцвет

2. Социально-экономическая система

3. Деградация

Стимулирует рост темпов развития

а) снижает трудоемкость и нагрузку на среду

Ведет к истощению природных ресурсов, деградации окружающей природной среды

а) вызывает кризис системы

6) стимулирует поиск путей выхода из кризиса

Тормозит революционные сдвиги

Ухудшение состояния природной среды заставляет искать пути выхода из кризиса, стимулирует возникновение основных технических идей и принципов, революционные преобразования в обществе.

Воздействие социально-экономической системы на природную среду.

При анализе обратных связей также можно выделить положительные и отрицательные результаты воздействия. Развитие производительных сил общества позволяет вовлечь в производство новые природные ресурсы или использовать более бедные источники и вторичные ресурсы, а также уменьшить удельную потребность в природных ресурсах на единицу продукции и снизить.техногенную нагрузку на окружающую природную среду.

Усиленное использование природных ресурсов при отсутствии качественного развития производительных сил ведет к истощению природных ресурсов и деградации окружающей природной среды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальная жизнь

Соотношение природного и социального в человеке

Роль природных факторов в формировании социальной жизни

Социальная жизнь

Культура и ее влияние на общественное развитие

Заключение

Литература

Соотношение прир одного и социального в человеке

В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов).

Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

Биологическую природу человек наследовал от животного мира. А биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного.

Этот же смысл жизни вложен биологической природой и в жизнь человека. Человек, родившись, должен получить от своих предков всё необходимое для своего существования, роста, возмужания, а возмужав, - воспроизвести себе подобного, родить ребёнка.

Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.

С одной стороны, человек - это высший уровень развития материи, это живой организм. Это значит, что как вид, представляющий высшую степень развития животных организмов на Земле он включен в природную связь явлений и подчиняется законам развития животных организмов. С другой стороны, человек - существо социальное. Его сущность выработана в обществе, во взаимодействии с другими людьми, в процессе социальной деятельности. Она представляет собой результат длительного развития человека в обществе.

Только общество обеспечивает существование человека и как индивида, личности, и как биологического вида. Люди и живут обществом, прежде всего для того, чтобы биологически выжить каждому в отдельности и всему человеческому роду вообще. Общество, а не отдельный индивид, является единственным гарантом существования человека как биологического вида Homo Sapiens. Только общество накопляет, сохраняет и передаёт следующим поколениям опыт борьбы человека за выживания, опыт борьбы за существования. Отсюда, для сохранения и вида и отдельного индивида (личности) необходимо сохранять общество этого индивида (личности). Следовательно, для каждого отдельного человека с точки зрения его природы общество имеет большее значение, нежели он сам, отдельный человек. Вот почему даже на уровне биологических интересов смысл жизни человека заключается в том, чтобы беречь общество больше, чем свою собственную, отдельную, жизнь. Даже в том случае, если во имя сохранения данного, своего, общества необходимо пожертвовать своей личной жизнью.

Роль природных факторов в формировании социальной жизни

Понятие "социальная жизнь" употребляется для обозначения комплекса явлений, которые возникают в ходе взаимодействия человека и социальных общностей, а также совместного использования природных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей. Различаются биологические, географические, демографические и экономические основы общественной жизни.

При анализе основ социальной жизни следует подвергнуть анализу особенности биологии человека как социального субъекта, создающих биологические возможности человеческого труда, общения, овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями. К ним можно отнести такую анатомическую особенность человека, как прямая походка.

Она позволяет лучше охватить взглядом окружающую обстановку и использовать руки в процессе труда.

Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции, и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида. Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития.

У людей разных рас, воспитанных в одинаковых культурных условиях, развиваются одинаковые взгляды, стремления, способы мышления и деятельности. Важно отметить, что одно лишь воспитание также не может произвольно сформировать воспитуемого. Врожденная одаренность (например, музыкальная) оказывает важное влияние на социальную жизнь.

Проанализируем различные аспекты влияния географической среды на жизнедеятельность человека как субъекта социальной жизни. Следует отметить, что есть определенный минимум природно-географических условий, который необходим для успешного развития человека.

Характер занятий, тип хозяйственной деятельности, предметы и средства труда, продукты питания и др. - все это существенно зависит от обитания человека в той или иной зоне (в полярной зоне, в степи или в субтропиках).

Исследователи отмечают влияние климата на работоспособность человека. Жаркий климат сокращает время активной деятельности. Холодный климат требует от людей больших усилий для поддержания жизни.

Умеренный климат в наибольшей степени способствует активности. Такие факторы как атмосферное давление, влажность воздуха, ветры являются важными факторами, которые влияют на состояние здоровья человека, что выступает важным фактором социальной жизни.

Большую роль в функционировании социальной жизни играют почвы. Их плодородие в сочетании с благоприятным климатом создает условия для прогресса проживающего на них народа. Это влияет на темпы развития экономики и общества в целом. Скудные почвы сдерживают достижение высокого уровня жизни, требуют значительных затрат прилагаемых человеком усилий.

Не меньшее значение в социальной жизни имеет рельеф местности. Наличие гор, пустынь, рек может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа.

На этапе первоначального развития того или иного народа, географическая среда наложила свой специфический отпечаток на его культуру, как в ее хозяйственно-экономических, политических, так и в духовноэстетических аспектах. Это косвенно выражается в отдельных специфических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются черты быта народа, связанные с условиями его проживания

Таким образом, географические факторы сыграли значительную роль в формировании культуры на первоначальных этапах развития того или иного народа. Впоследствии, отражаясь в культуре, они могут воспроизводиться народом уже независимо от первоначальной среды обитания

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что при рассмотрении роли географической среды недопустим "географический нигилизм", полное отрицание воздействия ее на функционирование общества. С другой стороны, нельзя разделить точку зрения представителей "географического детерминизма", которые усматривают однозначную и однонаправленную зависимость между географической средой и процессами социальной жизни, когда развитие общества полностью определяется географическими факторами. Учет творческих возможностей личности, развитие на этой основе науки и техники, культурный обмен между народами создают определенную независимость человека от географической среды. Однако социальная деятельность человека должна гармонично вписываться в природно-географическую среду. Она не должна нарушать ее основных экосвязей.

Социальная жизнь

Общество в целом является самой большой системой. Его важнейшими подсистемами являются экономическая, политическая, социальная, духовная. В обществе выделяются и такие подсистемы как классы, этнические, демографические, территориальные и профессиональные группы, семья и др. Каждая из названных подсистем включает в себя множество и других подсистем. Они могут взаимно перегруппировываться, одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Индивид не может не подчиняться требованиям той системы, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности. Вместе с тем в обществе существуют одновременно различные формы социальной деятельности и поведения, между которыми возможен выбор.

Для того, чтобы общество функционировало как единое целое, каждая подсистема должна выполнять конкретные, строго определенные функции. Функции подсистем означают удовлетворение, каких - либо общественных потребностей. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества.

Развитие социальной жизни представляет собой последовательный переход от низших к высшим общественно-экономическим формациям: от первобытно-общинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической.

Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляет дух народа, его мораль, убежденность, обусловливающие и определенное отношение к самому себе.

Цивилизационный подход в социологии предполагает учет и изучение того своеобразного и самобытного, что есть в организации социальной жизни целого региона.

В сфере производственно-экономических отношений - это достигнутый уровень развития техники и технологии, порожденные новым этапом научно-технической революции, система товарно-денежных отношений, наличие рынка.

В политической сфере в общецивилизационную базу входит правовое государство, действующее на основе демократических норм.

В духовно-нравственной сфере общим достоянием всех народов являются великие достижения науки, искусства, культуры, а также общечеловеческие моральные ценности.

Социальная жизнь формируется сложным комплексом сил, в котором природные явления и процессы являются только одним из элементов. На основе условия, созданных природой, проявляет себя сложное взаимодействие индивидов, которое формирует новую целостность, общество, как социальную систему. Труд, как фундаментальная форма деятельности, лежит в основе развития многообразных типов организации социальной жизни.

Социальная жизнь может быть определена как комплекс явлений возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость может быть сложной, опосредованной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации общества, состояния нравов. Имеют место зависимости между различными общностями людей (между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь есть не что иное, как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия. Рассмотрим более подробно такие элементы социальной жизни как социальное действие и взаимодействие.

Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет место глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д.

Итак, по всем предметам, значимым для удовлетворения своих потребностей, человек входит в глубокое, сопряжимое взаимодействие с другими людьми, с обществом в целом. Социальные связи представляют, таким образом, множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. В результате повторения того или иного типа взаимодействия возникают разные типы отношений между людьми.

Отношения, которые связывают социального субъекта (индивида, социальную группу) с объективной действительностью, и которые направлены на ее преобразование, называются человеческой деятельностью. Целенаправленная человеческая деятельность состоит из отдельных действий и взаимодействий. В целом человеческая деятельность отличается творчески преобразующим характером, активностью и предметностью.

Она может быть материальной и духовной, практической и теоретической, преобразовательной и познавательной и т.п. В основе человеческой деятельности лежит социальное действие.

Культура и ее влияние на общественное развитие

В настоящее время существует около 300 вариантов определения культуры. Такое разнообразие, безусловно, свидетельствует о том, что культура в жизни человечества занимает особое место. Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый, конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни.

Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества. Культура, очевидно, выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.

Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, уникальны. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие - с духовной жизнью, третьи представляют ее как совокупность материальных и духовных ценностей и т.п.

Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).

Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил социальной жизни.

Культура выполняет многообразные и ответственные социальные функции. Прежде всего, она, по мысли Смелзера, структурирует общественную жизнь, то есть делает то же, что генетически запрограммированное поведение в жизни животных. Усвоенное поведение, общее для целой группы людей и передающееся из поколения в поколение, есть культура. Сам этот процесс называется социализацией. В его ходе ценности, убеждения, нормы, идеалы превращаются в часть личности и формируют ее поведение.

Тесно связана с социализацией духовно-нравственная функция культуры. Она выявляет, систематизирует, адресует, воспроизводит, сохраняет, развивает и передает вечные ценности в обществе - добро, красоту, истину. Ценности существуют как целостная система. Совокупность ценностей, общепринятых в той или иной социальной группе, стране, выражающих особое видение ими социальной реальности, называется менталитетом. Различают политические, экономические, эстетические и другие ценности. Доминирующим видом ценностей являются нравственные ценности, которые представляют собой предпочтительные варианты взаимоотношений между людьми, их связей друг с другом и обществом.

Культура обладает также коммуникативной функцией, что позволяет закрепить связь личности и общества, увидеть связь времен, установить связь прогрессивных традиций, наладить взаимовлияние (взаимообмен), провести отбор самого необходимого и целесообразного для тиражирования.

Можно назвать также такие аспекты назначения культуры, как быть инструментом развития социальной активности, гражданственности.

Активное развитие средств массовой информации в ХХ в. привело к появлению новых культурных форм. Среди них особенно распространилась так называемая массовая культура. Она возникла вместе с возникновением общества массового производства и массового потребления.

В последнее время, появилась еще одна новая форма культуры - экранная (виртуальная), связанная с компьютерной революцией, основанная на синтезе компьютера с видеотехникой.

Социологи отмечают, что культура весьма динамична. Так, во второй половине ХХ в. в культуре произошли существенные изменения: получили колоссальное развитие средства массовой информации, возник индустриально-коммерческий тип производства стандартизированных духовных благ, увеличилось время досуга и затрат на досуг, культура стала отраслью рыночной экономики.

социальный общественный природный культура

Заключение

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль над своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.

Литература

1.Дубинин Н. П. Что такое человек. - М.: Мысль, 1983.

2.Лавриенко В.Н. Социология: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.

3.Прокопова М.В. Основы социологии: Учебное пособие - М.: Издательство РДЛ, 2001.

4. Соколова В.А. Основы социологии. Ростов н /Д: Феникс, 2000.

5. Эфендиев. А.Г. Основы социологии. Курс лекций. Отв. ред. М., 1993.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизнь, смерть и бессмертие человека: нравственно-гуманистические аспекты. Феномен смерти: табуирование и дефиниция. Проблемы жизни и смерти. Исторические типы социальной жизни. Основные структурные элементы социальной связи. Характер социальных действий.

    реферат , добавлен 08.06.2014

    Структура и классификация форм социального взаимодействия. Концепции социальной стратификации и определяющие признаки страты. Роль социальных институтов в жизни общества, их типология и функциональные качества. Понятие и виды социального статуса.

    реферат , добавлен 29.01.2014

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Понятие и концепции социальной стратификации и социальной мобильности. Дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым местом в социальной системе. Проведение социологического исследования с использованием опроса.

    контрольная работа , добавлен 16.03.2010

    Понятие социальной мобильности как процесса перемещения индивидов или групп в системе стратификации с одного уровня (слоя) на другой. Основные формы социальной мобильности, влияющие на нее факторы. Анализ последствий процесса социальной мобильности.

    презентация , добавлен 16.11.2014

    Уровень жизни как одна из наиболее важных социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Общая характеристика факторов, определяющих динамику уровня жизни населения в Республики Беларусь.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2013

    Критерии и показатели эффективности социальной политики. Анализ степени социального расслоения и направленности социальной мобильности. Показатели социального напряжения. Социальная эффективность - соотношение затрат на проведение социальных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Понятие статистической оценки уровня жизни, социальных нормативов и потребностей, основных индикаторов уровня жизни. Современный уровень жизни населения, социальная защищенность и борьба с бедностью. Закономерности изменения благосостояния населения.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2011

    Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей. Качество населения в аспекте качества жизни: возможные показатели и методы их оценки. Социологические проблемы их повышения в Белгородской области.

    реферат , добавлен 04.02.2009

    Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

Для начала обратимся к анализу исходных понятий – «природа» и «общество».

Понятие «природа» используется в двух смыслах. Природа в широком значении – всё сущее, весь мир, Вселенная, т.е. всё окружающее, включая человека и общество. Природа в узком смысле – та естественная среда, в которой проходит жизнь человека и общества (поверхность Земли с её особыми качественными характеристиками: климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество есть обособившаяся часть природы, которая выделилась в самостоятельную, социокультурную реальность в результате совместной деятельности людей. Феномены культуры и цивилизации являют собой искусственно созданную, вторую природу. Природа гораздо старше общества, но со времени существования человечества история людей и история природы неразрывно связаны друг с другом: общество не изолировано от природы, не ограждено от воздействия природных сил, как позитивных, так и негативных.

Взаимосвязь природы, общества и человека всегда привлекала внимание философии.

Античная философия отдавала приоритет природе, Космосу как живому упорядоченному целому. Идеалом для человека, понимаемого как часть Космоса, считалось жить в согласии с природой.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь земной природы. Считалось, что в природе воплощён Божественный замысел.

В эпоху Возрождения человек в природе открыл для себя красоту. Утверждалось единство человека и природы, но человек уже стремится подчинить себе природу.

Это устремление становится ведущим в Новое время , когда природа становится объектом научного познания и активной преобразовательной деятельности человека.

Со временем, такое, утилитарно-прагматическое отношение к природе стало доминировать во всех техногенных цивилизациях вплоть до наших дней. Как оппозиция такому подходу вызревает осознание необходимости сотрудничества человека с природой, равноправного диалога с ней.

Учитывая факт взаимодействия природы и общества, сделаем акцент в данном вопросе на роли природы в жизни и развитии общества . Понятно, что природа, образуя естественную среду обитания человека, составляет необходимое условие существования и развития общества.

Важнейшим компонентом природы является географическая среда – часть природы, вовлечённая в сферу практической деятельности человека. В более конкретном выражении под нею понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на той территории Земли, на которой живёт и развивается определённое человеческое общество. Иначе говоря, географическая среда представлена такими компонентами природы, как: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Особенно большую роль в ней играет биосфера – живая оболочка нашей планеты, область взаимодействия живого и неживого, которая с появлением людей переходит, по Вернадскому, в качественно новое состояние – ноосферу.

Общество также имеет свои составные части:

антропосфера – сфера жизни людей как биологических организмов;

социосфера – область общественных отношений между людьми;

биотехносфера – область распространения технического влияния человечества.

Выделяют три аспекта воздействия природы на общество :

экологический – «природа вокруг нас» (географическая среда, а также часть ближнего Космоса, который осваивает человек);

антропологический – «природа внутри нас» (= природно-биологическое начало в самом человеке: наследственность, расовые признаки, темперамент, задатки);

демографический , характеризующий биологические особенности всего человеческого рода.

Эти особенности выражаются в понятиях «народонаселение » (= непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающих на определённой территории), его «половозрастная структура », «рост », «плотность ». Законы народонаселения (рождаемость, смертность, прирост или убыль) носят исторический, биосоциальный характер. Фиксируется, что численность населения Земли заметно увеличивается от эпохи к эпохе.

Существует концепция, утверждающая, что рост народонаселения является фактором, определяющим развитие общества. В её рамках наметились два варианта : 1) рост народонаселения – благо для общества, т.к. стимулирует развитие производства (В.Петти в Англии XVII в., М.М.Ковалевский в России, XIX в.) 2) рост народонаселения – зло , источник общественных бедствий. Так, английский экономист и священник Т.Р.Мальтус (1766-1834) в своей работе «Опыт о законе народонаселения» утверждал, что рост народонаселения, если он не встречает сопротивления, происходит в геометрической прогрессии (удваивается каждые 25 лет), а рост средств к существованию – в арифметической. Отсюда Мальтус делает вывод: главным злом, приводящим к нищете населения, служит его рост.

Несмотря на неточности в расчётах и прогнозах, у Мальтуса впервые вопрос о народонаселении становится объектом строго научного исследования. Тем более, что современная демографическая ситуация характеризуется как «демографический взрыв » - стремительное увеличение темпов прироста народонаселения за счёт стран Азии, Африки и Латинской Америки: если в 2000 г. население Земли составляло 6 млрд. чел., то сейчас уже около 7 млрд., в 2025 г ожидается 8 млрд., а в 2050 – 9,3 млрд.

Обратная сторона проблемы – снижение роста народонаселения в ряде развитых стран: в Германии, Великобритании, Швейцарии и др. Отрицательная динамика наблюдается также в России, Украине, Белоруссии. В целом сохранение существующих темпов прироста населения Земли может привести к разрушению природной среды, упадку экономики, ухудшению качества жизни людей, проблемам мигрантов… Чтобы избежать этого, необходимо, как минимум, способствовать снижению темпов роста населения в странах Азии и Африки, а также искать новые способы прокормить человечество, в т.ч. за счёт достижений науки, но это должно согласовываться с решением экологических проблем.

Воздействие природы на общество (в его экологическом аспекте) получило осмысление в рамках географического детерминизма – направления в социальной философии, согласно которому определяющую роль в жизни и развитии общества играют факторы географической среды. Основы этого подхода наметились ещё в античности (Гиппократ ), но особенно широкое распространение он получает с начала XVI в. – времени начала великих географических открытий.

Один из крупных представителей географического детерминизма в Новое время Ш.Монтескье в своей книге «О духе законов» проводил мысль, что климат, почва, рельеф местности определяют нравственно-психологический облик народа, а через это – законы, общественный строй.

Так, если южные народы расслаблены и ленивы, то народы Севера, где климат суров, а почва скудна, храбры и склонны отстаивать свою свободу. В результате деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Вывод Монтескье: «Власть климата сильнее всех властей!».

Географическое направление было представлено и в нашей стране. К.И.Бэр (17921876) утверждал, что судьба народов определяется «наперёд и неизбежно природой занимаемой им местности». Л.И.Мечников (1838-1888) также стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчёркивая при этом роль водных путей сообщения. Развитие общества, согласно ему, идёт от древнейших, изолированных друг от друга, речных цивилизаций, к морским, а затем и океаническим, которые начинаются с открытия Америки. Этот процесс, по Мечникову, приводит к ускорению развития общества, к нарастанию его динамики.

Некоторые отечественные мыслители ставили вопрос шире – о влиянии космических факторов на развитие общества (Чижевский, Л.Гумилёв, Вернадский и др.).

Географический детерминизм в целом подвергается критике за определённую метафизичность мышления, за то, что он не учитывает эволюцию общества и его обратное влияние на природу. Однако, несмотря на односторонность рассмотренных теорий, они отражают некоторые важные моменты влияния природных факторов на общественную жизнь.

Развивающаяся система. И на неё оказывает влияние многое. Для упрощения понимания темы наука выделяет объективные и субъективные факторы развития общества. И далее в статье мы постараемся их перечислить и рассмотреть подробнее.

Природа

Это первое, что необходимо отметить вниманием, рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества. Природа относится к первой категории. Ведь, по сути, объективные факторы - это те, которые не зависят напрямую от сознательной деятельности человека и людей, а также от их воли.

Так вот, природа играет важную роль в И тому имеется масса доказательств. Например, древнейшие цивилизации основывались на берегах рек. И это логично, ведь рядом находится вода, необходимая человеку для полноценного существования.

О разрушениях

Правда, природный фактор нередко способствовал и гибели. Вспомнить хотя бы минойскую цивилизацию, существовавшую в период с 2700 до 1400 г. до н.э. Её расцвету поспособствовали именно природные условия. В скалах минойцы высекали жилища, начали практиковать штамповку печатей на глине. Главной их деятельностью была морская торговля, поскольку остров находился на пересечении основных торговых путей. Но потом произошло извержение вулкана Санторин - и этот природный фактор ускорил гибель минойской цивилизации.

Технологии

Итак, природа способствует удовлетворению основных потребностей человека. Но технологии тоже включены в факторы развития общества. Можно даже сказать, что в наше время они находятся на первом месте.

Так считали многие ученые. Например, (американский публицист, социолог и экономист) является основателем идеи технократии. Он утверждал, что прогресс общества - это развитие технологий. И особенно активно эта идея начала распространяться в тот момент, когда возник промышленный переворот. Многие деятели того времени уверяли, что для того, чтобы индустриальное общество развивалось и формировалось достойно и создавало богатство производством, а не войнами и грабежом, нужно передать власть в руки технической интеллигенции.

Человек и техника

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, необходимо уделить внимание и тому, как именно в наше время технологии влияют на его процветание. Безусловно, немного раньше появление чего-то нового являлось чудом, которое могло улучшить производительность, качество того или иного процесса и т. д. Но сейчас, наверное, около 90% человеческого труда механизировано. И это нехорошо. Поскольку у многих людей отпала потребность развиваться и трудиться. А это уже не прогресс, а деградация. И в жизни тому существует масса наглядных примеров.

Как было раньше? Студенты, чтобы сдать экзамен или зачёт, учили, читали тонны книг, сидели в библиотеках, готовились. Писали подсказки от руки, мелким почерком (попутно запоминая написанное). И благодаря этому из стен вуза они выходили подготовленными специалистами, которые получили образование своим умом и силами. Что происходит в наше время? Есть микронаушники, ручки со встроенными потайными «шпаргалками», телефоны с Интернетом, в конце концов. Конечно, далеко не все «учатся» таким способом и не везде, но то, что качество подготовки специалистов снизилось - факт. И это лишь один из примеров.

О прогрессе

Рассказывая про объективные и субъективные факторы развития общества, нельзя не обратиться к примерам. А именно: к США, Западной Европе и Японии. Там прогресс проявляется максимально. А развития общества являются пресловутая компьютеризация, автоматизация и И всё - на благо людей.

При помощи современных технологий получается обрабатывать невероятные объемы информации. Благодаря этому увеличивается выпуск продукции, а управление учреждениями различного рода становится более простым. Все это оказывает непосредственное влияние на то, что технический прогресс способствует проявлению субъективных факторов развития. Общество, отдельные социальные группы, индивиды получают возможность проявить себя. Технический прогресс - это толчок к саморазвитию.

И при грамотном подходе информация будет причиной не сокращения традиционных производств, а расширения. Просто то, что существовало ранее в общественных системах, получит дополнительные, новые импульсы для развития. Правда, Россия пока отстаёт от вышеперечисленных стран по компьютеризации управления и промышленности.

Две стороны одной медали

Рассказывая про основные факторы развития общества, нельзя не упомянуть о последствиях пресловутого прогресса. Они могут быть как позитивными, так и негативными.

Взять, к примеру, совершенствование орудий труда. Это прогресс, который способствует росту уровня жизни и удовлетворению людских потребностей. Но в то же время он может спровоцировать безработицу, а ещё - истощение энергии и запасов сырья.

Рост городов - это тоже хорошо, поскольку растёт уровень благосостояния и духовной культуры населения. Но в то же время не исключено появление отчуждения между людьми. А самое печальное - это загрязнение природной среды.

Внедрение компьютерной техники обеспечивает простоту получения и последующей обработки информации. Принимать решения стало намного легче и быстрей. Но компьютеризация может грозить глобальным манипулированием сознанием и появлением профессиональных заболеваний.

К прогрессу относят и открытие возможностей применения ядерной энергии, которое способствует росту экономики и удешевлению энергии. Но последствием может стать гонка ядерных вооружений или даже угроза уничтожения планеты.

Последнее, что хотелось бы отметить вниманием - это распространение массовой культуры. Хорошим последствием этого можно считать легкодоступность культурных достижений. А плохим - упадок нравственности и отсутствие духовности.

Что играет определяющую роль

Выше были рассмотрены некоторые объективные и субъективные факторы - вообще очень интересная наука. И люди, занимающиеся ею, придерживаются определённого мнения о том, что именно играет определяющую роль в нашей жизни, отводя ее объективным факторам. Ведь ими обуславливается всё, что является субъективным - направление деятельности людей и общества.

К ним можно отнести состояние социальных институтов (армии, семьи, образования и суда), размер территории государства, специфику климата. Есть масса примеров. Если, допустим, в том или ином регионе царит сильная жара - люди будут думать над созданием эффективной и малозатратной системы охлаждения, но никак не о проведении отопления. Этот пример показывает, как объективный фактор (климат) способствует развитию общества методом применения того, что является субъективным (технологии).

А вот в историческом идеализме всё наоборот. Там субъективный фактор является определяющим. Потому что он включает в себя определённую деятельность значимых и выдающихся личностей, опирающуюся на церковь и власть. Народная масса здесь - способствующий общественному развитию объективный фактор (или, другими словами, условие).

Критерии прогресса

Существует 4 главных фактора развития общества. Ими характеризуется переход от низшего к высшему, или, иначе говоря, путь к совершенству:

  1. Возрастающее благосостояние и социальная защищенность членов общества.
  2. Спад конфронтации между людьми, совершенствование межличностных отношений. И соответственно, рост духовности и обретение людьми нравственности.
  3. Утверждение демократии.
  4. Обретение людьми свободы. Именно в отсутствии принуждения к чему-либо со стороны заключается счастье каждого человека.

Критериев всего 4. Объективные и субъективные факторы развития общества в них явно переплетаются. Потому что одно не может существовать без другого.

О субъективности

Это последнее, о чем хотелось бы рассказать. Объективные и субъективные факторы развития общества, кратко говоря, представляют собой некую основу всего современного социума. Тема достаточно сложная. Поскольку связана с людьми, от которых зависит всё субъективное. Например, нравственное сознание - мораль, которая направлена на урегулирование общественных отношений и поведения индивидов. Моральным сознанием является совокупность определенных взглядов, мнений и идей о чём-либо. В данном случае - о поведении людей. Соответственно, мораль выступает в роли регулятора последнего.

Включает в себя этические чувства, принципы, суждения, нормы поведения, ценности. Всё это отражается на общественном развитии - на его процветании или деградации. Например, если бы абсолютно каждый человек проявлял должную заботу об окружающей среде, думал о её сохранности, то наша планета была бы действительно зелёной. Отсутствовали бы окурки, бутылки, не вырубались бы леса, не истребляли бы животных. Многие исчезнувшие виды сохранились бы. Так и выглядит проявление соотношения объективного фактора (природы) и субъективного (поведения людей).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!