Все словарное богатство языка. Синонимы

Учитель: Щукина Е .К.

г. о. Жигулёвск

План-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

Учитель :

Тема : Словарное богатство русского языка

Тип урока : урок – обобщение пройденного материала

Форма урока : урок – соревнование, игра

Образовательная

технология: игровая технология обучения, технология сотрудничества

Оборудование :

– компьютер, экран, презентация «Словарное богатство русского языка»

– раздаточные материалы: карточка 1 (кроссворд), карточка 2 (закрепление темы самостоятельная работа), карточка 3 (домашнее задание)

– «выставка» словарей

Цели урока:

образовательные: закрепление и обобщение полученных знаний, совершенствование навыков правильной научной речи, умения чётко формулировать свой ответ.

воспитательные: формирование умения работать в команде; прислушиваться к мнению друг друга, уметь анализировать речь говорящего.

развивающие: совершенствование умения творчески мыслить, быстро отвечать;

формирование и поддержание интереса к искусству слова.

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема нашего занятия»

«Проникновенное» проговаривание эпиграфа к уроку

« С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»


Эти замечательные слова принадлежат Константину Паустовскому.

Русское слово многогранно, красиво, впечатляюще, им можно выразить оттенки чувств.

II. Проговаривание целей урока

Сегодня мы с вами вспомним основные понятия лексики, поговорим о необычности слова в языке, проявим свои творческие способности.

III. Актуализация основных понятий: слово – главная единица лексики

Учитель: Чтобы определить важное для нас с вами понятие, я загадаю загадку: «Не мёд, а ко всему липнут», а вы попытаетесь её отгадать.

Дети приходят к выводу о том, что было загадано слово «СЛОВО». А наука, изучающая слово и его толкование, называется лексикой.

Учитель :Действительно, слово с нами всегда. Оно нам служит, оно же и повелевает, заставляет совершать поступки. Мы с вами и существует благодаря тому, что названы словом.

Словом тоскуем и радуем мы,

Им разрушаем неверие тьмы,

Словом кричу, призываю, борюсь,

Раню, лечу…В слове я остаюсь!

IV. Работа со словарями. «Выставка» словарей

Учитель : Названия всего того, что есть в мире, что запечатлено в слове, вместили в себя словари.

Ребята, а какие вы знаете словари?

Учитель обращается к «выставке словарей», демонстрирует их.

Толковый словарь

Обратимся к словарю толковому. Каково назначение этого словаря, когда возникает необходимость обратиться к нему?

(Ответы детей: если нам непонятно значение слова, если мы хотим, что означает новое, интересное для нас слово, мы заглянем в толковый словарь, который и называется так, потому что слова в нём «толкуются»)

Давайте же вспомним, каким образом в словаре разъясняется значение слова:

Дети говорят о том, что лексическое значение слова даётся через перечисление признаков описываемого, либо через подбор синонимов.

V . Конкурсы. Языковые игры

1. Слово, лишнее по смыслу

Учитель: А теперь поиграем! В каждой строке укажите слово, лишнее по смыслу, свой выбор объясните

Тюльпан, фасоль, ромашка, лилия

Река, мост, озеро, море

Старый, дряхлый, молодость, пожилой

Стол, кресло, ковёр, табурет

2. Кроссворд

Учитель : Молодцы! Следующее задание – разгадывание кроссвордов.

Возьмите карточку № 1. Вписывая ответы в строки кроссворда, вы сможете прочитать ключевое слово. Работайте в парах. Вперёд. У вас 2-3 минуты.

3. Фразеологизмы – найди соответствия!

Учитель :Слово необычное мы встретим во фразеологизмах. А что это такое?

(Ответы детей: фразеологизмы – это неделимые, устойчивые обороты речи, значение которых равно одному слову.)

Для того, чтобы понять смысл фразеологического сочетания, нужно быть очень внимательным и сообразительным. Итак, перед вами два столбика - в одном из них фразеологизмы, в другом – даны их толкования. К каждому фразеологизму подберите слово – объяснение его смысла:

· остаться с носом

· клевать носом

· как снег на голову

· валиться из рук

· голыми руками взять

· дремать, засыпать на ходу

· ничего не получить, остаться ни с чем

· не получается, не ладится

· внезапно

· легко, без усилий

4.Слово исконное или иностранное?


Учитель :Оказывается, в нашем языке сосуществуют слова исконно русские и слова, пришедшие из других языков. Поговорим о заимствованиях в русском языке. Каковы же их признаки?

(Ответы детей: неизменяемость, наличие элементов «графо», «логос», «био», «аква», отнесённость к терминологии)

Всё верно. Попробуем применить эти знания на практике. Перед вами слова:

Биография - ? шоссе - ? митинг - ? филология - ? футбол - ? аквариум - ? пенсне -?

Докажите принадлежность данных слов к заимствованиям, указав их признаки. Подберите к ним русские слова-синонимы.

Ответы детей.

Учитель : На порог просятся слова-братцы;

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись!

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке!

Что же это за слова такие – по написанию и произношению одинаковы, но по лексическому значению совсем разные?

Ответы детей.

А сейчас «поиграем» в омонимы – внимание на экран: «Вот слова, для решенья в них отыщи два значенья»

Из волос заплетают

И траву собирают.

Горький - за столом съедают

Из него ж стрелу пускают

Несётся первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке.

6. Подбери синоним. Кто больше?!

Учитель: А вот и синонимы. Что это за единицы языка?

(Ответы детей: синонимы - слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению)

Синонимы очень ценны для языка, в речи грамотного человека они просто необходимы. Употребление их в речи позволяет нам, не повторяясь, выражать свои мысли, каждый раз по-новому, всё более точно.

Потренируемся в умении подбирать синонимы.

Учитель предлагает слова, к каждому из которых необходимо подобрать как можно больше синонимов.

Учитель : Синонимы дружат с антонимами. Антонимы – это…?

(Ответы детей: антонимы - слова, противоположные по значению)

Задание такое: расположите следующие слова-синонимы в последовательности усиления действия. А затем к любому глаголу, прилагательному в строке подберите антоним.

1) Реветь, плакать, хныкать;

2) Хохотать, смеяться, гоготать;

3) Изумительный, хороший, прекрасный.

VI. Актуализация знаний об устаревших словах. Физкультминутка

Учитель :А вы знаете, что предметы, явления окружающего мира со временем устаревают, а затем и вовсе оказываются ненужными? Так и со словами, их называющими, происходит что-то подобное. Как же называются слова, которые постепенно исчезают из активного употребления в речи?

(Ответы детей:устаревшими)

Посмотрите внимательно на интересную картинку – на ней изображён древнерусский человек, который знакомит нас со словами устаревшими – это архаизмы : ими мы называем предметы, по - прежнему существующие в нашей реальности, но имеющие другие, современные имена.

Например, выя – это шея, око - глаз, чело - лоб, ланита – щека, перст – палец, уста – губы, рот, шуйца – левая рука, десница – правая рука.

Запомните эти архаизмы и соответствующие им единицы в современном языке.

Учитель : Что-то засиделись мы с вами. Надо сделать зарядку. Внимательно следите за моими словами-инструкциями и выполняйте упражнения.

Ох, устали мы сидеть – надо выей повертеть! Вперёд - назад - влево - вправо!

Разминаем поясницу – шуйцу в бок и в бок десницу. И немного наклониться! Вперёд- назад - влево - вправо!

Тренируем наши очи – отдыхать им нужно очень – закрыли очи! открыли очи!

МОЛОДЦЫ! Главного не забываем – улыбаемся устами!

А сейчас я предложу вам выбрать из стихотворных строк слово-архаизм, обязательно подобрав к нему современный вариант

Только вымолвить успела, // Дверь тихонько заскрипела («Сказка о царе Салтане…»)

Царь Салтан гостей сажает// За свой стол и вопрошает («Сказка о царе Салтане…»)

Смотрит в поле, инда очи// Разболелись глядючи…(«Сказка о мёртвой царевне…»)

Склонясь седеющим челом над воющим потоком… («Осгар»)

VII . Неологизмы – новые лексические единицы. Знакомство со способами новообразования в языке. Детское словотворчество.

Учитель :Как же замечательно, что с течением времени в мире появляется что-то новое, интересное – предметы, процессы, явления, а вместе с ними и новые слова, их называющие.

Давайте обратимся к неологизмам , или к словам, новым в языке. Перед вами стихотворение Н. Кончаловской «Огород», в этом огороде растут необычные овощи. Найдите их наименования и постарайтесь объяснить, почему они названы именно так.

Показал садовод

Нам такой огород, где на грядках,

Заселённых густо,

Огурбузы росли, помидоры росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

(Ответы детей)

Поэты и писатели – народ очень творческий, они придумывают новые, оригинальные слова, чтобы разнообразить наш с вами язык, сделать его нескучным, «фантазийным», интересным.

Ещё более любопытными вам покажутся примеры детского словотворчества. Оказывается, малыши замечательно играют со словом, сочиняют очень талантливые неологизмы.

Задание : Найдите в следующих детских высказываниях неологизмы и постарайтесь объяснить их смысл.

Мама. Полей шишку, чтобы у неё выросли шишенята!

Ой, я руку задверил!

А я уже свою карамельку защекала…

Папа, не хмурь лоб, я не хочу, чтобы у тебя были сердитки…

Смотри, какая жукашечка ползёт

Вкусно. Я намакаронился.

(Ответы детей)

VIII . Подведение итогов. Рефлексия

Наше занятие завершается, давайте подведём итоги:

Какая же наука изучает слово и его ЛЗ?

Какие слова называют синонимами, антонимами, омонимами?

А как вы назовёте новые слова, с которыми познакомились сегодня, например, «шишенята», «намакаронился»?

Может быть, вы хотите задать мне вопросы по нашей сегодняшней теме?

(Ответы детей)

IX . Самостоятельная работа

Учитель : Наш урок завершает небольшая самостоятельная работа по всему материалу, относящемуся к теме «Лексика» и так удачно разобранному вами на уроке.

XI . Оценивание работы учеников. Объяснение домашнего задания

Учитель : Ребята, вы чудесно сегодня поработали, удивили меня быстрыми правильными ответами, активностью, сосредоточенностью. Я оцениваю вас только на «хорошо» и «отлично». Вы очень талантливые и творческие.

Дома я попрошу вас написать мини-сочинение по картинке, на которой изображено фантастическое существо, задание подробно прописано и объяснено на карточке № 3.

1 вариант . Богатство речи

Богатство речи - разнообразие используемых языковых средств:

Большой объем активного словаря,

Разнообразие используемых морфологических форм,

Синтаксических конструкций.

Оценочные слова "богатая" и "бедная" по отношению к речи применяют и ученые-филологи, и писатели, и литературные критики, и преподаватели. Они исходят из речевого опыта, что художественная речь, например, русских писателей Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Чехова - богатая, а по сравнению с ней речь газеты, конечно, бедная.

Речь считается богатой, если она разнообразна по своей языковой структуре. Человек должен обладать большим словарным запасом, из которого он может выбрать нужное слово и применить его в своей речи.

Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Например, "Словарь церковнославянского и русского языка", изданный в 1847 году, содержит около 115 тыс. слов, "Словарь живого великорусского языка" В.И. Даля включает более 200 тыс. слов, Д.Н. Ушаков включил в "Толковый словарь русского языка" около 90 тыс. слов.

Богатство русского языка заключается не только в большом количестве слов, но и в разнообразии их значений. Новые смысловые оттенки придают языку гибкость, живость и выразительность. Много в нашем языке различных омонимов, синонимов, антонимов, паронимов, которые делают нашу речь красочной, разнообразной, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, то есть обладают экспрессией. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать заключают в себе положительную экспрессию, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня характеризуются отрицательной экспрессией.

Вот пример речи выразительной, эмоциональной:

"Хотя Ниловне только сорок лет, она считает себя старухой. Она почувствовала себя старой, не пережив по-настоящему ни детства, ни юности, не испытав радости "узнавания" мира. Горький рисует её портрет Ниловны так, что в нем преобладают печальные, серые тона: "Была она высокая, немного сутулая, её тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком... Над правой бровью был глубокий шрам... Вся она была мягкая, печальная и покорная". Удивление и страх -- вот что постоянно выражало лицо этой женщины. Печальный образ матери не может нас оставить безучастными..."

А вот берем с книжной полки сборник статей о передовых методах в сельском хозяйстве и читаем:


"Введение в севооборот бобовых культур, с которыми связана деятельность клубеньковых бактерий, а также создание необходимых условий для лучшего развития этих растений являются важными мероприятиями для накопления азота и обеспечения им последующих культур. Так, внесение фосфатных и калийных удобрений под горох увеличивает его урожай и, следовательно, способствует большему накоплению азота".

Эта речь лишена живости, эмоциональности, лишена живых красок, такая речь скучная и стандартная, построена из громоздких высказываний.

2 вариант

Лексика - это совокупность слов того или иного языка. Словарный состав русского языка (его лексическое богатство) насчитывает десятки тысяч слов. В словарных запасах воплощены процессы и результаты познавательной деятельности человека, отражено развитие культуры народа.

Человек не в состоянии знать все слова родного языка, но, чем богаче и разнообразнее его словарный запас, тем легче ему пользоваться языком, тем точнее, понятнее он может выражать свои мысли. Лексическая система русского языка изменчива, подвижна, динамична. Одни слова уходят вместе с той реалией, которую они обозначали, или заменяются другими (слово шея заменило «выю», рука - «десницу»). В нашей жизни появляются новые предметы, возникают новые понятия, и это влечет потребность в их назывании. Так рождаются новые слова.

Словарный запас русского языка обогащается разными путями, важнейший из них - словообразование, т. е. Появление новых слов путем конструирования их из имеющихся в языке морфем по известным моделям.

Широко распространен способ появления новых слов путем развития у уже существующих нового значения (семантическая деривация): слово ракушка стало обозначать гараж, баран - ручное сверло, башмаки - это еще и шины, словом челнок называют лицо определенного рода занятий и т. д. Определенная часть слов появляется в результате заимствований из других языков. Этот процесс очень активизировался в последние годы в связи с многочисленными зарубежными контактами. Примеры: ваучер, лизинг, брокер, клиринг, бартер, дилер, инвестиции и т. д.

Разработка урока русского языка 5 класс

Загородских Лариса Витальевна

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

МАОУ СОШ №4 Пермский край г. Чайковский

Тема урока: Лексика. Словарное богатство русского языка.

Цели урока:

    Дать представление о лексикологии как разделе лингвистики, изучающем словарный состав языка (лексику).

    Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;

    Учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.

Формируемые на уроке УУД:

Регулятивные:

Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

Умение сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя;

Умение совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные:

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация;

Умение воспринимать текст как смысловое целое;

Умение находить ответы на вопросы в тексте;

Умение делать выводы.

Коммуникативные:

Умение общаться и взаимодействовать в группе и классе в ходе совместной деятельности и обмене информацией;

Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Саморегуляция эмоционального состояния;

Личностные:

Умение определять правила работы в группах;

Умение устанавливать связь между целью учебной деятельности, её мотивом и результатом;

Саморефлексия.

Мотивационный этап

    Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того, чтобы настроиться на

наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное – доброе начало. А теперь тихо присядем.

    Выход на тему урока совместно с учащимися.

Перед вами два текста. Прочитайте их и определите, что общего в этих текстах? (Учащиеся читают тексты. Делают вывод, что в обоих текстах речь идёт о берёзе)

Молодцы, а теперь скажите, чем они отличаются? (Об одном и том же дереве говорится по-разному. В первом тексте автор говорит о берёзе как о символе России, о свойствах этого дерева. Во втором тексте автор не даёт точного описания дерева, им, прежде всего, руководят чувства, он воспевает красоту этого дерева…)

Действительно, читая первый текст, мы овладеваем лишь научной информацией, точными данными о берёзе и её свойствах, не испытывая при этом никаких чувств. Второй же текст, стихотворение Сергея Есенина, помогает нам образно представить красоту берёзу, пережить вместе с лирическим героем чувства, которые он испытал увидев её.

Вы правы, благодаря множеству красивых, выразительных слов.

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Молодцы, действительно, тема нашего урока «Словарное богатство русского языка».

    Использование приёма «Верю – не верю» для проверки первичных знаний.

Слово сопровождает вас всюду, и на сегодняшний день вы наверняка уже немало о нём знаете. Но что-то, возможно, ещё остаётся неизвестным. Чтобы уточнить ваши знания, проведём небольшую проверку.

У вас на партах лежат листочки с таблицей, я предложу вам несколько

утверждений по теме нашего урока, а вы выберете «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что знаете, отмечая свой вариант в первой колонке таблицы. (Зачитывается утверждение. Учащиеся отмечают в первой колонке знаком «+», если согласны с утверждением, знаком «-», если не согласны)

    Верите ли вы, что слово – основная единица языка?

    Верите ли вы, что лексикология – это наука о словарном составе языка?

    Верите ли вы, что слова языка образуют его словарный состав, или лексику?

    Верите ли вы, что словарный запас школьника составляет примерно 3600 слов?

    Верите ли вы, что слово «Даль» может обозначать не только далёкое место, видимое глазом?

    Совместное целеполагание.

Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы

думаете, почему? (Не хватает знаний по теме)

С какими словами вы не встречались раньше? (Лексикология, лексика)

Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Познакомиться с основными понятиями)

А для чего это нужно? Указать жестом на тему урока (Чтобы обогатить свой словарный запас)

Обогащение словарного запаса – вот основная цель нашего урока.

Отложите листочки в сторону, мы к ним ещё вернёмся.

Основной этап

    Приём «Мудрые совы» для получения новой информации по теме урока и её осмысления.

А сейчас добудем знания, которых нам сегодня, как мы убедились, не хватает.

Обратимся к тексту, над содержанием которого вы будете работать в парах. Он находится на ваших партах.

Итак, первое: прочитайте текст и ответьте на вопросы по тексту, пользуясь карандашом. (Дети читают текст, отвечают на вопросы)

Слова как значимые единицы языка служат для наименования

предметов (стол, гроза, дуб и т.д.), их признаков (деревянный, ночной, могучий и т.д.), их действий (сломаться, разразиться, качать и т.д.), количества (пять, семнадцать, сто и т.д.).

Слова языка образуют его словарный состав, или лексику.

Лексика изучается в специальном разделе науки о языке –

лексикологии.

Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова

исчезают, потому что перестаёт существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т.д.

Богатство русского языка проявляется прежде всего в лексике. Трудно

Известно, что лексикон (запас слов) школьника составляет примерно

3600 слов, а взрослого – 12000 слов.

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре,

достаточно 4-5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. Даже «Школьный толковый словарь русского языка» М.С.Лапатухина и др. включает около 7 тысяч слов.

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли.

    Найдите и подчеркните в тексте основные понятия. (лексика, лексикология, лексикон)

    Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной.

    Подумайте, какой вывод по тексту можно сделать для себя? (нужно стремиться к пополнению и обогащению своего словарного запаса)

(Дети работают в парах, отвечая на вопросы, после этого ведётся проверка:

Работа с понятиями

дети называют понятия, учитель размещает их на доске; затем учитель демонстрирует карточку со значением одного из понятий: «К какому понятию можно отнести это значение?». Ребята соотносят значения с понятиями, затем учитель задаёт вопрос: «Какое понятие из трёх вы будете использовать, говоря о себе?»

Вывод

Подводя итог сказанному, учитель спрашивает: «То есть, что именно вы будете обогащать?» - лексикон)

    Организация работы по созданию толкового словаря.

В 19 веке жил один замечательный человек, который собирал … слова. Звали его Владимир Иванович Даль. Он был военным врачом-хирургом, много ездил по нашей земле и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Так родился «Толковый словарь живого великорусского языка». Это четыре толстых тома, в которых собрано и объяснено 200000 русских слов.

Сегодня мы тоже будем собирать слова, чтобы создать свой «Толковый словарь». В одном таком словаре мы соберём слова, так или иначе, имеющие отношение к природе.

Времени у нас немного, и чтобы слов получилось как можно больше, разделимся на группы.

Каждая группа получит лист, который станет частью «Толкового словаря».

На листе будет указана тема, к которой вы будете подбирать слова. Слов должно быть по 3 в каждой группе. В правом столбике вы запишете сами слова, а в левом – дадите толкование этим словам.

1 группа (4 человека) будет собирать «лесные» слова.

2 группа - «полевые и луговые» слова.

3 группа – «речные»

4 группа будет подбирать слова, обозначающие явления природы.

5 группа вспомнит названия и даст своё объяснение обрядовым праздникам.

Приступаем к работе, на выполнение у вас есть 3 минуты. (дети подбирают слова, дают объяснение, учитель в группах говорит о том, чтобы были назначены выступающие, помогает выстроить полный ответ: «Наша группа подбирала слова по теме…»)

Проверим, что у вас получилось, называя пока только слова. (Учащиеся зачитывают слова, дают объяснение только того, которое попросит учитель)

Молодцы, хорошо поработали, а теперь, посмотрите на слова на слайде.

    ЗЛАК –

    АГРАФЕНЫ-КУПАЛЬНИЦЫ –

    КОВЫЛЬ –

    ДОЖЖ –

    ЛАГУНА –

Их 5, как и количество групп. По толковому словарю Даля определите, какое слово должно быть записано в словаре вашей группы. Найдите его и расскажите всем, что оно обозначает. (Учащиеся работают с толковым словарём, находят и записывают своё слово и дают его толкование)

Учитель размещает листы со словами в «Толковый словарь» на доске, делает вывод:

Молодцы ребята, посмотрите, как много слов вы написали, и это ещё далеко не полный словарь. На будущее: если вам встретится незнакомое, новое для вас слово, куда вы обратитесь? (В «Толковый словарь»)

Конечно, помните: словари – ваши помощники!

Учитель убирает с доски значения понятий

«Лексика, лексикология, лексикон»

Рефлексивно-аналитический этап

    Использование приёма «Верю - не верю» для определения уровня усвоения полученных знаний.

Вернёмся к таблице «Верю – не верю», где вы либо соглашались, либо не соглашались с утверждениями по теме урока. Попробуем это сделать снова и посмотрим, получили ли вы новые знания по теме урока.

(Учащиеся работают с таблицей во второй колонке, сравнивают и проверяют ответы)

Изменились ли ваши ответы? Почему в некоторых пунктах произошли изменения? (Да. Так как получили новые знания)

А теперь сверим ответы.

(Учитель демонстрирует на слайде утверждения. Учащиеся проверяют свои ответы)

    Оценка результативности урока.

Поднимите руку те, у кого получился такой же вариант. (В случае неправильных ответов, учитель говорит о том, что это лишь первый урок по теме. Есть над чем ещё задуматься)

Словарный состав современного русского языка очень богат. Русский язык располагает огромным количеством наименований предметов, явлений, признаков реальной действительности, позволяющих с предельной выразительностью и ясностью передавать тончайшие оттенки мысли.

Большую часть словарного состава языка составляет общеупотребительная лексика -слова, которые обозначают явления, жизненно важные для всех людей - носителей данного языка. К общеупотребительной лексике относятся названия важнейших предметов и явлений окружающей действительности (город, река, лес. гора), времен года (весна, зима,лето, осень), наиболее распространенных профессий(учитель, врач, строитель, инженер), действий (работать, говорить, смотреть), признаков (высокий, горячий, белый) и т. д.

Общеупотребительные слова стилистически нейтральны и используются преимущественно в своем прямом значении. Например, в следующем отрывке из рассказа К. Паустовского «Желтый свет» большинство слов принадлежит к общеупотребительным.

Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным желтым светом, будто от керосиновой лампы. Свет шел снизу, из окна, и ярче всего освещал бревенчатый потолок.

Странный свет - неяркий и неподвижный - был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.

Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее почти не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела, и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей - от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.Осень пришла врасплох и завладела землей - садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.

Правильное написание словарного слова "богатство", которое не подчиняется правилам орфографии, с сомнительными буквами:

бо гатст во

Следует запомнить, что словарное слово "бо гатст во" пишется с буквами "о " и "тст ".

Слова-образы для запоминания:

ро скошь - бо гатст во
зо лото - бо гатст во
добро - бо гатст во

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "богатство", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "бо гатст во", необходимо вспомнить слово-образ "ро скошь" и другие подобные слова-образы.

Словосочетания и предложения с другими словами:

Торф - бо гатство бо лота.
Чтобы получить богатст ва, нужно пройти препятст вия.

Объединение словарного слова в словосочетания и предложения с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы и цитаты со словарным словом:

Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа. (Афоризм,

Книжные богатства , в своем целом, представляют из себя литературное зеркало жизни. (Афоризм,

Фразеологизмы и цитаты со словом "богатство" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство , знатный род с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Стихотворение А.Пушкина.

Нет большего богатства ,
Чем дружбы естество.
Вкушайте радость братства,
Свободы торжество!

Стихотворение И.Гёте.

Чтение стихотворений с использованием словарного слова, которое не подчиняется правилам – увлекательный способ запоминить правописание слова.



Смотрите также в орфографическом словаре:

Богатство - как пишется слово, постановка ударения
правописание или как правильно написать слово, ударные и безударные гласные в нем, различные формы слова "Богатство"

Смотрите также в толковом словаре:

Богатство - что значит слово, его толкование и смысл
определение и значение, объяснение смысла и что означает слово
Богатство, -а, средний род 1. смотрите богатый. 2. Обили...

Другие словарные слова по теме "состояние".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!