Всероссийская олимпиада по обществознанию школьный этап. Обществознание

Ежегодно во Всероссийской олимпиаде школьников участвуют тысячи детей и подростков. Однако получить хотя бы призовое место не так-то просто. Олимпиада предполагает уровень знаний, намного превосходящий школьный. И для того, чтобы не ударить в грязь лицом, недостаточно выучить учебник. Как готовиться к Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию? Можно ли сделать это, не обращаясь к репетитору? Ответ: да, можно. Хотя труда придется приложить очень много.

Стимулы участвовать в олимпиаде по обществознанию

Всероссийская олимпиада школьников – самый престижный интеллектуальный конкурс, призванный выявить талантливых детей и помочь им добиться успеха в жизни. Однако уважение, которое получает финалист – далеко не единственная награда. Школьники, ставшие победителями или просто призерами заключительного этапа, принимаются в высшие учебные заведения без вступительных экзаменов.

Кроме того, есть и материальный интерес. В 2018 году победители Всероссийской олимпиады школьников получили премию размером 200 тысяч рублей. Призеры тоже не остались без награды: каждому был выдан грант в 100 тысяч рублей.

Когда нужно начинать готовиться

Самый правильный ответ – «как можно раньше». Однако на деле задумываться о подготовке к олимпиаде школьники начинают незадолго до школьного этапа или, того хуже, после его завершения, когда неожиданно выясняют, что стали победителями и выдвигаются в качестве участников от школы на городской или региональный этап. Как правило, в последнем случае времени на подготовку не хватает. Минимальный срок, необходимый, чтобы войти хотя бы в число призеров – 2-3 месяца. И это при условии, что у вас достаточно обширные знания по обществоведческим дисциплинам.

Лучше всего начинать готовиться к олимпиаде за год или даже раньше. Например, вы планируете поступать в МГУ на бюджетное отделение; значит, уже с 9 или 10 класса необходимо читать дополнительную литературу, тренироваться в решении юридических и экономических задач, развивать логическое мышление.

Что нужно знать, чтобы победить в олимпиаде по обществознанию

Олимпиада – не профильный экзамен, для успешной сдачи которого достаточно вызубрить школьный учебник и решить сотню-другую тренировочных заданий. Этот всероссийский конкурс призван в первую очередь выявлять талантливую, заинтересованную, способную нестандартно мыслить молодежь. Поэтому победить в олимпиаде школьников может лишь всесторонне развитый человек. А значит, вам нужно:

  • хорошо разбираться в темах школьного курса обществознания;
  • знать основные термины;
  • быстро систематизировать имеющуюся информацию;
  • иметь хотя бы минимальные знания по российской и мировой истории;
  • уметь решать простейшие задачи по экономике;
  • знать, хотя бы в общих чертах, биографию самых знаменитых философов, социологов, экономистов;
  • иметь представление об основных научных концепциях в таких сферах, как политология, социология, экономика;
  • иметь собственное мнение по наиболее острым социальным вопросам;
  • уметь аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • анализировать текстовую информацию, а также статистический и графический материал;
  • иметь навык решения логических задач.

Наконец, претенденту на призовое олимпиадное место нужно много читать. И речь идет не только об учебной литературе. Многие задания предполагают, что вы знакомы, как минимум, с самыми знаменитыми произведениями мировой литературы.

Какие задания могут встретиться на олимпиаде по обществознанию?

Вопросы для этого соревнования строятся так, чтобы проверить уровень обществоведческих знаний с максимального большого количества сторон. Поэтому и задания делятся на несколько разновидностей. На разных этапах, с небольшими изменениями по уровню сложности, встречаются вопросы следующих типов:


Кроме того, могут появляться и некоторые другие задания. Например, в отдельные годы школьникам предлагалось решить кроссворд. Порой организаторы вставляют в олимпиаду и своеобразный словарный диктант – несколько определений, к каждому из которых нужно вспомнить и записать подходящий термин.

Как подготовиться?

Для тренировки нужно не только получать теоретические знания, но и решать реальные олимпиадные задания. Их можно найти на многих сайтах, например, «Олимпиада.ру». На этом ресурсе не только собраны бланки вопросов за полтора десятка лет, но и приведены ответы, которые позволят вам проверить себя.

Оптимальный алгоритм тренировки выглядит так:

  1. Скачайте задания за прошлый год.
  2. Ответьте самостоятельно на все вопросы, не подглядывая в учебник или интернет. Это необходимо, чтобы правильно оценить свой уровень знаний.
  3. Откройте ссылку с ответами и проверьте, насколько правильно вы выполнили каждое задание.
  4. Выпишите те виды заданий, с которыми возникли особые проблемы. Им нужно будет уделить особое внимание. Например, по юридическим задачам вы набрали 0 баллов. Значит, именно ими нужно заняться в первую очередь.
  5. Выпишите обществоведческие разделы в 6 колонок (философия, социология, политология, экономика, правоведение) и запишите, сколько правильных ответов вы дали по каждому. Начинать готовиться нужно с тех тем, в которых было допущено больше всего ошибок.
  6. Теперь, когда вы определились с фронтом работ, открывайте школьные учебники, скачивайте пособия для вузов, отправляйтесь в интернет – словом, пополняйте свою память необходимой информацией. Самое важное лучше конспектировать: так проще будет впоследствии повторять, да и процесс запоминания идет легче во время записывания.
  7. Встретилось незнакомое имя? Не поленитесь, введите его в поисковую строку и прочитайте биографию этого деятеля. Выпишите примерные годы (или эпоху) его жизни, область знаний, в которой он работал, самые известные научные труды и теории.

И не забывайте решать олимпиадные задания! Делайте это как можно чаще и, если допустили ошибку, обязательно находите информацию по проблемному вопросу. Например, вам достался такой вопрос:

Скорее всего, в первый раз вы не сможете правильно решить эту задачу, ведь в школе редко уделяют много времени экономическим задачам. Значит, вам нужно открыть учебник экономики и разобраться, что такое альтернативная стоимость. Или просто ввести соответствующий запрос в Гугле. Прочитайте объяснение темы, посмотрите примеры решения задач. После чего вернитесь и еще раз решите задание, с которым возникла проблема. Ответ совпал? Поздравляю, можете переходить к следующей теме!

Как успеть все выучить?

Если времени до олимпиады еще много, можете заниматься темами поочередно. Составьте график, в котором запишите, сколько дней вы можете потратить на каждый раздел. Если же отправляться на конкурс нужно уже через неделю или месяц, повторяйте несколько тем параллельно. Например, сегодня вы изучаете роль государства в экономике. Ваша задача:

  1. Прочитать тему «государство в экономике» в учебнике обществознания.
  2. Повторить тему «Государство» в разделе политологии;
  3. Прочитать 1, 3, 4, 5 и 6 главу Конституции РФ, где раскрываются государственное устройство нашей страны и полномочия властей.
  4. Найти в интернете, кто из философов занимался вопросами роли государства в жизни общества. Записать их имена, период жизни, основные идеи и научные труды. Из политиков это может быть, к примеру, Николо Маккиавелли и Аристотель. Из экономистов – Адам Смит и Джон Кейнс. Обратите внимание, что в обоих случаях ученые представляют противоположные точки зрения: это вам тоже придется для себя отметить.
  5. Решить несколько экономических задач по монетарной политике или налогам. Выполнить 2-3 задания на ряды, как по экономике, так и по политологии. Ответить на несколько вопросов о признаках или функциях государства, выполнить задание на соответствие.

В идеале стоит дополнительно написать эссе по любой цитате, связанной с пройденной темой. Но в случае поздней подготовки времени на это может не хватить. Поэтому лучше сделать упор на те задания, которые вы сможете выполнить с наибольшей вероятностью. Если до олимпиады две недели и вы совершенно не понимаете, как решать задачи по экономике – забудьте о них. Занимайтесь теми вопросами, которые вам более или менее понятны. Так вы получите в общей сложности больше баллов, чем если потратите все свое время на разбор сложной темы и не успеете повторить понятные вам разделы.

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

Социальные науки очень молодые, хотя, об устройстве общества, о месте человека в этом мире люди задумывались еще в древности. Да, в этой области человеческого знания не так важны строгие математические соотношения, у этих наук есть своя специфика, свой язык, свои методы. На пути изучения общества ученые совершили не одно открытие и никто не знает, что еще ждет людей в процессе социального познания. Выдающийся ученый историк ХХ в. Марк Блок писал:

"Итак, мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, пре­тендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность - это вопрос степени. Мы уже не чувствуем своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке. Но мы знаем: для того, чтобы су­ществовать - продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, - им не придется отказываться от своей оригинальности или ее стыдиться".

Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по обществознанию.

Проявил себя – двигайся дальше!

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Москвы. Показывая высокие результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ или Московской олимпиаде они получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, но хочет проявить себя, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям. В начале каждого учебного года проходит отборочный тест, на который могут прийти все желающие. Кроме того, на занятия приглашают ребят, успешно написавших итоговую работу в летней школе Центра педагогического мастерства. Подробная информация представлена на сайте, активно ведется группа в ВКонтакте.

Составь себе расписание сам

Занятия кандидатов в команду Москвы проходят, в основном, по вечерам будних дней. Четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции и проводят семинары. Не стоит пугаться и грустить по свободному времени. Каждый школьник сам выбирает в какие дни и на какие пары ходить. Он может посоветоваться со своим куратором, который есть у каждого кандидата в команду. Куратором назначается преподаватель или победитель/призер ВсОШ прошлых лет. Ребят также ждет серия интенсивных занятий: выездные сборы в сентябре-декабре и подготовка в Центре педагогического мастерства в январе.

Подготовка потенциальных членов команды

По результатам регионального этапа определяется список потенциальных членов команды Москвы на финале ВсОШ. Проходные баллы становятся известны только в начале марта, но интенсивные занятия начинаются уже в феврале. На них приглашают больше ребят, чем в итоге войдет в команду Москвы.

Было бы желание – возможность найдется

Для тех, у кого в этот раз не получилось пройти отбор, но желание заниматься не угасло, в центре образования «Коалиция» проходят занятия по той же схеме: четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции, и проводят семинары. Также на платной основе можно поехать на выезды вместе с кандидатами в команду.

Ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

Широкое распространение получила программа ассоциации победителей олимпиад «Кружок от чемпионов» и проект при поддержке тренеров команды Москвы «Олимпийский резерв». Для ребят интересующихся предметом, желающих добиться результатов на олимпиадах школа может организовать занятия с одним из тренеров команды Москвы.

Обществознание - наука, определяющая положение современного человека в социуме и его перспективы в создании благополучного будущего. Поэтому его изучению в школах надо уделять особое внимание, постоянно проверяя, как ученики усваивают предмет и умеют пользоваться его аспектами на практике. Это можно быстро делать при помощи нашего сайта «Айда», на котором постоянно проходят различные олимпиады по обществознания.

Подготовка к онлайн-олимпиадам по обществознанию

Онлайн-олимпиады по обществознанию представляют собой дистанционное тестирование из пятнадцати вопросов с вариантами ответов к ним. Они могут иметь самые разные темы, поэтому школьники должны быть хорошо подготовлены и предварительно провести несколько собеседований с учителем. С ним следует обсудить как можно больше аспектов уже изученных основ обществознания и освоить новую информацию. Иначе успешно пройти тестирование вряд ли удастся.

Результаты онлайн-олимпиад появляются сразу после того, как будет дан ответ на последний вопрос. Участие в них не требует внесения каких-либо денежных средств. Победивший ученик может занять первое, второе, третье место или получить статус лауреата либо участника.

Для чего нужны школьникам онлайн-олимпиады по обществознанию

Онлайн-олимпиады по обществознанию заставляют школьников развивать логическое мышление, способность самостоятельно искать решение каких-то вопросов, стремится вперед в соревнованиях, систематизировать накопленную информацию и умело ей пользоваться.

Кроме того, они предполагают получение дипломов, которые выдаются по желанию и стоят 100 рублей. В дипломы вносятся фамилия, имя, отчество школьника и его руководителя-педагога, результаты олимпиад, их тематика, дата. Они оформляются в течение нескольких минут после поступления оплаты, имеют индивидуальный номер и считаются документом.

Аттестация учителей по обществознанию

Дипломы, которые получают участники олимпиад по обществознанию, педагоги могут использовать для повышения квалификации. Они прикладываются к портфолио и предъявляются аттестационной комиссии, как доказательство профессионализма и перспективности преподавателя. Это отличный способ для учителя ускорить присвоение новой категории с увеличением зарплаты и расширить горизонты для продолжения карьеры.

I тур

Уважаемый участник муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию! Вам предлагается выполнить задания I тура Олимпиады. Внимательно читайте формулировку каждого задания, чтобы ответить строго на поставленные вопросы. В тех случаях, когда задания требуют анализа приведенных данных, помните, что верный ответ должен основываться на этих данных, а не выводиться из ваших общих знаний. Ответы вписывайте в специально отведенные для этого места. Успеха Вам!

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Ускоренная социализация является невозможной.

1.2. Государство является ядром политической системы, ее главным институтом, но вместе с тем не является единственным носителем политической власти.

1.3. Форма брака, при которой одна женщина может иметь несколько мужей, называется матриархатом.

1.4. К внутренним функциям государства относится проведение выборов высших органов государственной власти.

1.5. Наиболее ликвидной формой накопления являются деньги.

1.6. Дж. Мейнард Кейнс выступал за саморегулирующуюся экономику, свободную от государственного вмешательства.

1.7. В Российской Федерации подзаконный акт может быть принят Президентом, Правительством, министром.

1.9. Основными формами социального взаимодействия являются кооперация, конкуренция и сотрудничество.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Бразилиа, Москва, Нью-Дели, Пекин

2.2. Н. Макиавелли, В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс

_______________________________________________________________________

2.3. Поэма «Полтава», закон Бойля-Мариотта, хадж в Мекку.

_______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

3.1. анабаптисты, мормоны, евангелисты, хлысты, пятидесятники

3.2. нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовое толкование, судебный прецедент

_____________________________________________________________________________

3.3. алкогольные напитки, бытовая техника , автомобильный бензин, табачные изделия

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в ряду.

4.1. Сторонниками теологической теории происхождения государства были Ф. Аквинский и Ж. Маритен, патриархальной теории – Аристотель и М. Михайловский, а Л. Гумплович и К. Каутский – теории «_________________________».

4.2. Георгом Гегелем сформулированы три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон _____________________________________________________, закон отрицания отрицания

4.3. По мнению Френсиса Бэкона к идолам разума относятся идолы рода, рынка, пещеры, _______________.

5. Чем различаются?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. Биржа труда и рынок труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.3. Производительность труда и интенсивность труда

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 . Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Вздутие»

Денежное обращение

«Останки»

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

Юриспруденция

«В кругу просвещения»

Познание

«Укреплять союзом»

Форма государства

«Главный»

Фактор производства

7. Соотнесите между собой разделы философии и предметы изучения

1. Онтология

А. Человек

2. Аксиология

Б. Познание

3. Гносеология

4. Антропология

Г. Мышление

Д. Ценности

8. Соотнесите между собой принципы юридической ответственности и их содержание

1. Принцип справедливости

А. индивидуа­лизация государственно-принудительных мер

2. Принцип законности

Б. ни одно правона­рушение не должно остаться «незамеченным» для государства

3. Принцип целесообразности

В. за одно правонарушение возможно лишь одно юридическое наказание

4. Принцип неотвратимости

Г. строгое соответствие с процедурно-процессуальным требованием закона

9. Прочитайте текст и выполните задания к нему:

«В ………………….. обществе главная проблема состоит в организации науки , а важнейшим институтом выступает университет или научно-исследовательская лаборатория, где проводится эта работа. В девятнадцатом и начале двадцатого века влияние государств определялось их производственной мощностью, основным показателем которой был выпуск стали. […..] После второй мировой войны научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала, а исследования и разработки пришли на смену производству стали в качестве относительного критерия силы государства. По этой причине характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем ……………………. общества.

Концепция ………………………. общества не есть законченная картина социального устройства, а лишь попытка охарактеризовать и объяснить коренное изменение в социальной структуре (определяемой как совокупность экономики, технологии и системы стратификации ). Однако подобное изменение не предполагает определенности соотношения между «надстройкой» и «базисом»; напротив, инициатива реорганизации общества сегодня исходит в значительной степени от политической системы . [….] Принципиальный водораздел современного общества не проходит между собственниками средств производства и однородным пролетариатом , а обозначен бюрократическими и властными отношениями между теми, кто имеет полномочия принимать решения, и теми, кто лишен таковых, и это касается любых организационных единиц – политических, экономических и социальных. Задачей политической системы становится управление этими отношениями в соответствии с разного рода давлениями, оказываемыми с целью перераспределения национального достояния и обеспечения социальной справедливости ».

Д. Белл «Грядущее……………………… общество»

9.1. Дайте определения выделенным словам в тексте

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.2. Вставьте слово, пропущенное в тексте. Назовите два процесса, обеспечивающих переход к данному типу общества.

_____________________________________________________________________________

10. Перед вами портреты исторических деятелей, внесших существенный вклад в развитие общественной мысли.

1. Подпишите иллюстрации, указав, кто изображен на них.

2. Объясните, какой критерий положен в основу подборки.

https://pandia.ru/text/78/457/images/image003_26.jpg" width="153" height="200">

1. _________________ 2. __________________ 3. _________________

Критерий: _______________________________________________________

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2учебного года

10 – 11 класс

II тур

Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

1. Обоснование выбора темы.

2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

7. Свободная композиция и непринужденность повествования.

8. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

Темы

1. В общественных системах с авторитарным режимом сосуществование людей вызывает постоянные трения, а отдельные попытки улучшить систему носят насильственный характер и рождают новое насилие. Демократии и биржи, напротив, добиваются стабильности в результате объединения и соперничества людей в более гуманной и изменчивой системе.

В. Швебель

2. Политика – это не искусство возможного. Это выбор между плохим и очень плохим.

Д. Голбрейт

3. Стопроцентная гарантия свободы – это равновесие в обществе социальных сил, а не победа одной силы над другой.

М. Истмен

4. Культура – это все то, что позволяет нашему уму почувствовать свою силу.

Р. Эмерсон

5. Знать, что мы знаем то, что мы знаем, и что мы не знаем того, чего мы не знаем – это и есть истинное знание.

Конфуций

6. Человек не может быть выше или ниже закона; ведь мы не спрашиваем разрешения, когда требуем от него выполнения закона. Верность закону – это наше право, а не обязанность.

Т. Рузвельт

7. Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее.

Ф. Ларошфуко

8. Познание начинается с удивления

Аристотель

9. Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право

Юстиниан

10. Величие и низость человека зависят от его внутренних побуждений, а не всегда от условий и окружающей среды, хотя и они также могут иметь значение в возникновении побуждений.

Выберите документ из архива для просмотра:

10 класс.docx

Библиотека
материалов

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы - 65 минут

Фамилия, имя, отчество_______________________________________Класс_______________

1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального

б) Контроля Эго и супер-эго

в) Внутреннего и внешнего

г) Аффективного

1.2. Маргинальность – это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них

б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы

в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет место наиболее четкое разделение властей

б) президент обладает отлагательным вето

в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6. Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену

б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке

г) стимулируют сбыт друг друга

1.8. Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

а) суд

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

Ответ:

2. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином:

2.1. Всенародное голосование по проектам законов является формой непосредственного участия граждан в управлении делами государства.

Ответ:

2.2. Активное взаимодействие человека со средой обитания.

Ответ: _____________________________________________________

2.3 . Система взглядов, воззрений на природу и общество. .

Ответ: _____________________________________________________

3. Прочитайте текст о развитии представлений о закономерностях изменения общества. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующие слов, сочетаний слов из помещенного под текстом списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Каждая вставка может быть использована только один раз.

Идея А_______________ – главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX вв. современными общественными науками. Суть идеи и существующих в ее рамках концепций и представлений потрясающе проста. С немногими временными отклонениями все человеческие Б_______________ движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является В_______________. Это, также, и Г________________ движение от бесконечного разнообразия особенностей, которые нерационально поглощали человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее Д________________ организации. Таким образом, это движение от плохого к хорошему, от незнания к Е_______________, что давало этой благой вести нового времени _Ж_______________ заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Познание различных проявлений этого процесса – экономического, _З_______________, культурного и т.д.- выявляло взаимосвязь и взаимозависимость всех указанных факторов и порождало множество споров и глубоких разногласий, например, по вопросу о том, что является главным И_______________ прогресса: развитие разума или же рост средств __К______________. Регулятивная Охранительная Воспитательная Оценочная Вне споров оставалось то положение, что человечество на своем предопределенном историческом пути вперед и вверх проходит одни и те же_Л_______________ этапы, из чего и исходили все остальные теоретические построения и интерпретации.

Слова для справок:

Ответ:

4.1. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично лишили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.2. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке, сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фонарях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотрудников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание, если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Укажите глав государств с одинаковой формой правления:

1) 2) 3) 4)

Ответ: _______

Ответы 10 класс

Всего за работу 100 баллов:

    Ответ:(каждый верный ответ оценивается 3 баллами, максимум-24 балла)

    Ответ:(каждый верный ответ оценивается 6 баллами, максимум – 18 баллов)

    1. Референдум

      Деятельность

      Мировоззрение

    Ответ: (каждый верный ответ оценивается 2 баллами, максимум-22 балла)

4.1 Максимум – 18 баллов.

Согласно Трудовому Кодексу РФ (4 балла) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям

(6 баллов).

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (4 балла ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (4 балла ).

4.2 Максимум – 10 баллов.

Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правонарушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с 16 лет в общих случаях (4 балла). В особо тяжких случаях она наступает раньше (2 балл ). Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав (4 балла ).

7.Ответ: (Верный ответ - 1 балл)

Выбранный для просмотра документ 6 класс.docx

Библиотека
материалов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы – 45 минут.

Фамилия, имя, отчество ________________________________________________Класс_______________

    «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу

1) Флаг Российской Федерации может быть поднят во время торжественных мероприятий, проводимых предприятиями, учреждениями и организациями, а также во время семейных торжеств.

2) С 14 лет без согласия ребенка нельзя изменить его имя, отечество и фамилию.

3) Народы России, несмотря на различия в языках, религии, обычаях и быте, тесно связаны общностью исторических судеб.

4) Отличительной чертой человека является способность добывать пищу.

5) Детство считается самым беззаботным периодом в жизни человека, потому что взрослые предоставляют ребенку полную самостоятельность в поступках.

Ответ:

    Установите соответствие между правами и обязанностями российских граждан. Свой ответ внесите в таблицу.

А) права 1) получение образования

Б) обязанности 2) свободный выбор места жительства

3) соблюдение законов

4) выбор места отдыха

5) забота о детях и престарелых родителях

6) неприкосновенность жилища

7) свобода мысли и слова

8) служба в рядах Вооруженных сил

Ответ:

3. Прочитайте высказывания известных людей. О каком обществоведческом понятии они говорят? Свой ответ запишите.

1) «Это определенные предписания, согласно которым наш долг - управлять своей жизнью и своими поступками в любых обстоятельствах» (Марк Туллий Цицерон)

Ответ:

2) «Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества, горячо принимающим к сердцу его интересы» (В. Г. Белинский)

Ответ: __________________________________________________________________

3) «Под ее именем мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений».

(Я. Коменский)

4. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Умственный и физический (А)____________ - две взаимосвязанные стороны человеческой _(Б)________________. В отличие от животных, действующих инстинктивно, человек строит свою практическую деятельность _(В)____________, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. С возникновением __(Г)_____________, классов и государства __(Д)___________ труд становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть __(Е)____________ труда падает на долю угнетенных масс. В условиях __(Ж)____________ революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе. В будущем оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для которого участие в делах _(З)___________ является первой жизненной _(И)____________.

Слова для справок:

1) Потребность

2) Труд

3) Деятельность

4) Частная собственность Ответ:

5) Аграрная

6) Научно-техническая

7) Сознательный

8) Общество

9) Умственный

10) Физический

11) Общение

12) Институт

13) Созидательный

14) Творчество

5. Ниже приведен ряд понятий, одно из которых лишнее. Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

Мамины украшения, свадебный альбом, бабушкин пирог, дедушкины награды, елочные игрушки.

Ответ: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы 6 класс.

Всего за работу 100 баллов:

    (3 балла за каждый верный ответ, всего – 15 баллов):

    (3 балл за каждую верную позицию, всего - 24 баллов):

    Ответ: (за каждую верную позицию по 6 баллов, всего – 18 баллов)

1) обязанности; 2) патриотизм; 3) нравственность, мораль.

    Ответ: (за каждую верную позицию по 3 баллов, всего – 27 баллов)

2, 3, 7, 4, 9, 10, 6, 8, 1.

5. Ответ: бабушкин пирог, так как не может быть предметом длительного пользования.

6 баллов – за верно указанный лишний элемент, до 10 баллов за верное обоснование.

Всего 16 баллов.

Выбранный для просмотра документ 7 класс.docx

Библиотека
материалов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы – 45 минут

Фамилия, имя, отчество __________________________________________________Класс_______________

1. Выберите правильный ответ. Свой ответ занесите в таблицу.

1.1 . Свидетельство о рождении предоставляет

а) возможность заключать сделки

б) все права гражданина

в) реализовывать право на получение образования

г) быть участником детской общественной организации

1.2. Семью, от других социальных групп отличает:

а) повседневное взаимодействие

б) кровнородственные отношения

в) устойчивые связи

г) общие традиции

1.3. В Российской Федерации высшую юридическую силу в системе нормативных актов имеет

а) Указы Президента России

б) Уголовный кодекс России

в) Конституция России

г) Постановления правительства России

Ответ:

2.1. Что из перечисленного относится к группам, образованным по демографическому признаку?

а) шахтеры;

б) филателисты;

в) молодежь;

г) авиадиспетчеры;

д) люди среднего возраста;

е) пенсионеры;

ж) мужчины.

2.2. Что из перечисленного относится к правовым нормам?

а) Государственная дума приняла Федеральный закон, налагающий запрет на курение в общественных местах

б) Директор школы провел линейку, посвященную началу учебного года

в) Постановлением Правительства установлен порядок отпуска лекарств льготным категориям граждан

г) Учитель приобрела билеты в театр для своего класса

д) В соответствии с Конституцией молодой человек 18 лет был призван в ряды Вооруженных сил

Ответ:

3. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны.

А) экономическая

Б) политическая

В) социальная

Г) духовная

1) Представитель партии принял участие в теледебатах.

2) В Третьяковской галерее открылась выставка работ В. М. Васнецова.

3) Благодаря развитию интернет-технологий образование стало доступно большему числу людей с ограниченными возможностями.

4) На химическом предприятии открыт новый цех.

5) В школе состоялся литературный вечер.

6) Государственная дума приняла новый Закон об образовании.

7) Фермер собрал большой урожай пшеницы.

Ответ:

4. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

4.1. Край, область, автономный округ, республика

Ответ: __________________________________________________________________

4.2. Мораль, обычай, право

Ответ: __________________________________________________________________

4.3. Герб, гимн, флаг

Ответ: __________________________________________________________________

5. Вставьте пропущенные слова.

1) В утверждении римского философа Сенеки: «Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы», - идет речь о различии ___________________ и ____________________ норм.

2) Вольтер, утверждая: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов», - выступал сторонником ______________________ государства.

Ответ: ____________________________________________________________________________________

6.Решите правовую задачу .

В юридическую консультацию обратился четырнадцатилетний Антон с просьбой разъяснить ему, как поступить в следующей ситуации. Его родители при вступлении в брак оставили свои добрачные фамилии. При рождении ему была присвоена фамилия отца, на которую он получил паспорт. В настоящее время его отец осужден за совершение тяжкого преступления и отбывает наказание.

1) Может ли он изменить свою фамилию на фамилию матери?

Ответ: _______________________________________________________________________________________

2) Куда ему следует обратиться с такой просьбой?

Ответ: _______________________________________________________________________________________

Ответы 7 класс

Всего за работу 100 баллов:

    Ответ: (по 5 баллов за каждую верную позицию, всего – 15 баллов):

    Ответ: (по 5 балла за каждую верную позицию, всего – 30 баллов):

    Ответ: (по 3 балла за каждую верную позицию всего – 21 балл):

4.Ответ: (по 3 балла за каждую верную позицию всего – 9 баллов):

3.1. Субъекты Российской Федерации

3.2. Социальные нормы

3.3. Символы государства

5. Ответ: (по 5 баллов за каждую верную позицию всего – 10 баллов):

1) моральных и правовых

2) правового

6. Ответ: (до 15 баллов)

Антон вправе (5 баллов) изменить свою фамилию по достижении четырнадцати лет (5 баллов). Для этого ему нужно обратиться в орган записи актов гражданского состояния (ЗАГС ) (5 баллов).

Выбранный для просмотра документ 8 класс.docx

Библиотека
материалов

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

Максимальный балл – 100 Время работы 50 минут

Фамилия, имя, отчество _______________________________________________Класс_______________

1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны - «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

1) Ограниченность экономических ресурсов на планете порождает необходимость решения человеком проблемы их рационального использования и распределения.

2) Людям любой нации присуще ощущение превосходства над другими народами.

3) В деятельности происходит становление и самореализация личности.

4) Свобода совести – это право человека самостоятельно решать, каких убеждений придерживаться, какой религии следовать.

5) Взимание прямых налогов не связано с учетом доходов или имущества.

6) Законодательным органом власти любого государства является правительство.

Ответ:

2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите свой ответ в таблицу

2.1. С повышением социального статуса у индивида неизбежно возрастает количество:

1) прав; 2) знаний; 3) учеников; 4) обязанностей; 5) свободного времени.

2.2. К социальным потребностям человека относятся:

а) потребность в самореализации; б) потребность в пище; в) потребность в труде;

г) потребность в движении; д) потребность в продолжении рода.

2.3. Знать - значит уметь:

а) удерживать в памяти некоторое явление или объект; б) воспроизвести некоторое явление или объект; в)узнать некоторое явление или объект; г) выделить явление или объект из других; д) указать порождающие причины объекта или явления

2.4 . Ниже перечислены слова, образованные от латинского корня. Укажите слово, которое для римлян и для писавших на латыни имело значение, близкое по смыслу к современному понятию «культура».

а) цивилизация; б) гуманизм; в) публичность; г) полиция.

Ответ:

3. Какие из следующих высказываний эквивалентны (разными словами передают одну и ту же информацию):

А) Если Медвед – сепулька, то Медвед – обитатель Интеропии.

Б) Если Медвед – не сепулька, то Медвед не обитает в Интеропии.

В) Если Медвед – обитатель Интеропии, то Медвед – сепулька.

Г) Если Медвед – сепулька, то Медвед не обитает в Интеропии.

Ответ: ___________

4. Распределите следующие термины по двум колонкам таблицы. В первую поместите явления, принадлежащие природе, а во вторую - явления человеческой культуры.

1) Река; 2) Стон; 3) Аромат; 4) Канал; 5) Запах; 6) Наконечник стрелы; 7) Слово; 8)Кусок кварца.

Ответ:

5. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между ________(1) __ и ___________(2) __ благ и услуг называется __________(3) _ системой. ____________(4) ___экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ____________(5) __. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных ____________(6) __ государствах. ______________(7) ___экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в _____________(8) _ собственности. Все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются __________________(9) __. ______________(10) _ экономика определяется ______________(11) _ собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею.

Слова для справок: А) рыночный; Б) собственность; В) бюджет; Г) частная; Д) прибыль; Е) валютный; Ж)государственный; З) командный; И) производитель; К) производство; Л) государство; М)обязательный; Н) пособие; О) потребитель; П) собственность; Р) экономический; С) ценности; Т)традиционный; У) слаборазвитый; Ф) аренда.

Ответ:

6. Решите правовую задачу.

Карасев Игорь 13 лет, находящийся под опекой своего деда Михайлова, совершил кражу личных вещей на сумму 250 рублей у соседки по коммунальной квартире Косулиной. Вещи продал, а деньги израсходовал. Потерпевшая Косулина обратилась в юридическую консультацию за советом, кто и в каком размере должен возместить ей причиненный ущерб. Какой ответ должны дать Косулиной?

Ответ:

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

7. Перед вами рисунки, иллюстрирующие культурные ценности Российской Федерации. Назовите обобщающее их понятие. Объясните, почему вы так решили. Укажите эпоху, на которую приходится ее расцвет.

1) 2) 3)

4)

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы 8 класс:

Вся работа 100 баллов:

    Ответ: (по 3 балла за каждый верный ответ, всего 18 баллов)

    Ответ:(по 4 баллов за каждый верный ответ, всего – 16 балла)

    Ответ: (10 баллов за верную пару)

а,в

    Ответ: (каждый верный ответ – 2 балла, всего-16 баллов)

    Ответ: (каждый верный ответ – 2 балла, всего – 22 балла)

6. Ответ: всего 8 баллов.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.1073) (2 балла ) за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним) (2 балла ), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине (4 балла ). Таким образом возместить Косулиной ущерб в полном размере должен опекун Карасева – Михайлов.

    Ответ: всего 10 баллов.

Художественные промыслы и ремесла (3 балла ). С точки зрения законодательства РФ художественные промыслы и ремесла являются культурной ценностью РФ, так как содержат память об историческом прошлом нашей страны (4 балла ). Период расцвета промыслов и ремесел приходится на XIX век, эпоху промышленной революции (3 балла ).

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1.Какая пара понятий отражает фундаментальную проблему экономической теории?

а) Эффективность и справедливость

б) Производство и потребления

в) Ограниченность и выбор

г) Предпринимательство и прибыль

1.2. Доход семьи – это:

а) Приобретенная иностранная валюта

б) Купленные в течение года товары и оплаченные услуги

в) Поступления денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени

г) Полученное наследство

1.3. Разделение общества на различные социальные группы в соответствии с их положением в социальной иерархии – это:

а) социальная стратификация

б) социальная мобильность

в) социальная интеграция

г) социальная коммуникация

д) социальная дифференциация

1.4. Референтная группа – это:

а) группа, для которой характерны интимность, эмоциональность отношений между ее членами

б) группа, на чьи нормы и ценности ориентируется индивид

в) группа людей, чьи права и обязанности закреплены в законе и передаются по наследству.

г) группа, членом которой стремится стать индивид

1.5.Большую группу людей, объединяемой единством языка, самосознанием, историческим опытом, культурой и территорией можно назвать:

а) родом

б) племенем

в) нацией

г) этносом

д) народностью

1.6.В Федеральное собрание Российской Федерации входят:

а) Государственная Дума

б) Совет Федерации

в) Совет Безопасности

г) Администрация Президента

1.7. Любое государство характеризуется:

а) идеологическим плюрализмом

б) господством рыночных методов управления экономикой

в) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильности в обществе

г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц

1.8. Что не характеризует научное познание?

а) выдвижение гипотез

б) эмоциональность

в) обобщение в понятиях

г) эксперимент

Ответ:

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ.

1. Мотив, выдвижение цели, выбор средств, процесс, результат.

Ответ: ________________________________________________________________________.

2. Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей. Ответ:_________________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания налогов, символика.

Ответ: _______________________________________________________________________________.

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

Социологическая теория среднего уровня, изучающая причины, виды и последствия отклонения поведения от социальных норм называется социологией (А)_______. В ее рамках существуют различные подходы к изучению отклоняющегося поведения. Так, в качестве причины девиации некоторые ученые рассматривает состояние (Б)______ общества, при котором наблюдается ослабевание норм и ценностей. В рамках другого подхода причиной девиации выступает дисбаланс между целями индивида и средствами их достижения. Так, индивид, который ставит перед собой одобряемые обществом (В) _____, но отвергает достойные способы их достижения, называется (Г)_______. Следующий подход, рассматривающий девиацию не как результат поступка, а как результат оценки поведения индивида, называется теорией (Д)________. Существует еще один подход, который рассматривает девиацию как результат (Е)________ в деликвентных культурах. Помимо девиации социологи различают (Ж)_______ – поведение, которое является нарушением (З) _______. По сути оно является частной формой проявления девиации.

Слова для справок:

    Цели 5. Норма 9. Девиация

    Новатор 6. Деликвентность 10. Ритуалист

    Коммуникация 7. Аномия 11. Стигматизация

    Закон 8. Средства 12. Социализация

Ответ:

4. Решите правовые задачи.

4.1. Гражданка Соколова купила купальник. На следующий день муж Соколовой подарил ей к 8 Марта такой же купальник. Через два дня после покупки Соколова пришла в магазин и, предъявив кассовый чек, попросила обменять купальник на другой, сообщив, что она даже не успела его надеть. Продавец сказала, что такой товар обмену не подлежит. Правомерен ли отказ продавца?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.2. К директору муниципального предприятия обратился подросток 15 лет Астафьев с просьбой о приеме на работу на должность курьера. Директор предприятия отказал ему в приеме на работу, обосновав это тем, что по закону, лица моложе 16 лет могут быть приняты на работу в исключительных случаях и с согласия профсоюзного органа. Возможно ли заключить трудовой договор с Астафьевым, и что для этого нужно сделать?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9 класс Ответы:

Вся работа 100 баллов:

1. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 32)

2. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 12)

Ответ: 1. деятельность, 2. экзистенциальные потребности, 3. признаки государства

3. (по 4 балла за каждый верный ответ, максимальный балл – 36)

Ответ: 9, 7, 1, 8, 11, 6, 12, 7, 4

4. Всего - 20 баллов:

Ответ: 4.1. Отказ продавца правомерен (4 балла ), так как согласно «Закону о правах потребителя» существует список товаров которые не подлежат возврату или обмену (4 балла ). Как правило, это товары гигиенического характера: парфюмерия, нижнее белье и т.д.

4.2. С Астафьевым может быть заключен трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью (4 балла ). Согласия профсоюза для этого не требуется (4 балла). В случае несогласия работодателя Астафьев вправе обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая совместно с органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (ТК РФ ст.63) (4 бала ).

Найдите материал к любому уроку,



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!