Звуковой аналитико синтетической активности детей. Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: «система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обуч


«Работа по формированию звуковой аналитико - синтетической активности детей старшего дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте»
Воспитатель МБДОУ детский сад «Сказка» ТУГОВА Л.М.
I.Теоретическая часть
Готовность к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования большую роль отводит речевому развитию. Одной из задач его является формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте:
1. Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи.
2.Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи.
3.Ознакомление со словесным составом предложения.
4.Ознакомление со звуковым строением слов - формирование навыков звукового анализа слов: определение количества, последовательности звуков (фонем) и составление слов с определенными звуками, понимание смысл о различительной роли фонемы. Научить детей проводить звуковой (фонемный) анализ.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих полноценный физиологический слух и сохранный интеллект, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития фонематического (речевого) слуха. Многие воспитанники не овладевают в нормативные сроки звуковой стороной языка.
Для работы с детьми по речевому развитию и подготовке к обучению грамоте мы взяли методические разработки Натальи Валентиновны Нищевой. Одной из основных задач Программы Н.В. Нищевой является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонематической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. Цель: формировать у детей тональное звукоразличение, шумовое восприятие (фонематические процессы).

Знакомство с гласным звуком начинается с выделения звука из речи. Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь.
При закреплении понятия «гласные звуки»:
-упражнение в пропевании звуков. Воспитатель показывает символ гласного звука и просит ребенка пропеть хорошо знакомую песенку на этот гласный звук;
-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов;
-игра «Разберем картинки». Воспитатель выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;
- «Прочитай». Воспитатель показывает символы (3 символа) и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;
- «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Воспитатель дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить почему.
- «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
- подбор слов на гласные звуки.
При знакомстве с согласным звуком дается его полная характеристика. Дети произносят звук сами, вместе выясняем, что воздух встречает препятствие, преграду – в виде губ, зубов, значит звук согласный (знакомим с условным обозначением - синий и зеленый кружки). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги. Одновременно начинается работа над ударением, которое закрепляет слово в единое целое.
При работе над согласными звуками:
-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);
-работа со схемами. Воспитатель просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;
-игра «Разложи по полочкам». Воспитатель выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;
- игра «Составь слово». Воспитатель дает ребенку набор букв и просит его сложить слово;
-выкладывание букв из деталей («Буквенный конструктор»), палочек, ниточек, мозаики.
При знакомстве с буквами, мы в своей работе букву называем, но работаем со звуками. Иначе ребенку будет непонятно, как сливать слоги. Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем». Помогаем запомнить букву через ассоциации ребенка, опираясь на свойственное ему наглядно-образное мышление. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картина похожа на букву и начинается на данный звук (с-сушка, т-труба, о-обруч). По ассоциации с предметами дети лучше запоминают буквы (мнемонические приемы запоминания). Рассматриваются элементы, их качество. Можно предложить стихотворение для запоминания образа буквы:
Кольцо у мамы на руке,
Обруч гимнастки тоже.
Баранки, бублики - ну все
На букву О похоже.
При закреплении понятий «слог», «слово», «предложение»:
-работа со слоговыми таблицами. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;
-прием определения количества слогов (слов) по количеству хлопков, числу ударов мяча об пол;
-работа со схемами. Упражнение «Придумай предложение» к схеме (схемы предложений без предлогов и с предлогами).
Обучение дошкольников грамоте включает так же подготовку руки ребенка к письму, развитие графических навыков, формирование фонематического восприятия и устной разговорной речи.
Работа с родителями включает в себя:
- Помощь в изготовлении пособий.
- Консультации для родителей.
- Работа консультативного пункта на базе детского сада «Сказка».
- Проведение мастер – классов в «Дни открытых дверей».
II. Практическая часть
НОД Речевое развитие «Детский сад. Профессии. Звуки и буква Сс»
Образовательные цели. Активизация и актуализация словари по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Сс. Профилактика нарушений письменной речи.
Развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятии, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и обшей моторики.
Воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, контейнер с чечевицей, мелкие предметы, семафоры, буквари, рабочие тетради и тетради «Занимаемся вместе» по числу детей, фишки, мяч.1. Организационный момент. [Уточнение и активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи, Объявление темы занятия.]- Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали, кому нужен этот предмет.
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Правильно мы сегодня поговорим о профессиях работников детского сада.
- Разделите названия этих предметов на слоги.
1-й ребенок. Шприц. Один слог.
2-й ребенок. Поварешка. Четыре слога.
3-й ребенок. Зонд. Один слог.
4-й ребенок. Тюбик. Два слога.
2. Игра «Подними семафор». [Развитие фонематического восприятия.]
Воспитатель раздает детям семафоры.
- Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Санки Сашины сломались,
На снегу лежать остались.
(Звук [c])
- Как вы думаете, с какой новой буквой мы сегодня познакомимся? Правильно, познакомимся с новой буквой С, почитаем и поиграем. Давайте произнесем звук [с] все вместе.
- Почувствуйте: когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук [с] - гласный или согласный? (Согласный.)
- Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким кружком мы будем обозначать этот звук в слове санки? Почему? (Синим.) А в слове семена? Почему? (Зеленым.)
- Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.
(Он глухой.)
- Верно. Это согласный глухой звук, бывает твердым и мягким, если рядом стоит гласная 2 ряда или мягкий знак.
- Сейчас вы будете поднимать семафоры, как только услышите звуки [с] и [с’].
С, т, с’, з, с, д, ш, и, с, ц, с.Са, си, ту, шо, су, за, со, до, се.
Санки, синий, замок, коса, скакать, топать, семена, сухой, широкий, простой, сильный.Дети слушают и поднимают семафоры, услышав звук [с].
- Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.
3. Упражнение «Кто скорее?» [Развитие навыков звукового анализа и синтеза]
- А сейчас игра «Кто скорее?» Я буду перечислить звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С, а. Что получилось? (Са.)
- Верно. Получи фишку. С, о Что получилось? (Со.)
- Правильно. Возьми фишку.
Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок, нос.
- Возьмите, пожалуйста, схему слово-домик. Определите место звука [с] в слове сок (нос, усы)? Кружок какого цвета вы возьмете? Почему? В какое окно вы положите кружок синего цвета? Почему?
4. Знакомство с буквой Сс. (Формирование навыка осознанного чтении. Развитие фонематического восприятия, связной речи)- Посмотрите на картинку в верхней части. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.
Санки Сашины сломались.
На снегу лежать остались.
- В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?(Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.)
- Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?
- Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с/].
- Верно. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названии которых начинаются со звука [с].
(Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть, стол, стул.)
- Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь.
- А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.
- Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.
- Что такое носики? Дети. Это семена клена.
- Теперь прочитайте предложения.
- Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слово Оксана написано с большой, заглавной буквы. Почему? (Имена людей всегда пишутся с большой буквы.)
5. Пальчиковая гимнастика «Наша группа». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением. Воспитатель приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать пальчиковую гимнастику.
6. Работа в тетради № 2 [Развитие тонкой моторики.]
Воспитатель приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
- Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в ее верхней части?
Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.
- Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети. Синий и зеленый, потому что буква С – согласная.
Дети раскрашивают буквы.
- А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул, Выполняйте задание.
Дети выполняют задание, воспитатель контролирует их и оказывает помощь, если это необходимо.
- Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые. Давайте напишем букву Сс. Посмотрите, как я делаю это на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложения мы напишем после тихого часа. Закройте тетради.
7.Рассказ по серии картинок «День в детском саду». [Развитиесвязной речи.]
- Давайте рассмотрим картинки и составим рассказ «День в детском саду». Что изображено на первой картинке? (Утром мамы привели детей в детский сад. Их встретила воспитатель. Дети разделись, попрощались с мамами и пошли в помещение группы.)
- Посмотрите на вторую картинку. Куда пригласила детей воспитатель? Что сделали дети? (Воспитатель пригласила детей мыть руки. Дети хорошо вымыли и вытерли руки.)- Рассмотрите следующую картину. Что было дальше? (Дети пошли завтракать. Повар сварила им вкусную кашу и какао. Дети съели кашу, выпили какао и поблагодарили повара.)- Рассмотрите четвертую картинку и расскажите, что было дальше. (После завтрака дети пошли на музыкальное занятие. Вместе с музыкальным руководителем они пели и танцевали.)- Что вы видите на следующей картинке? (После музыкального занятия дети пошли в группу. Руководитель по ИЗО учила их рисовать осенний пейзаж.)- Что было после рисования? Посмотрите на следующую картинку. (После занятий дети вместе с воспитателем пошли на прогулку. Они гуляли в осеннем парке, собирали листья, играли в пятнашки.)- Рассмотрите следующую картинку. Что было после прогулки? (После прогулки дети переоделись, вымыли руки.)
- Рассмотрите следующую картинку. (Дети вымыли руки и пошли обедать. Они с аппетитом ели гороховый суп, картофельное пюре с котлетой, пили яблочный сок.)- Отлично. Окончание рассказа вы придумаете с Юлией Алексеевной после тихого часа и повторите весь рассказ целиком.
8. Игра «Семейка слов». (образование однокоренных слов).
Все педагоги воспитывают детей в детском саду. Давайте попробуем образовать слова от слова воспитывать.
- Как называется человек, который воспитывает детей? (Воспитатель.)
- Какие дети в детском саду? (Воспитанные.)
- Как воспитатели называют детей? (Воспитанники.)
- Что получают дети в детском саду? (Воспитание.)
- Отлично. Это было очень трудное задание.
9. Окончание. [Оценки работы детей.]
По просьбе воспитателя дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Воспитатель оценивает деятельность каждого ребенка.

Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями для занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Особое внимание мы предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников грамоте и являются существенным компонентом этого обучения. Эти игровые приемы так же могут быть использованы родителями при подготовке детей к овладению грамотой.
Спасибо за внимание!
13 февраля 2015 г. воспитатель Тугова Л.М.
Список используемой литературы
Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. М.: Мозаика - Синтез, 2009. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").
Комарова Л. А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях - М.: Гном, 2013
Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства Образования и Науки от 17 октября 2013 г. № 1155).
Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Просвещение, 1976.

Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» -результат многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста (более 25 лет). В ней определены содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения программы «От звука к букве. Формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 2-7 лет (образовательная область «Речевое развитие»). Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Рекомендуется всем участникам образовательного процесса - детям, педагогам, родителям.

Пояснительная записка.
Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (далее - Программа) и учебно-методический комплект (УМК) дополнены и переработаны в свете основополагающих требований Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее Стандарт) к структуре Программы и ее объему, условиям реализации Программы и результатам ее освоения.
Содержание Программы ориентировано на речевое развитие детей 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учет речевого развития детей, полученного из разных источников (игры, общения, обучения и т. д.);
- организация работы с детьми по освоению ими содержания Программы.

В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательноисследовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровождает ее, поддерживает. Содержание Программы представляет одно из направлений образования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 года)
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 лет)
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 лет)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 лет)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Программа «От звука к букве, Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте», Колесникова Е.В., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет, К рабочей тетради «От А до Я», Колесникова Е.В., 2016
  • Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет, К рабочей тетради «Я начинаю читать», Колесникова Е.В., 2016
18.03.2015

13 февраля 2015 года детском саду МБДОУ «Детский сад№19 «Терем-теремок» общеразвивающего вида проходил семинар по теме: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности у детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».

Цель: уточнить представления о процессе обучения грамоте

Задачи:

Активизировать знания о звуках и буквах;

Уточнить представления о гласных и согласных звуках;

Учить дифференциации согласных по твердости - мягкости, глухости - звонкости;

Научить правильно, делать звукобуквенный анализ слова;

На семинаре присутствовали все педагоги. Выступила заместитель заведующего по ВМР Павлова С.Д.

Она рассказала, что у воспитанников 6-7 лет развитие речи достигает высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту накапливается значительный запас слов, продолжается обогащение лексики (словарного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синонимы) или противоположного (антонимы) значения, а также многозначными словами. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап развития речи детей - усвоение грамматической системы языка. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки построения разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения). В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру. Вместе с тем можно отметить и другие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование). Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением, построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания. Много детей, у которых двуязычие, с такими детьми очень сложно работать, они нарушают звуковую структуру слова, неправильно произносят все звуки русского языка.

В современной методике принят звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Самоназвание говорит о том, что в основе лежит анализ и синтез звуковой стороны языка и речи. В большинстве случаев используются варианты звукового аналитико-синтетического метода (звуко-слоговой метод В.Г. Горецкого, Д.Б. Эльконина). Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в МБДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе работы по развитию речевого слуха, фонематического восприятия. Теория и практика воспитательной работы, убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияют на становление всей речевой системы в целом. Восприятие речи, овладением её звуковой стороной полностью зависит от сформированности и развития слуха.

Выступила учитель-логопед Галкина Р.В., она провела с педагогами практическое занятие по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у детей.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие, определение места звука в слове).

1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). 10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков , , , .

2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие - зеленым цветом.

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок.

4. Звуко-буквенный анализ слова. . Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА . Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука. Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом. Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом. Следующий звук - [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] - гласный, обозначается красным цветом. Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА .

5. Помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Он должен представлять, что такое звуки речи, дифференцировать их, делить слова на звуки и слоги. Только после этого этапа можно будет начинать знакомить детей с правилами озвучивания букв, буквосочетаний и послогового чтения. На коррекционную работу отводится два года и ведется она систематически и поэтапно, с учетом специфики имеющихся у детей речевых нарушений.

Звуко-буквенный анализ принято называть фонетическим . Он заключается в том, чтобы разделить заданное слово по слогам, поставить правильно ударение, выписать звуки, соответствующие буквам слова так, как они слышатся при произношении, и затем охарактеризовать отдельно каждый из них по установленной схеме. Причем звуков может быть больше, чем букв, а может быть и меньше. При этом, в разных областях страны результаты разбора одного и того же слова окажутся разными, поскольку произношение у жителей разных регионов иногда существенно отличается.

Информацию подготовила учитель-логопед Галкина Р.В.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!