Предмет: литература
Тема: «Тема дружбы в русской поэзии»
Класс: 11
Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала
Место урока: после изучения лирики А.А. Блока.
Планируемые результаты:
Личностные: совершенствовать нравственные качества личности: умение ценить дружбу, дорожить друзьями.
Метапредметные: уметь структурировать материал в биографиях А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Блока; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы стихотворений.
Предметные: уметь анализировать стихотворения путём их сопоставления (определять тему, идею, связь времени написания стихотворения и особенности раскрытия темы); находить изобразительно- выразительные средства и объяснять их роль в раскрытии идеи стихотворений; понимать авторскую позицию и выражать своё к ней отношение .
Виды деятельности :
Продуктивная творческая: написание домашнего сочинения
Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы.
Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений Пушкина, Лермонтова, Блока и современных поэтов.
Репродуктивная: составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета стихотворений, изображённых в них характеров, событий; ответы на вопросы проблемного характера.
Исследовательская: сравнительный анализ стихотворений.
Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий.
План урока:
- Организационный момент (1 мин.)
- Активизация знаний обучающихся (2 мин.)
- Сообщение обучающегося (4 мин.)
- Выразительное чтение стихотворения учителем, прослушивание стихотворений в исполнении мастеров слова.(5 мин.).
- Сообщения учеников об истории создания стихотворений(4 мин.).
- Работа по теме в группах (15 мин.)
- Выводы по теме. (7 мин.)
- Оценивание. Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока:
- Организационный момент.
- Активизация знаний обучающихся
На интерактивной доске первый слайд
А.С. Пушкин
"К другу стихотворцу" (1814)
"К Пущину" (1815)
"Дельвигу" (1817)
"Разлука" (1817)
" Пущину" (1826)
"Чем чаще празднует Лицей" (1832)
"Была пора:" (1836)
М.Ю. Лермонтов
«К другу»
« Паияти Одоевского»
А.А.Блок «Друзьям»
Что объединяет эти стихотворения? Какова их тема?
(Все эти стихотворения посвящены дружбе и друзьям.)
Тема дружбы занимает большое место в творчестве многих поэтов, но особенно ярко она представлена в лирике Пушкина. Как истинный гений, Пушкин был наделен великим чувством любви - к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый - талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства.
Что же такое дружба? Кого мы считаем другом? Почему эта тема волновала поэтов? В этом нам предстоит сегодня разобраться.
Есть мнение, что русское слово друг образовано от слова другой, то есть
иной, не я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей
маленькое человеческое я расширяется, включает в себя другую жизнь,
обогащается ею. Тут затронута глубинная тайна человеческой сущности,
заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один.
Дома вы должны были определить значения слов дружба и друг.
(Согласно «Словарю русского языка» С.И.Ожегова, дружба - это близкие
отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности
интересов. В качестве силы, соединяющей людей, дружба всегда считалась
важной социально-нравственной ценностью. Не случайно в широком смысле
понятие «дружба» обозначает не только межличностные, но и социальные
отношения.
В разговорном языке слово «друг» имеет несколько значений. Оно означает
знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, словом, всех, кто нам близок.)
Итак, дружба бесконечно важна в жизни каждого человека.. А как тема дружбы раскрывается в поэзии Пушкина, Лермонтова и Блока мы поговорим сегодня на уроке. Какова же проблема нашего урока сегодня?
(Обучающиеся высказывают свои предположения, на доске вывешивается второй слайд - тема урока; учитель называет цели урока.)
- Какое же место в творчестве этих великих поэтов занимает дружба? В чем особенности её изображения? Что влияет на разное трактование темы? Эти вопросы мы постараемся решить сегодня.
- Сообщение обучающегося по теме: (третий слайд - название темы) «Тема дружбы в поэзии первой половины 19 века».
4.Выразительное чтение учителем стихотворения А.С. Пушкина «И.И. Пущину».
5.Сообщение заранее подготовленного ученика об истории создания стихотворения:
(Стихотворение написано Пушкиным 13 декабря 1826 года, то есть накануне первой годовщины восстания декабристов. Посвящено оно лицейскому другу Пушкина Ивану Пущину, который для поэта был и оставался всегда самым близким другом. История создания этого стихотворения такова. В мае 1820 года по личному распоряжению Александра 1 Пушкин был выслан из Петербурга далеко на юг. Причиной этому послужило то, что в это время по всей стране в переписанных от руки листках ходят его запретные “вольные” стихи. В Одессе поэт вступил в резкий конфликт с местным губернатором. По его доносу Пушкин был сослан осенью 1824 года в глухое поместье матери – в село Михайловское.
Пущин первым из друзей Пушкина посетил “поэта дом опальный” в Михайловском. Это было 11 января 1825 года, единственный день проведенный вместе. И все. Больше они никогда не виделись. Свидание в Михайловском – это один из самых драматических моментов в жизни друзей. Будучи одним из руководителей декабристского восстания, Пущин предвидел свое будущее и непременно хотел повидать Пушкина, и проститься с ним. Этой встрече и посвящено стихотворение. Когда Пушкина освободили из ссылки, Пущин был уже под арестом.)
Своему другу А. И. Одоевскому, погибшему на Кавказе, посвятил стихотворение «Памяти Одоевского» М.Ю. Лермонтов.
Сообщение ученика о поэте- декабристе А.И. Одоевском.
(Поэт-декабрист Александр Иванович Одоевский (1802-1839), автор знаменитого стихотворения « Струн вещих пламенные звуки …», написанного в ответ на « Послание в Сибирь » Пушкина. В 1837 г. Одоевский был переведён из Сибири на Кавказ рядовым солдатом Нижегородского драгунского полка, где встретился и подружился с Лермонтовым. Умер Одоевский 15 авг. 1839 г. от лихорадки, находясь в действующей армии на берегу Черного моря. В стихотворении воссоздан облик и духовный мир декабриста, сохранившего «веру гордую в людей и жизнь иную». Этот оптимизм был выражен Одоевским в названном выше ответе на послание Пушкина.
Лермонтов интересовался Одоевским и его стихами, повидимому, еще до встречи с ним на Кавказе. К 1830 г. относится стихотворение Лермонтова, в котором он говорит, может быть, о печальной судьбе Одоевского: «Когда твой друг с пророческой тоскою» («К***»). Там есть строки:
Он был рожден для мирных вдохновений,
Для славы, для надежд; - но меж людей
Он не годился - и враждебный гений
Его душе не наложил цепей;
И не слыхал творец его молений,
И он погиб во цвете лучших дней).
Прослушивание стихотворения в исполнении мастеров слова (фонохрестоматия).
К теме дружбы обращаются и поэты 20 века. Послушайте стихотворение А.А. Блока «Друзьям».
(Чтение учителем).
По- разному решается тема дружбы в стихах этих поэтов, почему это происходит попробуем разобраться.
7.. Работа в группах:
У каждой группы таблица с заполненными для обсуждения вопросами для анализа стихотворений, тексты стихотворений.
Заполнение таблицы;
Обмен информацией.
1 группа: анализ стихотворения Пушкина «И.И.Пущину»
2 группа: анализ стихотворения Лермонтова « Памяти А.И. Одоевского»
3 группа: анализ стихотворения Блока «Друзьям»
А.С.Пушкин «И.И.Пущину» | М.Ю. Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского» | А.А.Блок «Друзьям» |
|
Дата написания | |||
Жанр стихотворений | |||
Ключевые слова | |||
Черты лирического героя | |||
Вопросы для обсуждения: (четвёртый слайд)
Какие факты биографии Пушкина,Лермонтова и Блока нашли отражение в стихотворениях?
Определите жанр стихотворений.
Какова основная мысль стихотворений?
Как решается проблема взаимоотношений лирического героя и окружающего мира?
В чем заключаются речевые особенности стихотворений? Как они передают идею стихотворений?
Что отличает лирического героя каждого стихотворения?
Ваше восприятие этих стихотворений?
Что общего и в чём разпичия в понимании и изображении дружбы Пушкиным, Лермонтовым и Блоком?
Изучая поэзию Пушкина и Лермонтова, мы говорили о том, как раскрывается тема дружбы в стихотворениях Пушкина «19 октября», «К Пущину», Лермонтова «Пир», «К друзьям», которые относятся к их ранней лирике. Изменилось ли толкование темы в поздней лирике А.С.Пушкина? А у Лермонтова? В чём причины?
(Раскрытие темы дружбы менялось на протяжении жизни в поэзии Пушкина, но всегда тема эта она занимала огромное место в его жизни. Она виделась ему как союз людей, одержимых одной идеей. Дружба для Пушкина - это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.
В ранней поэзии Лермонтова звучит традиционная тема прославления друзей и веселой дружбы с пирушками и бутылками («Пир», «К друзьям», «Посвящение»), но дружеской идиллии не получается в лермонтовской поэзии даже в самый первый период ее развития. Тема удовлетворенной дружбы уже и тогда заглушается и перерывается у Лермонтова трагическими декларациями о том, что дружбы на земле не существует, что она обманчива, что он «не умел ужиться с другом» и что те, кого он в отдельных случаях считал своими
Друзьями, оказались недостойными этого имени» . В результате в 1831 году тема дружбы заметно убывает в лирике Лермонтова, а затем на несколько лет почти вовсе прерывается..
Мучительные переживания одиночества, ощущение бесприютности,
бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессменная, .как
пламень., печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова.
Многие современники поэта были людьми бесконечно одинокими,
замкнутыми в себе, они ощущали вокруг лишь леденящую пустоту, ничто не
могло согреть их сердце, да и сами они не излучали душевной теплоты.
Лермонтов сумел передать атмосферу своего времени, настроения своих
современников. Он ощущал боль своего поколения острее других, он постиг
духовные потрясения в атмосфере подавления неординарной личности...
Почему у Блока столько негативных эмоций вызывают друзья? Причины этого в обществе, во времени или обстоятельствах личной жизни?
(В стихотворении «Друзьям» звучат трагические, исповедческие ноты, мотив бездомности. Автор поднимает проблему творца и творчества. Поэт – фигура трагическая, он разочарован в том мире, который создает, он видит, что его не понимают. В русской лирике есть множество стихов, славящих и воспевающих дружбу как одно из самых прекрасных чувств, связывающих людей между собой. Резким диссонансом в поток этих стихов врывается лирика Блока, в которой дружба предстает в совершенно ином свете и почти каждое слово о ней словно облито злостью, горечью, желчью, пронизано духом сарказма. Пожалуй, нет другого поэта, в творчестве которого дружба подвергалась бы таким ожесточенным нападкам, как это мы видим в лирике Блока. Лишь только в ней заходит речь о дружбе – кажется, что горло поэта перехватывает судорога боли и гнева и он не может найти иных слов, кроме самых резких и язвительных:
Ты твердишь, что я холоден, замкнут и сух,
Да, таким я и буду с тобой:
Не для ласковых слов я выковал дух,
Не для дружб я боролся с судьбой.
Для того чтобы уяснить характер стихов Блока о дружбе, нам следует принять во внимание то, что их порождало, отношения поэта с окружающей его средой, с людьми, которые становились ему на какой-то период наиболее близкими и в конце концов переходившими (как это обычно бывало) в стан его ожесточенных и непримиримых врагов .)
8. Обобщение и выводы по теме.
Почему же одна тема раскрывается по- разному? Что влияет время, общество, обстоятельства жизни, личность самого поэта или савокупность этих факторов?
Насколько важна дружба в жизни человека?
Какое место занимает эта тема в русской поэзии?
Как вам кажется, обращаясь к поэзии в дальнейшем, мы будем встречаться с этой темой? Почему?
Знаете ли вы стихи современных поэтов о дружбе? Прочитайте.
(Учащиеся читают стихи В. Высоцкого, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова и др.)
Меняется ли трактование этой темы в современной поэзии?
9.Домашнее задание
«Какое понимание дружбы дала мне русская поэзия?»
(Заполненная таблица - см. ниже Приложение)
Пушкин «И.И.Пущину» | Лермонтов « Памяти А.И. Одоевского» | А.А. Блок |
|
Дата написания | 1826 г. | 1839 г. | 1908 г. |
Характеристика эпохи и её отражение в стихотворении.Реально- биографический комментарий | Политический застой в обществе. Лермонтов узнаёт о смерти Одоевского,с которым вместе служил на Кавказе. | Поражение революции 1905 г. Разброд в обществе. Разочароние поэта в бывших друзьях. |
|
Жанр стихотворений | Дружеское послание | Элегия | послание |
Ключевые слова | Друг, жизнь, мор, душа.горький,безумный, тоска,сердце. | Дом, проклясть, друг, сгнить, год, ворох, рождение, смерть. |
|
Черты лирического героя | Лирический герой испытывает чувство благодарности к другу, радости от встречи. Дружба дарит счастье общения, взаимопонимания.Поддерживает находящегося в заточении друга. | Лирический герой переживает потерю, одиночество, осознаёт бессмысленность существования. | Лирический герой- фигура трагическая, он разочарован в мире,он видит, что его не понимают. |
Особенности речи стихотворений | Лексика высокая(дарует. благословил, уединенный,занесенный,огласил,святое провиденье).Использована анафора. | Использует аллитерацию(повторение [ж, ч, з, с], позволивших передать весь спектр негативных чувств, исходящих от друзей. Градация(враждебны, завистливы, глухи, чужды). |
|
Обращения, используемые поэтами.. | Мой первый друг, мой друг бесценный | ||
Чувства, выраженные в стихотворении | Благодарность, нежность, искреность,желание вселить надежду в лучшее, поддержать Пущина. | Грусть, трагичность утраты,. одиночество, разочарование в жизни. | Трагичные исповедальные ноты.Разочарованность в дружбе и друзьях. |
Использованная литература:
1. Благой Д. Мастерство Пушкина. – М.: Наука, 1995
2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. – М.: Прогресс, 1994
3. Вырыпаев П.А. Лермонтов: материалы к биографии. - М., 1982
4. Гиппиус В.В. От Пушкина до Блока. – М., 1996
5. Как сердцу высказать себя //Сборник поэзии. – М.: Молодая гвардия,
1991
6.Блок. А. Стихотворения. Поэмы. - М.: Художественная литература, 1984.
7.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2006. - С. 172 – 182.
– Помоги написать сочинение «Тема дружбы в русской литературе», просит двоюродный брат. – Я бы тебя не дергал, но в Интернете нет ничего абсолютно.
– Да быть не может! – отмахиваюсь я.
– Второй день ищу, – грустно подтверждает брат, и я, не выдержав, запускаю поисковик в твердой уверенности, что за 20 минут сумею найти для него приличную «рыбу». Время в сети летит незаметно. За окном уже вечер. «Рыбы» нет как нет, зато поставленная проблема встает во весь свой коварный и неразгаданный рост.
С кем и как дружили главные герои классических произведений русской литературы?
Евгений Онегин дружил с Ленским. В результате Ленский был убит. Отец Дубровского дружил с Троекуровым. В результате Троекуров отсудил у него имение. Петруша Гринев сначала подружился с Зуриным, и тот тут же обчистил друга на биллиарде. Потом его другом стал Швабрин... М-да. Про то, чем закончился «искренний союз, связующий Моцарта и Сальери», даже вспоминать не хочется.
Зато как-то сразу вспоминается лермонтовский Печорин, походя плюнувший в душу Максиму Максимовичу и застреливший Грушницкого. Тот, правда, сам хотел его убить, да и дружили они недолго. И вообще Печорин – не показатель, сам ведь проговаривается однажды, что, мол, «к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!»
Надо сказать, очень интересно прочесть эту цитату через много лет после школьного разбора. Нам тогда говорили: «Видите, что делает с людьми капитализм! Есть у них лакеи и деньги, зато к дружбе они неспособны, потому что выстраивают ее по законам социального неравенства!» Помнится, я тогда спросил учительницу: «А как же Максим Максимович-то, живя при капитализме, остался нормальным человеком?» Ответ был потрясающим: «Но у него же лакеев и денег не было!»
Не было, между прочим, их и у Базарова из «Отцов и детей». Однако дружбе его с состоятельным и вполне поначалу готовым играть роль младшего партнера-ученика Аркадием Кирсановым это никак не поспособствовало. «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер, – писал модный литературный критик тех лет Дмитрий Писарев. – У Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов». Как видим, ужасно похоже на Печорина. Вот только «лакеи и деньги» здесь ни при чем.
Но это уже 60-е годы XIX века. Возвращаясь в пушкинские времена, мы встречаем в них грибоедовского Чацкого, одинаково утонченно вышучивающего на балу и врагов, и старых друзей. Встречаем приятелей Бобчинского и Добчинского, сдающих друг друга при первой опасности. Встречаем готовых подружиться с первым встречным Чичиковым Манилова и Ноздрева. Где-то рядом бродят разочаровавшийся в дружбе предприниматель Александр Адуев из «Обыкновенной истории» Гончарова и многочисленные друзья Ильи Ильича Обломова, самый лучший и верный из которых, Штольц, женится на его девушке.
Не приносит отрады и пореформенная литература. Вот, например, подружились в поезде князь Мышкин и купец Рогожин. Даже крестами обменялись. Но встретили потом Настасью Филипповну. В итоге Мышкин оказался в психлечебнице, Рогожин – на каторге, а девушка вообще в морге.
Или вот подружился чеховский доктор Рагин с сумасшедшим Иваном Громовым, да и сам сошел с ума и умер, а его бывшие друзья ему в этом горячо поспособствовали. Складывается такое ощущение, что всех мало-мальски благородных героев Достоевского, Островского, Чехова, Бунина, Куприна в жизни окружают исключительно герои Салтыкова-Щедрина, который, похоже, в дружбу не верил и почти во всех своих произведениях готов был подозревать в ней лицемерие и коррупцию.
Есть, правда, еще заговорщики, правдиво описанные в «Бесах» Достоевского и сочувственно – в романе Горького «Мать». Но это уже совсем другая – «подпольная» – дружба, густо замешанная на крови.
Немалую роль, разумеется, в этой печальной картине играют и законы литературного жанра, согласно которым любое произведение должно содержать в себе конфликт, иначе оно может не заинтересовать читателя. Но все-таки французская литература каким-то образом умудряется и соблюсти этот принцип, и подарить нам «Трех мушкетеров», немецкая – «Трех товарищей», английская – «Троих в лодке, не считая собаки». Какая русская классическая троица вспоминается нам в ответ? Разве что «Три богатыря». И ведь как давно это было!
Но к древнерусской литературе, действительно, стоит присмотреться. Время сохранило совсем немного литературных памятников, но большинство из них раскрывает тему дружбы вполне достойно. И в богатырских былинах, и в «Слове о полку Игореве», и в «Задонщине», несмотря на все конфликты, побеждает все-таки правда, и правда эта никогда не выглядит одинокой. Кирилл и Мефодий, Борис и Глеб, Петр и Феврония, Дмитрий Донской и Владимир Храбрый, Зосима, Савватий и Герман Соловецкие – вот лишь немногие, самые известные литературно-исторические содружества, достойными преемниками которых стали гражданин Минин и князь Пожарский в многочисленных повестях. Большинство летописных князей, даже язычники Олег и Святослав, всегда окружены в своих произведениях верной дружиной, предательство или даже простое равнодушие которой воспринимается как из ряда вон выходящее событие.
Это желание сплотиться и встать вместе во имя правды можно заметить еще в произведениях XVIII века. Простаковым и Скотининым у Фонвизина и его современников противостоят Милон, Правдин и Стародум. Даже Пушкин и Гоголь, спускаясь в предшествующие столетия, рисуют в «Полтаве» и «Тарасе Бульбе» картины совершенно иного отношения к дружбе.
«Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки, – говорит перед битвой Тарас Бульба. – Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! также Божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, – видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе... так любить никто не может!»
Онегин, Печорин или Базаров, услышав такую речь, вероятно, посмеялись бы. Штольц или фон Корен пожали бы плечами. Но Петруша Гринев и Петя Ростов, Максим Максимович и Андрей Болконский, герои «Севастопольских рассказов» Толстого и «Молодой гвардии» Фадеева, наверное, поняли бы старого Тараса.
Жаль, конечно, что в нашей новой и новейшей литературе дружить по-настоящему, кажется, умеют одни только военные. Но ведь и недаром же еще император Александр III произнес на исходе золотого века русской культуры свою грустную крылатую фразу: «У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника - ее армия и ее флот».
А как хотелось бы, чтобы у нашей страны и, значит, у нас с вами настоящих, надежных друзей было побольше!
Дружба является одной из важнейших жизненных ценностей в судьбе каждого человека. Именно дружба, дружеские связи между людьми помогают выжить, им в самых трудных жизненных ситуациях.
Дружба - философская категория, она подлежит глубокому осмыслению, и людям к понятию «дружба» следует относиться серьезно, с чувством глубокой ответственности. Нельзя сказать, что такое понятие, как дружба, появилось и стало актуальным лишь в XX веке. Дружеские связи у людей росли и крепли в течение многих веков, именно духовное родство, взаимоинтерес и взаимопонимание послужили причиной сближения многих народов и даже государств. На мой взгляд, лучше всего тема дружбы отражена в произведениях русской классической литературы, а именно в лирике одного из известных русских поэтов XIX века -
А. С. Пушкина.
Лирические стихотворения А. С. Пушкин писал на протяжении всей своей недолгой жизни - от первых лицейских лет (1813-1815 гг.) до последних дней. Лирика Пушкина, по. словам Н. В. Гоголя, - «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, «лелеющую душу гуманность» (В. Г. Белинский), всеобъемлющую глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания и, если воспользоваться словами самого поэта, образует в своей слитности союз «волшебных звуков, чувств и душ».
Много лирических стихотворений Александр Сергеевич Пушкин посвятил сердечным переживаниям, сумятице чувств. Лирика его отличается глубиной, проникновенностью, тонким пониманием человеческой психологии. «Есть всегда. что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоухающее и грациозное во всяком чувстве Пушкина», - писал Белинский. Тема дружбы занимает в творчестве поэта особое место. Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел множество друзей, много писал о дружбе. Дружба являлась для него той всепобеждающей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь.
Чувство товарищества, верность братским узам, преданность - все эти чувства воспитал в Пушкине лицей. Именно там во время учебы он обрел много искренних, настоящих друзей, которым в дальнейшем адресовал свои послания, задушевно откликался стихами на все лицейские годовщины.
Бездушному светскому обществу поэт всегда предпочитал тесный круг друзей:
И, признаюсь, мне во стократ милее
Младых повес счастливая семья,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
И где мы все - прекрасные друзья,
Чем вялые бездумные собранья.
В Царскосельском лицее у Александра Пушкина завязались с его сверстниками самые тесные отношения, которые он пронес через всю жизнь. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин оставался неизменно верен своим друзьям: Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру. В 1825 году, находясь в ссылке в Михайловском и будучи разлучен со своими друзьями, поэт, мысленно обращаясь к ним, восклицал:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Пушкин был верным другом своим единомышленникам и в окружающих ценил прежде всего преданность и верность. Когда он находился в ссылке в Михайловском, не многие из знакомых осмелились посетить поэта, поскольку рисковали навлечь на себя неприятности. Среди тех людей, кто в трудный миг не предал, были его старые лицейские друзья - Дельвиг и Пущин. Последнему Пушкин посвятил стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…».
Пушкинские стихи звучат как клятва верности, поэт стремится поддержать своего товарища в дни трудных испытаний. О верности поэта своим друзьям свидетельствует стихотворение «Во глубине сибирских руд…», адресованное томящимся в Сибири декабристам. Желая вселить бодрость в их сердца, Пушкин пишет:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Поэт любит, ценит своих друзей, никогда не забывает их. В 1827 году в стихотворении «Бог помочь вам, друзья мои…» поэт снова вспоминает своих товарищей, в том числе и тех, кто за свои свободолюбивые убеждения оказался «в мрачных пропастях земли». 1836 год был юбилейной датой - праздновали двадцатипятилетие со дня основания лицея. Пушкин не мог не откликнуться на это событие, оно явилось поводом еще раз вспомнить всех лицейских друзей, многих из которых к тому времени уже не было в живых, а иные находились в ссылке. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:
Меж нами речь не так игриво льется.
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.
Именно потому, что в жизни поэта преданная мужская дружба занимала важное место, а чувство любви, искреннего восхищения своими друзьями он пронес через всю жизнь, Пушкин считал духовное родство, близость, дружеское расположение высшими жизненными ценностями. Очевидно, причины этого кроются в самой натуре Пушкина, ибо он был человеком благородным, отзывчивым, умевшим увидеть в других людях лучшие их качества и свойства. Он был наделен особым даром чувствовать и ценить прекрасное. И сферу человеческих взаимоотношений относил к категории прекрасного. А. С. Пушкин, как человек, высоко ценивший дружбу, достоин подражания; в нашу эпоху таких людей, к сожалению, становится все меньше и меньше, и потому хочется помнить о большом русском поэте, умевшем пробуждать «чувства добрые» в людских душах. А главное - умевшем жить всерьез, в жизни и в творчестве.