Актуален ли образ мцыри в современном мире. Образ Мцыри в одноименной поэме Лермонтова (с цитатами)

Тема Кавказа всегда была близка Михаилу Юрьевичу Лермонтову, природа и обычаи этого края восхищали поэта. И рассматриваемое произведение воплотило в себе эту любовь, а также отразило романтическое начало в творчестве писателя. А образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» стал ключевым и сюжетообразующим.

Своеобразие творчества Лермонтова

Творчество Лермонтова стало отражением романтического направления в литературе. Его герой всегда одинок и противостоит миру. Раннее творчество отличается сильным влиянием Байрона, что воплотилось в идеализации персонажа. Позднее герой становится самобытен, приобретет отчужденность, сопровождающуюся трагической любовью, предательством друзей и размышлениями о вечном в одиночестве.

Трагизм произведений поэта заключается во вторжении суровой и жестокой действительности во внутренний мир героя. Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» во многом построен именно на этом противостоянии. Как и всем главным персонажам писателя, Мцыри присуще стремление, борьба с обществом, желание эволюционировать и добиться своей цели.

Одиночество героя Лермонтова - попытка найти душевный покой, прийти в гармонию с миром, отдохнуть от общества и осмыслить происходящее. Только оставшись наедине с собой, персонажи могут реализовать себя.

Творчество Лермонтова, как и сама жизнь поэта, весьма противоречиво. Он любил родину, но воспевал Кавказ, он был рожден в высшем обществе, но ненавидел его. Таких противоречий множество, и все они так или иначе отразились в произведениях писателя.

История создания поэмы

Идея написать о юноше, томившемся в монастыре и мечтавшем о побеге, пришла к Лермонтову еще в лицеистские годы. Но, как позднее писал сам Лермонтов, в то время он еще был на распутье и не определился со своими идеалами. Поэтому у писателя получилось совсем не то, что он задумывал: поэмы «Исповедь», «Боярин Орша». Образ Мцыри в поэме Лермонтова тогда еще не был рожден.

После неудач идея забылась и вновь напомнила о себе во время первой ссылки на Кавказ. По дороге Михаил Юрьевич проезжал мимо монастыря, в котором встретил монаха. Беседа с ним произвела огромное впечатление на поэта, и он вновь вернулся к первоначальной идее.

Образ Мцыри

В поэме Лермонтова «Мцыри» излагается история последних дней жизни юноши, который, будучи еще мальчиком, попал в плен и был оставлен монахам на попечение. Основные вопросы, которые поднимаются в поэме, - это смысл жизни, неумолимость судьбы, свобода человека. Юноша, рискуя жизнью, сбегает из места своего заточения, чтобы обрести свободу и вернуться домой. Годы не смогли примерить его с чужбиной и заточением.

Узник, который до последнего готов сражаться за волю, воплощающий в себе мужество, достоинство, отвагу - вот образ Мцыри в поэме Лермонтова. Сочинение (8 класс) должно помочь школьникам осознать силу человеческого духа и способность его к борьбе.

Показательным является способ изложения в поэме. Рассказывая обо всей жизни мальчика, Лермонтов укладывается всего в одну главу, но описание трех дней скитаний занимает практически полностью остальную часть произведения. Тем самым автор указывает на значимость событий, их судьбоносность для главного героя.

Образ Мцыри в поэме Лермонтова «Мцыри» воплощает в себе невероятную силу характера и духа. Он стремится к своей цели - вернуться на родину, и ничего не может ему помешать. Юноша не знает дороги, но идет, ему мучает голод, жажда, усталость, но и это не причины останавливаться. Девушка, к которой Мцыри испытывает определенную симпатию, также остается позади, так как герой помнит о своей цели. Даже серьезные раны, оставленные леопардом, не отнимают надежды добраться домой.

Даже умирая и осознавая, что шел в неправильном направлении, Мцыри не сожалеет о своем поступке. Потому что только эти три дня свободы были для него настоящей жизнью. Отчасти черты самого автора заключает в себе образ Мцыри в поэме Лермонтова. По плану анализируя это произведение, можно найти много схожих черт, например стремление к свободе, борьбу с привычным существованием.

План сочинения

Во всех школьных программах присутствует письменная работа на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение, краткое содержание которого можно взять из представленного нами материала, всегда пишется по определенному, четко прописанному плану. Основные пункты подобного плана следующие:

  1. Идеальный герой Лермонтова: дать краткую характеристику тех черт, которыми всегда наделял своих героев писатель.
  2. у Мцыри: привести краткое описание романтизма и перечислить особенности романтического героя.
  3. Почему Лермонтов создал именно такого героя: охарактеризовать общественные проблемы, которые заставили поэта бороться за свободу.

Альтернативный план сочинения

Можно взять за основу и другую структуру для письменной работы на тему «образ Мцыри в поэме Лермонтова». Сочинение (8 класс), написанное по нижеизложенному плану, также полностью раскроет проблематику произведения:

  1. Детство главного героя: оно поможет понять истоки его характера.
  2. Раскрытие личности Мцыри через описание трех дней на воле: в том, как герой рассказывает об обретенной свободе, проявляются самые важные качества его характера.
  3. Чем герой близок Лермонтову?

Вывод

Образ Мцыри в поэме Лермонтова, таким образом, является сюжетообразующим. Не случайно идея создания произведения зародилась у поэта в ученические годы, когда он сам жил взаперти. Лермонтов воплотил в своем герое собственные стремления к свободе и желание бороться за нее до конца.

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Образ и характеристика

Не по своей воле Мцыри оказался в монастыре. Маленьким ребенком он попал в плен. На тот момент ему было всего 6 лет. Русский генерал решил, что ему здесь будет лучше, даже не догадываясь, какой трагедией обернется его, как он считал, благородный поступок.

Дитя гор. Мцыри рожден на Кавказе. До шести лет прожил с семьей в ауле.

Образ отца остался в памяти до сих пор. Известно, что мужчина воевал.

«Мой отец? Он как живой в своей одежде боевой являлся мне, и помнил я кольчуги звон, и блеск ружья…»


Терпеливый. Горделивый. Будучи ребенком проявлял силу воли и стойкость характера. Терпел боль, когда болел, не издавая звука.

«Даже слабый стон из детских губ не вылетал, он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».


Воля манила, будоража воображение. Монастырская жизнь сродни плену. Душа рвалась из заточения. Эта жизнь не по нему. Он бы все на свете отдал за пару минуток проведенных с родными.

«Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог я променял бы, если б мог…»


Любит природу. Дни, проведенные на воле, запомнятся навсегда. Они самые счастливые. Он восхищался природой. Ловил звуки, понимая их, чувствовал красоту, гармонию. Среди людского общества ему это не удалось сделать. Общение с ней помогало заглушить тоску по родному аулу. Стихия для него родственная душа.

«Как брат, обняться с бурей был бы рад».


Целеустремленный. Мечта сбежать из заточения зрела давненько.

«Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля. Узнать, прекрасна ли земля. Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».

Юноша ожидал подходящего случая. Этим случаем стал день, когда началась страшная буря. Ради свободы он готов на все: преодолевать трудности, бороться со стихией, терпеть голод, жажду, палящий зной. Даже девушка, встреченная им у водоема, не смогла нарушить его планы, хотя герой явно к ней испытывал симпатию. Огонек сакли, где она жила манил его, но Мцыри отбросил подальше мысль заглянуть внутрь, помня какую цель преследует и ради чего. Он предпочел любви долгожданную свободу. Оказавшись перед выбором не поддался искушению.

Бесстрашный. В смертельной схватке с хищником он проявил себя настоящим героем. Зная, что силы неравны, вступил в борьбу с диким зверем. Раны, полученные в бою, не смогли остановить юношу. Он упорно двигался вперед. Дорогу не знал, обессилев.

«Ко мне он кинулся на грудь, но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое ружье…Он завыл».


Одинокий. Угрюм по жизни. Жизнь взаперти сделала его таким нелюдимым. Он отвык от общения. Люди для него являлись чужаками.

«Я сам, как зверь, был чужд людей». «Угрюм и одинок, грозой оторванный листок…»


Жажда самопознания. Мцыри жаждал познать себя. Осуществить задуманное удалось, оказавшись на воле.

«Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил – и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей»


Мцыри не удалось обнять родных. На смертном одре, он нисколько не раскаивался в совершенном поступке. Юноша был абсолютно уверен, что действовал правильно. Последние слова просьба похоронить в саду, подальше от ненавистных стен. Это подтверждает, что он не собирался изменять убеждения и свои принципы.

«Сияньем голубого дня упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет, пришлет с прохладным ветерком…»

Образ Мцыри является ключевым элементом поэмы. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул. В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного "чудного мира тревог и битв".

Образ Мцыри – это образ узника, отчаянно борющегося за свою свободу, это воплощение человеческого достоинства, мужества и беззаветной отваги. Этот юноша является образцом силы человеческого характера.

Говоря об образе Мцыри важно отметить, что в поэме история всей жизни Мцыри изложена в одной главе, а несколько дней скитаний занимают основную часть произведения. М.Ю. Лермонтов сделал так не случайно, так как именно в последние дни жизни героя раскрывается сила его характера, неординарность его личности

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Именно он делает образ Мцыри в поэме столь цельным и запоминающимся. Все дело в том, что "душой дитя, судьбой монах", юноша был одержим "пламенной страстью" к свободе, жаждой жизни, которая звала его "в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы". Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, "прекрасна ли земля", "для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы":

Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных.
А у себя не находил
Не только милых душ – могил!

Образ Мцыри не будет полным без того факта, что в он стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Мцыри считает, что был недостаточно силен чтобы вырваться из плена и поэтом у смерть пришла к нему заслуженно. М.Ю. Лермонтов в образе Мцыри подчеркивает силу духа персонажа, его привязанность к родной земле.

Да, заслужил я жребий мой!
Могучий конь, в степи чужой,
Плохого сбросив седока,
На родину издалека
Найдет прямой и краткий путь...

Вырвавшись из серости монастырских стен, Мцыри попадает в прекрасный, но в тоже время опасный мир. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром - все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые ему было не дано познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев...

Для того, чтобы как можно ярче раскрыть образ Мцыри М.Ю. Лермонтов заставляет своего героя испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом.

Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня
Упъюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!

В поэме М.Ю. Лермонтова очевидно, что все действия и поступки Мцыри являются образцом несгибаемости духа и силы характера. Он ищет свою родину, даже не зная, где она находится, он владеет собой в любой ситуации, не обращает ни малейшего внимания на то, что он голоден, что ему приходится спать прямо на земле.

Цельность образа Мцыри подчеркивается эпизодом с прекрасной грузинкой, спускающейся по тропинке за водой. Мцыри одолевает страстный порыв, ему хочется идти за девушкой, но он, поборов свое желание, остается верным своей цели и продолжает нелегкий путь по лесным дебрям в поисках родного дома.

Уже находясь в стенах монастыря и чувствуя неминуемое приближение смерти, Мцыри все равно твердо убежден в том, что все сделал правильно. В доказательство того, что он не раскаялся в своем поступке, что он остался верен своим взглядам и убеждениям, герой просит, чтобы его похоронили в саду, на воле, а не в стенах этой ужасной тюрьмы.

Меню статьи:

Поэма «Мцыри» была одной из любимых произведений М.Ю. Лермонтова, по воспоминаниям современников, поэт очень любил публично читать текст поэмы и знал его весь наизусть.

Основа поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова Мцыри в свое основе содержит реальную историю о молодом монахе, проведшем всю свою жизнь в чужой для него стране.

Пребывая в ссылке на Кавказе, Лермонтов знакомится с молодым монахом, живущим в Мцхете. Монах поведал Михаилу Юрьевичу свою нелегкую судьбу: его маленького увезли из родных краев и он вынужден был провести всю свою жизнь в чужой для него стороне.

Первые задумки для реализации темы монашества на литературном поприще у Лермонтова возникли еще в 1831 году. Поэт хотел воплотить услышанное в записках монаха. Позже эта мысль, под воздействием рассказа монаха из Мцхета воплотилась в поэме «Мцыри».

Элементы автобиографии

Многие исследователи литературного наследия Лермонтова, в частности его поэмы «Мцыри», отмечают некое сходство молодого монаха поэмы и самого М.Ю. Лермонтова.

Белинский утверждал, что поэма обличает самого автора. Судьбы автора и монаха, несмотря на видимую различность, имеют общую основу. Одиночество и оторванность от родных – вот, что роднит эти личности. Как и Мцыри, Лермонтов рос вдалеке от своих родных (воспитывавшая его бабушка всячески препятствовала его общению с родственниками, в частности отцом). Такое положение дел стало причиной уныния и в жизни Лермонтова, и в жизни Мцыри. Кроме того, их роднит и Кавказ: и для Мцыри, и для Лермонтова он стал воплощением свободы.

Жизненный путь Мцыри

Когда Мцыри было 6 лет, в его жизни случилась трагедия – некий русский генерал взял мальчика в плен – таким образом, Мцыри навсегда покинул родной дом, свою семью и милое его сердцу селение – аул. В дороге мальчик заболевает – разлука с близкими и тяжелая долгая дорога спровоцировали это состояние. Один из монахов сжалился над ребенком и забрал его в монастырь: « из жалости один монах больного призрел, и в стенах хранительных остался он искусством дружеским спасен».


Несмотря на неутешительные прогнозы, Мцыри выжил и вскоре превратился в красивого юношу. Он выучил незнакомый ему язык, на котором говорили в этой местности, узнал об обычаях и особенностями жизни в этом регионе, но избавиться от тоски по родным и своему дому у него так и не получилось.

Томясь в унынии, Мцыри предпринимает попытки сбежать и найти свой родной аул, но его намерениям не суждено было сбыться.

Лермонтов детально описывает последний побег Мцыри – во время грозы, юноша покидает стены монастыря – три дня он бродит тропинками в надежде найти верный путь домой, но судьба к нему крайне неблагосклонна – столь многообещающая дорога становится трагедией – после поединка с барсом силы юноши заметно снизились, этому способствовали и полученные в схватке раны, в конце концов, тропинка приводит Мцыри все к тому же монастырю. Поняв всю безысходность, юноша под влиянием ран и всеобщего уныния умирает.

Характеристика личностных качеств

Мцыри стал монахом по стечению обстоятельств. До шести лет он не был полон желания посвятить свою жизнь служению Богу, да и в частности, он и ничего не знал о христианстве. Лишь после того, как он попал в монастырь, он был окрещен.

Подобно всем романтическим героям, Мцыри находится в особом родстве с природой, в частности с горами Кавказа.

Жизнь в монастыре, замкнутым голыми холодными стенами, действует на него удручающее. Лермонтов не рассказывает подробно об отношении к Мцыри других монахов, но, исходя их общего настроения, можно предположить, что оно не выходило за рамки приличия – монахи были добры к чужестранцу, росшему в стенах их монастыря, но понять его душевное стенание были не в силе.

Мцыри принадлежит по своему происхождению к горным народам и подобно своему отцу, он был очень гордым в детстве: «Он знаком пищу отвергал, и тихо, гордо умирал», и не утратил эту характеристику в юности: «И, гордо выслушав, больной привстал, собрав остаток сил».

Жизнь Мцыри полна унылых томлений и желания обрести утраченное счастье: «Бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток, томим неясною тоской по стороне своей родной».

Он всегда был добрым человеком и «никому не делал зла». Он чистый душой человек, как «дитя». Однако жизнь в монастыре вдали родины его тяготит. Монахи не в силе понять такой хандры молодого монаха, так как сами они ее никогда не испытывали. Монахам чужда привязанность к природе и свободе, они бояться грозы, считая ее сотворением Бога, в то время, как Мцыри совсем не испытывает страха перед этим природным явлением – он дитя природы и гроза, как и любое природное явление, для него нечто близкое и естественное, поэтому в стенах монастыря Мцыри «был чужой для них навек, как зверь степной».


Все мечты и желания Мцыри воплотились вокруг обретения свободы и счастья. Ему хочется жить свободно, как в детстве. С этой целью он и совершает побег из монастыря. Так как Мцыри никогда не путешествовал, то он идет наобум, руководствуясь видом гор. Неожиданная встреча с барсом начала рушить его планы. Молодому человеку ничего не оставалось, как вступить в бой с диким зверем. Во время схватки Мцыри смел и силен. Из него мог бы получиться отличный воин. Он побеждает барса: «Ко мне он кинулся на грудь; но в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть мое оружье».

) Лермонтов опять перенес действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа, – все пейзажи его, дневные и ночные, одинаково поразительны по яркости красок.

Герой поэмы, по происхождению горец; его, еще ребенком, привез в грузинский монастырь какой-то русский генерал, найдя его одиноким, умирающим в горах. Ребенок был слаб, пуглив и дик, но в нем жил могучий дух его отцов, – он «тихо, гордо умирал», не желая принять пищу от монахов.

Лермонтов. Мцыри. Читает Пётр Дубинский

Потом он поправился, остался в монастыре, и здесь протекло все его печальное детство: он жил «угрюмый, одинокий», не зная отца и матери, – как листок, грозой оторванный от родного стебля... Он вырос в стенах монастыря, как цветок тепличный: этот монастырь был для него тюрьмой, так как с детства неясная тоска по родной стороне волновала его беспокойное сердце.

В этом сердце никогда не умирала пламенная страсть к воле, к природе, к родным ему горцам: по его словам, эта – страсть –

Как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.

Он рвался –

От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы!

Этот «пламень», с юных лет, «таясь», жил в его груди – и, наконец, «он прожег свою тюрьму» – Мцыри бежал из монастыря в горы и там провел несколько дней на свободе, – там он жил настоящей жизнью дикаря, не оторвавшегося от природы...

Монахи нашли его умирающего от голода и утомления и перенесли обратно в монастырь; перед смертью он раскрыл одному из монахов свою душу:

Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил , – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

Потом Мцыри рассказывает, как в эти счастливые дни близость к природе его опьяняла – как он рад был «обняться с бурей», рукою готов был ловить молнии... Он чувствовал себя зверем:

Я сам, как зверь, был чужд людей,
И полз, и прятался, как змей.

Встретившись с барсом, он ощутил в себе зверя –

Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он,
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Не только «дикое» и «звериное» природы нашло отклик в его сердце, – он сумел услышать и те хвалы в честь мирозданья, – тихие, торжественные, которые звучали в таинственных голосах природы:

Кругом меня цвел Божий сад!..
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез…

…я к земле припал,
И снова вслушиваться стал
К волшебным, странным голосам, –
Они шептались по кустам,
Как будто речь свою вели
О тайнах неба и земли.
И все природы голоса
Сливались тут; не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.

Он «тонул» глазами и душой в глубинах синего неба, он сливался с землей, горами, барсом, змеею. Чувствуя близость своего последнего часа, он просит перенести его в сад, под цветущие акации. Вольный сын природы, он не умрет в душной темнице-келье, – он хочет заснуть в объятиях великой матери-природы!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!