Анализ стихотворения Блока “Ангел-хранитель”. Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в городе Санкт-Петербурге. Все свое детство будущий поэт проживал вместе со своей родной матерью Александрой Андреевной и отчимом Кублицким-Пиоттухом на окраине Санкт-Петербурга, им пришлось, там поселится по долгу службы главы семейства гвардейского офицера Кублицкого-Пиоттуха.

Родным отцом Александра Александровича, является состоятельный и знаменитый человек Александр Львович Блок. Он работал по своей профессии юристом. Вскоре после рождения ребенка, жена Александра Львовича, Александра Андреевна, встречает другого мужчину, того самого Кублицкого-Пиоттуха и уходит к нему, но при этом регистрирует новорожденного малыша фамилией и отчеством от первого мужа назвав своего ребенка Александром Александровичем Блоком.

Писать свои стихотворения Александр Блок начал в возрасте пяти лет, и уже через пять лет он выпускает два номера журнала с личными стихотворениями.

Всю свою жизнь Александр Александрович Блок писал свои произведения о жизни, мыслях и любви. Вот одно из бессмертных стихотворений Блока, которое называется “Ангел Хранитель”, это стихотворение было опубликовано 17 августа в 1906 году.

Люблю тебя, Ангел-Хранитель во мгле. Во мгле, что со мною всегда на земле. В этих строках Блок обращается к своему Ангелу-Хранителю, и оповещает его о том, что чувствует его опеку над ним в его суровой жизни.

В дальнейших строках стихотворения, Блок благодарит своего Ангела-Хранителя за его опеку над ним, и сообщает о том, что именно он на протяжении всей его жизни, был для него словно близкий и родной человек, так же благодарит за то, что он оберегал его от жизненных ошибок, вот эти строки. За то, что ты светлой невестой была, за то, что ты тайну мою отняла. За то, что связала нас тайна и ночь, что ты мне сестра, и невеста, и дочь. За то, что нам долгая жизнь суждена, о, даже за то, что мы – муж и жена! За цепи мои и заклятья твои. За то, что над нами проклятье семьи.

В целом все стихотворение Блока, посвящено его Ангелу-Хранителю, в котором Александр Александрович благодарит небесного хранителя за все хорошее, что он для него сделал.

7 августа 1921 года Александр Александрович Блок умер от воспаления сердечно сосудистой системы.

/ / / Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

Александр Блок – поэт, драматург, доминантой его творчества является символизм в разных воплощениях. Стихотворения написаны о любви и красоте, о природе и гармонии мира. В каждом произведении Блок рассказывают мини-историю, к которой сам причастен, то есть по сути каждый стих является в некотором смысле автобиографическим. Эстетика символизма нашла свое выражение не только на уровне тематики, но и на уровне поэтики произведений. В символизме важную роль играет символ, который может быть многозначным, каждый воспринимает его по-разному. Каждое стихотворение написано душей и сердцем, произведения читаются довольно легко.

Стихотворение «Ангел-хранитель» Александра Блока можно условно разделить на три составные части. В первой части идет речь о любви, о том, чем вызваны такие высокие чувства. Объект влюбленности является настоящим ангелом-хранителем. О семейной жизни автор говорит так: она далека от идиллической, но он смирился с этим. Семья должна создаваться на христианских основах, это указывается в Евангелии. Блок пытается жить за этими законами, несмотря ни на что. «Вдвоем до конца своих дней», - главный девиз, который помогает автору по жизни.

Во второй части стиха автор проводит параллель между собой и своей возлюбленной, учитывая существующие политические и нравственные проблемы. Блок рассказывает о том, что супруга в его жизни занимает очень важное место, оберегает и остерегает от многого. Поэт считает, что не всегда следует быть, иногда важно признать свою слабость. В этом вся суть жизни: нужно всегда и во всем оставаться человеком, такие качества, как душевность, доброта и умение признавать свои ошибки очень важны, хотя и не ценятся. Блок подчеркивает, что в суровых условиях жизни человечность он смог сохранить только благодаря своей жене, которая как Ангел оберегала его от бед.

И третья часть стиха – четыре строфы, в которых автор говорит о будущем, о том, что ждет впереди. Блок не может представить себя без супруги, только с ней он может пройти все препятствия и невзгоды. Он осознает, что жизнь без любимой будет обречена. Что делать в такой ситуации, Александр Блок не представляет. Автор не может даже предположить такого, он просто не выдержит удара, ему трудно поверить в то, что такое на самом деле возможно. И как мы знаем, супруги расстанутся, но Блок всю жизнь будет любить одну-единственную ту самую «таинственную Незнакомку», своего Ангела-хранителя, свою Богородицу и свою Прекрасную Даму.

Стихотворение учит нас тому, что всегда нужно оставаться человеком. Любовь – большое чувство, которое рождает в нас самые лучшие качества, желание стать лучше и двигаться к цели. Любовь Менделеева стала для поэта не просто женой, а и прекрасным другом, научилась понимать своего мужа, поэтому рядом с ней Александр Блок чувствовал себя комфортно. Символизм Блока выражается в используемых художественных средствах, тематике и проблематике. Каждое произведение насыщено яркой образной системой, которая является символической.

Транскрипт

1 Н. В. ЗАХАРОВ Петрозаводский государственный университет «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА Ангелы в русском переводе с греческого «аγγελοι» «вестники», посланцы Бога, служащие Ему. За всю историю человечества к теме ангелов обращали свои взоры многие поэты, художники и музыканты. В поэзии это Данте, Байрон, Блейк, Пушкин, Лермонтов. Всех, кто писал об ангелах, не перечислить. Ангел давно уже стал одним из самых прекрасных лирических героев поэтическим образом и эталоном вечной красоты, возвышенной и чистой. Прекрасные стихи ангелам посвятили Пушкин и Лермонтов, но странная закономерность: у них ангел существует в антиномической паре «Ангел/Демон». Демон ангел, потерявший истинного Бога, служащий силам зла. Пушкинские и лермонтовские «демоны» благословляют ангела, им наскучило зло, они готовы признать силу любви. У Блока свой ангел к нему мы и обратимся. Ангел-хранитель Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле Во мгле, что со мною всегда на земле За то, что ты светлой невестой была, За то, что ты тайну мою отняла, За то, что связала нас тайна и ночь, Что ты мне сестра, и невеста, и дочь За то, что нам долгая жизнь суждена, О, даже за то, что мы муж и жена! За цепи мои и заклятья твои За то, что над нами проклятье семьи За то, что не любишь того, что люблю За то, что о нищих и бедных скорблю За то, что не можем согласно мы жить, За то, что хочу и не смею убить Отмстить малодушным, кто жил без огня, Кто так унижал мой народ и меня! Кто запер свободных и сильных в тюрьму, Кто долго не верил огню моему Кто хочет за деньги лишить меня дня, Собачью покорность купить у меня За то, что я слаб и смириться готов, Что предки мои поколенье рабов, И нежности ядом убита душа, И эта рука не поднимет ножа Но люблю я тебя и за слабость мою, За горькую долю и силу твою Что огнем сожжено и свинцом залито Того разорвать не посмеет никто!

2 С тобою смотрел я на эту зарю С тобой в эту черную бездну смотрю И двойственно нам приказанье судьбы: Мы вольные души! Мы злые рабы! Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди! Огонь или тьма впереди? Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Воскреснем? Погибнем? Умрем? История текста Стихотворение Блока написано 17 августа 1906 года. Впервые опубликовано в журнале «Трудовой путь» (1907, 6). Поэт столкнулся с цензурными препятствиями; цензор Н. Лебедев охарактеризовал это стихотворение как проникнутое «революционной тенденцией», «воспевающее, в сущности, хотя и в несколько туманной форме, политическое убийство» (имелся в виду стих «За то, что хочу и не смею убить»), номер журнала «Трудовой путь», где оно было напечатано, подвергся конфискации, а против редактора журнала Главным управлением по делам печати было предпринято судебное преследование за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям» 2. 1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, Т. 2. С Там же. С. 406 (Примечания Вл. Орлова). 295 При жизни поэта стихотворение публиковалось в журнале «Трудовой путь» (1907) без четвертой строфы, в сборнике «Земля в снегу» (1908) без четвертой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой строф и с эпиграфом из стихотворения Владимира Соловьева «Я добился свободы желанной...»: «Мой жестокий, мой сладостный друг». В авторском экземпляре «Собрания стихотворений» (1912) зачеркнуты третья, пятая, восьмая, девятая и десятая строфы с пометой «Переделать», но в последнем прижизненном издании (1918) Блок вернулся к первой редакции. В рукописи после десятой строфы была еще одна: Кто деньги дает за свободу мою Кого я душой не рукою убью. Там же находится и отвергнутый вариант 22-го стиха: Что предки мои были стадо рабов 3. Такова творческая история текста. 2. Анализ текста Политические декларации в этом стихотворении, конечно же, есть, но не в них заключается его главный смысл. Стихотворение было написано в третью годовщину свадьбы Блока и обращено к жене Любови Дмитриевне Блок (известен автограф, озаглавленный «Любе»). Стихотворение примечательно уже своим названием. В христианской традиции ангел-хранитель приставлен к человеку для его спасения. Ангелом-хранителем мог быть святой, именем которого крещен человек. У Блока же Ангел-Хранитель жена. Такая трактовка поэтом образа ангела оригинальна. Другие поэты называли ангелами и воспевали возлюбленных, невест, но почти никогда жен. Чем это

3 объяснить? Скорее всего дело тут в христианском понимании брака: хотя и не любит жена того, что любит сам Блок, хоть и отняла у него тайну, хоть и не могут они жить в согласии, все равно Блок любит свою жену возносит и возвеличивает своего Ангела-Хранителя за то, что над ними проклятье семьи, за цепи и заклятья. Кстати, мотив проклятия (проклятого) брака и семьи есть уже и у Байрона, но в отличие от бунтарского протеста против семейного быта у Байрона, у Блока эта проблема решается с христианским смирением. Именно вследствие этого взгляда на брак у Блока возникает потребность быть навеки 3 Там же. С неразлучным с женой, если умереть и воскреснуть, то одновременно: Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Основные мотивы в этом стихотворении мотивы мести «без крови», победительного христианского смирения, двойственности судьбы есть порождение гуманистической традиции русской и европейской литературы, которая вызывала сострадание и любовь к ближнему. Таким человеколюбивым сознанием был наделен и сам Блок, написавший: «о нищих и бедных скорблю». Именно эта блоковская гуманность не позволяет ему пролить кровь малодушных тиранов, превративших народ и самого Блока в рабов: Или: За то, что хочу и не смею убить... И эта рука не поднимет ножа... И тот стих, который так и остался в блоковской рукописи: Кого я душой не рукою убью, дает нам право судить о том же. Блок укоряет себя в слабости, но это не бессилие его или малодушие это его человечность, которая вызывает сострадание даже к тем, кто его не заслуживает. Самое большее, на что может пойти Блок, это убить их душою или в душе, что и возвышает его над кровожадными тиранами. Мотив двойственности души, к которому обращается Блок, был разработан еще в античной поэзии, но у Блока он приобретает особую обостренность: с одной стороны, «мы вольные души», с другой «мы злые рабы». Такое противостояние «духовной свободы», исторической и бытовой зависимости разрешается «приказаньем судьбы» «двойственным» быть неразлучно вдвоем. В стихотворении «Ангел-Хранитель» Блок также использует традиционные в лирической поэзии образы: «мгла» как всемирное пространство или состояние мира, связующая поэта с женой «тайна», «цепи брака», антитезы «огонь» и «тьма», «заря» (прошлое) и «черная бездна» (настоящее). Это свидетельствует о глубокой связи поэзии А. Блока с достижениями мировой лирической поэзии, особенно романтической и символической. Композиция «Ангела-Хранителя» отмечена некоей «дробностью», и это синтаксическая дробность поэтического высказывания. 297 Условно в стихотворении можно выделить три части. Первая часть начинается с

4 первой строфы («Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле») и кончается двенадцатой строфой («И эта рука не поднимет ножа...»). Вторая часть начинается с тринадцатой («Но люблю я тебя и за слабость мою») и заканчивается пятнадцатой строфой («С тобой в эту черную бездну смотрю»). Третья часть начинается с шестнадцатой («И двойственно нам приказанье судьбы») и кончается девятнадцатой строфой, состоящей из одного стиха («Воскреснем? Погибнем? Умрем?»). В первой части, в первых двадцати четырех стихах, поэт дает ответ на предлагаемый вопрос, за что он любит своего Ангела-Хранителя. Здесь есть два аспекта. Один семейный и родовой, другой политический, который отличается эмоциональной напряженностью по отношению к зачину и является кульминацией этой части здесь поэт высказывает свои политические и нравственные идеалы. Во второй части лирический герой связывает свое Я с «Тобой», своим Ангелом- Хранителем. Происходит гармоническое развитие и слияние любовной тематики с нравственной проблематикой стихотворения. В третьей части лирический герой принимает двойственное приказанье и загадывает судьбу, вопрошая: Огонь или тьма впереди? Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем? Вдвоем неразрывно навеки вдвоем! Воскреснем? Погибнем? Умрем? Пограничное состояние «неведения» возводится Блоком до «абсолюта», и беспредельно желание поэта познать судьбу своего брака. Формально художественное время блоковского стихотворения настоящее, хотя вернее, если отвлечься от того факта, что стихотворение было написано к дате семейного торжества к дню свадьбы, его можно назвать вечно актуальным мифологическим временем. Все смешалось в этой мистерийной «мгле». Состояние ли это мира или художественного пространства стихотворения, мы можем только догадываться. 3. Метрический анализ Стихотворение «Ангел-Хранитель» написано классическим трехсложником с переменной анакрузой. 35 из 37 стихов имеют односложную анакрузу (что соответствует амфибрахию), 2 из 37 стихов двусложную (что соответствует анапесту). За исключением 298 двух стихов (34-го и 37-го), в которых по три ударения, во всех остальных 35 стихах по четыре ударения, что при отсутствии пиррихиев придает стихотворению ритмическую устойчивость и экспрессивную динамику. Таким образом, это четырехударный трехсложник с переменной анакрузой. Во всех стихах нулевая клаузула, что означает использование Блоком мужской рифмы. Кроме того, рифма полная, параллельная. Рифмуются последние слоги двустиший. Двустишие наиболее распространенная форма строфы, за исключением последней неполной, которая может рассматриваться как одностишие. Любопытно обилие анафор в этом стихотворении. Так, 11 стихов начинаются со слов: «За то, что...»; 29-й и 30-й стихи пятнадцатой строфы начинаются со слов «С тобою»/«с тобой». Синтаксической однородностью объясняются повторы союзов кто и и соответственно в четырех (16, 17, 18 и 19) и двух (23 и 24) стихах. Интересен лексический состав стихотворения. Блок гармонично сочетает возвышенный и высокий стиль со сниженной, но экспрессивной бытовой лексикой

5 (например, «Собачью покорность купить у меня»). Сочетание народно-поэтических образов («светлая невеста», «горькая доля», «вольные души») с традиционными поэтическими, зачастую метафорическими эпитетами придает этому стихотворению определенную свежесть и ясность. Это стихотворение не самое известное в лирике Александра Блока, тем более его нельзя назвать хрестоматийным, между тем оно выразительно показывает нам Блока, поэта и человека, с новой стороны как христианина. 299


Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» и выполните задания I. К какому типу лирики относится стихотворение «Молитва»? 1. Пейзажная лирика 2. Философская

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

Разработка и реализация алгоритма анализа метрических характеристик поэтических текстов Научный руководитель: д.т.н., доцент, с.н.с ИВТ СО РАН Барахнин В.Б Магистрант: Альменова А.Б Исследование влияния

«О, я хочу безумно жить!» (по лирике А. А. Блока) О, я хочу безумно жить! Все сущее увековечить, Безличное очеловечить, Несбывшееся воплотить! А. Блок Блок! Без него я не могу представить нашу большую

Контрольная работа к зачёту 1 Литература первой половины ХIХ века Задание А 1 Вариант 2 Часть 1 Творчество М.Ю.Лермонтова принадлежит эпохе 1) вторая половина ХVIII века 2) первая половина ХIХ века 3)

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Чопанова Айзанат Абдулкеримовна ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА» Специальность 09.02.05

8 мар 2013. Iomega, zip, jazz Реферат по физике на тему: «Естественная и искусственная. Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на. руки приняла его прабабка, лично знавшая еще друзей

Русская литература VIII класс (53 часа в год, из них 6 часов на внеклассное чтение) Русская литература: учеб. пособие для 8 кл. общеобразоват. учреждений с белорус. и рус. яз. обучения / Т.Ф. Мушинская,

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, лермонтовский, элемент

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Анализ стихотворения цветаевой из цикла стихи к сыну Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, чему способствовало ее возраставшее тяготение к России (Стихи к сыну, Последний прижизненный

В центре лирики Лермонтова - романтический герой, ищущий свободы и стремящийся к идеальному миру, миру истинных чувств. Окружающий мир враждебен и чужд, герой воспринимает это мир как преграду на пути

Литературная деятельность М.Ю. Лермонтова в университетские годы... Этот внук носил имя своего деда; умирающая дочь поручила ей беречь его детство... И если как-нибудь на миг удастся мне... Он приветствовал

Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет >>> Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет Анализ стихотворения все кончено меж нами связи нет Например, стихи, посвященные В себя ли заглянешь?

Сочинение на тему судьба поколения 1830 годов в лирике лермонтова С ранних лет Лермонтов размышляет о судьбе, о высоком уделе, два года провел в Московском благородном пансионе, а в 1830 году поступил

25 октября 2010г. Тема урока: Лирика М.Ю. Лермонтова. (В творческой лаборатории поэта). Цели: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» (тема, идея, композиция, художественные средства) Творческая

Сочинение на тему художественные особенности романа пушкина евгений онегин Лирические отступления Пушкина р романе Евгений Онегин о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к Реалистичность и верность

Оглавление Примеры эпитафий... 1 Общие... 1 Ребенку... 4 Ему (мужу, отцу, сыну)... 4 Отцу... 6 Сыну... 6 Ей (жене, матери, дочери)... 7 Матери... 9 Дочери... 9 Родителям... 9 Примеры эпитафий Общие - Помним,

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

И я любил Всем напряженьем душевных сил. М.Ю.Лермонтов ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Одинокий демон русской литературы... «Наши грамматики очень ошиблись, когда отнесли слова: доброта, нежность и

Я вас любил (Адресаты любовной лирики А. С. ПУШКИНА) Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, унижают поэзию. А. С. Пушкин. Цель урока: 1. Знакомство с любовными стихотворениями

План-конспект урока литературы в 11 классе. Тема: К.Д.Бальмонт. Лирика. Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» Цели урока: познавательные: - чтение и филологическое

Календарно-тематическое планирование по литературе для 6 класса (заочное обучение) на I полугодие 2017-2018 учебного года. Базовый учебник: Учебник по литературе за 6 класс Часть 1: под.ред.в.я.коровиной.-м.:просвещение,

Послание Лермонтова к Пушкину 1830 г. Отношение Лермонтова к своему учителю Пушкину мало выяснено- Мы не можем сказать с уверенностью, несмотря на утверждения Белинского, были ли они даже знакомы. Но отсутствие

Трагедия одиночества (мотивы лирики М. Ю. Лермонтова) Трагическая с рождения судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта.

Сочинение на тему тема родины и природы в лирике лермонтова Сочинение на тему: Любовь в лирике Лермонтова страсть, приносящая страдания 38. 48. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова 49. Сочинения

Образ моря в поэзии А. С. Пушкина и В. А. Жуковского Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из древней

Задание 15 Как вы понимаете слова Тютчева «О, как убийственно мы любим»? По стихотворению Фета «Это утро, радость эта»: Как в приведенном стихотворении проявляется знаменитая «безглагольность» Фета и какой

Анализ стихотворения к елене бальмонт >>> Анализ стихотворения к елене бальмонт Анализ стихотворения к елене бальмонт Музыка нашей поэзии в ноты свои любовно занесет его звучное имя. Но и то, что он умеет,

«ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ 1 СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ» А.БЛОКА» Токарева В.Ю., Дзюба Л.М. ГОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж ДЗ Краснодар, Россия "THE IDEOLOGICAL

Пояснительная записка. Количество часов 78 (занятия проводятся 2 раза в неделю) Программа предназначена для учащихся среднего звена. Цель: создание системы творческого развития учащихся через уроки литературы

МОУ «СОШ 2 г.нариманов» Астраханской области Сколько ликов у любви? Работу выполнили учащиеся 10 «Б» класса: Сафаралиева Даниэла, Кузнецова Ольга, Яровая Кира, Клинков Александр, Ляпин Артѐм И сердце вновь

Стихи умершему брату помним любим скорбим >>>

Стихи умершему брату помним любим скорбим >>> Стихи умершему брату помним любим скорбим Стихи умершему брату помним любим скорбим При использовании материалов ссылка на обязательна. Что сможет теперь эту

Анализ стихотворения маяковского себе любимому Анализ мотивной и образной структуры лирики поэта с точки зрения выявления (Себе, любимому, посвящает эти строки автор, ВМ1, с. Персонажей этих стихотворений

СТИХОВЕДЕНИЕ В.Я. Малкина «ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А.С. Пушкина) В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820- х начала 1830-х,

Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается

Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть >>> Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Анализ стихотворения пушкина элегия я видел смерть Она относится к философской лирике. И что без

Фет Афанасий Афанасьевич «1820-1892» известный русский поэт с немецкими корнями, переводчик, лирик, автор мемуаров. Член-корреспондент Академии наук Петербурга. Выполнила: Жукова Алена 3 «Б» класс Ранние

В 9 классе при изучении лирики А.С.Пушкина наибольшие сложности у учеников вызывает восприятие стихотворений о любви. Нередко школьники самостоятельно могут сказать только, что это произведение посвящено

Урок 68 1. -Что делали люди с Иисусом до того как распяли Его? -Они бичевали и насмехались над Ним. -Они били Его и плевали в Него. -Они положили терновый венок Ему на голову. 2. -Что это был за знак,

Рабочая программа кружка «Златой посев» учителя русского языка и литературы Ольшанской М.А. Пояснительная записка Программа кружка «Златой посев» разработана для учащихся 8-х классов и рассчитана на 68

Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Методика изучения произведения Н.Б.Тралкова филолог, методист, доцент http://tralkova.info http://michitaem4.blogspot.ru Исторический фон работы А.С.Пушкина

Библия для детей Представляет Любимый сын стает рабом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Kerr; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2009 Bible for Children,

Анализ стихотворения бодлера вампир >>>

Анализ стихотворения бодлера вампир >>> Анализ стихотворения бодлера вампир Анализ стихотворения бодлера вампир Минутное наслаждение очень быстро проходит, оставляя горечь, боль и не проходящее чувство

ПЛАТЬЕ Младшая сестра: - Проснись, проснись моя сестра, Уж солнце над домами встало. И, расскажи о чём во сне С улыбкой радостной шептала. О, снилось мне: я - на балу! О нём давно уже мечтала. Была я в

Исследовательская карта группы «Времена года». Эпиграф: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; В ней есть душа, ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. I этап: Знакомство

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орловская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г Руководитель МО Подлобошникова Т.А Согласовано. Заместитель

ВСЕЛЕНСКИЙ КОНФЛИКТ Урок 1, 7 апреля 2018 И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (Откровение

Пояснительная записка Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской классической литературы. Теоретические литературные знания способствуют

Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая >>> Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая Анализ стихотворения бунина ночь и даль седая Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских

«Я вам расскажу о времени и о себе» Я всю свою звонкую силу поэта Тебе отдаю, атакующий класс. В. Маяковский Владимир Маяковский... Еще в раннем детстве он входит в наше читательское сознание. Первые свои

Анна Ахматова. Серебряный век Среди блистательного созвездия поэтов Серебряного века Анна Ахматова одна из самых ярких звёзд. Уже первые её стихотворения обратили на себя внимание читателей и критиков:

Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин >>> Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин Анализ стиха исповедь самоубийцы есенин Стихотворение было написано в 1912 году, но окончательный вариант датирован 1915

Evžen Oněgin (Евгений Онегин) Александр Сергеевич Пушкин Пушкин работал над Евгением Онегиным более семи лет с 1823 по 1831 год. Сам Пушкин определил жанр как роман в стихах. Важнейшее отличие романа в

Круглый стол «Узнать: для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы?» Проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? Алгоритм работы 1. Представление новой формы

Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический параллелизм >>> Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический параллелизм Анализ стихотворения не ветер вея с высоты психологический

Послание один из наиболее древних литературных жанров. Впервые он появился в творчестве античных поэтов: Горация, Овидия, Катулла. Время расцвета жанра послания эпоха классицизма ХVII ХVIII веков. Во Франции

Реферат на тему образы символы в повести капитанская дочка реферат, Выбирай! (По повести А. С. Пушкина Капитанская дочка) А. С. Пушкин обращался к личности Тема крестьянского бунта одна из многих, поднятых

Библия для детей Представляет Любимый сын стает рабом Автор: Edward Hughes Иллюстрировано: Byron Unger; Lazarus Адаптировано: M. Kerr; Sarah S. Издано: Bible for Children www.m1914.org 2010 Bible for Children,

Урок 21 1.Какая проблема была между Аврамом и Лотом? Так как у обоих, Аврама и Лота, было очень много овец и рогатого скота, там не было достаточно травы, чтобы питаться животным. 2.Почему Лот выбрал жить

Эпитафии дочери -301- Была примером нам всегда, Как человек с душою чистой. И память о тебе жива В сердцах людей и близких. -302- По жизни пролетела как комета, Оставив за собою яркий след. Мы любим, помним,

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1512 Согласовано.. Зав.кафедрой./Зандман Р.И./ ЛИТЕРАТУРА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 1 Русские народные песни исторические лирические семейные любовные солдатские обрядовые 2 Художественные особенности жанра: лирический герой; композиционные особенности; основной

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть

Тема любви в поэзии А. А. Ахматовой В ХIХ веке было много женщин, писавших стихи, часто даже стихи хорошие: это и Каролина Павлова, и Евдокия Растопчина, и Мирра Лохвицкая. Однако великая духовная энергия

I. Планируемые результаты освоения родного (русского) языка и родной литературы в 8 классе Учащиеся должны знать: значение изобразительных средств фонетики, лексики, синтаксиса; употребление различных

Урок 62 1. -Когда Иисус узнал, что Лазарь заболел, почему Он, немедленно, не пошёл к нему? -Потому что Иисус хотел показать свою могущественную силу, Бога Спасителя. 2. -Марфа думала, что Иисус собирается

Н. В. ЗАХАРОВ

Петрозаводский государственный университет

«АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА

Ангелы в русском переводе с греческого « аγγελοι» «вестники», посланцы Бога, служащие Ему. За всю историю человечества к теме ангелов обращали свои взоры многие поэты, художники и музыканты. В поэзии это Данте, Байрон, Блейк, Пушкин, Лермонтов. Всех, кто писал об ангелах, не перечислить. Ангел давно уже стал одним из самых прекрасных лирических героев поэтическим образом и эталоном вечной красоты, возвышенной и чистой.

Прекрасные стихи ангелам посвятили Пушкин и Лермонтов, но странная закономерность: у них ангел существует в антиномической паре «Ангел/Демон». Демон ‒ ангел, потерявший истинного Бога, служащий силам зла. Пушкинские и лермонтовские «демоны» благословляют ангела, им наскучило зло, они готовы признать силу любви.

У Блока свой ангел ‒ к нему мы и обратимся.

Ангел-хранитель

Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле.01001001001

Во мгле, что со мною всегда на земле.01001001001

За то, что ты светлой невестой была,01001001001

За то, что ты тайну мою отняла,01001001001

За то, что связала нас тайна и ночь,01001001001

Что ты мне сестра, и невеста, и дочь.01001001001

За то, что нам долгая жизнь суждена,01001001001

О, даже за то, что мы ‒ муж и жена!01001001001

За цепи мои и заклятья твои.01001001001

За то, что над нами проклятье семьи.01001001001

За то, что не любишь того, что люблю.01001001001

За то, что о нищих и бедных скорблю.01001001001

За то, что не можем согласно мы жить,01001001001

За то, что хочу и не смею убить ‒ 01001001001

Отмстить малодушным, кто жил без огня,01001001001

Кто так унижал мой народ и меня!01001001001

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,01001001001

Кто долго не верил огню моему.01001001001

Кто хочет за деньги лишить меня дня,01001001001

Собачью покорность купить у меня...01001001001

За то, что я слаб и смириться готов,01001001001

Что предки мои ‒ поколенье рабов,01001001001

И нежности ядом убита душа,01001001001

И эта рука не поднимет ножа...01001001001

Но люблю я тебя и за слабость мою,001001001001

За горькую долю и силу твою.01001001001

Что огнем сожжено и свинцом залито –001001001001

Того разорвать не посмеет никто!01001001001

С тобою смотрел я на эту зарю –01001001001

С тобой в эту черную бездну смотрю.01001001001

И двойственно нам приказанье судьбы:01001001001

Мы вольные души! Мы злые рабы!01001001001

Покорствуй! Дерзай! Не покинь! Отойди!01001001001

Огонь или тьма ‒ впереди?01001001

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?01001001001

Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!01001001001

Воскреснем? Погибнем? Умрем? 1 01001001

1. История текста

Стихотворение Блока написано 17 августа 1906 года. Впервые опубликовано в журнале «Трудовой путь» (1907, № 6). Поэт столкнулся с цензурными препятствиями; цензор Н. Лебедев „охарактеризовал это стихотворение как проникнутое «революционной тенденцией», «воспевающее, в сущности, хотя и в несколько туманной форме, политическое убийство» (имелся в виду стих «За то, что хочу и не смею убить»), номер журнала «Трудовой путь», где оно было напечатано, подвергся конфискации, а против редактора журнала Главным управлением по делам печати было предпринято судебное преследование за «возбуждение к тяжким и преступным деяниям»” 2 .

__________

1 Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: ГИХЛ, 1960. Т. 2. С. 102-103.

2 Там же. С. 406 (Примечания Вл. Орлова).

При жизни поэта стихотворение публиковалось в журнале «Трудовой путь» (1907) без четвертой строфы, в сборнике «Земля в снегу» (1908) без четвертой, седьмой, восьмой, девятой и одиннадцатой строф и с эпиграфом из стихотворения Владимира Соловьева «Я добился свободы желанной...»: «Мой жестокий, мой сладостный друг». В авторском экземпляре «Собрания стихотворений» (1912) зачеркнуты третья, пятая, восьмая, девятая и десятая строфы с пометой «Переделать», но в последнем прижизненном издании (1918) Блок вернулся к первой редакции. В рукописи после десятой строфы была еще одна:

Кто деньги дает за свободу мою

Кого я душой ‒ не рукою убью.

Там же находится и отвергнутый вариант 22-го стиха:

Что предки мои были стадо рабов 3 .

Такова творческая история текста.

2. Анализ текста

Политические декларации в этом стихотворении, конечно же, есть, но не в них заключается его главный смысл. Стихотворение было написано в третью годовщину свадьбы Блока и обращено к жене ‒ Любови Дмитриевне Блок (известен автограф, озаглавленный «Любе»).

Стихотворение примечательно уже своим названием. В христианской традиции ангел-хранитель приставлен к человеку для его спасения. Ангелом-хранителем мог быть святой, именем которого крещен человек. У Блока же Ангел-Хранитель ‒ жена.

Такая трактовка поэтом образа ангела оригинальна. Другие поэты называли ангелами и воспевали возлюбленных, невест, но почти никогда ‒ жен. Чем это объяснить?

Скорее всего дело тут в христианском понимании брака: хотя и не любит жена того, что любит сам Блок, хоть и отняла у него тайну, хоть и не могут они жить в согласии, все равно Блок любит свою жену ‒ возносит и возвеличивает своего Ангела-Хранителя за то, что над ними проклятье семьи, за цепи и заклятья. Кстати, мотив проклятия (проклятого) брака и семьи есть уже и у Байрона, но в отличие от бунтарского протеста против семейного быта у Байрона, у Блока эта проблема решается с христианским смирением. Именно вследствие этого взгляда на брак у Блока возникает потребность быть навеки

__________

3 Там же. С. 405.

неразлучным с женой, если умереть и воскреснуть, то одновременно:

Основные мотивы в этом стихотворении ‒ мотивы мести «без крови», победительного христианского смирения, двойственности судьбы есть порождение гуманистической традиции русской и европейской литературы, которая вызывала сострадание и любовь к ближнему. Таким человеколюбивым сознанием был наделен и сам Блок, написавший: «о нищих и бедных скорблю». Именно эта блоковская гуманность не позволяет ему пролить кровь малодушных тиранов, превративших народ и самого Блока в рабов:

За то, что хочу и не смею убить...

Или:

И эта рука не поднимет ножа...

И тот стих, который так и остался в блоковской рукописи:

Кого я душой ‒ не рукою убью, ‒

дает нам право судить о том же.

Блок укоряет себя в слабости, но это не бессилие его или малодушие ‒ это его человечность, которая вызывает сострадание даже к тем, кто его не заслуживает. Самое большее, на что может пойти Блок, это убить их душою или в душе, что и возвышает его над кровожадными тиранами.

Мотив двойственности души, к которому обращается Блок, был разработан еще в античной поэзии, но у Блока он приобретает особую обостренность: с одной стороны, «мы вольные души», с другой ‒ «мы злые рабы». Такое противостояние «духовной свободы», исторической и бытовой зависимости разрешается «приказаньем судьбы» «двойственным» быть неразлучно вдвоем.

В стихотворении «Ангел-Хранитель» Блок также использует традиционные в лирической поэзии образы: «мгла» как всемирное пространство или состояние мира, связующая поэта с женой «тайна», «цепи брака», антитезы «огонь» и «тьма», «заря» (прошлое) и «черная бездна» (настоящее). Это свидетельствует о глубокой связи поэзии А. Блока с достижениями мировой лирической поэзии, особенно романтической и символической.

Композиция «Ангела-Хранителя» отмечена некоей «дробностью», и это синтаксическая дробность поэтического высказывания.

Условно в стихотворении можно выделить три части. Первая часть начинается с первой строфы («Люблю Тебя, Ангел-Хранитель во мгле») и кончается двенадцатой строфой («И эта рука не поднимет ножа...»). Вторая часть начинается с тринадцатой («Но люблю я тебя и за слабость мою») и заканчивается пятнадцатой строфой («С тобой в эту черную бездну смотрю»). Третья часть начинается с шестнадцатой («И двойственно нам приказанье судьбы») и кончается девятнадцатой строфой, состоящей из одного стиха («Воскреснем? Погибнем? Умрем?»).

В первой части, в первых двадцати четырех стихах, поэт дает ответ на предлагаемый вопрос, за что он любит своего Ангела-Хранителя. Здесь есть два аспекта. Один ‒ семейный и родовой, другой политический, который отличается эмоциональной напряженностью по отношению к зачину и является кульминацией этой части здесь поэт высказывает свои политические и нравственные идеалы. Во второй части лирический герой связывает свое Я с «Тобой», своим Ангелом-Хранителем. Происходит гармоническое развитие и слияние любовной тематики с нравственной проблематикой стихотворения. В третьей части лирический герой принимает двойственное приказанье и загадывает судьбу, вопрошая:

Огонь или тьма ‒ впереди?

Кто кличет? Кто плачет? Куда мы идем?

Вдвоем ‒ неразрывно ‒ навеки вдвоем!

Воскреснем? Погибнем? Умрем?

Пограничное состояние «неведения» возводится Блоком до «абсолюта», и беспредельно желание поэта познать судьбу своего брака.

Формально художественное время блоковского стихотворения ‒ настоящее, хотя вернее, если отвлечься от того факта, что стихотворение было написано к дате семейного торжества к дню свадьбы, его можно назвать вечно актуальным мифологическим временем. Все смешалось в этой мистерийной «мгле». Состояние ли это мира или художественного пространства стихотворения, мы можем только догадываться.

3. Метрический анализ

Стихотворение «Ангел-Хранитель» написано классическим трехсложником с переменной анакрузой. 35 из 37 стихов имеют односложную анакрузу (что соответствует амфибрахию), 2 из 37 стихов ‒ двусложную (что соответствует анапесту). За исключением

двух стихов (34-го и 37-го), в которых по три ударения, во всех остальных 35 стихах ‒ по четыре ударения, что при отсутствии пиррихиев придает стихотворению ритмическую устойчивость и экспрессивную динамику. Таким образом, это четырехударный трехсложник с переменной анакрузой.

Во всех стихах ‒ нулевая клаузула, что означает использование Блоком мужской рифмы. Кроме того, рифма полная, параллельная. Рифмуются последние слоги двустиший. Двустишие наиболее распространенная форма строфы, за исключением последней неполной, которая может рассматриваться как одностишие. Любопытно обилие анафор в этом стихотворении. Так, 11 стихов начинаются со слов: «За то, что...»; 29-й и 30-й стихи пятнадцатой строфы начинаются со слов «С тобою»/«С тобой». Синтаксической однородностью объясняются повторы союзов кто и и соответственно в четырех (16, 17, 18 и 19) и двух (23 и 24) стихах.

Интересен лексический состав стихотворения. Блок гармонично сочетает возвышенный и высокий стиль со сниженной, но экспрессивной бытовой лексикой (например, «Собачью покорность купить у меня»). Сочетание народно-поэтических образов («светлая невеста», «горькая доля», «вольные души») с традиционными поэтическими, зачастую метафорическими эпитетами придает этому стихотворению определенную свежесть и ясность.

Это стихотворение не самое известное в лирике Александра Блока, тем более его нельзя назвать хрестоматийным, между тем оно выразительно показывает нам Блока, поэта и человека, с новой стороны ‒ как христианина.

Стихотворения «Ангел - хранитель» А. Блока и «Рыцарь на час» Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов - это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по - существу, в разных эпохах: «Рыцарь на час» был написан в 1862 году, тогда как произведение А. Блока датируется началом XX века, а именно 1906 годом. Но несмотря на все это есть очень важный фактор, который сближает эти произведения - это то, что создавались они в трудные для страны годы, в годы предшествующие глобальным переменам в жизни общества.

Н. А. Некрасов мучительно переживал годы, последовавшие за «крестьянской реформой». Крестьянские бунты, вызванные грабительской реформой, власти подавляли с невероятной жестокостью, революционная демократия также переживала трудные дни. Некрасов, будучи человеком, которому небезразлична судьба Родины, бал страшно потрясен, видя все это. В это время арестовывают ближайших друзей Некрасова - М. Л. Михайлова, Н. Г. Чернышевского, запрещается на восемь месяцев издание «Современника».И в этот момент рождается стихотворение Некрасова «Рыцарь на час», проникнутое чувством ответственности перед судом истории и судом собственного сердца. Воспоминания о матери вызывают в душе лирического героя муки вечно беспокойной совести и мысли о своем месте в жизни. Он просит мать спасти его, возродить «силу свободную, гордую»:

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Стихотворение завершается беспощадными упреками в адрес лирического героя, которые распространяются на всех, кто активно не участвует в борьбе против несправедливости:

Вы еще не в могиле, вы живы,

Но для дела вы мертвы давно,

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано...

Такая жесткая самокритика лирического героя обусловлена, по - видимому, ужасом сознания бессилия каким - либо образом активно повлиять на сложившуюся ситуацию, он устал от постоянной борьбы, он не видит перспективы, и те действия что он предпринимает далеки от настоящей самоотверженной борьбы. Отсюда и горько - ироническое заглавие: «Рыцарь на час». Но для лирического героя это не только упрек, это также мощный стимул преодолеть душевную слабость, это призыв к действиям.

Стихотворение А. Блока было написано в 1906 году, также в трудные для России годы, в самый разгар революции. Однако психическое давление на Блока было не таким сильным, как на Некрасова, что обеспечило менее жесткую самооценку своих жизненных принципов.

Революция 1905 года произвела нанего громадноевпечатление, в сильно степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и счастье, в самом себе открыл "гражданина" , впервые ощутилприсущее каждому истинному и честному художнику чувство кровнойсвязис народом и сознание общественной ответственности засвоеписательское дело. Стихотворение «Ангел - хранитель» тоже, как и у Некрасова,своеобразная оценка своих действий, оно показывает каким видитБлока свое место в обществе, и какую роль должен он играть на перепутье исторического развития страны. Лирический герой Блока, в отличие от некрасовского, благодарит ангела - хранителя за то, что он уберег его от поспешных и необдуманных действий. Здесь лирический герой показывает свою силу, но сила эта заключается именно в том, что он не растерял свои человеческие качества, он может говорить правду и в этом вся его сила. Лирический герой Некрасова упрекает себя за то, что он не смог активно включиться в борьбу за народ, тогда как у Блока он напротив благодарит ангела за то, что он уберег его от необдуманных решительных действий. Что это? Трусость? Нет, это скорее здравая оценка сложившейся ситуации. Сила поэта, писателя заключается как раз в том, что они в состоянии влиять посредством своих произведений на широкие массы народа, и поэтому, если тот или иной писатель или поэт не участвует открыто в народных волнениях, то это вовсе не говорит о том, что он вне народа. Блок подчеркивает тесную связь лирического героя с народными массами. Он осознает необратимость перемен, но свое участие в этих переменах он видит только в рамках, ограничивающих сферу действий лирического героя. Лирический герой твердо знает к чему, и каким путем он будет стремиться, а это – самое главное.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!