Анализ стихотворения Афанасия Фета «Зреет рожь над жаркой нивой. Анализ стихотворения Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…

На данной странице представлено сочинение на тему

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:
…Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения: …Меж заката и востока Лишь на миг смежает небо Огнедышащее око. Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

«Зреет рожь над жаркой нивой…» Афанасий Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.

Анализ стихотворения Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет. Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:
…Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око.
Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы - живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины - поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца - все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига - закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

ALLPOETRY | 10-09-2012 19:57:58
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.А. ФЕТА “ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ…»

Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. Особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства», предшественник старших символистов К.Бальмонта и Брюсова, А.А. Фет, судьба которого складывалась весьма

Трагично и нелегко. Его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из таких стало лирическое произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение. Масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. С одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: « зреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы…».

С другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой»; в стихотворении охватывается большое

Открытое пространство, бесконечные дали: «Но широко в область ночи день объятия раскинул»; « Над безбрежной жатвой хлеба…». Хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности. Краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов Фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы»- золотой цвет это как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует очень яркий перифраз, в котором заключено антропоморфическое и символическое восприятие « огнедышащее око» . Солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит»- символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом антропоморфичность словосочетания.

Антропоморфизм проявлен также как один из основных приемов в основе всего стихотворения, в природе чувствуется душа, волнение. На это указывают яркие олицетворения, особенно во втором катрене: « Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…День объятия раскинул». Этот прием позволяет говорить и о неком психологизме пейзажа, который как будто является воплощением щемящего чувства лирического героя, что что-то близится, что-то вскоре наступит – оно отражено в приближении захода солнца. Одухотворенное описание пейзажа передает состояние души, человеческое настроение. Из этого можно сделать вывод, что у этого лирического произведения элегический модус художественности - результат эстетического переосмысления, элегическое «я» состоит из цепи мимолетных состояний- восхищение, волнение, предвкушение, причем это элегическое « я» относится к природе, но подразумевается, что такие же ощущения испытывает лирический субъект. По жанру соответственно тоже близко к элегии, поскольку созерцание пейзажа эмоционально, хотя и нет глубоких размышлений на поверхности строк, но они подразумеваются..

Обострение эмоционального ощущения передается с помощью четырех стопного хорея, который задает динамику, особый интонационный темп в соответствии с темпом изменения пейзажа в его переходном состоянии. Различная организация рифмы и рифмовки в первом катрене – смежная рифма, женская рифмовка позволяют цветописи – «золотым переливам» охватить пространство «от нивы и до нивы». Само стихотворение также построено на приеме градации, так как в композиционной структуре данного лирического произведения выделяются две части: первая – 1 и 3 строфы, и вторая, которая является заключительно- кульминационной- солнце исчезает, ночь становится уже совсем близко…Исходя из выше проанализированного стихотворения, можно сказать, что и в этом лирическом произведении, и в творчестве Фета присутствуют различные литературные направления и особенности поэтики Фета, такие как символизм, импрессионистичность в сочетании с пластичностью в своей зримой вещественности и конкретности его поэзии, продолжил свое существование, но уже несколько в ином амплуа романтизм, здесь созерцательный, ассоциативность- в стихотворении солнце ассоциируется с огнедышащим оком. Использование высокой лексики во-первых указывает на утонченность эстетики в лирике Поэта, во-вторых делает возвышенным и необыкновенным образ природы, красота и своеобразие которой в этом стихотворении становятся преображающей мироздание силой, чем-то вечным, несмотря на то, что мгновение, бессмертным. Эта философия Фета о преклонении красоте, которая подменяет собой Бога, звучит в данном стихотворении и в других лир.произведенияхх поэта. Чуть позднее такие мотивы будут звучать например у А.А.Блока и других символистов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!