Атомная война в далеком прошлом. Смерть исторической науки

Стивен Оппенгеймер — британский медик, прежде занимавшийся популяционной генетикой и ДНК-генеалогией, а затем переключившийся на историю доисторического периода, — вместе с Фондом Брэдшоу нарисовал карту ранних миграций человечества, на которой наглядно показал, как климатические изменения на протяжении тысячелетий влияли на перемещения людей. Arzamas перевел карту и попросил объяснить, почему даты, которые называет он, расходятся с датами, которые предлагает Оппенгеймер.

Более 160 тысяч лет назад

Современный человек — Homo sapiens — появился на территории Африки. Древнейшие известные археологам свидетельства о митохондриальных ДНК и Y-хромосоме найдены в Восточной Африке.

160–135 тысяч лет назад

Образовались четыре группы охотников и собирателей, три из которых отправились на юг к мысу Доброй Надежды, на юго-запад к бассейну реки Конго и на запад к Берегу Слоновой Кости, неся с собой первое поколение гена гаплогруппы L1 митохондриальной ДНК.

135–115 тысяч лет назад

Одна группа людей 125 тысяч лет назад прошла через зеленую Сахару по северному пути к Нилу и Леванту.

115–90 тысяч лет назад

Ветвь, добравшаяся до Леванта, вымерла около 90 тысяч лет назад. Глобальное похолодание превратило этот район и всю Африку в суровую пустыню. Позднее эту территорию освоили неандертальцы.

90–85 тысяч лет назад

85 тысяч лет назад одна из групп преодолела Красное море в районе Баб-эль-Мандебского пролива (получившего название «Ворота слез»), мигрируя вдоль южного побережья Аравийского полуострова в сторону Индии и питаясь собранной вдоль берега пищей. Все неафриканские народы вышли из этой группы.

85–75 тысяч лет назад

От Шри-Ланки они продолжали двигаться вдоль побережья Индийского океана к Западной Индонезии, затем — к азиатской части суши. По-прежнему придерживаясь побережья, они обошли Борнео и двинулись к Южному Китаю.

74 тысячи лет назад

Вулкан Тоба

Извержение супервулкана Тоба (Суматра) привело к ядерной зиме, длившейся 6 лет, мгновенно наступившему ледниковому периоду длиной в тысячу лет и резкому сокращению населения до 10 тысяч взрослых человек. Вулканический пепел слоем до пяти метров покрыл территорию современных Индии и Пакистана.

74–65 тысяч лет назад

После опустошения индийского субконтинента произошло его вторичное заселение. На лодках отдельные группы людей отплыли из Тимора в Австралию и из Борнео в Новую Гвинею. На севере во время раннего пленигляциального периода были сильные холода.

65–52 тысячи лет назад

Резкое повышение температуры 52 тысячи лет назад позволило отдельным группам людей наконец подняться на север к Плодородному полумесяцу и вернуться в Левант. Оттуда примерно 50 тысяч лет назад через Босфор они стали подниматься в Европу.

52–45 тысяч лет назад

Малый ледниковый период. Ориньякская культура периода Верхнего Палеолита переместилась из Турции в Болгарию и Европу. Каменные орудия нового типа стали встречаться все выше по течению Дуная, в Венгрии и Австрии.

45–40 тысяч лет назад

Группы людей с восточного побережья Азии стали двигаться на Запад по степям Центральной Азии. Из Пакистана они направились в Центральную Азию, а из Индокитая — к Тибетскому нагорью.

40–25 тысяч лет назад

Жители Центральной Азии двигались на запад в сторону Восточной Европы, на север к Северному полярному кругу и присоединились к жителям Восточной Азии, распространявшимся по Северо-Восточной Евразии. В этот период появились потрясающие произведения искусства, например росписи в пещере Шове (Франция).

25–22 тысячи лет назад

Предки коренных американцев, пересекших Берингов перешеек, соединяющий Сибирь и Аляску, от последнего ледникового максимума добрались до Мидоукрофта либо через безледный коридор, либо по побережью.

22–19 тысяч лет назад

Во время последней ледниковой эпохи численность населения Северной Европы, Азии и Северной Америки сократилась; остались отдельные выжившие группы людей, запертые в своих рефугиумах. В Северной Америке закрылся безледный коридор, замерз и путь по берегу.

Рефугиумы

Места, в которых виды или группы видов переживают неблагоприятные периоды геологического времени — в данном случае места, где люди переживали последнюю ледниковую эпоху.

19–15 тысяч лет назад

Последний ледниковый максимум 18 тысяч лет назад. В Северной Америке, на южной границе оледенения отдельные группы продолжали развивать разнообразие языка, культуры и генов, перемещаясь в Южную Америку. Австралийская наскальная живопись — росписи Брэдшоу.

15–12,5 тысячи лет назад

Продолжавшееся улучшение глобального климата привело к возобновлению миграции вдоль побережья. Радиоуглеродный анализ подтвердил наличие людей в поселениях Монте-Верде (Чили) от 11 790 до 13 565 лет назад. Здесь были найдены простые каменные инструменты — кремниевые отщепы и булыжники.

12,5–10 тысяч лет назад

Повторное освоение Северной Америки 12,5 тысячи лет назад с юга вслед за отступающим на север льдом. 11,5 тысячи лет назад в Субарктике люди вышли из Берингова рефугиума, став представителями эскимосско-алеутской языковой семьи и языков на-дене.

10–8 тысяч лет назад

Окончательное прекращение ледникового периода положило начало сельскому хозяйству. Сахара была зеленой, об этом свидетельствуют изображения жирафов в натуральную величину на петроглифах в Нигере. Реколонизация Британии и Скандинавии.

Места, в которых возникло сельское хозяйство







55-я параллель

















Выводы из новой книги о палеолите

В.А. Чудинов

В январе (2010 г.) я подготовил к сдаче в издательство новую монографию: «Руны-сказы каменного века », где собрал воедино свои статьи о письменности преимущественно в палеолите, и, кроме того, сделал большое количество новых дешифровок. Получился солидный материал. На его основе я мог сделать ряд важных обобщений в качестве разделов «Выводы» и «Заключение», которые я и предлагаю читателям в качестве отдельной статьи.

Выводы

Приведённый материал позволяет сделать массу важных выводов.

Вывод первый . Он состоит в том, что, как и предполагалось, письменность существовала не только в неолите, что современной наукой до сих пор подвергается сомнению (хотя допускается существование предписьменности в виде некоторых буквоподобных знаков), но в течение всего палеолита , что, безусловно, является огромным шагом вперёд в понимании древнейшей наших предков. Следствием этого вывода должен стать полный пересмотр всей концепции древнего человечества, как якобы бесписьменного и потому не заслуживающего пристального внимания.

Вывод второй . Он заключается в констатации того факта, что в палеолите , даже в нижнем, нет никаких следов того, что тогда формировалась письменность. Она существовала примерно на одинаковом уровне не только в самом палеолите, но и за несколько сотен тысяч лет до него, в плейстоцене, по крайней мере, 2 миллиона лет назад – об этом говорит исследование эолитов. Но и на эолитах нет никаких следов того, что письменность только что возникла, так что можно предположить её существование и в более ранние эпохи. В какие именно – сказать очень сложно. Но это означает, что все периоды палеолита, изучаемые археологией и историей, человечество владело искусством письма, так что бесписьменного периода человеческой истории не было . Или, иными словами, не было доисторического периода.


Вывод третий . Из этого следует, что археология в её нынешнем виде не может считаться основной о глубокой древности (о древности дописьменного периода), поскольку такого периода в человеческой истории не существовало, и должна занять своё место вспомогательной исторической дисциплины (которое она занимала и раньше) также и в науке о палеолите. Что же касается той дисциплины, которая придёт на её место в качестве основной, то такая уже наметилась – её название археоника .

Вывод четвёртый . Суть археоники состоит в том, что она принципиально иначе решает проблему . Для неё главное – духовная компонента любого исторического памятника, тогда как материальное воплощение вторично. Из этого следует, что на первое место выдвигается назначение найденного людьми объекта, несомые им надписи, связь данного артефакта с общей структурой утраченного целого, а вовсе не паспортный номер, дата слой и квадрат нахождения (или данные о нашедшем его лице), которые являются всё-таки весьма вспомогательными данными, которые, скорее всего, интересны только самим .

Вывод пятый . Основная мысль сравнительного языкознания (компаративистики) о том, что в глубокой древности (палеолите) существовал единый язык человечества , подтвердилась. Никакого языка, сосуществовавшего с этим единым языком человечества, нами ни в одном случае не обнаружено . Тем самым, данную отрасль языкознания можно поздравить с заслуженной победой. Однако этим языком оказался не реконструированный с некоторой детализацией общеиндоевропейский, и не еще менее проработанный, но отодвинутый практически до верхнего палеолита ностратический. Единственным языком человечества на протяжении огромного времени существования человека (от двух миллионов лет назад до пяти тысяч лет назад) являлся один язык, который с полным основанием может быть назван языком русским . А вот это противоречит выводам современной компаративистики.


Вывод шестой . Из этого следует, что современное древо мировых языков, где стволом являются сначала ностратический язык, а затем общеиндоевропейский язык, должно быть отброшено. никогда (в обозримый исторический период) не был языком молодым (в пользу чего говорит его сложная фонетика и огромный лексический фонд, а также весьма прозрачное словообразование и наличие крупного арсенала грамматических явлений), и уже потому не может изображаться в виде одной из верхних веточек такого древа. Он образует его ствол и низ всех крупных ветвей, в том числе таких, как романо-германские, балтские, кельтские, ирано-индийские и другие.

Вывод седьмой . По отношению к современному русскому языку такие его состояния как язык новгородских грамот, книжный язык Киевской Руси, язык «Велесовой книги» , этрусский язык (этрусетска мова), язык сербских надписей Х века н.э., старославянский язык, а также русецкий язык палеолита можно считать историческими диалектами русского языка, а не самостоятельными языками. Поэтому все рассмотренные в данной монографии надписи я отношу к надписям на русском языке , но не на современном великорусском диалекте.

Вывод восьмой . Из всего предыдущего следует, что история Руси является историей всего человечества , а не просто этапом истории России. Правда, из этого факта вовсе не вытекает, будто бы Россия претендует на исключительное место в мире или хотя бы на исключительное место в мировой истории. Все народы в равной степени являются наследниками . Поэтому изучение русской культуры является отправной точкой для понимания особенностей культур всех других народов нашей планеты.


Вывод девятый . Современная историография, согласно которой никакого русского этноса до девятого века н.э. не существовало, является ложной. Она никоим образом не подтверждается приведенным фактическим материалом, который свидетельствует об обратном – о том, что русскому этносу никак не менее пары миллионов лет, и о том, что в палеолите жители Земли называли себя весёлыми русичами. Поэтому данная историография, по крайней мере, в России, должна быть отброшена и заменена другой.

Вывод десятый . Иная историография должна основываться на археонике в духе данной монографии. Здесь видно, что практически каждое место на Земле имело название РУСЬ с соответствующим прилагательным; но пока выявлены далеко не все названия. И от сакральной можно переходить к исследованию артефактов этой области с тем, чтобы позже дать хотя бы сжатый очерк истории этой местности: каких богов почитали, каких животных приравнивали к богам, на кого охотились, а кого ловили живьём, какие легенды о каких животных слагали, какие орудия и с помощью какой техники изготавливали (этот раздел уже во многом раскрыт археологией), какие существовали социальные институты, и какие реальные потребности общества они удовлетворяли.

Вывод одиннадцатый . В верхнем палеолите особым почитанием пользовался храмовый комплекс, расположенный на территории нынешней , на берегу реки Молочной, под названием Бог-гора (современное название – Каменная Могила). Именно эта Русь носила название Лоннева , то есть, Русь Лона, Исходная Русь. А во времена неолита Русь Материнская находилась на территории Сербии; возможно, она была связана с неолитической археологической культурой Винча. Полагаю, что тем самым однозначно решается вопрос о прародине арийцев, то есть, индоевропейцев.


Изображение из грота «Быка» (№ 9). Поздний палеолит. Конец IV – начало III тыс. до н.э.


Рис. 24. Мое чтение надписей южной стены зала Быка Каменной Могилы

Вывод двенадцатый . была также заселена во времена верхнего палеолита, причем юг современной Франции назывался Руновой Русью . Иными словами, это был центр изобразительной и письменной культуры, некоторое совмещение современного музея живописи, библиотеки, учебного центра и культового сооружения. К Руновой Руси примыкала с севера Порунова (позже Перунова ) Русь, нынешняя Германия и Прибалтика. Рунова Русь простиралась до Пиренейских гор, за пределами которой охотники появлялись на непродолжительное время, торопясь назад в РУСЬ (возможно, эта местность была или жаркой, или опасной).


Вывод тринадцатый . Пещеры не являлись местом жительства, а изображения – не были просто произведениями искусства, как полагают ныне. В гротах находились артефакты нескольких видов:

1) Технические указания, например, наличие в данном гроте лодок.

2) Гравировки или писаные картины на стенах с изображением животных (тут животные или назывались, или, будучи покровителями чего-то, призывались, или о них размещался небольшой сказ).

3) Передвижные плиты с контурами животных и сказом на одной стороне и продолжением сказа, или указаниями на особенности транспортировки на обратной стороне (нынешние называют их «чурингами», то есть, молельными камнями по аналогии с австралийскими, однако скорее перед нами некая картинка с рассказом мифологического содержания, своеобразный палеолитический комикс).

4) Отдельные камни типа «Кащеевых пирожков» с надписями на них.

5) Продукты ремесленного производства типа бивней или бумерангов.

6) Музыкальные инструменты вроде бубнов.

7) Мелкие культовые предметы типа подвесок («вЕселья») и изображений богинь («палеолитические Венеры»). Крупные культовые предметы типа ванн или тазов для омовений типа нижней челюсти мамонта.

8) Мелкие предметы социального назначения типа жезлов или кружков . Все изделия непременно содержали надписи, что говорит о более сильной степени «первобытного синкретизма» (изображение + текст), чем исследователи полагали прежде.

Вывод четырнадцатый . Судя по кружкам и жезлам Мары, произведениям искусства храма Макоши, орудиям труда храма Рода, ритуальным скульптуркам храма Мары, древние храмы выполняли не только религиозные, но в гораздо большей степени социальные функции . Так, храмы Макоши способствовали бракосочетаниям, покровительствовали любви и деторождению, производили водолечение, снабжали население произведениями искусства. Храмы Рода снабжали население орудиями труда, производили строительные работы и занимались архитектурными проектами и вычерчивали планы зданий, наблюдали за Солнцем и звёздами, создавали карты созвездий и планы-схемы местности. Храмы Мары давали лицензии на отлов или отстрел животных, содержали больницы и медицинские учебные центры с набором учебных пособий, выдавали талоны в виде «кружков Мары» для выполнения таких функций, как защита населения, получение информации или . В ведении храмов Мары находились также и ритуальные услуги по проведению похорон, а также изготовление фигурок и инвентаря для того, чтобы положить его рядом с усопшим. Эти функции я вывел не только по данным данной монографии, но и в результате исследований, выполненных во многих моих других публикациях.

Вывод пятнадцатый . На первый взгляд удивительно, что среди всех предметов культуры не было найдено ни одного, который говорил бы о войне, войске, дружине, телохранителях, доспехах и прочем. Только одна надпись в пещере Мадлен упоминает о «Старом вое», то есть, о человеке, который когда-то воевал. Но он мог быть старым охотником, который воем гнал дичь на тех, кто сидел в засаде. Да и руководитель назывался «Вожь», то есть, предводитель. Из всего это можно сделать вывод о том, что государственности, как совокупности органов насилия , в то время не существовало . Но при этом находилось на весьма высокой ступени социальной организации. В других моих работах я показал, что центрами социальной жизни являлись храмы, а вовсе не центры общин (никаких слов об общинах на всех надписях мне прочитать не удалось). Следовательно, строй был не общинным (неважно, считать ли под общиной родовое или соседское объединение). И уж тем более этот общественный строй не был «первобытным» , ибо представлял собой продукт длительного социального развития. А поскольку центром всей общественной жизни в те дни выступали храмы, я назвал этот тип общественной организации храмовым строем . Это – нечто иное по сравнению с «первобытнообщинным строем», пока не известное исторической науке.

Вывод шестнадцатый . Во всех легендах самых разных народов мира говорилось о том, что сначала шел золотой век, потом серебряный, а затем бронзовый, иными словами о том, что человечество постепенно деградировало. Однако в середине XIX века в Западной Европе появилась новая философская концепцияпрогрессивного развития. Согласно ней в древности люди были примитивными, производства и потребления были зачаточными, а камни (весьма трудоёмкий материал) обрабатывали только для того, чтобы полученными орудиями воздействовать на менее плотные предметы (дерево, кость, рог и т.д.). И напротив, наши технологические достижения по сравнению с палеолитическими необычайно высоки. Однако проведенное исследование показало, что в гротах Бог-горы (Каменной могилы) люди знали о существовании кашалотов и морских («дударей»), которые в данной местности заведомо не водятся, в гротах пещеры Труа Фрер отмечали, что созвездие Малой медведицы произошло из созвездия Мамонта, которое существовало, вероятно, десятки или сотни тысяч лет назад (то есть, астрономия в палеолите уже существовала), а обработка прорезей гравировки на камнях требовала применения каменной фрезы и соответствующего ее двигателя. Всё это, вместе с повсеместным распространением письменности говорит о весьма высоком уровне развития в палеолите (в других статьях я показал, что в ряде отношений этот уровень был выше современного). Отсюда следует, что правы древние мифы и что современная трактовка палеолита нынешней академической историографией как времени крайне низкого развития человеческой культуры является ложной и должна быть отброшена.

Вывод семнадцатый . Во времена палеолита, да возможно и неолита, существовала только одна культура – русская. Никаких других этносов не было. С другой стороны, в эпоху бронзы мы видим существование очень большого числа этносов, которые, разумеется, не могли появиться внезапно. Следовательно, во времена мезолита и неолита (а возможно, в конце верхнего палеолита) происходил процесс появления новых этносов, который на уровне письменности себя почти не манифестировал. Его можно назвать латентным этногенезом . Этот процесс почти не исследован.

Вывод восемнадцатый . Новым историческим источником, пока не получившим права в исторической науке, являются надписи на камнях, стенах гротов, поверхности скал. Как можно было видеть из данной монографии, они весьма информативны, хотя процесс их выявления и прочтения связан с определенными техническими трудностями (впрочем, легко преодолимыми). Отсюда следует, что помимо библиотек для хранения письменных и печатных документов, историкам необходимо создавать литотеки для хранения древних камней с надписями и гравировками.

Вывод девятнадцатый . Всем историкам, специализирующимся на временах, предшествующих античности в качестве наиболее древнего языка следует в обязательном порядке изучать русский язык и русскую палеографию , а не только латынь и греческий. Ибо русский язык – ключ к пониманию древнейшей культуры человечества.

Вывод двадцатый . Все пещеры с гравировками и рисунками, и в первую очередь пещеры Каменной Могилы должны быть объявлены памятниками мирового наследия человечества и оберегаться со стороны как наиболее важные свидетельства древнейшей истории человечества. Они должны сохраняться как наиболее ценные музеи мира, иметь соответствующее финансирование и надлежащий уход. Их сокровища должны войти в широчайший научный обиход.

Заключение

Данная монография в определенной степени является итогом многолетней деятельности автора по исследованию не только палеолитических текстов, но и вообще надписей на русском языке.

Понятно, что исследование древнейших надписей в массовом порядке стало возможным только потому, что к этому моменту я стал понимать, что по-русски писали не только русские, но и иностранные «правильщики» в иллюстрациях книг еще в начале XIX века, и что присутствие русского языка на иконах и в величайших живописцев – не странная прихоть, а закономерность, и что чем дальше в древность, тем больше можно найти текстов на русском языке. Но тогда их существование во времена палеолита оказывается не удивительной и ничем не объяснимой странной случайностью, а вполне закономерным и ожидаемым результатом моих прежних изысканий.

Каждая моя монография, посвященная рассмотрению той или иной стороны русской письменности, несет с собой новые сведения, пока неизвестные академической . К сожалению, вместо налаживания широчайшего сотрудничества, с ее стороны наблюдалось сначала замалчивание этих результатов, а затем и весьма сильное и немотивированное их отторжение. Это наводит на мысли о том, что истинной причиной подобного негативного отношения к моим работам является не поиск истины академическими исследователями, а поддержание старой парадигмы, то есть чисто корпоративные интересы...

Моё неприятие моими противниками уже вышло за пределы России, ибо мои выводы затрагивают политические интересы ряда стран, и, прежде всего, Запада. Так как одно дело полагать, что вся мировая культура пошла из Греции и , и совсем другое – что она когда-то была безраздельно русской, а еще в недавнем прошлом – в значительной степени русской. Поэтому в последние пять веков было несколько нашествий на Россию; нам заменили правящую династию кланом Романовых (который в иные годы был откровенно немецким), нам поменяли русское православие на откровенный византинизм (а в советское время запретили и христианство), а в XIX веке русское дворянство заговорило по-французски. Иными словами, и политическая , и даже разночинцы России были привиты западной культурой и западным взглядом на Россию.

И вот теперь выясняется, что весь нынешний Запад является наследником великой русской культуры, и что французские гиды водят экскурсии по пещерам провинции Дордонь, демонстрируя экскурсантам странички из древней жизни Руновой Руси. Нужно ли это Франции? Нужно ли это Западу вообще? Приятно ли ему сознавать, что наиболее интересные южные провинции представляли собой Русь Письменных Текстов, а остальная часть называлась Околописьменной (Поруновой или Перуновой Русью), а позже стала называться Порусьем (Пруссией)?

Недаром всё последнее тысячелетие против Руси и России Запад ведёт неустанную информационную войну . И нынешнее поколение школьников во всех странах (в том числе и у нас) читает в учебниках, что выиграли бравые американские парни, атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки бросил Советский Союз, а первыми покорителями космоса были американские астронавты.

Раскапывая свои архивы, наткнулась на этот текст от 8 мая 1996 года, который и хочу привести здесь. Написан он был еще не то что до появления в моей жизни Интернета, но даже и компьютера. Это был один из конкурсов, в котором я участвовала, и где надо было отослать как можно больше изречений и афоризмов знаменитых семи мудрецов античности. Сейчас их найти в Интернете - не проблема, а тогда пришлось порыться по книгам... Привожу текст без изменений, дополню его лишь работами художников и скульпторов, изображающими мудрецов.

"Всему свое время," - как часто мы произносим эту фразу, даже не задумываясь о ее происхождении. Впервые эти крылатые слова произнес около двух с половиной тысяч лет назад древнегреческий мудрец Питтак, один из т.н. "семи мудрецов" древней Греции. Хотя в Библии эти слова приписываются Экклезиасту (подробнее об этом см. в комментах).

"Семь мудрецов" вошли в историю своими лаконичными афористическими высказываниями (т.н. "гном") на темы житейской мудрости. Добившись всех возможных высот в жизни, богатства и славы, они оставили человечеству свои бесценные изречения, основанные на богатом жизненном опыте. Сейчас их слова звучат как прописные истины, но в 6 в. до н.э. они только становились таковыми. Например, "надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим", или: "чем поддержал ты своих родителей, такой поддержки жди и от детей" (Фалес); "Старость почитай!" (Хилон).

Имена самих мудрецов полузабыты, за исключением, может быть, Солона, увековеченного как "отца демократии" в школьном курсе истории.
Очень жаль, что о мудрецах сегодня знает лишь узкий круг людей, ведь слова семи прославленных старцев древности как нельзя более актуальны и в наши дни. В античные времена их изречения молодежь читала и учила наизусть. Они - неиссякаемый источник жизненной мудрости, из которого сегодня также можно и нужно черпать, не забывая при этом о тех, кто вызвал в мир слова мудрости.

Состав семи мудрецов в античных источниках варьировался. Называлось 17 имен в различных комбинациях. Разногласий не было лишь по поводу Фалеса, Бианта, Питтака и Солона. Платон включал в их список Мисона из Хен, другие авторы - Анахарсиса из Скифии или Эпименида с Крита, якобы проспавшего 50 лет в пещере. Наиболее распространенная (и ныне общепринятая) версия называет Фалеса, сына Эксамия из Милета, Питтака, сына Пирра из Митилены, Бианта, сына Тевтама из Приены, Солона, сына Эксекестида из Афин, Клеобула, сына Эвагора из Линда, Периандра, сына Кипсела из Коринфа и Хилона, сына Дамагета из Спарты, живших в конце 7 - начале 6 веков до н.э. Трое из мудрецов считались божественного происхождения, так Клеобул и Периандр ведут свое происхождение от Геракла, бывшего, как известно, сыном самого верховного бога Зевса. Основателем рода Солона является Посейдон, брат Зевса. Правнук Нелея, сына Посейдона - царь Афин Кодр, а Солон - потомок Кодра. Известный философ Платон - прапраправнук Кодра и потомок Солона по материнской линии.

Геракл и два изображения Платона

Трое из семи мудрецов были тиранами отдельных городов-государств Эллады. Надо сказать, что в древности слово "тиран" не имело такого оттенка, как сейчас (мучитель, угнетатель), и означало лишь человека, насильственно захватившего власть в полисе.

Местоположение Митилены на Лесбосе и Линда (Линдоса) на Родосе

Питтак был тираном Митилены на острове Лесбос, Клеобул - тираном Линда на о. Родос и Периандр - тираном Коринфа, где правил 40 лет и умер, окруженный почетом, что весьма необычно для тирана. При нем единственный раз за всю свою историю Коринф стал одним из ведущих государств Эллады. Впервые здесь стали чеканить свою монету и взимать пошлину за привозимые товары, аналогов чему в мире тогда не наблюдалось.

Изображения Периандра

Коринф при Периандре стал могучей крепостью, охраняемой сильным флотом. Здесь был изобретен якорь, создан новый тип военного корабля - триера с экипажем до 200 человек. Построен корабельный волок через перешеек Истм, сокративший путь кораблям из Адриатического в Ионическое море.

Еще несколько ракурсов бюста Периандра

Лишь спустя 600 лет после Периандра римский император Нерон прикажет вырыть здесь канал, но безуспешно. Лишь в 1893 году нашей эры будет открыт Коринфский канал. Кроме вышеперечисленного заслугой Периандра было: предоставление работы всем гражданам Коринфа, всяческое содействие искусству и науке, запрещение работорговли. Периандр основал Истмийские игры, входящие в число четырех крупнейших панэллинских игр. "Сделать круг четырех побед" на Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских играх было мечтой каждого атлета Эллады.

Изображения Питтака
Слева - работа немецкого художника (XIX в.). Питтак Митиленский: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)

Подобно Периандру, Питтак Митиленский слыл мудрым правителем. Выходец из низов, в молодости моловший зерно, чтобы заработать себе на пропитание, он пришел к власти во время борьбы народа с аристократией на острове Лесбос.

Перуджино. Благоразумие и Справедливость с шестью античными мудрецами (1497, Перуджа, Меняльная палата) - Питтак второй справа

Питтак издал здесь первые письменные законы. Например, закон о более строгом наказании за проступок, совершенный в пьяном виде. Уничтожив привилегии аристократии, Питтак сам, добровольно сложил полномочия тирана, вернувшись к жизни рядового гражданина и прожил более 100 лет.

Митилена в наши дни

Единственное изображение Клеобула, которое удалось найти, и то более поздних времен

О Клеобуле почти ничего не известно, кроме того, что он был тираном Линдоса на о. Родос. Тем не менее, его изречения, как и остальных мудрецов, пережили века.

Все, что осталось от Линдосского акрополя

Вот что говорят нам люди, вкусившие всю полноту власти (и что хорошо бы помнить нынешним государственным деятелям):
Клеобул: "Силой ничего не верши"; "Государству советы давай наилучшие"; "Неправды избегай".
Периандр: "Сговора держись"; "Власть народная крепче тирании".
Питтак: "Человека выказывает власть", "Что лучше всего? Хорошо делать то, что делаешь".

Остальные четверо мудрецов также занимались политикой. Вот что они советуют в делах государственных (и не только):
Солон: "Трудно в великих делах сразу всем угодить"; "Равноправие к смутам не приводит"; "С царями надо говорить или как можно меньше или как можно лучше".
Хилон: "Кто силен, тот будь и добр, чтобы тебя уважали, а не боялись".
Биант: "Не силой бери, а убеждением".

Изображения Солона

Самый известный из семерки, Солон был архонтом в Афинах (одним из девяти избираемых высших должностных лиц). О нем известно много, поэтому изложим лишь основное характеризующее его. Отец Солона разорился и впал в бедность, поэтому сыну пришлось с юных лет трудиться.

Слева - Немецкий художник (XIX в.). Солон: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)
Справа - Йос ван Гент. Солон (ок. 1474, Париж, Лувр)

Надо заметить, что вряд ли в те времена Солон не носил бороды, это уже поздняя фантазия художника

Он много путешествовал, занялся торговлей и весьма преуспел, сколотив огромное состояние. Став архонтом, издал законы, способствовавшие созданию первой в мире демократии.

Хонтхорст. Солон и Крез (1624, Гамбург, Кунстхалле)

Лебидцкий (по эскизам Карла Раля). Создатели афинского государства: Фрагмент фрески левой лоджии фасада (Афины, Национальный университет) - Солон на фреске слева

Солон также сочинял стихи, начал труд об Атлантиде, о которой услышал от египетских жрецов из города Саис, тем самым выпустив в мир одну из величайших загадок, но не успел его закончить.

Одна из реконструкций Атлантиды, сделанная в наши дни

Плодами трудов Солона воспользовался его правнук Платон. Солону же приписывается наиболее точный в Элладе календарь (8-летний цикл с добавлением одного месяца в каждом третьем, пятом и восьмом году).

Немецкий художник (XIX в.). Биант Приенский: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)

Изображения Бианта

Биант также был государственным деятелем, много выступал в суде, и смерть настигла его сразу после оправдания того человека, которого он защищал. Жители Приены близ Милета поставили ему статую в Тевтамине (храме для статуй выдающихся граждан).

Немецкий художник (XIX в.). Хилон Спартанский: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)

Хилон более всего был известен в Спарте как реформатор законов Ликурга. Умер смертью, которой многие позавидовали: на стадионе в Олимпии, увидев победу своего сына в кулачном бою. Хилон обладал даром предсказателя, предрекая рождение тирана Писистрата, поправшего впоследствии законы Солона, пытаясь всячески предотвратить это, отговаривая отца будущего тирана от женитьбы.

Изображения Хилона и Ликурга (крайний справа)

Все мудрецы, достигнув не только славы, но и богатства, оставили следующие назидания тем, кто стремится разбогатеть:
Фалес: "Не богатей дурными средствами".
Питтак: "Задумав дело, не говори о нем: не удастся - засмеют"; "Победы должны быть бескровными"; "Нажива ненасытна".
Биант: "Наибольшее богатство - ничего не желать"; "Недостойного за богатство не хвали".
Хилон: "Лучше потеря, чем дурная прибыль, от одной горе на раз, от другой навсегда".
А вот Периандр озадачивает: "Ничего не делай за деньги: пусть нажива печется о наживе".

Изображения Фалеса

Фалес Милетский менее других занимался политикой, но и он дальновидно выступил за союз городов Ионии против набиравшей силу Персии. Если бы к его словам прислушались, то в 490 году до н.э. удалось бы избежать одной из самых значительных битв в истории - битвы при Марафоне. Сколько людей осталось бы жить; и, возможно, изменился бы сам ход истории.

Немецкий художник (XIX в.). Фалес: Иллюстрация из «Галереи древних греков и римлян» (Galerie der alten Griechen und Rцmer. – Аугсбург, 1801)

Более всего Фалес прославил себя в науке. Его считают первым исторически достоверным философом древности, родоначальником натурфилософии. Он первым стал доказывать геометрические теоремы. Сумел предсказать солнечное затмение 28 мая 584 года до н.э., хотя у греков в те времена не было теории подобных предсказаний.

Флюэллинг Ралф Карлин. Фалес: «Познать себя трудно, советовать другим легко»: Мозаичное панно в Главном читальном зале Философской библиотеки имени Джеймса Хармона Хуза (1929, Лос-Анджелес, Университет Южной Калифорнии, Мадд-холл).

Фалес на греческой почтовой марке

Лебидцкий (по эскизам Карла Раля). Зачинатели греческой философии: Фрагмент фрески левой лоджии фасада (Афины, Национальный университет) - слева Пифагор, справа Фалес

Фалес также первым вычислил высоту одной из египетских пирамид по ее тени. Открыл продолжительность года и разделил его на 365 дней. Его изречение: "Ни за кого не ручайся", которому вторит и Хилон: "Порука и несчастье всегда вместе". Наиболее известное изречение Фалеса: "Соблюдай меру". Его поддерживают и другие мудрецы: Лишку ни в чем!" "Умеренность люби" (Питтак). "Мера лучше всего" (Клеобул). "Ничего слишком" (Солон или Хилон).

Говорят, что советы давать легко. Но часто ли мы к ним прислушиваемся? Чаще всего это происходит в тяжелые минуты жизни.
"Несчастен тот, кто не в силах перенести несчастье" - говорит Биант. Фалес тонко подмечает одну психологическую особенность людей: "Когда легче всего сносить несчастье? Когда видишь, что врагам еще хуже". Но Питтак добавляет: "Лучше простить, чем мстить", и еще: "Дело умных предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла". "Что трудно? Благородно перенести перемену к худшему" (Биант). "В счастье не возносись, в несчастье не унижайся (Клеобул). "В счастье знай меру, в беде - рассудительность" (Периандр).

А вот что следует помнить, по мнению мудрецов, более удачливым: "Чужой беде не смейся"; "Не злословь о ближнем, чтобы не услышать такого, чему сам не порадуешься (Хилон). "Неудачей не кори, бойся себе того же"; "Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам"; "Не злословь ни о друге, ни даже о враге" (Питтак). "Только больная душа может быть глуха к чужой беде" (Биант). Питтак подчеркивает, что "трудно быть хорошим", а Биант добавляет, что "большинство людей плохи".

Тем не менее есть много советов, как достичь совершенства: "Неправды избегай"; "Добродетели будь своим, пороку - чужим", "Наслаждением властвуй"; "Больше слушать, чем говорить" (Клеобул). "Сдерживай язык, особенно в застолье"; "Мертвых не хули"; "На непосильное не посягай" (Хилон). Не советуй угодное, советуй лучшее" (Солон). "Сдерживай гнев"; "Тайн не выдавай"; "Упражнение - это все"; "Наслаждения смертны, добродетели бессмертны"; "Прекрасен покой, опасна опрометчивость, мерзостна корысть" (Периандр). "Думаю, затем действую"; "Люби разумение"; "Из молодости в старость бери припасом мудрость, ибо нет достояния надежнее" (Биант). Эта же мысль выражена в другом, более известном изречении Бианта "Все мое ношу с собой".

Важное место в жизни человека занимает дружба. Мудрецы и тут советуют: "Заводить друзей не спеши, а заведши не бросай (Солон). "Лучше иметь одного друга стоящего, чем много нестоящих" (Анахарсис, числившийся среди семи мудрецов). "К друзьям и в несчастье будь неизменен" (Периандр).

О скромности семи мудрецов, несмотря на их высокое положение и обширные знания, свидетельствует древняя легенда: однажды из моря рыбаки острова Кос выловили золотой треножник, принадлежавший жене царя Спарты Елене (той, из-за которой началась Троянская война). На нем, как и на роковом яблоке, перессорившем некогда богинь, было одно слово. Только не "красивейшей", а "мудрейшему". Рыбаки послали треножник Фалесу, тот отослал его Бианту. В итоге ни один из семи мудрецов не решился оставить треножник у себя - каждый отсылал в дар тому, кого считал более достойным. Когда круг замкнулся, они пожертвовали треножник Аполлону - покровителю мудрецов. По другому варианту, это был не треножник, а чаша, подаренная известным в истории богачом, царем Крезом.

Мудрецы всячески приветствовали тягу к познаниям. "Больше люби знание, чем незнание" (Клеобул). "Невежество - тяжкое бремя" (Фалес). "Познай самого себя" (Хилон). Последнее изречение сыграло большую роль в истории. Пережив тысячелетия, оно дошло до нас в списке наиболее употребительных латинских(!) выражений: "NOSCE TE IPSUM". По-гречески эта надпись была высечена при входе в знаменитый храм Аполлона в Дельфах, где пророчествовал прославленный в античном мире Оракул. Отчего иногда молва приписывает это изречение мифической первой прорицательнице (пифии) храма, Фемоное.

Реконструкция святилища в Дельфах. Наиболее крупное здание - храм Аполлона

Эта фраза навсегда изменила мировоззрение молодого Сократа, посетившего Дельфы. Он удивился тому, как открыто и просто указуется этим изречением каждому смертному главная цель его размышлений и как никто, в сущности, не стремится этому следовать. С тех пор он навсегда отошел от натурфилософии Анаксагора и всецело обратился к тому сложнейшему непознанному миру, микрокосмосу, заключенному в каждом человеке, и порядок в котором и определяет бытие. Сократ стал тем Сократом, какого мы знаем сегодня.

Храм Аполлона в наши дни

Как говорится, "во всяком деле надо посмотреть, каков его конец" (Солон). Все вышесказанное есть лишь малая часть того великого дара, что оставили нашему миру семь мудрецов, давно, две с половиной тысячи лет назад канувших в небытие. Но, как говорится, "с неизбежностью и боги не спорят" (Питтак).

В некоторых изречениях мудрецов виден легкий сарказм, добродушная усмешка: "Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга" (Анахарсис, не включенный позднее в список семи мудрецов). "Не грозись - это дело бабье" (Хилон). "С женой при чужих не ласкайся и не ссорься, первое - знак глупости, второе - бешенства" (Клеобул). "Говори не торопясь: спешка - знак безумия" (Биант).

Стоит еще раз вернуться к опыту древних. Прошло более 2,5 тысяч лет, но, как видно, проходят поколения, а человек не меняется. Из поколения в поколение людей волнуют одни и те же вещи, все так же они совершают ошибки, и не находят ответы на вопросы. Наверное, так будет всегда, пока жив хоть один человек на Земле...

Тем, кто заинтересуется жизнью мудрецов, нравами и обычаями тех времен, можно заглянуть в эти книги:
1. Диоген Лаэртский "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов".
2. Платон "Избранные диалоги"
3. Г. Хафнер "Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе.
4. Л. Винничук "Люди, нравы, обычаи древней Греции и Рима"
5. Словарь античности издательства "Прогресс".

На этом оригинальный текст заканчивается. Список литературы, судя по всему тот, где находились афоризмы. Но точно помню, что еще была книга о Перикле из серии ЖЗЛ и книга о Дельфах из серии о памятниках искусства. В завершение - несколько ссылок, дополняющих биографии мудрецов.

Чем прославились «семь мудрецов» Древней Греции?

После всемирного потопа , залившего и Австралию. На мой взгляд, оно тоже характеризует время на рубеже раннего и среднего миоцена, около 16 млн. лет назад . То, что луна сначала была «плоским светлым шаром», а потом стала последовательно проходить все лунные фазы, скорее всего, говорит о том, что луна сначала удалялась от земли (или, наоборот, приближалась к ней), а потом была захвачена силой тяготения Земли и стала вращаться вокруг нее.

В далекие времена вся земля была покрыта морем. Потом морская вода начала понемногу уходить, и в разных местах вышли из воды острова. А там, откуда вода не успела убежать, образовались лагуны.
Прошло еще немного времени, и выросли на этих островах трава и деревья. А из моря вылезли звери и стали привыкать к жизни на суше.
Пришли на эти острова и люди. Они ели рыб и крабов, черепах и ракушек, рвали плоды с деревьев.
На одном из таких островов жили две сестры - Куррамара и Накари. Были эти сестры храбрыми охотницами и хорошо ловили рыбу.
Отдыхали они однажды у лагуны. Поймала одна из сестер, та, которую звали Накари, невиданную рыбу небывалой величины. Была эта рыба бледной, круглой и плоской. И назвали сестры эту рыбу Луной-рыбой. Тяжелой оказалась Луна-рыба. Еле вытащили ее сестры из воды.
Пошли сестры искать коренья, чтобы вкуснее была рыба. А Луну-рыбу оставили в густой траве, под большим деревом.
Набрали сестры много кореньев и пришли обратно к лагуне. Очень проголодались сестры и много думали о том, как съедят они рыбу с кореньями. Но рыбы под деревом не было.
Долго искали сестры Луну-рыбу. Смотрят, а она сидит на ветке большого дерева. Потом на другую ветку прыгнула. Все выше и выше стала подниматься Луна-рыба и наконец прыгнула прямо в небо.
И поплыла Луна-рыба по небесному своду большим плоским светлым шаром, все освещая на небе и на земле.
Медленно и гордо плыла Луна-рыба по небу, и была она большой и важной.
Так продолжалось много ночей.
Но однажды сестры увидели на небе только половинку Луны-рыбы, потом четверть, а затем совсем не стало Луны-рыбы.
- Кто-то там, на небе, съел нашу рыбу! - закричала Куррамара.
Но она ошиблась.
Луна-рыба была волшебницей и опять пришла на небо. Сначала увидали люди лишь один ее кусочек. Но она все росла и росла и наконец снова поплыла по небосводу большим светлым шаром.

Бумеранг-луна

Еще одно предание о появление на небе луны. Оно тоже, по-видимому, характеризует время на рубеже раннего и среднего миоцена, около 16 млн. лет назад.

Это случилось давно. Земля, деревья, реки были тогда такими же, какими мы видим их и теперь. Но небо было другим - темным, без луны. А вот как луна появилась.
Однажды вечером великий созидатель Байаме (Байаме - культурный герой, создатель всего, учитель людей. Возможно, имя его произошло от глагола "делать" ) услышал, как спорят между собой вомбат (Вомбат - приземистое млекопитающее с короткой шеей и широкой головой. Живет в глубоких норах и ведет ночной образ жизни. В сказках вомбат часто выступает как мудрый старец, к которому обращаются за советами ), эму (Эму - крупная птица, обитающая в степях Австралии ), кенгуру, коала (Коала - сумчатый медведь, носит детенышей за спиной. У коалы густой, пушистый мех рыжевато-серого цвета. Живет на деревьях, лазает очень медленно, питается листьями эвкалиптов ) и орел. Каждый из них был уверен, что из всех животных и птиц он самый сильный и ловкий. Да что говорить! Он сильнее даже всемогущего Байаме! Если хочет, пусть приходит и сам увидит!
Что же! Байаме предложил устроить состязание. Он, пожалуй, тоже примет в нем участие.
Первым решил показать свое умение вомбат. С необычайной быстротой вырыл он нору, и его тучное тело тотчас исчезло под землей. Затем вомбат вылез, отряхнулся от пыли и, довольный собой, уселся у костра в ожидании, чем разрешится спор.
Вторым был эму. Он сорвался с места и побежал так быстро, с такой силой выбрасывал свои мощные, длинные ноги, что даже взглядом уследить за ним было непросто.
Настала очередь кенгуру. Как начал он прыгать! Через самые высокие деревья перепрыгивает, подскакивает чуть ли не до облаков. Прыгал-прыгал, устал, усмехнулся самодовольно и тоже присел у костра.
Пришел черед коалы. Он взобрался на вершину самого высокого эвкалипта и, хотя ветер вовсю раскачивал тонкие ветви, за которые цепко держался коала, принялся неторопливо объедать листочки. Ветер, видно, нисколько его не пугал. Коала наелся досыта, спустился вниз, с победоносным видом посмотрел на противников и опустился около костра.
И тогда орел распростер свои могучие крылья. Он взмыл на такую высоту, что все, кроме великого Байаме, потеряли его из виду. Долго парил орел, показывал всем свою силу и выносливость. Наконец Байаме дал ему знак рукой, и орел неохотно спустился на землю, но не сразу сел на поляну, а сделал еще несколько кругов над головами соперников. От взмахов его крыльев у эму растрепались длинные нежные перья, а трава на поляне то и дело пригибалась к земле.
Спор разгорелся с новой силой. Каждый считал себя победителем. Тогда животные и птицы обратились к Байаме - пусть человек рассудит их по справедливости: кто из них самый сильный, самый ловкий, кто могуществом своим равен самому человеку.
Ничего не ответил Байаме, только с укором посмотрел на них, подошел к костру, поднял бумеранг (Бумеранг - изогнутая деревянная палица, чаще всего серповидной формы. Описав кривую дугу, бумеранг возвращается к метателю ) и занес его за голову.
Какое-то мгновение Байаме был неподвижен, а затем с силой метнул бумеранг в черное небо. Все выше и выше поднимался бумеранг, пока наконец не достиг неба и не остановился.
С удивлением и страхом глядели животные и птицы на бумеранг, который светился каким-то дивным светом, а вокруг стало светлее.
Так Байаме подарил людям луну. Она и поныне сияет на небе, а в иные дни очень похожа на бумеранг.
Долго молчал Байаме, все смотрел и смотрел на притихших животных и птиц, а затем сказал, что самым великим существом из всех живущих на земле является человек.

МОСКВА, 7 июн - РИА Новости . Палеонтологи обнаружили в Марокко древнейшие на сегодня останки современных людей, Homo sapiens, возраст которых насчитывает как минимум 300 тысяч лет и говорит о том, что люди появились намного раньше, чем было принято считать, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature .

"Эти древние гоминиды, особенно одна из женщин, если одеть их в современную одежду, причесать и выпустить в толпу современных людей, абсолютно не выделялись бы на их фоне. Они бы выглядели совершенно нормальными в глазах обывателей, и выбивались бы из толпы лишь необычно вытянутым черепом и "коренастым" телом, заметным для профессиональных антропологов", — рассказывает Жан-Жак Ублин (Jean-Jacques Hublin) из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия).

Темные века человечества

До недавнего времени антропологи и палеонтологи считали, что современный человек, Homo sapiens, возник в Восточной Африке примерно 200 тысяч лет назад, через несколько сотен тысяч лет после разделения предков неандертальцев и кроманьонцев. Первые люди, как показывали раскопки, проникли на Ближний Восток примерно 70 тысяч лет назад, а в Европу - около 45 тысяч лет назад.

Ученые: неандертальцы скрещивались с людьми уже 100 тыс лет назад Ученые обнаружили в древнейших образцах неандертальской ДНК с Алтая вкрапления человеческого генома, которые говорят нам о том, что первые люди проникли в Азию уже 100 тысяч лет назад, задолго до миграции кроманьонцев в Европу.

С другой стороны, находки последних лет и генетические исследования говорят о том, что люди могли покинуть Африку гораздо раньше, как минимум 130 тысяч лет назад, и контактировать с неандертальцами на протяжении долгого времени. Более того, на роль прародины человечества сегодня так же претендует и Южная Африка, в пещерах которой ученые недавно нашли кроманьонские орудия труда возрастом в 150 тысяч лет и останки Homo naledi, потенциальных предков человека, живших в пещере Наледи около 330 тысяч лет назад.

Ублин и его коллеги заявляют, что на самом деле ни тот, ни другой регион не может претендовать на роль "прародины" человечества, опираясь на находки, которые они совершили в местечке Джебель Ируд на северо-западе Марокко.

Первые раскопки, как рассказывает Ублин, начались здесь еще в 1960 годах, когда местные шахтеры, разрабатывавшие залежи пирита, случайно натолкнулись на пласт осадочных пород, в котором они нашли череп и другие останки людей, каменные орудия труда, относящиеся к среднему палеолиту, и множество костей газелей, антилоп гну и других животных.


Первые люди проникли в Китай уже 80 тысяч лет назад, выяснили ученые Современные люди появились на территории современного Китая уже 80 тысяч лет назад, что говорит о гораздо более раннем исходе Homo sapiens из Африки, чем считалось ранее.

Черепа и кости людей, найденные в этой шахте, были очень похожи на останки современных Homo sapiens и неандертальцев, из-за чего главный геолог шахты и ученые из университета Рабата, которым он передал этот останки, не придали им особого внимания. Они посчитали, что эти кроманьонцы или неандертальцы были захоронены в почве достаточно недавно, около 40 тысяч лет назад, в эпоху колонизации Земли первыми племенами людей.

Как рассказывает Ублин, его команда начала проводить раскопки в Джебель Ируд в 2004 году, пытаясь найти новые останки людей, классифицировать их и вычислить их возраст. В общей сложности ученым удалось найти 22 фрагмента человеческих черепов и костей, принадлежавших пяти разным индивидам - одному мужчине, двум детям и двум женщинам.

Палеонтологический панафриканизм

Форма костей и особенно черепа, как вспоминает ученый, сразу указали на то, что они имеют дело с древними Homo sapiens, а не неандертальцами или предположительными общими предками человека и первых "аборигенов Европы". Жители Джебель Ируд в целом напоминали современных людей, за исключением того, что они обладали более плотным телосложением, слегка вытянутым черепом и менее развитым мозгом.

Это открытие заставило палеонтологов обратиться за помощью к физикам, которые помогли им точно измерить даты захоронения черепов и костей по долям изотопов урана и других тяжелых элементов, содержавшихся внутри орудий труда, обожженных в очагах жителей Джебель Ируд.

Когда Ублин и его коллеги увидели эти даты, они поняли, что на самом деле они имеют дело с потенциально древнейшими останками современных людей на Земле - их возраст превышал 300 тысяч лет, что на 100 тысяч лет больше возраста древнейших останков людей из Эфиопии.

Это открытие, как отмечает палеонтолог, полностью переворачивает наши представления об эволюции человечества. Получается, что современные люди распространились и существовали в трех разных концах Африки уже 300 тысяч лет назад. Это, соответственно, говорит о том, что вид Homo sapiens возник гораздо раньше, чем считалось ранее — как минимум за несколько десятков тысяч лет до отметки в 300 тысяч лет и не раньше, чем 650 тысяч лет назад, когда разделились предки неандертальцев и людей.

Ученые нашли останки древнейшего представителя рода Homo в Эфиопии Флора и фауна в Леди-Герару пережила период засухи примерно 2,8 миллиона лет назад, но пока еще очень рано говорить о том, что изменения климата привели к появлению рода Homo, поясняет Кэй Рид из университета штата Аризона в Тусоне. Она отмечает, что для этого нужен более обширный набор окаменелостей ранних гоминин.

"Люди часто не понимают, что есть два совершенно разных вопроса - происхождение нашего вида, Homo sapiens, и появление современных людей, абсолютно похожих на нас. Наше открытие касается лишь первого вопроса, и мы только говорим о том, что люди начали распространяться по Африке раньше, чем 300 тысяч лет назад. Возможно, что какая-то "колыбель человечества" существовала, но у нас пока нет никаких намеков на то, где она может быть - на юге, на востоке, а может и на севере Африки", — пояснил ученый в беседе с РИА "Новости".

По словам Ублина, проблема на самом деле может быть еще более широкой - вполне возможно, что метафорических "садов Эдема", где появились первые люди, не существовало, и что современные люди являются продуктом "совместной" эволюции нескольких популяций представителей рода Homo. Они могли контактировать друг с другом и жить в разных уголках Африки, периодически попадая в изоляцию из-за формирования и исчезновения пустынь.

"Мы предполагаем, что ранние люди существовали во всех регионах Африки и постепенно эволюционировали в сторону роста и усложнения их мозга, периодически обмениваясь генами в периоды благоприятного климата. И поэтому мы считаем, и в прошлом я придерживался противоположного мнения, что каких-то одиночных "садов Эдема" не существовало. Если они и были, то тогда ими следует называть всю Африку в целом", — заключает Ублин.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!