Биография.

Вуз: Атырауский государственный университет им. Халела Досмухамедова
Год основания: 1950
Город: Атырау
Отличительные особенности АТГУ им.Х.Досмухамедова
- качественное образование
- отличная материально-техническая база
- высокопрофессиональный профессорско-преподавательский состав
- широкие международные связи
- выдающиеся выпускники
- научные, творческие, спортивные победы
- яркие личности профессоров и студентов
- широкие возможности развития способностей студентов
- активная работа молодежных организаций

В Атырауском государственном университете им. Халела Досмухамедова
используются инновационные технологии обучения
регулярно организуются мастер-классы и спецкурсы видных ученых, деятелей науки и культуры
внедрены и широко используются новые информационные технологии
имеется возможность дистанционного обучения, слушания в прямом эфире лекций крупных отечественных и зарубежных ученых
обучение осуществляется на казахском и русском языках
работает несколько научно-исследовательских центров и лабораторий
функционирует диссертационный Совет по защите кандидатских диссертаций по педагогике
готовятся бакалавры и магистры по различным специальностям
издается многотиражная газета «Университет»
работает лаборатория учебного телевидения
работают студенческие строительные отряды и отряды по озеленению
студентам предоставляются места для проживания в благоустроенных общежитиях
предусмотрены различные льготы в оплате за обучение
студентам-активистам, отличникам учебы, спортменам, творческой молодежи назначаются ректорские гранты
работает языковой центр для обучения государственному, английскому, немецкому, французскому языкам

Специальности:

5В010100 Дошкольное обучение и воспитание
5В010200 Педагогика и методика начального обучения
5В010300 Педагогика и психология
5В010400 Начальная военная подготовка
5В010500 Дефектология
5В010600 Музыкальное образование
5В010700 Изобразительное искусство и черчение
5В010800 Физическая культура и спорт
5В010900 Математика
5В011000 Физика
5В011100 Информатика
5В011200 Химия
5В011300 Биология
5В011400 История
5В011600 География
5В011700 Казахский язык и литература
5В011800 Русский язык и литература
5В012200 Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
5В011900 Иностранный язык: два иностранных языка
5В020300 История
5В020700 Переводческое дело
5В020500 Филология
5В030100 Юриспруденция
5В030400 Таможенное дело
5В040700 Актерское искусство
5В040300 Вокальная искусство
5В040400 Традиционное музыкальное искусство
5В091000 Библиотечное дело
5В042100 Дизайн
5В050300 Психология
5В050400 Журналистика
5В050600 Экономика
5В050700 Менеджмент
5В050800 Учет и аудит
5В050900 Финансы
5В051000 Государственное и местное управление
5В051100 Маркетинг
5В060800 Экология
5В060200 Информатика
5В060700 Биология
5В060100 Математика
5В073200 Стандартизация, метрология и сертификация
5В070300 Информационные системы
5В070400 Вычислительная техника и программное обеспечение
5В080400 Рыбное хозяйство
5В080500 Водные ресурсы и водопользование
5В080100 Агрономия
5В090200 Туризм

Ректор - А.Г.Казмагамбетов

Структура университета
АТГУ им.Х.Досмухамедова осуществляет подготовку кадров по 44 специальностям на 29 спецкафедрах 8 факультетов 7 общеуниверситетских кафедрах. Учебный процесс осуществляется по очной и заочной формам обучения на казахском и русском языках. Сегодня в университете по различным формам обучения получают образование около 10000 студентов. Имеются диссертационные советы по защите магистерских диссертаций по 11 специальностям, кандидатских диссертаций по педагогике, докторских диссертаций по истории Казахстана.

В университете работает около 500 преподавателей, в том числе 50 докторов наук и профессоров, около 200 кандидатов наук и доцентов, десятки академиков международных и общественных академий, отличники образования, мастера спорта, члены Союзов художников, журналистов, дизайнеров Республики Казахстан, лауреаты Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт».

АТГУ им.Х.Досмухамедова – это современные информационно-образовательные технологии с активным использованием компьютерной базы, мультимедийных возможностей лингафонных кабинетов, компьютерных классов, подключенных к Интернету, лекционных аудиторий с аудио-визуальной аппаратурой.

В АТГУ им.Х.Досмухамедова имеются 8 учебных корпусов, 2 студенческих общежития, спортивный комплекс и стадион, медпункт, стоматологический кабинет, научная библиотека, 5 столовых, издательско-полиграфический центр.


В АТГУ им.Х.Досмухамедова плодотворно работают уникальные научные центры и учебно-исследовательские лаборатории:

научно-педагогический центр им.Х.Досмухамедова

аграрно-экономический научно-исследовательский центр

научно-исследовательский центр экологии и нефтехимии

литературоведческий научно-исследовательский центр им.Зейноллы Кабдола

археолого-этнологический научно-исследовательский центр

тюркологический научно-исследовательский центр

центр новых информационных технологий

Информационно-вычислительная лаборатория

музей истории университета

музей Зейноллы Кабдола

физическая лаборатория

экологическая лаборатория

центр самопознания

кризисный центр «Умит»

пресс-центр «Университет»

АТГУ им.Х.Досмухамедова - единственный государственный университет в Атырауской области, дающий возможность получить качественное образование по естественным, гуманитарным, экономическим, естественным, юридическим наукам, изобразительному искусству и музыке, сельскому хозяйству. В структуре университета 8 факультетов:

факультет экономики, финансов и управления

факультет математики, физики и информационных технологий

факультет естествознания

гуманитарный факультет

факультет педагогики, психологии и искусства

факультет мировых языков

юридический факультет

факультет заочного сокращенного обучения

Контакты:
Адрес: Республика Казахстан,
г. Атырау, 060011
Проспект Студенческий 212

Наименование: научный журнал «Вестник Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова».
ISSN, периодичность: 2077-0197, выходит 4 раза в год.
Импакт-фактор: не имеется.
Тематическая направленность:
Публикации содержат результаты научных исследований в области естественных, социально-экономических, общественных, физико-математических и гуманитарных наук.
Политика и цели журнала:
Научный журнал «Вестник Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова» стремится стать популярным научно-техническим журналом, признаваемым как в отечественном, так и зарубежном научном сообществе.
Целями научного журнала «Вестник Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова» являются:
- публикация результатов актуальных научных исследований отечественных и зарубежных ученых, специалистов, магистрантов и докторантов;
- получение признания международных баз цитирования и импакт-фактора;
- пропаганда и реклама научных достижений университета.

    Физико-математические и технические науки;

    Экология и естественные науки;

    Исторические и социально-политические науки;

    Педагогика, психология и образовательные технологии.

Для публикации в журнале принимаются статьи, оформление которых соответствует требованиям ГОСТ 7.5-98 «Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов». При этом библиографический список статей должен соответствовать требованиям ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Статьи, направляемые для публикации в журнале, должны включать в себя следующие элементы:

    Название статьи

    Аннотация на языке текста публикуемого материала

    Ключевые слова

    Полный текст статьи

    Литература***

    Резюме на двух других языках, отличающихся от языка публикуемого материала.

*** Библиографические описания в списке литературы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.5-98. В качестве примера приводятся наиболее распространенных описания – статьи, книги, материалов конференций, патенты и электронного ресурса удаленного доступа.

Статья из периодического издания:
Аксартов Р. М., Айзиков М. И., Расулова С. А. Метод количественного определения леукомизина // Вестн. КазНУ. Сер. хим – 2003. – Т. 1. № 8. - С. 40-41
Книга:
Курмуков А.А. Ангиопроекторная и гиполипидемическая активность леуомизина. – Алматы: Бастау, 2007. – С. 35-37

Публикация из материалов конференции (семинара, симпозиума), сборников, трудов:
Абимульдина С.Т., Сыдыкова Г.Е., Оразбаева Л.А. Функционирование и развитие инфраструктуры сахарного производства // Инновация в аграрном секторе Казахстана: матер. междунар. конф., Вена, Австрия, 2009. – Алматы, 2010. – С.10-13
Электронный ресурс:
Соколовский Д.В. Теория синтеза самоустанавливающихся кулачковых механизмов приводов [Электрон. ресурс]. - 2006. – URL: http://bookchamber.kz/stst_2006.htm (дата обращения: 12.03.2009).
**** При оформлении пристатейной литературы приводить полный перечень авторов издания (без др.)

К научной статье прилагаются:

    рецензия на статью, написанная специалистом, ведущим исследования в области соответствующей или близкой к тематике статьи.

Основной текст статьи и все остальные ее элементы (кроме аннотации и резюме) необходимо набирать в текстовом редакторе Microsoft Word на стандартной странице формата А4. Поля страницы: верхнее 3,0 см, нижнее 3,5 см, левое 5,5 см, правое 2,5 см. Шрифт – Times New Roman, кегль – 11, цвет шрифта – черный, междустрочный интервал – 1 см, отступ первой строки абзаца – 1 см. Аннотация и резюме набираются шрифтом с кеглем 10.

Аннотация оформляется в соответствии с ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация. Общие требования». Аннотацию приводят на языке текста публикуемого материала. Рекомендуемый средний объем аннотации 5-7 предложений.

Резюме публикуется на других языках, отличающихся от языка текста публикуемого материала, и помещается в конце статьи.

Рисунки и таблицы необходимо приводить непосредственно после ссылки на них, если это невозможно – с начала следующей страницы, следующей за ссылкой. Ссылки на рисунки или таблицы оформляются в сокращенном виде в круглых скобках, например (рис. 1 / табл. 1). Если ссылки на рисунки или таблицы являются частью предлождения, то они приводятся без сокращения (например, «Результаты исследований представлены на рисунке 2»). Нумерация рисунков и таблиц сквозная. Не допускается к публикации рисунки плохого качества, нарисованные карандашом или ручкой. Схемы и диаграммы должны быть нарисованы, начерчены или построены на компьютере с использованием соответствующих программ и приложений, либо должны быть отсканированы с хорошим качеством.

Формулы оформляются в редакторе формул Microsoft Equation. Перед формулой и после нее необходимо оставить по одной пустой строке. Формулу необходимо приводить с абзацного отступа, а ее нумерацию – в конце соответствующей строки в круглых скобках. Если формула не помещается в одну строку, то ее необходимо переносить на следующую строку, соблюдая правила переноса.

Ссылки на литературу в тексте должны оформляться в квадратных скобках. Список литературы необходимо приводить в порядке упоминания их в тексте статьи и оформлять в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

Редколлегия:

Главный редактор
Мамраев Бейбит Баймагамбетович – Ректор, доктор филологических наук, профессор. Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова.

Заместитель главного редактора
Жаутиков Бахыт Ахатович – Первый проректор университета, доктор технических наук, профессор. Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова.

Ответственный секретарь журнала
Абдинов Рауан Шарипбаевич – магистр экологии, начальник отдела координации научных исследований. Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова.

Гуманитарные науки
Танатарова Жамига Тажиковна – проректор по научной работе и международным связям университета, доктор исторических наук, доцент. Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова.

Ахмет Аққали Қабижанұлы - проректор по воспитательной работе и социальным вопросам университета, доктор исторических наук. Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова.

Барсай Бакыт Телжанкызы - доктор педагогических наук, профессор кафедры Математики и методики преподавания математики Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Кольцов Петр Михайлович - доктор истоических наук, профессор, заведующий кафедры всеобщей истории Калмыцкого государственного университета, г.Элиста, Российская Федерация.

Dr Abraham Altonayan – BSc, MSc, PhD, Director of International Business Development, Lecturer of Strategic Management, Brunel university, London, England.

Бекмаханова Наиля Ермухановна - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, г.Москва, Российская Федерация.

Муханбетжанова Акмарал Утепбергеновна – доктор педагогических наук, начальник отдела послевузовского образования Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.
Аманжолова Дина Ахметжановна - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой общественных наук Российского государственного университета туризма и сервиса. г.Москва, Российская Федерация.

Любичанковский Сергей Валентинович - доктор исторических наук, профессор кафедры Российской истории Оренбургского государственного педагогического университета, г.Оренбург, Российская Федерация.

Жүсіп Қадыр Өтегенұлы - доктор филологических наук, профессор кафедры Казахской литературы и журналистики Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.
Хайржанова Ахмарал Хатифовна – кандидат филологических наук, декан факультета Мировых языков Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.
Балтогаева Жайли Елеповна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры Казахской литературы и журналистики Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Естественные науки
Имашев Гизатулла - доктор педагогических наук, профессор кафедры Физики и технических дисциплин Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Кенжегулов Бекет – доктор технических наук, профессор, декан факультета Физики и математики Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Касенов Солтанбек Капасович – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета Естетственных наук Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Худаверди Ганбар оглы Ганбаров – доктор биологических наук, профессор кафедры Микробиологии Бакинского Государственного Университета, г.Баку, Азербайджанская Республика.

Насиров Рахметулла - доктор химических наук, профессор кафедры Химии Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Таубаев Бактибек Джубандыкович - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры Экономической теории и государственного управления Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Сагындыкова София Зулхарнаевна - доктор биологических наук, профессор, заведующая лабораторией Биотехнологии Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.
Sally Cutler – PhD, University of East London, School of Health, London, England.

Дюсегалиев Мухит Жоламанович - доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры Экономики и менеджмента Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Каражигитова Тамара Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент кафедры Математики и методики преподавания математики Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Есенаманова Мансия Санаковна – кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры Экологии Атырауского государственного университета имени Х.Досмухамедова.

Головко Николай Васильевич - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, заместитель директора по научной работе Института педагогики Национальной академии педагогических наук, г.Киев, Украина.

Условия подписки: Подписной индекс – 74009.

СИНКВЕЙН К ПОНЯТИЯМ 1. «ЛИЧНОСТЬ» 2. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ» 3. Педагог 4. Просветитель 5. ВрачСИНКВЕЙН К ПОНЯТИЯМ
1. «ЛИЧНОСТЬ»
2. «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ»
3. Педагог
4. Просветитель
5. Врач

ТЕХНИКА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА:
ПЕРВАЯ СТРОКА – ОДНО СЛОВО, НАЗВАНИЕ
ЯВЛЕНИЯ/СОСТОЯНИЯ (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
ВТОРАЯ СТРОКА – ДВА СЛОВА, ОПИСАНИЕ
ЭТОГО
ЯВЛЕНИЯ/СОСТОЯНИЯ
(ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)
ТРЕТЬЯ СТРОКА ТРИ СЛОВА,ДЕЙСТВИЯ,
КОТОРОЕ ВЫ СОВЕРШАЕТЕ, ПОПАВ В ЭТО
СОСТОЧНИЕ/ЯВЛЕНИЯ
(ГЛАГОЛ)
ЧЕТВЁРТАЯ СТРОКА – ЧЕТЫРЕ СЛОВА,ЧУВСТВА,
КОТОРЫЕ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ, НАХОДЯСЬ В ЭТОМ
ПРОЦЕССЕ, СОВЕРШАЯ В НЁМ ДЕЙСТВИЯ/
СОВЕРШИВ ПРИВЫЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ФРАЗА)
ПЯТАЯ СТРОКА - - ПОВТОРЕНИЕ ПЕРВОЙ
СТРОКИ, НАЗВАНИЕ СОСТОЯНИЯ (СИНОНИМ)

Пример:

Пример:

Пример:
Учитель
- авторитетный, добрый, требовательный
- учит, воспитаывает, обучает
- любящий свою работу
- дуг, наставник, товарищ

Синквейн на тему «Личность»
1. Личность.
2. Важная, особая, выдающаяся, свободная, независимая,
создающая, обогащенная
3. Становится, приобретает, формируется, строит
4. Персона, человек, созидатель
Х.Досмухамедов как выдающаяся личность сформировался на
протяжении 19-20 веков своими политическими убеждениями и
мироовзрением, особыми взглядами на построение будущее своей
страны. Важными политическими взглядами политика были
создание свободной и независимой страны, обогащение людей
всесторонними знанеями современной науки. Личность как важная
персона как созидатель человек, обогащенный всесторонними
знаниями, взглядами и убеждениями, каким является
Х.Домухамедов

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ ОБЩЕСТВЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ,УЧЁНЫМ - ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ, ВРАЧОМ, ПЕДАГОГОМ.

ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ
ЯВЛЯЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ
ОБЩЕСТВЕННЫМ
ДЕЯТЕЛЕМ,УЧЁНЫМ
ЭНЦИКЛОПЕДИСТОМ,
ВРАЧОМ,
ПЕДАГОГОМ.

10.

БУДУЧИ
ОДНИМ
ИЗ
ЯРЧАЙШИХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
КАЗАХСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, СФОРМИРОВАВШЕЙСЯ В
НАЧАЛЕ XX ОН ПРОЖИЛ СВОЮ ЖИЗНЬ ВО
ИМЯ БЛАГА НАРОДА И ОСТАВИЛ СЛЕД В
ИСТОРИИ
КАЗАХСКОЙ
ЗЕМЛИ
КАК
ЛИТЕРАТОР, ИСТОРИК, ЯЗЫКОВЕД, БИОЛОГ,
ПЕРЕВОДЧИК, ЖУРНАЛИСТ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ И
ОРГАНИЗАТОР
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В
КАЗАХСТАНЕ.

11. Х. ДОСМУХАМЕДОВ РОДИЛСЯ 24 апреля 1883 года НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО КЗЫЛГОГИНСКОГО РАЙОНА АТЫРАУСКОЙ ОБЛАСТИ. ОТЕЦ

ДОСМУХАМЕДОВА МАШАКУЛЫ
БЫЛ ПОТОМКОМ ИЗВЕСТНЫХ БИЕВ. В СВОИХ
ПОКАЗАНИЯХ СЛЕДОВАТКЛЮ ОГРУ 14 сентября
1931
года
Х.
ДОСМУХАМЕДОВ
ПИСАЛ:
«ПРОИСХОЖУ ИЗ КРЕСТЬЯН, ОТЕЦ И МАТЬ
САМЫЕ ОБЫКНОВЕННЫЕ КОЧЕВНИКИ, ИМЕЛИ
СРЕДНИЙ
ДОСТАТОК
И,
ОБРЕМЕНЁННЫЕ
СЕМЬЁЙ, ЕЛЕ СВОДИЛИ КОНЦЫ С КОНЦАМИ.
ОТЕЦ УМЕР ДО ОКОНЧАНИЯ МНОЮ ВУЗА...».

12. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ В ЧИСЛЕ ДЕСЯТИ КАЗАХСКИХ МАЛЬЧИКОВ ПОСТУПАЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС УРАЛЬСКОГО КАЗАЧЬЕГО РЕАЛЬНОГО УЧИЛИЩА,

КОТОРОЕ
ОКАНЧИВАЕТ В 1903 г. «ПЕРВЫМ
УЧЕНИКОМ».

13.

В 1903 г. ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ
ПОСТУПАЕТ
В
ИМПЕРАТОРСКУЮ
ВОЕННО
МЕДИЦИНСКУЮ
АКАДЕМИЮ
САНКТПЕТЕРБУРГА

14.

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПЕРИОД УЧЁБЫ (1903 – 1909)
СОВПАЛ С БУРНЫМИ ГОДАМИ
ПЕРВОЙ
РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Х. ДОСМУХАМЕДОВ
ПОПАЛ В СТУДЕНЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ, ЖАДНО
ВЗЯЛСЯ
ЗА
СВОЁ
ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ,
ЗНАКОМИЛСЯ
С
ПРОГРАММНЫМИ
ТРЕБОВАНИЯМИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

15.

ОДНАКО НИ ЕГО, НИ
ДРУГИХ
ЕГО
СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
НЕ
УСТРАИВАЛА
НИ
ОДНА
ИЗ ПРОГРАММ.
ВМЕСТЕ
СО
СТУДЕНТАМИ
СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ
ОН ВХОДИТ В СОСТАВ
«КАДЕТСКОЙ»
ПАРТИИ
СО
СВОЕЙ
СОБСТВЕННОЙ
ПРОГРАММОЙ
«ПРОГРАММОЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ КАЗАХСТАНА».

16. В 1905 – 1906 гг. ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ, КАК СВИДЕЛЬСТВУЕТ Х. ДОСМУХАМЕДОВ, «СОВМЕСТНО С НЕКОТОРЫМИ СТУДЕНТАМИ ЗАНИМАЛСЯ В УРАЛЬСКОЙ

ОБЛАСТИ...
РАЗЪЯСНЕНИЕМ
СОВЕРШИВШИХСЯ СОБЫТИЙ, ПЕЧАТАЛ
СТАТЬИ В ГАЗЕТАХ... ЕЗДИЛ В СТЕПЬ, В
АУЛЫ, ГДЕ Я И ДРУГОЙ СТУДЕНТ БЫЛИ
АРЕСТОВАНЫ В НАЧАЛЕ 1906 года И НАМ
БЫЛА ЗАПРЕЩЕНА НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПОЛИЦИЕЙ …»

17.

ПОСЛЕ
ОКОНЧАНИЯ
ВОЕННОМЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ С ЗОЛОТОЙ
МЕДАЛЬЮ
В
1909
г.
ХАЛЕЛ
ДОСМУХАМЕДОВ СЛУЖИЛ ВОЕННЫМ
ВРАЧОМ СНАЧАЛА В ПЕРМИ, ЗАТЕМ В
УРАЛЬСКЕ, А ПОД КОНЕЦ СВОЕЙ
ПРАКТИКИ
В
ОРЛОВСКОМ
СТРЕЛКОВОМ БАТАЛЬОНЕ. В 1913 г. В
ОЗНАМЕНОВАНИЕ
ТРЁХСОТЛЕТИЯ
ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ ЗА
ЗАСЛУГИ В ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ОН
НАГРАЖДАЕТСЯ
БРОНЗОВОЙ
ИМПЕРАТОРСКОЙ
МЕДАЛЬЮ
И
ДОСРОЧНО
ОСВОБОЖДАЕТСЯ
ОТ
НЕСЕНИЯ
ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ВОЕННОЙ
СЛУЖБЫ

18. .

ВРАЧОМ В ТЕМИРСКОМ УЕЗДЕ
УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
И ДО 1917 г. ШИРОКО ЗАНИМАЕТСЯ
ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКОЙ,
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
МЕДИКОПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ
В АУЛАХ УРАЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, В
ЧАТНОСТИ,
КАК ОН САМ ПИСАЛ ОБ ЭТОМ,
«РАБОТАЛ МНОГО РАЗ
ПО БОРЬБЕ С ЧУМОЙ».

19. ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ВРАЧ ГОРЯЧО ПОДДЕРЖАЛ МНОГОГРАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛИХАНА БУКЕЙХАНОВА, АХМЕТА БАЙТУРСЫНОВА И МЫРЖАКЫПА ДУЛАТОВА

ПО
ИЗДАНИЮ
В
ОРЕНБУРГЕ ГАЗЕТЫ «КАЗАХ» И
ЯВЛЯЛСЯ ОДНИМ ИЗ ЕЁ АКТИВНЫХ
АВТОРОВ.

20. ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТОЯЛ У ИСТОКОВ

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ
ВМЕСТЕ
С
ДРУГИМИ
ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ
КАЗАХСКОЙ НАЦИОНАЛДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ СТОЯЛ
У
ИСТОКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ
ПАРТИИ
«АЛАШ»

21. ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ И УХОДА «АЛАШ - ОРДЫ» С ИСТОРИЧЕСКОЙ АРЕНЫ ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ ОТОШЁЛ ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЦЕЛИКОМ
ПЕРЕКЛЮЧИЛСЯ
НА
НАУЧНОПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И
ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В
СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНЕ.

22.

ОН РАБОТАЕТ
ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ
ТАШКЕНТСКОГО
ИНСТИТУТА
НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ,
ОДНОВРЕМЕННО
ВРАЧОМ –
ОРДИНАТОРОМ
БОЛЬНИЦЫ
МЕДИЦИНСКОГО
ФАКУЛЬТЕТА
СРЕДНЕ-АЗИАТСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
УНИВЕРСИТЕТА

23.

С
1923
года
Х.
ДОСМУХАМЕДОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
НАУЧНОЙ
КОМИССИИ
ТУРКЕСТАНСКОЙ
АССР И ГОСКОМИТЕТА ПО
ДЕЛАМ
ИЗДАТЕЛЬСТВА
И
НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ОН
ВОЗГЛАВЛЯЕТ
КАЗАХСКОКИРГИЗСКУЮ
КОМИССИЮ,
СОЗДАННУЮ
ПРИ
ТУРКЕСТАНСКОМ
КОМИССАРИАТЕ
ПРОСВЕЩЕНИЯ В г. ТАШКЕНТЕ
В ЦЕЛЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ И
ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ И ПЕДАГОГИКИ
(апрель 1923 г.). ПАРАЛЛЕЛЬНО
СТАНОВИТСЯ
ОДНИМ
ИЗ
ОРГАНИЗАТОРОВ
ОБЩЕСТВА
РЕВНИТЕЛЕЙ
КИРГИЗСКОЙ
КУЛЬТУРЫ «ТАЛАП».

24.

В 1924 г. ОН ПЕРВЫМ ИЗ
КАЗАХОВ ИЗБИРАЕТСЯ
ЧЛЕН - КОРРЕСПОНДЕНТОМ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БЮРО
КРАЕВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ НАУК.
В 1926 – 1930 гг. – ПОМОЩНИК
РЕКТОРА,
ПРОРЕКТОР,
ЗАВЕДУЮЩИЙ
КАФЕДРОЙ
ПЕДОЛОГИИ ПЕРВОГО ВУЗА В
РЕСПУБЛИКЕ - КАЗАХСКОГО
ВЫСШЕГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИНСТИТУТА
(НЫНЕ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени АБАЯ)

25. В 1927 г. ЕМУ ПРИСВОЕНО ЗВАНИЕ ДОЦЕНТА, В 1929 г. – ПРОФЕССОРА. ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВМЕЩАЕТ С ДОЛЖНОСТЬЮ ЗАВЕДУЮЩЕГО

ПЛАНОВООРГАНИЗАЦОННОГО
ОТДЕЛА
УПРАВЛЕНИЯ
КОМИССАРИТА
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАЗАХСКОЙ АССР

26. ПРОФЕССОР ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ - ПЕРВЫЙ КАЗАХСКИЙ УЧЁНЫЙ, ГЛУБОКО ИССЛЕДОВАВШИЙ ВОССТАНИЕ 1836 – 1837 гг. ПОД РУКОВОДСТВОМ ИСАТАЯ

ТАЙМАНОВА.
В 1924 г. НА СТРАНИЦАХ
ЖУРНАЛА «САУЛЕ» БЫЛА НАПЕЧАТАНА СТАТЬЯ
«КАЗАХСКИЕ БАТЫРЫ: ИСАТАЙ, МАХАМБЕТ», А В 1925
г. в ТАШКЕНТЕ ВЫХОДИТ НАПИСАННАЯ ИМ КНИГА
«ИСАТАЙ – МАХАМБЕТ», В КОТОРОЙ ВПЕРВЫЕ
ОПУБЛИКОВАНО
БОЛЬШИНСТВО
СТИХОВ
МАХАМБЕТА
УТЕМИСОВА

27.

Х. ДОСМУХАМЕДОВ
НАПИСАЛ ТАКЖЕ ОЧЕРК
ПО ИСТОРИИ ВОССТАНИЯ
ПОД РУКОВОДСТВОМ
К. КАСЕНОВА, ИЗДАЛ
СТИХИ ИЗВЕСТНОГО
ПОЭТА МУРАТА
МОНКЕУЛЫ,
ПОЗНАКОМИЛ ШИРОКУЮ
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ С
ТВОРЧЕСТВОМ ПОЭТА
ИГИЛЬМАНА ШОРЕКОВА.

28.

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ - КЛАССИЧЕСКИЙ
ОБРАЗЕЦ
РАЗНОСТОРННЕ
ОБРАЗОВАННОГО
УЧЁНОГО- ФИЛОЛОГА. ОН В СОВЕРШЕНСТВЕ
ВЛАДЕЛ НЕСКОЛЬКИМИ ЯЗЫКАМИ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ДРЕВНЕТЮРКСИМ, НЕМЕЦКИМ; БЫЛ
ПЕРВЫМ
ЛИНГВИСТОМ, ИССЛЕДОВАВШИМ
ЗАКОН СИНГАРМОНИЗМА В КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ,
ГЛУБОКИМ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ ЛИТЕРАТУРЫ,
ТАЛАНТЛИВЫМ
ФОЛЬКЛОРИСТОМ,
МАСТЕРСКИ
ИСПОЛЬЗОВАВШИМ
ИСТОРИЧЕСКИЕ
И
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ
СВЕДЕНИЯ В СВОИХ ТРУДАХ, НЕУТОМИМЫМ
СОБИРАТЕЛЕМ
УСТНОГО
НАРОДНОГО
ТВОРЧЕСТВА.

29.

ВЛАДЕЯ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИМИ
ЗНАНИЯМИ, Х. ДОСМУХАМЕДОВ ОСТАВИЛ
ПОСЛЕ СЕБЯ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ТРУДЫ ПО
МЕДИЦИНЕ,
БИОЛОГИИ,
ЗООЛОГИИ,
ЛИНГВИСТИКЕ, ФОЛЬКЛОРУ. ОН АВТОР
ПЕРВЫХ ОРИГИНАЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ И
УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ:
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»,
«ЖИВОТНЫЕ»,
«ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА», «ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ
УЧАЩИХСЯ», «ЗООЛОГИЯ».

30.

В
НАСТОЯЩЕЕ
ВРЕМЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ ИЗВЕСТНО БОЛЕЕ
60 НАУЧНЫХ РАБОТ, УЧЕБНИКОВ,
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ
СТАТЕЙ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ
ПЕРУ
Х.
ДОСМУХАМЕДОВА.
МНОГИЕ
ИЗ
ЕГО
СТАТЕЙ
ПРИКЛАДНОГО,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО,
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО
ХАРАКТЕРА,
ОПУБЛИКОВАННЫЕ НА СТРАНИЦАХ
ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ
ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ДО СИХ

31.

ХАЛЕЛ ДОСМУХАМЕДОВ В
ТЕЧЕНИЕ ЛИШЬ ДЕСЯТИ ЛЕТ
СМОГ ЗАНИМАТЬСЯ АКТИВНОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ,
КОТОРАЯ
БЫЛА
НАСИЛЬСТВЕННО
ПРЕРВАНА В 1930 ГОДУ.

32.

ОН БЫЛ ДВАЖДЫ ОСУЖДЁН (1932 г.; 1939 г.).
ВОЕННЫМ ТРИБУНАЛОМ ВОЙСК НКВД 24
апреля 1939 г. Х. ДОСМУХАМЕДОВ ОСУЖДЁН
НА 10 ЛЕТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ. ОДНАКО
ПРИГОВОР
НЕ
БЫЛ
ПРИВЕДЁН
В
ИСПОЛНЕНИЕ, ТАК КАК ОН СКОНЧАЛСЯ В
ТЮРЬМЕ № 1 г. АЛМА-АТЫ.

33.

ЛИШЬ СПУСТЯ ПОЧТИ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ – 11
февраля 1958 года ВОЕННОЙ КОЛЛЕГИЕЙ ВЕРХОВНОГО
СУДА СССР ПРИГОВОР ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА
ОТ 24 апреля 1939 г. В ОТНОШЕНИИ ХАЛЕЛА
ДОСМУХАМЕДОВА БЫЛ ОТМЕНЁН. В ТОМ ГОДУ
В ЖУРНАЛЕ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАЗАХСТАНА»
БЫЛА ОПУБЛИКОВНА О НЁМ НЕБОЛЬШАЯ СТАТЬЯ
«УЧЁНЫЙ И ВРАЧ» ПОД АВТОРСТВОМ МАМАЕВА.
НО ДАЖЕ ПОСЛЕ ПОСМЕРТНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ САГИРА С ДЕТЬМИ

38. В верхнем ряду Анапия, Рабига, Карашаш (дочери Халела) В нижнем ряду слева направо дочь и сын Хасена (брата Халела), Сагира

В верхнем ряду Анапия, Рабига,
Карашаш
(дочери
Халела)
В нижнем ряду слева направо дочь и
сын Хасена (брата Халела), Сагира
(жена Халела) и Ергазы Абдрахимов
(зять
Халела).

39. Музей в поселке Миялы (Кзыл-Когинский район Атырауской области)

Музей в поселке Миялы (КзылКогинский
район
Атырауской
области)

40. ЗАДАНИЯ

Биография Х. Досмухамедова
Задания: 1. Составить хронологическую
таблицу
жизни
и
деятельности
Х.Досмухамедова.
Сравнить её с таблицей в книге.
Задание 2. Составьте собственный
портрет личности Х. Досмухамедова.

41. ЗАДАНИЯ

Представьте: Вы студент Санкт Петербургского вуза. Приняли
бы участие в общественнополитической жизни общества?
Разделяете ли Вы взгляды
студенческой молодёжи того
времени?
Составить план
Ваших действий.

Необходимость открытия высшего учебного заведения в Гурьева, появилась накануне ВОВ, так как в области остро ощущалась нехватка специалистов. В то время в городе было лишь одно училище, готовящее учителей начальных классов. Таким образом в 1939 году было открыто учебное учреждение готовившие преподавателей всех профилей, со сроком обучения в два года. Первый год обучения в институте было 120 человек, и на основании количества учащихся, через год было открыто общежитие, а в 41 году было найдено новое общежитие на 500 человек. В после военное время категорически не хватало учителей, поэтому в 1950 году был открыт Гурьевский учительский институт, обучающий по трем направлениям: физико-математическое, филологическое и естественно-географическое. Физико-математическое отделение располагалось в здании учительского института, а филологическое разместилось в школе №6.

Учебным корпусом вуза стало здание бывшей школы имени Ленина и два барака под размещение учащихся. Первый выпуск новоиспеченных учителей составил 150 человек в 1952 году. Шли годы, материально-техническая база колледжа улучшалась, появлялись новые преподаватели. Однако появился спрос на специалистов такого профиля, которых новый институт не готовил. В 1959-1960 годах, было создано еще два отделения и была открыта заочная форма обучения.

1963 год ознаменовался для вуза получением здания школы-интерната, в которое перешли обучаться студенты историко-филологического факультета и сама администрация высшего учебного заведения. Вуз все расширялся и к 1970 году имел уже 15 факультетов. Для оказания более качественного образования в 1975 году впервые стали привлекаться преподаватели из за рубежа. В тот же год, количество преподавателей увеличилось до 120 человек, из которых 17 человек имели ученые степени, а 30 лишь прошли аспирантуру, студентов обучалось уже 2700 человек.

С 1962 года стали проводиться научные конференции, стало функционировать отделение повышения квалификации. Большое внимание стало уделяться укомплектованию библиотеки, книжный фонд которой, уже тогда составлял 130.000 экземпляров. В учебных целях при библиотеке появился кинозал, в котором показывали довоенные и послевоенные фильмы. Большое внимание уделялось досугу и студенческим организациям. Начали проводить КВН, появились швейные, гитарные, дебатные, кулинарные кружки. Очень популярным был кружок оказания первой помощи. В студенческий досуг было вовлечено более четверти всех учащихся студентов. Преподаватели музыки организовали вокальный хор, духовой хор, оркестры русских и казахских инстументов.

В 1977 году, на ранее открытых факультетах «Музыки и пения» и «Педагогики начального образования» был открыт музыкально педагогический факультет. Начался процесс перепрофилирования преподавателей, появились новые кафедры теоретической физики, математического анализа, геометрии, пионерской и комсомольской работы. Таким образом к 1980 году количество кафедр увеличилось до 24.

В декабре 1986 года в университете появилась студенческая столовая на 220 мест. Позже был открыт спортивный комплекс, включающий спортивное поле, гимнастический зал и большой плавательный бассейн. В 1988 году было построено и введено в эксплуатацию третье общежитие на 400 мест. Достроен новый корпус учебного заведения, который вмещал еще 1200 человек. В 1990 году появился первый лингафонный кабинет, в котором готовили преподавателей иностранного языка и литературы. Общее количество учащихся составило 4776 человек.

2000 год стал годом, когда образовательное учреждение получило свой третий корпус и четвертое общежитие. Возрос потенциал корпуса преподавателей, насчитывающий 390 человек, 107 из них имеют степени и звания, 83 кандидата и несколько профессоров. Появились лаборатории, оснащенных компьютерами. Такие лаборатории помогли ускорить процесс обучения всего вуза. В АГУ начали проводить различные выездные конференции, была создана собственная типография, выпускавшая университетскую газету. Вскоре появились первые научные работы преподавателей, которые так же были реализованы нашей типографией.

На сегодняшний день, университет имени Халела Досмухамедова представляет собой высококвалифицированный преподавательский состав включающий в себя: докторов наук и кандидатов наук, магистров, академиков международных академий, отличников народного образования, журналистов РК, художников и мастеров спорта.

Сегодня у нас имеется программа Европейского Союза, направленная на осуществление помощи проектам созданным нашей талантливой молодежью. Имеется собственный музей, основанный в 2001 году. На текущий момент университет обучает по 46 специальностям бакалавриата, и 14 - магистратуры. Учебное пространство включает в себя 5 учебных зданий, 2 больших общежития, спортивный комплекс «Жайык» и медицинский пункт. 500 преподавателей обучают более 6 тысяч студентов ежегодно. Имеется шесть факультетов: «Инновационных технологий», «Естественных и сельскохозяйственных наук», «Физики, математики и информационных технологий», «Гуманитарных наук и иностранных языков», «Факультет экономики и права», «Факультет полиязычного образования».

Музей содержит элементы указывающие на развитие и становление истории учебного заведения, в том числе ссылки и материалы указывающие на основателя института. Там можно увидеть залы по этапам развития университета включающие в себя «Гурьевский институт учителей», «Гурьевский педагогический институт», «Атырауский педагогический институт», «Атырауский педагогический институт имени Х. Досмухамедова», «Атырауский государственный педагогический университет имени Х. Досмухамедова», Хронику ректоров нашего университета, почетных преподавателей, докторов наук, наших выпускников, а так же культуру и традиции университете.

ДОСМУХАМЕДОВ (МАШАКОВ) Халел Досмухамедович

Родился 24 апреля 1883 ауле №13 (местность Той-Сойган), ныне на территории Кзыл-Когинского района Атырауской области Казахстана. По автобиографии из семьи «обыкновенного кочевника, среднего достака». Имел 9 братьев и сестер.

Окончил Уральское войсковое реальное училище (1895-1903), Императорскую военно-медицинскую Академию, г. Санк-Петербург (1903-1909), «лекарь с отличием». Член-корреспондент Центрального бюро краеведения при РАН (январь 1924).

В 1905-06 (во время каникул) занимался агитацией в национально-просветительском духе, публиковал статьи в газетах «Уральский листок» и «Фикр». Агитировал против кандидатуры Б.Каратаева на выборах в ГосДуму. В начале 1906 был арестован и официально предупрежден полицией о незаконных действиях.

В 1909-13 – врач Марчанского участка Чердынского уезда Пермской губернии, младший врач Уральского казачьего войска, г. Уральск.

В 1913-18 – участковый врач Темирского уезда Уральской области.

19 апреля 1917 года на Уральском областном казахском съезде избран кандидатом в члены «организуемого» Уральского областного казахского комитета, там же избран делегатом на Всероссийский мусульманский съезд.

В июле 1917 – председатель на 1-м Всекиргизском (всеказахском) съезде в г. Оренбурге. Определен решением съезда кандидатом в депутаты Учредительного Собрания от Уральской губернии

В декабре 1917 – товарищ (заместитель) председателя на 2-м Всекиргизском съезде в г. Оренбурге. Голосовал (в числе 33 делегатов) за немедленное провозглашение автономии «Алаш-Орда», однако большинстовм голосов (42 делегата) решили отложить данный вопрос до «выяснения мнения некиргизского населения». Меньшинство не призанало данного решения и стало угрожать «присоединением» к Туркестанской автономии. Компромисс был найден – отложить решение вопроса на один месяц. Избран на съезде Членом «Всекиргизского Народного совета» (от Уральской губернии).

Весной 1918 – в Москве вел переговоры с В.Лениным и И.Сталиным о признании соввласти.

С мая-сентябрь 1918 – (проведя съезд в Джамбейты) — вместе с однофамильцем Джаншой Досмухамедовым – соруководитель «Временного киргизского правительства Уильского оляята/области» Алаш-Орды. Формально – один из 7 членов «Временного киргизского правительства».

С 11 сентября 1918 (на заседании правительства Алаш-Орды в г. Уфе) утвержден одним из 4-х руководителей Западного отделения Алаш-Орды (вместе с Кульмановым, Д.Досмухамедовым — председатель, И.Турмухамедовым).

В октябре 1918 г. указом т.н. «Уфимской Директории» все автономные правительства в России были упразднены, признали данное решение.

С осени 1919 года вели переговоры с соввластью, на предмет «слияния» с Кирревкомом.

Согласно решению Казревкома от 5 марта 1920 – «впредь до более прочного устройства соввласти в Киркрае… Досмухамедова изолировать от киргизских трудовых масс и отправить в Москву или другие города центральных губерний». Отправлен в Москву на рассмотрение ВЦИК.

В 1920-21 – ординатор Института физических методов лечения, г. Ташкент, одновременно – школьный врач Киргизского педагогического института и ординатор хирургической клиники медицинского факультета Среднеазиатского (Туркестанского) Университета.

В 1921-23 – председатель Киргизской (Казахской) научной комиссии при Государственном Ученом совете Наркомпроса Туркестанской Республики.

Одновременно, в 1922-24 – член коллегии-зав. лечебно-санитарным отделом Наркомата здравоохранения ТАССР. В 1923-25 – член коллегии Средне-Азиатского государственного издательства, «Воскиргосиздата», Восточного отделения «Киргосиздата». Главный редактор казхскоязычного научного журнала «Сана» (вышло 2 номера).

В 1925-26 — заведующий Восточным отделением «Казгосиздата».

С 1926 – зам. заведующего-член правления «Киргосиздата».

С апреля 1923 – член Экспедиционной комиссии ТурЦИК и ТурСНК по обследованию Джетысуйской губернии.

С сентября 1923 – председатель Государственного ученого совета при Наркомпросе ТАССР.

С 27.10.1923 — член коллегии Наркомпроса ТАССР.

С января 1924 – «член президиума по заведыванию» Киргизского (казахского) института просвещения, г. Ташкент.

С 1924 – пред. Центральной комиссии по борьбе с эпидемиями (чумой) при Наркомздраве ТАССР.

В 1924-25 – зам. пред. Киргизской (казахской) научно-издательской комиссии.

В 1926 – председатель ликвидационной комиссии Казахского института просвещения, заместитель ректора Казахского высшего педагогического института, школьно-санитарный врач КазВПИ, учитель анатомии, физиологии и гигиены опытно-показательной 9-летней школы при КазВПИ.

В 1926-27 – преподаватель курса «педология» КазВПИ, с 1927 — доцент.

В марте-апреле 1927 – председатель комиссии по организации Казахского Государственного университета, с июля 1928 – член комиссии.

С июня 1929 – профессор КазГУ по кафедре педологии.

В 1929-30 – проректор Казахского педагогического института.

15 сентября 1930 г. – арестован. Провел в тюрьме 19 месяцев, проходил по делу «Алаш-ордынской националистической организации».

20 апреля 1932 г. решением «Тройки при Полпреде ОГПУ в Казахстане» приговорен к 5 годам ИТЛ, с заменой на высылку в г. Воронеж на тот же срок.

В 1932-34 – зав. отделом ОЗФ и П. Института здравоохранения и гигиены облздравотдела Центрально-Черноземной области, г. Воронеж.

В 1934 – зам. зав. Воронежской городской детской лечебно-профилактической амбулаторией, участковый врач Центрального района г. Воронежа, санитарный врач-эпидемиолог Воронежского санитарного участка Юго-Восточной железной дороги.

В 1934-38 – врач в детском саду, пионерском лагере Воронежского райздравотдела.

В 1938 арестован, этапирован в Алма-Ату.

24 апреля 1939 года Военным трибуналом войск НКВД КазССР приговорен к ВМН, подал кассационную жалобу.

Женат. Пятеро детей. Его внучка – профессор Д.Е.Абдрахимова.

Постановлением Кабинета министров РК от 30 июля 1993 г. имя Х.Досмухамедова присвоено улице в г. Атырау и шкоел в селе Миялы. В мае 1995 г. в его честь переименовали бывшую ул. Мичурина в г.Алматы



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!