Биологическая цепь. Пищевые цепи и трофические уровни

Надежда Личман
НОД «Пищевые цепочки в лесу» (подготовительная группа)

Цель. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках.

Задачи.

Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

Формировать умения составлять пищевые цепочки, обосновывать их;

Развивать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка.

Развивать внимание детей, логическое мышление.

Способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.

Методы и приёмы:

Наглядный;

Словесный;

Практический;

Проблемно-поисковый.

Формы работы: беседа, задание, объяснение, дидактическая игра.

Образовательные области развития: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие.

Материал: игрушка бибабо бабушка, игрушка сова, иллюстрации растений и животных (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк, карточки растений и животных (листик, гусеница, птица, колоски, мышь, лиса, часы, воздушный шар, макет луга, эмблемы зеленого и красного цвета по количеству детей.

Рефлексия.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Стук в дверь. В гости приходит бабушка (кукла бибабо).

Здравствуйте, ребята! Приехала я к вам в гости. Хочу рассказать вам историю, которая произошла у нас в деревне. Живём мы возле леса. Жители нашей деревни пасут коров на лугу, который находится между деревней и лесом. Коровы наши питались клевером и давали много молока. На краю леса, в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал жителям деревни спать, и они её прогнали. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и, давать очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Мы не можем понять, почему так произошло. Помогите нам все вернуть назад!

Целеполагание.

Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь бабушке и жителям деревни? (Ответы детей)

Чем же мы можем помочь жителям деревни? (Ответы детей)

Совместная деятельность детей и педагога.

Почему произошло так, что коровы стали давать мало молока?

(Стало мало клевера.) Воспитатель выкладывает на столе картинку клевера.

Почему стало мало клевера?

(Погрызли мыши.) Воспитатель выкладывает картинку мыши.

Почему развелось много мышей? (Сова улетела.)

Кто охотился на мышей?

(Некому охотиться, сова улетела.) Выкладывается картинка совы.

Ребята, у нас с вами получилась цепочка: клевер - мышь - сова.

Вы знаете, какие ещё бывают цепочки?

Воспитатель показывает украшение цепочку, дверную цепочку, картинку с изображением собаки на цепи.

Что такое цепочка? Из чего она состоит? (Ответы детей)

Из звеньев.

Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой?

(Цепочка порвется, разрушится.)

Правильно. Посмотрим на нашу цепочку: клевер - мышь - сова. Такая цепочка называется пищевой. Почему, как вы думаете? Клевер является пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой. Клевер, мышь, сова - звенья этой цепочки. Подумайте, а можно ли из нашей пищевой цепочки убрать звено?

Нет, цепочка разрушится.

Уберем из нашей цепочки клевер. Что произойдет с мышами?

Им нечего будет есть.

Если исчезнут мыши?

Если улетит сова?

Какую ошибку совершили жители деревни?

Они разрушили пищевую цепочку.

Правильно. Какой вывод сделаем?

Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Они друг без друга обходиться не могут. Что нужно сделать, чтобы коровы снова давали много молока?

Вернуть сову, восстановить пищевую цепочку. Дети зовут сову, сова возвращается в дупло старого большого дерева.

Вот мы и помогли бабушке и всем жителям деревни, вернули всё назад.

А сейчас мы с вами и с бабушкой поиграем в дидактическую игру «Кто кого ест»?», потренируемся и потренируем бабушку в составлении пищевых цепочек.

Но сначала вспомним, кто живёт в лесу?

Звери, насекомые, птицы.

Как называются животные и птицы, которые питаются растениями?

Травоядные.

Как называются животные и птицы, которые питаются другими животными?

А как называются животные и птицы, которые питаются и растениями и другими животными?

Всеядные.

Перед вами картинки животных, птиц. На картинках с изображением животных и птиц наклеены кружочки разного цвета. Хищные животные и птицы отмечены красным кружком.

Травоядные животные и птицы отмечены зелёным кружком.

Всеядные – синим кружком.

У детей на столах наборы картинок птиц, зверей, насекомых и карточки с жёлтым кружочком.

Послушайте правила игры. У каждого игрока свое поле, ведущий показывает картинку и называет животного, вы должны составить правильно пищевую цепочку, кто кого ест:

1клеточка - это растения, карточка с жёлтым кружочком;

2 клеточка - это животные, которые питаются растениями (травоядные - с зелёным кружочком, всеядные – с синим кружочком);

3 клеточка - это животные, которые питаются животными (хищники – с красным кружочком; всеядные – синим). Карточки с черточкой закрывают вашу цепочку.

Выигрывает тот, кто правильно соберёт цепочку, она может быть длинная или короткая.

Самостоятельная деятельность детей.

Растения – мышь – сова.

Берёза – заяц - лиса.

Семена сосны – белка – куница – ястреб.

Трава – лось – медведь.

Трава – заяц – куница – филин.

Орехи – бурундук - рысь.

Жёлуди – кабан – медведь.

Зерно злаков – мышь полёвка – хорёк – сова.

Трава – кузнечик – лягушка – змея – сокол.

Орехи – белка – куница.

Рефлексия.

Вам понравилось наше с вами общение?

Что вам понравилось?

Что нового вы узнали?

Кто запомнил, что такое пищевая цепочка?

Важно ли её сохранение?

В природе все взаимосвязано, и очень важно, чтобы эта взаимосвязь сохранялась. Все обитатели леса являются важными и ценными членами лесного братства. Очень важно чтобы человек не мешал природе, не засорял окружающую среду и бережно относился к животным и к растительному миру.

Литература:

Основная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика – Синтез. Москва, 2015.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М: ТЦ Сфера, 2003.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М, 1999.

Николаева С. Н. Познаем природу - готовимся к школе. М. : Просвещение, 2009.

Салимова М. И. Занятия по экологии. Минск: Амалфея, 2004.

Есть много праздников в стране,

Но женский день отдан Весне,

Ведь только женщинам подвластно

Создать весенний праздник - лаской.

От всей души всех поздравляю

С Международным Женским днём !

Публикации по теме:

«Детям о безопасности». Основные правила безопасного поведения для детей дошкольного возраста в стихах «Детям о безопасности» Основные правила безопасного поведения для детей дошкольного возраста в стихах. Цель мероприятия: Воспитывать.

Формирование понимания синонимичных значений слов у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности Система проводится в несколько этапов. Вначале синонимы вводятся в пассивный словарь детей. Ознакомление детей с близкими по смыслу словами.

Консультация для родителей «Какие игрушки нужны детям старшего дошкольного возраста» В наше время выбор игрушек для детей столь многообразен и интересен, что для каждого родителя, заинтересованного в развитии своего ребенка,.

Консультация для родителей «Мультик детям не игрушка» для детей старшего дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мультик детям не игрушка!» Многих родителей беспокоит вопрос взаимоотношения ребёнка и телевизора. Что смотреть?.

Краткосрочный творческий проект «Детям о войне» для детей старшего дошкольного возраста. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: информационный. По числу участников проекта: групповой (дети подготовительной к школе.

Конспект занятия-беседы «О войне детям» для старшего дошкольного возраста Вид деятельности: Рассказ воспитателя «О войне детям». Просмотр фото презентации. Образовательная область: Познавательное развитие. Цель:.

Педагогический проект «Детям дошкольного возраста о празднике Рождество Христово» Педагогический проект «Детям дошкольного возраста о празднике Рождество Христово».

Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности Воспитатель - удивительная профессия. Еще один ее плюс в том, что она дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка. И хоть.

Развитие у детей дошкольного возраста ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства В наше время основной целью образования является подготовка всесторонне гармонично развитой личности ребенка. Творчество – это тот путь,.

Сказка и игры для облегчения детям понимания времен года СКАЗКА И ИГРЫ ДЛЯ ОБЛЕГЧЕНИЯ ДЕТЯМ ПОНИМАНИЯ ВРЕМЕН ГОДА «Четыре дочери года». Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки.

Библиотека изображений:

ТРОФИЧЕСКИЕ ЦЕПИ

Цель работы : получение навыков составления и анализа пищевых (трофических) цепей.

Общие сведения

Между живыми организмами экосистем существуют разнообразные связи. Одной из центральных связей, которая как бы цементирует самые разные организмы в одну экосистему, является пищевая, или трофическая. Пищевые связи объединяют между собой организмы по принципу пища - потребитель. Это ведет к возникновению пищевых, или трофических цепей. Внутри экосистемы содержащие энергию вещества создаются автотрофными организмами и служат пищей для гетеротрофов. Пищевые связи - это механизмы передачи энергии от одного организма к другому. Типичный пример – животное поедает растения. Это животное, в свою очередь, может быть съедено другим животным. Таким путем может происходить перенос энергии через ряд организмов

Каждый последующий питается предыдущим, поставляющим ему сырье и энергию.

Такая последовательность переноса энергии пищи в процессе питания от ее источника через последовательный ряд живых организмов называется пищевой (трофической) цепью, или цепью питания.Трофические цепи - это путь однонаправленного потока солнечной энергии, поглощенной в процессе фотосинтеза, через живые организмы экосистемы в окружающую среду, где неиспользованная часть ее рассеивается в виде низкотемпературной тепловой энергии.

ные мыши, воробьи, голуби. Иногда в экологической литературе любую пищевую связь называют связью «хищник – жертва», понимая под хищником поедателя. Стабильность системы «хищник-жертва» обеспечивается следующими факторами:

- неэффективность хищника, бегство жертвы;

- экологические ограничения, налагаемые внешней средой на численность популяции;

- наличие у хищников альтернативных пищевых ресурсов;

- уменьшение запаздывания в реакции хищника.

Место каждого звена в цепи питания являетсятрофическим уровнем. Первый трофический уровень занимают автотрофы, или так называемыепервичные продуценты. Организмы второго трофического уровня называютсяпер-

вичными консументами, третьего - вторичными консументамии т. д.

Трофические цепи делятся на два основных типа: пастбищные (цепи выедания, цепи потребления) идетритные (цепи разложения).

Растение → заяц → волк Продуцент → травоядное животное → плотоядное животное

Широко распространены и такие пищевые цепи:

Растительный материал (например, нектар) → муха → паук → землеройка → сова.

Сок розового куста → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица.

В водных, в частности, морских экосистемах пищевые цепи хищников длиннее, чем в наземных.

Детритная цепь начинается с мертвого органического вещества - детрита, который разрушается детритофагами, поедаемыми мелкими хищниками, и заканчивается работой редуцентов, минерализующих органические остатки. В детритных пищевых цепях наземных экосистем важную роль играют лиственные леса, большая часть листвы которых не употребляется растительноядными животными в пищу и входит в состав лесной подстилки. Листья измельчаются многочисленными детритофагами (грибами, бактериями, насекомыми), далее заглатываются дождевыми червями, которые осуществляют равномерное распределение гумуса в поверхностном слое почвы, образуя мулль. Разлагающие

микроорганизмы, завершающие цепь, производят окончательную минерализацию мертвых органических остатков (рис. 1).

В целом типичные детритные цепи наших лесов можно представить следующим образом:

листовая подстилка → дождевой червь → черный дрозд → ястребперепелятник;

мертвое животное → личинки падальных мух → травяная лягушка → уж.

Рис. 1. Детритная пищевая цепь (по Небелу, 1993)

В качестве исходного органического материала, который подвергается в почве биологической переработке организмами, населяющими почву, можно для примера рассмотреть древесину. Древесина, попадающая на поверхность почвы, прежде всего, подвергается переработке личинками насекомых усачей, златок, сверлил, которые используют ее в пищу. Им на смену приходят грибы, мицелий которых в первую очередь поселяется в ходах, проделанных в древесине насекомыми. Грибы еще сильнее разрыхляют и разрушают древесину. Такая рыхлая древесина и сам мицелий оказываются пищей для личинок огнецветки. На следующем этапе в уже сильно разрушенной древесине поселяются муравьи, которые уничтожают почти всех личинок и создают условия для поселения в древесине новой генерации грибов. Такими грибами начинают кормиться улитки. Завершают же разрушение и гумификацию древесины микробы-редуценты.

Аналогично идет гумификация и минерализация навоза диких и домашних животных, поступающего в почву.

Как правило, пища каждого живого существа более или менее разнообразна. Только все зеленые растения «питаются» одинаково: углекислым газом и ионами минеральных солей. У животных случаи узкой специализации питания довольно редки. В результате возможной смены питания животных все организмы экосистем вовлечены в сложную сеть пищевых взаимоотношений. Пищевые цепи тесно переплетаются друг с другом, образуя пищевые, или трофические сети. В трофической сети каждый вид прямо или косвенно связан со многими. Пример трофической сети с размещением организмов по трофическим уровням представлен на рис. 2.

Пищевые сети в экосистемах весьма сложные, и можно сделать вывод, что поступающая в них энергия долго мигрирует от одного организма к другому.

Рис. 2. Трофическая сеть

В биоценозах пищевые связи играют двоякую роль. Во-первых, они

обеспечивают передачу вещества и энергии от одного организма к другому.

Вместе, таким образом, уживаются виды, которые поддерживают жизнь друг друга. Во-вторых, пищевые связислужат механизмом регуляции численно-

Представление трофических сетей может быть традиционным (рис.2) или с использованием ориентированных графов (орграфов).

Геометрически ориентированный граф можно представить в виде набора вершин, обозначаемых кружками с номерами вершин, и дуг, соединяющих эти вершины. Дуга задаёт направление от одной вершины к другой.Путём в графе называется такая конечная последовательность дуг, в которой начало каждой последующей дуги совпадает с концом предыдущей. Дуги можно обозначать парой вершин, которые она соединяет. Путь записывается в виде последовательности вершин, через которые он проходит.Контуром называется путь, начальная вершина которого совпадает с конечной.

НАПРИМЕР:

Вершины;

А – дуги;

В – контур, проходящий через вершины 2, 4,

В 3;

1, 2 или 1, 3, 2 – пути от вершины

к вершине

В сети питания вершиной графа отображаются объекты моделирования; дуги, обозначаемые стрелками, проводят от жертвы кхищнику.

Любой живой организм занимает определённую экологическую нишу . Экологическая ниша – это совокупность территориальных и функциональных характеристик среды обитания, соответствующих требованиям данного вида. Никакие два вида не имеют в экологическом фазовом пространстве одинаковых ниш. Согласно принципу конкурентного исключения Гаузе, два вида с близкими экологическими требованиями длительное время не могут занимать одну экологическую нишу. Эти виды конкурируют, и один из них вытесняет другой. На основе сетей питания можно построитьграф конкуренции. Живые организмы в графе конкуренции отображаются в виде вершин графа, между вершинами проводится ребро (связь без направления) в том случае, если существуетживой организм , который служит пищей для организмов, отображаемых вышеуказанными вершинами.

Разработка графа конкуренции позволяет выделить конкурирующие виды организмов и проанализировать функционирование экосистемы и её уязвимость.

Широко распространён принцип соответствия роста сложности экосистемы и увеличения её устойчивости. Если экосистема представлена сетью питания, можно использовать разные способы измерения сложности:

- определить число дуг;

- найти отношение числа дуг к числу вершин;

Для измерения сложности и разнообразия сети питания используется также трофический уровень, т.е. место организма в цепи питания. Трофический уровень можно определять как по наиболее короткой, как и по наиболее длинной цепи питания от рассматриваемой вершины, имеющей трофический уровень, равный «1».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Задание 1

Составьте сеть для 5 участников: трава, птицы, насекомые, зайцы, лисы.

Задание 2

Установите цепи питания и трофический уровень по наиболее короткому и наиболее длинному пути сети питания из задания «1».

Трофический уровень и пищевая цепь

сети питания

по кратчайшему пути

по наиболее длинному пути

4 . Насекомые

Примечание: пастбищная пищевая цепь начинается с продуцентов . Организм, указанный в колонке 1, является верхним трофическим уровнем. Для консументов I порядка длинный и короткий пути трофической цепи совпадают.

Задание 3

Предложите трофическую сеть согласно варианта задания (табл. 1П) и составьте таблицу трофических уровней по наиболее длинному и наиболее короткому пути. Пищевые предпочтения консументов приведены в табл. 2П.

Задание 4

Составьте трофическую сеть по рис. 3 и разместите ее участников по трофическим уровням

ПЛАН ОТЧЕТА

1. Цель работы.

2. Граф трофической сети и граф конкуренции по учебному примеру (задания 1, 2).

3. Таблица трофических уровней по учебному примеру (задание 3).

4. Граф сети питания, граф конкуренции, таблица трофических уровней согласно варианту задания.

5. Схема трофической сети с размещением организмов по трофическим уровням (по рис.3).

Рис. 3. Биоценоз тундры.

Первый ряд: мелкие воробьиные, различные двукрылые насекомые, мохноногий канюк. Второй ряд: песец, лемминги, полярная сова. Третий ряд: белая куропатка, зайцы-беляки. Четвертый ряд: гусь, волк, северный олень.

Литература

1. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. 637 с.

2. Жизнь животных в 7-ми томах. М.: Просвещение, 1983-1989.

3. Злобин Ю.А. Общая экология. Киев.: Наукова думка, 1998. – 430 с.

4. Степановских А.С. Экология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИДАНА,

5. Небел Б. Наука об окружающей среде: как устроен мир. – М.: Мир, 1993.

–т.1 – 424 с.

6. Экология: Учебник для технических вузов/ Л.И. Цветкова, М.И. Алексеев, и др.; Под ред. Л.И. Цветковой. –М.: АСВ; СПб: Химиздат, 2001.-552с.

7. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ,

Таблица 1П

Видовая структура биоценоза

Название био-

Видовой состав биоценоза

Кедровник

Кедр корейский, береза желтая, лещина разнолистная,

осока, заяц-беляк, белка летяга, белка обыкновенная,

волк, бурый медведь, гималайский медведь, соболь,

мышь, кедровка, дятел, папоротник.

Заболоченный

Осоки, ирис, тростник обыкновенный.Заходят волк, лиса,

бурый медведь, косуля, мышь. Амфибии – углозуб сибир-

вейниковый

ский, квакша дальневосточная, лягушка сибирская. Улит-

ка, земляной червь. Птицы – дальневосточный белый

аист, пегий лунь, фазан, японский журавль, даурский жу-

равль. Бабочки махаоны.

Белоберезовый

Осина, береза плосколистная (белая) осина, ольха, дио-

скорея ниппонская (травянистая лиана), злаки, осоки,

разнотравье (клевер, чина). Кустарники – леспедеца, ря-

бинник, таволга. Грибы – подберезовики, подосиновики.

Животные - енотовидная собака, волк, лиса, медведь бу-

рый, колонок, изюбрь, косуля, углозуб сибирский, лягуш-

ка сибирская, мышь. Птицы – подорлик большой, синица,

Ельник травя-

Растения – пихта, лиственница, кедр корейский, клен, ря-

бинник рябинолистный, жимолость, ель, осоки, злаки.

кустарниковый

Животные – заяц-беляк, белка обыкновенная, белка летя-

га, волк, медведь бурый, медведь гималайский, соболь,

харза, рысь, изюбрь, лось, рябчик, сова, мышь, бабочка

Растения - дуб монгольский, осина, береза плосколистная,

липа, ильм, маакия (единственное на Дальнем Востоке

дерево, относящееся к семейству бобовых), кустарники –

леспедеца, калина, рябинник рябинолистный, шиповник,

травы – ландыш, осоки, чемерица, черемша, бубенчики,

колокольчики. Животные – бурундук, енотовидная соба-

ка, волк, лиса, медведь бурый, барсук, колонок, рысь, ка-

бан, изюбрь, косуля, заяц, углозуб сибирский, квакша

дальневосточная, лягушка сибирская, мышь, ящерица жи-

вородящая, сойка, дятел, поползень, жук-дровосек, кузне-

Растения - осина, береза плосколистная, боярышник, ши-

повник, спирея, пион, злаки. Животные – енотовидная

собака, волк, лиса, медведь бурый, колонок, изюбрь, ко-

суля, углозуб сибирский, лягушка сибирская, мышь, яще-

рица живородящая, сойка, дятел, поползень, подорлик,

жук-дровосек, кузнечик,

Таблица 2П

Спектр питания некоторых видов

Живые организмы

Пищевые пристрастия - «меню»

Трава (злаки, осоки); кора осины, липы, лещины; ягоды (земляни-

Семена злаков, насекомые, черви.

Белка летяга

и их личинки.

Растения

Потребляют солнечную энергию и минеральные вещества, воду,

кислород, углекислый газ.

Грызуны, зайцы, лягушки, ящерицы, мелкие птицы.

Белка обыкновен-

Кедровые орехи, орехи лещины, желуди, семена злаков.

Семена кустарников (элеутерококк), ягоды (брусника), насекомые

и их личинки.

Личинки насеко-

Личинки комаров – водоросли, бактерии.

мых комаров,

Личинки стрекоз – насекомые, мальки рыб.

Сок трав.

Грызуны, зайцы, лягушки, ящерицы.

Орлан белоплечий

Рыба, мелкие птицы.

Медведь бурый

Эврифаг, предпочтение отдает животной пище: кабаны (подсвин-

ки), рыба (лосось). Ягоды (малина, черемуха, жимолость, голуби-

ка), коренья.

Медведь гималай-

Дудник (медвежья дудка), лесные ягоды (брусника, малина, чере-

муха, голубика), мед (осы, пчелы), лилейные (луковицы), грибы,

орехи, желуди, личинки муравьев.

Насекомые

Травянистые растения, листья деревьев.

Мышь, белка, зайчата, рябчик.

Хищник. Зайцы, белка, подсвинки.

трава (хвощ зимующий), бобовые (вика, чина),

кора лещины, ив, подрост берез, корни кустарников (ле-

щина, малина).

Почки берез, ольхи, липы; злаки; ягоды рябины, калины; хвоя пих-

ты, ели, лиственницы.

Мышь, бурундук, зайчата, лисята, змеи (уж, полоз), ящерица, бел-

ка, летучая мышь.

Мыши, зайцы, косуля, стаей могут убить оленя, лося, кабана.

Уховертка

Хищник. Блохи, жуки (мелкие), слизни, дождевые черви.

Жук -дровосек

Кора березы, кедра, липы, кленов, лиственницы.

Пыльца растений.

павлиноглазка

Мышь, зайчата, бурундук, углозуб сибирский, птенцы журавлей,

аиста, уток; квакша дальневосточная, фазанята, черви,

крупные насекомые.

Кора лещины, березы, ив, дуба, осока, вейник, тростник; листья бе-

резы, ивы, дуба, лещины.

Хищник. Рачки, личинки комара.

Квакша дальнево-

Водные беспозвоночные.

Травы (вейник), осока, грибы, растительные остатки и почва.

Растения, рыба и ее икра во время нереста, насекомые и их личин-

Земляной червяк

Отмершие растительные остатки.

Дальневосточный

Улитка, квакша, сибирская лягушка, рыба (вьюн, ротан), змеи,

белый аист

мыши, саранча, птенцы воробьиных птиц.

Журавль японский

Корневища осок, рыба, лягушки, мелкие грызуны, птенцы.

Лунь пегий

Мышь, мелкие птицы (овсянки, камышевки, воробья), лягушки,

ящерицы, крупные насекомые.

Почки березы, ольхи, вейник.

Бабочки махаоны

Пыльца растений (фиалки, хохлатки).

Плотояден предпочтение отдает животной пище – зайцы, молодые

лосята, косули, олени, кабаны.

Енотовидная со-

Рыба тухлая, птицы (жаворонки, овсяницы, камышевки).

Веточный корм (береза, осина, ива, лещина; листья дуба, липы),

желуди, кора дуба, водоросли на мелководьях, вахта трехлистная.

Комар, пауки, муравьи, кузнечики.

Ящерица живоро-

Насекомые и их личинки, черви дождевые.

Подорлик

Хищник. Мелкие млекопитающие, фазан, мыши, зайцы, лисята,

птицы, рыба, грызуны.

Белки, бурундуки, птицы.

Бурундук

Семена яблони, шиповника, калины, рябинника, рябины; грибы;

орехи; желуди.

Корни, черви дождевые, мыши, насекомые (муравьи и их личинки).

Хищник. Мыши.

Семена злаков, орехи.

Орехи кедровые, желуди, ягода (рябина), яблоня.

Жуки дровосеки, насекомые древоточцы.

Кабан, заяц, косуля, лосята, оленята, лось, олень (подранки).

Поползень

Насекомые; семена древесных, ягоды, орехи.

Лемминги

Зерноядные. Осоки, шикша, злаки.

Зерноядные.

Хищник. Лемминги, птенцы куропаток, чаек.

Полярная сова

Лемминги, мыши полевки, зайцы, утки, фазаны, тетерева.

Белая куропатка

Растительноядные. Семена злаков; почки берез, ив, ольхи.

Травоядные, листья и кора деревьев, мох – ягель.

Заяц-беляк

Зимой – кора; летом – ягоды, грибы.

Травоядные. Осоки, злаки, водоросли, побеги водных растений.

Северный олень

Ягель, злаки, ягоды (морошка, клюква), мыши.

Косуля, изюбр, пятнистый олень, кабан.

Дафнии, циклопы

Одноклеточные водоросли.

Пищевая цепь - это сложная структура звеньев, в которой каждое из них взаимосвязано с соседним или же каким-либо другим звеном. Этими составляющими цепочки являются различные группы организмов флоры и фауны.

В природе пищевая цепь - это способ движения вещества и энергии в среде. Все это необходимо для развития и "строительства" экосистем. Трофическими уровнями называется сообщество организмов, которое располагается на определенном уровне.

Биотический круговорот

Пищевая цепь является биотическим круговоротом, который объединяет живые организмы и компоненты неживой природы. Данное явление также называется биогеоценозом и включает в себя три группы: 1. Продуценты. Группа состоит из организмов, которые производят пищевые вещества для других существ в результате фотосинтеза и хемосинтеза. Продуктом данных процессов являются первичные органические вещества. Традиционно, продуценты являются первыми в пищевой цепи. 2. Консументы. Пищевая цепь располагает данную группу над продуцентами, поскольку они потребляют те питательные вещества, которые произвели продуценты. В данную группу входят различные гетеротрофные организмы, к примеру, животные, съедающие растения. Различают несколько подвидов консументов: первичные и вторичные. В разряду первичных потребителей можно отнести травоядных животных, а ко вторичным - плотоядных, которые поедают описанных ранее травоядных. 3. Редуценты. Сюда относятся организмы, которые разрушают все предыдущие уровни. Наглядным примером может стать случай, когда беспозвоночные и бактерии разлагают остатки растений или мертвые организмы. Таким образом, пищевая цепь завершается, но круговорот веществ в природе продолжается, поскольку в результате данных превращений образуются минеральные и другие полезные вещества. В дальнейшем образованные компоненты используются продуцентами для образования первичной органики. Пищевая цепьсложная структура, поэтому вторичные консументы запросто могут стать пищей для других хищников, которых причисляют к третичным консументам.

Классификация

таким образом, принимает непосредственное участие в круговороте веществ в природе. Различают два типа цепей: детритные и пастбищные. Как видно из названий, первая группа наиболее часто встречается в лесных массивах, а вторая - на открытых пространствах: поле, луг, пастбище.

Такая цепь имеет более сложную структуру связей, там даже возможно появление хищников четвертого порядка.

Пирамиды

одна или несколько, существующие в конкретной среде обитания, образуют пути и направления движения веществ и энергии. Все это, то есть организмы и их места обитания, образуют функциональную систему, которая носит название экосистемы (экологической системы). Трофические связи достаточно редко бывают прямолинейными, обычно они имеют вид сложной и запутанной сети, в которых каждый компонент взаимосвязан с остальными. Переплетение пищевых цепей образует пищевые сети, которые в основном служат для построения и рассчетов экологических пирамид. В основе каждой пирамиды находится уровень продуцентов, наверх которого настраиваются все последующие уровни. Различают пирамиду чисел, энергии и биомассы.

Круговорот веществ в природе и цепи питания

Все живые организмы являются активными участниками круговорота веществ на планете. Используя кислород, углекислый газ, воду, минеральные соли и другие вещества, живые организмы питаются, дышат, выделяют продукты деятельности, размножаются. После гибели их тела разлагаются на про­стейшие вещества и вновь возвращаются во внешнюю среду.

Перенос химических элементов из живых организмов в окружающую среду и обратно не прекращается ни на секунду. Так, растения (автотрофные организмы) забирают из внешней среды углекислый газ, воду и минеральные соли. При этом они создают органические вещества и выделяют кислород. Животные (гетеротрофные организмы), наоборот, вдыхают выделенный растениями кислород, а пое­дая растения, усваивают органические вещества и выделяют углекислый газ и остатки пищи. Грибы и бактерии используют в пищу останки живых организмов и превращают органические вещества в минеральные, которые накапливаются в почве и воде. А минеральные вещества снова усваиваются растениями. Так в природе осуществляется постоянный и бесконечный круговорот веществ и поддерживается непрерывность жизни.

Круговорот веществ и все связанные с ним превращения требуют постоянного притока энергии. Источником такой энергии является Солнце.

На земле растения поглощают углерод из атмосферы путем фотосинтеза. Животные поедают растения, передавая углерод вверх по пищевой цепи, о которой мы расскажем чуть позже. Когда растения и животные умирают, то они передают углерод обратно земле.

На поверхности океана двуокись углерода из атмосферы растворяется в воде. Фитопланктон поглощает ее для фотосинтеза. Животные, поедающие планктон, выдыхают углерод в атмосферу и тем самым передают дальше по цепи питания. После гибели фитопланктона он может перерабатываться в поверхностных водах или оседать на дно океана. За миллионы лет этот процесс превратил ложе океана в богатый резервуар углерода на планете. Холодные течения переносят углерод к поверхности. При нагревании воды он освобождается в виде газа и попадает в атмосферу, продолжая цикл.

Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей. Под лучами солнца она испаряется и поднимается в воздух. Там капельки воды собираются в облака и тучи. Они выпадают на землю дождем, снегом или градом, которые снова превращаются в воду. Вода впитывается в землю, возвращается в моря, реки и озера. И все начинается сначала. Так происходит круговорот воды в природе.

Большую часть воды испаряет Мировой океан. Вода в нем соленая, а та, которая испаряется с его поверхности, - пресная. Таким образом, океан - мировая «фабрика» пресной воды, без которой жизнь на Земле невозможна.

ТРИ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА . Различают три агрегатных состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. Они зависят от температуры и давления. В повседневной жизни мы можем наблюдать во всех трех этих состояниях воду. Влага испаряется и переходит из жидкого состояния в газообразное, то есть водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и переходит в твердое состояние - лед.

Круговорот сложных веществ в живой природе включает пищевые цепи. Это линейная замкнутая последовательность, в которой каждое живое существо питается кем-то или чем-то и само служит питанием для другого организма. Внутри пастбищной пищевой цепи органические вещества создаются автотрофными организмами, например растениями. Растения поедаются животными, которых, в свою очередь, съедают другие животные. Грибы-редуценты разлагают органические останки и служат началом детритной трофической цепи.

Каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (от греческого слова «трофос» - «питание»).
1.Продуценты, или производители, производят органические вещества из неорганических. К продуцентам относятся растения и некоторые бактерии.
2. Консументы, или потребители, потребляют готовые органические вещества. Консументы 1-го порядка питаются продуцентами. Консументы 2-го порядка питаются консументами 1-го порядка. Консументы 3-го порядка питаются консументами 2-го порядка и т. д.
3. Редуценты, или разрушители, разрушают, то есть минерализуют органические вещества до неорганических. К редуцентам относятся бактерии и грибы.

ДЕТРИТНЫЕ ЦЕПИ ПИТАНИЯ . Существует два основных типа пищевых цепей - пастбищные (цепи выедания) и детритные (цепи разложения). Основу пастбищной пищевой цепи составляют автотрофные организмы, которых поедают животные. А в детритных трофических цепях большая часть растений не потребляется травоядными животными, а отмирает и затем разлагается сапротрофными организмами (например, дождевыми червями) и минерализуется. Таким образом, детритные трофические цепи начинаются от детрита, а затем идут к детритофагам и к их потребителям - хищникам. На суше преобладают именно такие цепи.

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА ? Экологическая пирамида - это графическое изображение соотношения различных трофических уровней пищевой цепи. Пищевая цепь не может содержать больше 5-6 звеньев, потому что при переходе на каждое следующее звено 90 % энергии теряется. Основное правило экологической пирамиды основывается на 10 %. Так, например, для образования 1 кг мас­сы дельфину нужно съесть около 10 кг рыбы, а им, в свою очередь, 100 кг корма - водных позвоночных, которым для образования такой массы необходимо съесть 1000 кг водорослей и бактерий. Если в соответствующем масштабе изобразить эти величины в порядке их зависимости, то действительно образуется своеобразная пирамида.

ПИЩЕВЫЕ СЕТИ . Зачастую взаимодействие между живыми организмами в природе более сложно, и визуально это похоже на сеть. Организмы, особенно хищники, могут питаться самыми разными существами, причем из различных пищевых цепей. Таким образом, пищевые цепи переплетаются, образуя пищевые сети.

Цель: расширить знания о биотических факторах среды.

Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты животных, иллюстрации различных растений и животных.

Ход работы:

1. Используйте оборудование и составьте две цепи питания. Помните, что цепь всегда начинается продуцентом и заканчивается редуцентом.

Растения насекомые ящерица бактерии

Растения кузнечик лягушка бактерии

Вспомните свои наблюдения в природе и составьте две цепи питания. Подпишите продуценты, консументы (1 и 2 порядков), редуценты.

Фиалка Ногохвостки хищные клещи хищные многоножки бактерии

Продуцент- консумент1- консумент2 - консумент2 - редуцент

Капуста слизень лягушка бактерии

Продуцент – консумент1 - консумент2 - редуцент

Что такое цепь питания и что лежит в её основе? Чем определяется устойчивость биоценоза? Сформулируйте вывод.

Вывод:

Пищева́я (трофи́ческая ) цепь - ряды видов растений, животных, грибов и микроорганизмов, которые связаны друг с другом отношениями: пища - потребитель (последовательность организмов, в которой происходит поэтапный перенос вещества и энергии от источника к потребителю). Организмы, последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80-90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4-5. Устойчивость биоценоза определяется разнообразием его видового состава. Продуце́нты - организмы, способные синтезировать органические вещества из неорганических, то есть, все автотрофы. Консументы - гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами (продуцентами). В отличие от редуцентов

Консументы не способны разлагать органические вещества до неорганических.Редуце́нты - микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие отмершие остатки живых существ, превращающие их в неорганические и простейшие органические соединения.

3. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей.

1) Паук, лиса

2) древоед-гусеница, ястреб-змеед

3) гусеница

4. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть:

трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.

1. Трава (100%) -- кузнечик (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

2. Кустарник (100%) -- заяц (10%) -- волк (1%) -- бактерии гниения (0,1%).

3. Трава (100%) -- муха (10%) -- синица (1%) -- волк (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

4. Трава (100%) -- комар (10%) -- лягушка (1%) -- уж (0,1%) -- бактерии гниения (0,01%).

5. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

Трава (40 тонн) -- кузнечик (4 тонны) -- воробей (0,4 тонны) -- лиса (0,04).



6. Вывод: что отражают правила экологических пирамид?

Правило экологических пирамид очень условно передает закономерность передачи энергии с одного уровня питания на следующий, в пищевой цепочке. Впервые эти графические модели были разработаны Ч. Элтоном в 1927 году. По этой закономерности суммарная масса растений должна быть на порядок больше растительноядных животных, а суммарная масса растительноядных животных на порядок больше хищников первого уровня и т.д. до самого конца пищевой цепи.

Лабораторная работа № 1



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!