Бюргер, готфрид август. Готфрид Август Бюргер: биографическая справка

Б. Пуришев

Бюргер Готфрид Август (Bürger, 1747-1794) - немецкий поэт, сын священника. В историю литературы вошел в качестве создателя немецкой баллады. Свою деятельность Б. начал с подражания поэтам Рококо: «Застольная песня» - «Trinklied» (1767), «Мой Амур» - «Mein Amor» (1768), «Ночное празднество Венеры» - «Die Nachtfeier der Venus» (1769) и др.

За время своего пребывания в Геттингене (1768-1772) Бюргер завязывает личные отношения с группой поэтов так наз. геттингенского союза (Hainbund) - Гельти (Hölty), Фосс, братья Штольберг, издатель Бойе - группой, по своим националистическим и смутно свободолюбивым настроениям и по враждебным рационализму тенденциям близкой к Sturm und Drang’у.

Помимо этих настроений, Б. роднит со Sturm und Drang’ом резко поставленная им в жизни и поэзии (стихи к Molly - сестре жены Б., с которой он был близок) проблема раскрепощения любви - одна из типичных проблем эпохи. Под влиянием тенденций Hainbund’а в творчестве Б. намечается перелом: в поисках национальной тематики он обращается к балладе, преобразовывая ее коренным образом.

Поэты Рококо знали фабулярное стихотворение, как бурлеск, как стихотворный рассказ, в центре которого стоит невероятное, чудесное событие (по большей части какой-нибудь эпизод из античной мифологии), в которое сам автор (поэты Рококо были рационалистами) не верит, над которым он склонен поиздеваться. Подобные пьесы отличались значительной вычурностью и были вполне понятны только для сравнительно узкого круга читателей (поэты Рококо обращались главным образом к дворянской интеллигенции и к одворянившимся кругам буржуазии).

Б., отражавший взгляды и настроения мелкой буржуазии, кладет в основу своей теории баллады принципы общедоступности и простоты: поэту следует исходить из образцов народной поэзии, стихотворение должно радовать «не только утонченного мудреца, но и сурового жителя леса, не только даму, проводящую время за туалетным столом, но и дочь природы за прялкой». Стихотворение должно обращаться к «народу», но оно должно также изображать народ. Б. выдвигает положение: изучайте народ. Вместо шаблонизированных Зевса, Венеры, Амура и т. п. возникают в балладах Б. простые люди, нарисованные без всякой иронии, без всякой издевки: крестьянин, совершающий героический поступок («Das Lied vom braven Manne», 1777), крестьянка, горюющая об околевшей корове («Die Kuh», 1784), дочь священника, обманутая знатным любовником («Des Pfarrers Tochter von Taubenheim», 1781), служанка, выказывающая преданность возлюбленному («Graf Walter», 1789). Поэты Рококо смеялись над чудесным, таинственным; Бюргер, стоявший вместе с другими представителями Sturm und Drang’а на почве иррационалистического мирочувствия, реабилитирует чудесное.

В ряде его баллад действуют мертвецы, привидения, оборотни («Lenore», 1773; «Der Raubgraf», 1773; «Der wilde Jäger», 1778). Таинственному Бюргер уделяет много места, оно-то собственно и сделало Бюргера популярным в среде немецких романтиков. Буржуазная аудитория, в своей значительной части ушедшая от настроений эпохи Просвещения, горячо приветствовала иррационалистические тенденции, которыми была проникнута поэзия Б. «Страшные» баллады (особенно «Ленора») имели огромный успех в читательской среде, но вызвали резкий протест со стороны «неоклассиков» (Шиллер, «Ueber В.’s Gedichte»), отражавших настроения аристократизировавшейся буржуазии.

Впрочем, Бюргеру не удалось полностью осуществить свои теоретические положения. Если одни его вещи отличаются большой простотой, даже известной наивностью, присущей народной поэзии (например «Schön Suschen», 1776), то другие крикливы и искусственны, («Lenardo und Blandine», 1776). Даже некоторым лучшим произведениям Б. в разной мере присущи только что указанные черты. Борясь с Рококо, Б. иногда прекращал борьбу, создавая вещи во вкусе Рококо (лучшей пьесой Бюргера может считаться баллада о похищении Европы Зевсом). Эта непоследовательность характерна для некоторых немецких буржуазных поэтов того времени, которые, с одной стороны, восставали на дворянскую культуру, с другой же - не имели нужных сил для окончательной победы над ней. Зато буржуазная природа Б. с особой резкостью проявилась в группе его стихотворений, насыщенных антидворянскими настроениями; в них рисуются картины злодеяний дворянства, страданий угнетаемых им простолюдинов (напр. «Der Bauer an seinen Fürsten», 1775 и др.).

Б. принадлежит также переработка знаменитой «Истории барона Мюнхгаузена» , сатирически изображающей служилое дворянство Германии. Свои взгляды на литературу Б. развил в работе «Aus Daniel Wunderlichs Buch». Работа состоит из частей: о разделении пьесы, сердечные излияния о народной поэзии, о допустимости введения привидений и ведьм в поэзию, полемика с просветителями.

На русский язык «Ленору» перевел В. А. Жуковский (ср. «Людмилу», 1808 год).

Список литературы

I. Сочин. Бюргера, hrsg. Griesbach, Berlin, 1872

Briefe von und an Bürger, hrsg. von Strodtmann, Berlin, 1874, 4 Bde

Собр. стих. издан.: Sauer (Stuttgart, 1884), Berger (Lpz., 1892), Wurzbach (Lpz., 1902, 4 Bde), Bab J. (Berlin, 1914).

II. Веселовский А., К народным мотивам. Баллады о Леноре, журн. МНП, СПБ., ноябрь, 1885

Сазанович И., Песни и сказки о женихе-мертвеце или брате-мертвеце, «Варшавск. университетские известия», № 1-3, Варшава, 1890

Каллаш В., Библиографические этюды по литературе сказочных схем и мотивов, «Живая старина», вып. 2, СПБ., 1892. Переводы: Б. и Рих. Фосс, Москва, 1901

Зелинский Ф., Античная Ленора, «Вестник Европы», СПБ., 1906

Goedeke G. A., Bürger in Göttingen und Gellinghausen, Hannover, 1873

Wurzbach W., Bürger, Lpz., 1900.

Родился в семье священника, и был вынужден по желанию деда изучать в Галле теологию, но с 1768 года он уже студент Гёттингенского университета, штудирующий юриспруденцию, философию и филологию. В эти годы он сближается с гёттингенским поэтическим «Союзом рощи», но не становится его членом. С 1772 года Бюргер - судебный чиновник и работает на этом посту до 1784 года. В результате неприятностей и ссор с феодальными сеньорами Бюргер оставил свое место, так и не принесшее ему материальной независимости, и стал приват-доцентом в Гёттингене, а с 1789 года - там же профессором эстетики без жалования.

Бюргер - один из крупнейших представителей движения «Бури и натиска», возникшего в литературе Германии на рубеже 1760-1770-х годов. Именно в эти годы в культурной жизни страны создаются произведения, которое ввели немецкую литературу в круг мировой литературы, - «Гётц» (1771) и «Вертер» (1774) Гёте , «Ленора» (1773) Бюргера. Несколькими годами позднее в литературу с теми же задачами вошел Ф. Шиллер («Разбойники», 1781).

Последние годы жизни Бюргера были омрачены неудачным третьим браком, бедностью, болезнями и резкими критическими нападками Ф. Шиллера на его творчество. Автор на протяжении всей своей жизни неустанно боролся с нищетой, из которой ему так и не довелось выбраться. Тяжелая жизнь труженика и борьба за кусок хлеба привели к тому, что он умер в возрасте 47 лет.

Заслуги Бюргера перед немецкой литературой не вызывают сомнения. Он основоположник национальной серьезной баллады, а его «Ленора» (1773) - одно из первых и лучших произведений этого жанра в мировой литературе. Она была образцом как для многих немецких поэтов (Гёте, Шиллер), так и для ряда зарубежных литераторов (В. Скотт в Англии, В. Жуковский и П. Катенин в России). Также Бюргер известен своими переводами, среди которых – «Макбет» Шекспира , а также фрагменты «Илиады» и «Одиссеи» Гомера .

Помимо поэзии Бюргер знаменит своим переводом на немецкий язык романа Р.Э. Распе о приключениях барона Мюнхгаузена, который он обработал и значительно дополнил. И именно Бюргер до 1847 года считался автором «Приключений Мюнхгаузена» (авторство Бюргера было опровергнуто его биографом Генрихом Дорингом). С тех пор во многих изданиях Распе и Бюргер значатся соавторами, хотя споры об авторстве не утихают до сих пор.

На наш взгляд, проблему авторства следует решать следующим образом. Если речь идет о каноническом и немецком вариантах книги, то авторами следует считать Бюргера и Распе. Английское издание, без сомнения, детище Распе. Необходимо подчеркнуть, что за основу многих изданий был взят вариант-оригинал Бюргера (например, русский - в пересказе К.И. Чуковского).

3. Гризебах подсчитал, что из 4113 строк второго издания Бюргеру принадлежит 1371 строка, то есть треть книги. Эти строки - самые известные во всем издании. Одна треть эпизодов, предложений, реплик, введенная Бюргером, изменила композицию книги, все составные части произведения Бюргер углубил и развил истории, имевшиеся в английских изданиях, раскрыл новые грани, благодаря чему образ барона был показан во всех его проявлениях, превратил «Мюнхгаузена» Распе в подлинно народную книгу.

© по материалам статьи А.Н. Макарова «Приключения барона Мюнхгаузена» (с дополнениями)

Примечание к биографии:

  • На фотографии - памятник Бюргеру в Гёттингене.
  • На рисунке (со шпагой) - портрет барона Мюнхгаузена из немецкого издания 1930 года.
  • БЮРГЕР (Bürger) Готфрид Август (1747 1794), нем. поэт, создатель балладного жанра в нем. лит ре. В своих стихах широко использовал фольклорный материал. Переводы и переработки его баллады «Ленора» (1773; Жуковский «Людмила», 1808, и «Ленора»,… … Лермонтовская энциклопедия

    Бюргер Готфрид Август - (Bürger) (1747 1794), немецкий поэт. Выразитель идей «Бури и натиска», отстаивавшего национальное своеобразие, народность искусства; сторонник Французской революции XVIII в. Создал жанр современной немецкой баллады («Ленора», 1773, рус. пер. В. А … Энциклопедический словарь

    Бюргер Готфрид Август - Бюргер (Bürger) Готфрид Август (31.12.1747, Мольмерсвенде, ≈ 8.6.1794, Гёттинген), немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и натиска», Б., используя фольклорные традиции, создал новый для… … Большая советская энциклопедия

    Бюргер Готфрид Август

    БЮРГЕР Готфрид Август - (Burger, Gottfried August) (1747 1794), немецкий поэт. Родился 31 декабря 1747 неподалеку от Хальберштадта. Изучал богословие в Галле (с 1764) и юриспруденцию в Геттингенском университете (с 1768). Прослужил 12 лет чиновником в окружном… … Энциклопедия Кольера

    БЮРГЕР (Burger) Готфрид Август - (1747 94) немецкий поэт. Выразитель идей Бури и натиска, сторонник Великой французской революции. Создал жанр современной немецкой баллады (Ленора, 1773, русский перевод В. А. Жуковского). Политические стихи и эпиграммы, переработка книги Р. Э … Большой Энциклопедический словарь

    Готфрид Август Бюргер - Готфрид Август Бюргер. Гравюра (1827). Готфрид Август Бюргер (нем. Gottfried August Bürger; 31 декабря 1747, Мольмерсвенде 8 июня 1794, Гёттинген) немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и… … Википедия

    Бюргер, Готфрид - Готфрид Август Бюргер. Гравюра (1827). Готфрид Август Бюргер (нем. Gottfried August Bürger; 31 декабря 1747, Мольмерсвенде 8 июня 1794, Гёттинген) немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и… … Википедия

    Бюргер Готфрид - Готфрид Август Бюргер. Гравюра (1827). Готфрид Август Бюргер (нем. Gottfried August Bürger; 31 декабря 1747, Мольмерсвенде 8 июня 1794, Гёттинген) немецкий поэт. Сын пастора. Получил юридическое образование. Один из выразителей идей «Бури и… … Википедия

    Бюргер (фамилия) - Бюргер (нем. Bürger) немецкая фамилия. Известные носители: Бюргер, Готфрид Август (1747 1794) немецкий поэт Бюргер, Джозеф (1870 1951) американский гребец Бюргер, Фредерике (Фрици) (1910 1999) австрийская фигуристка Бюргер, Петер немецкий… … Википедия

    Книги

    • , Распе Рудольф Эрих, Бюргер Готфрид Август. В основу нового издания "Приключений барона Мюнхгаузена" положены самые известные и наиболее полные собрания рассказов о фантастических путешествиях и приключениях барона-враля Карла Фридриха… Купить за 8208 руб
    • Приключения барона Мюнхгаузена , Распе Рудольф Эрих, Бюргер Готфрид Август. Фантастические рассказы о своих приключениях придумал сам их герой - барон Мюнхгаузен, действительно живший в Германии в начала XVII века. Будучи военным, он служил вРоссии, воевал с гурками.…

    БЮРГЕР, Готфрид Август (Burger, Gotfried August - 31.12.1747, Мольмерсвенд (Гарц) - 08.06.1794, Геттинген) - немецкий поэт.

    Родился в семье сельского пастора, внук крепостного крестьянина. Учился в университетах Галле и Геттингена. После окончания факультета правоведения Ґеттінґенського университета, где господствовали идеи французского и английского просвещения, Бюргер течение 12 лет служил на должности сельского старосты и судьи в родных краях, постоянно конфликтуя с местными властями через свое «неумение преследовать и притеснять бедных людей». В 1784 г. он оставил службу и переехал в Геттинген, где читал лекции по эстетике и стилистике как приват-доцент университета. Один из немногих немецких профессиональных поэтов, Бюргер зарабатывал на жизнь литературным творчеством, работая по 12 - 14 часов в сутки. Изнурительный труд, постоянные лишения, необходимость содержать большую семью рано свели его в могилу. Бюргер умер в возрасте 47 лет почти в полной нищете.

    «Миром пришлось блукать немало

    В бури и натиска моим ногам.

    В обществе утомленных жизнью

    Відпочить паломнику пристало.

    Уже лицо клонится увяли,

    Осыпаться пора цветкам.

    Сердце! что же тебя - спрашиваю сам -

    Полным сил держит, как держало?» -

    спрашивал себя поэт в конце жизни в стихотворении «К сердцу» (пер. И. Качуровского).

    Начало литературной деятельности Бюрґера приходится на студенческие годы, когда он написал многочисленные лирические поэзии. Начинал с увлечения анакреонтикою, но уже в раннем творчестве отчетливо прослеживаются вольнолюбивые мотивы. В поэзии «Ночное празднество Венеры» («Die Nachtfeier der Venus», 1722) Бюрґера, уславляючи богиню любви как творца всего живого, утверждал в духе штюрмерів независимость человека и право на радость жизни. В 70-х гг. сформировались и эстетические взгляды Бюрґера как представителя литературы «Бури и натиска». В эти годы он создал ряд теоретических трудов, в которых изложил свои взгляды на литературу и искусство, полагая, что путь к оздоровлению немецкой поэзии лежит в народнопоетичній стихии, а искусство должно быть национально окрашенным и исторически конкретным и не копировать при этом жизнь. Об этом говорится в статьях: «Из книги Даниэля Вундерліха» («Aus Daniel Wunderlichs Buch», 1776), «О распространенности поэзии в народе» («Von der Popularitat der Poesie», 1777-1778).

    1773-1775 гг. были наиболее плодотворным периодом в творчестве Бюрґера. Он создал новый для немецкой литературы жанр серьеВНОй баллады. Такова знаменитая «Ленора»(«Lenore»,1773). Используя фантастический сюжет о мертвом женихе и мотивы солдатской народной песни, Бюргер воспроизвел горе простой немецкой девушки, которая потеряла любимого в сражениях Семилетней войны 1756 -1763 гг. Именно эта ненужная обычным людям война разрушила счастье Ленори. В балладе «Дикий охотник» («Der wilde Jager») воспроизведено народную легенду о графе-преступника, который разорил во время охоты крестьянские поля.

    Теперь на него упала Божья кара: до Страшного суда он обречен носиться среди адского пламени, гонимый дьявольской сворой.

    В 1773 г. был написан и стихотворение «Крестьянин - своим князьям» («Der Bauer an seinen durchlauchtig-sten Tyranner») - яркий и характерный образец политической поэзии Бюргер. Он выражает свободолюбие, демократические убеждения автора и ненависть крестьян к феодалам. Созданный в форме инвективы (острого разоблачения), стихотворение впервые было напечатано лишь в 1776 г. Обвиняя помещика в издевательстве из народа, Бюргер гневно заявляет:

    Ты - Божья власть? Врешь! Бог -

    Податель благ земных, а ты -

    разбойник и тиран.

    В 1776-1781 гг. Бюргер написал балладу «Дочь пастора из Таубенхайна» («Des Pfarrers Tochter von Taubenhein»), где Бюргер обратился к одной из самых распространенных и самых злободневных тем штюрмерської литературы - истории детоубийцы. Героиня - Розетта - не преступница, а жертва. Соблазнена аристократом и покинутая, она убивает своего ребенка. На основе баллады были созданы кукольный спектакль и лубочный роман.

    В последней трети 80-х годов Бюргер создал цикл лирических стихов «Песни к Молли», связанный с его страстной любовью к свояченицы.

    В 1786 и 1788 гг. вышли первое и второе (оба анонимные) издание романа «Удивительные путешествия по воде и по земле, походы и забавные приключения барона фон Мюнхгаузена, о которых он обычно рассказывает за бутылкой в кругу своих приятелей» («Wunderbare Reisen zu Wasser und zu s lande, Feldzuge und lustige Abenteuer des Freiherrn von Munchhausen, wie er dieselben bei der Flasche im Zirkel seiner Freunde selbst zu erzahlen pflegt»), который стал всемирно известной книгой. Прототипом и автором первой «Мюнхґаузіади» (1781) был реально существующий барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720-1797), который много лет провел в России, попав туда как паж герцога Брауншвейгского. В России он остался на военной службе и участвовал в русско-турецкой войне, проявив личную отвагу. Его юмористические рассказы о якобы собственные похождения были напечатаны в «Альманахе для весельчаков». В 1785 г. истории про барона Мюнхгаузена выдал немец Эрих Распе (1737-1794) в Лондоне на английском языке. Он свел отдельные рассказы в одно целое, расположив их в логической последовательности. Литературными «предками» романа Бюрґера были многочисленные анекдоты о абсурдные приключения, которые встречались в старинных народных книгах, в шванковій литературе XVI-XVII вв. («Фацетії» Бебеля, 1508-1512; «Общество в саду» Я. Фрая, 1556, и др.), в таких книгах, как «Тиль Ейленшпіґель» (1515) и «Шільдбюрґери» (XVI в.). Бюргер, опираясь на существующую традицию, значительно увеличил количество похождений Мюнхгаузена, усилил антифеодальну направленность книги, предоставил ей художественной целостности.

    Самые известные эпизоды романа принадлежат перу Бюрґера: рассказы о генерале с серебряной накривачкою на голове, о спасении от медведя с помощью вещества и мороза, о похождениях отрубленной задней части лошади, об охоте на уток с кусочком сала, про полет на ядре, о вытягивание себя и коня за косичку на собственной голове из болота, эпизод с лунным ученым и др. Форма произведения, достаточно сложная, сочетающая элементы авантюрно-приключенческого и социально-бытового романов, прослеживаются в нем и черты острой антифеодальної сатиры. Фантастические мотивы помогают автору правдиво обрисовать произвола самодержавців и показать жизнь дворянства, духовенства и других слоев немецкого общества XVIII в., осудить милитаризм и колониальные захваты. Сам главный герой - Мюнхгаузен фигура отнюдь не однозначна. В нем слились воедино и непревзойденный рассказчик, удивительный мастер чрезвычайного, человек с утонченной и натренированным фантазией, и пересмешник, который использует свой актерский талант, и никчемный, жалкий філістер, трус, зазнайка, бездельник, наемник. Несмотря на целый ряд негативных черт Мюнхгаузена, этот образ в целом вызывает большую симпатию вот уже много десятилетий в самых разных читателей именно своей безудержной фантазией, своим оптимизмом и верой в силу человеческого духа. Бюргер в предисловии переводчика указывал, что он пытался относиться к произведению так, как будто он был его собственностью. Талант народного писателя помог Бюрґеру создать столь своеобраВНОе произведение, что он стал немецкой книгой и вошел в золотой фонд мировой литературы.

    В 1789 г. Бюргер побывал в Веймаре, чтобы встретиться с И.В. Гете и Й.К. Ф. Шиллером, с которыми на протяжении многих лет переписывался. Встреча разочаровала всех трех. Гете и Шиллер отошли от идеалов «Бури и натиска», а вместе с тем и от преклонения перед Бюрґером. А в 1791 г. Шиллер опубликовал статью «О стихах Бюрґера», которая во многом определила отношение современников до последнего. Шиллер упрекал в ней Бюрґера за субъективную натуралистичность, за то, что он «смешивается с народом», не поднимает его до себя. Веймарець требовал теперь от поэзии «идеализации предмета», отсюда его суровый приговор поэту, который изображал жизнь без всяких украшений.

    В 90-х pp. XVIII в. произошел новый подъем в творчестве Бюрґера. Один из самых радикальных писателей «Бури и натиска», он полностью принял идеи Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Прославляя ее, Бюргер выступил в ґеттінґенській масонской ложи с патетической речью «Восхваление свободы» («Ermunterung an die Freiheit», 1790). Это время расцвета и политической лирики поэта. В «Альманахе муз на 1793 год» он опубликовал 40 стихотворений и эпиграмм, где высмеял врагов революции и оправдал террор.

    В целом же поэзия Бюрґера раВНОобразная и оригинальная по тематике и стилю. Она делится на игры циклы: «Баллады и романсы», «Песни к Молли», «Высказывания и раВНОобразные стихи». При этом в сатирических стихах 70-90 лет он идет по традиции байки и средневекового шпруха. Во многих лирических произведениях ему удается сохранить стилевые приемы фольклорных песен, романтическое и сентиментальное окраску.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!