Чапаев краткое содержание. Чапаев

Сцена 1

Афины, герцогский дворец. Тезею не терпится приблизить день свадьбы с царицей амазонок Ипполитой. Он приказывает распорядителю увеселений – Филострату устроить праздник для афинской молодёжи.

Эгей жалуется Тезею на дочь, влюблённую в Лизандра. Он хочет отдать Гермию в жёны Деметрию и, если девушка на это не согласится, то, в соответствии с афинскими законами, предать её смерти. Тезей объясняет Гермии, что отец вправе распоряжаться её телом и судьбой. Он даёт ей четыре дня (до Новолуния – дня своей свадьбы), чтобы она решила, что выберет: брак с Деметрием, смерть или обет безбрачия, данный у алтаря Дианы. Лизандр пытается убедить Тезея в своих правах: он равен Деметрию богатством и выше его по рождению, любим Гермией и сам любит, в то время как его соперник отличается непостоянством (когда-то он влюбил в себя красавицу Елену, после чего бросил).

Лизандр утешает побледневшую Гермию, объясняя, что путь истинной любви никогда не бывает простым. Он предлагает отправиться к своей тётке-вдове, живущей в семи милях от Афин, чтобы там обвенчаться. Гермия соглашается встретиться с ним ночью в лесу в трёх милях от города.

Елена спрашивает подругу, чем она приворожила Деметрия? Гермия объясняет, что она всегда была с ним строга, но это только ещё больше привлекало к ней юношу. Лизандр делится с Еленой планом побега. Елена решает рассказать обо всём Деметрию, чтобы получить от него хоть каплю благодарности.

Сцена 2

Плотник Питер Пигва оглашает список актёров, выбранных для постановки интермедии «Прежалостная комедия и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы». На роль Пирама утверждён ткач Ник Основа, на роль Фисбы – починщик раздувальных мехов Френсис Дудка, на роль матери Фисбы – портной Робин Заморыш, на роль отца Пирама – медник Томас Рыло. Сам Питер Пигва собирается играть отца Фисбы. Столяру Миляге достаётся роль Льва. Основа горит желанием переиграть все возможные роли, даже те, которых нет в пьесе. Пигва даёт горожанам тексты и назначает репетицию на следующую ночь во дворцовом лесу, в одной миле от Афин.

Акт II

Сцена 1

В лесу поблизости от Афин маленький эльф Пэк спрашивает у феи, куда она держит свой путь? Воздушное создание объясняет, что служит царице фей, которая в ближайшая время появится на месте их разговора. Пэк предупреждает фею, что его царь «здесь ночью будет веселиться», а так как Оберон зол на Титанию из-за опекаемого ею ребёнка, похищенного у индийского султана, то лучше бы последней здесь не показываться. Фея узнаёт в Пэке Доброго Малого Робина – шута Оберона, пугающего сельских рукодельниц. Разговор духов прерывается появлением Оберона и Титании – каждого со своего свитой.

Титания упрекает мужа в измене с Филлидой и Ипполитой. Оберон припоминает жене её увлечение Тезеем. Титания отрицает измену. Она объясняет Оберону, что из-за их ссоры смешались времена года, что не идёт на пользу смертным. Оберон говорит, что в силах Титании всё изменить – достаточно только отдать ему в пажи мальчика, рождённого жрицей и подругой царицы фей. Титания отказывается это сделать и уходит, чтобы не поссориться с мужем ещё больше.

Оберон приказывает Пэку принести с Запада маленький алый цветок – «Любовь в праздности», в который когда-то попала стрела Купидона. Он объясняет, что сок растения обладает волшебными свойствами: если смазать им веки спящего, то первый, кого он увидит, когда откроет глаза, станет его любимым. Таким образом Оберон планирует навести дурман на Титанию, чтобы отобрать у неё ребёнка. Завидев Деметрия с Еленой, он становится невидимым и подслушивает разговор, в котором девушка признаётся в любви юноше, а тот гонит её прочь. Оберон решает помочь Елене и, когда Пэк приносит волшебный цветок, приказывает ему влюбить надменного повесу в афинских одеждах во влюблённую в него красавицу.

Сцена 2

В другой части леса Титания раздаёт поручения своим слугам, после чего приказывает им убаюкать её. Когда царица засыпает, эльфы разлетаются по своим делам. Оберон выжимает цветок на глаза жены. Сбившиеся с дороги Гермия и Лизандр засыпают в дали друг от друга, чтобы не скомпрометировать девичью честь первой. Пэк выжимает сок цветка на глаза Лизандру. Деметрий убегает от Елены, которая натыкается на возлюбленного Гермии, будит его и получает шквал любовных признаний. Оскорблённая в лучших чувствах девушка прячется в лесу. Лизандр следует за ней. Гермия просыпается от дурного сна, не находит рядом с собой жениха и отправляется в лес на его поиски.

Акт III

Сцена 1

На зелёной лужайке, где спит Титания, появляются актёры. Основа беспокоится за то, что самоубийство Пирама и Лев могут напугать дам при дворе герцога. Он не хочет, чтобы за это всех повесили, поэтому предлагает написать к пьесе дополнительный Пролог, объясняющий, что всё происходящее – выдумка. Заодно каждый из актёров мог бы представиться, чтобы зрители поняли, что они – такие же люди, как и все остальные. Вместо лунного света Пигва предлагает использоваться человека с кустом и фонарём; роль стены, по мнению Основы, также может сыграть один из актёров.

Пэк наблюдает за репетицией. Основа в роли Пирама уходит в кусты, после чего возвращается на поляну с ослиной головой. Актёры в ужасе убегают. Пэк водит их кругами по лесу. Каждый из них то и дело возвращается на поляну к Основе. Последний принимает происходящее за розыгрыш. Он начинает громко петь, чем пробуждает Титанию. Царица фей говорит Основе, что любит его, и вызывает к себе четырёх эльфов – Горчичное Зерно, Душистый Горошек, Паутинку и Мотылька, которым приказывает выполнять все прихоти ткача. Основа вежливо разговаривает с эльфами и для каждого находит доброе слово.

Сцена 2

Пэк рассказывает Оберону про репетицию афинской черни, ослиную голову Пирама и влюбившуюся в него Титанию. Гермия обвиняет Деметрия в убийстве Лизандра. Пэк не признаёт в Деметрии юношу, околдованного цветком. Оберон приказывает эльфу привести из Афин Елену, а сам тем временем зачаровывает спящего Деметрия.

Лизандр клянётся в любви Елене. Девушка считает, что он смеётся над ней. Проснувшийся Деметрий осыпает Елену комплиментами и просит разрешения поцеловать. Елена воспринимает всё происходящее как жестокий розыгрыш. Лизандр спорит с Деметрием за сердце девушки. Нашедшая их Гермия приходит в ужас от слов возлюбленного. Елена считает, что подруга заодно с молодыми людьми. Гермия, напротив, уверена, что это Елена глумится над ней.

Елена хочет прекратить шутку, покинув лес. Деметрий с Лизандром спорят из-за того, кто любит её больше. Гермия пытается узнать у любимого, в чём дело, но тот оскорбляет её и прогоняет прочь. Поняв, что её ненавидят, Гермия называет Елену воровкой, укравшей сердце Лизандра. Елена обвиняет бывшую подругу в лицемерии и сравнивает с куклой. Гермия обижается на указание её низкого роста и рвётся выцарапать глаза Елене. Последняя просит защиты у Лизандра с Деметрием. Она говорит, что ей надоело всё происходящее. Гермия предлагает Елене вернуться в Афины.

Деметрий с Лизандром отправляются в лес сражаться за сердце Елены. Последняя убегает от Гермии. Довольный Пэк смеётся. Оберон приказывает ему затемнить ночь, развести молодых людей друг от друга, усыпить их, после чего смазать веки Лизандра травой, снимающей цветочные любовные чары. Пэк в точности исполняет приказание. Рядом с уснувшими Лизандром и Деметрием засыпает и Елена.

Акт IV

Сцена 1

Гермия, Лизандр, Елена и Деметрий спят в лесу. Титания ласкает ослиную голову Основы. Ткач приказывает Паутинке убить красноногого шмеля и принести ему медовый мешочек. Горчичное Зерно он просит присоединиться к Душистому Горошку с тем, чтобы как следует почесать его заросшую голову. Титания предлагает Основе послушать музыку и подкрепиться. Ткач изъявляет желание поесть «сухого овсеца» или «сладкого сена». Утомлённый заботами ночи он засыпает.

Оберон, получивший ребёнка от Титании, снимает с жены любовный дурман. Царица фей мирится с мужем. Они улетают в полёт вдоль земного шара вслед за ночным сумраком.

Со звоном жаворонков, под звуки рогов в лесу появляются Тезей, Ипполита, Эгей и герцогская свита. Тезей планирует похвастаться перед невестой «музыкой гончих». Ипполита вспоминает, как охотилась с Геркулесом и Кадмом на Крите.

Охотники будят спящих. Тезей спрашивает, как получилось так, что ненавидящие друг друга соперники оказались рядом на сонном ложе? Лизандр пытается вспомнить, что было накануне, и начинает свой рассказ с побега. Деметрий рассказывает свою часть истории и отрекается от Гермии, говоря, что когда-то был помолвлен с Еленой, и этой ночью понял, что любит именно её, а не дочь Эгея.

Тезей считает, что последнему нужно смириться со сложившейся ситуацией, и приглашает молодых людей в храм, чтобы устроить тройное бракосочетание. Когда все уходят, просыпается Основа. Ему кажется, что он всё ещё репетирует пьесу. Ночное происшествие Основа принимает за сон.

Сцена 2

В доме Пигвы собираются занятые в спектакли ремесленники. Хозяин спрашивает, не нашёлся ли Основа? Миляга приносит известие о венчании герцога. Появившийся Основа ничего не рассказывает о своих приключениях, зато говорит о том, что Тезей уже отобедал и ждёт начала обещанной пьесы.

Акт V

Сцена 1

Тезей не верит рассказу влюблённых, считая, что в разгуле своей фантазии они подобны сумасшедшим. Ипполите произошедшее кажется странным, но она чувствует, что «в событиях этой ночи есть не одна игра воображенья». Тезей интересуется у Филострата, чем можно скрасить часы от ужина до сна. Распорядитель увеселений подаёт ему список. Герцог выбирает пьесу афинских ремесленников. Филострат отговаривает Тезея от просмотра постановки, называя её нелепой. Герцог решает проявить внимание к преданности своих поданных. Ипполита сомневается в том, что затея увенчается успехом. Герцог просит её проявить терпение.

Филострат приглашает Пролог. Пигва читает текст, не считаясь со знаками препинания. Затем он зовёт на сцену актёров, представляет их и подробно рассказывает сюжет предстоящей трагедии. Стена рассказывает о том, кто её играет и зачем она в пьесе. Пирам, не увидевший сквозь трещину Фисбы, обвиняет её в измене. Тезей считает, что Стена должна напугаться. Пирам объясняет ему, почему этого не происходит. Он шепчется с Фисбой и назначает ей свидание у Ниньевой гробницы.

На сцене появляется Лев. Он просит дам не пугаться, так как нас самом деле является не животным, а обычным столяром. Лунный Свет объясняет, почему он вышел с фонарём. Зрители подшучивают над актёрами, но терпеливо смотрят пьесу. Лев срывает с Фисбы плащ. Пирам находит его и, думая, что девушка мертва, закалывает себя клинком. Фисба натыкается на мёртвого возлюбленного и убивает себя мечом. Основа интересуется у герцога, хотят ли зрители посмотреть бергамский танец или эпилог? Тезей выбирает танец. Актёры танцуют. В двенадцать все отправляются спать.

В этой статье мы поговорим о знаменитой комедии «Сон в летнюю ночь». Уильям Шекспир - признанный мастер драматургии, равного которому до сих пор не нашлось в литературе. Его творения, написанные в далеком 16-м веке, не утратили своей актуальности даже в наши дни.

О произведении

Пьеса состоит из 5 актов, дата написания - 1596 год. Считается, что автор сочинил ее специально ко дню свадьбы какого-то аристократа, приближенного к Елизавете I.

Основная идея комедии: весь мир - игра. И чем она закончится, будет зависеть только от решения и настроения самих игроков. Но не стоит искать в этом произведении особенно глубокий философский подтекст, так как создавалась она главным образом для развлечения зрителей.

Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: краткое содержание. Место действия и герои

Разворачиваются события пьесы в древнегреческих Афинах. Правит городом царь, именуемый Тесеем, с которым связано множество античных легенд, главная из них рассказывает о покорении им племени амазонок, после чего он взял в жены их царицу Ипполиту, которая также участвует в пьесе.

Кроме персонажей-людей, в комедии есть волшебные создания - это В частности, царь и царица этих народцев - Оберон и Титания.

Завязка

Начинается со свадебных приготовлений комедия «Сон в летнюю ночь» (краткое содержание мы представим в данной статье). Под венец собирается герцог Тесей и царица Ипполита. Торжество назначено на ночь полнолуния.

Во дворец врывается разъяренный Эгей, отец юной Гермии. Он набрасывается на Лизандра с обвинениями - молодой человек заколдовал его дочь и вынудил полюбить себя, а между тем девушка уже была обещана Деметрию. Появляется Гермия, она говорит, что любит Лизандра. В конфликт вмешивается герцог и объявляет, что по законам Афин дочь обязана исполнить волю родителя. Тесей дает своевольной девушке время на раздумья, но в первый день новолуния она должна будет решить «умереть… или обвенчаться с тем, кого избрал отец… или дать… обет безбрачья».

Гермия и Лизандр решают бежать из Афин и договариваются встретиться следующей же ночью у ближайшего леса. Влюбленные открывают свой план Елене. Девушка давно и безнадежно влюблена в Деметрия, надеясь снискать благосклонность любимого, она рассказывает ему о планах Гермии и Лизандра.

Интермедия

Шекспир, как всегда, предвосхищает развитие литературных приемов. Например, мы видим постановку пьесы в самой комедии «Сон в летнюю ночь» (краткое содержание является тому доказательством). Таким образом, автор возводит игру, в данном случае театральную, в абсолют. А это уже излюбленный прием постмодернизма, который появится только в конце 20-го века.

Итак, компания мастеровых решает поставить интермедию в честь свадьбы Тесея. Режиссером избирается плотник Питер Пигва, который выбирает «прежалостную комедию» «Весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы». Исполнить роль Пирама вызывается ткач Ник Основа, он вообще готов взять на себя сразу нескольких персонажей. Роль Фисбы достается Дудке, ремонтнику раздувательных мехов. Пусть вас это не удивляет, во времена Шекспира женщины не могли участвовать в спектаклях, и все роли исполнялись мужчинами. Матерью Фисбы стал портной Робин Зморыш; отцом Пирама - Том Рыло, медник; Львом - столяр Миляга. Пигва велит всем к завтрашнему дню выучить свои роли.

Королевство фей

Использует в своей пьесе образы мифических персонажей Шекспир. «Сон в летнюю ночь» от этого сближается с английской сказкой.

Действие переносится в лес. Правитель эльфов и фей Оберон ссорится со своей супругой Титанией из-за младенца, которого царица усыновила. Царь желает забрать у жены дитя, чтобы сделать его своим пажом. Титания отказывает мужу и удаляется вместе с эльфами.

Тогда Оберон приказывает эльфу Пэку принести цветок, в который случайно попала стрела Купидона. Если соком этого растения смазать веки спящего, то он полюбит первого, кого увидит. Царь надеется, что его супруга влюбится в какое-нибудь животное, а о ребенке забудет.

Невидимый Оберон остается ждать Пэка. В это время появляются Елена и Деметрий, который разыскивает Гермию и отвергает ту, которая его любит. Когда слуга приносит цветок, Оберон велит смазать веки Деметрию, да так, чтобы тот влюбился в Елену. Сам же царь эльфов наносит оставшийся сок на веки Титании.

Гермия и Лизандр, бродившие по лесу, устали и прилегли отдохнуть. Пэк принимает юношу за Деметрия и смазывает соком его веки. Проснувшись, Лизандр видит Елену, влюбляется в нее и признается в своих чувствах. Девушка решает, что он над ней насмехается и убегает. Юноша, бросив спящую Гермию, преследует новую возлюбленную.

Пробуждение Титании

Все более и более неправдоподобные события происходят в пьесе «Сон в летнюю ночь». Краткое содержание рассказывает нам о шалостях, и не всегда безобидных, эльфов и фей.

В лесу собираются на репетицию мастеровые. Основа предлагает, чтобы не напугать зрительниц, составить два пролога к пьесе. В первом будет сказано, что Пирам вовсе себя не убивает, и вообще никакой это не Пирам, а Основа. Во второй предупредить зрителей, что Лев также на самом деле не страшный зверь, а столяр.

За репетицией наблюдает Пэк. Проказник решает заколдовать Основу, превратив его голову в ослиную. Мастеровые принимают приятеля за оборотня и бегут от него в страхе. В этот момент просыпается Титания, спящая недалеко от этого места. Первым она видит Основу, влюбляется и зовет его с собой. Царица тут же вызывает четырех эльфов и приказывает им служить новому «милорду».

Дуэль

Продолжают развиваться события произведения «Сон в летнюю ночь». Пэк докладывает Оберону о том, как царица полюбила чудовище. Царь приходит в восторг от известия. Однако узнав, что вместо Деметрия волшебный сок попал на Лизандра, он начинает браниться.

Оберон разыскивает Деметрия, желая исправить оплошность слуги. В это время Пэк заманивает Елену к спящему Деметрию. Юноша пробуждается и тут же начинает клясться в вечной любви той, которую только что отверг. Елена приходит к выводу, что Лизандр и Деметрий сговорились, чтобы поиздеваться над ней. Также она решила, что Гермия участвует во всем этом. Услышав обвинения в свой адрес, Гермия набрасывается на подругу с обвинениями в том, что та соблазнила Лизандра.

Молодые люди, ставшие теперь соперниками, решают с помощью дуэли решить, кому достанется Елена. Пэк приходит в восторг от происходящего. Однако Оберон приказывает слуге завести дуэлянтов глубоко в лес, а затем разлучить и водить кругами, чтобы они не смогли встретиться. Когда изможденные герои засыпают, Пэк смазывает веки Лизандра противоядием от любовного сока.

Пробуждение

Имеет явную развлекательную направленность «Сон в летнюю ночь». Театр в годы Шекспира служил только для потехи публики. Тем не менее великому драматургу даже в комедию, самый низкий жанр, как считалось, удавалось вложить толику смысла.

Оберон, уже заполучивший младенца, случайно видит Титанию, спящую рядом с Основой. Царю становится ее жалко, и он смазывает ее веки противоядием. Царица просыпается и восклицает: «Мне снилось… влюбилась я в осла!». Оберон приказывает Пэку вернуть Основе прежнюю голову. Феи улетают.

В лес на охоту приходят Эгей, Ипполита и Тесей. Они случайно находят уснувших молодых людей. Очнувшись, Лизандр объявляет, что они с Гермией сбежали сюда от суровых законов Афин. Деметрий, находящийся под действием зелья, признается, что любит Елену и желает, чтобы она стала его женой. Тесей провозглашает, что сегодняшним вечером обвенчаются еще две пары, кроме них с Ипполитой.

Просыпается Основа, он отправляется к Пигве. Здесь режиссер дает актерам наставления перед спектаклем.

«Сон в летнюю ночь»: краткое содержание. Развязка

Начинается подготовка к торжеству. Влюбленные рассказывают Тесею обо всем, что с ними произошло в лесу. Герцог дивится их приключениям.

Приходит Филострат, распорядитель увеселений. Он предоставляет Тесею список развлекательных мероприятий, из которых правитель должен выбрать понравившиеся. Герцог останавливает выбор на интермедии мастеровых.

Начинается спектакль. Пигва читает пролог, а зрители делают ехидные замечания. Выходит Рыло, он поясняет, что измазан известкой, потому что изображает стену, через которую должны переговариваться Фисба и Пирам. Начинается основное действие. На сцену поднимается Лев, который в стихах объясняет всем, что он ненастоящий. В это время Тесей восхищается: «Какое рассудительное и кроткое животное!». Актеры говорят глупости, безбожно искажают текст и вносят поправки в сюжет. Это все очень веселит публику.

В полночь пьеса оканчивается. Гости расходятся. Появляются эльфы, возглавляемые Пэком. Они поют, танцуют и веселятся. Затем Оберон с супругой приказывают им разойтись по замку и благословить постели новобрачных.

На этом оканчивается пьеса «Сон в летнюю ночь» (краткое содержание мы представили выше).

Краткое содержание произведений Фурманов Чапаев
В морозную январскую полночь девятнадцатого года с вокзала Иваново-Вознесенска отправляется на колчаковский фронт собранный Фрунзе рабочий отряд. Со всех фабрик и заводов приходят рабочие проводить товарищей. Перед многолюдной толпой выступают с краткими речами ораторы. От имени отряда прощается с ткачами Федор Клычков. Он из бывших студентов, «в революции быстро нащупал в себе хорошего организатора». Рабочие близко знают его и считают своим.
До Самары поезд едет не меньше двух недель. В реввоенсовете Клычков получает оставленную для него командующим 4-й армией записку, в которой Фрунзе приказывает комиссарам следовать немедленно к нему в Уральск, опережая отряд, который из-за разрухи на железной дороге передвигается медленно. На перекладных, в санях, политработники отправляются в путь. Наконец они встречаются в Уральске с Фрунзе. Еще в дороге Клычков слушает рассказы возниц о Чапаеве как о народном герое. В Уральске Федор Клычков, после временной работы в комитете партии, получает новое назначение - комиссаром в воинскую группу, начальником которой является Чапаев. Непрерывные бои, которые ведет Красная Армия, не дают возможности наладить организационную и политическую работу. Структура воинских частей зачастую настолько запутанна, что непонятно, насколько простирается власть того или иного командира, Клычков присматривается к военспецам, перешедшим на сторону красноармейцев, теряясь иногда в догадках - честно ли эти люди служат новой власти? Федор ожидает приезда Чапаева: этот приезд должен в определенной мере разъяснить неясность создавшегося положения.
Клычков ведет дневник, в котором описывает свои впечатления от первой встречи с Чапаевым. Тот поразил его своим обыкновенным видом человека среднего роста, видимо, небольшой физической силы, но обладающего способностью приковывать к себе внимание окружающих. В Чапаеве чувствуется внутренняя сила, объединяющая вокруг него людей. На первом совещании командиров он выслушивает все мнения и делает свое, неожиданное и точное, заключение. Клычков понимает, как много в Чапаеве стихийного, неудержимого, и видит свою роль в том, чтобы в дальнейшем оказывать на истинно народного командира идейное влияние.
В первом своем бою за станицу Сломихинскую Клычков видит, как Чапаев носится на коне по всему переднему краю, отдавая необходимые приказы, подбадривая бойцов, поспевая в самые жаркие точки в самый нужный момент. Комиссар восхищается командиром, тем более что сам из-за своей неопытности отстает от ворвавшихся в станицу красноармейцев. В Сломихинской начинаются грабежи, которые Чапаев прекращает одним своим выступлением перед красноармейцами: «Я приказываю вам больше никогда не грабить. Грабят только подлецы. Поняли?!» И его беспрекословно слушаются - впрочем, возвращая награбленное только бедным. То, что взяли у богатых, делят для продажи, чтобы были деньги на жалованье.
Фрунзе по прямому проводу вызывает Чапаева и Клычкова к себе в Самару. Там он назначает Чапаева начальником дивизии, предварительно приказав Клычкову охлаждать партизанский пыл своего командира. Федор поясняет Фрунзе, что как раз в этом направлении и ведет свою работу.
Чапаев рассказывает Клычкову свою биографию. Он говорит, что родился у дочери казанского губернатора от артиста-цыгана, в чем Клычков несколько сомневается, приписывая этот факт чрезмерной фантазии народного героя. В остальном биография довольно обычная: Чапаев в детстве пас скотину, работал плотником, торговал в лавке у купца, где и возненавидел купцов-обманщиков, ходил по Волге с шарманкой. Когда началась война, пошел служить в армию. Из-за измены жены бросил ее, забрав детей, которые живут сейчас у одной вдовы. Всю жизнь он хотел учиться, старался по возможности больше читать - и болезненно чувствует недостаток образования, говоря о себе: «Как есть темный человек!»
Дивизия Чапаева воюет против Колчака. Победы чередуются с временными неудачами, после которых Клычков настоятельно советует Чапаеву учиться стратегии. В спорах, иногда очень острых, Чапаев все чаще прислушивается к своему комиссару. Бугуруслан, Белебей, Уфа, Уральск - вот вехи героического пути дивизии. Клычков, сближаясь с Чапаевым, наблюдает становление его полководческого таланта. Авторитет легендарного комдива в войсках огромен.
Дивизия идет на Лбищенск, от которого до Уральска больше сотни верст.
Кругом - степи. Население встречает красные полки враждебно. Все больше засылается к чапаевцам лазутчиков, которые доносят колчаковцам о плохом снабжении красногвардейцев. Не хватает снарядов, патронов, хлеба. Белые застигают врасплох измотанные и голодные отряды красноармейцев. Чапаев вынужден мотаться по степи на автомобиле, на конях, чтобы более оперативно руководить разрозненными частями. Клычкова отзывают из дивизии в Самару, как он ни просил оставить его работать рядом с Чапаевым, учитывая складывающиеся трудности.
Во Лбишенске стоит штаб дивизии, отсюда Чапаев ежедневно продолжает объезжать бригады. Разведка докладывает, что крупных сил казаков рядом со станицей не обнаружено. Ночью по чьему-то приказу снимают усиленный караул; Чапаев такого приказа не давал. На рассвете казаки застают чапаевцев врасплох. В коротком и страшном бою погибают почти все. Чапаев ранен в руку. Рядом с ним постоянно находится верный вестовой Петька Исаев, который героически погибает на берегу Урала. Чапаева пытаются переправить через реку. Когда Чапаев почти достигает противоположного берега, пуля попадает ему в голову.
Оставшиеся части дивизии с боями прорываются из окружения, вспоминая тех, «что с беззаветным мужеством отдали свои жизни на берегах и в волнах неспокойного Урала».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!