Чему учит достоевский мальчики братья карамазовы. «У Илюшиной постельки»

Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей. Мальчик умен не по годам, образован и начитан. Но, в силу того, что растет он не в полноценной семье, он задирист и страдает от того, что ему постоянно кажется, что окружающие над ним насмехаются, как в школе, так и на улице.

Для того, чтобы обратить на себя внимание Коля готов на необдуманные, рисковые, и, порой, даже жестокие поступки, по отношению к друзьям и близким. Как-то Коля Красоткин решает лечь между рельсами, чтобы доказать всем. Что он смелый, и ничего не боится. Поезд проезжает прямо над мальчиком. Данная ситуация становится известна директору школы, у которого, данный поступок не вызывает одобрения. Директор разговаривает с Колей, а после этого рассказывает о случившемся Колиной матери. Ей становится плохо с сердцем, и она несколько дней не может встать с кровати.

В данной ситуации за Колю Красоткина вступился его учитель, у которого имелись на то свои основания, он был страстно влюблен в Колину маму. Но ребенку, с его детским максимализмом, была не нужна эта защита и поддержка, ведь Коля был против отношений матери с учителем. Для того, чтобы доказать всем, что он превосходит всех в развитии, и унизить учителя, мальчик задает ему вопрос, на который учитель затрудняется дать ответ.

Коле покупают собаку, о которой он должен заботиться и учить ее различным командам. Собака хорошо поддается дрессировке, но Коля все равно причиняет боль бедному животному, причем делает он это намеренно, как бы унижая и подавляя того, кто заведомо слабее, чем он сам. Но собака все равно продолжает его любить самой искренней собачьей любовью.

Мальчику Илюше, который когда то был Колиным другом, поставили страшный диагноз, из которого было ясно, что мальчик скоро умрет. Не смотря на то, что обстановка в доме у друга была очень бедная, доктор, не стесняясь в словах, посоветовал Илюшиному папе, вывезти его в Италию не менее чем на год. Сказав, что только это сможет продлить ему жизнь. А так же посоветовал сдать жену в психологическую лечебницу, а дочь свозить на Кавказские минеральные воды, чтобы подлечить ее. Услышав такие слова от доктора, Коля расстроился и нагрубил ему, назвав того «лекарем», а затем вышел в сенки и заплакал. Пообещав другу приходить к нему чаще, Коля ушел домой, обещая вернуться на следующий день снова.

Главная мысль

Данный рассказ учит нас тому, что стоит быть благодарными своим родителям и близким, не причинять им вреда и быть всегда готовым к самопожертвованию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Достоевский. Все произведения

  • Бедные люди
  • Мальчики
  • Хозяйка

Мальчики. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Ремарк Чёрный обелиск

    1923г. Маленький немецкий городок. Государство, проигравшее в войне, переживает тяжелый период. Экономика в упадке, деньги обесценены, нищета. Зарождается нацизм.

  • Краткое содержание Лесное эхо Скребицкий

    Однажды мальчик вместе с мамой пришел в лес за земляникой. В это время закапал дождик, который вскоре закончился. Мальчик увидел радугу, похожую на мост между небом и землей

  • Краткое содержание Гончаров Обломов

    Главный герой романа – Илья Ильич Обломов. Ему около тридцати двух лет. Живет Илья Ильич в Петербурге в доме на Гороховой улице. Поначалу, переехав в город из своего родового поместья

  • Краткое содержание басни Ларчик Крылова

    Бывает очень часто, что люди применяют весь свой ум и прикладывают максимум усилий там, где все можно сделать легко и просто.

Сочинение

Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф. М. Достоевского — «Братья Карамазовы». Они повествуют о судьбах и характерах двух подростков — Коли Красоткина и Илюши Снегирева. Связывает двух этих персонажей один из главных героев романа — Алеша Карамазов.

Итак, мы знаем, что Коля и Илюша дружили. Можно сказать, что Красоткин спас Илюшу — от издевательств одноклассников. С того момента Илья полюбил Колю всей душой — он видел в нем старшего друга, товарища, своего спасителя: «предался мне рабски, исполняет малейшие мои повеления, слушает меня как бога, лезет мне подражать».

Да и Красоткин был привязан к Илюше. Но этому мальчику нравилось влиять на людей, управлять ими по своему усмотрению — Коле хотелось чувствовать себя господином других людей. Именно поэтому он стал «играть» на чувствах Снегирева, то приближая его к себе, то — отталкивая.

В отчаянии от такого отношения своего друга Илья совершил страшный поступок — по наущению мерзавца Смердякова он накормил голодную собаку хлебом, в котором была спрятана игла: «проглотила и завизжала, завертелась и пустилась бежать, бежит и все визжит». Это, а также то, что Коля не захотел общаться с ним, очень сильно повлияло на Илюшу. Мальчик очень сильно — смертельно — заболел.

Конечно, позже Коля раскаялся в своем поступке. Он пришел к постели умирающего друга и чуть не расплакался, увидев худенького бледного Илюшу. Красоткин нашел Жучку, дал себе обещание проводить с больным мальчиком много времени.

Из беседы героя с Алешей Карамазовым мы узнаем, что Коля называет себя социалистом. Он не верит в Бога, по сути, мало образован, однако обладает огромным самомнением. Алеша говорит об этом герое, что «он хороший, но извращенный». Что это значит?

Коля обладает хорошими задатками — он умен, добр, у него есть сила воли и целеустремленность. Но существует что-то в натуре героя («извращенность»), что делает его поистине страшным человеком: «Мне только грустно, что прелестная натура как ваша, еще и не начавшая жить, уже извращена всем этим грубым вздором».

Таким образом, в главах «Мальчики» Достоевский поднимает и проблему влияния на молодые умы различных общественных направлений, зачастую неправильных, тлетворных, губительных. Именно таковым писатель считает социализм.

Мне очень жаль Илюшу и собаку, которую он чуть не убил, послушавшись совета подлого Смердякова. Действительно, мнение взрослых людей играет огромную роль в жизни подростков. Как важно, чтобы советы старших были мудрыми и правильными, ведь от них во многом зависит судьба детей, судьба всего общества в целом. Главы «Мальчики», как мне кажется, как раз об этом.

Другие сочинения по этому произведению

«Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее» (В. Розанов). Так это или нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы») Верно ли утверждение: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее"(Лев Шестов)? Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы") Как эпиграф к роману Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» раскрывает идейный смысл романа? Моя любимая книга — «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского. "Легенда о великом инквизиторе" Ф.М.Достоевского «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию Катарсис. Очищение через покаяние в романе Ф.Достоевского "Братья Карамазовы" Исповедь Ивана в романе «Братья Карамазовы» Братья Карамазовы Персонажи романа Достоевского «Братья Карамазовы» Многоплановость романа «Братья Карамазовы» Значение эпиграфа романа «Братья Карамазовы» Сюжет романа Достоевского «Братья Карамазовы» Герой романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» Центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

«Путь к состраданию»

(по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».

Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».

Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского, например «Мальчик у Христа на елке», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Теме детства в романе отведена целая глава. Достоевский в этой главе раскрывает лучшие черты характера главного героя Алеши Карамазова, показывает, как под его влиянием изменяются мальчики: Илюша, Коля и другие дети. Для автора детство - символ чистоты, нежности.

Кто претерпевает изменения в душе, развивается, тот считается настоящим, истинным, героем художественного произведения. Илюша, Коля Красоткин совершают такой путь познания, развития. Это трудный, тяжелый путь от озлобленности, эгоизма, себялюбия - до Илюшиного камня « А мы с ним, надо вам знать-с,- рассказывает старший Снегирев о своем сыне Алеше Карамазову, - каждый вечер и допрежь того гулять выходили, ровно по тому самому пути, по которому с вами теперь идем, от самой нашей калитки до вон того камня большущего, который вон там на дороге сиротой лежит у плетня, и где выгон городской начинается: место пустынное и прекрасное-с» . Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той твердой и непреложной истины, которая открывается далеко не каждому в жизни . Именно у камня, хороня Илюшу, произносит Алеша свою речь. « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, - всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? – а потом так все его полюбили. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и полезнее для жизни, как какое-нибудь хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь ».

В главе «Мальчики» мы знакомимся с Илюшей Снегиревым в момент его нападения на Алешу Карамазова. « Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами». Мальчик был похож на звереныша: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Палец был больно прокушен. Что же произошло с этим ребенком? Почему он стал таким жестоким? Может ли быть добро с кулаками? Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? На эти вопросы Алеша Карамазов, а вместе с ним и автор, хочет найти ответ. Но вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским. Нет, и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил его брат Дмитрий Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. « Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, - тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с ».

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Один из друзей, который руководил воспитанием Илюши, является Коля Красоткин. « Его лицо было вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздёрнутый». Это мальчик самобытный, смелый, «ужасно сильный», ловкий, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо. Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, «знал меру». Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною” . Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Перед встречей с Алешей главными чертами в его характере были самолюбие, самодовольство, самолюбование, самовластие. Он воспитывал Илюшу, стремясь искоренить в нем чувствительность, мягкость, сострадание, так считал это проявлением слабости человека. В трудный для Илюши период жизни, связанный с унижением отца, жестоким обращением с собакой, Красоткин, отвернулся от мальчика, выдерживая характер, вырабатывая у него силу духа. А Илюше так нужна была Колина любовь, поддержка! После знакомства с Алешей у Илюшиного камня это другой человек. В его сердце живет доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Заключение.

Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Использованная литература.

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

5. Камю А.А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

Братья Карамазовы - Книга IV, Глава III
автор Фёдор Михайлович Достоевский Глава IV →


Книга четвёртая. Надрывы

III. Связался со школьниками

«Слава богу, что он меня про Грушеньку не спросил, - подумал в свою очередь Алеша, выходя от отца и направляясь в дом госпожи Хохлаковой, - а то бы пришлось, пожалуй, про вчерашнюю встречу с Грушенькой рассказать». Алеша больно почувствовал, что за ночь бойцы собрались с новыми силами, а сердце их с наступившим днем опять окаменело: «Отец раздражен и зол, он выдумал что-то и стал на том; а что Дмитрий? Тот тоже за ночь укрепился, тоже, надо быть, раздражен и зол, и тоже что-нибудь, конечно, надумал… О, непременно надо сегодня его успеть разыскать во что бы ни стало…»

Но Алеше не удалось долго думать: с ним вдруг случилось дорогой одно происшествие, на вид хоть и не очень важное, но сильно его поразившее. Как только он прошел площадь и свернул в переулок, чтобы выйти в Михайловскую улицу, параллельную Большой, но отделявшуюся от нее лишь канавкой (весь город наш пронизан канавками), он увидел внизу пред мостиком маленькую кучку школьников, всё малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше. Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с кожаными мешочками на ремнях через плечо, одни в курточках, другие в пальтишках, а иные и в высоких сапогах со складками на голенищах, в каких особенно любят щеголять маленькие детки, которых балуют зажиточные отцы. Вся группа оживленно о чем-то толковала, по-видимому совещалась. Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо ребяток, в Москве тоже это бывало с ним, и хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились. А потому как ни озабочен он был теперь, но ему вдруг захотелось свернуть к ним и вступить в разговор. Подходя, он вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех мальчиков было в руках по камню, у других так по два. За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, - бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. Алеша подошел и, обратясь к одному курчавому, белокурому, румяному мальчику в черной курточке, заметил, оглядев его:

Когда я носил вот такой, как у вас, мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать.

Алеша безо всякой предумышленной хитрости начал прямо с этого делового замечания, а между тем взрослому и нельзя начинать иначе, если надо войти прямо в доверенность ребенка и особенно целой группы детей. Надо именно начинать серьезно и деловито и так, чтобы было совсем на равной ноге; Алеша понимал это инстинктом.

Да он левша, - ответил тотчас же другой мальчик, молодцеватый и здоровый, лет одиннадцати. Все остальные пять мальчиков уперлись глазами в Алешу.

Он и камни левшой бросает, - заметил третий мальчик. В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.

Лупи его, сажай в него, Смуров! - закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка.

Это он в вас, в вас, он нарочно в вас метил. Ведь вы Карамазов, Карамазов? - закричали хохоча мальчики. - Ну, все разом в него, пали!

И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.

Что вы это! Не стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! - закричал Алеша.

Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.

Он сам первый начал! - закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, - он подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла. Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить…

Да за что? Вы, верно, сами его дразните?

А вот он опять вам камень в спину прислал. Он вас знает, - закричали дети. - Это он в вас теперь кидает, а не в нас. Ну все, опять в него, не промахивайся, Смуров!

И опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!»

Вы еще не знаете, Карамазов, какой он подлый, его убить мало, - повторил мальчик в курточке, с горящими глазенками, старше всех по-видимому.

А какой он? - спросил Алеша. - Фискал, что ли?

Мальчики переглянулись как будто с усмешкой.

Вы туда же идете, в Михайловскую? - продолжал тот же мальчик. - Так вот догоните-ка его… Вон видите, он остановился опять, ждет и на вас глядит.

На вас глядит, на вас глядит! - подхватили мальчики.

Так вот и спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так и спросите.

Раздался общий хохот. Алеша смотрел на них, а они на него.

Не ходите, он вас зашибет, - закричал предупредительно Смуров.

Господа, я его спрашивать о мочалке не буду, потому что вы, верно, его этим как-нибудь дразните, но я узнаю от него, за что вы его так ненавидите…

Узнайте-ка, узнайте-ка, - засмеялись мальчики.

Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к опальному мальчику.

Смотрите, - кричали ему вслед предупредительно, - он вас не побоится, он вдруг пырнет, исподтишка… как Красоткина.

Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни. Алеша остановился пред ним в двух шагах, вопросительно смотря на него. Мальчик, догадавшись тотчас по глазам Алеши, что тот его бить не хочет, тоже спустил куражу и сам даже заговорил.

Я один, а их шесть… Я их всех перебью один, - сказал он вдруг, сверкнув глазами.

Вас один камень, должно быть, очень больно ударил, - заметил Алеша.

А я Смурову в голову попал! - вскрикнул мальчик.

Они мне там сказали, что вы меня знаете и за что-то в меня камнем бросили? - спросил Алеша.

Мальчик мрачно посмотрел на него.

Я вас не знаю. Разве вы меня знаете? - допрашивал Алеша.

Не приставайте! - вдруг раздражительно вскрикнул мальчик, сам, однако ж, не двигаясь с места, как бы всё чего-то выжидая и опять злобно засверкав глазенками.

Хорошо, я пойду, - сказал Алеша, - только я вас не знаю и не дразню. Они мне сказали, как вас дразнят, но я вас не хочу дразнить, прощайте!

Монах в гарнитуровых штанах! - крикнул мальчик, всё тем же злобным и вызывающим взглядом следя за Алешей, да кстати и став в позу, рассчитывая, что Алеша непременно бросится на него теперь, но Алеша повернулся, поглядел на него и пошел прочь. Но не успел он сделать и трех шагов, как в спину его больно ударился пущенный мальчиком самый большой булыжник, который только был у него в кармане.

Так вы сзади? Они правду, стало быть, говорят про вас, что вы нападаете исподтишка? - обернулся опять Алеша, но на этот раз мальчишка с остервенением опять пустил в Алешу камнем и уже прямо в лицо, но Алеша успел заслониться вовремя, и камень ударил его в локоть.

Как вам не стыдно! Что я вам сделал? - вскричал он.

Мальчик молча и задорно ждал лишь одного, что вот теперь Алеша уж несомненно на него бросится; видя же, что тот даже и теперь не бросается, совершенно озлился, как зверенок: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Он впился в него зубами и секунд десять не выпускал его. Алеша закричал от боли, дергая изо всей силы палец. Мальчик выпустил его наконец и отскочил на прежнюю дистанцию. Палец был больно прокушен, у самого ногтя, глубоко, до кости; полилась кровь. Алеша вынул платок и крепко обернул в него раненую руку. Обертывал он почти целую минуту. Мальчишка всё это время стоял и ждал. Наконец Алеша поднял на него свой тихий взор.

Ну хорошо, - сказал он, - видите, как вы меня больно укусили, ну и довольно ведь, так ли? Теперь скажите, что я вам сделал?

Мальчик посмотрел с удивлением.

Я хоть вас совсем не знаю и в первый раз вижу, - всё так же спокойно продолжал Алеша, - но не может быть, чтоб я вам ничего не сделал, - не стали бы вы меня так мучить даром. Так что же я сделал и чем я виноват пред вами, скажите?

Вместо ответа мальчик вдруг громко заплакал, в голос, и вдруг побежал от Алеши. Алеша пошел тихо вслед за ним на Михайловскую улицу, и долго еще видел он, как бежал вдали мальчик, не умаляя шагу, не оглядываясь и, верно, всё так же в голос плача. Он положил непременно, как только найдется время разыскать его и разъяснить эту чрезвычайно поразившую его загадку. Теперь же ему было некогда.

В этой статье представлено краткое содержание " Мальчиков" Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа " Братья Карамазовы" . В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше - сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев - Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна. В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

" Мальчики" Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы .

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная. Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. " Мальчики" Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы. Вспомним " Униженные и оскорблённые" , " Неточку Незванова " .

В сжатом изложении романа " Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского краткое содержание " Мальчиков" составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть. Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания " Мальчиков" Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях. Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание " Мальчиков" Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа " Мальчики" Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной . Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет , расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье. Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов. Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась. Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть " телячьими нежностями" .

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом. Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина . Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов . У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну , и возможно, это чувство было взаимным. Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных . Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков. Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку. Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе " Детвора" , по сути, не происходит каких-либо событий. Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной , отправилась на рынок. Гимназист не мог оставить " пузырей" , как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется . Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела. Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина ? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня. Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва . Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов. Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва , который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов - человек , с точки зрения Коли , довольно странный. К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина . Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем - это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых . Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего - Илюши - тоже были проблемы со сверстниками. Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться. Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У Илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Раннее развитие

После посещения Илюши Коля вышел на улицу, где долго беседовал с Алексеем Карамазовым. Эти события оказали огромное влияние на Красоткина . Всего за несколько дней он стал взрослее, милосерднее, мудрее. Последние дни жизни Илюша проводил в доме Снегиревых . Однажды больного мальчика осмотрел столичный доктор, прибывший сюда по просьбе Катерины Ивановны - несостоявшейся невесты Дмитрия Карамазова. Врач вынес Илюше приговор: жить ему осталось несколько недель. Услышав это, Красоткин выскочил в сени и горько расплакался.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!