Что написано в библии дьявола содержание. Библия Дьявола - Уникальный Манускрипт Человечества? Почему именно «Библия Дьявола»

Б Библия Дьявола, или как ее ещё называют Кодекс Гигас (Codex Gigas), на сегодняшний день представляется как самая большая книга в мире. Библию Дьявола так же, можно считать, одной из самых загадочных, написанных человеком, книг.

Что представляет собой Библия Дьявола

Библия Дьявола представляет собой иллюстрированное рукописное собрание записей, написанного ориентировочно в начале XIII века. Книга представляет собой 310 листов с записями и картинками. Размеры листов книги составляют 89 сантиметров в высоту и 49 сантиметров в ширину. Толщина книги из 310 страниц составляет около 25 сантиметров, а вес данного рукописного писания 75 килограмм. Почему уточняется, что страниц именно 310? Потому что, изначально страниц было 320. 8 страниц, неизвестно кем и когда, были вырезаны, а ещё 2, якобы просто утеряны, кем и когда тоже неизвестно. Страницы книги являются пергаментными. Эксперты предполагают, что книга написана из шкуры ослов. Для производства такой книги, пришлось бы, уничтожить около 160 животных данного вида. Codex Gigas был написан в чешском монастыре города Подлажице, сегодня это часть города Храст. Каждая страница имеет 2 колонки по 106 строк каждая. Буквы на страницах Кодекса Гигас размером от 2.5 до 3 миллиметров. C XVII века книга хранится в национальной библиотеке Швеции в Стокгольме, где ее может увидеть любой желающий. А в музее города Храст находится макет Библии Дьявола.

О чем гласит Кодекс Гигас или Гигантский кодекс

Гигантский кодекс представляет собой собрание работ Иосифа Флавия, Исидора Севильского, Козьмы Пражского, а также полный текст Библии. Начинается Кодекс Гигас с текстов Ветхого завета, за которыми следуют «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. За трудами Иосифа Флавия следует работа Исидора Севильского – «Этимологии». После «Этимологии» следуют медицинские заметки разных времён, причем как теоретических, так и практических. За медицинским трактатом следуют строки Нового Завета, который завершается полностраничными рисунками «Града Небесного» и Дьявола. К сведению, из-за этого изображения на 290 странице, Гигантский кодекс был назван Библия Дьявола. За сатанинскими изображениями следуют записи связанные с Экзорцизмом и «Чешская хроника» Козьмы Пражского. После хроники был устав Св. Бенедикта и в заключение Календарь-Мартиролог и список людей монастыря. Самое интересное, что, по словам экспертов, это все написал один человек. Для написания такой книги, ему потребовалось бы 20 – 30 лет.

Легенда и история создания Codex Gigas

Легенда и история создания Codex Gigas очень интересная и загадочная. Как говорилось выше, эксперты утверждают, что Кодекс Гигас был написан одним человеком. Это утверждение можно считать правдой, хотя бы потому что, почерк на всех страницах один и тот же. Как уже говорилось выше, история начинается по видимому в начале XIII века, а именно в 1204 году. Потому что в мартирологе указывается Святой Прокопий, который был очень почитаем среди местного населения. Кодекс не мог быть начат раньше 1204 года, потому что 4 июля 1204 года Прокопий был зачислен в ряды Святых. Написание кодекса было окончено не позже 1230 года, потому что в мартирологе не было записи о кончине Пржемысла Отакара I, который скончался в декабре того года. Итого у нас получается не больше 26 лет писалась Библия Дьявола. Но тут, помимо этого, ещё много загвоздка, потому что на создание такой книги нужны были большие средства на пергамент(стадо животных), чернила и краски для рисунков. По факту, денег на такие расходы не было, но Библия Дьявола имеет место быть. Легенда создания Гигантского кодекса ещё более мистическая.

По легенде Кодекс Гигас был составлен монахом за одну ночь. Монах, за свои проступки, был приговорен к смертной казни. Бенедиктский орден замуровал монаха заживо в Башне. Для того, чтобы искупить свою вину, священнослужитель поклялся написать лучшую Библию за одну ночь. Поняв, что сделать это невозможно, он продал свою душу Дьяволу в обмен на помощь с книгой.

Некоторые считают Библию Дьявола восьмым чудом света. Другие считают, что книга проклята и всем владельцам книги, она приносила только несчастья.

Выводы и заключение

Подводя итоги, следует заметить, что существование книги – это реальный факт, и любой желающий может увидеть Библию Дьявола воочию в национальной библиотеке Швеции. История создания книги, действительно, имеет много тайн, но то, что она существует – факт, один почерк – факт, книга древняя – факт, написаны священные текста – факт, вырезаны страницы с текстами экзорцизма – факт. Остальное можно подвергать сомнениям с совершенно разных сторон, но каждая выдумка на чем то основана.

Исходя из пометок на одной из страниц книги, можно заключить, что труд был закончен в 1230 году. Вероятно, вся работа проделана одним человеком, на что потребовалось от 20 до 30 лет. Размер переплёта - 92 см в высоту, 50 см в ширину; толщина книги - 22 см, а вес - 75 кг.

Грандиозный рукописный свод начала XIII века, созданный в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (ныне - часть города Храст). По легенде, Codex Gigas создан монахом-переписчиком благодаря помощи дьявола. Якобы совершивший серьёзное преступление, он в качестве наказания за свои грехи обещал настоятелю всего за одну ночь написать и украсить миниатюрами свод всех человеческих знаний, который прославит монастырь на века. Однако около полуночи он понял, что не справится со взятым на себя обетом в одиночку и продал душу дьяволу в обмен на помощь. На 577-й странице книги находится одно из самых знаменитых изображений дьявола, созданных в Средневековье.
Подлажицкий бенедиктинский монастырь был полностью разрушен во время религиозных войн XV века. В 1594 году император Священной Римской империи Рудольф II (он владел и Богемией) заинтересовался Codex Gigas с оккультистской точки зрения и перевёз фолиант в свой Пражский замок. Во время Тридцатилетней войны рукопись в качестве военного трофея забрали оттуда шведские войска (1648). С тех пор и до нашего времени она находится в Шведской королевской библиотеке в Стокгольме.

В октябре 2007 года манускрипт впервые экспонировался на его родине - в Чехии (в Праге).
Манускрипт написан на латыни. Он содержит сумму знаний монахов Бенедиктинского ордена на начало XIII века: полный текст Ветхого и Нового Заветов, «Этимологии» Исидора Севильского - все 20 книг, «Иудейские древности» и «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, «Чешскую хронику» Козьмы Пражского, несколько трактатов разнообразной тематики, список насельников бенедиктинского монастыря, «Зерцало грешника» (сборник, содержащий назидательные рассказы-exemplia для проповедников), заговоры, календарь с синодиком и некоторые другие записи.

Текст Библии примечателен, ибо Деяния апостолов и Откровение представлены в старолатинской версии, восходящей к IV веку и близкой к той, которой пользовался сардинский епископ Люцифер Каларийский (355-362 гг.).

Первоначально в рукописи было 640 страниц in folio, из них 624 сохранились до нашего времени в хорошем состоянии. При создании манускрипта было использовано 160 ослиных шкур, из которых изготовили 320 пергаментных листов. Высота каждой страницы - 915 мм, ширина - 508 мм. Толщина книги - 22 см, а вес - 75 кг.

Кодекс богато иллюминирован. Оформитель в основном использовал красную, синюю, жёлтую, зелёную краску и позолоту. Начальные буквицы каждого текста роскошно оформлены, иногда занимая целую страницу. Оформление и почерк едины по всему кодексу.
Текст Библии составляет около половины объёма кодекса, но не образует единого блока. Материалы расположены в кодексе следующим образом: книги Ветхого Завета от Бытия до Руфи, Исайя, Даниил, Осия, Малахия, Иов, Книги Царств, Псалтирь, Песнь Песней, Премудрость Соломонова, Иисус Сирахов, книги Ездры, Товита, Юдифи, Есфири и Маккавеевы. Далее следуют «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. После них идут 20 книг «Этимологий» Исидора Севильского, и медицинские труды Гиппократа, Феофила, Филарета и Константина. Пустая страница отделяет их от Нового Завета. Он расположен в следующем порядке: Евангелие от Матфея - Деяния Апостолов, Соборное послание ап. Иоанна - Откровение, Послание к Римлянам - Послание к Евреям.

После изображения дьявола идёт текст «Чешской хроники», список насельников монастыря, календарь с некрологием, в самом конце кодекса идут магические формулы и тому подобные записи. Хотя весь кодекс написан на латинском языке, но включает фрагменты на иврите, греческом и церковнославянском языке (причём как глаголицей, так и кириллицей).
Средневековье. 1230 г. В уединенной келье монастыря в Богемии (Чехии), монах, чьи ужасные прегрешения хранили в секрете, просит старших монахов сохранить ему жизнь. Этот монах принадлежал к ордену бенедиктинцев, которых называли Черными монахами. Они носили черную одежду, давали обет безбрачия и полного послушания, подвергали себя тяжелым физическим испытаниям, самобичеванию, голоданию. Однако были и среди них слабые духом, которые поддавались различным искушениям. Их ошибки сурово карались, начиная от отлучения от церкви до одиночного заключения. Грешному же монаху уготована еще более ужасная участь – его должны заживо замуровать в одну из стен монастыря. Старшие монахи были непреклонны в своем решении. Вдруг на грешника снисходит Божественное вдохновение. Он обещает, что напишет самую большую книгу своего времени, в которой будет размещаться Библия и все знания, доступные человечеству. Такая книга прославит монастырь бенедиктинцев на все времена. Монах также пообещал, что выполнит такой огромный труд всего за одну ночь. Долго упрашивал он старших монахов, пока те, наконец, согласились дать ему последний шанс на спасение. Если же он не выполнит свое обещание к утру, казнь неминуемо состоится. Грешный монах приступил к работе. Он писал книгу до полного изнеможения. Когда пробило полночь монах понял, что не сможет выполнить свое обещание, и он решил заключить страшный договор: он попросил помощи у падшего ангела – сатаны. Сатана откликнулся на призыв и помог монаху написать самую ужасную, загадочную, и самую притягательную книгу в мире. Так гласит легенда…
Кодекс Гигас (лат. – Гигантская книга) или Библия дьявола. Эта книга считается самой противоречивой, странной, обладающей сверхъестественной притягательностью. Ею пытались завладеть многие великие мира сего, но всем она приносила одни несчастья. Книга стала предметом охоты для многих алхимиков и магов. Ради нее убивали, продавали души, шли на казнь. Все, кто хоть раз видел ее, свидетельствуют о скрытой мощи, идущей от книги. Она имеет какую-то дьявольскую природу, возможно потому, что на одной из страниц изображен сам дьявол во всей своей «красе». Эта средневековая рукопись по праву считается восьмым чудом света. В ней содержится Ветхий и Новый заветы, медицинские рецепты, магические заклинания, 14 латинских текстов, «Этимология» Исидора Севильского, «Богемская хроника» средневекового летописца Косьмы Пражского, «Иудейская война» Иосифа Флавия, календарь церковных праздников и список имен монахов монастыря. Комбинация текстов в книге настолько уникальна, что такую нигде больше не встретишь. Высота книги – 90 см., вес – 74 кг., ширина – 49 см., толщина – 22 см. Изначально в книге было 640 страниц, сейчас в ней насчитывают 624 страницы. Во многих средневековых книгах использовали материал, который был подобен пергаменту. Его изготавливали из кожи животных. Говорят, что для создания библии дьявола было использовано 160 ослиных шкур. Кодекс Гигас является единственной книгой в мире, в которой рядом с Ветхим и Новым заветом находятся священные заклинания для изгнания дьявола.

Сегодня одной из самых зловещих книг мира считается Библия Дьявола. В документе есть разные священные христианские писания и предполагаемый автопортрет Князя тьмы.

В статье:

Библия Дьявола - содержание

Огромная зловещая книга представлена в виде древней рукописи. Согласно распространенной теории, появился атрибут в начале XIII века в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (сейчас Храст).

В Гигантском кодексе 624 страницы, высотой книга 89 см, ширина - 49 см. Вес труда внушительный - 75 кг. По приблизительным данным, на изготовление рукописи потрачено 167 шкур ягнят.

По одной из легенд, монаху в написании книги помогал Сатана. Предание гласит, что для искупления тяжкого греха чернецу необходимо в течение одной ночи переписать Библию. Взявшись за работу, монах осознал, что это невозможно, и , молил Дьявола о спасении.

Выполнен кодекс нетипичным для XIII века почерком. Буквы напоминают печатные. Сегодня ученые не согласны с легендой и уверены, что срок изготовления книги - не менее 20–30 лет. Предположение М. Гулик подтверждал тем, что средневековый песец был способен скопировать не более 140 строк в сутки. Даже безостановочная работа потребовала бы около 5 лет для создания Библии.

В рукописи содержатся Ветхий и Новый Заветы, тексты «Этимологии» Исидора Севильского, «Иудейской войны» Иосифа Флавия, календарь с указанием дней святых и разнообразные заклинания.

Оригинал Codex Gigas (Библия Дьявола) выставлен в пражской библиотеке Клементинум.

Поразительна страница под номером 290, где расположены и привычные библейские рассказы, и странный рисунок, изображающий предположительно Дьявола. Просматривая книгу, просто определить, что лист отличается от остальных: другой окраски, стилистика и цвет текста явно иные. Создается впечатление, что отрывок выполнен другим человеком.

Тайны Дьявольской Библии

Кодекс Гигас должен быть окутан секретами. История про монаха, заключившего сделку с Дьяволом, гласит, что Сатана договорился помочь человеку, но взамен инок должен был на одной из страниц изобразить портрет Дьявола. Неизвестно, какая участь в дальнейшем постигла мужчину.

Странно, что рукопись дошла до нашего времени, ведь инквизиция должна была не бережно хранить книгу на протяжении многих веков в библиотеках разных монастырей, а в кратчайшие сроки уничтожить творение Сатаны. Возникает вопрос: возможно, существование кодекса было выгодно кому-то?

В 1595 г. Гигас сберегался в хранилище правителя Венгрии Рудольфа III. Во второй части XVII века книга стала достоянием шведов и была перевезена в Стокгольм. После возили текст показывать в Берлин, Прагу и Нью-Йорк. В шведском королевском музее Библия Дьявола хранилась до 2007 г., через некоторое время была перевезена в Национальную библиотеку Чехии.

8 страниц после изображения с Дьяволом залиты чернилами.

Несмотря на современные способы анализа, не удалось определить, какой текст находится под закрашенными чернилами страницами и почему лист с ликом Сатаны темнее других. Исследователи не могут объяснить отсутствие людей на изображении города Неба.

Скачать копию Codex Gigas можно по этой ссылке .

Согласно одной теории, на владельца Кодекса будет наложено проклятие. Например, замок, где находился том в Стокгольме, внезапно сгорел, когда книгу оттуда увезли. Один из монастырей был поражён бубонной чумой. Существует поверье, что для спасения от черной магии необходимо выбросить Библию Дьявола из окна.

Что такое адописные иконы

Можно предположить, что Гигантский кодекс - насмешка над христианством и религией в целом. Это обоснованно, ведь среди священных текстов христианского мира спрятано изображение самого страшного и могучего монстра - Дьявола.

Теория жизнеспособна, ведь искажение святых ликов уже встречалось в истории. Например, известные адописные иконы можно рассматривать как насмешку над религией. В средневековые времена были распространены ужасающие реликвии.

Особенность артефактов заключалась в том, что под одним рисунком прятался другой. На первом, скрытом, изображались бесы, черти и Дьявол. Когда краска высыхала, сверху наносились привычные мотивы - Иисус Христос, святые, апостолы. Иногда под изображениями праведных дорисовывались рога, хвосты и копыта, что скрывалось слоем масла.

Первый раз термин «адописные иконы» упоминается в XVI веке в «Житие Василия Блаженного». В истории говорится, что мужчина приблизился к стенам города, на которых виднелась икона с ликом Богоматери. Люди были уверены, что образ чудотворный - толпа молилась и просила икону даровать здоровье, силы.

Однако Василий Блаженный остановил людей. Вместо того чтобы подойти к чудесному образу в мольбах, мужчина бросал в изображение камнями. Толпа была в ужасе, но Василий обратился к людям с речью, уверяя, что под слоем краски нарисован черт. После снятия верхнего покрытия опасения подтвердились.

Есть еще одна теория, описывающая предназначение адописных икон: считалось, что если верующий обращается к изображённому на лике святому, параллельно молится и Сатане, ведь оба изображения неразрывно связаны друг с другом.

Следующая версия гласит, что в Средневековье адописными иконами могли пользоваться чёрные колдуны, если их цель - наказать человека глубоко верующего и регулярно молящегося. Подкинув атрибут, можно заставить индивидуума молиться врагу - Дьяволу.

По поверью, лики могли создать люди, выступавшие против церковной реформы и не пожелавшие соблюдать свод правил, принятый в XVII веке. Устрашающие иконы могли создать, чтобы напугать поддержавших реформу.

Распространено мнение , что адописные изображения выполнены религиозными, свято боявшимися нарушить правило «Не сотвори себе кумира» и желали устранить веру в волшебную силу икон. Например, были люди, которые противились поклонению святым образам и убеждены, что это аналогично служению языческим идолам.

В XX веке появилось мнение, что черных магических икон не было. Сегодня это скорее легендарные артефакты - сохранившиеся примеров нет. Русский славист Никита Толстой уверяет, что сказания об адописных иконах были страшилками для суеверных граждан.

Есть и другие, менее мистифицированные теории относительно изображения на первом слое: это могли быть просто плохо и неумело изображенные лики святых. Из-за низкого качества используемых материалов и недостаточной опытности мастеров образы праведных действительно могли казаться устрашающими. Слой перекрывали новым, а изображение переделывалось с нуля. Однако любителей сверхъестественного теория не устраивает.

В мире существует много загадочных и даже зловещих книг, но об одной из них следует рассказать более подробно. Эта книга называется «Библия Дьявола», она содержит священные христианские писания, а так же автопортрет «Князя Тьмы».

Однако в истории с этой таинственной и судя по всему зловещей книгой, есть интрига, тайна и загадка. Эта старинная рукопись весит 75 кг, и приличные размеры 92х50 см. На изготовления этой книги было истрачено 160 ослиных шкур!

Библия Дьявола иногда ее еще называют «» была написана на рубежах XII-XIII в. Принадлежит она перу монаха из чешского городка Падлажица, который находится рядом с Прагой. Существует предание, что в написании этой загадочной книге монаху помогал сам Дьявол. Отсюда и ведёт своё название эта старинная рукопись.

Легенда гласит, что один монах совершил тяжкий грех, и чтобы искупить этот грех он поклялся в течение одной ночи написать Библию. Когда до самоуверенного монаха дошло, что сделать столь сложную работу в течение одной ночи нереально тогда он попросил помощи у Сатаны.

Библия дьявола содержит Ветхий и Новый Заветы, тексты «Этимологии» Исидора Севильского, «Иудейской войны» Иосифа Флавия, календарь с указанием всех дней святых и различные .

Однако самое загадочное и удивительное в этой Библии, страница под номером 290, в ней содержатся не только священные для христиан тексты, но и рисунок «лукавого». Так же даже невооружённым взглядом хорошо заметно, что страница № 290, а так же несколько страниц, как до нее, так и после неё отличается не только оттенком от всех остальных страниц, но и стилистикой текста, словно их писал совершенно другой человек.

БИБЛИЯ ДЬЯВОЛА – ПРАВДА ИЛИ ПОДЕЛКА?

Если верить легенде загадочная Библия появилась на свет как плод сговора послушника монастыря и самого Дьявола. Монах, совершивший греховное деяние, чтобы искупить свой грех поклялся настоятелю монастыря всего за одну ночь написать Библию и не только написать, но и нарисовать в ней рисунки. Когда время перевалило за полночь, монах, наконец, понял, что заданием, которое он поклялся выполнить, по сути, выполнить невозможно. Тогда он попросил помощь у Князя Тьмы, взамен предложил ему свою душу и на одной из страниц изобразить его портрет. В предании, к сожалению не сказано какая участь постигла монаха, продавшего душу Дьяволу после написания зловещей Библии.

Инквизиция, имевшая в те времена огромную власть, была в курсе произошедшего, однако с её стороны, никаких действий связанных с этим случаем, предпринято не было. Вместо того чтобы уничтожить «сатанинское творение», рукопись, бережно хранили на протяжении нескольких веков в библиотеках различных монастырей.

В 1595 году попала в коллекцию короля Венгрии Рудольфа III, долгое время хранилась в его замке. Во время 13-летней войны происходившей в Европе в первой половине XVII века загадочная рукопись попала в руки шведов, которые вывезли её в Стокгольм. И с того времени Библию Дьявола с территории Швеции вывозили всего три раза на выставки в Берлине, Праге и Нью-Йорке.

Выдумка или нет история со старинным манускриптом, но фактом остаётся рисунок с очертаниями Сатаны. Так же несколько страниц перед изображением Князя Тьмы, были залиты чернилами, а затем удалены ещё 8 страниц текста из Библии. Зачем и кем это было сделано непонятно. Ещё одна загадка, связанная с этой зловещей рукописью.

Несмотря на столь зловещие предания, эту книгу не уничтожали и не запретили, Даже больше, по ней несколько поколений молодых монахов, изучало Святое Писание. Сегодня только учёные-специалисты, сотрудники Шведской Королевской библиотеки, предварительно одев стерильные перчатки, могут изучать страницы Библии Дьявола.

Кодекс Гигас (Codex Gigas) или Библия дьявола

В переводе с латыни - большая книга, представляет собой рукописную книгу огромную по своему размеру и по содержанию, которая была написана в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице в начале XIII века.

Все средства массовой информации – и газеты, и журналы, и сайты, и документальные фильмы, не сговариваясь, назвали этот великий труд библией дьявола. В подтверждение этому они приводят некую легенду, не известно кем выдуманную. Действительно ли эта книга является тем, чем ее назвали?


Чтобы выяснить этот вопрос, вначале рассмотрим саму легенду.

Легенда о Кодексе Гигас

Согласно легенде, монах взялся написать за одну ночь энциклопедию всех знаний, которыми обладал Бенедиктинский орден, за искупление совершенного им тяжкого греха. Но когда монах понял, что не сможет выполнить за такой короткий термин такой большой объем работы, то на помощь себе он якобы призвал дьявола. Доказательством этому служит изображение дьявола на 290 странице.


Теперь, рассмотрим, что собой представляет .


1. Ветхий Завет и Евангелие.
2. «Этимология» Исидора Севильского.
3. «Иудейская война» Иосифа Флавия.
4. «Богемская хроника» Козьмы Пражского.
5. «Зерцало грешника» (сборник, содержащий назидательные рассказы-exemplia для проповедников).
6. Заговоры против нечистой силы, для экзорцизма (изгнания дьявола священником).
7. Медицинские рецепты.
8. Календарь церковных праздников.
9. Список монахов, населяющих монастырь.

Как видите, содержание «Кодекса Гигас» не указывает на хоть какую-то связь с дьяволом. Так, Ветхий Завет и Евангелие никак не могут диктоваться дьяволом и быть его библией.

«Этимология» написана архиепископом Севильи Исидором Севильским (560-636 г.), которого в 1598 г. католическая церковь канонизировала. Значит, его произведения церковь считает каноном религиозных знаний, поэтому они не могут быть поучением дьявола.

«Этимология» состоит из 20 томов, где собраны различные знания:

I-III тома посвящены семи свободным искусствам, то есть союзу тривиума - грамматике (первый том), риторике и диалектике (второй том) - и квадривиума - арифметике, геометрии, астрономии и музыке (третий том).
IV том - медицине и библиотекам.
V том - законам и хронологии.
VI том - церковным текстам и обрядам.
VII том - Богу, ангелам и святым, а также земным и небесным иерархиям.
VIII том - церкви и ересям (Исидор описывает по меньшей мере 68 из них).
IX том - языкам, народам, царствам, городам и титулам.
X том - этимологии.
XI том - человеку, чудесам и знамениям.
XII том - зверям и птицам.
XIII том - частям света.
XIV том - географии.
XV том - архитектуре и строительству дорог.
XVI том - камням и металлам.
XVII том - земледелию.
XVIII том - терминам войны, права и публичных игр.
XIX том - кораблям, зданиям и одежде.
XX том - пище, инструментам и предметам мебели.

«Иудейская война» Иосифа Флавия хотя и не относится к христианству, но содержит историческое сведение об Иисусе Христе. И это сведенье ценное тем, что приводится фарисеем и потомком главного израильского колена Левия – Иосифом Флавием.
Вот, что он написал: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя, таким образом, по Его имени».

«Богемская хроника» Козьмы Пражского представляет собой историческую хронику. Она состоит из трех книг. Первая книга охватывает весь древнейший период истории чешского народа, включая период язычества и начальный период распространения христианства в Чехии до 1038 г. Вторая книга - период с 1038 до 1093 г.; третья - с 1093 до 1125 г.

«Этимология» , «Иудейская война» и «Богемская хроника» никак не могли диктоваться дьяволом, так как представляли энциклопедические знания, до которых ему не было никакого дела. Например, зачем было дьяволу приводить доказательство распятия Иисуса Христа? Эти работы, очевидно, тщательно были переписаны монахом из имеющихся в монастыре оригиналов или эти оригиналы были взяты из другого монастыря на время их переписывания.

Остальные работы - «Зерцало грешника» , заговоры против нечистой силы, для изгнания дьявола, календарь церковных праздников, список монахов, населяющих монастырь тем более не могли диктоваться дьяволом, так как были направлены против него. Разве дьявол – самоубийца? А вот вырвали 8 страниц после изображения дьявола на 290 странице явно с определенным умыслом – ведь не могли они сами по себе пропасть в такой последовательности.

Современные ученые, исследовав , пришли к заключению, что он написан одним человеком и одними чернилами. И этот труд монах мог совершить за 20-30 лет. Почерк и иллюстрации к некоторым текстам указывают, что монах был талантливым художником-самоучкой и очень трудолюбивым человеком – текст написан красивым и ровным почерком. К тому же монах подписался как монах-затворник. Как известно затворниками монахи не становились по принуждению, а становились только по доброй воле. Все это может служить доказательством, что монах не был грешным человеком, а наоборот – осенен Божьей благодатью. Поэтому находился в хорошем настроении духа, о чем свидетельствует красочные рисунки, в которых присутствуют яркие тона, особенно красного цвета, правильные линии и геометрические фигуры. Во всем применялся закон симметрии.

Ничто в данной книге не указывает на то, что монаха вдохновлял на этот труд дьявол. Так как присутствие дьявола обычно выводит человека из равновесия, его обуревают сильные желания и эмоции, которые обязательно влияют на работу, делая ее гротескной, экстравагантной, асимметричной. Так как идеи дьявола вносят в человеческое мышление противоречивые мысли и суждения. Ведь дьявол всегда спорит с Богом, поэтому под его влиянием человек не может ничего спокойно воспринимать, делать правильные выводы. Очевидно, чтобы отгородиться от влияния внешнего мира, в котором присутствует дьявол, монах и стал затворником, что помогло ему избавиться от тлетворного влияния сил зла.

Если монах не был грешником и не имел дело с дьяволом, то для чего была придумана такая странная противоречивая легенда. Чтобы выяснить эту загадку обратимся к историческим событиям, которые связанны с данной книгой.

Кодекс Гигас и исторические события

Книга была написана в монастыре бенедиктинцев, приблизительно в 1230 году. Но ко времени ее написания немногие монастыри этого ордена оставались, верны первоначальному уставу Бенедикта. В связи с чем, бенедиктинцы лишились того влиятельного положения, которое они занимали в качестве почти единственного монашеского ордена. И вскоре "черные монахи", как называли бенедиктинцев по их черной одежде, до такой степени утратили уважение народа из-за усиливавшейся среди них порчи нравов, что их начали ставить ниже всех других орденов. Поэтому монах, написавший в XIII столетии своим трудом хотел вернуть ордену былое уважение и славу аскетов и ученых. Но прошло несколько десятилетий со дня написания «Кодекса Гигас» прежде чем он приобрел популярность и то больше среди монашеских орденов. Среди простого народа монастырь не стал популярным, и он вскоре начал нуждаться в деньгах. Чтобы избежать полного разорения и закрытия монастыря, орден бенедиктинцев решает продать другому ордену – цистерцианцам, так называемым белым монахам, в монастырь под городом Седлец.

Монастырь цистерцианцев под Седлецом в это время был популярным во всей Европе. Но не своими духовными достижениями, а кладбищем. Чешский король Отакор II послал в 1228 году в Шестой Крестовый поход, который овладел Иерусалимом в 1229 году, аббата данного монастыря. Крестовый поход был успешным, крестоносцы владели Иерусалимом 15 лет. Поэтому аббат смог благополучно вернуться домой. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Известие об этом облетело всю Европу, многие знатные люди хотели быть похороненными на этом кладбище. За место на кладбище монастырь получал щедрые подношения, что позволяет ему приобрести .

Неожиданно в 1318 году монастырь и всю округу поражает эпидемия чумы, унесшая жизни 30 тысяч людей. При чем чума бесчинствовала только в этом единичном месте, что естественно снискало монастырю дурную славу. Так как чуму считали наказанием за грехи и связь с нечистой силой. Поэтому монастырь торопится поскорее избавиться от «Кодекса Гигас» , в котором на странице 290 нарисовано изображение дьявола. Епископ приказывает вернуть первоначальному владельцу – монастырю бенедиктинцев.

Через тридцать лет в 1348-52 годах на Европу обрушивается пандемия чумы, которая уносит жизни 25 миллионов жителей. А перед эпидемией в течение нескольких лет над многими странами Европы и Азии проносятся стихийные бедствия огромной силы. Все это простым народом истолковывается иначе, чем теми, в чьих руках имелась светская и церковная власть. Народы Европы еще помнили жестокое уничтожение в 1209-1228 годах солдатами церкви – крестоносцами по приказу папы альбигойцев и катаров. Ведь катары и альбигойцы были истинными христианами. Так, Андре Миллер в своей работе "История христианской Церкви» пишет, что вера альбигойцев, катаров, вальденсов происходит с апостольских времен. Передаваясь по наследству от отца к сыну, она сохранила себя в чистоте от растления католической церкви.

Можно сказать, что папа римский при поддержке своего войска – крестоносцев уничтожил истинных христиан. Для того чтобы в христианском мире установить власть церкви по образцу древнеегипетского жреческого государства Амона, после уничтожения которого, подобная власть была смоделирована на устройство еврейского государства. Именно при храме Иеговы существовали воины храма, которые подчинялись только первосвященнику. Римская церковь на то время полностью перенял это устройство. К тому же костяк крестоносцев составляли тамплиеры, которые даже назвали себя – рыцари храма Соломона.

Орден тамплиеров просуществовал почти 200 лет (1118-1312). За время своего существования он занял в христианском мире значимое место. С помощью своей военной силы и огромного богатства орден начал влиять на устройство церкви, королей и их государства. Это означало, что тамплиеры формировали геополитику, и стремились установить мировое господство. Остановил их на этом пути французский король Филипп IV и папа Климент V. Хотя почти во всех исторических работах говорится, что французский король хотел обогатиться за счет тамплиеров, что он завидовал их силе и богатству. Но если бы это было правдой, то первым что сделал бы король, наложил арест на имущество ордена. А вместо этого, пять лет велось расследование, во время которого открылись ужасные вещи о том, чем занимались тамплиеры. Ведь до этого никто не знал устава ордена, разглашение его каралось смертным приговором для каждого тамплиера. Официально орден тамплиеров закончил свое существование, но уничтожить одним махом такую силищу было не под силу никому. Естественно тамплиеры сменили окраску, флаги, символы, влились в другие монашеские ордена, чтобы по-прежнему влиять на устройство католической церкви, ее догматы.

Церковь продолжает впадать в крайности. Стихийные бедствия и эпидемии чумы простой народ воспринимал как кару Божью. В результате в начале XV века в Богемии возникает народный протест против монополии католической церкви в христианском мире, ее догматов, ритуалов. Возглавил движение за реформу церкви профессор, ректор Пражского университета Ян Гус.

Но католическая церковь нетерпимо относилась к любому открытому высказыванию в ее адрес, тем более к критике. Когда в Прагу был вызван Ян Гус, то его даже не стали слушать, заранее вынесли приговор и сожгли на костре. Да, католическая церковь в то время явно уклонилась в сторону догматов Старого Завета, в ней мало, что напоминало об Учение Иисуса Христа.

Такая категоричность в суждении католической церкви обусловила возникновение в 1419 году религиозной гуситской войны. Во время этой войны естественно католические монастыри были разрушены. И оба монастыря и в Подлажице, и в Седлеце, где находился , были разрушены. Где находился в это время нигде не говориться. Но ясно одно, что уже во время гуситской воны его могли назвать Библией дьявола. Так как гуситы в некоторой степени переняли взгляды катаров и альбигойцев, которые считали Ветхий Завет сочинением сатаны. И если Бог не дал сатане материального тела и сделал его невидимым для людей, то его нельзя изображать. Так как изображать, значит, идти против воли Бога. Очевидно обладатели «Кодекса Гигас» тщательно скрывали его от взгляда простых людей, из-за изображения дьявола на 290 странице. Но гуситы, даже не видя этого изображения, могли назвать его так из-за содержащегося в нем Старого Завета.

Кроме того в то время монахи всех орденов повально увлекались алхимией, которая является одним из разновидностей черной магии. Монастырь с его уставом был надежным местом для занятий магией. Вспомните «Фауста» Гете, где монах, запершись в своей кельи, часами вызывает духов для алхимических опытов. И вот однажды вместо духов к нему является сам дьявол в образе пуделя. Надо сказать, что ученый монах был не выдуманным лицом, у него был настоящий прототип, настоящий доктор Фауст и черный пес. Поэтому монахи могли пользоваться изображением дьявола из «Кодекса Гигас» для вызывания дьявола или других алхимических операций.

Дальше историческое упоминание о «Кодексе Гигас» всплывает во время правление Богемией Рудольфа II - правителя Чехии и Венгрии, герцога Австрии, императора из дома Габсбургов, перенесшего столицу из Вены в Прагу. В годы правления Рудольфа II (1575-1611) в Прагу со всей Европы съезжались ученые, художники, поэты, ремесленники, золотых дел мастера. Интерес короля к наукам и искусствам давал возможность астрономам Тихо Браге и Иоганну Кеплеру наблюдать звездное небо, живописцам - открывать законы мастерства, алхимикам - искать философский камень. Но и сам король занимался опытами по алхимии и тщательно изучал .

В 1648 году, в конце Тридцатилетней войны, рукопись была увезена из Пражского замка, где она тогда хранилась, шведскими войсками в качестве военного трофея и с тех пор находится в фондах Шведской Королевской библиотеки в Стокгольме.

В заключение снова зададим вопрос: «Для чего был написан и можно ли его назвать Библией дьявола?»

Цель написания Кодекса Гигас

Если монаха-затворника осенило Божье прозрение, и он хотел создать ради укрепления статуса монастыря некую энциклопедию, то, как могло это уложиться с образом дьявола. Неужели на создание образа дьявола монаха вдохновило прозрение и Божья благодать? Конечно, нет.


Можно сделать вывод, что монах был наивным человеком, в некотором роде идеалистом, который всецело доверял церкви и не пытался докопаться до истины, найти правду. Он был в некотором роде слепцом, так как слепо верил церковным проповедникам. Ведь об этом предостерегал Ян Гус, что слепая вера делает слепцами и тех, кто ведет за собой, и тех, кого ведут за собой. Ян Гус призывал христиан к поиску правды. Конечно же, монах не имел ничего общего с алхимиками, но его работа в большей мере послужила им, а не простым монахам. Поэтому он создал рукописный свод знаний, которыми обладала церковь на то время, служащими доказательством глубоких противоречий и ошибок католического учения. К сожалению, эти противоречия и ошибки увели христианство с правильного пути.

К сожалению, все это продолжается и в наше время. Папа римский просит прощение за совершенные ошибки церкви. Но каким-то странным образом прощает грешников и просит у них прощения и не признает заслуги праведников. Так, католическая церковь до сих пор не покаялась в своем грехе перед Яном Гусом, не признала ошибку за его сожжение. Хотя сербская православная церковь причислила его к лику святых. Вместе с тем, папа римский покаялся перед тамплиерами, которые плевали на Иисуса Христа, целовали друг друга в срамные места, занимались содомией. А почему он не покаялся перед катарами, альбигойцами, которых те же тамплиеры уничтожили.

Такая подмена морали и понятий возможна только в невежественном безразличном обществе. И как пример назван не энциклопедией католических монастырей, а Библией дьявола. Обратите внимание, дорогие читатели, современные журналисты даже не усомнились в этом названии, не поинтересовались его содержимым. А если и сделали это, то даже не смогли сделать правильные выводы.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!