Что такое любовь для маяковского. Тема любви в поэзии В

Наиболее ярко тема любви получила свое развитие в поэме "Оза".

Героиня поэмы "Оза" работает на атомном циклотроне, и в этом качестве поэт зовет ее Зоей, а в любви она превращается для него в Озу, в своего рода Прекрасную Даму, в идеал женственности, без которого нет полноты восприятия красоты жизни и "величья бытия". Без любви к женщине и острого чувства природы "рушится человек", а "все прогрессы - реакционны". Поэма "Оза" подтверждает слова Достоевского о том, что красота призвана спасти мир.

Зоя Богуславская, которой Андрей Вознесенский посвятил поэму, рассказывает, что в "Озе" могла быть еще одна глава. Эта глава не появилась на свет, потому что Зоя заставила Андрея вернуться из Ялты в Москву, чтобы выступить в Большом зале консерватории. Поэт отправил ей телеграмму: "Не могу приехать, цветет миндаль". Богуславская удивилась и ответила, что если он не явится в консерваторию, то она его знать не желает. Спустя много лет на Зоино очередное "Ты же не можешь людей подвести!" Андрей раздраженно заметил, что из-за того, что он тогда сорвался и приехал, "Оза" в композиционном плане получилась не такой, как он хотел.

Из текста поэмы абсолютно ясно, что между Вознесенским и Богуславской нет никаких близких отношений. Зоя узнала, что стала прототипом "Озы", находясь в Ялте, а Андрей читал ее в Москве. Слухи и сплетни о том, что поэт нашел себе новую музу дошли до ее мужа. Супруг Зои Борис сказал, что отпускает ее к Вознесенскому на год. Если она захочет, то вернется через этот период времени. Богуславская высоко оценила его благородство, но предпочла остаться с поэтом. Они прожили вместе сорок пять лет. Поначалу многих удивляло, что поэт женился на "какой-то Зое", но потом все свыклись с этой новостью.

Вознесенский высоко ценил женскую красоту, и у него было женщин в физическом плане. Он искал вдохновения, новых муз. Однако главной музой для него всегда была его жена, умевшая ценить его верность. "Я всегда буду верен тебе, и ревновать ты меня можешь только к стихам", - такую фразу однажды Богуславская услышала от своего супруга.

Композиционно поэма состоит из четырнадцати глав, которым предшествует пролог. Произведение предваряется эпиграфом "Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы". Он свидетельствует о том, что автор не хотел издавать "Озу". Так, в эпиграфе есть причастие "найденная", которое показывает, что поэт забыл об этом произведении и для него важно было именно написать ее, а не напечатать. Пролог в свою очередь состоит из семи строф (каждая представляет собой четверостишие), в конце отдельной строкой автор говорит "Аве, Оза…". Проанализируем пролог.

Предложение "Аве, Оза" с разными знаками препинания в конце повторяется в нем семь раз: четыре раза поэт употребляет многоточие, два - точку и один - восклицательный знак. Кроме того, в первой строфе поэт пишет местоимение "Тебя" с большой буквы. Помимо этого он говорит "слушаю дыхание Твое". Таким образом он показывает, что возлюбленная, которой он посвящает свое произведение, для него святая. Вторая строфа состоит из двух предложений, первое из которых вопросительное, второе - повествовательное. В первом автор сравнивает зарождение чувства со вступлением в озеро:

Оробело, как вступают в озеро,

разве знал я, циник и паяц,

что любовь - великая боязнь?

Следующая строфа включает в себя четыре предложения. В первом автор выражает волнение по поводу того, что его возлюбленная сейчас одна. Во втором он повторяет наречие "страшно" в сравнительной степени: "Но страшнее - если кто-то возле". Таким образом поэт показывает свое переживание о возлюбленной. "Черт тебя сподобил красотой!" - в этом предложении видно, что автор восхищен красотой своей музы.

В первом предложении четвертого четверостишия Вознесенский ставит в один синонимический ряд слова "микробы", "люди" и "паровозы":

Вы, микробы, люди, паровозы,

умоляю - бережнее с нею.

Так поэт противопоставляет всем остальным Озу.

Предложения, из которых состоят оставшиеся три строфы пролога, внешне не выражают эмоций: в конце в них нет восклицательных знаков или многоточий. Однако по глубине содержания они очень сильны.

У магнита я - печальный полюс,

ты же - светлый. Пусть тебе светло.

В первом предложении поэт создает художественный образ магнита с разными полюсами: "печальным" и "светлым". В данном случае интересно употребление приема антитеза: обычно в его основе лежат антонимы, здесь же мы наблюдаем обыкновенные прилагательные. Повтор однокоренных слов ("светлый" и "светло") еще раз показывает восторженное отношение автора к своей любимой.

В предложении "Я тебя не огорчу собою" Вознесенский намеренно использует непрямой порядок слов: ставит дополнение "тебя" после подлежащего "я". Так поэт иллюстрирует свою невероятную любовь к Озе.

Даже смертью не обеспокою.

даже жизнью не отягощу.

В данном единоначатии поэт показывает, что он не хочет обременять свою возлюбленную никоим образом.

В последней строфе пролога есть оксюморон "Мимолетное непрекратимо". Вспоминаются слова Фауста из одноименного произведения И.В. Гете: "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!"

Благодарю, что приходила.

Во втором предложении содержится противопоставление по отношению к первому: "не укоряю", а "благодарю".

Перейдем к анализу идейно-тематического комплекса поэмы.

Обратимся к тематике произведения. Помимо главной темы любви Вознесенский затрагивает другие темы: тему поэта и поэзии; науки; добра и зла; философскую. Первая представлена строками:

Ужели и любовь не модна, как камин?

Но почему ж тогда, заполнив Лужники,

мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?

И радостно и робко в нас души расцветают…

В этих строках поэт говорит, что поэзия необходима людям. Интересно сравнение стихов с "травами от цинги". Оно показывает, что лирика имеет исцеляющее значение, помогает людям вылечиться от недугов.

речь мою прерывают.

Под "роботами" поэт понимает представителей власти, которые следят за каждым его шагом и не дают спокойно творить.

Рассмотрим, как раскрывается тема науки в произведении. Вознесенский пишет о разрыве цивилизации и культуры, раздумывает о будущем планеты. В афористичной форме завершается в поэме "Оза" спор о проблеме человека и прогресса:

Все прогрессы ¾

реакционны,

если рушится человек.

Третья второстепенная тема, добра и зла, находит свое отражение в афоризме:

Не купить нас холодной игрушкой,

механическим соловейчиком!

В жизни главное - человечность.

Философская тема раскрывается в VI главе. В ней лирический герой разговаривает с черным вороном. Интересно использование цвета: черный в данном случае символизирует равнодушие, нежелание радоваться жизни и пессимизм. Лирический герой, который в данном случае равен автору, пытается показать ворону разные положительные стороны жизни. Во-первых, это радость быть человеком:

Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

Во-вторых, трудиться:

счастье высшее трудиться,

полпланеты раскроя…

Вознесенский показывает, что человек может стать счастливым, если реализуется в профессии и будет заниматься любимым делом:

Будешь ты, - великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края..

Наконец лирический герой пытается сказать ворону, что гармонии в мире можно достичь вместе с любимым человеком:

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

Однако на все его реплики ворон отвечает лишь одну фразу: "А на фига?" В конце диалога он говорит: "Жизнь была - а на фига?!" Повтор наречия "на фига" иллюстрирует невежество и безразличие ворона. Между прочим, вышеназванный образ ворона является аллегорией. В этом образе поэт передал человеческие недостатки.

Итак, в VI главе "Озы" философская тема раскрывается следующим образом. Автор показывает, что прелесть жизни заключается в том, чтобы получать от нее удовольствие.

Таким образом, в поэме "Оза" показана муза, прототипом которой явилась Богуславская. Обращаясь к нескольким темам (науки, теме поэта и поэзии, добра и зла, философской), поэт выделяет одну - любви. Это мы видим в заглавии произведения.

Итак, тема любви в творчестве Вознесенского имеет следующие особенности. Во-первых, он высоко ценит женщину и передает это отношение в стихотворениях "Бьют женщину", "Бьет женщина", "Монолог Мерлин Монро" и др. Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме "Оза". Во-вторых, поэт превозносит свою музу Богуславскую, которая показана в поэме "Оза".

В мировой литература всегда была и будет извечная тема любви и верности. Одним из ярких примеров является поэма А. С. Пушкина "Руслан и Людмила". Несмотря на то, что это произведение написано около двухсот лет назад, оно до сегодняшнего дня захватывает читателя своим сюжетом. Каждый раз поэма становится более увлекательной и интересной. Это связано с тем, что произведения великого поэта отличаются желанием автора донести до читателя веру в удивительное чувство любви и в существование верности.

В поэме прослеживается борьба добра и зла, предательства и верности, любви и хитрости. Сюжет произведения завязан на двух главных героях: молодой князь Руслан и прекрасная княгиня Людмила. У этой пары были настоящие и искрение чувства.

Людмила - это воплощение идеальной молодой девушки. Автор представляет ее нежной, стройной и красивой. Пушкин писал:

"Лазурный, пышный сарафан
Одел Людмилы стройный стан;
Покрылись кудри золотые..."

Во дворце Черномора она постоянно думает о Руслане и очень тоскует по нему. Образ Людмила воплощает все качества, которые должны быть присущи современной девушке.

Заполучить в жены идеальную невесту хотел не только Руслан, а и его главные соперники - три богатыря. Однако, никто из них не испытывал искренние чувства, не любили ее по-настоящему, ведь только Руслан остался верным своей невесте и спас ее.

Эта пара является идеальным примером отношения двух любящих сердец, они остались верны друг другу. На их свадьбе гуляли все жители города. Но счастливая жизнь резко омрачилась. Но главный герой не стал отчаиваться.

На своем пути Руслан не смотря ни на что движется к своей цели. Все опасности ему не страшны, когда он едет вызволять из плена свою любимую. Прекрасное чувство любви позволило оставить соперников позади, он смог преодолеть их подлость, хитрость и трусость. На крыльях любви у князя получилось вызволить из плена Людмилу, и победить и наказать Черномора, и даже повоевать за родную землю. Тем самым Руслан доказал свою верность и искренность чувств. Витязь с достоинством выдержал все испытания и с победой вернулся домой.

В произведении «Руслан и Людмила» можно встретить много мистики и зла, но любви удается все победить. Из произведения можно узнать несколько исторических фактов: о культуре своей страны, фольклоре. Не зря и в наши дни произведение так любят и ценят как взрослые, так и дети.

Выражение "верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет" очень точно характеризует отношения между Людмилой и Русланом. Мужчина ради своей избранницы бросился практически на край света, чтобы сразиться с темной силой. Этот поступок, несомненно, характеризуют его как по истине смелого и любящего молодого человека. Людмила же хрупкая, красивая княжна, которая волей судьбы оказалась в плену у коварного старика. Сердце ее не растаяло перед всеми богатствами, которые ей предлагал похититель. Она была верна и помыслами, и душой своему избраннику, пронесла свои чувства сквозь преграды. Все страдания влюбленных были вознаграждены, они доказали верность своей любви.

Сотникова Анастасия, ученица 9-В класса

Размышления о любви в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема любви в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Пушкин – спутник многих поколений без малого почти два столетия. К его имени слух привыкает с детства. О нём говорят – « Мой Пушкин ». В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту.

В памяти каждого из нас живёт, взаимодействуют, изменяются, становятся более сложными или же вытесняются, стираются герои произведений А.С.Пушкина. Повзрослев, мы по-новому смотрим на поэтическое творчество поэта, замечаем в нём многое, до сего времени оставшееся вне поля зрения. Вступая в мир пушкинских поэм, открываешь для себя новых героев, новые проблемы.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

С этими словами мы входим в царство легкокрылого амура, шаловливого Бога любви. Поэма « Руслан и Людмила » дышит атмосферой любовной лиры, ухаживания, соперничества, ревности, томления.

На первом плане, в качестве главных персонажей выступают: героиня поэмы Людмила и четверо молодых витязей, влюблённых в неё и борющихся за обладание её сердцем и рукою.Людмила – княжна, воспитана в роскоши и неге, молоденькая красавица. Её интересуют наряды, зеркала, любовные переживания. Она кокетлива, жизнерадостна, в самые трагические моменты остаётся несерьёзной, легко переживает трагедию в неведении её ужаса. Сущность её натуры исчерпывается сжатой характеристикой, данной в следующих стихах поэта:

Ах, как мила моя княжна!

Мне нрав её всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена…так что же?

Ещё милее тем она.

Из четырёх искателей любви и руки Людмилы счастье выпадает на долю героя поэмы Руслана. Он вполне достоин счастья. Смелый, неукротимый в бою витязь, беспощадный к врагу, великодушный к побеждённому, незлопамятный, признательный за добро, верный в дружбе, постоянный в любви, серьёзно и глубоко чувствующий, романтик, верующий в торжество добра идеалист, щедрая широкая натура – таков Руслан.

Его главный и наиболее опасный противник Рогдай, такой же отважный витязь « воитель смелый », но по натуре являющийся полной его противоположностью. Он эгоистичен, завистлив, зол. Его страсть носит тяжёлый, угрюмо – ревнивый характер. Для достижения цели он не остановится ни перед какой жестокостью. Он злопамятен и мстителен: « Убью!.. преграды все разрушу…Руслан, узнаешь ты меня!.. Теперь – то девица поплачет…». В отличие от светлого Руслана, который даже в переживаниях сохраняет душевную ясность, сердце которого всегда открыто добру. Рогдай - « пасмурный витязь », одержимый злым духом: « Злой дух тревожил и смущал его тоскующую душу ». В его тоскующей душе нет веры в правду и добро жизни, и тоска его – не ясная грусть надежды, а мрачная скорбь глубокого разочарования, демонической непримиримости, возмущения, мстительного бунтарства. Его веселят внушения дьявольских сил в лице злой колдуньи Наины:

«Ты там найдёшь его », - сказала.

Рогдай весельем закипел

И к верной смерти полетел.

Кроме Руслана и Рогдая на турнире в честь красавицы Людмилы участвуют ещё двое. Совсем не рыцарская фигура хвастуна Фарлафа, трусливого, как заяц, и, как кошка шкодливого. Это комический персонаж, прикрывающий безграничную трусость хвастливой крикливостью и нахальным враньём о небывалых подвигах. И любовь его трусливая: не только жизнью, хорошим завтраком не пожертвует он ради неё. Этот « крикун надменный в пирах никем не побеждённый, но воин скромный средь мечей », в ту пору как другие витязи бьются за Людмилу, ежечасно рискуя жизнью, отсиживается « в своём наследственном селенье », « Сердечно позабыв о славе и даже о княжне младой », готовясь предательским убийством из – за угла перехватить в свои руки освобождённую чужими руками героиню. Смех и презрение вызывает к себе этот трус.

Не чета Фарлафу четвёртый, и последний, претендент на любовь Людмилы – « младой хазарский хан Ратмир ». В смелости и отваге он не уступает Руслану и Рогдаю. Столь же пылок он и в любви. Но он лишён их серьёзности. И битва, и любовь для него весёлая игра, забава. Как на беспечную забаву выезжает он на поиски похищенной Людмилы:

Хазарский хан, в уме своём

Уже Людмилу обнимая,

Едва не пляшет над седлом;

В нём кровь играет молодая…

Читатель не ждёт от него настойчивости, упорства, терпения, постоянства: он забавляется игрой, и как только она перестаёт его забавлять, он её бросит. Ровно на один день хватило ему скачки за Людмилой, а вечером он уже увлёкся новой забавой в замке двенадцати прелестниц, чтобы потом и их покинуть для « милой пастушки ». Он уверяет Руслана:

Я всё забыл, товарищ милый,

Всё, даже прелести Людмилы.

Беспечный, ветреный, непостоянный, Ратмир добр, мягок душой, чувствителен, склонен к мирным наслаждениям дружбы и любви на лоне природы. Он не создан для бранных потех и светской суеты, и если забавляется ими, то лишь отдавая дань молодости.

Любовь является движущей пружиной всех персонажей поэмы, ею определяется весь жизненный путь и судьба. Даже фантастические персонажи, сказочные образы волшебников, злых и добрых колдунов и колдуний приводятся в движение любовной страстью.

Таков добрый волшебник поэмы Финн, « любви искатель жадный », сначала « пастух », обитатель мирных дубрав и полей, под влиянием неудачной любви к гордой сельской красавице покидающей сельский уют, чтобы забыться в шуме битв; он возвращается, прославленный воинскими подвигами, знаменитым и богатым, надеясь теперь добиться успеха у гордой красавицы, и, снова, отвергнутый, уходит к « седым колдунам », чтобы овладеть их мудростью «и в гордом сердце девы хладной любовь волшебствами зажечь ». Он достигает цели, но к этому моменту гордая дева стала безобразной старухой, от которой Финн бежит в ужасе. « С этих пор, - говорит он, - живу в моём уединенье с разочарованной душой, и в мире старцу утешенье природа, мудрость и покой ». Таким образом, добрый волшебник является умудрённым бурями любви, разочаровавшимся в ней отшельником, другом природы и познания её тайн.

Те же перипетии любви сделали колдуньей и предмет любви Финна, гордую красавицу Наину. Отвергнувши любовь Финна в молодости, она вспыхнула к нему старостью, когда стала ужасной старухой, и теперь, в свою очередь отвергнутая, вспыхивает яростной злобой, становится злой колдуньей, завистливо стремящейся разрушать, где только можно, счастливую любовь. Таким образом, злая колдунья – это просто озлобленная старая дева, для которой единственная радость – отравить и разбить счастливую любовь.

Любовной страстью движется и третий сказочный персонаж поэмы – « волшебник страшный Черномор, красавиц давний похититель, полнощных обладатель гор ». Рождённый безобразным карликом, он является завистливым и злым сластолюбцем, который пользуется чернокнижной мудростью, чтобы губить своих соперников и похищать красавиц. Это безобразный старик, владелец богатого, поражающего сказочной роскошью замка, окружённый исполняющими все его прихоти рабами, хилый сладострастник. Он сродни колдунье Наине. В этом смысле, что он такой же разрушитель счастливой любви, как и она.

Таким образом, все фантастические персонажи колдунов и колдуний интерпретируются как вышедшие в тираж любовной игры старики, состоящие в отставке у любви.

В « Руслане и Людмиле »чувствуется влияние русской сказки, фантастики Жуковского, это поток живых впечатлений автора от реальной русской действительности. Традиционные образы и сюжеты наполняются схваченным с натуры содержанием, получают оригинальный, полный жизни характер. В этом собственно и заключается настоящая прелесть и подлинная значимость поэмы.

(Сотникова Анастасия, ученица 9-В класса)

Маяковский был и остается одной из самых значительных фигур в истории русской поэзии XX века. За внешней грубостью лирического героя Маяковского скрывается ранимое и нежное сердце. Об этом свидетельствуют стихи Маяковского о глубоко личном. Они поражают страстной силой выраженного в них чувства:

«Кроме любви твоей

мне нету солнца»

(«Лилечке»),

огнем обвит

на несгорающем костре

немыслимой любви»

(«Человек»)

Лирический герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению и очень одинок. Его никто не слышит, не понимает, над ним смеются, его осуждают («Скрипка и немножко нервно», «Я»). В стихотворении «Дешевая распродажа» поэт говорит, что готов отдать все на свете за №единственное слово, ласковое, человечье». Чем же вызвано такое трагическое мироощущение? Неразделенной любовью. В стихотворении «Лиличка (вместо письма)» и поэме «Облако в штанах» мотив неразделенной любви является ведущим («Завтра ты забудешь, что я тебя короновал», «Дай же последней нежностью выстлать твой уходящий шаг»). В этих произведениях лирический герой предстает нежным и очень ранимым человеком, не мужчиной, а «облаком в штанах»:

Меня сейчас узнать не могли бы

жилистая громадина

корчится…

Но возлюбленная отвергает героя ради мещанского благополучия:

Знаете –

Я выхожу замуж.

Такой огромной силы любовь не нужна ей! Она холодна и иронична. И он превращается в проснувшийся вулкан:

Ваш сын прекрасно болен!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле, -

Ему уже некуда деться.

В поэме «Облако в штанах» показано превращение громады-любви в громаду-ненависть ко всем и вся. Разочаровавшись в любви, герой испускает четыре крика «долой»:

Долой вашу любовь!

Долой ваше искусство!

Долой ваше государство

Долой вашу религию!

Страдания от неразделенной любви оборачиваются ненавистью с тому миру и тому строю, где все покупается и продается.

В письме к Л.Ю. Брик Маяковский писал: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все пр. Любовь – это сердце всего. Ели она прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем». Именно такое, любящее и потому отзывающееся на все в мире «сплошное сердце» открывается в поэзии Маяковского. Говорить о любви для поэта значит – говорить о жизни, о самом значительном в собственной судьбе. Ибо, убежден он, и это чувство должно быть вровень эпохе. Легкость решения этого вопроса Маяковского не устраивала. Он и в этом случае руководствовался требованиями, предъявляемыми к себе и к окружающим. Ведь он знал, что «любовь не становить никаким «должен», никаким «нельзя» - только свободным соревнованием со всем миром».

Что может позволить выйти в этом соревновании победителем? Для Маяковского чувство, соединяющее двоих, не изолирует их от мира. Чувство, заставляющее человека замыкаться в узеньком мирке («в квартирном маленьком мирке»), неотъемлемо для него от ненавистного ему старья. Любящее сердце вмещает в себя весь мир. Утверждаемый поэтом идеал высокой любви осуществим лишь в светлом будущем. И задача поэзии в этом случае – ускорить путь в грядущее, преодолев «будничную чушь».

Интересно сопоставить два стихотворения, навеянных сильным и глубоким чувством к Татьяне Яковлевой: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой». Перовое из них адресовано лицу официальному, редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал оказавшийся в Париже поэт, тогда как второе – не предназначавшееся для печати – передано из рук в руки любимой женщине.

В первом из этих «писем» Маяковский размышляет не просто о любви – о ее сущности. Обжигающей силы чувство вызывает настоятельную потребность разобраться в себе, по-новому взглянуть на мир. Именно по-новому: для Маяковского любовь – чувство, перестраивающее человека, созидающее его заново. Поэт избегает в своем разговоре отвлеченности. Назван по имени адресат «Письма…», в текст введена та, которая вызвала эту бурю в сердце, к которой обращен этот поэтический монолог. И в самом стихотворении рассыпано множество подробностей, деталей, не позволяющих стиху унестись в туманные выси. Его любовь - «человеческая, простая», да и поэтическое вдохновение проявляется в самой что ни на есть будничной обстановке:

Подымает площадь шум,

экипажи движутся,

стишки пишу

в записную книжицу.

Простое земное чувство противопоставляется той «прохожей паре чувств», что названа «дрянью». Поэт говорит о том, что возвышает человека - о стихии,

подступают в ропоте

обладающей целительной силой. И опять-таки используемые им поэтические метафоры способствуют буквально материализации понятий. Произнесенное здесь имя гениального Коперника дает представление о масштабах чувства, о котором идет речь.

Привычное в поэзии, когда речь заходит о любви, противопоставление земного и небесного, будничного и возвышенного – не для Маяковского. Он начинал (в поэме «Облако в штанах») с решительного протеста против возникавших в таких случаях сладкоголосых песнопений, со слов вызывающе откровенных:

поэт сонеты поет Тиане,

весь из мяса, человек весь –

тело твое просто прошу,

как просят христиане –

«Хлеб наш насущный –

даждь нам днесь».

Необходимость в резко выраженном противопоставлении своих представлений о любви, которая равнозначна самой жизни, исчезает. Нет нужды противопоставлять обычное, земное прекрасному, высокому. Любовь дает возможность ощутить их единство, поэзия – обнаружить его, выразить и закрепить словом.

В «Письме… Кострову» размышления о сущности любви разворачиваются с замечательной логичностью, выстраивается система аргументов, достаточная для того, чтобы разговор о любви смог обрести общественный характер. Слово, вырвавшееся из сердца влюбленного способно «подымать, / и вести,/ и влечь,// которые глазом ослабли».

В «Письме Татьяне Яковлевой» та же тема представлена с иной, драматической, стороны. Трудно разобраться в том, почему взаимная любовь не смогла принести счастья влюбленным. По-видимому, ему помешало чувство ревности, которое поэт обещает усмирить.

И здесь тема любви не может получить счастливого разрешения. Оно переносится в неопределенное будущее, связывается с грядущим торжеством революции во всемирном масштабе:

Я все равно

когда-нибудь возьму –

или вдвоем с Парижем.

А в настоящем – так и не преодоленное одиночество.

Маяковский и в этом стихотворении использует излюбленный жанр – монолог, обращенный к конкретному лицу. Это сообщает стиху доверительность, придает сказанному глубоко личный характер. Вместе с тем рамки мира, открывающегося в адресованном любимой женщине послании, чрезвычайно широки. Это относится и к пространственным (от Москвы до Парижа), и к временным (время революции и Гражданской войны – сегодняшний день – будущее, связываемое с приходом революции в Париж) границам. Свойственная открывающим стихотворение строкам предельная откровенность подкрепляется далее словами о «собаках озверевшей страсти», о ревности, которая «двигает горами», о «кори страсти» - письмо наполняется силой интимного чувства. И оно постоянно переводится в социальный план. Поэтому, когда герой восклицает:

Иди сюда,

иди на перекресток

моих больших

и неуклюжих рук.

Слова о будущем торжестве революции становятся логическим завершением стихотворения.

«Громада любовь» - вот словосочетание, которое лучше других способно выразить чувство, лежащее в основе стихотворения.

Подводя итог сказанному, заметим, что Маяковский предпочитает лирическому самовыражению желание убедить, утвердить свою позицию, свои представления о мире, о месте человека в нем, о счастье. Отсюда его ориентация на разговорную (часто – ораторскую) речь. Идя от настоящего, поэт стремится в светлое будущее. Это определяет пафос его стихотворений.

Маяковского часто называют «поэтом-трибуном». И хотя в этом есть своя правда, сводить поэзию Маяковского только к агитационно-ораторским стихам было бы неверно, так как в ней присутствует и интимные любовные признания, и трагический крик, и чувство грусти, и философские раздумья о любви. Иными словами поэзия Маяковского многообразна и многокрасочна.

Любовь - самое бесценное чувство, которое наполняет жизнь смыслом, делая ее светлой, насыщенной и выразительной. Любовь дает стимул человеку в любых его проявлениях. С этим чувством приходит вдохновение в стихах или прозе.

Любовь в лирике Пушкина

Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из основных мест. Творения поэта являются уникальными в теме любви, его стихи читаются пылко и вдохновенно. Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт.

Любовь для поэта - это не только вдохновение, это еще и свет жизненной силы и творческой активности. Именно тема любви в лирике Пушкина позволяет понять его произведения. Любовь двигала им, благодаря любви он творил и создавал шедевры. После расставания с женщиной поэт чувствует тоску и грусть. Ничто не мило, цель и смысл жизни утеряны.

Любовь Пушкина к Анне Керн

Одно из таких стихотворений - «Я помню чудное мгновение…» - посвящено Анне Керн, которая покорила сердце поэта. Она для него чиста и непорочна, как ангел, как «гений чистой красоты».

Для Пушкина любовь к Анне Керн - светлое и искреннее чувство. Она дорога ему, даже если это чувство остается без ответа. Пушкин нежно и бескорыстно относится к женщине, которая взволновала его душу, дала страстный порыв и наполнила жизнь смыслом. Он благороден и не желает беспокоить любимую женщину. Поэт готов ради ее спокойствия отступиться от блаженства любви. Поэтому благословляет ее, искренне желает ей любви, которая будет такой же сильной и чувственной, как у него.

Любовь Пушкина к Елизавете Воронцовой

Стихотворение «Храни меня, мой талисман» было написано для Елизаветы Воронцовой. Удивительной красоты, утонченная, высокообразованная, она покорила его сердце. Но Воронцова была замужней дамой, и их чувства не имели продолжения. На прощанье любимая подарила поэту перстень с каббалистическими знаками. Это был знак нежной любви. Аналогичный перстень она оставила у себя.

Впоследствии Пушкин часто получал письма от Воронцовой с оттиском этого перстня. Позже письма были сожжены по просьбе Елизаветы. Пушкину сей акт дался тяжело, ведь это были письма от любимой женщины, которая вдохновляла его, давала стимул и любовный пыл. Эту историю он описывает в другом своем шедевре - «Сожженные письма». Стихотворение переполнено печалью и грустью. Поэт понимал, что, сжигая письма, он навсегда прощается со своей любовью.

Любовь Пушкина к Наталье Гончаровой

Самой большой любовью в жизни Пушкина была его жена Наталья Гончарова. Он признателен судьбе за встречу с ангелом. Стихотворение «Мадонна» было написано за полгода до свадьбы Пушкина с Гончаровой. В нем он боготворит любимую, поклоняясь ей, испытывая благоговейный религиозный трепет.

Лик любимой женщины нежен, она целомудренна и чиста. Для Пушкина Гончарова - прелестное создание, мадонна, идеал женственности и душевной гармонии. Она затрагивает его сердце, доставляет ему умиротворение и благодать. Поэт уверен, что его мадонна - дар, посланный небесами, и сердце наполняется лучезарной радостью. Тема любви в стихотворениях Пушкина раскрывает душу поэта. Читатель способен прочувствовать это возвышенное чувство вместе с автором. Познать боль и радость, а также обрести веру в будущее.

Тема любви и дружбы в поэзии Пушкина

Тема дружбы также нашла отражение в произведениях, как и тема любви в лирике Пушкина. Пылкий, порывистый, впечатлительный, поэт самозабвенно отдавался дружбе. Вопрос независимости, свободы, борьбы с царским режимом - все это нашло отражение в стихотворении к своему близкому другу «К Чаадаеву».

Стихотворение написано в форме доброжелательного и дружеского обращения. Оно отражает политический настрой, суждения и мысли, которые связывали поэта с его другом, а также со всеми прогрессивными людьми той эпохи. Пушкин, как бунтарь, призывает друга и передовую молодежь посвятить себя борьбе с царским гнетом, он призывает к освобождению Отчизны. Таким образом, тема любви и дружбы в поэзии Пушкина связаны между собой. Для поэта они представляют собой одно целое и нерушимое чувство.

Поэма «Цыганы»

Во время ссылки в Кишинев Пушкин наблюдал за жизнью цыган, присматривался к ним. Именно здесь у поэта зародилась идея этого сочинения. Цыгане поразили поэта своими любовными отношениями, неуемной жаждой свободы, бытом и поведением. Цыгане - это независимый и свободолюбивый народ, который следует зову своего сердца.

Конфликт этого произведения построен на том, что у главного героя происходит противоречие страстей. Главный герой поэмы, молодой человек Алеко, нарушает закон и сбегает из мира цивилизации и городской суеты. Образованный Алеко принимает вольную жизнь цыган и их сущность. Он мечтает прожить с ними всю жизнь, быть свободным. Однако Алеко так и не смог полностью стать вольным человеком.

Пушкин своим произведением смог передать разницу между жизнью в цивилизации и жизнью за ее пределами. Поэт считает, что у человека в цивилизованном обществе есть все блага и удобства для свободной жизни. Однако такой человек замкнут в клетке, созданной из написанных правил, законов, социальных норм. Человек, живущий вне цивилизации, где нет законов и писаных правил, является поистине свободным.

Тема любви в поэме «Цыганы»

Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» проходит через все произведение. Рассказывается о чувствах главного героя к цыганке. Любовь к прекрасной Земфире и желанная свобода должны дать Алеко ощущение счастья и умиротворения. Но этого не случилось. Привыкший к благоустроенности, комфорту, уюту, он так и не стал одним целым с цыганским табором. Алеко не понял смысла свободы и не принял, по сути, свободу чувств.

Герой не смог простить Земфире измену. Он убил прекрасную Земфиру и ее возлюбленного. Цыгане - люди вольные, простые и робкие. Для них измена не грех, потому что любовь удержать не возможно. Отец Земфиры назвал Алеко злым и гордым человеком, который хочет воли лишь для себя. Он эгоист, его ревность и безжалостность не пробуждают сочувствия. По сути, он оказывается преступником. Поэтому Алеко был изгнан из табора. Тема любви в поэме Пушкина «Цыганы» - это разговор о том, что быть свободным - значит освободиться от желания власти над человеком.

Читая произведение, можно увидеть, что автор не принимает чью-либо сторону. Поэт не старается защитить цыган или оправдать Алеко. Пушкин хорошо относится к главному герою, но и сочувствует отцу Земфиры. Однако убийство поэт не оправдывает, поэтому старик изгоняет Алеко из табора.

Поэма «Евгений Онегин»

Произведение «Евгений Онегин» можно назвать самым популярным среди произведений А. С Пушкина. Автор смог передать наиболее важные проблемы дворянства, тему любви и дружбы.

Для произведения характерна особая черта. А. С. Пушкин сам непосредственно участвует в поэме. Евгений Онегин несколько раз встречался с Пушкиным (в Одессе, Петербурге). Также автор в поэме рассказывает о своей биографии, мечтах, размышлениях.

Тема любви в поэме

Тема любви в романе Пушкина «Евгений Онегин» - это своеобразная любовная интрига. Знатный молодой человек - один из главных героев поэмы. Это не плохой и не хороший человек. У Евгения сложный, непоследовательный характер. Однако этот человек воспитан и образован, он хочет найти искреннюю любовь, но при этом цинично держится от нее подальше. Такое поведение объясняется тем, что герой не желает связывать себя фальшивыми клятвами и обещаниями.

С Татьяной он знакомиться в деревне, когда приезжает на отдых в свое поместье. Для Татьяны Лариной любовь - высшее чувство, которое олицетворяет счастье, свет, искренность. У них немало общих интересов: они читают, гуляют, оба не любят светской суеты, но понимание любви у них отличается. Татьяна полюбила Онегина. Письмо Татьяны к Онегину восхищает силой любви и чуткости ума. Оно полно надежды на взаимность, но Онегин не смог понять это чувство.

По сути, Евгений не умеет любить, он не видит в этом смысла. Со своим единственным другом Ленским он спорит на эту тему. У Ленского романтическая и утонченная натура. Он боготворит любовь и стремится к ней. Их разногласия приводят к дуэли, на которой Онегин убивает Ленского.

Убийство друга в корне изменило жизнь Онегина. Он осознал свои поступки, но уже было поздно. Когда Онегин вновь встретился с Татьяной, она уже была замужней дамой. Он был поражен ее благородством, простотой и доброжелательностью. Татьяна покорила Онегина. Евгений объясняется ей в любви, но терпит фиаско. Она отказывает ему. В ней сильно развито чувство долга, семьи и порядочности. Все это стоит выше чувства любви.

Заключение

Вот так раскрывается тема любви в лирике Пушкина. Стихи, поэмы, проза демонстрируют нам величие, благородство души и великодушие поэта. Для поэта любовь - это оковы, которых он не стыдится. Пушкин готов на добровольное заключение. В нетленной любви он созерцает бессмертие. Для Пушкина женский образ - это олицетворение нежности, чистоты, прекрасного и возвышенного. Это пример высочайшего признания женщины. Поэтому трудно говорить кратко о теме любви в творчестве Пушкина.

Поэзия Пушкина обладает магнетическим феноменом. Она благотворно влияет на человека, оживляя его. Эта поэзия бессмертна, так как она обнаруживает в человеке все прекрасные качества. Чтобы подробно узнать об этом прекрасном и возвышенном чувстве, достаточно знать, какой ряд стихотворений Пушкина посвящен теме любви.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!