Что такое самость в психологии. Карл-густав юнг и его определение самости

В психологии существует много терминов, которые не понятны простому обывателю. В сегодняшней публикации мы готовы пролить свет на одно любопытное явление. Поговорим о том, что такое понятие самости.

В интерпретации Карла Юнга

Известный швейцарский психиатр Карл Юнг явился основоположником глубинной аналитической психологии. Всю свою жизнь он активно применял понятие «самость». Юнг полагал, что в каждом человеке заложены глубинные бессознательные таланты. Весь наш потенциал, о котором мы еще не узнали, объединяется в так называемую скрытую личность.

Самость - это образец той личности, которой нам предначертано стать с самого рождения. Некоторые люди добиваются больших успехов на поприще познания собственных внутренних ресурсов и скрытых талантов. А некоторые не реализуют и малой доли собственных возможностей. Итак, при рождении каждому человеку уже предначертан свой собственный, неповторимый

Самость - это скрытая личность, она чрезвычайно гибка и принимает контекст конкретного временного периода в жизни человека. Для наибольшей полноты реализации собственных человек сталкивается с определенными трудностями. Мудрый человек воспринимает все препятствия как должное, как неоценимый жизненный опыт, как возможность двигаться вперед и познать ресурсы собственной души, разума и тела. Морально слабый человек вечно ропщет на судьбу, ощущая себя несчастным и обделенным. Парадоксально, что даже самые успешные люди часто недовольны своими текущими результатами.

Эмпирическое понятие, выражающее единство личности

Мы уже узнали, что значит самость. Она являет собой некий психологический спектр и отражает, насколько плотно сливаются воедино сознательная и бессознательная личности человека. включает в себя бессознательную составляющую, поэтому может отражать переживания, которые уже свершились, а также еще не произошедшие моменты. Карл Юнг полагал, что бессознательная личность может быть наделена сверхчертами, а ее возможности могут быть поистине беспредельными.

Единство противоположностей

Эмпирически самость является единством двух противоположностей, как мужское и женское начало, как притяжение отрицательного и положительного заряда, как взаимодействие света и тени, как борьба героя со своим заклятым врагом. Этот список можно продолжать бесконечно, и третьего, как видим, не дано. Самость - это объединение противоположностей в некий целостный союз. не принято как самостоятельная философская идея и по сути является лишь рабочей гипотезой. Однако оно широко представлено в геометрических формах и символах, оно прослеживается в сказках, легендах, мифах и сновидениях. Поэтому понятие самости занимает одно из главенствующих мест в ряду многих подобных архетипических идей.

Проблема самости в психологии

Случается, что пациенты жалуются докторам на внутреннюю пустоту или на отсутствие смысла в жизни. В этом случае отчетливо проявляется утрата связи с собственной скрытой личностью, которая способна вести человека вперед. Отсутствие такой путеводной звезды является серьезной психологической проблемой и требует вмешательства профессионалов.

Причем внешне человек может казаться слишком уверенным, однако внутри себя он переживает полное опустошение. Ему кажется, что он абсолютный неудачник и что в целом свете никто его не любит. Внутренние сомнения и отсутствие самоуважения имеют и противоположные проявления, например хроническую потребность во внимании извне.

Нарциссизм ведет к внутренней опустошенности

Неуверенный в себе человек, полностью утративший смысл существования, нуждается в помощи и поддержке. Однако гипертрофированное эго, высокомерие, нарциссический характер и требование постоянного внимания со стороны окружающих также является проблемой. Как мы выяснили, самость - это скрытая архетипическая личность, которая является внутренним наполнением. Связь с ней дает человеку ощущение гармонии и целостности с бессознательным. Когда человек дезориентирован в отношении собственного «я», у него возникают серьезные

Две стороны одной медали

Следующие два диаметрально противоположных клинических примера имеют одни и те же последствия. Психиатры часто сталкиваются с такой картиной. Наблюдая двух клинически депрессивных людей, они замечают много сходства, но и некоторые различия между ними. Оба пациента могут иметь одни и те же физические проявления психического расстройства: апатию, слезливость, вялость, нарушение аппетита и бессонницу. Однако при этом их субъективные переживания радикально отличаются друг от друга.

Один пациент ощущает свою моральную несовершенность и помышляет о самоубийстве в целях избавления мира от своего негативного влияния. Другой пациент не чувствует собственной аморальности (нарцисс), но и не видит смысла существования на этой планете. Таким образом, думая о суициде, он не делает одолжения миру. Второй пациент утратил путеводную звезду под названием «самость». Это в психологии означает, что человек остро нуждается в утешении и поддержке извне. Он жаждет восстановить связь с внутренними объектами, направляющими его по этой жизни. Чаще всего он испытывает чувство огромного облегчения, если кто-то вызывается ему помочь. В этом случае на второй план отходит даже всепоглощающее чувство стыда.

Меланхолик и нарцисс

Люди, впавшие в меланхолию, не испытывают стыда, но привыкли винить себя во всем. По мнению таких пациентов, они пришли на эту планету для того, чтобы испортить мир. Они слишком переполнены интернализированными объектами, присущими скрытой личности. Эти люди не утратили связь с собственным альтерэго, а, напротив, над ними довлеет самость. Это в психологии описывается как нарушение баланса личности, как преобладание бессознательного над сознательным. Обе патологии - и меланхолия, и нарциссическое истощение психики - требуют клинического лечения.

согласно Хайдеггеру, бытие Я (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может сказать: "Я". Хайдеггер различает личную самость (Ich-selbst), которая полагает своеобразие бытия существования в качестве заботы, и безличную самость (Man-selbst), которая, будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на задний план собственные возможности бытия.

Отличное определение

Неполное определение

САМОСТЬ

1) - понятие традиционной натурфилософии, фиксирующее определенность объекта (например, категория "жань" в древнекитайской философии); дифференцируется на автохтонную самость как таковую ("цзы-жань") и С. привнесенную ("чжи-жань" как результат внешнего воздействия). От античной философии унаследована средневековой схоластикой, обогатившись в контексте учения о "родах "и "видах"; семантическими оттенками С. как haecceitas ("этовость" как самотождественность единичного) и quidditos ("чтойность", позволяющая соотнести данную С. с другими элементами этого или иного множества); (2) - в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей не получило однозначного определения. Порой интерпретировалось как исходное состояние интегрированного организма, образ сверхординарного объединяющего принципа, архетипическое стремление к координации напряжения противоположностей, архетипический образ человеческого потенциала и единства личности как целого, как суммативность личности и т.д.; (3) - понятие философии Хайдеггера, обозначающее бытие Я (само-бытие), т.е. такое сущее, которое может произнести: "Я". "Личная С." (Ich-selbst) у Хайдеггера полагает своеобразие бытия существования в качестве "заботы" (т.е. бытия сущего, являющегося человеческим существованием; в отношении к окружающему миру существование предстает как "озабоченность", а в отношении к другому человеку - "общей заботой"). Безличная же С. (Man-selbst), будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на второй план собственные возможности и горизонты бытия.

Привет всем читателям сайта “Сам себе Психолог”! В данной статье мы рассматриваем понятие Самости не по Юнгу, а как недостаток и слабость, как внутреннее проявление человеческого эгоизма и закрытости от мира и людей.

В принципе, на нашем сайте мы не рассматриваем оторванных от жизни и практики теорий, которые никак нельзя применить и получить результат, поэтому некоторые понятия и их определения могут расходиться с общепринятыми в психологии.

Что такое Самость?

Самость – это внутренняя убеждённость, что ты в этом мире один, что наедятся и рассчитывать тебе в этой жизни кроме как на себя, больше не на кого. Проявляется самость как погружение в себя, замкнутость, недоверие к людям и отказ от чувств по отношению к ним.

Чтобы лучше понять, что такое Самость, нужно хорошо разобраться с пониманием .

При этом, Самость – это не одиночество, а система убеждений, философия основанная на гордыне, непонимании значения и возможностей отношений между людьми. – это вынужденное положение и состояние человека, которое его, как правило, угнетает. Самость – напротив, в какой-то степени естественное для человека состояние, которое является его внутренним выбором, нормой для него. Хотя в основе самости всегда лежат внутренние заблуждения, основанные на травмах и разочарованиях человека в прошлом, то, что порождает недоверие другим людям и внутреннюю замкнутость.

Но с точки зрения человеческой и её светлых стремлений, самость не является чем-то нормальным и естественным.

Самость это хорошо или плохо?

Самость создаёт иллюзию самодостаточности и независимости, но на самом деле не даёт их. Самость это лишь способ спрятать внутреннюю уязвимость, уязвлённое самолюбие, обиды на людей, не пройденные уроки и ошибочные выводы.

Вроде бы совсем не плохо, когда человек стремиться к самостоятельности, но отказываться от помощи других людей и тех возможностей, которые приходят через них – это уже глупость в основе которой лежит обыкновенная гордыня.

К чему приводи Самость?

С точки зрения эзотерики, Самость это большой и тяжёлый блок на развитие человека, на его личностный и духовный рост, на раскрытие его Души. Потому что программы самости работают не только по отношению к людям и к этому миру, но и по отношению к и . А когда человек закрыт к Богу, он сам перекрывает связь с Ним, и перерезает свой Поток Духа, связывающий его с Высшими Силами. Он не может принимать помощь Бога, Его подсказки, его Любовь и т.д. Связь с собственной Душой так же ослабевает и тогда на передний план выходит , а влияние божественной Души наоборот слабеет.

Самость – запечатывает Духовное Сердце человека, лишает его радости и ставит блок на . Сердце человека, в такой ситуации, постепенно черствеет.

Как избавиться от Самости?

1. Быть искренним перед самим собой – находит и убирать первопричины самости и замкнутости.

2. Целенаправленно устранять закрытость и : заменят негативные убеждения (“я сам в этом мире”, “мне не нужна ничья помощь”, “никому верить нельзя”, др.) на позитивные (“я часть этого прекрасного мира, частичка Бога, творение Творца”, “я всегда един со своей Душой, с Богом и “, “я доверяю Силам Света, своему Небесному Отцу” и тем людям, которые искренне желают мне блага”).

3. Обучение правильной Открытости и Чувствам:

Коллективного бессознательного. Развитие личности в процессе индивидуации идет от сознания к личностному бессознательному, а от него - к коллективному бессознательному, центром которого и является С. В мифах, сказках, сновидениях символами С. часто выступают мудрый старец, божественное дитя, однако столь же часто С. предстает как крест, кольцо, круг (мандала), квадрат и т.п. символы целостности. Эмпирически С. не обнаруживается. Идея С. является в аналитической психологии Юнга пограничным понятием, поскольку служит организации эмпирического познания психических процессов. Архетип С. сопоставляется Юнгом с Атманом Упанишад, с христианским «Бог внутри нас», с учениями о духе гностиков и алхимиков.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

САМОСТЬ

согласно Хайдеггеру, Я (само-бытие), т.е. такое , которое может сказать: «Я». Хайдеггер различает личную самость (Ich-selbst), которая полагает своеобразие бытия существования в качестве заботы, и безличную самость (Man-selbst), которая, будучи повседневным высказыванием Я (Ich-sagen), подчиняется Man, отодвигая на задний план собственные возможности бытия.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Смотреть что такое "САМОСТЬ" в других словарях:

    Слово самость не отмечено в языке древнерусской письменности (см. «Материалы» И. И. Срезневского). Но оно книжного происхождения, [встречается в логике XVI в.]348. В русском литературном языке XVIII в. оно было очень употребительно, хотя не было… … История слов

    - (Selbst) архетип, автор К.Г. Юнг. Глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида. Выступает как принцип объединения сознательной и бессознательной частей психики и, одновременно с этим, обеспечивает вычленение… … Психологический словарь

    1) понятие традиционной натурфилософии, фиксирующее определенность объекта (например, категория «жань» в древнекитайской философии); дифференцируется на автохтонную самость как таковую (»цзы жань») и С. привнесенную (»чжи жань» как результат… … Новейший философский словарь

    САМОСТЬ, самости, мн. нет, жен. (книжн. редк.). Эгоизм, эгоистическое самоутверждение личности. Проявлять свою самость. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Самобытность, своеобразие, индивидуальность Словарь русских синонимов. самость сущ., кол во синонимов: 10 индивидуальность (27) … Словарь синонимов

    самость - в аналитической психологии К. Юнга, архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Символизируется окружностью и др. фигурами и образами. Понятие С. введено в оборот К. Юнгом, но ни в… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1) в аналитической психологии Юнга архетип, являющий собой центр суммативной целостности сознательного и бессознательного психического бытия. Понятие С. введено в оборот Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не получило… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСТЬ, и, жен. (книжн.). Индивидуальность, самобытность, своеобразие. Духовная с. С. личности. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Самость - Самость ♦ Ipséité Способность быть собой. Предполагает единство, уникальность, идентичность, наконец, в философии феноменологии, сознание (см. Сартр, «Бытие и ничто», с. 147–149). См. Идиотия) … Философский словарь Спонвиля

    САМОСТЬ - – термин, использующийся в философской и психологической литературе для характеристики целостности человека. В словаре В.И. Даля «самость» означает «подлинность, одноличность». Некоторые авторы не проводят различия между Я и Самостью. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Шизоидные явления, объектные отношения и самость , Гарри Гантрип. В данной книге представлено описание клинической картины шизоидной личности и ее проблем. Автором предпринимается попытка понимания природы и причин первичной неудачи развития эго и…


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!