Сравнение тома и гека. Гекльберри финн

ПОСЛЕСЛОВИЕ

По-разному живут в Санкт-Петербурге два брата - Том и Сид Сойеры. Примерный мальчик Сид - послушный тихоня и ябеда - живет “по правилам”, так, как полагается жить в Санкт-Петербурге порядочному мальчику из благонравной семьи. А Тому эти правила не по вкусу, - Тома жители городка считают озорником и лентяем.

Скучно Тому на уроке. Двадцать пять учеников усердно зубрят - словно пчелы жужжат. Учитель дремлет, восседая на своем большом кресле, как на троне. Жарко, ни ветерка, как будто даже воздух замер от неподвижности.

Забавная книга, отражающая период истории Соединенных Штатов, показывающая немного того, что такое рабское общество. Поскольку это также произошло в Бразилии, можно рассказать о том, что здесь произошло. Это стоит прочитать, потому что это классический, ориентир литературы страны. Книга разделена на несколько коротких глав, что отражает ее первоначальную публикацию, которая была серийной, так как она была распространена в то время. Физически это хорошее карманное издание.

Алан Мартинс, Блог Анатомия слова. Романс считается расистским с помощью слова «ниггер», считающегося одним из самых противоречивых для подхода в классе американскими колледжами. Приключения Гекльберри Финна - это книга, которую Эрнест Хемингуэй считал первоначальной оценкой современной американской литературы.

Скучно Тому и в воскресенье. Умывайся, наряжайся и отправляйся в воскресную школу. Там опять зубрежка, длинные, непонятные стихи библии. Потом иди в церковь, слушай утреннюю проповедь. Все, что говорит проповедник, давно известно, прихожане изо всех сил стараются сохранить благочестивый вид, но природа берет свое, и они дружно начинают клевать носом.

Семья одного из учеников была против книги, потому что они считают, что это оскорбляет религиозность, семейные ценности, моральную или политическую чувствительность. Все это, потому что главный герой романа, Гек Финн, является ребенком, который не любит ходить в массы или молиться, не любит оставаться в школе и помогает рабу убежать. И говорить негр. В предвоенное американское гражданское военное время Гекльберри Финн хранится в каюте у своего пьяного отца. Разработав блестящий план и подделав свою смерть, Гек обманывает отца и знакомых и убегает в реку Миссисипи, встречая Джима, неграмотного раба и знатока всех суеверий.

Не любит Том школу. Разве мог его заинтересовать мистер Доббинс, жалкий, невежественный пьяница, которому наказывать учеников линейкой или розгами как будто доставляло злорадное удовольствие! Пышный парик прикрывал не только лысую, блестящую, круглую, как шар, но и совершенно пустую голову. Не дружба и уважение связывали ребят и учителя: отношения строились на страхе. А желание насолить мистеру Доббинсу, отомстить ему за его жестокость занимало умы даже самых маленьких.

Старый негр хочет избавиться от своей любовницы, мадам. Уотсон, и страх быть выставленным на аукцион. На пароме из бревен, плывущем по реке Миссисипи в поисках свободы, Гек Финн рассказывает о одиссее, где он встречает мошенников, мошенников, мошенников, хорошеньких девушек, пастухов и пьяниц. В юмористическом ключе Марк Твен ставит Гек Финна на навигационные проблемы, хорошо продуманные трюки, чтобы украсть золотые монеты или убежать, чтобы перехитрить бандитов. Они мучительные ситуации и очень весело, и каждое приключение более интересно, чем предыдущее.

За дело мести берется Том: ведь он - не Сид, у него хватит для этого и изобретательности и смелости не побояться порки. Красивый парик взлетает к потолку в когтях испуганной кошки, и все видят уродливую лысину врага.

Чему учил мистер Доббинс, каков был результат томительных, наполненных зубрежкой уроков, показали экзамены. Сочинения на темы, над какими трудились в свое время прабабушки; вместо искренних чувств и своих мыслей - ходульные, избитые красивости, заимствованные слова и мысли. Недаром самые легкомысленные пишут самые набожные сочинения. Фальшь пронизывает всю систему воспитания, у ребят развивается привычка к постоянному лицемерию. Так и вырастают послушные ябеды, вроде Сида. Печальны и результаты бессмысленной зубрежки: примерный ученик, выучивший три тысячи стихов из библии, сделался почти идиотом - “такое напряжение умственных способностей оказалось слишком велико”. Понятно, что Том, живой и умный, не хотел так учиться.

Повествование включает в себя умение и полагаться на сатиры Твена и юмор о обществе и людях того времени. Мне очень понравилось, что Том Сойер, друг Гек Финн, делает это в сюжете, особенно в конце. Гек Финн более практичен в своих планах, больше заботясь о результатах.

Сойер немного сумасшедший, ему нравятся эпические утечки, длинные и супер сложные, подвергая их опасности, даже если реальной ситуации не требуется. Благодать конца очень много для Сойера, брата трахается. Хотя это книга, предназначенная для детей и молодежи, автор сам говорит, что книга предназначена и для взрослых, чтобы напомнить им о детстве, которое они когда-то жили.

Взрослые жили в Санкт-Петербурге скучной, серой жизнью. Когда в городок приехал окружной судья Тэчер - самая важная персона, которую горожанам приходилось встречать, - то они взирали на него с благоговением. Ведь он к тому же повидал свет - приехал из городка за двенадцать километров от Санкт-Петербурга!

Религиозное ханжество чувствует и видит Том на каждом шагу. Когда чей-то пудель, забежавший в церковь во время проповеди, уселся на жука, когда благочестивую тишину вдруг нарушил его дикий вопль, и, одурев от боли, он стал носиться между рядами молящихся, - это было развлечением не только для Тома, но для всех прихожан, напрасно пытавшихся подавить взрывы нечестивого, но искреннего смеха. Но хотя проповедей никто не слушает, их все же посещают торжественно и аккуратно.

Во-первых, они сказали, что Марк Твен был расист, потому что его персонаж говорит негр или такие вещи, как «у негра была душа белого». Однако события в их биографиях могут дать более подробную информацию по этому вопросу. Биография Бигелоу Пейн показывает, что Твен был свидетелем ужасного акта против негра в детстве. Белый человек убил чернокожего человека камнями, которые много волновали Твена. Возможно, это вызвало некоторое размышление о состоянии чернокожих и безнаказанности и злоупотреблениях белого человека.

Один факт, который многие используют, чтобы утверждать, что Твейн был расистом, - это краткое участие, которое он имел в южной армии, в начале американской гражданской войны. Однако Пейн показывает, что ассоциация с армией была не по причинам, связанным с рабством, и через две недели Твен покинул армию. Во всяком случае, если употребление слова «ниггер» характеризует расизм в случае книги, то Гек, который расист, а не его создатель.

Тому тесен душный мир “порядочного” мальчика. Его стремления и мечты, его жажда деятельности не находят выхода в стоячем болоте захолустного американского городка.

Том прочитал много книг, он хотел сделать жизнь такой же яркой, как в книгах, хотел стать таким же смелым и справедливым, как те герои, о которых он читал. Он жил своей жизнью, совсем другой, чем обитатели Санкт-Петербурга.

Или авторы запретили использовать свое творчество и изобретать персонажи, отличные от самих себя? Люди привыкли использовать это слово, так же, как и многие другие вещи сегодня, но завтра их уже нельзя признавать и поощрять в обществе. То есть, каждая культурная практика должна изучаться и рассматриваться в ее выраженном контексте.

Все знают, что слово унизительно. Ну, она не видит причины объяснения слова ниггера в комнате. Что можно сказать о ней? Всем известно, что это слово унизительно. Если предмет недостаточно объяснен, без объяснения контекста Марка Твена и романа выражение распространяется на обскурантизм, и каждый находит то, что хочет, создавая большую бессмыслицу, так же как секс рассматривается во многих школах сегодня. Изменение слова «ниггер» кажется удобным для ленивых учителей.

Лучшим другом Том выбрал Гека Финна. Пусть дома и в школе запрещают дружить с Геком - ведь он невоспитанный, “уличный мальчишка”! - пусть все маменьки презирают этого оборвыша, говоря, что он “лентяй, озорник и никого не слушается”, - для Тома Гек - друг до гробовой доски. Вместе с Геком Том ищет приключений. Ночью он потихоньку убегал из дому - разыскивать клад. Он придумывал игры, в которых мальчики были храбрыми разбойниками или воинственными вождями индейцев. Чтобы вести вольную, полную опасностей жизнь, они решили стать пиратами и даже удрали из городка на необитаемый Джексонов остров.

Слово «ниггер» в течение многих лет связывало ненависть, которой не было во времена Марка Твена, а тем более во время повествования. В то время это был всего лишь общий способ обращения к чернокожим. Сам Марк Твен не использовал этот термин, который с плохим вкусом воспринимался образованными людьми.

В-третьих: Редактирование слов из книги, потому что нам это не нравится, или считают, что это «унижающее достоинство» - огромная глупость. Давайте отредактируем все вещи, которые приносят суровые воспоминания, как рабская эпоха должна быть трудной для многих жителей земли свободы и дома храбрых?

И вот что интересно: оказалось, что жизнь не “по правилам” Санкт-Петербурга, мальчишечья вольница, книги - лучшее воспитание, чем школа и церковь. Конечно, смешно, когда Том пытается ухаживать за Бекки; смешно, когда его, страдающего под окном рыцаря, обливают водой. Но разве Сид был бы способен на такой по-настоящему благородный поступок - вытерпеть за Бекки жестокую порку учителя? Разве хватило бы у Сида храбрости и сообразительности вести себя в трудную минуту так, как ведет себя Том, заблудившись с Бекки в пещере?

Наконец: что такое расизм в работе, в которой ребенок освобождает человека от рабства? Отношения между ними во время всего приключения растут настолько, что в конце концов Гек видит Джима как отца, которого у него никогда не было, и как его лучший друг. И Джим любит своего друга за величайшее счастье, которое он хотел: быть свободным. Гек рискует своей репутацией, моралью и авторитетом, освободив негра. Гек развивает видение мира во время его поездки, будучи тем, что подрывная деятельность становится гуманизацией для молодого человека.

Начнем с двух слов об авторе. Для тех, кто, возможно, избежал, Елена Ферранте - писатель, который никогда не раскрывал ее личность, которая, вероятно, лежит за псевдонимом и которая очень читается и высоко ценится как в Италии, так и за рубежом. В этих четырех томах автор рассказывает историю и дружбу Лилы Серулло и Елены Греко с детства в пятидесятые годы прошлого века, а затем последовал за ними несколько десятилетий. Это большая фреска, где наблюдаются эволюция персонажей, а также город, страна, общество.

Самое большое мужество - мужество, которому могли позавидовать не только Сид, но и взрослые обитатели Санкт-Петербурга, - проявили Том и Гек, столкнувшись с несправедливостью: когда невиновный Поттер, сидя в тюрьме, ждал виселицы, а убийца Джо разгуливал на свободе. Мальчикам, знавшим тайну убийства, было очень страшно, и все-таки они, рискуя жизнью, преодолевая страх, спасли человека. А горожане, хотя знали о том, что Индеец Джо участвовал в преступлении на кладбище, так боялись его, так перетрусили, что решили не привлекать Джо к суду.

Первый роман, который нас интересует, рассказывает детство и отрочество двух героев через призму их дружбы. Два главных героя, а также ряд второстепенных персонажей, все очень хорошо охарактеризованные, перемещаются в районе пригорода Неаполя. Хорошо написано, хорошо построено, с некоторыми очень качественными проходами и глубиной перемещения.

Эта книга, которую трудно классифицировать, что немало, но все «не только», ткет ее разных идентичностей: это роман обучения, но не только, но и социальный роман, но не только, но и новаторский, но не только. Три из сильных сторон романа - это анализ характера и построение, социальный анализ и тема обучения посредством исследований.

Главную цель, смысл жизни обитатели Санкт-Петербурга - американские мещане - видели в деньгах, в богатстве, хотя многие, может быть, в этом и не признались бы. Их жизненный уклад был построен на уважении не к человеку, а к его кошельку. Какой переполох поднялся, когда Том и Гек нашли клад и сделались неожиданно богатыми! Всколыхнулся весь город, даже самые солидные люди бросились искать клады, перекопали все окрестности, обыскали все заброшенные дома. Едкая насмешка звучит в словах Твена, когда он рассказывает, что некоторые жители “даже повредились в рассудке, не выдержав нездорового волнения”.

Очень интересно, как описывается психология двух маленьких героев, с раннего возраста, и то, как их две личности объединяются, делая их не только совместимыми, но даже взаимодополняющими. Елена, рассказывающий голос, знакомит своего друга Лилу так. Лила появилась в моей первой жизни и сразу произвела на меня впечатление, потому что она была очень плохой. В этом классе мы были немного «плохими», но только тогда, когда учитель Оливьеро не мог нас видеть. Но она всегда была плохой.

И несколько страниц позже он предлагает это красивое описание. Его умственная настороженность знала шипение, мерцание, смертельный укус. И в его внешности не было ничего, что могло быть исправлением. Она была взъерошена, грязновата, у ее коленей и локтей всегда были раны ран, которые у них никогда не было времени, чтобы залечить. Ее большие, яркие глаза знали, как стать прорезями, за которыми перед блестящим откликом был взгляд, который казался не только не ребяческим, но, может быть, и не человеком.

Том мечтает о другом: о свободной, героической жизни, о приключениях и подвигах. Его любимый герой - не миллионер, но легендарный Робин Гуд, герой английских народных песен и баллад, атаман разбойников, защитник народа, расправлявшийся с богачами. “Он был лучше и благороднее всех на земле, - говорит Том. - Теперь таких людей уже нет…” “Бедных никогда не обижал. Бедных он любил и всегда делился с ними по совести”.

Каждое ее движение сообщало, что вред ей не помог, потому что, во всяком случае, все было создано, она бы нашла способ сделать это больше. Вскоре Лила предстает как плохая девочка, гордая, открытая, но также очень умная, и Елена начинает двигаться в своей тени, принимая ее охотно, это его слова, превосходство.

Их жизнь начинает расходиться, и дискриминация будет заключаться в том, что Елене придется посещать среднюю школу, а затем даже среднюю школу, и это может лишить Лилу, несмотря на ее огромный потенциал и ее блестящий ум. Лила на последних страницах, в которой говорится, что Елена говорит ей: «Ты мой блестящий друг, ты должен стать лучшим из всех, мужчиной и женщиной», раскрывает, возможно, неожиданно, благородное, щедрое чувство, без тень зависти или ревности. Теперь второй аспект, который делает качество этого текста или социального контекста тесно связано с первым, в той мере, в какой личности и психология персонажей, безусловно, влияют и даже подделываются и определяются этим контекстом.

Правда, Том и Гек, когда начали искать клад, тоже мечтали о золоте и брильянтах. Но когда клад был уже у них в руках, оказалось, что деньги им совершенно не нужны, что в их мальчишечьей вольнице богатство ни к чему.

“…Нет, Том, - говорит Гек, - не хочу быть богатым, не желаю жить в гнусных и душных домах! Я люблю этот лес, эту реку, эти бочки - от них я никуда не уйду”. И Том говорит: “Послушай-ка, Гек, никакое богатство не помешает мне уйти в разбойники”.

Здесь это плохое соседство в пригороде, состоящее из повседневной жизни оскорблений и насилия, мести и даже подземного мира. В домах и на улице вы кричите, вы навредите себе, и вы даже можете убить себя, во время ссор, объекты сломаны или выброшены из окон, иногда даже детей можно выбросить из окон. И тогда вы не продолжите учебу после начальной школы, не говоря уже о том, что вы девушка. Символически очень хорошо, что первая попытка, которую обе девочки делают, чтобы оставить палату, чтобы пойти посмотреть море: это идет дальше, оспаривая запреты, но не в состоянии, вынужденный вернуться назад, удивленный штормом.

“Мальчики… пошли домой, - рассказывает Марк Твен, - сокрушаясь о том, что на свете больше нет разбойников… Они говорили друг другу, что скорее согласились бы сделаться на один год разбойниками в Шервудском лесу, чем на всю жизнь - президентами Соединенных Штатов”.

История создания произведения

С этой точки зрения отрывок, в котором рассказчик говорит. Жизнь была такой, и мы росли с обязанностью сделать ее трудной для других, прежде чем другие затруднили нам. Женщины сражались друг с другом больше, чем мужчины, они брали их за волосы, они причиняли себе боль. Они были более заражены, чем мужчины, потому что самцы разозлились, но в конце концов они успокоились, в то время как женщины, которые, казалось, молчали, приспосабливаясь, когда они рассердились, больше не останавливались. Затем они станут исследованиями, которые позволят Елене пройти с другой стороны, что позволит ей покинуть палату, как физически, так и образно, давая себе возможность стремиться к чему-то еще.

К созданию романа об одном из персонажей книги «Приключения Тома Сойера», бродяге по имени Гек Финн, Марк Твен приступил в 1876 году. Однако писатель отложил роман, написав примерно одну четвертую книги. Вернулся к написанию в 1883 году, закончил в 1884, издал - в 1885 году в Великобритании.

Первое издание романа «Приключения Гекльберри Финна» сопровождалось авторской ремаркой «Время действия - 40 или 50 лет назад» - это автобиографическая отсылка, свидетельствующая о том, что автор, будучи подростком, был непосредственным участником событий (как и в книге о Томе Сойере).

Известно, что в детстве он был свидетелем случая дружбы между молодым рыбаком и беглым негром (центральное событие повествования). Рыбак, зная о высокой награде за поимку негра, не соблазнился деньгами и не выдал своего друга.

Многие события, описываемые в романе, были детскими впечатлениями автора, именно поэтому роман получился удивительно реалистичным, правдивым и беспощадным, и сделало его произведением, из которого «вышла вся современная американская литература» (мнение Эрнеста Хемингуэя).

Композиция, содержание

Роман о Геке Финне относят к категории «Великих американских романов». Главной его стилистической особенностью является то, что он написан на разговорном варианте языка (в американской литературе такое зафиксировано впервые, и за это произведение получило шквал критики).


Повествование ведётся от первого лица - от лица Гекльберри Финна. Автор живо изображает язык и речь маленького бродяги, создает волшебную иллюзию именно мальчишеского повествования, без каких бы то ни было этикетных, литературных и грамматических правил.

Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» получились крайне разными: «Том Сойер» ностальгический и идиллический, «Гек Финн» - натуралистичный и жестокий. В плане композиции также существенные различия: «Том Сойер» плавный и последовательный, «Гек Финн» имеет отрывочную и аморфную композицию. Центральная линия повествования - путешествие на плоту и последующее бегство Гека и Джима. Все эпизоды - композиционные звенья этой центральной цепи.

В конце первой книги Гек и Том разбогатели, обнаружив клад Индейца Джо. Вдова Дуглас взяла Гека, как своего спасителя, к себе в дом, она намеревалась усыновить его и вырастить его джентльменом. В городе появляется отец Гека, пьяница и негодяй, и, похитив его, держит в лесной хижине. Гек инсценирует собственное убийство и убегает от отца по реке на остров Джексона. На острове Гек оказывается не один - здесь укрывается Джим, беглый негр. Он бежит на север, чтобы заработать денег и выкупить свою семью.

Во время разлива Миссисипи мимо острова Джексона проплывает плот, и Гек с Джимом решают уплыть на нем (Джима теперь ищут по подозрению в убийстве Гека). Они плывут по ночам, покупают или крадут еду, угоняют у бандитов лодку с награбленным, натыкаются в темноте на пароход, тонут и спасаются, теряют друг друга.

Гек иногда испытывает угрызения совести оттого, что фактически украл чужую собственность - негра, но в то же время он понимает, что друга, которым Джим для него стал, он предать не может. Мошенники, прибившиеся к путешествующей паре, сдают Джима, и его сажают в тюрьму, а Гек попадает к семье Фелпсов, родственников Тома Сойера. Гек и Том готовят побег Джима, но при освобождении негра Тома ранит пулей.

В конце выясняется, что владелица Джима, мисс Уотсон, умерла, завещав негру освобождение, и Том прекрасно об этом знал, но не смог отказаться от плана ради приключений.

Герой романа

Центральный персонаж романа - Гекльберри Финн. Автор неслучайно делает повествователем не Тома, а Гека. Главный герой романа - бродяга, истинное дитя народа, обладающее колоритным и выразительным языком. За уникальный язык и натуралистичные картины в некоторых штатах книгу приравняли к «мусору, пригодному лишь для свалки», изъяли из библиотек.


В произведении полностью раскрывается история и характер Гека, тогда как в первой части о Томе Сойере Гек был нарисован слегка, бегло. Гек - человек природы и воспитанник улиц, он ребенок, но смотрит на мир реально и независимо. Помогая Джиму, Гек, прежде всего, удовлетворяет свою первейшую потребность - быть всегда свободным.

Вначале Гек, как гражданин Юга, рассматривает негритянское рабство, как что-то само собой разумеющееся, естественное, но в конце он понимает цену верности, мужества, преданности и начинает ценить дружбу с негром. Парадоксально - потому что для такой дружбы в Америке конца 19 века нужно было быть очень смелым человеком.

Проблематика романа

Настоящие реалисты блестяще приняли роман, признав его жизнеспособность, новаторство и реализм высокого качества.

Это история о дружбе несоприкасающихся слоев общества (автор уравнял Джима и Гека в правах, сделав Гека бесправным бродяжкой, отбросом приличного общества), о предрассудках рабовладельцев, об истиной свободе и потребности в ней людей, не скованных цепями рабства.

Марк Твен отстаивает право чернокожих на нормальную жизнь: веками им внушали, что они созданы для служения, что белый лучше и умнее, чем черный. Автор утверждает - джентльменство не передается по крови, а вокруг черных людей полно белых с черными душами.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!