День и ночь тютчев идея. Анализ стихотворения тютчева "день и ночь" - сочинение по литературе. Анализ стихотворения – День и ночь

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября в 1803 году. Родом он был не из простой крестьянской семьи. Долгое время Федор Иванович Тютчев находился на домашнем обучение.

Писать стихотворения Федор Иванович Тютчев, стал еще в раннем возрасте. Первое свое стихотворение Федор Иванович Тютчев написал, когда ему исполнилось семь лет.

Так ученого Овсианико-Куликовского, который внимательно прочитал книги своего учителя, понял и обобщил свои идеи. Потебня и его бесчисленные ученики видят в поэзии особый способ. Мысль, мысль с помощью образов; для них изображения имеют только функцию группировки объектов и гетерогенных функций и объяснения неизвестных известными. Было бы интересно применить этот закон к сопоставлению Тютчева рассвета с глупыми глухими демонами или тому, что Гоголь делает с небесами с облачениями Бога. «Без изображений нет искусства». «Искусство размышляет картинками».

Федор Иванович Тютчев, пережил в своей жизни много трагических моментов, которые ему преподнесла роковая судьба. Самый главный и горький удар в его жизни случился в среднем его возрасте, у него умирает горячо любимая жена. Целую ночь, Федор Иванович Тютчев, проводит у гроба покойной, после чего за несколько часов седеет, можно сказать на глазах, от трагического расстройства и переживания.

Во имя этих определений человек приходит к чудовищным деформациям, пытается понять музыку, архитектуру, лирическую поэзию как мысль для изображений. После четверти века усилий академик Овсианико-Куликовский, наконец, был вынужден изолировать лирическую поэзию, архитектуру и музыку и увидеть там уникальную форму искусства, искусства без изображений и определить их как лирические искусства, которые сразу же затрагивают эмоции. Таким образом, казалось, что существует огромная область искусства, которая не способ мышления; одно из искусств в этой области, лирическая поэзия, однако, представляет собой полное сходство с искусством по образам: оно обрабатывает слова одинаково, и мы переходим от искусства к изображениям к искусству без изображений, не осознавая этого: восприятие что у нас эти два искусства одинаковы.

За всю свою жизнь, Федор Иванович Тютчев, написал более четырех сот бессмертных стихотворений, тематика которых была в основном о размышление на психологическую тему. Стихотворения Федора Ивановича Тютчева имели философский характер. Вот, например одно из бессмертных стихотворений Федора Ивановича Тютчева, которое называется «День и ночь».

Она живет более интенсивно в символической цепочке и особенно среди своих теоретиков. Так много людей по-прежнему считают, что образы, «пути и тени», «борозды и границы», представляют собой главную черту поэзии. Вот почему эти люди должны сказать, что история этого искусства по образам, по их словам, состоит в истории смены образа. Мы обнаруживаем, что изображения почти неподвижны; от века к столетию, от страны к стране, от поэта до поэта, они передаются без изменения. Изображения не откуда-то, они от Бога.

Чем больше человек понимает время, тем больше мы убеждаем себя, что образы, рассматриваемые как создание такого поэта, заимствованы у других поэтов почти без изменений. Вся работа поэтических школ - не что иное, как накопление и раскрытие новых процедур для организации и разработки вербального материала, а это скорее заключается в расположении образов, чем в их создании. Изображения даются, и в поэзии мы помним гораздо больше изображений, чем мы их используем, чтобы думать. В любом случае мысль образов - это не связь, которая объединяет все предметы искусства, даже литературного искусства; смена изображений не является сущностью поэтического развития.

На мир таинственный духов, над этой бездной безымянной, покров наброшен златотканый высокой волею богов. В этих строках автор говорит о белом дне, который подарили высшие силы.

День — сей блистательный покров день, земнородных оживленье, души болящей исцеленье, друг человека и богов! В этих строках автор описывает так же белый день, который предназначен для всего живого, что именно среди бело дня можно бодрствовать радоваться жизни, а так же пишет о том, что белый день способен вылечить даже болящего.

Мы знаем, что созданные выражения часто распознаются как поэтические факты, созданные с целью эстетического созерцания, без такого восприятия. Это было, например, мнение Анненского, когда он приписывал славянскому языку особенно поэтический характер; был также Андреем Биели, когда он восхищался среди русских поэтов десятого века процедурой, которая заключалась в том, чтобы приложить прилагательные после существительных. Биэли признает художественную ценность в этой процедуре или, точнее, рассматривает ее как художественный факт, приписывает ее преднамеренным характером, тогда как в действительности это всего лишь общая особенность языка, обусловленная славянским влиянием Церкви.

Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового ткань благодатную покрова, сорвав, отбрасывая прочь… и бездна нам обнажена со своими страхами и мгами, и нет преград меж ей и нами — вот отчего нам ночь страшна! В этих строках автор описывает ночь, как воинственное темное время суток. Что именно с наступлением ночи, людям открываются их страхи и волнующие их мрачные мысли.

Это указывает на то, что эстетический характер объекта, право связать его с поэзией, является результатом нашего способа восприятия; мы будем называть объекты, созданные с помощью определенных процедур, в собственном смысле слова, целью которых является обеспечение для этих объектов эстетического восприятия. Вывод Потебни, который можно было бы свести к уравнению, «поэзия = образ», послужил основой всей теории, которая гласит, что образ = символ, = способность образа стать постоянным предикатом для предметов разные.

Этот вывод соблазнил символистов, Андрея Биели, Мережковского по сродству с его идеями и лежит в основе символистической теории. Привело Потебина к такому выводу, что он не отличал язык от поэзии от прозаического языка. Благодаря этому он не понимал, что существует два типа изображений: изображение как практическое средство мышления, средство группировки предметов и поэтический образ, чтобы укрепить впечатление. Это пример чисто прозаического образа или тропа. Многие солдаты стоят в очереди. Сержант в секции, видя, что один из них болен, говорит ему: «Эй, старый Молчон, как вы себя ведете?» Как средство, в своей функции оно равно другим процедурам поэтического языка, оно равно простому и отрицательному параллелизму, оно равно сравнению, повторение, симметрия, гипербола, равно всему, что называется фигурой, является равный всем средствам, подходящим для усиления ощущения, создаваемого объектом, но поэтический образ имеет только внешнее сходство с басовой строкой, воображаемой мыслью, примером которой является девушка, которая называет мяч «маленьким» арбуз.

Федор Иванович Тютчев умер от тяжелой болезни 15 июля в 1873 году.

Анализ стихотворения – День и ночь

Стихотворение Ф. И. Тютчева “День и » – одно из лучших произведений русской философской лирики. Оно получило очень высокую оценку современников: Л. Н. , всегда восхищавшийся талантом Тютчева, сделал на полях принадлежавшего ему издания следующую помету около этого стихотворения: “Глубина! Красота!».

Поэтический образ является одним из средств поэтического языка. Прозаический образ - это средство абстракции. Арбуз вместо кругового глобуса или арбуза вместо головы не является абстракцией качества предмета и ничем не отличается от головы =: мяч, арбуз = мяч. Это мысль, но она не имеет ничего общего с поэзией.

Закон экономики творческой энергии принадлежит также группе общепризнанных законов. Но поскольку силы ограничены, душа пытается осуществить процесс. Веселовским, который расширяет мышление Спенсера: «Достоинство стиля состоит в том, что он должен содержать максимальную мысль в минимуме слов». Андрей Били, который на своих лучших страницах давал так много примеров сложных ритмов, которые можно было назвать репрессированными и которые показывали стихи Баратынского, неясную природу поэтических эпитетов, также считает необходимым обсудить закон экономики в его книга, которая представляет собой героическую попытку теории искусства, основанной на непроверенных фактах, заимствованных из книг, которые оказались в неведении, с большим знанием поэтических процедур и руководства по физике, используемой в лицеях Крайевича. энергетическая экономика, поскольку закон и цель творения, пожалуй, истинны в конкретном случае языка, то есть в повседневном языке; эти же идеи были распространены на поэтический язык из-за непризнания разницы между законами повседневного языка и понятиями «поэтического языка».

Стихотворение это было напечатано не позже начала 1839 г. и опубликовано в XIV томе журнала “Современник» в том же году. В “Современнике» в 1836 г. уже были напечатаны тютчевские “Стихотворения, присланные из Германии», с подписью “Ф. Т.». , публикуя эти стихи в третьем и четвертом томах своего журнала, отозвался о них с восторгом.

Итак, анализируемое стихотворение:

Одно из первых эффективных указаний на несогласованность двух языков исходит из откровения о том, что поэтический язык Якобински об отсутствии закона диссимиляции жидкостей в поэтическом языке и толерантности в поэтическом языке накопления подобных звуков, которые трудно произнести, является одним из первых признаков, научная критика 1: касается оппозиции законов поэтического языка с законами повседневного языка.

Если мы рассмотрим общие законы восприятия, мы увидим, что как только они становятся привычными, действия также становятся автоматическими. Автоматический; те, кто помнит ощущение, которое они имели, когда они сначала держали перо в руке или когда они впервые говорили на иностранном языке и могли сравнить это чувство с тем, что они чувствуют, что делают то же самое в тысячный раз, согласятся с нами. Законы нашего прозаического дискурса с незавершенными фразами и словами, произнесенными пополам, объясняются процессом автоматизации.

На мир таинственных духов,

Над этой бездной безымянной

Покров наброшен златотканный

Высокой волею богов.

День – сей блистающий покров -

День – земнородных оживленье

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов!

Пришла и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

Это процесс, когда идеальным выражением является алгебра или где объекты заменяются символами. В быстрой повседневной речи слова не произносятся; это только первые звуки имени, которые появляются в сознании. Это качество мысли предполагало не только путь алгебры, но и выбор символов, то есть букв и, в частности, инициалов. В этом алгебраическом методе мышления объекты рассматриваются по их количеству и объему, их не видно, они распознаются после первых признаков. Объект проходит на нашу сторону, как будто он упакован, мы знаем, что он существует из того места, которое он занимает, но мы видим только его поверхность.

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна.

Стихотворение “День и ночь» написано четырехстопным ямбом – наиболее нейтральным и традиционным стихотворным размером русской поэзии; четырехстопным ямбом было написано большинство русских стихов XIX века; не составляет исключения и лирика Тютчева, в которой этот размер преобладает. Стихотворение состоит из двух восьмистиший – структура, очень частая у Тютчева, встречающаяся во многих его стихах, например: “Фонтан», “О чем ты воешь, ветр ночной…», “Цицерон», “Поток сгустился и тускнеет…», “Тени сизые сместились…» и другие. Подобная строфическая структура наиболее точно отражает антитезу “дня» и “ночи» – основных образов стихотворения, о которых поэт говорит соответственно в первой и второй строфах. Каждое восьмистишие можно разделить на два четверостишия с опоясывающей рифмой; каждое из четырех получившихся четверостиший представляет собой законченное предложение. Интересно, что обе строфы завершает восклицательная интонация; это характерно для Тютчева (например, стихотворения “Цицерон», “О чем ты воешь, ветр ночной…»). Это объясняется тем, что Тютчев во многих своих стихах выступал в роли оратора, обращающегося к читателю с торжественной речью; недаром стихотворение завершается афористическим выводом: “Вот отчего нам ночь страшна!».

Если бы кто-то сознательно увидел меня, этот жест мог быть восстановлен. Но если никто не видел его или не видел его бессознательно, если вся сложная жизнь многих людей разворачивается бессознательно, тогда это так, как будто этой жизни не было. Таким образом, жизнь исчезла, ничего не стало. Автоматизация проглатывает предметы, привычки, мебель, женщины и страх перед войной. «И поскольку сложные жизни многих людей разворачиваются бессознательно, тогда это происходит, как будто этой жизни не было».

И, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать предметы, доказать, что камень - камень, есть так называемое искусство. Цель искусства - дать ощущение объекта как видения, а не признание; процедура искусства - это процедура эйнгуларизации объектов и процедура, заключающаяся в затенении формы, повышении сложности и продолжительности восприятия. Акт восприятия в искусстве является самоцелью и должен быть продлен; искусство - это средство переживания становления объекта, который уже «прошлый» не погружен в искусство.

Как уже было сказано, в стихотворении опоясывающая рифма; первая и четвертая строки каждого четверостишия завершаются мужским окончанием, вторая и третья строки – женским. Подобная структура встречается в стихотворениях “Цицерон», “Фонтан», также выдержанных в торжественной декламационной интонации. Необходимо обратить внимание на то, что в первой строфе все мужские окончания (первая, четвертая, пятая и восьмая строки) рифмуются между собой: духов – богов – покров – богов, причем пятая и восьмая строки связаны между собой тавтологической рифмой. Что касается остальных четырех строк, то в них совпадают согласные: безымянной – златотканный, оживленье – исцеленье. Во второй строфе в каждом из четверостиший совпадают ударные гласные: ночь – прочь, рокового – покрова (гласный – о-); обнажена – страшна, мглами – нами (гласный – а-).

Следовательно, теория Потебни была менее противоречивой в анализе басни, которую он изучил исчерпывающе. Теория не подходит для реальных художественных произведений; поэтому книга Потебня не может быть закончена. Часто воспринимаемые объекты начинают восприниматься как признание: объект находится перед нами, мы его знаем, но мы его не видим. Поэтому мы ничего не можем сказать об этом. Толстой, этот писатель, который, по мнению Мерейковского, как представляется, представляет объекты, когда видит их, и видит их такими, какие они есть, не деформирует их.

В стихотворении весьма изощренная звукопись, как литературный прием следует рассматривать обилие лексических повторов и однокоренных слов: создается впечатление, что поэт хочет акцентировать основные образы стихотворения, что опять-таки связано с ораторским стилем Тютчева.

Изощренность и строгость стихотворной формы делают стихотворение “День и ночь» одним из лучших в русской поэзии.

Чкловский, Воскресение Слова. Толстого состоит в том, что он не называет объект по его имени, но описывает его так, как будто он впервые увидел его, и рассматривает каждый инцидент, как если бы это произошло впервые; кроме того, он использует в описании объекта, а не имена, обычно даваемые частям, а другие слова, заимствованные из описания соответствующих частей в других объектах. Таким образом, Толстой отличает понятие хлыста: «Чтобы разоблачить тех, кто нарушил закон, заставить их упасть и избить их палочками в спине»; несколько строк позже: «взбивайте голые ягодицы».

Тема стихотворения – противопоставление дня и ночи – традиционна для романтической поэзии. В этом стихотворении Тютчев развивает и углубляет ее. Если сравнить трактовку образов дня и ночи в этом стихотворении с тем, как поэт раскрывает их в других своих стихах, то можно увидеть, что в данном стихотворении эти образы абстрактны и недетализированны. Например, в стихотворении “Как океан объемлет шар земной…» поэт говорит о снах, сравнивая сновидение с путешествием по таинственному океану:

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

В “Дне и ночи» ничего этого нет; Тютчев описывает ночь лаконично, не употребляя развернутых метафор и сравнений.

День в этом стихотворении – это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну – тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах: “О чем ты воешь, ветр ночной…», “Тени сизые сместились…», “Как океан объемлет шар земной…» и других. Характерно, что Тютчев в своем стихотворении как бы “выворачивает наизнанку» традиционный метафорический образ покрова ночи, превращая его в покров дня. День – нечто искусственное, вторичное, созданное богами (здесь фигурируют, разумеется, языческие боги, а не христианский Бог; это свойственно всей лирике Тютчева 30-х – 40-х г. г. XIX в.) на благо себе и людям:

День, земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человеков и богов!

Боги и люди в этом стихотворении не противопоставлены друг другу, но, напротив, объединены в своем страхе перед изначальным хаосом.

Необходимо отметить, что в первом восьмистишии нет ни одного глагола; единственное действие – боги набрасывают покров дня на бездну – выражено страдательным причастием: “Покров наброшен златотканый». Таким образом, день оказывается безжизненным, бездеятельным, абсолютно пассивным.

Резким контрастом звучит начало второй строфы:

Но меркнет день – настала ночь;

Пришла – и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Сорвав, отбрасывает прочь…

Здесь много глаголов, причем они обозначают резкие действия: сорвав, отбрасывает. Ночь активна, деятельна, день отступает перед ее силой. Важно указать на то, что в стихотворении “День и ночь» вообще нет упоминания сумерек – важнейшего образа романтической поэзии. Если, например, в стихотворении “Тени сизые сместились…» поэт изображает постепенное, практически незаметное перетекание дня в ночь, то в “Дне и ночи» этот переход резок, мгновенен, насильственен.

В стихотворении “День и ночь» противопоставляются друг другу два мира: мир дневной, мир земнородных и богов, мир, существующий под покровом дня, – и другой мир, мир таинственный духов, мир роковой, днем скрытый златотканым благодатным покровом, а ночью обнажающийся и вступающий в свои права. Этот второй мир сильнее и древнее мира дневного, он полон неизведанных и страшных тайн, духов, которых боятся и люди, и боги. Интересно, что, желая подчеркнуть изначальность, первичность бездны безымянной, хаоса, о котором в другом стихотворении Тютчев говорит: “родимый» (“О чем ты воешь, ветр ночной…»), – поэт лишь его называет миром. Этот мир страшен своей изначальной непостижимостью и таинственностью, своей неизбежной победой над земнородными (недаром он назван роковым). Днем хаос и тайна отделены от “человеков» и богов покровом, ночью же “бездна… обнажена… и нет преград меж ей и нами». Болящая душа, исцеленная днем, ночью вновь страдает от страха и неизвестности.

Традиционное романтическое противопоставление тусклого и скучного дня таинственной ночи получает у Тютчева новое звучание в связи с темой хаоса, бездны. День, по мнению Тютчева, прекрасен и благодатен (таков он в большинстве его стихов), он “друг человеков и богов», “души болящей исцеленье», но он бессилен перед ночью с ее страхами и мглами, одновременно манящими людей (вспомним уже упоминавшееся стихотворение Тютчева – “Тени сизые сместились…», где поэт прямо говорит: “Дай вкусить уничтоженья», – понимая, что иного способа приобщиться к тайнам мирозданья нет) и внушающими им ужас.

В стихотворении встречаются характерные для Тютчева архаизмы: духов (старинное произношение), земнородных, болящей, сей, мглами (слово “мгла» в тютчевскую эпоху обычно не употреблялось во множественном числе), меж ей и нами. Все это, равно как и возвышенная лексика: покров, золототканый, блистательный, благодатный, – подчеркивает торжественный декламационный, ораторский стиль стихотворения.

День – лишь покров, лишь тонкая златотканая пелена. Минуты, когда она тает, растворяясь, исчезая, и есть время наступления истинного, первозданного бытия. Оно роднится с бездной, безграничностью, бездонностью, беспредельностью и никогда не сможет быть втиснутым в рамки дня. Ночь – первооснова всего сущего, в ней – повесть о времени, но мотив ее – вечность, в ней образы всего, что было, и отражение того, что есть, и магия невсамделишных событий, и порожденья хаоса и страха, и путь в Мир Грез, чудеснейший предел. Ночь светла. Оставшись с ней наедине, как “сирота бездомный, лицом к лицу пред пропастию темной», можно на миг, на мгновение – столь горестно мимолетное у Тютчева, и столь блаженно бесконечное у Фета – лишитья рассудка. Но, когда он вернется, черная бездна не будет больше страшной и чужой, потому что, если подумать, каждый видит что-то свое в ночи, каждый “знает наследье родовое». Но во тьме есть и смерть, в ней “крадутся» час неизбежной гибели, ощущение мимолетности жизни и ожидающее впереди вечное, неизбежное, бесконечное небытие.

Тютчев видел и чувствовал в природе не одну лишь божественную основу. Он чуял, что где-то здесь, в таящейся за границей благообразной Земли бездне, есть мятеж, беспорядок, и неизвестно, какой неверный шаг, какое наше движение способно его пробудить. Мы живем словно в окружении вулканов: на Земле раскинулись тихие леса и сады, на ней воздвигнута цивилизация, но вулканы, потухшие миллионы лет назад и ставшие средоточием хаоса, могут извергнуться неудержимыми потоками всеразрушающей лавы. Мир не тих, не мирен, он, по существу своему, трагичен, и лучше всего можно познать его в “минуты роковые», в моменты, когда над миром довлеет ночь-тьма, что была до сотворения света и мира и останется после того, как солнце умрет, угасая, истекая красными лучами.

Ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала – она и умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью все принимает иной – не истинный ли? – вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир – это мир воцарившегося лунного мрака. Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ ее неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством темных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей. Ночью, влекомые луной, люди ходят во сне с открытыми глазами, не видя и не помня, и не сознавая, они идут на голос ночи, что прошептала в эфирной песне Слово, вслед за которым они готовы отправиться сквозь сон и сквозь саму тьму, по ту сторону зеркала.

Стихотворение “День и ночь» – одно из лучших в лирике Тютчева. В нем со всей яркостью проявляется проникновение поэта-философа в тайны бытия – то, что Тютчев считал основной задачей поэзии. Традиционная романтическая тематика, к концу 30-х г. г. XIX в. уже во многом утратившая свою актуальность (менее чем через десять лет будет писать пародии на Лермонтова и Жуковского), в стихах Тютчева обретает новую жизнь в свете разрабатываемых поэтом вечных проблем бытия.

В лирике Ф. И. Тютчева отразилось дуальное понимание им мира, понимание мироздания как борьбы двух стихийных начал, в которой рождается мировая гармония и равновесие. Понимание Тютчевым дня и ночи также вписывается в концепцию этой дуальности мироздания.

День и ночь являются как бы разными “полюсами», контрастными состояниями жизни. В лирике Тютчева ночь обретает связь с чем-то древним и неведомым, хаотическим; ночь – это тайна, метафизика и обитель чудес. День – более мирской уровень существования, хотя в ряде стихотворений и днем Тютчев видит наличие трансцендентальности – однако гораздо реже, чем ночью.

Эти особенности восприятия дня и ночи Тютчевым отразились в его стихотворении “День и Ночь». Одно из лучших произведений русской философской лирики, оно получило очень высокую оценку современников. Тема стихотворения – противопоставление дня и ночи – традиционна для романтической поэзии. В этом стихотворении Тютчев развивает и углубляет ее. Если сравнить трактовку образов дня и ночи в этом стихотворении с тем, как поэт раскрывает их в других своих стихах, то можно увидеть, что в данном стихотворении эти образы абстрактны и недетализированны.

День в этом стихотворении – это златотканый покров, наброшенный высокой волею богов на бездну – тот древний хаос, о котором Тютчев писал во многих своих стихах. В стихотворении “День и ночь» противопоставляются друг другу два мира: мир дневной, мир земнородных и богов, мир, существующий под покровом дня, – и другой мир, мир таинственный духов, мир роковой, днем скрытый златотканым благодатным покровом, а ночью обнажающийся и вступающий в свои права.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!