Дисциплины бизнес администрирования. Преподаватель кафедры «Бизнес-администрирование»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Бизнес-администрирование: понятие, сущность

2. Функции административной деятельности

Заключение

Список используемых источников

Введение

Постоянно меняющиеся социально-экономические реалии в современном мире требуют непрерывного совершенствования системы управления на предприятии, поиска новых направлений деятельности.

Бизнес-администрирование - это искусство управления бизнесом.

Бизнес-администрирование - понятие, неразрывно связанное с менеджментом, охватывает широкий круг задач:

Анализ конкурентоспособности фирм и привлекательности рынков;

Оценку финансового рынка;

Разработку стратегического плана управления компанией;

Организацию и управление структурными подразделами компании;

Антикризисное управление и т.п.

Нужда в подобных специалистах становится все острее по мере того, как развивается бизнес. Научные методы бизнес-анализа и грамотное администрирование особенно важны в условиях нестабильной конкурентной бизнес-среды.

Цель данной работы: приобретение теоретических знаний в области административно-управленческой деятельности, а именно: изучение функций административной деятельности.

Для этом необходимо решить следующие задачи:

Дать общее понятие бизнес-администрирования;

Охарактеризовать основные функции административной деятельности;

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1 . Бизнес-администрирование: понятие, сущность

Бизнес-администрирование - это самые востребованные методы и методики бизнес-анализа; это возможность эффективно управлять бизнесом или предприятием, анализировать сложные задачи и принимать стратегические решения. Основным содержанием системы бизнес-администрирования является механизм управления, состоящий из (рис. 1):

Принципов бизнес-администрирования, под которыми понимаются фундаментальные истины, и на которых строится система управления в целом иди отдельные ее части: с практической точки зрения их можно рассматривать как правила, на основе которых руководитель строит свою деятельность;

Функций бизнес-администрирования, которые являются первичной, определяющей частью системы управления;

Методов бизнес-администрирования, которые представляют собой способы осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника; они отличаются друг от друга своей мотивационной характеристикой и делятся на административные, экономические, социально-экономические и социально-психологические;

Стиля руководства, - совокупность методов, приемов и действий, наиболее характерных для руководителя в его отношения с подчиненными.

Рисунок 1 - Система бизнес-администрирования

Термин «администрация», определяющий назначение данной деятельности, происходит от латинского «administrare», на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления, и означает «служить для». Поэтому он относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения.

Классическая теория научного менеджмента зародилась в начале XX в., и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Большой вклад в «классическую теорию» управления внес Г. Файоль, французский инженер, ученый, исследователь. Файоль первым перестал рассматривать управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность.

При этом не следует путать администрирование с менеджментом. Хотя в содержании труда менеджеров и администраторов много сходства: и те и другие занимаются планированием, организацией работы, мотивацией, координацией, контролем деятельности сотрудников и др., имеются и существенные различия. Главное различие между ними заключается в том, что:

Менеджер - занимается текущими делами, осуществляет преимущественно оперативный контроль за предприятием, связанный с реально складывающимися обстоятельствами и условиями. Он управляет ресурсами, людьми, находит клиентов и отвечает за реализацию проектов. Менеджмент универсален, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием проблем объектов профессиональной деятельности и способами их решения;

Администрирование же - это осуществление общего и стратегического организационного руководства предприятием.

Кроме того, если термин «администратор» применим исключительно для обозначения руководителей высокого ранга, то понятие «менеджер» относится ко всем уровням управления. Администратор задает ценностную базу организации, определяет перспективы ее развития и программу осуществления этой перспективы, то есть осуществляет политику организации. А его роль можно определить как творческую. Менеджер, напротив, выполняет предписанные технические и технологические функции, поддерживающие жизнедеятельность коллектива, то есть занимается каждодневной рутинной работой.

Таким образом, администрирование есть высший уровень управления организацией в целом, структурно высшая ступень организационной иерархии, имеющая выход на внешние связи. Административная деятельность - это деятельность по управлению коллективом, направленная на решение внешних задач и создание в нем наилучших условий для этого.

Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия. Функции административной деятельности рассмотрим в следующей главе.

2. Функции административной деятельности

Итак, администрирование - это специфический вид управленческой деятельности. Управленческая деятельность - принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные особенности управленческой деятельности можно свести к следующим: Иванов А.В. Деловое администрирование: Учебное пособие / А.В. Иванов, Е.Н. Шимутина. - М.: АПКиППРО, 2009. - 86 с.

Большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой иерархии;

Неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой обстановки;

Ярко выраженная прогностическая природа решаемых управленческих задач;

Значительная роль коммуникативной функции;

Высокая психическая напряженность, вызываемая большой ответственностью за принимаемые решения.

Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия. При этом, сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т. д.

Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач. Таким образом, для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и тем самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения, - все содержание процесса управления, - расчленяется на специализированные функции.

Под функцией бизнес-администрирования Лысов О.Е. Менеджмент: Учеб. пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: СПбГУАП, 2004. - 174 с. понимается вид деятельности работников аппарата управления, выделяемый на основе разделения и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления; именно в функциях раскрывается содержание управления.

Основными функциями управления, раскрывающими содержание управленческой деятельности, являются предвидение и планирование, организация, контроль, координация и регулирование, активизация и мотивирование, исследование. Названные функции как бы дают ответ на вопрос: что надо делать, чтобы управлять?

Идея выделения функции администрирования как одного из видов трудовой деятельности по управлению предприятием в целом принадлежит Анри Файолю. Уникальность исследования Файоля заключается в том, что он впервые предложил рассмотреть процесс управления, или администрирования (данный термин ученый считал более точным), как самостоятельный объект исследования. Файоль понимал, что управленческая деятельность на каждом отдельном предприятии может иметь свои особенности, отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т. п.

Обобщая опыт деятельности руководителей, функции администрирования в общем управлении предприятием были им определены следующим образом: предвидеть (планировать), организовывать, руководить, координировать, контролировать. При этом Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте - структурно-функционального подхода. Кравченко, А. И. История менеджмента: учебное пособие / А. И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2002. - 352 с.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. При этом, предпосылкой планирования является прогнозирование - выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.

Результатом функции планирования (и предвидения) является план, который должен обладать следующими характеристиками:

Единство, которое подразумевает, что задачи каждого подразделения организации должны быть связаны друг с другом и не противоречить;

Неразрывность, выражающаяся в проведении как краткосрочного, так и долгосрочного планирования;

Гибкость, позволяющая адаптировать «сценарий будущего» (плана) к изменяющимся обстоятельствам;

Точность, подразумевающая предсказание наиболее вероятного развития событий.

Функция организации . Под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов (людей, идей и процессов) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система.

Сущностью функции организации является создание самой управленческой структуры предприятия, т.е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию необходимых ресурсов и формирование условий, позволяющих организовать эффективную и качественную работу всего предприятия. Организация взаимодействия должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

Определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами;

Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

Установление между членами организации необходимых организационных отношений (соподчиненности, координации и др.);

Создание соответствующей мотивации у членов организации в достижении стоящих целей.

Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:

Специализация исполнителей;

Количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;

Параллельность действий;

Ритмичность деятельности.

После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или механизма достижения целей. В этих случаях появляется необходимость,

Во-первых, уточнить характер действий исполнителей, сделать их более согласованными, гармоничными и эффективными;

во-вторых, устранить отклонения от заданного организацией режима функционирования системы.

Такая «тонкая настройка» системы получила название функции координирования и регулирования совместной деятельности.

Руководство - это функция управления, сущность которой заключается в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей, в распределении ответственности между сотрудниками, а также в постоянном воздействии на поведение членов организации.

В числе основных функций управления важная роль принадлежит функциям стимулирования, контроля, учета и анализа деятельности.

Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:

Зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;

Связь стимулов с целями деятельности организации;

Единство интересов подчиненного, организации и общества в целом;

Разумное сочетание моральных и материальных стимулов;

Сочетание стимулирования с мерами наказания и принуждения.

Наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов, измерение, регистрацию и группировку данных;

Сравнение ее параметров с заданной программой функционирования;

Количественную и качественную оценки эффективности деятельности;

Выявление отклонений, узких мест в развитии системы;

Выявление причин сложившегося состояния;

Определение наиболее целесообразных путей восстановления работоспособности системы.

Контроль - важная функция управления, являющая собой конечный итог всей управленческой деятельности. Данная функция заключается, прежде всего, в проверке исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом. Согласно Файолю, основополагающими аспектами осуществления функции контроля являются: Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2004. - 704 с.

Выбор способа контроля (жесткий способ контроля, контроль с помощью группы и др.);

Выбор масштаба контроля, частоты и силы вмешательства руководителя в производственный процесс;

Выбор метода положительного и отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм.

Сегодня перечень функций администрирования выглядит в виде следующей логической цепочки (табл. 2). Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

Таблица 2 - Содержание функции администрирования

Составляющая функция

Действия по реализации данной функции

Установление целей

Определение будущего состояния предприятия

Разработка стратегии

Определение способов достижения цели

Планирование работы

Определение задач конкретным исполнителям

Проектирование работы

Определение рабочих функций исполнителей

Мотивирование к работе

Целенаправленное воздействие на работника

Координация работы

Согласование усилий исполнителей

Учет и оценка работы

Измерение результатов и их анализ

Контроль работы

Сопоставление результатов с целями

Обратная связь

Корректировка целей

Следует отметить, что в настоящее время, функции управления в административной деятельности имеют четко выраженное содержание, требует создания необходимых условий в сфере управления: Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев.- М.: Кнорус, 2008. - 260 с. С. 108.

Функций планирования - для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материального производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);

Функций организации - для налаживания организационных отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;

Функций оперативного руководства - для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия и при необходимости упреждать расхождение между планируемым и фактически происходящими событиями;

Функций контроля - для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);

Функций мотивации - для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.

При этом, указанные функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти характеристики связывают все управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами. Основы менеджмента: учебное пособие / сост. Н.И. Гвоздев, А.Н. Древаль. - Томск: ТПУ, 2011. - 188 с. С. 112

Итак, функция коммуникации - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя и более людьми. Прочность и качество отношений между людьми - будь это друзья, члены семьи или коллеги - в основном представляют собой функцию того, насколько четкими и честными являются их межличностные отношения. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Планы, например, нельзя выполнить, если они не будут переданы тем людям, которые должны их выполнять. Если руководство может донести обоснование своих решений до подчиненных, - это значительно повышает шансы их успешного выполнения. До тех пор, пока работники не понимают, какое вознаграждение может предложить им организация за хорошо выполненную работу, они не могут быть достаточно мотивированы и хорошо работать на нее. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

Так, с 1979 г. компания «Хьюлетт-Паккард» работает для того, чтобы достичь цели, поставленной как цель десятилетия: сократить в десять раз процент брака в производстве. Для того чтобы обеспечить это, руководство вначале должно было разработать план. Затем в компании была организована небольшая группа людей, чтобы бороться за качество. Эту группу назвали «группа качества», или «группа сдачи продукции с первого предъявления». Поездка этой группы в Японию способствовала тому, что движение за качество приняло гораздо более широкий размах, «теперь это было похоже на крестовый поход за качество, и в нем могли принимать участие практически все работники компании на всех уровнях». Было испробовано несколько методов пропаганды значимости этого движения, чтобы охватить энтузиазмом всю компанию. К таким методам относились: обсуждение, обучение и распространение письменной информации в форме писем-циркуляров. Качество и производительность стали темой разговоров во время коротких перерывов на кофе. Результаты программы по сокращению брака в производстве были положительными. Другие изменения, такие, как обеспечение своевременного доступа к необходимой информации, имеют место в процессе продвижения к достижению названной цели «Хьюлетт-Паккард» на десятилетие. Процесс управления подчеркивает взаимозависимость функций управления.

Управленческая работа - это в основном работа интеллектуальная. Она напоминает попытку сложить сложный мозаичный узор из отдельных кусочков после того, как кто-то свалил в эту же коробку кусочки мозаики, принадлежащие еще пяти различным сюжетам. Чтобы дополнить сравнение с мозаикой, следует сказать, что руководителям приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие - для данной организации, в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя.

Основным требованием для принятия эффективного, объективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной, точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Таким образом, профессиональная административная деятельность предъявляет к руководителю, входящему в эту деятельность, определенный набор требований, предполагающий выполнение специальных функций.

Административные функции включают в себя:

Сбор, систематизацию, обработку и анализ информации;

Выработку и принятие решений;

Доведение решений до исполнителей и организацию их выполнения;

Проведение контроля выполнения решений.

Каждая из указанных функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Практический смысл функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих. Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Заключение

бизнес администрирование управленческий

Таким образом, администрирование - это высший уровень управления организацией в целом, структурно высшая ступень организационной иерархии, имеющая выход на внешние связи.

Административная деятельность - это деятельность по управлению коллективом, направленная на решение внешних задач и создание в нем наилучших условий для этого.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями

В систематизированном виде функции административной деятельности это: планирование, т.е. учитывать все возможные изменения, касающиеся деятельности предприятия, и вырабатывать программу действий; организация, т.е. строить двухуровневый материальный и социальный организм предприятия, формировать саму управленческую структуру; руководство, т.е. распределять ответственность и стимулировать сотрудников работать на должном уровне; координировать, т.е. связывать, объединять, гармонизировать действия и усилия всех подразделений (частей) предприятия; контролировать, т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. А также, коммуникации - процесс обмена информацией и принятие решений - выбор одной из альтернатив.

Каждая из указанных функций является определенным видом работы по управлению предприятием в целом. Практический смысл функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих.

Список используемых источников

1. Бочаров С.А. Основы бизнеса: Учебное пособие / С.А. Бочаров, А.А. Иванов, С.Я. Олейников. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2007. - 447 с.

2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2006. - 670 с.

3. Иванов А.В. Деловое администрирование: Учебное пособие / А.В. Иванов, Е.Н. Шимутина. - М.: АПКиППРО, 2009. - 86 с.

4. Лысов О.Е. Менеджмент: Учеб. пособие / О.Е. Лысов. - СПб.: СПбГУАП, 2004. - 174 с.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2004. - 704 с.

6. Основы менеджмента: учебное пособие / Сост. Н.И. Гвоздев, А.Н. Древаль. - Томск: ТПУ, 2011. - 188 с. С. 112.

7. Основы практического маркетинга и менеджмента: пособие для повышения квалификации менеджеров в сфере культуры, бизнеса и производства / Под ред. А.К. Елисеева. - Волгоград: ООО «Издательство «Михаил», 2008. - 360 с.

8. Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев.- М.: Кнорус, 2008. - 260 с.

9. Удалов Ф.Е. Основы менеджмента: Учебное пособие / Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алёхина, О.С. Гапонова. - Н-Новгород: НГУ, 2013. - 363 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Функции менеджмента, отражающие его содержание. Основная общая цель организации, ее миссия. Мотивация в организационном контексте. Организационная и поведенческая сторона контроля. Виды управленческой деятельности в рамках стратегического планирования.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2012

    Изменение роли планирования в условиях рынка. Сущность, функции и цели процесса бизнес-планирования, состав и структура бизнес-плана. Пример составления бизнес-плана предприятия: сведения о внешней среде, описание услуг, маркетинговый и финансовый план.

    бизнес-план , добавлен 14.12.2010

    Сущность и цели бизнес-планирования в процессе создания новых инвестиционных проектов на предприятии, его преимущества. Бизнес-план как удобный инструмент планирования деятельности организации, требования к нему, внутренняя структура и содержание.

    лабораторная работа , добавлен 04.09.2014

    Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием, принципы организации данного процесса. Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана. Рекомендации по совершенствованию эффективности планирования на заданном предприятии.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    Менеджмент как современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики, особенности его организации в сфере туризма, функции: планирования, организации, мотивации, контроля. Методы и принципы управленческой деятельности.

    презентация , добавлен 17.11.2013

    Понятие о предпринимательской деятельности в Интернете и ее особенности. Сущность и основные понятия бизнес-планирования. Влияние бизнес-планирования на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Производственный и организационный план.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2010

    Сущность, функции, основные этапы и направления планирования - важнейшей функции управления предприятием. Формы и виды планов. Содержание, ключевые элементы, виды и функции контроля как неотъемлемого элемента эффективной деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2014

    Преимущества применения планирования. Бизнес-план как форма планирования. Функции, цель и принципы планирования. Структура и характеристика составления бизнес-плана. Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом. Бизнес-идеи и ее источники.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

    Экономические реформы и их влияние на быструю смену стереотипов управления. Бизнес-план как объективная оценка предпринимательской деятельности фирмы и визитная карточка предприятия. Цели, задачи, функции, принципы планирования хозяйственной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Цикл и функции менеджмента. Место планирования в системе управленческих функций. Виды планов и требования к их составлению. Назначения бизнес-плана. Процесс планирования как важнейшая функция менеджмента. Значение планирования в системе менеджмента.

Поиск своего призвания – неотъемлемая часть жизни. При существующем многообразии профессий, с проблемой выбора, сталкивается каждый из нас. Ведь хочется, чтобы все «пазлы» сошлись – и работа была по душе, и были определенные способности к ней, и чтобы приносила реальный доход.

На сегодняшний день, рынок труда показывает, что наиболее востребованной, является профессия менеджера. Актуальность такого рода деятельности заключается в ее многогранности. Выпускники специальности «Менеджмент» получают комплекс фундаментальных знаний, умений и практических навыков в разных сферах, в частности в экономике, маркетинге, рекламе и т.д. Более того, в толковом управленце нуждается любая кампания, ориентированная на активное развитие бизнеса. Отсюда следует мораль: спрос на эффективных менеджеров будет всегда.

Несмотря на то, что все профессии нужны, все профессии важны, сегодня речь пойдет о специальности «Менеджмент». Кем работать, будучи менеджером? Ответ Вы найдете на этой странице!

Менеджер нового поколения. Кто он?

Вызовы нового тысячелетия, обусловленные глобализацией и интеграцией, предъявляют новые требования к менеджеру как специалисту и человеку, в частности, к его способу мышления, навыкам и профессиональным качествам.

Менеджер XXI века должен совмещать в себе несколько ролей:

  1. Управляющий – занимается разработкой стратегии предприятия, делегирует полномочия, ставит конкретные задачи сотрудникам и вовлекает их в совместное принятие решений.
  2. Лидер – ведет за собой, вдохновляет, придает уверенности, заряжает команду оптимизмом и энтузиазмом.
  3. Коучер – возбуждает интерес, поощряет генерацию новых идей, помогает раскрыть потенциал, содействует личностному росту коллег.
  4. Дипломат – устанавливает деловые контакты, заключает сделки, играет роль медиатора и посредника.
  5. Новатор – в совершенстве владеет IT-технологиями и способен внедрить их в производство.
  6. Предприниматель – ищет возможности повышения прибыли компании и не боится обоснованного риска.
  7. Личность – образованный, имеет широкий кругозор, обладающий организаторскими способностями и моральными качествами.

Рассмотрев современные черты менеджера можно прийти к выводу, что сейчас общество нуждается в компетентных и креативных менеджерах-лидерах, способных продуктивно работать в динамичной бизнес-среде.

Менеджмент: кем работать с соответствующим дипломом?

В процессе формирования и развития, менеджмент разделился на функциональные виды деятельности. Они объединены общими задачами, реализация которых необходима для достижения целей организации.

Разберем основные направления менеджмента и, по совместительству, должности, которые может занимать специалист-управленец.

Итак, менеджмент, кем работать?

  1. В сфере маркетинга.

В обязанности маркетолога входит исследование рынка, модернизация старого и разработка нового продукта/услуги, формирование ценовой политики, продвижение товара.

Например, вакансия BTL-менеджера для тех, кто желает организовывать рекламные акции в местах продаж для продвижения торговой марки.

Бренд-менеджер отвечает за раскрутку, позиционирование и узнаваемость одной или ряда торговых марок доступными методами. Для этого необходимо обладать широкими знаниями и творческой жилкой.

Профессия менеджера по продажам широко применяется в сфере оптовой торговли. Основная задача специалиста – выполнения плана продаж. Весьма популярный нынче род занятий, поскольку от качественной работы менеджера зависит не только организация сбыта конкретного продукта, а и расширение клиентской базы и поддержания отношений с текущими партнерами.

  1. Интеренет-менеджмент.

Social Media Marketing – специалист по продвижению продукта с помощью социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Гугл, Яндекс и т.д.).

Кроме того SMM-менеджер налаживает коммуникации с пользователями сети Интернет, проводит анализ конкурентов, управляет проектами.

Следует отметить, что профессия предполагает карьерный рост. Начав работать администратором группы на определенной платформе, поднабравшись опыта можно открыть и свое SMM –агентство.

Должность менеджер интернет-проекта заинтересует всех, кто на «ты» с современными интернет-технологиями. Профессия считается очень перспективной, а также предоставляет безграничные возможности для реализации творческих идей. Обязанности заключаются в создании, администрировании, развитии и продвижении веб-сайтов.


Антикризисный менеджер, он же экономист-управленец, проводит анализ бизнес-процессов, на основе которого формирует комплекс мероприятий, направленных на восстановление организации в условиях кризиса с минимальными потерями.

Арбитражный управляющий также занимается антикризисным управлением. Но назначается арбитражным судом, и в зависимости от случая банкротства, помогает заемщику погасить задолженность перед кредитором.

  1. Мотивационный менеджмент.

Бизнес-тренер отвечает за обучение и развитие персонала компании. При помощи специальных методик, помогает раскрыть потенциал сотрудников, что благоприятно сказывается на конкретной организации.

  1. Менеджмент недвижимости.

Профессия девелопмент-менеджера на постсоветском пространстве более знакома нам как застройщик. Деятельность такого менеджера по развитию бизнеса направлена на получение прибыли от создания и реализации объектов недвижимости.


Должность ивент-менеджера подойдет тем, кто умеет организовывать мероприятия. Всевозможные события для клиентов, партнеров и сотрудников проводятся с целью продвижения продукта или поддержания корпоративной культуры.

  1. Инновационный менеджмент.

Профессия инновационного менеджера очень актуальна, поскольку внедрение инновационных технологий в производство отражается на доходности продукта.

Менеджер решает задачи разного рода, от исследования рынка на предмет необходимости новой услуги, технологии или продукта до заключения договоров с поставщиками.

  1. Кадровый менеджмент.

HR-менеджер, более известен как менеджер по персоналу. Такой специалист выполняет задачи по рекрутингу, собственно подбору персонала; ведет кадровую документацию и составляет планы по обучению сотрудников организации.

Хед-хантер выполняет качественный поиск успешных специалистов. Это может быть и переманивание конкретного руководителя или топ-менеджера в другую компанию. Даная вакансия является одной из самых высокооплачиваемых.

  1. Международный менеджмент.

Человек, который хочет работать международным менеджером должен знать иностранный язык и законодательство той страны, в которой намерен развивать рынок. И, безусловно, понимать культурные особенности и менталитет зарубежных партнеров. Успех деятельности напрямую будет зависеть от уровня интеллекта и эрудированности.

  1. Кволити менеджмент.

Менеджер по качеству ответственен за введение новых методов работы, которые будут способствовать улучшению качества управления, что в свою очередь важно для содействия по повышению качества продукции.

  1. Менеджмент туристической индустрии и гостинично-ресторанного бизнеса.

В индустрии развлечений особо выделяются такие профессии как менеджер по туризму и гостиничному делу. Круг обязанностей зависит от того, где работает менеджер.

Зачастую, должностные обязанности менеджера по туризму устанавливаются в соответствии с направлением деятельности и специализации: кто-то отвечает за бронирование билетов, кто-то работает с клиентами, кто-то оформляет визу и т.д. Хотя бывают универсалы, которые могут сами организовать поездку клиенту от А до Я.

Менеджер ресторана или отеля отвечает за слаженность и качество исполнения работы всей команды. Его функции заключаются в распределении заданий между коллегами, контроле над их исполнением, согласовании деятельности смежных служб. Познать особенности работы менеджера в индустрии туризма и гостеприимности можно в процессе практики.

  1. Финансовый менеджмент.

Финансовый менеджер – человек, который управляет финансовыми ресурсами компании для увеличения прибыли. В компетентных менеджерах нуждаются многие предприятия, так что работу по специальности будет найти не сложно.

  1. Транспортный менеджмент.

Профессия транспортного логиста заключается в обеспечении рационального перемещения грузов. Логист выбирает, каким видом транспорта будет осуществляться перемещение груза, по какому маршруту. Специалист должен обладать аналитическим складом ума, поскольку того требует специфика профессии.

Невозможно отделаться от впечатления, что все программы, предлагаемые школами бизнеса, всегда сходятся в одной точке, а именно на господствующей модели МВА, проникающей во все уровни образования - от университетского до курсов совершенствования управления и докторантуры. То, что эти программы не отвечают требованию прежде всего самого курса МВА, составило содержание первой части этой книги; о том, что их нельзя допускать на другие уровни обучения, мы поговорим сейчас.
Я считаю, что школы менеджмента/бизнеса должны установить отдельные цены на «М», «В» и «А», то есть разделить курс МВА на три его части: сделать отдельную программу по бизнесу («В»), вторую - по администрированию (управлению - «А») и третью, выделив именно «магистерскую» составляющую, - по совершенствованию мастерства («М»). По иронии судьбы ученая степень присуждается не на этом уровне, а выше или ниже его, на уровне докторантуры или после получения высшего образования .
На сегодняшний день школы бизнеса, главным образом, выполняют вводную роль - чаще всего именно с них молодые люди начинают служебную деятельность. Набор программ, имеющийся в их арсенале, наводит на мысль, что школы менеджмента/бизнеса могли бы гармонично сочетать все три этапа: вводный, основной и завершающий. Помимо образовательных учреждений они могли бы стать специализированными и повышающими квалификацию, но каждая в своем роде, с учетом особенностей аудитории. Наличие такого пакета программ даст школам возможность расширить и разнообразить ассортимент предложений, направив их на удовлетворение потребностей многочисленных организаций, сфер бизнеса и государства. В менеджменте не может быть «единственного лучшего решения» даже внутри одной страны, не говоря уже о «глобальном» масштабе. Задачи растущих компаний отличаются от целей стабильных мощных корпораций, как и нужды развивающихся стран сильно отличаются от интересов стран с развитой экономикой. В основном бизнес-образование сохраняет весомый крен в сторону крупномасштабного производства, но вряд ли такая модель подойдет для производства высоких технологий или сфер, связанных с интеллектуальным трудом, или даже для
частного предпринимательства - причем сейчас мы говорим только о бизнесе, но существуют и другие стороны социальной жизни. Школы бизнеса, насаждая по всему миру принципы стандартизации, ведут к снижению общей планки.
Я предлагаю набор программ, состоящий из пяти компонентов: специализированные магистерские программы для бизнеса, более общие магистерские программы для практикующих менеджеров, развивающие программы для практикующих менеджеров без получения диплома, образовательные бакалаврские программы и докторские программы для зрелых специалистов.
Специализированные магистерские программы по бизнесу
Найдется место и для лучших программ МВА, они есть у школ бизнеса, но не в нынешнем их представлении.
Мы должны прекратить обманывать себя, что метод натаскивания бизнес-специалистов называется подготовкой общих менеджеров. «М»(мастерство) появится только тогда, когда эти программы будут соответствовать своему содержанию: бизнесу, а не управлению.
Без сомнения, в традиционном МВА присутствует некий симбиоз. Это довольно дешевое штампованное образование для людей, чьи «издержки» на самом деле небольшие (хотя плата за обучение очень высокая). Эта система чрезвычайно удобна преподавателям, чей интерес лежит в области научных исследований, и деканам, которым нужен размах. Проблема этих программ - в претензии на большее, хотя учащиеся приобретают намного меньше, чем следовало бы. Оценивать такое образование нужно по тому, что оно делает лучше всего.
Возможные варианты, уже обсуждавшиеся в седьмой главе, - убрать понятие «А» и заменить его на другие, в зависимости от специализации: например МВМ (Master of Business in Marketing) - магистр бизнеса по маркетингу, или MBMR (Master of Business in Marketing Research) - магистр бизнеса по рыночным исследованиям, MBF (Master of Business in Finance) - магистр бизнеса по финансам и так далее. Только, пожалуйста, никаких MBS (Master of Business Strategy) - «магистр бизнес-стратегий» - это не конкретная функция и не набор аналитических навыков. А что делать с более общим МВА, его изначальным понятием? Магистр делового анализа (Master of Business in Analysis)? Боюсь, что это будет уж слишком общо и чересчур легковесно. Вероятно, такое название и подошло бы в рамках определенной сферы деятельности, например МВВ (Master of Business Banking) - магистр банковского дела или MBR (Master of Business in Retailing) - магистр по розничным продажам и тому подобное.

В этом предложении налицо два очевидных преимущества. Во-первых, оно дает возможность глубокого и эффективного изучения того, что предлагают сегодня программы МВА. Во-вторых, для самих учащихся, как и для их работодателей, становится понятнее, какими конкретно знаниями они владеют и что изучали они вполне конкретную сферу бизнеса, а не вообще «менеджмент».
Конечно, учащихся по таким программам будет необходимо знакомить с более общим материалом - по управлению и по организациям. Но практически это то же самое, чем сегодня занимаются школы бизнеса (показано на рисунке 15.1). Учащиеся в течение первого года обычно проходят серию основных курсов по бизнес-функциям, а в течение второго, в соответствии с выбранной специализацией, они изучают предметы по выбору. Здесь предлагается сместить акцент с общего ознакомления (вводный курс по управлению и работа организации) на специализацию, но с целью всестороннего изучения именно предметов - речь пока не идет о развитии менеджеров.
Тогда студенты, успевшие набрать немного опыта или совсем его не имеющие, учатся самым лучшим образом. С такой подготовкой они смогут работать по специальности намного успешнее, чем делают
Факультативные предметы gt; по специализации (например, финансы)

Предлагаемые MBD

Традиционные МВА
Первый год Второй год

MB по финансам
MB космической промышленности
Другие сферы деятельности

Другие
бизнес-функции
Общие обязательные предметы

Рисунок 15.1.
МВА и МВП

это сейчас. Те из них, кто в дальнейшем захочет руководить, вновь вернутся в учебное заведение уже как менеджеры и продолжат образование по управлению.
Значительная часть энергии MBA-образования сконцентрирована на изучении бизнес-функций, в пределах этого идет постоянная борьба за их место и время в учебной программе. Тогда почему не направить эту энергию в нужное русло, позволив каждой кафедре разрабатывать свою отдельную программу для конкретных практических нужд? Специализированные факультеты смогут работать с группами специалистов, к примеру, преподаватели маркетинга будут сотрудничать с маркетологами и фирмами, занимающимися маркетингом: разрабатывать и унифицировать учебную программу, организовывать учебно-производственную практику и, наконец, трудоустраивать выпускников после обучения. Сегодня существуют реальные примеры такого обучения, особенно в Европе (см. главу 7), среди них очень известные программы (одна из них - школы управления при Университете Бата в области продаж). Много примеров подобных программ встречается в Северной Америке, особенно по финансовой отчетности и бухгалтерскому учету. Хотелось бы приложить все усилия для распространения этих успешных начинаний.
Магистерские программы для практикующих менеджеров
Безусловно, менеджеры, работающие в бизнесе, должны разбираться в его специализированных функциях. Но также очевидно, что образование в области управления не может ограничиваться только ими. Поскольку практика управления распространяется намного шире рамок бизнеса, захватывая такие сферы, в которых компонент «В» из МВА не играет никакой роли, то нам действительно необходимы разнообразные магистерские программы по практическому менеджменту (МРМ). И как я уже говорил, тысячам людей предстоит пройти обучение по таким программам.
Полагаю, что лучше всего ориентироваться на двухуровневые программы. Первый уровень - для тех, кто сделал определенную карьеру и кому уже 35-45 лет; как правило, эти люди обладают существенным опытом управления, подолгу и стабильно работают в одной компании и их работодатели готовы оплачивать расходы на обучение. Собственно, это и есть модель IMPM, описанная в предыдущих пяти главах, и она вполне успешно действует. Второй уровень - для более молодых людей, только начинающих работу менеджера. Программы, рассчитанные на них, могут напоминать IMPM, но основное внимание должно уделяться конкретным бизнес-функциям, причем самостоятельное изучение займет едва ли не большую часть времени.

Далее, я считаю, эти программы должны дифференцироваться по отраслям промышленности и видам экономической деятельности, обязательно включая малое предпринимательство, сферу здравоохранения, социальный сектор и так далее. В зависимости от целей они могут быть международными, как IMPM для бизнеса, или местными, как, например, совместная программа MMVS Университета Макгилла и фонда Макконнелла для управляющих в Национальном волонтерском секторе.
Я писал в четырнадцатой главе и хочу повторить еще раз: самым логичным было бы адаптировать ныне существующие программы ЕМВА. Они уже набирают правильно подобранных людей - именно практикующих менеджеров, продолжающих работать во время учебы. Не вижу никакого смысла в том, что такие программы проводят по шаблону, разработанному для неопытных работников. Конечно, сейчас школам бизнеса, когда они пользуются таким немыслимым успехом и переполнены желающими в них учиться, сложно найти стимул для перемен. А если говорить о популярности, то для какой-то части студентов, скорее всего, просто не было альтернативного варианта. Надеюсь, что именно это обнаружится, когда менеджеры откроют для себя новые возможности.
Само название ЕМВА почти так же хорошо раскручено, как МВА. В принципе его не нужно менять, если «А» будет соответствовать своему истинному значению и «Е» будет experienced - «профессиональный, опытный», а не executive - «руководящий, административный». Но я предпочитаю новое название - МРМ, сразу показывающее разницу в обучении, отличном от МВА. Утверждение нового имени для программы может оказаться нелегкой задачей, но прошло уже столетие, как появилось последнее основное название, взятое на вооружение школами бизнеса.
Образовательные программы для практикующих менеджеров
Я говорил в восьмой главе о стене, разделяющей программы во многих школах бизнеса: с одной стороны, программы, дающие право на получение ученой степени, - они наиболее привлекательны для обучающихся и престижны для преподавателей, и с другой - без такого права, на эти программы преподаватели не обращают особого внимания.
В той"же главе отмечены привлекательные стороны программ без права степени, они смогут развиться в новаторские, если в них вмешается некто, преследующий серьезные цели и обладающий богатым воображением. Дело в том, что такие «некто» встречаются крайне редко. В результате у нас переизбыток клишированных курсов обучения, созданных часто для одной цели - быстрого зарабатывания денег.

По существу, им не место в университетах. Но компании относятся к ним терпимо, что только подтверждает правило о престижности диплома в современном обществе. К счастью, различные неучебные заведения, включая сами компании, стали активнее и зачастую более творчески вводить новые обучающие курсы.
Альфред Уайтхед утверждал, что «обучение в университете сравнимо с приключением» . Вообразите, что к каждой программе по воспитанию менеджеров относятся как к приключению - как к открытию новых миров, а не средству зарабатывания денег. Представьте, что сломаны наконец злополучные стены и лучшие идеи по совершенствованию управления попадут в систему образования, и в результате процесс станет двунаправленным. Надеюсь, наступит день и престиж школ будет зависеть не от модного бренда, а от новых путей, ею предложенных.
Образовательные бакалаврские программы
Если вы действительно хотите найти отличные программы в современных школах бизнеса, не ищите их под названием «магистерские». Мастерство обычно начинается после докторантуры, но я считаю, что оно должно приходить намного раньше - на бакалаврском уровне.
Сейчас есть такие школы бизнеса, правда, в основном в Европе. Когда-то их было много в Америке и в них учили студентов по-настоящему, а не занимались натаскиванием. Конечно, школы бизнеса осаждают со всех сторон требованиями «практичности», но выражение «практичное образование» - оксюморон. Любой, кто настаивает на утилитарности высшего образования, должен быть отправлен в школу торговли; ему нечего делать в университете. Джозеф Уортон безошибочно все это предвидел.
Самое показательное для сегодняшней проблемы университетского образования - смешение требований, предъявляемых к званиям бакалавра и магистра. Сколько раз нам приходилось слышать; «Но я уже изучал „корпоративную культуру" в университете. Мы даже занимались по тому же учебнику. Зачем мне снова проходить все это?» Такие вопросы вполне оправданны, потому что нелогична сама ситуация. Действительно, а зачем: разве имеет значение, 20 лет тебе или 24 года? Сравните теперь, если «корпоративная культура» будет предложена практикующим менеджерам, у которых уже есть реальный опыт работы. Как вы думаете, откажется ли кто-нибудь из них от такого курса, пусть даже они проходили этот предмет по тому же самому учебнику в университете или по программе МВА?
Для нашей проблемы существует элементарное решение. Изымите прикладной аспект из материала для бакалавров. Ему там не место.

Ведь из-за этого образовательный процесс зачастую превращается в фарс (вспомните вторую главу и работу Тони Уотсона «Motivation: That’s Maslow, Isn’t It?» ). Я хочу, чтобы вы прочитали лишь одно письмо из множества писем, приходящих мне от студентов, и задали себе вопрос, почему преподаватель или студент, не важно кто, должен тратить время на такое «образование».
Уважаемый мистер Минцберг,
Пишу Вам в надежде, что Вы сможете помочь мне с моим проектом. Я пытаюсь исследовать тему «Формирование стратегии», но, к сожалению, она мне кажется слишком сложной и запутанной. Не могли бы Вы мне что-нибудь посоветовать? Буду Вам очень признателен. Заранее спасибо.
Мы могли бы заменить этот «практический» материал по бизнес-функциям базовыми дисциплинами, закладывающими основы знаний по бизнесу и управлению (психология, экономика, математика, даже история, антропология, литература и философия). Другими словами, дайте студентам фундаментальные знания, то есть хорошее образование. Если они выбрали своей карьерой бизнес и достойны учиться в университете, дайте им то, что действительно нужно в бизнесе: эрудицию и умение мыслить. «В 1916 году основоположники Высшей школы бизнеса [Колумбийского университета]... считали, что гуманитарное образование - лучший способ обеспечить деловых людей „фоновыми знаниями и дополнительной информацией, чему невозможно научиться просто из опыта11» . Пожалуй, основоположники были правы.
Важнее любой отдельной дисциплины - дисциплина мышления, которая прививается и укореняется благодаря серьезным и основательным знаниям в любой области. Прочитайте текст из врезки: профессор философии находит веские доводы в пользу сказанного.
Вам нравится бизнес? Учите философию
Томас Хурка, профессор, преподаватель философии в Университете в Калгари (Канада), выдержки из статьи, опубликованной в «Globe and Mail»,
Как мы можем у себя, в Канаде, воспитать людей, готовых успешно конкурировать в деловом мире? Некоторые провинциальные власти считают, что лучший способ - обучить их бизнесу...

Последние данные доказывают, что это в корне неверный подход. Мы будем выпускать более сильных менеджеров, если дадим им сначала общее образование по традиционным предметам науки и искусства. Но наилучшего результата мы достигнем, если дадим им философское образование...
Посмотрите на результаты GMAT... Студенты университетской школы бизнеса, казалось бы, должны быть лучше всех готовы к этому тесту, но они получают самое низкое количество баллов. Лучшие результаты в университете у математиков, затем студентов философии и инженеров...
По мнению социолога Майкла Юсима, студенты-гуманитарии, в отличие от выпускников бизнес-курса, после университета с большим трудом устраиваются на работу в области менеджмента, так как им не хватает специальных финансовых и других прикладных знаний . Когда их берут на службу, то, как правило, они идут на более низкое жалованье. Однако если им удалось устроиться, то они продвигаются по служебной лестнице гораздо быстрее своих коллег... Исследование, проведенное ATamp;T, показало, что за двадцать лет работы в компании до верхушки руководства в среднем звене дошли сорок три процента работников, получивших гуманитарное образование и тридцать два процента инженеров. В Chase Manhattan Bank обнаружили, что среди менеджеров с самой низкой квалификацией шестьдесят процентов имеют диплом МВА, в то время как к числу лучших менеджеров компании принадлежало шестьдесят процентов сотрудников со степенью бакалавра искусств. В IBM девять из тринадцати руководителей имели ученую степень в области гуманитарных наук.
Чем же объяснить успех этих выпускников? Тестирование показало, что лучших результатов достигают студенты, которые «специализируются в области знаний, апеллирующих к абстрактным категориям и языку символов, формирующих организованное, хорошо структурированное мышление, навыки сравнительного анализа и умение логически рассуждать». Чем абстрактнее предмет, тем лучше он развивает логическое мышление; чем последовательнее человек мыслит, тем больших успехов он достигает в любом виде деятельности, в которой захочет себя применить.
Это сопоставимо с данными корпорации, свидетельствующими, что на стартовых менеджерских должностях превалируют технические навыки, но на среднем и высшем уровнях они теряют свое значение - необходимыми основными чертами руководителя являются умение общаться с людьми, четко формулировать задачи и требования, ясная мотивировка и логическое мышление.

Школы бизнеса, в чьих программах перекрещиваются многие дисциплины, могли бы взять на себя ответственность за всестороннее образование менеджера. Во многих из них есть преподаватели по экономике, статистике, психологии, истории, которые в состоянии разработать курсы, соответствующие характеру коммерческих предприятий. На самом деле такие тщательно проработанные программы могли бы оказаться более полезными в карьере, чем курс по технологиям маркетинга или стратегии.
Джозеф Уортон призывал к этому в 1870-х годах, Альфред Уайтхед говорил примерно о том же в 1930-х . Им вторили авторы трех основных отчетов по бизнесу в 1959 и 1988 годах;
Университеты... должны уделять больше внимания общеобразовательным предметам [литературе, языку, математике, психологии, экономике] и значительно меньше - специфическим бизнес-функциям, то есть конкретным сферам менеджерской работы .
Мы бы рекомендовали, чтобы не менее половины четырехгодичной бакалаврской программы посвящалось общему образованию, и поверьте, что даже того будет недостаточно (; курсив источника. - Г. М.).
В ходе наших исследований мы столкнулись с логически обоснованным беспокойством, особенно среди лидирующих в нашем деловом мире менеджеров, что студенты школ бизнеса менее эрудированны, чем это необходимо... Образование должно быть общим... Действительно, пора школам бизнеса использовать практически все кафедры университета .
Весьма странно, что умные призывы, прозвучавшие из уст столь уважаемых людей, так и не принесли особого результата.
Большинство преподавателей школ бизнеса скажут вам, что студенты университета обычно более творческие и энергичные люди, чем учащиеся МВА, и у них ярче выражена склонность к предпринимательству (вспомните данные, приводенные мною в пятой главе). Это также подчеркивает важность широкого гуманитарного образования, которое принесет больше пользы и учащимся и обществу, чем ограниченное обучение, основанное на специализации. Поэтому не надо ограничивать разработчиков образовательной программы, наоборот, им нужны творческая свобода и полет мысли.

Один из преподавателей школы бизнеса Эксетерского университета сумел воплотить свои идеи на практике. Роберта Чиа беспокоило преобладание в программе формальных дисциплин, и он решил в пользу более творческого подхода, включив в систему обучения предметы по литературе и искусству. Сравните его мысли, изложенные в следующей врезке, с идеями Томаса Хурки («Учите философию»), делавшим упор на «логическое мышление», а также с разделом «Школа мягких ударов» из третьей главы.
Развиваем у предпринимателей воображение
Роберт Чиа, выдержки из статьи, опубликованной в «Journal of Management Studies»
В этой статье доказывается, что формирование «предпринимательского воображения» - единственный, самый важный вклад, который университеты могут внести в мир бизнеса. Вместо того чтобы уделять излишнее внимание профессиональному обучению по программам бизнеса и управления, добиваясь таким образом большей релевантности, школам лучше взять на вооружение тщательно продуманную образовательную стратегию, целью которой являлось бы «ослабление» мыслительного процесса, чтобы стимулировать тем самым предпринимательское воображение. Это повлечет радикальную перемену всего педагогического принципа, перехода от преподавания аналитических приемов решения проблем к формированию «образного творческого» мышления. В свою очередь, от преподавателей менеджмента потребуется, чтобы они на практике занимались так называемым «интеллектуальным предпринимательством»... что предполагает осознанные и обдуманные действия... смелое погружение в мир идей. Они не должны подвергаться никаким дисциплинарным ограничениям, чтобы в полной мере... ощутить силу чувств и красоту фантазии...
Я верю, что обращение к литературе и искусству является лучшим методом воздействия на молодые умы для формирования у них «ассоциативного мышления»... В то время как традиционный научный подход старается упростить комплексное восприятие мира и свести наш опыт к «принципам» и «аксиомам», с чьей помощью учат управлять, литература и искусство способствуют усложнению нашего мыслительного процесса, а следовательно, обостряют восприятие тонких нюансов окружающей нас совре
менной жизни... Именно отказ от доминирующих схем мышления и установленных норм отличает настоящего предпринимателя от всех остальных.
Докторские программы для зрелых
Прорыв к мастерству осуществляется после докторантуры. Но мастерство в чем?
Докторанты одолевают огромное количество материала, изучают литературу, овладевают в совершенстве способами исследований, по крайней мере так называемыми «твердыми», то есть количественными, методами. Единственное, чего не может освоить постоянно растущее число докторантов, - это как стать самостоятельными и независимыми.
Американская модель
Такой ход событий не редкость, особенно для американских программ. Во-первых, никто не допускается до курса, пока не определит для себя конкретную тему, то есть нужно изучить список и выбрать из него нужное - кажется, это напоминает систему McDonald’s. Школы бизнеса предоставляют докторскую степень только в рамках традиционных дисциплин, правда, можно их комбинировать; также не присуждается докторская степень по бизнесу или менеджменту в целом - выбор в основном лежит между маркетингом, финансами и стратегией и еще чем-то подобным, можно подумать, что все имеющее отношение к знаниям о бизнесе и управлении аккуратно насыпано в каждую из этих ямок. В результате всех этих ограничений, во время прохождения докторантуры мышление менеджера не развивается, а мировоззрение просто сужается. Нет нужды говорить, что, если у человека имеется свое, отличное от стандартного видение темы, ему совершенно нечего там делать.

Будущий докторант, как бакалавр и магистр, конечно, должен иметь возможность выбирать темы из списка, но среди них может быть лишь несколько обязательных, а большинство имеющих отношение к области его профессиональных интересов. Когда учащийся сделает все необходимые задания и выполнит письменные работы, он пройдет общее комплексное тестирование по всем вопросам вместе с остальными докторантами, специализирующимися в разных областях. Так проверяются знания по предметам, обозначенным в списке.
Но сегодня продолжает действовать учебная программа, причем в рамках независимого образования, разработанная таким образом, что докторант обладает минимальной свободой выбора и возможностью влиять на содержание курса; более того, у него нет ни малейшего шанса создать действительно нечто уникальное или просто новое.
К этой же «системе ценностей» относится интересная аномалия, с которой сталкивается каждый, проходящий докторантуру. В ходе всего процесса обучения ему неустанно повторяют, что хорошо бы иметь публикацию по теме, иначе он рискует не найти хорошую работу после докторантуры, - и это стандартно для каждой школы. Таким образом, от учащегося фактически требуют написать увертюру, прежде чем он приступит к самой опере. Но как это сделать, если вам еще предстоит овладеть наукой создания оперы, не говоря об увертюре? Существует много вариантов решения, самое простое - «прикрепиться» к исследовательской теме своего профессора. Неплохая идея, если она зиждется на честных отношениях между учеником и научным руководителем, но крайне гадкая, если руководители пользуются этим для пополнения списка собственных публикаций.
Диссертацию надо писать, как создают оперу, потому что она - конечная точка долгих теоретических исследований, плод основательного образования и независимого мышления. Сегодня многим диссертациям недостает дерзкого «прорыва» и самостоятельности, в поисках причины этого мы опять вернемся к учебным программам, где пресекаются всякая инициатива и вольнодумство. (Случается, что диссертация откровенно пишется под тему текущего исследования научного руководителя.) Нельзя сказать, что в современных диссертациях отсутствует строгий подход, скорее его чересчур много.
Не все докторские программы предусматривают полное обучение, но в большинстве случаев нужно пройти весь путь. Конечно, нынешний прицип подготовки нуждается в коренной ломке, необходим прямо противоположный существующему подход, позволяющий проводить менеджеру творческое и самостоятельное исследование. Право на обучение в докторантуре и на создание докторской диссертации следует предоставлять людям, не нуждающимся ни в каких подпорках, сумевшим доказать своей работой и независимость мысли, и со
зидательное отношение к жизни. Иначе, спрашивается, зачем нужна его диссертация - в мире и так хватает ученых-педантов. Хотелось бы, чтобы докторант согласовывал с научным руководителем свои собственные программы, самостоятельно определял направление исследований, причем не важно, будут они укладываться в рамки традиционных систем или нет. Иными словами, программа каждого менеджера должна быть разработана индивидуально.
То и дело повторяется одно и то же: докторанта просят исследовать какой-нибудь пустячный вопрос, выхватив его из общей темы. Я категорически с этим не согласен. Действительно интересные диссертации посвящены крупным проблемам. Я не говорю об изучении всего подряд, а имею в виду, что надо сконцентрироваться на чем-то одном и важном. Когда у пишущего появляется вдохновение, он всегда попадает в самую точку. Увы, слишком многие пишут диссертации, как гвозди заколачивают - вкривь и вкось. Таким же образом они продолжают писать, когда получают профессорское звание. Поэтому, если вы действительно интересуетесь проблемами сегодняшнего бизнеса, почитайте лучше «Дилберта», а не научные бизнес-журналы. (Если вы не принадлежите научному миру, советую вам взять в руки один из них и просто пробежать оглавление.)
Европейская традиция
Получение докторской степени в Европе имеет иную традицию и впадает в противоположную крайность. Как правило, нет никакой программы, никаких курсов, никаких экзаменов. Докторант встречается с профессором, обсуждает тему, а затем исчезает на несколько лет для написания диссертации, после чего появляется и вновь приходит к преподавателю, чтобы вручить ему готовую работу. Под влиянием американских школ большинство уже перенимают описанную выше систему. Но к счастью, существуют и приятные исключения. Об одном из них - в нашей врезке.

Business Administration - это международная программа подготовки высококлассных менеджеров-профессионалов. Эта система обучения представляет собой высокого уровня, дает право занимать управленческие должности в организациях и на предприятиях. Вопросом о том, что такое MBA, интересуются специалисты, которые рассчитывают занять пост руководителя высокого или среднего уровня. К тому же, эта программа подходит тем, кто стремится к карьерному росту. Также она рассчитана на руководителей высшего уровня, которые стремятся к саморазвитию и успешному бизнесу. Так как, получив степень MBA, слушатель приобретает практический опыт и значит, что специалист сможет выполнять управленческую работу и занимать должности из области среднего и высшего менеджмента.

О том, что такое MBA, знают во всем мире. Эта программа очень популярна за рубежом, поэтому дипломы с квалификацией «мастер делового администрирования» признаются бизнес-сообществом всех стран.

Кроме теоретических аспектов управления используются различные практические занятия: тренинги, ролевые игры, семинары, примеры и ситуации различных компаний, компьютерные симуляции. Тренинги, например, способствуют развитию творческого потенциала и помогают комплексно подойти к решению нужной проблемы. Креативная атмосфера обучения принята вследствие использования новых психологических методик и стремления слушателей программы к саморазвитию. Система MBA предлагает общие способы решения проблем, которые связаны с управлением. Использование теории и практики, а также помогает найти общее между слушателями программы. Здесь возможно еще и прислушаться к деловому опыту коллег. Характеризует MBA и Кроме базовых предметов слушатель выбирает те, которые для него важны и интересны.

Обучатся по системе MBA можно, если у вас есть уже высшее образование. Для этого нужно и сдать специальный тест, который определит навыки владения английским языком. А для обучения за рубежом отбор очень жесткий, нужно еще пройти и психологическое тестирование, чтобы оценить способности воспринимать обучение на данном уровне.

Стоимость прохождения программы MBA в России составляет примерно 11-13 тыс. долларов. На Западе эта сумма варьируется от 20 до 100 тыс. долларов, в зависимости от программы и университета.

Существуют такие типы обучения по системе MBA:

  • Full-Time - очень похожая форма обучения, как на дневном отделении университета. Нужно учиться каждый день и заниматься дополнительно. На это уйдет 1-2 года.
  • Part-Time - обучение в вечернем или модульном формате. Дает возможность учиться и работать одновременно (займет 2 - 3 года).
  • Distance Learning - эквивалентна на заочном отделении университета. Длится ровно 2 года.
  • Executive Program - это уникальная программа, которая специально направлена на повышение квалификации менеджеров.

Получение степени MBA способствует увеличению зарплаты, повышению доходности бизнеса, приобретению новых экономических знаний.

В России впервые о том, что такое MBA, узнали, когда Министерство образования проводило эксперимент по подготовке менеджеров высшей категории с помощью такой системы с 1994 по 2004 г. С 2004 года российские университеты имеют возможность проводить лицензирование программ MBA.

Сегодня о том, что такое МВА, хочется знать многим российским бизнесменам и директорам компаний. Считается, что если в резюме в графе «образование» указать диплом мастера бизнес-администрирования, то это большой бонус при приеме на работу. Но статистика показывает, что работодатель сначала смотрит на графу «опыт работы». Часто встречаются такие претенденты на свободную вакансию, которые закончили MBA, но имеют лишь поверхностные знания о бизнесе. А специалист высокого уровня, который не имеет коллекции дипломов, может обладать нужными знаниями и навыками.

Директора крупных компаний считают прохождение этих программ данью моды. Отчасти это действительно так. Многие хотят получить степень ради «крутой» строчки в резюме. Так или иначе, любое дополнительное образование свидетельствует о том, что человек постоянно стремится к саморазвитию.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!