Тема исследования готовности детей к обучению в школе опирается на труды Л.С. Выгодского, Л.И. Боженко, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Впервые этот вопрос возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (до этого постановления обучение начиналось с 8 лет). Именно с этого времени не угасает вопрос к определению готовности ребенка к обучению. Новый всплеск интереса к этому вопросу возник в 1983 году, когда приняли решение об обучении детей уже с 6 лет. Перед обществом встал новый вопрос – о зрелости ребенка и сформированности у него предпосылок учебной деятельности.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в психическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире и сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, владеть мыслительными операциями, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Так же важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач, произвольность познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления; навыки речевого общения, развитая мелкая моторики руки и зрительно-двигательная координация.
Объект исследования: готовность детей к школе.
Предмет исследования: исследование готовности детей к школьному обучению.
Цель данного исследования: определение психологической готовности детей к обучению в школе.
Задачи данного исследования:
- определить психологическую характеристику готовности к школьному обучению.
- рассмотреть основные компоненты готовности детей к школьному обучению;
- рассмотреть, как проводится исследование готовности детей к школьному обучению.
Младший школьный возраст
В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет.
Анатомо-физиологические возможности младшего школьника позволяют выполнять достаточно серьезную работу.
Время активной работоспособности 6-7-летнего школьника не превышает 20 минут. Учебная деятельность становится ведущей для младшего школьника. Этому способствует социальная атмосфера его жизни. Если раньше ребенка могли назвать хорошим за то, что у него нарядная курточка или бантик, теперь каждый встречный спрашивает, как дела в школе, какие отметки. В семье выделяется специальное время занятий, специальное место, покупают то, что требует школа, школьная тема постоянно присутствует в разговоре. Главным человеком для ребенка становится учитель, школьные отметки начинают определять его «ценность» в глазах окружающих, определять самооценку и самопринятие.
Все, что связано с выполнением уроков, становится точкой роста, развития. Это и новый уровень познавательных процессов, и волевые качества личности, стремление следовать предписанным правилам и добиваться успехов, и новый уровень самоконтроля и самооценки. Желание быть в школе, желание заслужить похвалу учителя помогают не только принять школьные требования, но и с гордостью выполнять все до мелочей.
Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
Проблема готовности к обучению становится особенно острой и практически значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личностном развитии: неуверенность, тревожность, потерю интереса к учебе, стремление к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха и т. д. Однако запоздалое начало школьной жизни также опасно потерей интереса к учебе.
Психологическую готовность к обучению разделяют на общую и специфическую.
Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных школьных успехов: умение читать, писать, считать. Высокие требования в этом плане предъявляют гимназии, элитные учебные заведения, организуя обучение детей до зачисления в школу. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.
Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. В современных условиях таким важным делом является школа, и ребенка все чаще спрашивают даже посторонние люди: «Ну как, скоро в школу?». Школьная жизнь в глазах детей на¬столько взрослая и важная, что им не нравятся иногда уроки рисования – «Как будто в детском саду!».
Нормально развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять задания, получать отметки. К этому его подталкивает социальное окружение
Готовность к обучению включает как физиологические компоненты – школьную зрелость, так и психологические составляющие. В школе ребенку приходится длительно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют тонких координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Легче приспосабливаются к школьным условиям дети физически крепкие, с достаточно развитыми физиологическими системами.
Исследование психологической готовности детей к школьному обучению
В этом плане более полезными при диагностике
могут оказаться психологические методики. В
рамках психологического подхода к диагностике
школьной зрелости отчетливо выделяется два
основных направления:
– первое предусматривает использование
психодиагностических методов определения
уровня школьной зрелости (тест Керна-Йирасека,
тест Витцлака и др.).
– второе предполагает определение школьной
зрелости через диагностику уровня развития
психических процессов ребенка.
Диагностический комплекс:
1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.
Ориентация в окружающей среде, запас знаний.
Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.
Следующий этап исследования связан с определение социальной и эмоциональной зрелости ребенка Она может носить качественные характер и основываться на данных наблюдения психолога за поведением ребенка в ходе обследовании. В некоторых случаях можно использовать специальные методики, направленные на оценку этих компонентов школьной зрелости.
2. Оценка социального компонента школьной зрелости
В процессе наблюдения психолог отмечает, насколько общите¬лен ребенок, легко ли он идет на контакт, проявляет ли сам инициативу общения. Для более тонко диагностики социальной зрелости можно использовать методики, предложенные Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, например методика «Изучение социальных эмоций» и др. (см. Приложение Б).
3. Диагностика эмоционального компонента школьной зрелости
По результатам наблюдения определяются и оцениваются особенности эмоционального реагирования ребенка на успех и неудачу, наличие импульсивных эмоциональных реакций, заинтересован кость ребенка в выполнении задания и т.п. Особенно важно для поступления в школу наличие волевых проявлений поведения и развитие умения произвольно регулировать свою деятельность. В связи с этим в процессе наблюдения особое внимание уделяется изучению волевых проявлений в процессе деятельности.
По анализу данных наблюдения делается вывод о развитие волевого поведения, сформированности волевых качеств и привычек.
Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ребенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения анализируются показатели ребенка по всем проведенным методикам. Заключение составляется в письменном виде, в форме характеристики психологического развития ребенка.
Заключение
В данной работе была попытка ознакомится с основными психологическими методами определения уровня школьной зрелости, правилами составления психолого-педагогической характеристики ребенка, а также особенностями организации обследования ребенка перед поступлением в школу.
Как мы уже узнали, подготовка ребенка к школьному обучению является одной из важнейших проблем педагогической психологии Проблема эта стала особенно актуальной в связи с переходом к обучению детей, начиная с 6-летнего возраста и введением новых, во многом альтернативных программ обучения. Успешность начала обучения в школе, а также особенности адаптации ребенка в начальный период во многом зависит от того, в какой степени будут учтены возрастно-психологические и индивидуальные особенности дошкольника в подготовительный период. Не менее важным является и вопрос диагностики готовности ребенка к школьному обучению. По данным многих исследователей (Л.И. Божовнч, А.Л. Венгер, Л.В. Запорожец, Й. Йирасек, Н.В. Нижегородцев и др.), основные сложности, возникающие у детей в период адаптации, связаны, в большинстве случаев с недостаточной школьной зрелостью. Поэтому проблема, диагностики школьной зрелости, определения уровня психического развития ребенка является особенно актуальным.
В заключение, еще раз выделим основные моменты:
1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
И так, в ходе исследования по теме данной работы узнали, что такое психологическая готовность к школе, рассмотрели отличные друг от друга подходы к этой проблеме; изучили методики психологической диагностики готовности детей к школьному обучению .
Так же узнали, что существует большое разнообразие диагностических программ определения психологической готовности к школе.
В результате обследования выявляются дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающей работе, позволяющей сформировать необходимый уровень готовности к школе.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Целью нашего исследования было изучение особенностей психологической готовности детей к школе. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ‹‹Средняя общеобразовательная школа № 20›› г. Белгорода.
В исследовании приняли участие учащиеся первого «А» класса. Общее количество испытуемых составило 22 человека. При проведении были получены следующие результаты:
Таблица 1
Итог методики, предполагающей выявить количество условий, которые может удержать ребенок при выполнении заданий на слух, показал, что 67% справились с заданием на хорошем уровне, и 34% испытывали затруднения.
Таблица 2
Ориентирование на образец, его копирование, развитие произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени развиты у 66,5% детей. 33% тестируемых детей требуется коррекция и развитие данных умений.
Таблица 3
Высокий показатель умения сразу учитывать несколько правил сформирован у 8 % учащихся класса. У 6 человек (50%) умение действовать по правилам сформировано не до конца, могут удерживать при работе ориентацию только на одно правило.
У 3 (25%) человек выявлен низкий уровень умения действовать по правилу, постоянно сбивались и нарушали правило, хотя и старались на него ориентироваться. 2 человека (16,5%) вообще не обладают умением действовать по правилу.
Таблица 4
Данная методика позволила выявить, что высоким уровнем развития произвольной сферы ребенка, а также высокими возможностями в области перцептивной и моторной организации пространства обладают 2 человека (16,5%), хорошим? 6 человек (50%), 2 человека (16,5%) - средними и 2 человека (16,5%) являются обладателями низкого уровня развития произвольной сферы.
Проведенная диагностика психологической готовности ребенка к школе выявила необходимость в коррекции и развитии.
Задачи коррекционной и развивающей работы:
- 1. развить способность самоконтроля в обучающей деятельности;
- 2. развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятельности;
- 3. развивать интеллектуальные способности.
Развитие самоконтроля : Самоконтроль - составная часть любого вида деятельности человека. Самоконтроль предупреждает возможные или обнаруживает уже совершенные ошибки.Контролируя, человек осознает правильность своих действий, будь то игровой, учебный или трудовой процесс.
Для развития навыков самоконтроля у дошкольников мы использовали следующие упражнения:
Упражнение №1. Ученикам раздаются карточки с нарисованными цветными кольцами разных размеров.
Дети должны надеть кольца по образцу, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу. Потом задание усложняется, теперь уже кружочки не закрашены .
Ученики должны их раскрасить, ориентируясь на образец:
- 5 - красный
- 4 - синий
- 3 - желтый
- 2 - коричневый
- 1 - черный
Результаты своей работы дети сверяют с образцом.
Упражнение № 2. « Сохрани слово в секрете». Учитель называет слова, ребенок их должен отчетливо повторять. Но есть одно условие? названия цветов? это наш секрет, их повторять нельзя.
Вместо этого, встретившись с названием цветка, ребенок должен молча хлопнуть один раз в ладоши.
Цель упражнения научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, что позволит развивать навыки произвольности и саморегуляции . Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил.
Например:
- 1. нельзя повторять названия рыб, надо отмечать их одним хлопком;
- 2. нельзя повторять названия предметов, имеющих квадратную форму (синий цвет), надо отмечать их двумя хлопками.
Можно устроить соревнования (за ошибки? одно штрафное очко). Результаты упражнения фиксируются и сравниваются с предыдущими. Тестируемый должен знать, что чем дольше он играет, соблюдая правила, тем лучше у него получается.
Формирование интереса к познавательной деятельности: Для формирования интереса к познавательной деятельности мы прибегли к развитию воображения, творческих способностей.
В основе воображения лежат образы.
Образы воображения опираются на образы памяти, но имеют отличия.
Образы памяти? это неизменяемые, образы прошлого.
Образы воображения изменяются и отличаются от реальных образов.
Приемы развития воображения разнообразны. Для коррекционной работы мы взяли следующие задания для развития воображения:
- 1) Нарисуй, птиц с другой планеты;
- 2) Сказка наоборот (сказка «Колобок»);
- 3) Соедини в связный рассказ эти два предложения. «Мама купила в магазине рыбу, поэтому, вечером пришлось зажигать свечи» .
Развитие интеллектуальных способностей: Для развития интеллектуальных способностей мы использовали такие игры как:
1. «Сходство и различие». Ребенку необходимо определить сходство и различие следующих пар слов:
Книга? тетрадь День - ночь
Лошадь? корова Дерево - куст
Телефон? радио Помидор - огурец
Самолет? ракета Стол - стул
2. «Поиск противоположного объекта». Называя какой-либо предмет (например, соль), надо назвать как можно больше других, противоположных данному.
При этом ребенку необходимо уметь определить противоположные объекты по функциям «съедобное - несъедобное», «полезное - вредное» и другие примеры и по другим критериям (по признакам, по размеру, форме, состоянию и т.д.).
- 3. «Испорченный телефон». Эта игра на преодоление детьми речевого несовершенства. Дети не видят друг друга. Задача одного ребенка описать приятелю, какая у него в руках картинка или предмет. Называть предмет нельзя, можно лишь перечислять его размеры, форму, цвет и другие признаки предмета.
- 4. Другой ребенок должен угадать предмет и воспроизвести его копию из любого материала (пластилин, мозаика и т.д.).При полной иллюзии понимания не всегда получается то, что требуется изготовить. Через некоторое время дети сами приходят к той социальной форме речи, которая понятна окружающим.
После проведения коррекции и развития вновь провели диагностику, используя те же методики, и получили следующие результаты:
Таблица 5
Рис. 1.
В формирующем эксперименте несколько выросли показатели высокого и хорошего уровней, и соответственно, снизились показатели среднего уровня, низкий остался без изменения. В целом отмечен прирост качества на 17%.
Таблица 6
Рис. 2.
Показатель умения ориентироваться на образец, точно скопировать его, степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия в достаточной степени с 16,5 % детей увеличился до 41,6 %. Рост качества составил 25,1 %.
Таблица 7
Рис. 4.
Определяя уровень развития произвольной сферы ребенка, а также изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, мы выявили, что 2 человек (16,5%) обладают высоким уровнем развития, хорошим уровнем развития обладают 7 человек (58,3%),что на 1 человека (8,3%) больше по сравнению с констатирующим экспериментом. Средний уровень составил 25%, что на 8,5 % больше предыдущего этапа. Низкий уровень отсутствует вообще. Прирост качества составляет 8, 5 %.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента мы можем заключить, что гипотеза, выдвинутая нами, целиком подтвердилась и эксперимент проведен успешно.
Для диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью была использована методика "Узор" Л.И. Цеханской. После проведения были получены следующие результаты.
При выполнении заданий ребенку начислялись штрафные баллы за различные ошибки:
- "разрывы" - 0,5 балла
Лишние соединения - 1 балл
пропуски "зон соединения" - 1 балл.
Для определения уровня сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью введем условную шкалу для определения результатов методики:
высокий уровень - ребенок правильно усвоил правило и безошибочно выполнил задание, не допустил ошибок при выполнении соединений, допустимо одно прерывание линии соединения фигур (не более 0,5 балла);
средний уровень - у ребенка не более трех ошибок при выполнении задания, такие как лишние соединения, не предусмотренные диктантом, "разрывы", или пропуски "зон соединения" между правильными соединениями от (не более 3 баллов);
низкий уровень - у ребенка более трех ошибок (более 3 штрафных балла).
Результаты исследования проведены в Приложении 1.
Представим результаты методики на диаграмме.
Рис. 1.
В группе шестилетних детей высокий уровень имеют 13,3% детей, средний уровень - 66,7% и низкий уровень у 20% детей;
В группе семилетних детей высокий уровень имеют 33,3% детей, средний уровень - 53,4% и низкий уровень у 13,3% детей.
Как видим у шестилетних детей сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью находиться на среднем уровне. У семилеток - предпосылки овладения учебной деятельностью сформированы на достаточно высоком уровне. Шестилетние дети не совсем точно поняли правила соединения и вследствие чего допустили больше ошибок, чем семилетки.
В общем можно сказать, что выполнение задания у ребят не вызвало особых затруднений, и полученные нами результаты положительные и соответствуют возрастным нормам. Однако в процессе исследования выявлены дети, требующие особого вынимания со стороны педагогов ДОУ. Конечно же, это в первую очередь двое детей из группы семилетних детей. Вполне возможно, что детям требуются дополнительные занятия либо коррекционная работа.
Следующим этапом исследования была диагностика учебной мотивации. Для этого мы воспользовались методикой по определению доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.
Результаты исследования проведены в Приложении 2. Представим результаты методики на диаграмме.
Рис. 2. Результаты исследования по методике определения мотива в мотивационной сфере ребенка
Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что
В группе шестилетних детей познавательный мотив у 26,7% детей, игровой мотив - 73,37%;
В группе семилетних детей познавательный мотив у 46,6% детей, игровой мотив у 53,4% детей.
Конечно детей у которых между познавательным и игровым мотивом доминирует познавательный мотив больше среди семилетних детей. Однако и в группе семилеток и в группе шестилеток у детей доминирует игровой мотив перед познавательным. Дети остаются детьми и не смотря на то что у некоторых из них уже достаточно сформированы предпосылки для обучения, все таки им хочется играть.
На следующем этапе исследования диагностировалась интеллектуальная и речевая сфера детей. Для проведения исследования мы воспользовались методикой «Сапожки» и «Последовательность событий».
Методика "Сапожки" позволяет исследовать обучаемость детей, а также особенности развития процесса обобщения.
Для анализа результатов исследования мы аналогичным способом примененным в первой методике представим сравнительную шкалу оценки уровня обучаемости детей. Итак,
Высокий уровень - дети хорошо усвоили правило по, которому следует выполнять задание, задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания;
Средний уровень - дети усвоили правило, но при выполнении задания у них есть ошибки, но характер ошибок незначителен, например, бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой "4", девочку -- цифрой "2", а аиста -- цифрой "1" и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.
Низкий уровень - ребенок плохо понял правило, даже после дополнительного объяснения, он путает «0» и «1». На третьем этапе у ребенка возникают трудности, так как он плохо справляется с обобщением и поэтому ему приходиться несколько раз возвращаться ко второму этапу, чтоб понять подсказку.
Результаты исследования проведены в Приложении 3. Представим результаты методики на диаграмме.
Рис. 3. Результаты исследования по методике «Сапожки»
Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что
В группе шестилетних детей высокий уровень имеют 6,7% детей, средний уровень - 66,7% и низкий уровень у 26,6% детей;
В группе семилетних детей высокий уровень имеют 40% детей, средний уровень - 53,3% и низкий уровень у 6,7% детей.
По полученным результатам можно сделать вывод, что у семилетних детей уровень обучаемости и владение принципами обобщения более высокий, чем у шестилеток. То сеть детей с высоким уровнем обучаемости больше среди семилетних детей. В общем, в группах испытуемых детей преобладает средний уровень, однако уровень обучаемости с возрастом становиться выше.
В процессе проведения данного исследования в группах так же были выявлены дети с низким уровнем обучаемости и не владеющие принципами обобщения. Как уже отмечалось нами ранее, эти дети требуют внимания со стороны педагогов, а так же родителей.
Для всестороннего исследования интеллектуальной и речевой сферы детей мы воспользовались методикой "Последовательность событий".
Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
Для статистической обработки результатов приведем уровни к следующей шкале.
Уровень развития логического мышления и речи высокий - дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании. Хорошо распознают эмоции, описывают состояния сопутствующие тем или иным эмоциям.
Уровень развития логического мышления и речи средний - дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети активны в задании.
Уровень развития логического мышления и речи низкий - дети неправильно расставили картинки и уровень развития речи у них более низкий. Дети употребляют при разговоре в основном существительные, меньше -- глаголов, мало используют остальные части речи. Неадекватно употребляют слова. При построении связного высказывания дети пользуются простыми распространенными предложениями. Рассказ не последовательный сбивчивый.
Результаты исследования проведены в Приложении 4. Представим результаты методики на диаграмме.
Анализируя результаты, полученные после проведения методики можно сказать, что
В группе шестилетних детей высокий уровень имеют 26,6% детей, средний уровень - 60% и низкий уровень у 13,3% детей;
В группе семилетних детей высокий уровень имеют 53,3% детей, средний уровень - 40% и низкий уровень у 6,7% детей.
Рис. 4. Результаты исследования по методике «Последовательность событий»
По полученным результатам можно сделать вывод, что результаты, полученные нами, имеют довольно таки высокий уровень, как в группе шестилеток, так и семилеток. Задание у детей не вызвало никаких затруднений.
В группе семилеток преобладает высокий уровень развития логического мышления и речи, дети расставили картинки в правильной последовательности, у детей высокий уровень развития речи, большой лексический запас слов, при рассказе они используют все части речи и существительные, прилагательные, глаголы, наречия, союзы. Дети активны в задании.
В группе шестилеток преобладает средний уровень развития логического мышления и речи средний, дети расставили картинки в правильной последовательности, но у детей средний уровень развития речи, достаточный лексический запас слов, но при рассказе они не используют все части речи. Дети так же очень активны в задании.
Полученные нами результаты исследования готовности детей к школе позволяют сделать следующий вывод:
Все исследуемые дети и из семилетней и из шестилетней группы готовы к обучению у них достаточно сформированы психологические предпосылки к обучению, достаточный уровень обучаемости и развития логического мышления и речи;
В процессе исследования были выявлены дети, как в одной, так и в другой группе нуждающиеся в повышенном внимании, помощи и поддержки со стороны педагогов и родителей, требующие дополнительных заданий.
М.Ю. Буслаева
Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.
Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности
А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.
Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации
И.Ю. Иванова
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.
Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста
Л.И. Савва
Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.
Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности
О.Г. Филиппова
Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.