Есть ли дефицит учителей биологии. Россияне недовольны нехваткой учителей в школах

ЛАТАНИЕ КАДРОВЫХ ДЫР

В российских школах не хватает преподавателей математики, иностранного и русского языков и специалистов по начальному образованию. Такие данные приводят эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ) и фонда «Национальные ресурсы образования» по итогам мониторинга зарплат и нагрузки учителей (результаты есть у РБК). В рамках этого исследования фонд с 9 мая по 10 июня 2018 года опросил 3110 педагогов общего образования из 82 регионов. Итоги опроса ОНФ направит в Министерство просвещения.

О нехватке учителей сообщили 48% опрошенных. Российская школа непрерывно занимается «латанием кадровых дыр», комментирует результаты исследования заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. «Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу», - утверждает она.

По словам Духаниной, в результате в российских школах сложилась ситуация, при которой учителя вынуждены преподавать предметы из разных областей. «Учитель истории начинает вести уроки географии, а учитель начальных классов - математику в средней школе», - поясняет она.

44% опрошенных говорят о нехватке в их школах учителей по математике. О дефиците преподавателей иностранного языка заявили 39%, учителей русского языка и литературы - 30%. 26% учителей отметили нехватку кадров в начальной школе. В исследовании эксперты отметили и сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста учителей при «острой нехватке» молодых кадров.

БОЛЬШЕ ВУЗОВ

Духанина полагает, что решением может стать введение национальной системы учительского роста, которая обсуждается уже несколько лет. Эта система упоминается и в новых майских указах Владимира Путина. «Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций», названо одной из приоритетных задач на период до 2024 года

Важно предусмотреть в этой системе не только требования к учителю, но и требования к условиям, в которых преподаватели работают, обращают внимание в ОНФ. Основные меры - это достойный оклад, снижение нагрузки и установка требований к труду учителя, заявили в фонде.

Решить проблему нехватки учителей можно с помощью увеличения числа педагогических вузов, предположил в разговоре с РБК лауреат конкурса «Учитель года 2016», учитель русского языка и литературы школы №7 имени Г.К. Жукова города Армавира Александр Шагалов. «У нас есть Армавирский государственный педагогический университет, поэтому в нашем городе нет проблем с кадрами. Поэтому у нас ситуация лучше, чем, возможно, по стране», - сказал он. При этом Шагалов согласился с тем, что низкая зарплата является причиной нехватки молодых педагогов.

Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, подсчитал РБК на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб.

Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, показало исследование РАНХиГС, опубликованное в марте. Больше всего недовольны ей преподаватели в селах (60%), чуть меньше недовольны педагоги в региональных столицах (59%). Наиболее удовлетворены зарплатой учителя в небольших городах - таких среди них почти 58%. Отдельно в исследовании отмечалось, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 году их было 32%, то в 2017-м - 25%.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили РБК, что ведомство изучит исследование ОНФ, и отметили, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий - сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», - утверждают в министерстве.

За четыре года повысилась привлекательность педагогических программ: вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, на педагогические программы стали поступать 100-балльники и победители олимпиад, также подчеркнули в ведомстве.

Есть ли в российских школах, особенно на селе, дефицит педагогов? Данные поступают самые противоречивые. Недавнее исследование Общероссийского народного фронта показало, что в половине российских школ есть нехватка учителей. Министерство просвещения приводит другие цифры: дефицит педагогов не превышает одного процента вакансий. Почему такая разноголосица?

Дело в том, что официальная статистика не учитывает глубокую дифференциацию между школами в крупных городах и селах, разницу между регионами. Если в Москве и Санкт-Петербурге на место учителя может быть серьезный конкурс, то, например, в Амурской, Псковской, Тверской областях ситуация совершенно другая. Особенно актуальна эта проблема там, где высока доля сельского населения, - поясняет ситуацию директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. - Кроме того, официальная статистика не учитывает нагрузку педагогов. Многие работают 22-24 часа в неделю, а норма - 18 часов. То есть формально вакансия занята, но учителя работают больше чем на одну ставку.

Яркий пример - Покровская школа в Долинском районе Сахалинской области. Школа небольшая: чуть более ста учеников и 20 учителей. Примерно у трети преподавателей количество часов превышает норму. "У меня сейчас нет географа, - говорит директор школы Людмила Панкратова, - и вряд ли кто ко мне пойдет на 10 часов. Выход один - внутреннее совмещение. Та же история с математикой, физикой, у этих предметников нагрузка 25 часов, то есть на треть выше нормы".

А в Пензенской области серьезная проблема с "иностранцами". Несмотря на то что в регионе в течение первых трех лет молодые учителя получают выплаты по 35 тысяч рублей, в селе Батрак уже два года не могут найти преподавателя английского языка. "Выпускников вузов после иняза в село не завлечь ни региональными коэффициентами к зарплате, ни другими льготами. К слову, зарплаты для села у наших учителей достойные - более 22 тысяч в месяц, и почасовая нагрузка есть. Главная проблема - нет жилья для молодых специалистов. Если бы они знали, что, отработав какое-то время, получат дом, думаю, дефицита кадров не было бы. А без жилья куда они поедут? Иностранный язык закрываем за счет совместителей - приезжают на время, дают уроки, принимают экзамены".

Тот факт, что должность сельского учителя иностранного языка - одна из самых доступных в российских школах, отмечают и в министерстве просвещения. В Дагестане, например, сейчас 219 таких вакансий. Почему? Ежегодный прирост населения в регионе - около 30 тысяч человек, это рекордный показатель. В Дагестане, в республиках Бурятия и Чечня до сих пор около 10 тысяч ребят учатся в третью смену. Она должна быть ликвидирована к 2024 году: будут строиться новые школы, реконструироваться старые. А значит, и учителей понадобится больше. Откуда их взять?

Для сельских, для малокомплектных школ нужно готовить учителей-универсалов, которые могут вести сразу несколько предметов естественно-научного (например, одновременно физику и химию) или гуманитарного цикла. Такая практика в мире есть. В Германии, например, учитель может вести одновременно и немецкий язык, и физкультуру. Но для таких изменений понадобится серьезно модернизировать систему педагогического образования, - считает Ирина Абанкина. - Кроме того, нужно развивать сетевое взаимодействие школ за счет "десантных" технологий. Закупать новые школьные автобусы.

В Удмуртии педагоги организовали такой образовательный "десант" своими силами. "В прошлом году у нас не было историка - пришел на подмогу учитель из соседнего населенного пункта. Ездил к нам преподавать на своей машине, а это 40 километров в пути туда-обратно. Учитель физики и математики к нам вообще ездит из другого района на автобусе. Я сама как педагог-психолог кроме своей школы закреплена еще за двумя соседними. Кроме меня в другие учебные заведения у нас ездят географ, химик, биолог", - рассказала "РГ" педагог Сосновской средней школы Шарканского района Удмуртии Надежда Аверкиева. А вот в Пермском крае региональные власти предложили городским учителям автомобиль в аренду, чтобы те ездили помогать своим сельским коллегам.

Кроме того, большие надежды эксперты возлагают на федеральный проект "Цифровая образовательная среда", который курирует минпросвещения. К 2024 году в сельских школах должен появиться высокоскоростной интернет, будет запущена Российская электронная школа с огромной базой онлайн-курсов, с виртуальными лабораториями, практикумами... Все это станет большим подспорьем для педагогов.

Сегодня практически в каждом регионе есть свои программы сельских учителей. Например, в Калмыкии начинающим педагогам выплачивают единовременно 100 000 рублей. В Сахалинской области молодым специалистам положена 25-процентная доплата "за село", 20 процентов - за высшее образование, северные и другие надбавки. В течение первых трех лет им положена 40-процентная прибавка к окладу из областного бюджета. А в Ростовской области по сравнению с городскими преподавателями сельские учителя получают на 25 процентов больше при одинаковых нагрузках. Кроме того, муниципалитет "гасит" затраты на коммунальные услуги семье, в которой есть сельский учитель. Можно приезжать на работу из города, и льгота все равно сохраняется.

"В нашей школе средняя зарплата примерно 28 тысяч рублей, для села это хорошо. Преподаватели со стажем получают и больше - до 35 тысяч. Молодежь зарабатывает в среднем по 18 тысяч. Нагрузка у всех разная, некоторые берут 1,6 ставки. Но так как у нас полноценная двухсменная школа, то отработать эти часы несложно. Допустим, 3 часа в первую смену и еще два во вторую. Это вполне посильная работа", - говорит директор школы в селе Кулешовка Азовского района Ростовской области Игорь Малиночка.

Как еще можно помочь учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах. Одну из таких школ на 28 учеников в отдаленном хакасском селе на прошлой неделе посетила министр просвещения Ольга Васильева. Школа открылась в июне: все педагоги в ней - молодые ребята, которые после окончания абаканского педвуза вернулись на малую родину.

Как можно помочь сельским учителям? Например, строить квартиры или детские сады прямо при школах

Это замечательный проект. Школа, которую можно назвать трансформером: в здании есть квартира для преподавателей, обслуживание которой берет на себя муниципалитет, но у всех работающих учителей есть здесь свои квартиры, поэтому принято решение в этом помещении сделать также небольшой детский садик, - рассказала Ольга Васильева.

Можно ли привести региональные программы по поддержке сельских учителей к общему федеральному "знаменателю"? Этот вопрос корреспондент "РГ" задал министру:

Есть программа "Сельский доктор", а "Сельский учитель" - нет. Эта идея давно обсуждается. Однако было бы неправильно каждому расписать: ты приезжаешь и получаешь квартиру, машину, еще что-то... А если у региона такой возможности нет? Что делать? Наша страна очень большая, и у каждого субъекта РФ очень много особенностей: климатических, территориальных, региональных. Каждый регион заботится о своих учителях, и это самая большая неправда, что это не так, - рассказала Ольга Васильева. - Я считаю, что если вернуть то недалекое время, когда у нас была практика, когда одновременно приезжали агрономы, молодые врачи, молодые учителя, строились рядом дома, сельская интеллигенция начинала свою жизнь вместе, то, может быть, это было бы удобнее для ребят.

Инфографика "РГ": Александр Чистов/ Ксения Колесникова

Современную экономическую обстановку нельзя назвать процветающей и способной оказать существенные финансовые вливания в образовательную систему, ввиду чего каждый 2-й учитель жалуется на уровень своего дохода, который не всегда позволяет приобрести самые необходимые товары и услуги.

В государстве в целом, а также в отдельных ведомствах, очень обеспокоены поиском возможных вариантов исправления ситуации.

Ситуация сегодня по зарплатам

Школьный учитель никогда не мог похвастаться высоким уровнем официального дохода, во все времена спасала только частная практика – платное репетиторство. При определении статуса и престижности профессии, материальная часть занимает далеко не последнюю роль, следовательно, все меньше людей стремятся стать учителями .

Статистические данные непоколебимы и говорят о том, что гражданин, практикующий преподавание в школьном учреждении общеобразовательного уровня, ежемесячно зарабатывает примерно 20 тыс. руб . В связи со столь плачевными значениями, правительство страны приняло решение о том, что увеличение научной нагрузки должно положительно отразиться на уровне стабильного дохода.

В 2012 году случилось подписание указа, в котором Президент утвердил так называемую «дорожную карту», в соответствии с которой к 2019 году уровень ежемесячного официального дохода граждан, обучающих подрастающее поколение в стенах школы, должен повыситься минимум в 1,5 раза.

На основании только что подписанного документа и поручения руководства страны, было решено провести индексацию заработных плат учителей , на что федеральный бюджет выделил достаточно крупную денежную сумму. Правда, следом наступили кризисные времена, и скорость реализации вышеуказанных мероприятий существенно снизилась, а в некоторых регионах и вовсе остановилась.

Процент индексации, заложенный на текущий год, равняется 4% , что само по себе не плохо, так как уровень инфляции не должен превысить 6% , соответственно, подобный пересмотр ежемесячного дохода позволит практически полностью перекрыть повышение цен на необходимые товары и услуги.

В попытках найти способ повышения заработной платы учителям, государственная верхушка правления пришла к тому, что нужно начать применение «эффективных контрактов» . Существенная разница с обыкновенным договором, регулирующим взаимоотношения руководителя и подчиненного, таится во внедрении критериев, оценивающих качество и эффективность трудовой деятельности.

То есть, на высокий уровень официального дохода может рассчитывать только тот гражданин, который очень серьезно и скрупулезно подходит к выполнению своих обязанностей , закрепленных в должностной инструкции, и делает все возможное для регулярного самосовершенствования.

По сути принимаемые на государственном уровне изменения сводятся к тому, что для увеличения суммы ежемесячного дохода педагог должен постоянно повышать свою квалификацию: работать над диссертациями, активно участвовать в научной работе и т.д. Подобная деятельность может значительно повысить статус школы и положительно отразиться на качестве предоставляемых образовательных услуг.

Власти заботятся о том, чтобы преподавательский состав был высококвалифицированным, то есть учитель должен уметь:

  • грамотно передавать имеющиеся знания;
  • справедливо выставлять оценки;
  • способствовать формированию правильных интересов у школьников;
  • и т.д.

Вышеперечисленные обязанности подвластны далеко не всем специалистам, ведь не зря говорят, что педагогом нужно именно родиться. При этом следует помнить о том, что учитель, как и любой другой гражданин, заинтересован в достойном уровне оплаты. Качество предоставляемых образовательных услуг напрямую зависит от получаемого заработка: преподавание будет в радость только в том случае, если у учителя не будет болеть голова о том, где найти дополнительный источник дохода.

Законопроекты направлены на достижение следующих целей:

  1. Повышение ежемесячного дохода посредством увеличения профессиональной нагрузки.
  2. Снижение коррупционной составляющей при помощи внедрения новой системы окладов.
  3. Уменьшение объема частной практики. В освободившееся время специалист сможет более тщательно подготовиться к уроку.

В настоящее время заработная плата учителя напрямую зависит от средних показателей, действующих в области. Перед каждым субъектом власти поставлена задача: увеличить официальный уровень дохода учителя доступными и законными способами.

Индексация заработных плат

Предвыборная кампания В.В. Путина в 2012 года базировалась на гарантировании повышения доходов специалистов, посвятивших трудовой отрезок своей жизни, работе в бюджетной сфере. Сразу после вступления в должность Президент заверил своей подписью 11 указов, касающихся повышения заработной платы граждан, трудящихся в государственном или бюджетном секторе. Повысить ежемесячный доход педагогического и медицинского персонала планировалось поэтапно в 2018 году, причем в следующем порядке:

  • на 200% по сравнению со средней заработной платой, зафиксированной в регионе, если речь идет о преподавателях ВУЗов и врачах;
  • на 150% по сравнению с имеющимся в 2012 году значением в отношении педагогов, трудящихся в стенах общеобразовательных школ;
  • на уровне средних значений, если в расчет берутся средние и младшие медицинские работники, а также специалисты социальной сферы.

В соответствии с официальными статистическими данными, в настоящее время в стране действуют следующие средние значения:

  • преподаватель в ВУЗе получает примерно 35 000 руб.;
  • учитель, старающийся на благо общеобразовательного учреждения, может рассчитывать в среднем на 27 000 руб.;
  • мастер, практикующий производственное преподавание, получает не более 23 000 руб.

Пересмотр заработных плат работников бюджетной сферы, в том числе и учителей, производится регулярно . Размер плановой прибавки обычно зависит от величины базовой инфляции. Ждать существенного роста в регионах не приходится, так как в последнее время наблюдается отрицательная динамика – финансирование сферы образования регулярно сокращается.

Практически все граждане заметили тяжелое экономическое положение страны, поэтому многих интересует не столько увеличение дохода, сколько сохранение настоящего положения. Причина проста: рост заработной платы педагогов напрямую связан со средними значениями дохода в регионе .

В 2017 году руководящий состав страны изменил подход к определению данного показателя: в расчете теперь участвуют не только сотрудники учреждений, но и граждане, трудящиеся по найму. Внедрение вышеописанных изменений привело к тому, что при наличии планового увеличения бюджетных средств на оплату труда, реальная заработная плата учителя снижается .

Ждет ли педагогов повышение окладов?

Труд учителей является очень важным, ведь именно эти люди делятся с подрастающим поколением имеющимися знаниями и опытом. Их влияние существенно отражается не только на интеллектуальном, но и на духовном развитии школьников.

Всегда считалось, что педагог – это представитель интеллигенции. Эту профессию стремились освоить, так как она являлась очень престижной. Лишь на протяжении последних десятилетий образовательные учреждения испытывают дефицит в квалифицированных кадрах, а педагогические факультеты страдают от недостатка абитуриентов .

Упрямые статистические цифры говорят о том, что средний уровень дохода российского учителя составляет 30 000 руб. Вроде бы неплохое значение подумают многие. Но, все становится гораздо печальнее после пристального рассмотрения отдельных регионов:

  • Дальний Восток гарантирует примерно 75 000 руб. учителю;
  • столица России может порадовать 65 000 руб.;
  • а в Северо-Кавказский округ и Калмыкия не могут предложить более 20000 руб.

Как уже упоминалось выше, Президент в 2012 году подписал Указ, в соответствии с которым заработные платы школьных педагогов должны были вырасти к 2018 году в 1,5 раза. Но, кризисная обстановка 2014 года значительно замедлила процесс и вынудила руководящий состав страны приступить к поиску дополнительных источников финансирования программы.

При расчете среднего показателя стали использовать итоговые цифры заработных плат не только учителей, трудящихся в государственном секторе, но и тех, которые занимаются преподаванием в частных школах. Ежемесячный доход, конечно, увеличился, но только формально.

В следующем году Правительство планирует внедрить новый профессиональный стандарт педагогов , в соответствии с которым учитель должен обладать умениями работы с детьми-инвалидами, с одаренными школьниками или с теми, кто не владеет русским языком.

Будет ли проводиться индексация окладов специалистов образовательной сферы в 2017 году? Последние новости говорят о том, что повысить ежемесячный доход учитель можно посредством следующих способов:

  • закрытие малокомплектных школ;
  • сокращение штатного расписания.

Будут ли сокращения учителей?

Повышение заработной платы педагогического состава является частью президентской дорожной карты, утвержденной в 2012 году, на основании которой Правительство разработало специальную программу, гласящую о том, что оклад учителя нужно ежегодно увеличивать на значение коэффициента инфляции.

Будет ли проводиться сокращение штатов в общеобразовательных учреждениях? Подобные сведения регулярно озвучиваются в СМИ, но официальное подтверждение отсутствует. Даже если подобные мероприятия планируются, грядущие выборы Президента, вероятнее всего отсрочат неприятные события.

Данное видео содержит подробную информацию о новой системе начисления зарплат учителям с 1 января 2017 года.

44% опрошенных говорят о нехватке в их школах учителей по математике. О дефиците преподавателей иностранного языка заявили 39%, учителей русского языка и литературы — 30%. 26% учителей отметили нехватку кадров в начальной школе. В исследовании эксперты отметили и сохраняющуюся проблему повышения среднего возраста учителей при «острой нехватке» молодых кадров.

Больше вузов

Духанина полагает, что решением может стать введение национальной системы учительского роста, которая обсуждается уже несколько лет. Эта система упоминается и в новых майских указах Владимира Путина. «Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций», названо одной из приоритетных задач на период до 2024 года

Важно предусмотреть в этой системе не только требования к учителю, но и требования к условиям, в которых преподаватели работают, обращают внимание в ОНФ. Основные меры — это достойный оклад, снижение нагрузки и установка требований к труду учителя, заявили в фонде.

Решить проблему нехватки учителей можно с помощью увеличения числа педагогических вузов, предположил в разговоре с РБК лауреат конкурса «Учитель года 2016», учитель русского языка и литературы школы №7 имени Г.К. Жукова города Армавира Александр Шагалов. «У нас есть Армавирский государственный педагогический университет, поэтому в нашем городе нет проблем с кадрами. Поэтому у нас ситуация лучше, чем, возможно, по стране», — сказал он. При этом Шагалов согласился с тем, что низкая зарплата является причиной нехватки молодых педагогов.

Средняя заработная плата учителей в России выросла с 33,3 тыс. руб. в 2016 году до 34,9 тыс. руб. в 2017 году. По итогам 2017 года в четырех регионах России зарплаты учителей школ незначительно снизились, РБК на основе данных Росстата в феврале. Еще в двух регионах зарплаты не выросли, а в 46 заработки педагогов выросли менее чем на 1 тыс. руб.

Почти 60% российских учителей недовольны своей зарплатой, исследование РАНХиГС, опубликованное в марте. Больше всего недовольны ей преподаватели в селах (60%), чуть меньше недовольны педагоги в региональных столицах (59%). Наиболее удовлетворены зарплатой учителя в небольших городах — таких среди них почти 58%. Отдельно в исследовании отмечалось, что в 2017 году уменьшилась доля учителей, которых полностью не устраивает оплата труда: если в 2016 году их было 32%, то в 2017-м — 25%.

В пресс-службе Минпросвещения сообщили РБК, что ведомство изучит исследование ОНФ, и отметили, что в последние годы в школах «наблюдается позитивная динамика» с кадрами. «Дефицит в кадрах в стране не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. Среди наиболее доступных вакансий — сельские учителя английского языка. Работа учителем все больше привлекает молодых, а в педагогические вузы поступают все более подготовленные абитуриенты, что наглядно показывает качество приема в последние годы», — утверждают в министерстве.

За четыре года повысилась привлекательность педагогических программ: вырос средний балл ЕГЭ абитуриентов, на педагогические программы стали поступать 100-балльники и победители олимпиад, также подчеркнули в ведомстве.

На состоявшемся недавно заседании правительства РФ министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что дефицит учителей в российских школах составляет более 17 тысяч человек, в основном не хватает педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре. При этом он добавил, что дефицит учителей существенно сократился по сравнению с предыдущими годами.

Заявление министра о том, что дефицит педагогов сократился, конечно, радует. Но в то же время тревожит то, что не хватает именно «англичан» и физруков. Никто не сомневается, что для полноценного развития ребенка нужно разностороннее образование, но не зря же несколько лет назад физкультура и иностранный язык стали преподаваться в общеобразовательных школах не по два часа в неделю, а по три. «Физра» - это основа закладки здоровья будущего гражданина, а без «языка» при современной глобализации всего и вся просто никуда.

Да дело даже не в этих предметах. В нашей стране в этом году начался демографический подъем, и в школы пришло большее количество первоклассников по сравнению с предыдущими годами. «С этого года количество первоклассников будет только расти», - считает министр образования и науки. По данным Минобраза, в России действует 102,153 тысячи учебных заведений, в которых обучается свыше 30 миллионов ребят, в новом учебном году в российских школах будет обучаться более 13 миллионов учеников, из них более полутора миллионов - первоклассники. А эти цифры означают, что с годами потребность в предметниках только увеличится! По данным ведущего российского эксперта в области образования Сергея Комкова, нехватка учителей в регионах уже составляет около 40%.

По мнению экспертов, основная причина нехватки учителей в России – низкая зарплата. Неудивительно, что официально до 70%, а неофициально 90% выпускников педагогических вузов идут работать не по специальности – менеджерами, официантами, экскурсоводами и пр. Их отпугивает низкая зарплата и отсутствие перспективы на будущее. И это при том, что многие из них образование получают за счет бюджетных средств. «Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных регионах очень велики, – пояснил директор московского центра образования «Царицыно», член Общественной палаты Ефим Рачевский.– Самые высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям платят мало».

Следует поправить известного педагога: в большинстве регионов учителям платят копейки. «Чаще всего, чтобы выжить, учитель набирает по полторы, по две ставки, – отмечает Сергей Комков. – От этого страдает качество преподавания. Педагог работает на износ и неизбежно халтурит». А в это время весь мир идет по пути повышения качества среднего образования. Там давно сократили нагрузки на учителя и количество учащихся в классах. У нас же размер зарплаты педагога пока напрямую зависит от числа детей в классе. Между тем, в «Рекомендации о положении учителей», принятой ЮНЕСКО еще в 1966 году, прямо сказано: «Некоторые меры, направленные на решение проблемы нехватки учителей, такие, как чрезмерное увеличение наполняемости классов или учебной нагрузки, несовместимы с целями и задачами образования и наносят ущерб детям».

Еще одним негативным для российских учеников следствием низкой оплаты труда школьного учителя стало практическое отсутствие учителей-мужчин. Как можно на эти мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи? А вот до революции в России в городских гимназиях преподавали исключительно мужчины, молоденькие выпускницы педагогических училищ ехали в сельские школы. Преобладание мужчин в учительской профессии продолжалось до войны, с которой многие из учителей не вернулись, и женщинам пришлось занять их место. Сегодня ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел вести. По мнению экспертов, то, что у нашей школы женское лицо, отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполных семьях. Лишенные отцовского пригляда, не получившие мужского воспитания, они растут бесхарактерными, легко поддаются влиянию и в результате зачастую оказываются изолированными от общества.

Между тем нехватка преподавательских кадров – общемировая проблема. По данным ЮНЕСКО, чтобы достичь всеобщего доступа к начальному образованию к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Но, тем не менее, развитые и не очень страны пытаются исправить ситуацию, вкладывая в образования достойные средства. Россия же остается одной из самых отсталых стран в области образования. Несмотря на рост инвестиций в образование за 10 первых лет нового столетия, расходы на образование в России составляют лишь 5,5% ВВП по сравнению с 6,3% в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (большинство из них - члены Евросоюза). При этом только 43% всех расходов на образование в России направляется на развитие начального, среднего и среднего специального образования. Для сравнения: Куба, открывающая мировую десятку стран с высокими показателями затрат на образование, тратит на образование 13,3%, а Тунис, эту десятку замыкающий – 7,1%.

Вне всяких сомнений, финансовое обеспечение нашего образования оставляет желать лучшего, увеличение зарплат учителям – дело государственной важности. Но есть еще один аспект проблемы. Потерян престиж профессии школьного учителя. Вспомните старые добрые фильмы: «Сельская учительница», «Весна на Заречной улице», не говоря уж о «Большой перемене». В них отражалась действительность, в которой школа была центром общения, а учитель - непререкаемым авторитетом. Теперь - в тех же телевизионных сериалах – пропагандируются совсем другие профессии. Не пойдут молодые специалисты в школу, пока какой-то сопливый первоклашка будет называть свою Первую учительницу презрительно «училка»!

Комментарии 4



Ситуацию с подготовкой учителей государство упустило давно и на всегда.


17 октября Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «Об образовании в РФ».

Серьезным изменениям отечественная система образования не подвергалась с послереволюционных времен. За исключением, пожалуй, небольшого новшества, когда в 80-х годах к числу обязательных предметов была добавлена информатика, страна училась по правилам, написанным Луначарским под руководством Троцкого. И вот – свершилось.

Новый закон еще на этапе разработки и общественного обсуждения оброс разного рода слухами и страшилками. Чем только не пугали общественность – говорили, что бесплатными останутся всего три предмета (один из которых физкультура), а за остальное придется платить; утверждали, что школы будут приватизированы и превратятся в частные заведения, а половина педагогов останется без работы.

Так вот – ничего подобного в новом законе нет. По крайней мере, так заявил депутатам министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Более того, новые правила расширяют госгарантии бесплатности образования, а количество бесплатных для учеников часов в новых стандартах общего школьного образования не уменьшается, а увеличивается. Причем теперь право на бесплатное образование за счет государства получают и учащиеся негосударственных учебных заведений. В будущем законе также четко фиксируются меры социальной поддержки учащихся: право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее.

Отдельное внимание в новом законе уделено профессионально ориентированному образованию. Не секрет, что за пределами МКАДа кадровики со слезами на глазах предлагают рабочие специальности молодым людям с дипломами юристов и экономистов. А те соглашаются, потому что при выборе специальности в вузе не учли потребностей рынка труда. Теперь образование «ради корочки» уходит в прошлое. Законопроект обеспечивает доступность и бесплатность среднего профессионального образования для каждого гражданина. В рамках среднего профессионального образования предусматривается подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и подготовка специалистов среднего звена. А для организаций-работодателей законом вводится институт целевого обучения, когда предприятия оплачивают обучение специалиста, а затем трудоустраивают его. Это своего рода альтернатива советской системе послевузовского распределения. Предусматривается и интеграция российской системы образования в международную с целью признания дипломов отечественных вузов за рубежом.

Фактически закон устанавливает непрерывную систему образования, включающую в себя дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее. Вся эта система в совокупности призвана дать возможность каждому человеку повысить свой профессиональный уровень на протяжении всей жизни.

Несмотря на то, что в законопроекте учтены более 20 тысяч замечаний и предложений, внесенных педагогами и общественностью за два года его публичного обсуждения, по мнению депутатов он нуждается в доработке и конкретизации отдельных положений. В окончательном варианте законопроект планируется принять уже к концу года, чтобы он заработал с 1 января 2012г.
Источник http://knigazeta.ru/materials/106



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!