Физическое и духовное личности человека. Гармония души и тела: как спортивная культура помогает духовному развитию

Надо стремиться, чтобы

дух был здоровым в теле

здоровом .

Д. Ювенал

Нужно поддерживать крепость тела,

По определению доктора философских наук профессора Б.М. Сапунова, духовная культура - это совокупность знаний человека об окружающей действительности и о самом себе, система ценностей и убеждений, определяющая его отношение к миру, обществу к другим людям, это цели и мотивы его деятельности.

В принципе соглашаясь с этим определением, хотелось бы к целям и мотивам деятельности человека добавить потребность - главный стимул поступков и действий человека.

Одно из наиболее полных и четких определений физической культуры, дано во «Введении в теорию физической культуры» (под редакцией Л.П. Матвеева), которая является совокупностью достижений общества в создании специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающего поколения, одним из эффективных средств всестороннего, гармоничного развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.

Ни духовная, ни физическая культура не могут в отдельности иметь приоритет или быть самоцелью, они - равноправные, тесно связанные между собой, средства формирования гармонично развитого человека.

Подчеркивая необходимость всестороннего духовного и физического развития молодого поколения, говорил поэт А. Безыменский, об этом так: «Юноши и девушки должны жить красиво и полнокровно как в общественной, так и в личной жизни. Борьба, работа, учеба, спорт, веселье, песня, мечта - вот области, в которых молодость должна проявить себя во весь размах».

Важно подчеркнуть, что физическая культура, как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества, обуславливается объективными требованиями его экономического, социально - политического и духовного развития. Она объединяет в систему разнообразные средства и методы, направленные на восстановление и совершенствование физических и тесно связанных с ними интеллектуальных сил человека, активно способствует формированию высоких моральных, эстетических и интеллектуальных качеств, развивает быстроту реакции, умение устойчиво концентрировать и переключать внимание, а также смелость, решительность, находчивость, волю и другие важные духовные качества личности.

С понятием «физическая культура» тесно связано понятие «спорт», для которого как части физической культуры характерны соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней, спортивные достижения и зрилищность.

Составные части известной триады - «духовное богатство», «моральная чистота», и «физическое совершенство» - как атрибуты гармонично развитой, общественно активной личности находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру духовную.

Центральная задача нравственного воспитания - формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной и т.д. С полным основанием можно утверждать, что активная жизненная позиция формируется и в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Занятия любым видом спорта требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость. Они немыслимы без максимальных физических и психических напряжений, интенсивных волевых усилий, а значит, воспитывают целеустремленность, самообладание, волю. «Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество», - писал А.С. Мокаренко. Занятия спортом в числе немногих других видов деятельности постоянно создают именно такие условия.

Необходимой нравственной основой подготовки человека к участию в общественном трудовом процессе выступают такие качества, как трудолюбие, честность, доброжелательность, чувство ответственности, самодисциплины. Занятия спортом активно помогают воспитанию и этих качеств.

Многочисленные исследования подтверждают, что физкультурно-спортивные занятия эффективно способствуют воспитанию нравственной группы, как коллективизм. Это происходит не только потому, что занятия сами по себе - ярко выраженная коллективная деятельность, но и потому, что в них реализуется потребность человека в общении с людьми, близкими по интересу к роду занятий, прием в обстановке эмоциональной приподнятости, раскованности.

В таких условиях легко формируется чувство дружбы, взаимовыручки, взаимной ответственности. Это подтверждают примеры прочной, долголетней дружбы членов многочисленных спортивных команд - и функционирующих, и давно прекративших существование.

Нельзя недооценивать роль физической культуры и в формировании дисциплины труда - этой высшей духовной ценности - через механизм воспитания собранности, коллективной ответственности, умение концентрировать внимание, приобретаемые в процессе соревнований, командных игр, занятий физическими упражнениями.

Воздействие физической культуры на культуры духовную наиболее эффективно происходит посредством такого феномена, как массовые спортивные соревнования, являющиеся, по существу, душой массового спорта, важнейшим стимулом физического совершенствования людей. Главное предназначение соревнований - вызвать положительные эмоции, принести радость общения, самосовершенствования, укрепить и сохранить здоровье, почувствовать счастье преодоление себя. Их важнейшая духовно-нравственная роль в том, чтобы воспитать в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, а если это командные соревнования, то чувства коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

В нашем техникуме уделяется большая работа по формированию духовно-нравственной культуры на уроках физической культуры и внеклассных (факультативных) занятиях:

Пропаганда здорового образа жизни (примером служат сами преподаватели физической культуры, которые являются действующими спортсменами, имеющие звания и высокие спортивные достижения);

Привлечение к систематическим и самостоятельным занятиям по физической культуре (утренняя гимнастика, физкульт минутка, физкульт пауза)

Сохранение и укрепление здоровья, как основной компонент здоровьесбережения (физкультурные занятия по оздоровительной гимнастике с элементами хатха-йоги для укрепления и оздоровления позвоночника).

Результативные выступления на городских и областных соревнованиях по следующим видам:

  • волейбол
  • баскетбол
  • настольный теннис
  • футбол
  • легкая атлетика
  • легкоатлетическое троеборье
  • лыжный спорт

Высокие места на соревнованиях различного ранга, это результат высокого уровня сплоченности спортивного коллектива техникума, проявление также личностных качеств, как: ответственность, принятие решения, взаимопомощь, честность, стойкость характера, сила духа, коллективизм, уважение к соперникам.

Физическая культура не панацея от всех бед и возможности ее нельзя переоценивать. Но нельзя и недооценивать. В преодолении пагубных привычек, например, физкультурно-спортивные занятия - одно из действенных средств. Притягательность, эмоциональность, оздоровительный эффект таких занятий, приносимые ими чувство радости, возможность человеческого сближения и общения, благоприятная для этого обстановка раскованности - не просто заполнение нравственного вакуума, а естественное духовное и физическое здоровье, элемент полноценного человеческого счастья.

Таким образом, формирование физических способностей и здоровья как базы интеллектуального развития человека существенную роль играет наличие у него потребности в физическом совершенствовании, на выработку которой влияют все стороны его духовной жизни: знание, мораль, мировоззрение, эмоции, интеллект, целевые установки, мотивы и т.д. Это и есть тот самый «мостик» между культурой физической и духовной.

Литература

  1. Б.И. Загорский. Физическая культура: Практическое пособие. - М., 1999
  2. Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры. - М., 2003
  3. А.В. Царик. Физкультура и спорт. - М., 1999

Духовное развитие непосредственно связано с развитием сознания и интеллекта, физическое развитие – восстановление общих функций организма и его нормальной работы. Тело и разум взаимосвязаны между собой, и связь эта является как физической, так и духовной. Нервно-мышечная связь осуществляется в процессе различных химических функциях обмена и появления различных двигательных способностей человека. Соответственно, существует определенная взаимосвязь духовного и физического самосовершенствования.

Связь духовного и физического самосовершенствования

Духовное самосовершенствование заключается в таких аспектах:
  1. Профессиональное развитие;
  2. Развитие интеллекта;
  3. Моральное и этическое развитие;
  4. Развитие разума.
Физическое самосовершенствование заключается в воспитании своего тела и создании идеальной фигуры, устранения всех недостатков, воспитания выносливости и пр.

Другими словами, в духовном самосовершенствовании основную роль играет развитие разума, в физическом – развитие тела. По сути, именно мозговая активность является неоспоримой основой физической активности. Система здорового образа жизни включает в себя воспитание духовной и физической сущности. Соответственно, формируется неразрывное взаимодействие физического и духовного самосовершенствования. Основой такого самосовершенствования считается проработанный план действий.

Если вы стремитесь получить перспективы идеального самосовершенствования, то вам непременно следует разработать план действий, чтобы воспитание было направлено не только на развитие разума, но еще и на развитие физического здоровья.

Особенности физического и духовного самосовершенствования

Сам по себе процесс самосовершенствования является достаточно сложным. Ведь изначально вам следует правильно настроить себя, рассмотреть все свои сильные и слабые стороны, правильно установить процесс собственного воспитания. В достижении поставленных целей нужно использовать различные методики развития. Вы можете использовать уже отработанные методики с модификацией под собственные желания и под индивидуальные возможности.

Духовное саморазвитие непременно основывается на необходимости использования и переработки различной информации. А информацию нужно будет подбирать с учетом вашего направления по саморазвитию. Что же касается физического самосовершенствования, то в данном случае очень важно правильно расставить приоритеты, создать для себя оптимальную систему тренировок, а также составить себе правильное меню питания, чтобы в дальнейшем, получать желаемый результат в течение кратчайшего количества времени. При правильном воздействии на сознание, физическое самосовершенствование не будет сложным и напряжным, что же касается духовного саморазвития, то в данном случае, нужна мотивация, а также нужен стимул, чтобы вы стремились к новым и новым свершениям.


Процесс духовного самосовершенствования и саморегуляции основывается на правильном подборе методик, которые будут вам понятными и будут реализовываться вами с удовольствием. Но,...

Исследование личностного здоровья профессионала является одним их главных современных направлений фундаментальной психологической проблемы – проблемы личности и её реализации в профессиональной деятельности, которая имеет междисциплинарный характер, поскольку разрабатывается в целом ряде дисциплин и направлений, а её предмет – личностное здоровье – пронизывает практически все стороны и аспекты личности, играет устанавливающую роль в её качественной организации.
В особой степени значимость этой проблемы проявляется при ее разработке в контексте профессиональной деятельности, исполняющейся в качественно трансформирующихся условиях современных общественных реалий и тех новых требований, которые они предъявляют к процессу формирования и развития личности профессионала. Поэтому разработка обоб...

Введение

Физическая культура и спорт являются собой как неотразрывная часть общей культуры общества, которая исторически сложилась как самостоятельное и самобытное социально-культурное явление общественной жизни, где «интегрировалось три начала личности: физическое, психическое и духовное». Развитие теории и практики физического воспитания в России исполнялось по некоторым направлениям и связывается с именами основоположников российской национальной системы военно-физической подготовки.
Значимым компонентом улучшения профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту является интеграция культуры и искусства в образовательный и художественно-творческий процесс вузов и школ – объединение и применениеразнообразных форм влияния на человека, формированиенаиболее благоприятных усло вий для раскрытия его духовных и физических возможностей, развития интеллектуальных способностей.
Притягивание искусства в физкультурно-спортивное образование, как представляют научные обоснования и практическая проверка, благополучно разрешает большинство педагогических задач. Практическое применение средств и форм искусства их возможности весьма широки. Все средства художественной выразительности (музыка, театр, хореография, изоискусство) могут благополучноприменяться в разнообразных частях урока физической культуры в учебных аудиториях и во внеурочное время в постановке массовых художественно-спортивных мероприятий и культурно-досуговых программ.
Целью курсовой работы выявить взаимосвязи,существующие между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Задачи курсовой работы:
- анализ возрастной физиологии и психофизилогии;
- анализ связи возрастной физиологии и психофизиологии с другими науками;
- изучение биологических ритмов, их показателей и классификации.
Гипотеза курсовой работы:эстетическое развитие человека в культурном плане способствует его развитию во всех аспектах,в том числе и в физическом.
Актуальность темы курсовой работы заключается во взаимосвязи и согласованности культуры, искусства и спорта,которые являются огромнейшими областями общественной практики, где исполняется социокультурная деятельность, физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация.

Фрагмент работы для ознакомления

е. индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем самоопределения и самореализации школьников останется не более чем лозунгом. Для преодоления интеллектуального перекоса в развитии учащихся предлагают создать в школе целостное образовательное пространство, в котором базовое и дополнительное образование детей выступают как равноправные, взаимодополняющие компоненты. М.Н.Берулава (1996) предлагает внедрение в систему образования интегральной модели обучения, направленной на создание таких форм, содержания и методов обучения и воспитания, которые обеспечат эффективное раскрытие индивидуальности ребенка - его познавательных процессов, личностных качеств, создания таких условий, при которых он захочет учиться, будет лично заинтересован в том, чтобы воспринимать, а не отталкивать воспитывающие воздействия.У ребенка, по мере его развития, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Р.В.Овчарова (1996) указывает на необходимость развития произвольности, в том числе и в двигательной сфере, что выражается в умении произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; умении различать и сравнивать мышечные ощущения; умении определять соответствующий характер ощущений (напряжение - расслабление, тяжесть - легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила - слабость, резкость - плавность, темп, ритм); умении менять характер движений на основе контроля своих ощущений.Так как физкультурное воспитание - это, прежде всего, педагогический процесс формирования физкультурной личности, Б.И.Столяров основные показатели физической культуры как свойства и характеристики отдельного человека видит: в заботе человека о поддержании нормы и совершенствовании физического состояния, различных его параметров; в многообразии используемых для этой цели средств, умении эффективно применять их; в уровне знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методах их применения; в степени ориентации на заботу о своем физическом состоянии; в готовности оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании. Для этого, считает автор, необходимо наличие соответствующих знаний, умений и навыков.В.Н.Шаулин, ориентируясь на образовательную направленность, конечную цель физического воспитания видит в подготовке ученика к самостоятельным занятиям физической культурой, для чего, как он считает, необходимо самостоятельно ставить перед собой задачу, ведущую к достижению поставленной цели; выбирать необходимые для решения этой задачи средства и способы действий, выполнять эти действия, контролировать их правильность и уметь в случае необходимости корректировать их.С.Д.Неверкович и С.П.Киршев предоставляют ученикам возможность самостоятельно исследовать двигательное действие, находить его существенный механизм, а на его основе - семейство родственных двигательных действий. В соответствии с концепцией развивающего обучения теоретические познания явлений действительности возможны лишь в случае выполнения субъектом особых познавательных действий (моделирование, анализ, планирование, рефлексия, конструирование). Помимо формирования теоретического мышления и теоретических знаний осуществляется направленность на развитие физических качеств при отсутствии нормативов и традиционного обучения технике выполнения двигательных действий. По мнению авторов, ведущее звено физкультурного образования - это психолого-педагогическая теория обучения двигательным действиям.В школьных программах, как правило, за коротким изложением теоретического материала сразу следует практический этап. В.Ф.Шаталов считает это неправильным, так как: «Только усвоив теорию, можно приступать к практике». Принцип ведущей роли теоретических знаний, выдвинутый Л.В.Занковым и В.В.Давыдовым, должен стать фундаментом, на котором базируется быстрое продвижение вперед всех учеников.А.Е.Митин, С.О.Филиппова, Е.А.Митин (2009) считают, что распространенное применение педагогами по физической культуре командно-авторитарной технологии в практике управления учебными коллективами негативно влияет и на взаимоотношения между субъектами физкультурно-образовательного процесса, и на их развитие, что противоречит требованиям современной гуманистически ориентированной парадигмы физкультурного образования.Авторы говорят о необходимости изменений в подходах к функционированию «физической культуры» как части социокультурного пространства общества, обновлению механизма построения взаимоотношений педагога и занимающегося физическими упражнениями на основе учета их мотивационных потребностей и интересов.Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. На практическом уровне специалисты предлагают использовать отдельные методические подходы к организации учебного процесса, которые, по их мнению, будут способствовать гармоничному развитию учащихся. Все они, как правило, сводятся к формированию высокого уровня интеллекта школьников, к активизации познавательной деятельности в процессе занятий физической культурой, развитию отдельных личностных свойств, проявляемых в физкультурно-спортивной деятельности. Теоретические знания служат основой овладения сознательными и прочными навыками.Вместе с тем, мы предполагаем, что гармонизации развития школьников в учебном процессе по физической культуре будет способствовать оптимальное соотношение средств интеллектуального, двигательного и оздоровительного характера, что в конечном итоге будет оказывать влияние на процесс укрепления здоровья учащихся.2. Связь возрастной физиологии и психофизиологии с другими наукамиВозрастная физиология представляет собой один из разделов гораздо более обширной области знаний – биологии развития.Биологическое происхождение человека наложило отпечаток на особенности его онтогенеза, который на ранних этапах обладает кое-каким сходством с онтогенезом высших приматов. Вместе с тем специфика человека как социального существа вызвала и определенные изменения онтогенеза, самое основное из которых – удлинение периода детства, которое связано с надобностью усвоения социальной программы при обучении. Наряду с этим для онтогенеза человека характерны в том числе удлинение внутриутробного развития, более позднее половое созревание, четкое выделение периодов ростового скачка и перехода от зрелости к пожилому возрасту, увеличение общей продолжительности жизни.В динамике роста, развития и созревания человека есть немало специфических, особенных черт и в этой плоскости возрастная физиология тесно связана с антропологией, в задачи которой включается всестороннее изучение биологической сути человека.Невозможно познать функции организма, его органов, тканей и клеток, не зная их строения. Поэтому связь возрастной физиологии с анатомией, гистологией и цитологией очевидна.Развитие ребенка проистекает под воздействием двух факторов – эндогенного (генетического) и экзогенного (фактора среды). Причем на различных этапах возрастного развития набор, сила влияния и результат влияния этих факторов могут быть весьма разнообразны. Вот почему физиология развития тесно связана с экологической физиологией, которая изучает влияние на живой организм различных факторов внешнего мира и методы приспособления организма к влиянию этих факторов.Для изучения жизнедеятельности любого организма нужно понимание истории его видового развития – филогенеза (от греческого philo – род, племя; genesis – происхождение) – исторического развития организмов. Поэтому в возрастной физиологии применяют данные эволюционного учения, прослеживают главные этапы развития тех или иных органов. Это связывает ее с эволюционной физиологией. Знание возрастных закономерностей развития чрезвычайно существенно для педагогики и психологии.Известно, что обучение и воспитание на различных возрастных этапах должно строиться в соответствии с морфофункциональными особенностями развития организма ребенка и носить избирательный, специфический для каждого возраста характер.Возрастная физиология является теоретической основой педагогики ипсихологии – без знания физиологических закономерностей роста и развитиячеловека не может быть эффективным процесс обучения.Психофизиология дополняет неврологию, психологию, педагогику, психиатрию, и лингвистику. Она является тем нужным звеном, которое дало возможность рассмотреть психику человека в соответствии с ее мозговой организацией – целиком, включая те сложные формы поведения, которые до этого оставались нераскрытыми.Зная самые чувствительные к педагогическим действиям этапы онтогенеза, можно направленно воздействовать на развитие значительных психофизиологических и физиологических функций, таких как восприятие, внимание, мышление, память, психоэмоциональный статус, адаптивные и резервные возможности организма, двигательная активность, физическая и умственная работоспособность и др.Зная возрастные особенности организма ребенка, можно оптимальным образом развивать его умственные и физические способности, разработать научно обоснованные гигиенические и валеологические требования к учебно-воспитательной и оздоровительной работе, организовать соответствующие возрасту и индивидуально-конституциональным особенностям режим дня питания, двигательной активности.Другими словами, оптимальными и эффективными педагогические влияния могут быть только тогда, когда они будут отвечать возрастным особенностям и возможностям организма ребенка и подростка. В процессе онтогенеза повышается активное отношение ребенка к внешним факторам, возрастает роль высших отделов ЦНС в обеспечении адаптивных реакций на внешнесредовые факторы. Особенную роль в возрастной периодизации приобретают критерии, отражающие уровень развития и качественные модификации адаптивных механизмов, которые связаны с созреванием разнообразных отделов мозга, в том числе и центральных регуляторных структур, которые обуславливают деятельность всех физиологических систем, формирование психических процессов и поведение ребенка.Такой подход сближает физиологические и психологические позиции в проблеме возрастной периодизации и создает базу для выработки единой периодизации развития ребенка. Л.С. Выготский в качестве критериев возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретных этапов развития. Важно иметь в виду, что особенности психического, так же как и особенности физиологического развития, обуславливаются как внутренними факторами (морфофункциональными), так и внешними условиями, которые влияют на индивидуальное развитие ребенка.Физиологическими и психологическими изысканиями показано, что чувствительность к внешним влияниям носит избирательный характер на различных этапах онтогенеза. Это легло в основу представления о сенситивных периодах как периодах максимальной чувствительности к влиянию факторов среды. Выявление и учет сенситивных периодов развития функций организма содействует созданию благоприятных адекватных этому периоду условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка, поскольку высокая чувствительность установленных функциональных систем должна быть, с одной стороны, применена для эффективного целенаправленного воздействия, которое способствует их прогрессивному развитию, и, с другой стороны, неадекватность внешнесредовых факторов может привести к нарушению развития организма.Особенности взаимодействия организма и среды отражены в том числе в понятии критические периоды развития. Принято считать, что критическим является только ранний постнатальный период, который характеризуется интенсивным морфофункциональным созреванием, когда из-за отсутствия средовых воздействий функция может не сформироваться. Например, при отсутствии определенных зрительных стимулов в раннем онтогенезе восприятие их в последующим не формируется. То же относится к речевой функции (известный пример детей – волков).Вместе с тем все последующее индивидуальное развитие организма – процесс нелинейный. Оно сочетает периоды эволюционного (постепенного) морфо-функционального созревания и периоды «революционных», переломных скачков развития, которые могут быть связаны как с внутренними (биологическими) факторами развития, так и с внешними (социальными) факторами. В отличие от сенситивных периодов, которые характеризуются повышенно чувствительностью некоторых функций, эти периоды отличаются значительными качественными преобразованиями, одновременно случающимися в разнообразных физиологических системах и мозговых структурах, которые определяют формирование психических процессов. Морфофункциональные перестройки главных физиологических систем на данных этапах развития обусловливают напряжение гомеостатических механизмов, повышение энерготрат, высокую чувствительность к совокупности факторов внешней среды, что дает возможность отнести эти периоды к категории критических. Несоответствие средовых воздействий особенностям и функциональным возможностям организма на этих этапах развития может иметь особо пагубные последствия.Рассматривая вопросы возрастной периодизации, нужно иметь в виду, что границы этапов развития весьма условны. Они зависят от этнических, климатических, социальных и прочих факторов. Кроме того, «актуальный» физиологический возраст часто не совпадает с календарным (паспортным) в связи с разницами темпов созревания организма и условий его развития. Отсюда следует, что при изучении функциональных и адаптивных возможностей детей разного возраста нужно обращать внимание на оценку индивидуальных вариантов развития. Только сочетание возрастного и индивидуального подхода к изучению особенностей функционирования ребенка может обеспечить разработку адекватных гигиенических и педагогических мер, которые способствуют нормальному здоровью и прогрессивному развитию организма и личности ребенка.3. Биологические ритмы, их показатели и классификацияБиологические ритмы можно описать как статистически достоверные изменения разнообразных показателей физиологических процессов волнообразной формы. Главными параметрами биоритмов (рис. 1) являются: период – время между двумя одинаковыми точками в волнообразно которые изменяются в процессе; акрофаза max – точка времени в периоде, когда отмечается наибольшее значение анализируемого параметра; акрофаза min – точка времени в периоде, где находится наименьшее значение анализируемого показателя; мезор – уровень среднего значения показателей анализируемого процесса; амплитуда – степень отклонения показателя в обе стороны от средней .С понятием «ритм» связано представление о гармонии и организованности процессов в природе (с греческого «ритмос» – соразмерность, стройность). Рис. 1. Схематичное изображение ритма с периодом в 24 ч (акрофаза max приходится на 12 ч)Временная организация биологической системы организуется совокупностью всех ее ритмических процессов, которые взаимодействуют и согласовываются во времени между собой и с переменяющимися условиями среды. Отдельный биоритм нужно рассматривать как элемент временнóй организации, который вместе и в установленных взаимоотношениях с другими такими элементами формирует временнýю организацию системы гомеостаза .Структурность организации свойственна любой биологической системе, которая при этом может быть охарактеризована в большинстве аспектах. Все ее элементы размещаются строго упорядоченно в пространстве, что дает возможность говорить о ее строении, и обладают собственной функциональной активностью, устремленной на обеспечение деятельности системы в целом. Благодаря внутрисистемным регулирующим обратным связям последовательность включения, интенсификации и уменьшения функциональной активности элементов сложной живой системы строго согласована, причем наступает у различных элементов не одновременно, но в четкой последовательности, т. е. структурно организована и во времени. Поскольку всякое проявление функциональной активности неизбежно сопровождается морфологическими модификациями на субъективном, клеточном и тканевом уровнях, понятие временной структуры организма универсально . Обнаружение нарушений перцепции времени у человека имеет диагностическое и прогностическое значение. Нужно знать, что течение времени в биологических системах «преломляется» через закономерности их временной организации .Сегодня у человека исследованы многие сотни физиологических процессов, ритмически трансформирующихся во времени. Фактически каждый свойственный организму биологический процесс не располагается в стационарном состоянии, а колеблется с той или иной частотой, что подчеркивает надобность согласованного взаимодействия многочисленных биоритмов между собой для оптимального состояния функций организма.Временная структура ритмов очень сложна и мало изучена. Известно, например, что одной и той же функции свойственны колебания разнообразной частоты. Но, каким образом связаны между собой эти разнообразные колебания, какую роль каждое из них играет – эти и множество других вопросов, которые относятся к ритмической организации функций, остаются мало освоенными. Итак, живому организму характерны одновременно все имеющиеся ритмы, его функции могут модифицироваться в разнообразных ритмах, различных диапазонах периодов, но «сцепление» между ними создает стройную систему. Последняя взаимодействует с факторами внешней среды как в норме, так и при патологии. Представление о временнóй организации живых систем вносит установленную упорядоченность в совокупность и взаимоотношения их биоритмов. Развитие этого представления дает возможность получить качественно новые данные о закономерностях ритмической деятельности организма, и именно они должны служить базой для решения различных вопросов хронобиологии.Классификация биоритмов. В основу всех классификаций биоритмов положена продолжительность периода (T или t), время между одинаковыми состояниями соседних циклов.

Список литературы

1. Агуджанян Н.Е. Биоритмы, спорт, здоровье / Н.Е. Агуджанян, И.И. Шоботура. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 208 с.
2. АлекринскийА.С. По закону ритма / А.С. Алекринский, Е.И. Степанова. – М.: Наука, 2015. – 172 с.
3. БоевскийМ.М. Временная адаптация человека и некоторые вопросы математической биоритмологии / М.М. Боевский, Т.Д. Семенова, М.К. Чернышев // Циркадные ритмы человека и животных. М: Аксаково, 2015. С. 206–208.
4. БойерМ.Г. Сдвиги в содержании мелатонина плазмы и изменения циркадианной локомоции при разрушении дорзального гиппокампа у интактных и стрессированных крыс / М.Г. Бойер, К.И. Эльбикьян, Э.Б. Арошанян// Журн. высш. нерв.деятельности им. Павлова. 2011. Т. 51, № 5. С. 631–635.
5. БерюковичВ.А. К вопросу о суточном ритме частоты дыхания у детей и подростков / В.А. Берюкович // Гигиена и санитария. 2012. № 5. С. 40–43.
6. Бородин А.И. Основные принципы хронотерапии / А.И. Бородин, В.А. Трифакин, В.В. Шарлыгина, Т.И. Новоселова. – Новороссийск: Изд-во АН МПИ, 2012. – 42 с.
7. БеннингТ. Ритмы физиологических процессов (физиологические часы) / Т. Беннинг. – М.: ИЛ, 2011. – 162 с.
8. Васильев Т. О воздействии тренировок, проводимых днем и ночью на повышение мышечной работоспособности военнослужащих в ночные часы / Т. Васильев, Д. Вилоухов // Тр. КВИФКиС. 2009. Вып. 23. С. 16–19.
9. ВильтищевЕ.Ю. О функциональном состоянии коры надпочечников при ревматизме в активной фазе / Е.Ю. Вильтищев, Н.Ф. Сахаров, О.К. Батвиньев и др. // Вопр. охраны материнства и детства. 2009. № 3. С. 21–25.
10. Горизонтов Т.Д. Гомеостаз / Т.Д. Горизонтов. – М.: Медицина, 2011.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала, который не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, но может использоваться в качестве источника для подготовки работы указанной тематики.

О проблеме здоровья стало модным говорить везде: В СМИ, на телевидении, в учебных учреждениях. Многие действительно понимают и принимают такую ценность, но что традиционно вкладывается в это понятие - здоровье или, как принято сегодня говорить, индивидуальное здоровье человека? Его физическая и духовная сущность в чём состоит? Стоит понять, правильно ли мы в целом определяем для себя понятие «индивидуальное здоровье».

Здоровье общественное и индивидуальное. В чём отличие?

Понятие общественного здоровья достаточно широкое и включает в себя понятие о благополучии и благосостоянии общества. От того, какой показатель имеет индекс здоровья социума, зависит состояние психологического климата социума. В народе иногда можно слышать определения «больное общество», «заражённый социум», «неблагополучный климат коллектива» - эти словосочетания напрямую отражают состояние и проблемы функционирования определённого коллектива или его части, но не отдельного члена этого коллектива. Понятие индивидуального здоровья отличается конкретизацией и предметным отнесением к определённому человеку, имеет несколько составляющих, прежде всего, таких как духовное и физическое здоровье.

Без учёта всех компонентов понятие будет неполным. В связи с понятие характеризуется как позитивное состояние индивидуальной личности, находящейся в гармонии между всеми составляющими понятия индивидуальное здоровье: его физическая, духовная и социальная сущность.

Физическое благополучие, его место в комплексной системе здоровья

Эмоциональный комфорт личности напрямую зависит от физического комфорта. Под понятием физического здоровья, в узком смысле, подразумевается отсутствие заболеваний и соматических расстройств организма. В более широком смысле физическое здоровье обеспечивается двигательным тонусом, рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, сочетанием умственного и физического труда с умением отдыхать, исключением из употребления различных психоактивных веществ.

У человека может не быть в анамнезе заболеваний, патологий систем и органов, но общий тонус организма при этом значительно снижен, сон нарушен, умственная активность непродуктивна. Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что физическое и духовное здоровье человека находятся в дисгармонии, которая постепенно приведёт к возникновению психосоматических осложнений и впоследствии к заболеваниям уже на физическом уровне.

Факторы, влияющие на физическое здоровье личности

Считается, что состояние физического здоровья человека напрямую зависит от фактора наследственности. Генетическая предрасположенность к определённым заболеваниям приводит к конституционной ослабленности конкретных органов, что со временем и становится причиной развития патологий. Следующим, не менее важным фактором является образ жизни человека, наличие вредных привычек, уровень осведомленности о факторах, наносящих вред здоровью человека. Многие заболевания человек провоцирует у себя сам, пренебрегая правилами здорового образа жизни и поддаваясь искушениям и соблазнам. В связи с этим чётко прослеживается тесная связь между понятиями духовное и физическое здоровье.

Духовное здоровье человека

Под понятием духовной составляющей индивидуального здоровья принято понимать способность человека справляться со сложными обстоятельствами жизни, сохраняя при этом адекватную модель поведения и оптимальный эмоциональный фон. Духовное здоровье обеспечивается процессом мышления, познанием окружающего мира и правильной ориентацией в нём. Достичь совершенства духовного здоровья человек может:

  • научившись жить в гармонии с самим собой и с окружающим миром одновременно;
  • научившись прогнозировать и моделировать жизненные ситуации;
  • сформировав стиль собственного реагирования.

Духовное и физическое здоровье человека, находясь в тесной взаимосвязи, совместно влияют на показатель общего самочувствия: расстройство духовного здоровья влечёт за собой ухудшение физических показателей и наоборот.

Факторы, формирующие духовную составляющую здоровья человека

Понимать, что такое и следовать ему дано не каждому: многие, зная правила, тем не менее, предпочитают жить без правил. Поэтому первым и главным фактором, влияющим на духовное здоровье, является установка на здоровый образ жизни. Человек склонен повторять те типы поведения, которые приносят удовольствие, поэтому отказаться от некоторых пищевых привычек, вредных стереотипов бывает достаточно трудно. Естественно, что выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания и заинтересованности и напрямую зависит от индивидуального образа жизни.

Не менее важным фактором при выборе стиля жизни является окружение, демонстрирующее разные модели существования и формирующее устойчивые стереотипы поведения у отдельных членов. Окружение, как известно, напрямую влияет на индивидуальное здоровье, его физическая и духовная сущность зависят от уровня мотивации к следованию правилам здорового образа жизни.

или умение жить в социуме

Под понятием понимается способность человека адаптироваться в природной и социальной средах обитания. Достигается оно умением предвидеть возникновение угрожающих и нестандартных ситуаций, оценивать их возможные последствия, принимать обоснованное решение и действовать, сообразуясь со своими возможностями. Понятие социальной адаптации включает в себя полную приспособленность человека к условиям коллектива. Физическое, социальное и духовное здоровье каждого члена общества составляет общее социальное благополучие коллектива. В здоровом социуме нестандартные ситуации возникают значительно реже и носят, как правило, природный характер.

Факторы, влияющие на социальное здоровье

Важным социальным фактором является состояние окружающей среды, в которой проживает человек. Загрязнение природных ресурсов приводит к повышению стрессового фона организма, физическим нарушениям в состоянии человека, снижению эмоционального фона. Не менее важным фактором есть также доступность качественного медицинского обслуживания, что значительно снижает риск возникновения и осложнений у людей. На этом фоне значительно повышается или понижается уровень физического благополучия, эмоционального стресса, страдает духовная составляющая здоровья. Духовное и физическое здоровье в совокупности с социальным и составляет индивидуальное здоровье личности. При этом все три составляющие являются одинаково значимыми и взаимодополняющими.

Здоровье как главная ценность

Понимание и осознание здоровья как главной ценности в современном мире дано не каждому. Чаще всего человек выводит на первый план карьеру, материальные блага, престиж в обществе, забывая о здоровье и внутренней гармонии. Лишь утратив здоровье, люди начинают понимать его ценность, однако вернуть утраченное бывает нелегко, а иногда невозможно.

Современная притча о богатом человеке повествует о том, как молодой бизнесмен скопил огромное состояние и жил только рад наживы и денег. Однажды за ним пришёл Ангел смерти и велел собираться. Бизнесмен просил дать ему немного времени, ведь он не успел главного в жизни, но Ангел был неумолим. Тогда молодой человек решил купить немного времени и предложил миллион, потом два, затем всё своё состояние за несколько дней жизни. Купить жизнь не удалось, так как деньги не имеют ценности в успешный бизнесмен отправился за Ангелом, не завершив главного в своей жизни. Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность находятся в гармонии тогда, когда человек правильно расставляет приоритеты и следует им.

Гармонично развитая личность - залог здоровья?

Учитывая то, что три составляющие индивидуального здоровья взаимодействуют и дополняют друг друга, можно утверждать, что залогом здоровья человека будет внутренняя и внешняя гармония. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность не могут быть совершенными без социального благополучия, в свою очередь, социально адаптированным не может быть человек с нарушенным физическим или духовным началом. Здоровый питание, эмоциональный комфорт, позитивный психологический настрой, правильная расстановка приоритетов - залог гармонично развитой личности, имеющей совершенное физическое, духовное, социальное здоровье. Человека такого сейчас найти трудно. Но в ваших руках стать им.

КРАСНОАРМЕЙСКИЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИХОД В ЧЕСТЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Районные Кирилло-Мефодиевские чтения

Взаимосвязь духовного и физического здоровья

Реферат подготовила:

Учащаяся 8 класса

МОУ Арсентьевской ООШ

Ржевская Ксения Владимировна

Научный руководитель:

Учитель биологии и ОПК

Ларина Ольга Робертовна

Введение.............................................................................................................3 1. Проблема здоровья в современном обществе............................................4 2. Понятие о здоровье и его критерии...........................................................6 3. Понятие о здоровом образе жизни: православный взгляд....................8 4. Понятие о здоровом образе жизни: научный взгляд …………………..10 5. Анализ результатов исследования..............................................................12. 5.1. Описание методики и организации исследования.............................12 5.2. Анализ результатов и их обсуждение...................................................15. Заключение.........................................................................................................19Литература..........................................................................................................20 Приложения........................................................................................................21

Введение

Мы говорим при встрече, здравствуйте, а это значит, что мы желаем друг другу здоровья. Я задумалась над тем, почему в приветствии людей заложено пожелание здоровья? Наверно, потому, что здоровье для человека – одна из главных жизненных ценностей. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов.

Не менее трагичен и кризис личности, порождающий кризис семьи. А результат страшный: 4.5 млн. детей-сирот при живых родителях, рост наркомании и алкоголизма, частые суициды в подростковой и молодежной среде. Эти и многие другие факты подтверждают, что русская нация действительно находится в крайне тяжелой ситуации. Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. В одном из западных английских журналов опубликовано очень интересное исследование о том, как русские относятся к своему здоровью. И там приводится ряд цифр, которые говорят о том, что хуже, чем русские к своему собственному здоровью не относится, наверное, в Европе и других цивилизованных странах, никто. Как дар его никто не воспринимает, и губят его абсолютно спокойно. Ко всему прочему нужно отметить и продолжающееся старение населения. Уже сейчас на одного молодого человека приходится 1,5 пенсионера. Российская Академия наук в 1914 году, в самый канун первой мировой войны, подсчитала, что по самым скромным данным к началу XXI столетия в России должно было проживать 500 млн. человек.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни. Государство и общественные организации проводят в этом направлении определенную работу: но это работа, направлена на устранение последствий. Учитывая традиционную направленность современной медицины, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у детей и подростков.

Целью моей работы явилось изучение результатов исследования понимания учащимися здорового образа жизни, их практическое значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования представлений о тесной взаимосвязи духовного и физического здоровья.

1. Проблема здоровья в современном обществе

В самом начале этого года Министерство образования и науки Российской федерации обнародовало данные по числу учащейся молодёжи и образовательных учреждений в России на текущий момент. На самом деле цифры крайне тревожные. По сообщению главного образовательного ведомства страны, за парты российских школ в сентябре 2007 года село 14 500 млн. детей и подростков. Это на 260 тыс. человек меньше, чем в прошлом году, и на 1 млн. меньше, чем в позапрошлом. А это значит, на 1 миллион 400 человек уменьшилось число школьников за два года. За последние семь лет число учащихся сократилось в среднем на 5,5 млн. человек. На одного ребенка школьного и дошкольного возраста в современной России приходится 1,5 пенсионера, что свидетельствует о продолжающемся старении страны. Если подобные тенденции сохранятся впредь, то к 2040 году, как подсчитано, число учащихся в России составит не более 5,5 млн. человек. То есть в 2,5 раза меньше чем сегодня. Только 5,5 млн., когда 30 лет назад – 20 млн. Цифры очень тревожные, но статистика вещь суровая и во многом непреодолимая в рамках 1-2-3-х лет.

В России происходит процесс закрытия школ в связи с их неукомплектованностью. Если в начале 90-х годов их было 67 тысяч. То сегодня – 58 тысяч. То есть 10 тысяч школ за 10 лет в минусе. При сохранении данных показателей к тому же 2040 году в России останется менее 30 тысяч школ, а это в 2,5 раза меньше, чем в Российской империи 1914 года. Данные показатели не могут не волновать нас – подрастающее поколение России, за кем – будущее нашей страны.

Позволю несколько цифр по Самарской губернии. Учитывая, что Самара не совсем среднестатистический регион, экономические показатели у нас довольно высоки, однако демографические показатели по Самарской области таковы. По данным Министерства экономического развития инвестиций и торговли Самарской области, в 2006 году в Самарской области родилось 32 тысячи человек. Умерло 50 тысяч человек. В 2010 году рождаемость составила - 34 тыс. человек, смертность - 45 тыс. В том числе от транспортных травм погибло – 2%, от отравления алкоголем – 1,5%. Таким образом, численность населения губернии составила 3,2 млн. человек. Это на 12 тысяч человек меньше, чем на год раньше и на 300 тысяч меньше чем в 1995 году. За 12 лет минус 300 тысяч – в одном из самых благополучных регионов страны.

Очень важный показатель, число школьников в Самарской области также значительно сократилось. Если в сентябре 1997 года за партой сидело 460 тысяч, в 2006 году – почти 300 тыс. человек, 160 тысяч за 12 лет в минусе. Таким образом, численность учащихся за 10 лет в Самарской области снизилась на 35% , в среднем по России – на 25%. Возникает вопрос, достаточно ли просто ввести экономические меры для преодоления демографического кризиса? Есть губернии более бедные, которые не демонстрируют такого тревожного показателя. Численность учащихся очень важный показатель, как и численность школ. Если в 1997 году в Самарской области было более 1000 государственных муниципальных образовательных учреждений, то сегодня – 780.

Каковы же данные статистики по Красноармейскому району? Позволю несколько цифр по нашему району. Мы сделали запрос в отдел ЗАГСа муниципального района Красноармейский о состоянии демографической ситуации в нашем районе за последние 5 лет: данные неутешительные – смертность по–прежнему превышает рождаемость. Число школьников за эти годы также сократилось: за пять лет на 700 учащихся.

Эти показатели и по России, губернии и нашему району, на мой взгляд, наглядно демонстрируют о том, что демографический кризис не только не преодолевается, но и не замедляется. Реальные цифры вещь конкретная. А конкретика такова, что по-прежнему, несмотря на все усилия, разрыв между умирающими и рождающимися людьми в России составляет около 1 млн. человек. И мимо этой цифры пройти нельзя.

Другим очень тревожным показателем демографического процесса в России является сокращение средней продолжительности жизни. У нас самый большой в Европе разрыв между средним возрастом мужчины и женщины – 13 лет. В 1990 году разрыв между возрастом мужчин и женщин в России составлял 6 лет. В Германии, к примеру, 2 года. Среднестатистический мужчина в нашей стране не доживает до пенсионного возраста, умирая в 59 лет. И эта тревожная цифра свидетельствует о том, что мужчины умирают не только из-за старости, а из-за того, что психологическое, депрессивное состояние, безысходность, которую они ощущали, приводила и к алкоголизации, и к наркомании. Особую тревогу вызывают эти показатели среди подросткового и трудоспособного населения.

Еще одним критическим показателем является ухудшение здоровья нации. По данным РОЗ более 35% населения России находятся в той или иной степени в тревожно-депрессивном состоянии. А это потеря ощущения здоровья, потеря ощущения социальных и эмоциональных связей. В нынешнем веке среди заболеваний доминируют эпидемии, а также сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, артериальная гипертония, инсульты. Число инсультов растет, люди встревожены, испытывают влияние стрессов. И вот на эти стрессы организм отвечает такими заболеваниями. Стремительно растет заболеваемость сахарным диабетом второго типа, ухудшается легочное здоровье.

Все эти показатели говорят о том, что сегодня в современном обществе особую актуальность приобретают вопросы здоровья нации и комплекс проблем, связанных со здоровым образом жизни.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!