Герб византии. Что означает герб россии

В статье мы предлагаем подробное описание одного из главных государственных атрибутов - герба РФ: что он символизирует и означает для нас и всей России, и в чем значение двуглавого орла.

Изображения на знаменах и печатях подчеркивают независимость и индивидуальность народа, демонстрируют его историческую самобытность. Именно эта национальная эмблема изображена на денежных купюрах, документах и нашивках правительственных органов. Основная функция этого знака состоит в духовном объединении всех людей, проживающих на территории России. Каждое событие прошлых лет имеет определенный уровень влияния на потомков. Создание атрибутики - не исключение.

История России: описание и значение символов государственного герба

Первые упоминания о единых образах страны, их утверждении датируются десятым веком.Именно тогда начали использовать изображение на оттиске государственной печати. В то далекое время использование такого отличительного знака уже было большим новаторством, так как в основном для этих целей использовались церковные обозначения. Геральдика на тот момент ограничивалась образом Креста Спасителя или Пресвятой Богородицы. Орел стал одним из первых «нехристианских» символов России и положил начало использованию анималистических образов в державных эмблемах.

Издавна эта гордая птица была национальным атрибутом могущественной Византийской империи. Ее появление на наших просторах произошло благодаря Иоанну III. Многие эксперты утверждают, что причиной того стало заключение брачного союза с принцессой Софией. Она была византийских кровей. Обмен культурным наследием разных народов обусловил заимствование исторически важного объекта в геральдике нашего государства.

Многие исследователи рассуждали на тему, что обозначает герб Российской Федерации и в чем значение его символики. Для полноценного анализа необходимо получить информацию о происхождении знака и дать оценку авторитетности национальной атрибутики. До появления двуглавого орла наиболее распространенным олицетворением могущества страны был лев, убивающий змею. Его изображение было связано с Владимирским княжеством. Примерно в то же время большую популярность обрел образ всадника. Немного позже его преобразили в Георгия Победоносца.

Стоит отметить тот факт, что орнитологические мотивы в геральдических знаках находят свое отражение во многих государствах Старого Света. Историки говорят о том, что Иоанну III просто понравилось это отображение державной власти. Вероятнее всего он увидел его на каком-то иноземном приказе или договоре. После исследования тенденций тех времен монарх мог учредить эту символику в собственной стране - таким образом и произошло утверждение нового и оригинального герба.

У алхимиков орел о двух головах олицетворял мистический философский камень и процесс его создания. Большинство лекарей и иностранных аптекарей работали при дворе российского императора. Скорее всего они и подсказали идею поместить гордую птицу на герб московскому государю. Это еще одна гипотеза, откуда и с чьей помощью позаимствован будущий образ державной власти.

Исторический путь установления основных атрибутов

Первое использование печати с оттиском орла произошло при скреплении документов на землевладение. После этого этот знак применяли при украшении интерьера стен Кремля. Именно в этот период и начинается распространение анималистической фигуры. Этот символ был использован многими российскими правителями.
Во времена Бориса Годунова эмблема Российской Федерации получает в свой состав три короны. Под влиянием европейских нравов и традиций происходят изменения и в эмблеме. В результате мы можем наблюдать более агрессивное изображение самой птицы. Клюв раскрыт и из него высунут язык, что показывает ее готовность к нападению в любой момент. Изменились со временем и головные царские уборы. В самом начале на изображении была не одна геральдическая корона, а две. Вместо третьей иллюстрировали разные вариации креста.

После окончания Смуты, с правлением династии Романовых, орел на гербе расправил крылья. Стоит отметить, что все Лжедмитрии использовали печать имеющую оттиск герба.

В 17 веке изображение национального атрибута России дополняют не только скипетром, но и державой. Эти элементы царской власти царь птиц надежно удерживает в своих крепких лапах. Оба компонента стали отчетливым знаком самодержавного могущества. С тех далеких времен к нам дошли первые описания значения символов эмблемы. До сих пор все документы хранятся в архивах и тщательно изучаются научными работниками.

Серьезные изменения в гербе РФ происходят в момент правления великого императора - Павла I. В это время началась эпоха грандиозных войн с французами. Уже 1799 году британские войска захватили Мальту. А именно ее покровителем выступал наш правитель.

Непредусмотрительный поступок англичан привел монарха в состояние большой ярости. Внешнеполитический конфликт подтолкнул его к союзу с самим Наполеоном и привел к подписанию соглашения с французским императором, позже послужившего одной из причин гибели Павла. После этого в составе государственного знака появился образ креста - свидетельство претензий на территории Мальты.

При жизни Павла I был подготовлен величайший проект на изготовление Большого герба будущей Российской Федерации - в нем была информация и о том, что он символизирует, что означает каждая деталь. Его выполнили в полном соответствии геральдическим нормам и стандартам, характерным для тех времен. Вокруг изделия с точным изображением орла в центре были собраны все 43 символа, входящие в общий состав земель. Целостный щит со всеми эмблемами держали два главных архангела. Но грандиозной задумке не суждено было воплотиться в реальность. Императора убили заговорщики и план так и остался только на бумаге.

После описанных событий знак державы прошел долгий путь внешних изменений. Изображение двуглавой птицы появляется с начала 1497 года в качестве обновленной версии.

Значение символа на гербе России: что обозначает двуглавый орел

Теория, сравнивающая Москву с могущественным Римом, появилась на свет уже после кончины правителя Иоанна III. Есть много известных версий о происхождении образа величия страны, увековеченного на элементах атрибутики. Выбор данного образа мог стать причиной спора о праве владения изображением с сильнейшей империей Габсбургов. Ученые установили, что до появления данного знака на нашей территории он уже фигурировал на государственных печатях Фридриха III. Германская Священная империя также считала себя полноправной преемницей могущественного Рима.

У этих теорий есть много слабых мест.

  • Историки не могут объяснить, почему орел, как «приданое» от византийской принцессы, начал свое существование спустя 20 долгих лет после брачного союза.
  • У «габсбургского» происхождения птицы тоже нет логического объяснения. А именно - почему Москва позаимствовала символ у империи, с которой не было никаких дружеских отношений.

Если рассмотреть последнюю версию внимательнее, она окажется наиболее правдоподобной. Территориально близкий сосед РФ - Золотая Орда, которая некоторое время выпускала монеты с образом орла. Существует большая вероятность того, что Иоанн III видел эти деньги. После распада Улуса Джучи царь позаимствовал понравившиеся обозначения для нашей страны.

Ученые рассмотрели все теории геральдического происхождения и выяснили, что исторически означает государственная символика герба России и в чем основное значение изображенного на нем двуглавого орла.

Официально вид эмблемы был утвержден только в 1993 году. Соответствующий указ подписал первый правитель современной России - Борис Ельцин. Позже, в 2005 году, изображение было закреплено главным конституционном законом и стало главной эмблемой державы. Страна вошла в новую эпоху с исторически установленными традиционными знаками.

Краткое описание национального атрибута

Внешне он представлен в виде взаимосвязанной системы цветовых сочетаний и традиционных образов. При этом они неразрывно соединены с народной ментальностью. Это четырёхугольный геральдический щит, имеющий округлые края и слегка заостренный центр. Герб выполняется строго в красном цвете, на фоне которого изображен орел с двумя расправленными крыльями. Каждая из двух голов увенчана геральдической короной. Между ними также расположен царский убор, но уже большего размера. Все они соединены воедино при помощи золотой ленты. Правая когтистая лапа удерживает скипетр, а левая - державу.

На груди у этой гордой птицы размещено еще одно полотно. Оно также выполнено в красном цвете и внешне повторяет силуэт основного, но отличается меньшими размерами. На нем изображают одетого в синий плащ всадника, который поражает серебряным копьем страшного черного змея. Мы все знаем легенду о том, как Георгий Победоносец убил дракона. Существует много икон на эту тему.

Как образовались символы на гербе (орел, короны) и что они означают для России

Геральдика, наука о происхождении знаков, помогает расшифровать эмблемы и дополнить уже имеющуюся информацию новыми фактами. Учеными установлено значение каждого из элементов государственного атрибута.

  • Двуглавый орел. Он смотрит в две противоположные стороны. Можно предположить, что таким образом птица охватывает взглядом всю Азию и Европу, что демонстрирует единство этих могущественных начал. Его расположение указывает на объединение многонациональных российских земель.
  • Короны. Три монарших убора обозначают суверенитет РФ, соединение ранее завоеванных царств или же Пресвятую Троицу.
  • Предметы на гербе. Держава олицетворяет государственную власть и могущество. Стоит отметить, что скипетр имеет идентичного двуглавого орла с таким же символом в сильной лапе.
  • Георгий Победоносец. Значение этого образа - победа сил добра над злом. Воин стал олицетворением защитника Отечества.
  • Тройной ряд из перьев. В современном трактате - это отсылка к единству таких понятий, как доброта, истина и красота.
  • Щит. Еще один атрибут, говорящий о защите земли от врага.

Изначально герб имел в своем составе изображение единорога, но позже оно было заменено серебряным всадником. Воин на коне воспринимался как образ самого государя. При правлении Ивана Грозного была утверждена власть Москвы, а конника убрали с герба. Стоит отметить, что святого Георгия считают покровителем столицы. Сейчас можно утверждать, что образ на гербе несет в себе информацию и об основной вере для народа России - о православии. Автор современного знака, украшающего знамены, печати, монеты - Евгений Ильич Ухналев. Сам художник родом из Санкт-Петербурга.

При создании нового образа национальной эмблемы он оставил основные элементы. Целостный вариант включает детали из разных эпох и подчеркивает многолетнюю и неразрывную связь событий российской истории. Внешний вид современного герба строго регламентирован законодательством.

Символизм цвета герба России: что значит красный фон

Окрас - самый яркий и в то же время простой способ подчеркнуть величие общего образа государственности. Только в 2000 году решили вернуть двуглавому орлу золотое оперение, подчеркивающее могущество и богатство великой страны. В благородном тоне заложен и другой смысл - он свидетельствует о справедливости и милосердии православной церкви.

Серебряный всадник указывает на благородство и чистоту происхождения, изображает особое стремление к правым делам, показывает борьбу за истину, желание достичь ее любой ценой.

Красное поле говорит о пролитой крови. Народ, населяющий российские территории, не жалел ее при защите родной земли. Красный - еще и мужество, любовь к Родине, знак многонациональности государства, где мирно проживают разные братские народы.

Но изображенный дракон или, как его еще называют, змей выполнен в черном цвете. Большинство геральдических специалистов склоняются к единой версии. Этот образ обозначает постоянные испытания в судьбе державы, вечную память и скорбь о невинных погибших.

Конституционная регламентация использования национальных атрибутов

На законодательном уровне определен список возможных сфер применения герба России. Его размещают на всех сооружениях Высшей государственной власти.

  • Главная Резиденция Президента.
  • Совет РФ.
  • Государственная Дума.
  • Конституционный суд.
  • Силовые структуры и организации.

В дни важных праздников для всей страны принято украшать дома, здания флагами с гордой птицей.

Образы главных атрибутов нашей державы создавались в разные эпохи и разными людьми, начиная с первых древних упоминаний в летописях Х веков. Двуглавый орел, изображенный на гербе России, и то, что он символизирует, - знак с длительной историей создания. Историки до сих пор не могут определить окончательную теорию возникновения образа: был ли он заимствован у европейцев или азиатов, были ли его создателями славяне, кто принес державный атрибут в его изначальном виде на русскую землю.

Со временем развитие геральдики вносит свои коррективы в живописный образ державного обозначения страны. Но в целом эмблема отражает вечное единство и сплоченность всех народов и национальностей, мирно живущих на территории государства.

Одним из самых ранних изображений двуглавого орла в Византии является хрисовул императора Андроника II городу Монемвасия (1301). Хрисовул хранится в византийском музее в Афинах. Император протягивает жалованную грамоту монемвасийцам, призывая в свидетели самого Христа. Это документ официальный, и Андроник изображен здесь со всеми властными регалиями, включая алый суппендион с вытканными на нем золотыми двуглавыми орлами. Думается, что неслучайно именно при этом императоре двуглавые орлы появляются на монетах, хотя для византийской нумизматики использование этой птицы скорее исключение.

Изображения двуглавых орлов в Византии XIV-XV веков столь многочисленны, что перечислить их все невозможно. Остановимся лишь на нескольких самых характерных примерах. Большинство картинок кликабельны.

Миниатюра из Греческого манускрипта 1242 из Национальной библиотеки Франции, 70-е годы XIV века, (f. 5). Император Иоанн Кантакузин (1347-1351) председательствует на церковном соборе в Константинополе. Император изображен со знаком власти в окружении монахов и епископов, он одет в традиционные императорские одежды и держит скипетр с крестом, на голове корона, ноги Иоанна покоятся на алой подушке с изображением двуглавых орлов.

Стоит отметить, что использование двуглавого орла в Византии в качестве эксклюзивного императорского символа не имеет прецедентов в исламском и западном мире. Подушки, изображенные на миниатюрах, производились в императорских мастерских Константинополе и нигде более и были символами императорской власти.

Также мы встречаем двуглавых орлов на одеждах знатных византийских вельмож, связанных с императорским домом.

Фрагмент фрески из монастыря Христа Вседержителя в Константинополе (первая половина XIV), неизвестный с монограммами родов Асанов и Палеологов, а также двуглавыми орлами.

Миниатюра из типикона, который хранится в Оксфордском Lincoln College. Здесь изображен севастократор Константин Палеолог, брат императора Михаила VIII. Серия миниатюр отражает более позднюю традицию регалий высших санов императорского двора, описанную у Псевдо-Кодина и относящуюся к середине XIV века.

Икона Христа-Пантократора, середины XIV века, слева внизу изображен великий пирмикирий Иоанн, в одеянии, расшитом двуглавыми орлами.

Миниатюра из Ms. 416 с сочинениями Святого Дионисия Ареопагита, Лувр, Париж, около 1415 года. Слева направо изображены: Иоанн VIII со-император с 1415, император Мануил ΙΙ (с 1391), его младшие сыновья Феодор ΙΙ, деспот Мистры с 1407 года и Андроник, правитель Фессалоник (1415-23), а также его жена Елена Драгаш. Знаки власти Иоанна и Мануила не видны на миниатюре, так как их супендионы оказались в левом нижнем углу, одежды Феодора и Андроника расшиты двуглавыми орлами. Судя по всему, расшитые орлами одежды полагались наиболее знатным представителям династии, не имевшим, однако императорского сана.

Двуглавый орел как символ императорской власти упоминается и в письменных источниках. В первый раз в 1295 в Liber Pontificalis, а также у Георгия Пахимера, вероятно, у Псевдо-Кодина и у Георгия Сфрандзи. Последний пишет, что после штурма османами Константинополя тело императора Константина Драгша, погибшего в бою, опознали только по сапогам с двуглавыми орлами.

Уже в первой половине XIV веке мы встречаем двуглавого императорского орла далеко за пределами Византии. В частности, на саркофаге доны Ватацы, греко-португальской принцессы, внучки императора Феодора Ласкариса.

Особую популярность двуглавый орел приобрел в Морейском деспотате - небольшой византийском государстве на Пелопоннесе, где правили младшие отпрыски дома Палеологов. Здесь, благодаря соседству с княжествами крестоносцев, он приобрел явно геральдические черты: геральдическую царскую корону и щиток с палеологовской монограммой на груди.

Двуглавый орел из Евангелия Дмитрия Палеолога ГПБ, греч. 118.

Двуглавый орел. Греция. Мистра. Монастырь Св. Димитрия (Митрополия); материал: камень; техника: резьба по камню.

Встает вопрос, был ли двуглавый орел символом императорской державной власти в широком смысле этого слова, либо геральдической эмблемой династии Палеологов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как геральдики в западноевропейском смысле этого слова в Византии не было.

В немецком гербовнике второй половины XVI века Wappenbuch, его автор Мартин Шрот называет двуглавого орла знаком достоинства императора Константинополя, не связывая его с конкретной династией.

Любопытной, что в этом немецком гербовнике орел приобретает ярко выраженные «германские» черты, становясь похожим на двуглавого орла Священной римской империи германской нации. Сказанное также справедливо для гравюры с изображением стен Константинополя, на которых видны императорский герб и двуглавый орел, в книге хроник Гартмана Шеделя (1493).

Но с другой стороны, европейские бароны, размещавшие на своих гербах двуглавого орла, явно хотели подчеркнуть не зависимость своих владений от Византии, а родственные связи с династией Палеологов. Речь идет о Гаттилузи, Джустиниани, Монферратских Палеологах и других баронских родах.
Так, на монетах маркиза Монферратского Гульельмо IX Джованни (1493—1518), чьи предки происходили от брака Андроника II Палелога и Виоланты Монферратской, мы видим герб Монферратской ветви Палеологов, где двуглавый орел имеет явно династический характер.

То же самое можно сказать о гербах рода Гаттилузи. Франческо Гаттилузи в 1354 году был союзником Иоанна V Палеолога в борьбе против Иоанна Кантакузина. За эту помощь Иоанн Палеолог выдал за него замуж свою сестру Марию и отдал в управление остров Лесбос.

Герб рода Гаттилузио на воротах крепости Митилина (Лесбос).

А теперь посмотрим в исторической ретроспективе на некоторые важные события в жизни двух стран - Византии и России, - имеющие отношение к двуглавому орлу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом. Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь. "Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка..."* Однако после 988 отношения Руси и Византии вновь охладели. И нет никаких документов, подтверждающих отношения двух государств вплоть до 1694 г. И вот через пять веков последняя царевна уже погибшей Византии тоже выходит замуж за русского великого князя. В наследство она приносит в нашу страну древний герб Византийской империи - двуглавого орла. Погибшая некогда великая империя словно бы передавала эстафету стране тоже православной со складывающейся великорусской нацией. Следует заметить, что заимствованный от византийской модели, двуглавый орел, вероятно, не стал бы основной эмблемой Московского герба, если бы Иоанн III не знал, что та же эмблема определяет госу-дарственный ранг императора на Западе. Применение уже известной эмблемы было вызвано прежде всего особенностями развития русского общества конца XV--XVI века, связанными с выдвижением Российского государства на междуна-родную политическую арену. Начало активных международных связей Москвы приходится на эпоху Иоанна III, «мстителя неправдам», как называли его русские дипломаты времен Иоанна IV Грозного. Иоанн III стал носить титул великого кня-зя всея Руси, что подтверждало претензии русского государя на высокое царское достоинство. Ведь в то время и титул соседнего великого князя Литовского вклю-чал в себя названия русских земель. Поэтому и принятие герба, и новый титул, и наименование государства «всей Русью», «Русией» были звеньями одной цепи. На Западе Российское государство, только что сбросившее золотоордынское иго, сразу же выступило в качестве равноправного политического и дипломатического партнера. Груз мертвых традиций недавнего прошлого не отягощал отношений, рожденных новой ситуацией. Новое положение государства в годы правления Иоанна III и его ближайших преемников потребовало, естественно, и новых форм государственной обрядности.

Т. о. брак Ивана III и Византийской принцессы имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и "домашнего" титула "великий князь Иван Васильевич" Иван III принимает пышный титул: "Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных". В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, "самодержец" представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными.

Великий Князь Московский Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами. С этой же целью он принимает родовой герб Византийских царей - Двуглавого Орла.

* Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1

Он олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающею Восток и Запад. Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб - Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест. В 1497 году он впервые появляется как государственный герб на двусторонней восковой государственной печати России: на ее лицевой стороне изображен герб Московского княжества - всадник, поражающий дракона (в 1730 году официально получил название Святого Георгия), а на оборотной - двуглавый орел.

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского Орел с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал в том числе и единство страны, и как нельзя более подходил это для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ тысячелетней истории, наших древних корней. Он - символ исторической преемственности культурных традиций - от погибшей великой империи, сумевшей сохранить для всего мира эллинскую и римскую культуры к молодой растущей России. Двуглавый орел - символ объединения и единства земель российских.

Использова-ние двуглавого орла на Руси как государственной эмблемы позволило говорить о преемственности византийской и русской традиций. В.Н. Татищев, которого на-зывают «последним летописцем и первым историком» России, писал, что «Иоанн Великий по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаный, с опущенными крылами и двемя коронами над головами, который и сын его употреблял». Однако не все ученые историки согласны с мнением о том, что двуглавый орел перелетел на Русь из Византии. Уже в XIX веке академик Н.П. Лихачев сомневался в правильности этой версии: «Если будет доказано положение, что Византия (так же как и Римская империя) не знала государственной печати и на печатях императоров не помещала геральдического двуглавого орла, станет очевидно, что Московское правительство не могло заимствовать непосредственно из Византии того, чего та не имела».*

Публицист XVII века Ю. Крижанич считал российского двуглавого орла за-имствованным из Европы, а не из Византии. В доказательство своей мысли он приводит любопытный исторический факт: посольский обычай. Знаковым выраже-нием Польши в то время было использование государственных эмблем, равно-правных с западноевропейскими. Интересно отметить схожесть символической модели печати императора Фридриха III 1442 года, на которой на лицевой стороне было помешено изображение императора с регалиями, а на оборотной -- двуглавого орла, и печати великого князя Иоанна III 1497 года, с ездцом (всадником) на лице-вой стороне и двуглавым орлом на оборотной. Орел, в свою очередь был заимствован у Германии, где он изображался на государственной печати. Печать являлась символом государственной власти и на одном документе могла соседствовать лишь с печатью другого государя. В 1532 году русские не разрешили литовским послам привесить к грамоте свои пе-чати, потому что «против великого князя печати их печатей быти непригоже».

Это правило было призвано охранять «честь» русского государя. Для человека средне-вековья понятие «чести» носило специфический характер.

__________________________________________________________________

*Г. Вилинбахов "Родословная российского герба" // «Родина», 1993 № 1

Выполнение норм, призванных обеспечить такое соответствие, не было простой данью традиции, а гарантировало поддержание царского престижа как за рубежом, так и в самой России. Этим и обоснованно появление на русских печатях двуглавого орла. «Царь Иван поступил нехорошо и неправильно... -- писал Ю. Крижанич в запале политических страстей, -- ...А знаковиной своей сделал орла двуглавого -- римский или, скорее, немецкий герб».*

В настоящее время имеется несколько версий происхождения двуглавого орла на печати Иоанна III. Современный исследователь Н.А. Соболева группирует их следующим образом: 1. Возникновение русской государственной печати вследствие женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог, таким образом, заимствование ее печати из Византии вместе с гербом -- двуглавым орлом; 2. Результат знакомства Иоанна III с элементами оформления императорской власти в странах Западной Европы, в частности, благодаря его контактам с домом Габсбургов; 3. Повторение опыта южно-славянских государств, где наблюдалась византийская традиция оформления государственной власти.

Однако большинство историков склонно предполагать, что двуглавый орел все-таки «перелетел» в Россию именно из Византии. Это послужило одним из внешних выражений политической теории преемственности царской власти московскими князьями из Рима и Византии, подтверждением идеи Москвы -- третьего Рима, которая в будущем найдет свое воплощение в теории монаха Филофеяа. Неоспорим и тот факт, что двуглавый орел рассматривался как знаковый эквивалент верховной власти, подтверждавший ее могущество.

Почти за пятисотлетнюю жизнь в России изображение орла на русском гербе неоднократно изменялось. В самом начале развития российского герба

_____________________________________________________________

* Лукомский В. К. "Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)" //"Архивное дело" 1939 № 1(49).

мы видим его переплетение с историей Руси. Любопытно то, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на неокрепшего орленка, нежели на орла. Этот факт довольно легко объяснить. Если посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное.

Неразрывно связан с его историей. Целью работы является изучение причин появления двуглавого орла на гербе России, а также изучение влияния исторических лиц и событий на внешний вид герба.

1. Герб

Слово "герб" происходит от немецкого слова "эрбе", что значит наследство. Герб - символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей - змеи, у лесных племен - медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луны, воды.

Двуглавый орел имеет восточное происхождение. Вообще такой орел означал идею охраны справа и слева. Первые изображения двуглавого орла - наскальные. Они относятся к XIII веку до нашей эры. Эти изображения были обнаружены на территории Хеттского царства.

Затем в VI - VII годах до нашей эры двуглавый орел, как знак власти, появляется в Мидийском царстве.


В Риме двуглавый орел появился при Константине Великом в 326 году и в 330 году стал государственной эмблемой великой Римской империи. После распада Римской империи он стал символом Византийской империи. Двуглавый орел не был тогда гербом Византии, не изображался на печатях и монетах, но присутствовал на знаменах и одежде императоров.

3. Герб России: из века в век

Двуглавый орел в России впервые появляется на государственной печати Великого князя Ивана III в 1497 году. Печать была двусторонняя: на лицевой стороне изображался всадник, поражающий копьем змея - символ великокняжеской власти, а на оборотной стороне - двуглавый орел.

Появился орел после заключения брака Иоана III с Софьей Палеолог, которая была внучкой последнего византийского императора Константина. Двуглавый орёл был их родовым гербом.

В те времена, когда Иоанн III (1462 - 1505) стал во главе Московского княжества, русские княжества враждовали между собой. Иоанн III задался целью объединить все русские земли под началом Москвы в одно сильное государство. Целых пятьдесят лет собирал он российские княжества. И мирным путем, и военными действиями, и, наконец, добился своего. Стал он называть себя не Великим князем Московским, а Государем Всея Руси. Именно при нем Русь окончательно освободилась от Золотой Орды. Государство было молодое и поэтому орел на его гербе, унаследованном от Византии, был похож на молодого орленка.

Его сын Василий III (1505-1533) продолжил отцовские традиции. Он продолжил присоединять земли. А на гербе у орла появились высунутые язычки. Орел будто сердится и хочет показать, что уже может за себя постоять.

Иван IV (1533-1584) унаследовал большое и сильное государство. Но он был жесток, властен и хотел захватить еще больше земель. За свои жестокие действия его прозвали Грозным. Он завоевал столько земель, что Россия стала самой большой страной. Были захвачены Казанское и Астраханское царство, присоединена Сибирь. Иоанн IV стал зваться царем. Все это отразилось и на гербе. Две короны Иоанн Грозный заменил на одну большую царскую корону. Он увенчал ее крестом, показывая, что выше него только Бог, а на земле правит только он - Царь. А еще решил на грудь орла поместить знак Московских князей: герой, побеждающий дракона. Как будто всадник - это сам Иоанн Грозный, а дракон - это все его враги.

После смерти Иоанн Грозный не оставил наследника, и началось для России тяжелое время, которое называется Смутным. Это время очень ослабило нашу страну. Избрание на царство Михаила Романова (1613-1645) в 1613 году положило конец Смутам. Герб снова изменился. Орел распустил крылья, как будто проснулся после тяжелого времени. Вместо одной короны появились три, что означало Святую Троицу. Обычно на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева направо навстречу врагам монголо-татарам. На гербе Михаила Романова направление изменилось в связи с появлением врага с другой (западной) стороны - со стороны Польши и Рима. Россия начала XVII века была уже прочным и большим государством.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) занимался укреплением страны внутри и повышением ее авторитета в Европе. Он положил конец конфликту с Польшей. Из Римской Империи по просьбе царе прислали герольдмейстера для правки герба. В лапах орла появились скипетр и держава, как знак абсолютной монархии. Скипетр - жезл, знак закона, а держава - символ власти и порядка.

Петр I (1682-1725) много сделал для укрепления России. В результате победы в Северной войне (война за господство на Балтике) Россия показала Европе свою силу. Петр I занимался и реформами внутри страны: организовал школы, укреплял армию. Россия Петра I стала огромной и крепкой державой. Петр гордо назвал нашу страну Российской Империя, а сам стал Императором. В герб Петр I внес свои изменения. Короны стали императорские, их соединила синяя лента. На груди орла появилась цепь с ордена Андрея Первозванного. Этот орден был учинен Петром за высшие заслуги. Орел стал изображаться черным, а не золотым по примеру европейских государств.

Павел I (1796-1801) был еще и магистром Мальтийского ордена и в изображение двуглавого орла добавил мальтийский крест.

Александр I (1801-1825) отменил эти изменения, но внес свои. Несмотря на то, что Александр I победил в войне Наполеона, он был поклонником всего французского. Он изменил герб так, что он стал похож на герб Наполеона. Александр оставил одну корону, снял цепь ордена Андрея Первозванного с орла, а в лапы поместил молнию, как знак сильной армии, и лавровый венок в знак победы.

Николай I (1825-1855) не захотел, чтобы наш герб был похож на французский. Он отменил герб Александра I и вернул старый. В его царствование Россия стала такой огромной, какой не была раньше. Он гордо поместил на герб маленькие гербы самых важных Российских земель.>

За основу современного герба взят герб Петра I. Но двуглавый орел золотого цвета, а не черного, и помещён он на красном геральдическом щите. Это сочетание цветов было утверждено президентом в 1993 году.



: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Это символ победы добра над злом. Раньше Москва имела другой герб: мирный всадник с ловчим соколом на руке. Этот всадник вполне соответствовал Москве, которая была еще не готова бороться с Золотой Ордой. Всадник с копьем появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарами на Куликовом поле.

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы - гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 - Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне. В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии - Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики - двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ - с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами - главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523-1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем . Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, - а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел - не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, - он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5-13).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!