Глобус как модель земли. Интернет-урок по окружающему миру «Древние пресмыкающиеся

Модель Земли

Уменьшенной моделью Земли, наиболее полно отображающей ее поверхность, является глобус, что в переводе с латинского означает шар. С помощью глобуса можно представить себе вращение Земли вокруг оси, наклон земной оси к плоскости орбиты. А главное, на глобусе мы наблюдаем в уменьшенном виде всю поверхность нашей планеты.

Первый упоминаемый в литературе земной глобус - глобус Кратеса из Пергамы - был сделан во II в. до н. э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены. В I в. н.э. среднеазиатский ученый Бируни, родившийся в городе Кяте - древней столице Хорезма (ныне г. Бируни Каракалпакской АССР) изготовил оригинальный глобус, наиболее точно для того времени передававший представление о земном шаре. О том, как ученый создавал свой глобус, он рассказывал сам: «Я начал с уточнения расстояний и названий мест и городов, основываясь на слышанном от тех, кто по ним странствовал, и собранном из уст тех, кто их видел. Предварительно я проверил надежность материала и принял меры предосторожности путем сопоставления сведений одних лиц со сведениями других». К сожалению и этот глобус до нас не дошел.

Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом. На нем еще не было Америки, и расстояние между западным побережьем Европы и восточным побережьем Азии было в два раза меньше, чем в действительности.

Уникальным памятником отечественной науки и техники XVIII в. является большой академический глобус, диаметр которого составляет 3 м 10 см. На наружной поверхности его нанесена карта Земли, а на внутренней - звездного неба. Глобус укреплен на железной оси, нижний конец которой упирается в пол, а верхний с помощью специальных растяжек крепится к стенам зала. Внутри глобуса на его оси смонтированы стол и скамья. Здесь могут разместиться одновременно 10-12 человек. С помощью особого механизма глобус вращается вокруг оси, а сидящие внутри зрители, оставаясь на неподвижной скамье, могут наблюдать движение небесных светил. Этот глобус хранится в музее М. В. Ломоносова в Ленинграде.

В настоящее время фигуру Земли представляют в виде эллипсоида, так как экваториальный радиус Земли больше полярного примерно на 21 км. Возникает вопрос, почему же глобусы изготовляют в виде шара, а не эллипсоида?

Решим следующую задачу. Допустим, глобус имеет диаметр 50 см. На какую величину экваториальный радиус на таком глобусе больше полярного? Это можно определить, пользуясь следующим соотношением:

R/ΔR = r/Δr,

где R - средний радиус Земли, r - радиус глобуса; ΔR, Δr - разности экваториального и полярного радиусов Земли и глобуса.

Из этой формулы следует, что разность экваториального и полярного радиусов глобуса составляет

Δr = (ΔR/R)r = 21/6370*25 = 0,1 см.

Понятно, что такое малое расхождение радиусов глобуса не может быть ощутимо. И действительно, с космических высот наша планета представляется правильным шаром с затуманенными из-за наличия атмосферы краями.

Неровности земной поверхности также не отобразятся на глобусе. Даже такая величайшая вершина мира, как г. Джомолунгма, и та будет на глобусе незаметной песчинкой высотой несколько микрометров.

Обычно масштабы глобусов очень мелкие - 1:30-1:80 млн., но в отдельных случаях, например у музейных глобусов, они составляют 1:10 млн. и крупнее. Такие глобусы иногда делают рельефными, но рельеф на них изображают в значительно укрупненном масштабе.

Параллели и меридианы, проведенные на глобусе, образуют своеобразную сетку, которая называется географической. Относительно этой сетки на поверхности глобуса изображены моря и океаны, материки и отдельные страны. Вследствие этого глобус обладает замечательными свойствами. Он не только наглядно представляет фигуру Земли, но и дает правильное представление о положении на земном шаре полюсов и экватора, а также основных частей земной поверхности: материков, океанов, морей, островов и других крупных объектов. Изображение Земли на глобусе имеет свойства равномасштабности, равновеликости и равноугольности. Это значит, что все линейные размеры даются на нем с одинаковым уменьшением, формы фигур подобны действительным очертаниям на земной поверхности, а площади всех объектов, показанных на глобусе, пропорциональны их действительным площадям на земном шаре.

Глобус как картографическая модель земного шара позволяет рассматривать Землю как бы со стороны, но не издалека и не окутанную в облачный покров, какой она видна из космоса, а расположенную рядом, доступную для непосредственного изучения, измерений и решения различных задач.

Глобус, безусловно, дает самое верное представление о взаимном расположении материков и океанов, рек, городов, гор. Но с этой моделью нашей планеты не очень удобно работать. Глобусы при всех своих достоинствах очень мелкомасштабны и громоздки. Так, если бы глобус был изготовлен в масштабе 1:1000000, то он имел бы диаметр 12,7 м. Кроме того, на нем трудно производить линейные измерения, определять плановые координаты точек, наносить на него изображения географических объектов. Да и пользоваться глобусом не всегда удобно - ведь его нельзя напечатать в книге или на отдельном листе. Поэтому-то глобусы имеют меньшее распространение и применение, чем карты, которые более удобны для использования и хранения.

Как пользоваться глобусом

Глобус обладает такими свойствами, каких не имеет и не может иметь ни одна географическая карта. Его мас­штаб постоянен во всех местах и по всем направлениям. Полное подобие изображения на глобусе действитель­ным очертаниям объектов позволяет легко определять истинные размеры любых частей поверхности Земли и сравнивать их. На глобусе можно измерять площади и расстояния, определять географические координаты пун­ктов, направления на стороны горизонта и т. д.

Работать с глобусом наиболее удобно, когда он на­ходится в ориентированном положении. Обычно ось гло­буса устанавливают не вертикально, а под углом 66°33" к горизонтальной плоскости. Многие считают, что тем самым задано его ориентирование. Но это не так. Гори­зонтальная плоскость совпадает с плоскостью орбиты только на одной широте - на полярном круге. Только здесь мы можем ориентировать глобус, направив север­ный конец его оси в Полюс мира. На всех других широ­тах обычный глобус не ориентируется.

Для того чтобы ось глобуса была параллельна оси Земли в любом месте, нужно угол наклона оси к гори­зонтальной плоскости сделать равным широте этого мес­та. Так, например, в Москве, расположенной на 55°45" с. ш., угол наклона оси глобуса должен быть 55°45", а на Северном полюсе ось глобуса должна занять строго вер­тикальное положение.


Рис. 29. Ориентирование глобуса на широте Москвы: а - с помощью клиновой подставки; б - с помощью цилиндрического кольца

Ориентирование глобуса можно выполнить следую­щим образом. Установите глобус так, чтобы населенный пункт, где вы живете, был в зените, т. е. на самом вер­ху. В таком положении подложите под основание глобуса какой-нибудь предмет, и ваш глобус будет ориентирован. Впрочем, подставку вы можете сделать заранее из треугольного бруска, подобного показанному на рис. 29, а. Угол у основания этого бруска должен соответствовать разности величины угла наклона оси глобуса и значения широты вашего населенного пункта. Если, например, вы живете на широте Москвы, то разность составит примерно 11°(66°33" - 55°45").

Работая с глобусом, вы, наверное, убедились, что по нему трудно изучать континенты и моря Южного полушария. В самом деле, чтобы, например, изучить Антарктиду, а тем более определить координаты антарктических станций и других объектов, нужно перевернуть глобус, придерживая его за основание. Попробуйте в таком положении выполнять на нем какие-либо измерения! Здесь рекомендуем воспользоваться следующим советом. Открутите винт, скрепляющий глобус с осью, выньте глобус и установите его на специально изготовленной подставке в виде широкого цилиндрического кольца (рис. 29, б). Такую подставку можно легко и быстро изготовить из мягкого картона или толстой чертежной бумаги. Размер окружности должен быть примерно равен параллели 40°. Кольцевая подставка служит очень хорошим приспособлением для работы с глобусом в любой его части. Она дает возможность произвести ориентирование глобуса для любого географического пункта. Поворачивая глобус в кольце, мы можем устанавливать его в такое положение, в котором хорошо обозревать любой материк, любую часть акватории моря и выполнять необходимые измерения.

Расстояния по глобусу можно измерять тонкой металлической линейкой или натянутой нитью. Полученное расстояние в миллиметрах затем переводят в соответствии с масштабом в действительное расстояние в километрах. Нужно только следить, чтобы линейка или нить плотно прилегали к поверхности глобуса и проходили по кратчайшему пути между заданными пунктами, т. е. по дуге большого круга.


Рис. 30. Кольцевые шкалы и способ определения географических координат по ним

Очень удобно измерять расстояния по глобусу с помощью отсчетного кольца, которое легко изготовить самим. Узкую полоску толстой бумаги склеивают в кольцо, размер которого точно равен диаметру глобуса. С внешней стороны кольца на половине окружности наносят 20 делений, каждое из которых соответствует 1000 км (рис. 30, а). Полученные интервалы делят точками на сотни километров. Для измерения расстояния между пунктами кольцо надевают на глобус и разворачивают так, чтобы край шкалы проходил через оба пункта, причем нулевой индекс должен быть совмещен с одним из пунктов. В таком положении отсчет по шкале против другого пункта показывает расстояние между ними.

На второй половине окружности кольца можно нанести градусную шкалу от 0 до 90° в обе стороны (рис. 30,6). По этой шкале определяют географическую широту пунктов. Снимем глобус с оси и наденем на него кольцо так, чтобы край шкалы проходил через центры отверстий, на которые надевается ось, и через заданный пункт, а нулевой штрих совместился бы с линией экватора. Отсчет по шкале против пункта указывает его географическую широту. Для определения долготы подклеим полоску бумаги к кольцу против нулевого штриха, как это показано на рисунке. На этой полоске даются градусные деления интервала между двумя соседними меридианами по экватору, причем оцифровка их для восточной долготы должна идти справа налево, а для западной долготы - наоборот. В примере на рис. 30, в пункт А имеет следующие координаты: 12,5° с. ш., 45,5° в. д. Точность их определения зависит от масштаба. Большой глобус позволяет определять их с точностью до десятых долей градуса. Их можно отсчитать по нашей шкале на глаз.

Если два пункта находятся на одном и том же меридиане, то, определив их широты, можно узнать расстояние между ними. Так Москва и Аддис-Абеба имеют примерно одну и ту же долготу 38° в. д. Определим их широты: B1 = 55,8° с. ш., В2 = 9,1° с. ш. Разность широт составит протяженность дуги меридиана в градусах. Известно, что 1° дуги меридиана соответствует 111 км. Значит расстояние между городами равно примерно 5180 км (46,7-111). Определив это же расстояние по шкале кольца, вы убедитесь в правильности наших расчетов.

Не всегда можно быстро дать ответы на вопросы, какой из двух пунктов расположен южнее или какой пункт находится западнее. Глобус позволяет это сделать. Например, какой город и на сколько градусов находится южнее, Ялта или Владивосток? На первый взгляд, кажется, что Ялта находится южнее. На самом деле не так. Измерим по глобусу географические широты городов, и у нас получится, что Владивосток расположен южнее Ялты на 1,3°.

Куприн А.Н слово о карте 1987

Моделью, наиболее близкой к фигуре Земли, является глобус. Глобусы отличаются от карт тем, что для их математи­ческого построения используются другие математические за­коны, отличные от картографических проекций.

Глобус (от лат. globus - шар) - уменьшенная шаровидная модель Земли, другой планеты или небесной сферы с нанесенным картографическим изображением ее поверхности, сохраняющим гео­метрическое подобие контуров и соотношение площадей.

Так же как и для карты, при составлении глобуса исполь­зуются условные знаки и законы обобщения объектов и явлений. Как и карты, они различаются по тематике (общегеогра­фические и тематические - политические, геологические и др.), масштабу и назначению (учебные, справочные и др.).

1.4.1 .Свойства глобуса ;

1. Географические карты учитывают особенности фигуры Земли. Она представляет собой геоид - неправильную фи­гуру, которая не может быть описана единым алгоритмом. Наиболее близкая геометрическая фигура к геоиду - эллипсо­ид вращения. Почему же для построения глобуса условно при­няли Землю за шар? Потому, что разница в величинах осей земного эллипсоида слишком мала - всего около 43 км. При очень мелком масштабе модели этой величиной можно пренебречь. Чаще всего используют глобусы масштабов 1:80 000 000 - 1:30 000 000. Разница в длине осей эллипсоида в этих масштабах будет составлять от 0,5 до 1,5 мм. Выдержать такую разницу в осях при создании глобуса практически невозможно, поэтому глобус - шар. В отличие от карты - это наиболее точная модель Земли.

2. Поверхность глобуса, как правило, ровная. Рель­ефные глобусы изготавливаются редко, чаще всего лишь от­дельные части модели Земли в крупном масштабе. На глобусе масштаба 1:30 000 000 высочайшая горная система Джомо­лунгма (8848 м) должна была бы иметь высоту 0,34 мм. Безу­словно, добиться такой разницы в высотах на поверхности от­носительно небольшого шара практически невозможно, да и нет в этом необходимости. Следовательно, ровная (округлая) поверхность глобуса практически оправдана.

3. Если принять глобус за шар, то его оси будут равными во всех направлениях, а меридианы и параллели - окруж­ности. Это легко объяснить: линия пересечения поверхности шара плоскостью в любом направлении - окружность. Если плоскость сечения проходит через центр Земли, то образуется большой круг. Большими кругами являются линии меридиа­нов и экватора. Радиусы всех меридианов равны между собой.

Если секущая шар плоскость не проходит через центр Зем­ли, то линии пересечения ее с плоскостью образуют малые круги. Все параллели, кроме экватора, - малые круги, цент­ры которых лежат на оси вращения Земли. Радиусы их умень­шаются от экватора к полюсам.

4. Углы между меридианами и параллелями -прямые в любой точке глобуса, т. е. соответствуют углам между ними на поверхности Земли. Следовательно, на глобусе отсутствуют ошибки в изображении углов между направле­ниями.

5. Масштаб глобуса в любой его точке одинаков, поэтому промежутки между параллелями на всех меридианах и между меридианами на одной параллели равны (последние уменьшаются от экватора к полюсу). Постоянство масштаба глобуса говорит об отсутствии ошибок в длинах линий в лю­бом направлении, т. е. измеренное на глобусе расстояние - истинное.

6. Отсутствие ошибок в длинах линий и углах позволяет строить на поверхности глобуса любую фигуру, подобную такой же фигуре на поверхности Земли. Таким образом, мож­но говорить, что на глобусе передаются без искажений фор­мы объектов - морей, материков, стран, болот, контуры лесов и др

7. При отсутствии искажений в углах и длинах линий в любой точке глобуса не искажаются и величины, площа­дей. Они будут пропорциональны соответствующим площа­дям на поверхности Земли.

Основной пользователь глобусов - школа. Глобус дает школьникам, особенно младших классов, наглядное представ­ление о Земле, формах и относительных размерах материков и океанов. В школах можно применять глобусы разных масш­табов. Однако предпочтение следует отдавать глобусам масш­таба 1:30 000 000, поскольку их содержание можно хорошо читать с дальних парт класса.

Используют глобусы и в других отраслях деятельности, например в навигации - водной, воздушной, космической. В последней используют самоориентирующиеся глобусы для определения местонахождения космического корабля в дан­ный момент времени.

По глобусу можно планировать маршруты полета самолета из одного пункта Земли в другой. Для этого нужно приложить нитку к началу и концу маршрута на глобусе и натянуть ее. Нитка ляжет ровно по дуге большого круга - это будет крат­чайшее расстояние между пунктами, которое называется ор­ тодромией.

Если по пересечениям с линиями географической сетки пе­ренести ортодромию на карту, то почти во всех случаях полу­чим большую по длине кривую линию.

С учетом рассмотренных выше свойств глобуса, а именно отсутствия искажений по всем направлениям, можно сделать вывод, что разница в длинах линий на глобусе и карте есть величина искажения на карте.

Наряду с глобусами Земли изготавливают глобусы Луны и планет, а также глобусы небесной сферы, изображающие не­бесную сферу с наиболее яркими звездами на сетке экватори­альных координат.

Глобусы, выполненные из пластика, с внутренней подсвет­кой, передают на общегеографическом фоне политико-адми­нистративное деление земного шара.



Тема: «Глобус - модель земного шара».

Цели и задачи урока:

  • Способствовать формированию понятий: «глобус-модель земного шара», «океан», «материк», «экватор», «параллели», «меридианы».
  • Формировать у детей мотивации к обучению, к саморазвитию.
  • Развивать мышление, внимание, память, коммуникативным навыки взаимодействия в группе, расширять словарный запас, кругозор учащихся.
  • Воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, чувство любви к Планете Земля.

Оборудование: мультимедийный проектор, 2 глобуса, стикер наклеивающийся в виде флажка, раздаточный материал для 2х групп.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте дети! Сегодня на уроке географии, мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.

Начинается урок,

И пойдет он всем нам впрок,

Постарайся все понять,

Учись тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Проверка домашнего задания.

Но прежде чем наш полёт начнётся, нам необходимо собрать команду, которая будет готова к полёту. А для этого давайте ответим на вопросы:

Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе? (12 апреля 1961 - летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)

Что такое звезда?

Что такое солнечная система?

Что такое планета? (Земля – это 3 планета солнечной системы).

Назовите спутник Земли. (Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

Какие планеты солнечной системы вы знаете?

Молодцы! Все справились и наш космический корабль готов к путешествию!

Внимание, взлет!

И наша ракета

Помчится вперед!

Как говорил Гагарин:

«Поехали!»

III. Сообщение темы урока.

Откройте бортовые журналы (учебники) на стр. 91, посмотрите не рис. 79. Какой мы видим землю из космоса? Каким она цветом? Какой формы? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли? (Глобус).

Тема урока: Глобус – модель земного шара.

С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

III. Работа по теме урока .

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И не любит искажения (Глобус) .

Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает? (Круглый, шарообразный, шар.

Верно. Глобус в переводе с латинского – шар. Первый, кто сказал, что земля шар - Аристотель - за 350 лет до н.э. Первый, кто определил радиус Земли - Эратосфен - за 220 лет до н.э.

Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он был из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

А известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю? (Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать).

Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами? (Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки).

Голубой, синий цвет – это вода. На земле много океанов и морей.

Коричневый, зелёный цвет - это вся суша и горы.

Темно-синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы.

Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение? (Внутри находится штырь).

А как при этом расположен глобус? (Он наклонен).

Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус- уменьшенная копия Земли.

Как вы думаете, почему его сделали вращающимся? Нам с вами кажется, что вращается Солнце и звезды. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси. (Происходит смена дня и ночи).

IV. Физкультминутка

А теперь не пора ли нам совершить выход в открытый космос?

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

V. Практическая работа

Сейчас мы с вами переместимся в космическую лабораторию и проведём несколько исследований. Перед этим прошу вас разделиться на 2 группы. Практическая работа (по группам):

Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку- стикерс).

Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

Если вы выполнили задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название. (Эта линия называется ЭКВАТОР).

Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте. (Это самая верхняя и нижняя точки).

Кто знает их названия?(Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида)).

На какой полюс показывает стрелка компаса? (Северный).

Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,

Кривая, ярко – синяя.

Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

Где там Север, а где Юг.

В каком полушарии мы живем? (В северном).

Какие ещё есть линии на глобусе?(На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии).

Есть ли такие линии на земле? (Таких линий на Земле нет).

Как называются линии на глобусе, которые, как пояски? (Параллели).

А как называются линии, которые идут сверху вниз? (Меридианы).

Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

VI. Загадки.

Внимание! Внимание! Борт-проводник получил из космоса послание от инопланетян:

Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках

Моря и океаны

Тайгу, вершины гор в снегах

Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч

Но только он учебный

А вот теперь скажи, трюкач

Что за предмет волшебный?

(глобус)

Вокруг неё Земля вращается,

А утро с ночью не встречается (ось)

На Земле живут две точки,

Обе в беленьких платочках (полюса)

VII. Работа в группах.

Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать.

Модель Земли - _________________ .

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________. На земном шаре _______ океана и _______ материков.

Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю. О чём говорят нам последнее предложение?

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского

«Ты береги нас».

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.

VIII. Домашнее задание.

Стр.

Подготовить интересный вопрос, загадку по теме нашего урока.

IX. Итог урока:

С чем познакомились на уроке?

Что нового узнали?

А что же такое глобус?

Вам понравился урок?

X. Рефлексия

У каждого ребенка рисунок инопланетянина.

Красный инопланетянин - на уроке было интересно, легко.

Желтый инопланетянин – на уроке испытывал затруднения.

Коричневый инопланетянин - на уроке скучно, трудно, я ничего не понял, не запомнил.

Это слово в переводе с латинского означает_____________.

Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

Модель Земли - это _________________ .

Это слово в переводе с латинского означает_____________.

На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена ___________, белым _____________.

Главный пояс Земли - это ___________________. На глобусе есть горизонтальные и вертикальные линии, которые называются _____________и __________________.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

Слайд 2

История глобуса

Глобус с латинского языка globus означает «шар». Глобусом называется шарообразная модель планеты или небесной сферы.
Первый упоминаемый в литературе земной глобус - глобус Кратеса из Пергамы - был сделан во II в. до н.э. Однако ни сам глобус, ни его изображение не найдены.

Слайд 3

Первым из сохранившихся считается глобус, изготовленный в 1492 г. немецким географом М. Бехаймом. На нем еще не было Америки, и расстояние между западным побережьем Европы и восточным побережьем Азии было в два раза меньше, чем в действительности. Называли эту модель Земли «Земным яблоком».

Слайд 4

В XVI-XVII вв. глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных и купцов. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий.
Говоря об истории создания глобусов, нельзя не упомянуть о глобусах-гигантах. Один из них - глобус-планетарий диаметром 3.1 м и весом 3.5 т - находится в Санкт-Петербурге в музее М.В. Ломоносова. Он был изготовлен известным европейским географом А. Олеарием (1599-1671) и мастером А. Бушем в 1650-1664 гг. для герцога Фридриха III.

Слайд 5

Глобусы-гиганты

Он был создан как глобус-планетарий. Он был расписан снаружи - изображение земного глобуса, изнутри - звездное небо со всеми созвездиями. Глобус-планетарий вращался с помощью водяного колеса и гидравлического привода, совершая один оборот в сутки.Внутрь шара вела четырехугольная дверь.

Слайд 6

Идея создания глобусов-гигантов не оставляет архитекторов и инженеров. В Италии сооружен 10-метровый вращающийся “Глобус Мира" весом 3.5 т, а в Нью-Йорке на Всемирной выставке 1964 г. демонстрировался самый большой в мире глобус - Унисфера. Стальной шар диаметром 37 м весил более 400 т.

Слайд 7

В Нью-Йоркском Корона парке находится необычная достопримечательность.

Слайд 8

Глобо де Эриксон (GlobodeEricsson) – самая большая модель солнечной системы, расположенный в Стокгольме.

Слайд 9

Eartha

Eartha (так называется глобус) ровно в миллион раз меньше оригинала, и каждый дюйм его поверхности соответствует 26 километрам реальной Земли. Глобус с высокой достоверностью отражает земной рельеф, расположение крупнейших транспортных магистралей и населённых пунктов.

Слайд 10

Есть и такие необычные глобусы

  • Слайд 11

    Глобус из лего

  • Слайд 12

    Маппариум

    В Бостонской библиотеке Мерри Бейкер Эдди есть гигантский шар Маппариум, выполненный из стекла. Внутренние стенки шара представляют собой гигантскую политическую карту мира со сверкающую цветной подсветкой и огоньками городов. Глобус изнутри.

    Слайд 13

    Экватор и меридианы

    Изучая нашу планету следует знать некоторые понятия.



  • Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!