Предмет и метод отечественной истории. I

Предмет и задачи курса отечественной истории.

История в переводе с греческого означает «повествование, рассказ о прошедшем, узнанном, исследованном», - это всякий процесс развития природы и человеческого общества; это наука, изучающая прошлое человечество, его развитие во всем многообразии.

Исторические источники могут быть:

Вещественными (археологические раскопки); - письменные (летописи, книги);- изобразительные (картины, гравюры);- фонические (звуковые записи)

Задача нашего курса знать свою историю, уметь ориентироваться в сложных процессах общественно-политической, социально-экономический и культурной жизни России.

Курс о/и выполняет ряд функций: познавательная, политическая, мировоззренческая, воспитательная.

Основателем русской исторической школы можно считать монаха-летописца Киево-Печерской лавры Нестора, который жил в конце 11 – начале 12 веков («Повесть временных лет»). Среди других крупных историков России можно назвать Татищева, Карамзина, Соловьева, Ключевского, который считал, что в основе исторического развития лежит совершенствование человеческого духа. Первым русским материалистом, который в основу исторического развития положил смену форм хозяйства был Радищев. Крупными историками советского периода были Греков, Рыбаков, Зенин, Тихомиров и др.

История выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении исторического пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с пози­ций историзма, отражении всех явлений и процессов, состав­ляющих историю России.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История создает доку­ментально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. История, является фундаментом, на котором основана наука об об­ществе.

Периодизация Отечественной истории

Для изучения отечественной истории необходима периодизация, т.е. установление периодов времени, этапов, в течении которых происходят какие-либо существенные изменения в развитии государства.

Автором первой периодизации о/и стал Татищев, который в ее основу положил самодержавие и силу власти. Карамзин – состояние государственности и смену правящей династии. Соловьев – борьбу государства и родового начала. Ключевский – рост территории государства, практику жизни и состояние государства.

Современная о/и учитывает: господствующее формы социально-экономических отношений, тип организации власти и общества, специфику культуры.

Основные этапы:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX -начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха националь­ного возрождения (нач. XII - сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформле­ние строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сослов­ной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления обще­ственно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 - февраль 1917);

8) период революционного безвременья после паде­ния романовской монархии - тотальный кризис всех сфер отношений (февраль - октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти - время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной экономики, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР
(1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной экономики и проверка ее на прочность в годы Великой Отечественной войны, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в экономике, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка - трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).

Восточные славяне в древности

Великого переселения народов» (4-6 в.в. н.э.). Это была массовая миграция народов Евразии под влиянием движения кочевников, гуннов из центра Азии. Двигаясь на запод гунны вовлекали в свое движение практически все народы этого континента и они уходили со своих обжитых мест. Славяне жили в Европе в районе Карпат, Прикарпатье – это бала европейская родина славян земля Вене . Славян называли венеды . Они разошлись в трех направлениях, образовав три ветви:

1) Западные славяне – поселились на реках Одори, Висла, Эльба (чехи, славаки, морабы, ляхи (поляки)

2) Южные славяне – ушли на Дунай и Балканы в центральную юж. Европу (сербы, хорваты, черногорцы, балгары)

3) Восточные славяне - ушли на восток Днепр, Ока, Волга и заселили великую Русскую равнину. Это наши предки, которые заложили основу древнерусской народности. Начало формирования в 6 веке и закончилось в 10 веке. Стерлись межплеменные различия, а племен было около сотни.

Происхождение слова словяне – посланцы земли Вене (слы-вене), так стали называть венетов византийцы (греки), а вслед за ними и другие народы.

Образ жизни восточных славян

Словяне жили кровно родственными общинами. Кровные (родственные) связи заставляли главную общину называть вервь (веревка) на севере, мир – на юге. Эти слова говорят о взаимовыручке, вервь – это не только веревка, но и кругов порука. Общины объединились в роды, а роды в племена. Поляне – жители полей на середине Днепра (Киев), Кривичи – верховье Днепра (Смоленск), Вятичи – жители лесов (мы) и тд., 100 племен.

община-------род------племя-------союз племен

Союз племен

С 16 века за нашим государством закрепилось греческое слово для обозначения Руси – Россия. Наши предки селились на высоких берегах рек, строили деревни (место, где много деревьев) потому что главными путями сообщения были реки и два торговых пути освоили восточные славяне:

Торговля являлась важной отраслью, так же как и война. Торговля – гостьба, торговец – гость, погосты – первые перевалочные торговые пункты. Первые города возникли из погостов – Киев, Новгород великий, Смоленск, Мурманск и др. (20 городов). Торговали мехами, продуктами промыслов, рабами. Войны вели для поимки рабов (пленников), которые не использовались в домашнем хозяйстве, но были объектом торговли на юге Византии и в Арабских странах. Занимались сельским хозяйством в полях на юге в степной зоне – земледелие, в лесной зоне – подсечноогневое земледелие (малоэффективное).

Управление политической системы – словяне жили строем родовой военной демократии (народовластие), высшим органом управления было народное собрание вече – происходит от слова вещать (говорить), право выступления перед народным собранием у каждого мужчины. Формируется военное ополчение (вои) воин. Строй военной демократии начинает в этот период выделять особое сословие профессиональных воинов – бояре, тот кто воюет, т.е. бойцы конники. Они собираются в дружины и из своей среды выдвигает предводителя конный воин предводителя боярской дружины – конязь и князья с дружинами получали право корма, право сбора дани с тех общин, которые они защищали. Не редко князья становились верховными управителями (верховная знать).

Культура киевской руси

Язычество- комплекс первобытных воззрений, верований.поклонялись духам лесов. Огромное значение преобретал род-земледельческое божество управлявшее дождями.свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклере- сказках, пословицах в 10-11 в. Складывается былинный эпос. в 10 в.- письменность- кириллица. важная роль- летописание.В периуд рассцета киевской руси 1 место принадлежало монументальной живописи- мозаике и фреске.

Возвышение москвы

первое упоминание о Москве 1147 год – летописное свидетельство о том, что Юрий Долгорукий устроил на Москве пир в честь Черниговского князя Олега (княжеский поселок). Московское княжество выделилось из состава Владимирского в 70 г.г. 13 века и первым князем московским стал младший сын Невского Даниил Александрович. Возвышение Москвы, т.е. превращение ее в центр Руси, собирание во круг нее русских земель началось с Ивана Калиты в 1327 году. Иван Калита с помощью татарских войск подавил антитатарское восстание в Твери и в знак благодарности от Хана Узбека получил право:

На Владимирский ярлык (стал старшим князем Руси, отвоевав это право у тверского князя)

Получил право сбора дани со всех подвластных орде русских земель. Ликвидация баскачества. В его руках сконцентрировалось все богатство, но не все это богатство он переправлял в орду, а что утаивал направлял на расширение московских владений

Привлекал переселенцев (крестьян, бояр, дворян из других княжеств и освобождал их от налогов, боярам предоставлял вотчины)

Расширял владения путем покупки земель к Москве

При Иване Калите в состав московского княжества вошло 97 сел и городов (в начале правления только 4). Можайск, Коломна, Тула, Великий Устюг, Галич:

100 – 200 км. Радиус владений. В знак независимости от хана он первый возвел дубовый кремль, при этом нарушил закон хана. Огромные деньги отчислял на возрождение русских городов и ремесленников. С 14 века русские ремесленники освоили литье чугуна, пушек и у Москвы появилась артиллерия. В 1328 году он переманил метрополита Петра из Владимира и Москва стала религиозной столицей. 1325 – 1340 г.г. – годы княжения Ивана Калиты в Москве. Внук его Дмитрий Иванович Донской (1362 – 1389 г.г. княжение в Москве). Куликовская битва первое генеральное сражение русских с монголотатарами. 8 сентября 1380 г. Она развеяла миф о непобедимости татарского войска. Русские княжества выступили в этой битве совместно. Руководителем был Дмитрий Донской. Это была гигантская по масштабам битва, около полумиллиона человек участвовали с обеих сторон, половина погибли. Русь на многие годы обескровлена и не могла противостоять новой битве татар и через два года возобновила уплату дани орде. Дмитрий Донской продолжал дело своего деда: расширял московское княжество. Присоединил Мурманское и Нижнегородское княжество. В 1367 году Дмитрий поставил белокаменный кремль. Эти стены позволили выдержать осаду литовских и тверских войск, которые выступали в союзе и боролись за лидерство Москвы, но в 1375 году Дмитрий Донской одержал окончательную победу в московско – тверской войне и Тверь окончательно признала за Москвой первенство. В 1389 году умирая, Дмитрий Донской впервые завещал свое княжество по духовной сыну своему Василию. Этим самым он прекратил традицию поездок за ярлыками. Таким образом к концу 14 века Золотая орда вступает в полосу упадка, в ней начинается междуусобная борьба ханов за власть. Этим ослаблением воспользовались московские князья, которые утвердились как старейшие (первые) на Руси, приняли титул Владимиро – Московских и победили своих соперников: тверичей и литовцев. Однако западно и южнорусские княжества в 14 веке охотно приняли поданство Литвы, поскольку та не платила дань Орде, таким образом к концу 14 века Русь оказалась разделенной на зону платившую дань, подвластную Владимиро – Московским князьям и на области Литовско – Польского владычества, а единый русский народ разделился на:

Русских (великороссы)

Белорусы (Литва)

Малоруссы (зона владения Польши)

Образование Московского гос-ва

Город Москва до нашествия татар был небольшим пограничным поселком Владимиро-Суздальского княжество. В 1147 году отмечается первое упоминание Москвы, когда один из сыновей Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий был князем северо-восточной Руси. Приставку Долгорукий он получил в результате присоединения к Москве Мурома, Рязани, части земель по берегам Волги, а так же основал ряд новых городов, построил церкви (в 1954 году в Москве был построен памятник Юрию Долгорукому, основателю Москвы).

Однако, подлинным основателем Москвы, которая стала центром новой Руси, был младший сын Александра Невского Даниил. При нем Москва стала самостоятельным княжеством (1276 год). За 3 года Даниил вдвое увеличил территорию Московского княжества, которое стало крупнейшим на северо-восточной Руси.

Сын Даниила Иван I Калита был довольно жестким дипломатом. Он получил ярлык на Великое княжение, перевел митрополита из Владимира в Москву, которая становится не только религиозным, но и идеологическим центром Руси. Калита поучил право на сбор дани со всех княжеств для монголов, часть из которой он утаивал.

Дмитрий Донской (внук Ивана Калиты) после Куликовской битвы (1380 год) становится национальным вождем. При нем уменьшается размер дани монголам, признается политическое главенство Москвы, которая становится столицей русских земель. При нем в Москве строится белокаменный Кремль, единственный Кремль на северо-востоке. Он сумел передать Великое княжение своему сыну Василию I без монгольского ярлыка.

Завершение объединения русских земель происходит в 14 веке. Иван III (правнук Дмитрия Донского) и его сын Василий III прекратили выплату дани монголам. К Московскому княжеству были присоединены Новгород, Тверь, Псков, Смоленск, Рязань. С 15 века Московское княжество – крупнейшее государство в Европе. Получило название Россия.

1497 год – Иваном III принимается судебник, сборник юридических законов того времени, где наряду с другими статьями вводится Юрьев день (26 ноября) – день возможного перехода крепостных от одного хозяина к другому.

Государственная власть представляла собой монархию. Иван III объявляет себя царем, государем с византийским великолепием (трон, скипетр, держава, оплечья с драгоценными камнями, шапка Мономаха). Была оформлена идеологическая доктрина: Москва – третий Рим, а четвертому не бывать, т.е. Московские митрополиты и цари принимают наследство от византийских и римских императоров. Москва становится центром православия всего мира. Начинает складываться государственный аппарат управления: боярская дума (совещательный орган), Дворец и казна. Во главе уездов ставятся наместники.

Внешняя политика 16 века

При Иване Грозном были расширены границы. Первые дипломатические контакты с Англией. Расширение границ:

Восточное направление – борьба с татарскими ханствами за Поволжье, Приуралье и Сибирь. Начало завоевания с 50-х г.г. с завоевания Казани и Астрахани, к началу 80-х г.г. в составе России находилась территория до Урала и началось проникновение в Сибирь. Первые отряды русских казаков снаряжали на купеческие деньги, а в 90-х г.г. царские власти начали завоевание в южном направлении

Южное направление(90-е г.г.). крымско – татарское ханство, с ним Россия не отважилась воевать, поскольку крымский хан принял подданство Турции, самого могущественного государя. Но здесь построили линию засеки – пограничную линию для защиты от набегов (она шла Орел – Белгород - Тула) и представляла собой лесоповал. Крымский хан сжигал не раз Москву.

Западное направление – задача завоевать выход к Балтике (незамерзающие порты). Преграждают выход Левонский рыцарский орден, основавшийся на землях Латышей и Истонцев. Левонцы платили арендную плату русскому царю за владение городом Юрьев (Истонский город Тарту). В 1558 году левонцы отказались от уплаты Юрьевской дани и Иван Грозный счел это удобным поводом для начала войны против Левонией, она продолжалась до 1582 года. Измотала все ресурсы страны и была не удачной, хотя русская армия уничтожила Левонию. Россия не воспользовалась плодами победы и Левонские земли поделили Польша и Швеция.

Эпоха Василия Шуйского

Новый Лжедмитрий (Тушинский вор) к 1609 г. войска Шуйского разбили войска Лжедмитрия II. 1607 г. Крестьянская войналидер Иван Болотников. Он собирал чернь и призывал громить бояр и помещиков. Сам Болотников называл себя воеводой Дмитрия. Начинается польская интервенция – король Польши Сигизмунд III осадил Смоленск. Шуйский пригласил шведов для помощи. Бояре решили пригласить на престол сына Сигизмунда Владислава (1610 – 1612 г.г. – семибоярщина). Спасло народно – патриотическое движение, идеологом выступала православная церковь. Русские города вступили в переписку и стали собираться в отряды, координацию возглавил Кузьма Минин, под руководством Пожарского, к марту 1612 года ополчение выступило по направлению к Москве из Нижнего Новгорода, и к лету 1612 года подошли к Москве. В составе ополченцев сформировалось правительство. Битва была долгая, последние польские отряды покинули Москву поздней осенью 1612 года. 27 февраля 1613 года Земской Собор избрал на трон Михаила Романова и он основал трехсотлетнюю династию. 27 февраля 1917 года – произошла революция и Николая свергнули с престола.

Политика России в 17 веке.

новая форма государственного абсолютизма – неограниченная монархическая форма власти, при которой государю принадлежит неограниченная полнота всей страны, осуществляли эту власть, опираясь на армию центролизованный бюрократический аппарат и дворянство. В России утверждение абсолютизма заключалось:

1) Падение значения Земских Соборов, их прекратили созывать с середины 17 века

2) Демократизация боярской думы, увеличение в ней дворянской прослойки

4) Увеличение числа приказов, появление новых («Приказ тайных дел», «Счетная палата») и все управление лично подчинялось государю

При Михаиле Федоровиче завершилась польская и приходит окончание шведской интервенций. При первом Романове, не смотря на многочисленные войны Россия расширила свои связи с Западом. После его смерти на престол вступил Алексей Михайлович (Тишайший). Крупнейшим событием стало принятие Земским Собором в 1649 году «Соборное уложение» . Новый свод законов, который оформил правовой статус (положение) всех сословий России и подвел итог процесса закрепощения крестьян, отныне они стали полной собственностью феодалов, теряли все юридические права. Отменился Юрьев день, бессрочным становится розыск беглых крестьян (феодал мог продать крестьянина). Этим законом положение бояр и дворян уравнивалось. Дворяне получили право наследования поместья, при условии, что сын продолжает службу отца. Торговые люди (купцы) впервые получили право выезда за границу. Городской люд (горожане – ремесленники, торговцы, мелкие лавочники) приписывались к месту жительства и профессии, а в городах все население равномерно было обложено государственным налогом. В 17 веке начинается развитие капиталистических отношений, это выражалось:

Появление частных мануфактур

Росте промыслового хозяйства. Особенно солеварный промысел на русском севере (Вологодская, Архенгельская области)

Формирование общероссийского национального рынка, это проявляло себя в появлении новых форм торговли Всероссийские ярмарки , куда свозились товары со свей страны. Их было всего три: 1. на Урале, 2. под Нижним Новгородом, 3. под Брянском. Традиционными центрами торговли оставались: Москва, Астрахань, Архангельск, Новгород, Псков.

Романовы начали впервые проводить политику протекционизма (защита интересов отечественных купцов, т.е. предприятий). Наглядно эту политику демонстрировал Новоторговый Устав 1667 год. Он вводил безпошлинную торговлю для русских купцов и затруднял высокими таможенными пошлинами торговлю иностранцев. 17 век современники называли бунтарским, массовым восстанием. Городские восстания, которые возникали из-за дороговизны и обесценивания денег. Первый Медный бунт 1662 год в Москве . Крестьянская война под руководством Степана Разина (1660 – 1671). Это было антифеодальное движение с широким социальным составом участников. Повстанцы жгли помещичьи усадьбы и делили земли. Другой вид движения – Церковный раскол (движение раскольников). Началось как религиозное движение, а трансформировалось в антифеодальное. Движение возникло в результате проведения в середине столетия церковно – обрядной реформы под руководством патриарха Никона. Реформа преследовала – достижения единообразия проведения церковной службы и сопровождалось изменением традиционных церковных обрядов. Впервые замена двуперстного креста на трехперстный. Значительная часть русского общества (дворяне, бояре, ремесленники, крестьяне, духовенство, все сословия) не приняли этих новшеств. Были сторонниками старых обрядов (старообрядцы) . Их непослушание привело к расколу церкви, поэтому их еще называли раскольниками. Форма сопротивления раскольников – уход в отдаленные районы (Сибирь, Поволжье) и жизнь в изоляции. Другая форма – самосожжение. Стала массовым, после того, как царь объявил гонения. С оружием в руках отстаивали свою веру. Ожесточенные вооруженные борьбы шли целых 8 лет.

Внешняя политика 17 века

Главное достижение России это присоединение к ней всей Сибири и Дальнего Востока. Основные враги России: Польша, Швеция, Турция. Главные задачи этой борьбы – возврат утраченных в ходе смутного времени земель Смоленской, Новгородской, Псковской, Черниговской. Эти задачи были решены в ходе войн с Польшей и Швецией. Началась освободительная война украинского народа. В ходе национальной освободительной антипольской борьбы под руководством Богдана Хмельницкого Украина воссоеденина с Россией 1654 год. Россия несколько раз воевала с Турцией за крепость Азов.

Середина 13 века

вмести с разрушением Киевского государства, распавшегося на отдельные княжества формируются местные в стиле иконописи архитектуры. Наиболее яркими центрами культуры стали: Владимир на Клязьме, Новгород Великий, Смоленск, Галич. Это обогатило культуру. Наиболее ярким произведением является «Владимиросуздальская» и «Галецкая» летописи. Архитектурный памятник во Владимире сложился свой архитектурный стиль это однокупольная белая церковь, богато украшенная резьбой по камню. . Золотые ворота, кафедральный собор – главный собор на Руси (пятикупольный) – Дмитровская церковь во Владимире преобладание в камне. В Смоленске – церковь Архангела, Петр и Павел.. В русской литературе: патриотические имена, тема плача (причитания о погибшей русской земле), повесть о взятии Батыем Рязани Евпатий Коврит – это герой этой повести. «Слово о погибшей земле Русской» к житию Александра Невского.

Культура 17 век

с обращения к идеальной грекоримской культуре, которая ставила человека на место земного бога и величие человека виделось в его способностях формировать самого себя. Человек мерило себя. Эпоха началась в Италии и в России, всегда связана с интересам к личности человека, к его подвигу жизни, мысли и т.д. На Руси имела особенность тесно переплеталась с задачей освобождения от ига и ростом национального самосознания единства Руси и патриотизма. Идеологом Русского возрождения являлась церковь, а великим деятелем в эту эпоху Сергей Радонежский (идеолог русского возрождения) 1321 – 1391 г.г. основатель Троицко – Сергиева монастыря, заказчик иконы Рублеву. Троица Рублева стала символом единения Руси и единения людей как братьев (шедевр 14 века). В 14 веке возникла густая сеть Русских монастырей в центральной средней Руси. Основными были учения Сергея. Он богославил Дмитрия Донского на куликовскую битву. Феофан Грек он писал ветхозаветные образы, его святые были очень суровы, тогда как образы святых Христа Рублева были радостно одухотворены. Храмы этого века изменили свой облик. В Москве Спасский собор Андронникова монастыря (был ученик Сергея Родонежского). Было развито движение «молчаничество» - принятие обета молчания. Успенский собор на городке в Звенигороде и Рождественский собор Саввино Стороннивский монастырь. Куликовская битва стала предметом воспевания и была создана поэма (Задонщина).

15 век образование единого государства

С снижением авторитета церкви параллельно развивается Еретичество (отступление от христианства).. Строительство в Москве Кремля началось при Иване III. Он из Италии пригласил мастера, который строил. До 15 века мы не знаем ни одного имени (анонимно) кроме Рублева и Сергея. Преображается облик Кремля. Русские города возникали как крепость, оборонный пункт сплод товаров (денег, идеологий) центр культуры. Московский кремль – первый с дубовыми стенами построил Иван Калита, первый белокаменный его внук Дмитрий Донской(14 век). Знаменитые культурные ценности этого века:

Архангельский собор (собор – усыпальница)

Успенский Кафедральный собор

Благовещенский (домовая церковь)

Грановитая палата (первое светское здание получило свой название по убранству) – место приема иностранных гостей, дипломатов

Архитектура в 17 веке.

В конце века возник новый архитектурный стиль – Москвоское барокко . Однокупольные церкви, многоярусные, сочетают церковь и колокольню, расписывался розовым, желтым и украшался резьбой. Церковь покрова Богородицы в Филях

Культура 18 в

Бурно развивается культура, особенно наука, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову (1811 – 1865). Физика, химия, горное дело, история, стихосложение, учредитель Московского Университета. В эту эпоху в России произошла смена изобразительных искусств: на смену барокко приходит классицизм – сначала в литературе, затем в архитектуре. В литературе Ломоносов создал репертуар русских театров Третьяковский, Сумароков, Кантимир. Архитектура в середине столетия. Итальянский архитектор Астрелли последнее и великое здание барокко – Зимний дворец, в эпоху дворцовых переворотов стиль развивался. Скульптура – «Медный всадник» конный портрет Петра – Фальконе, «Самсон, раздирающий пасть льву» - Козловский (алигория полтавской победы).

Реформы Александра 2

2. Городская реформа. (1870) Городовое положение:

создавались городские думы и гор управы во главе с гор головой. Кандидатура гор головы утверждалась губ-тором,выборность была предоставлена по 3 куриям: 1 - промышленники и торговцы (1/3 налогов), 2 - средние предприниматели (1/3), 3 - все гор население. Из 707 губ 621 получили реф-му мсу. Компетенции те же, недостатки те же.

Судебная реформа:

1864 - обнародованы новые суд уставы.ликвидировалась сословная система судов,было объявлено рав-во всех перед законом,была введена гласность судопр-ва,состязательность судопр-ва,презумпция невиновности,несменяемость судей,единая система судопроизводства,создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали уг и гр дела, ущерб по кот-м не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собр-х и утверждались сенатом.

2. Общий суд - состоял из 3 инстанций: 1 - окр суд (в уездах), 2 - губ суд палата, 3 - сенат. Рассм уг и гр дела ущерб по кот-м был >500 руб Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губ собр-х.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды

Военная реформа: 1874 - Устав о воинской повинности

для поднятия компетентности высшего военного рук-ва воен мин-во было преобразовано в генштаб,вся страна была разделена на 6 воен округов,было проведено сокращение армии, были ликвидированы воен поселения,

была отменена рекрутская система набора в армию и введена всеобщая воинск пов-ть. С 21 года. Срок службы составлял 15 лет. Но в в действ армии солдаты служили 6 лет, 7 - для матросов. Были введены льготы по воинск службе: люди с нач обр-м служили 3 года, кто закончил гимназию - 1,5 года, с высшим - неск меяцев. От воинск обяз-ти освобождались, если был 1 ребенок в семье, если имел 2 детей или если на его содерж-ии были престарелые родители.,

были отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Реформа в обл-ти просвещения:

Была продиктована экономич потребностями. Коснулась всех сфер

Реф-ма нач обр-я: В 1863 вышел устав нач народных училищ, он положил начало созданию системы гос нач обр-я для всех категорий нас-я, т.е. сюда допускались все сословия.

Среднее обр-е: В 1864 вышел устав для гимназий.

в гимназии был доступ для всех сословий. Г были разделены на 2 вида: 1. Классич гимназии (для поступления в универ),

программу обучения в гимназиях определяли университеты, что создавало возможность системы преемственности,

в этот перидод получает развитие среднее женск обр-е, начинают создаваться женские гимназии.

женщин начинают допускать в ВУЗы в кач-ве вольных слушателей

Университетское обр-е: Алекс2 предоставил универам болшую свободу. Это было обусловлено новым универс уставом 1863 года. Свободы:студ-ты могли создавать студ орг-ции,получали право создавать свои газеты и журналы без цензуры,в универы допускались все вольножелающие,студ-там предоставлялось право на выбор ректора,было введено студ самоупр-е в виде совета фак-та,создавались системы корпоративности студ-тов и преподов.

Значение реформ

Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации России имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии и политической пассивностью народных масс.

Культура 19-20

«Золотой классический век» – русской литературы. Главная тенденция – демократизация культуры. Демократичность культуры 3 фактора:

1) Творцами культуры стали разночинцы – выходцы из разных сословий (чинов), культура утрачивает дворянский характер.

2) Тема «народа» стала преобладать во всех произведениях.

3) Обострился интерес творческой интеллигенции к народному творчеству собирания, ни одна произведение не обошлось без обращения к фольклору.

Господствовали стили:

1-3 десятилетие – романтизм, с 40-х – реализм.

Романтизм – обращение к возвышенным героическим идеалам, национальному прошлому и фольклору. Пушкин (Онегин), Лермонтов (Печорин).

Реалисты: поздний Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов.

Основоположники русской классической музыки: Глинка, Чайковский.

Основоположники живописи: Репин, Шишкин, Айвазовский.

19 век – высший взлет науки: 1820 – открытие Антарктики. 1869 – менделеевская периодическая таблица.

Февральская революция

Отсутствие у общества возможности влиять на власть - ограниченность возможностей Государственной думы и неподконтрольность правительства (и в то же время ограниченность полномочий правительства).

Император уже не мог единолично решать все вопросы, но мог кардинально помешать вести последовательную политику при этом не неся никакой ответственности.

В этих условиях политика не могла выражать интересы не то что большинства, но и сколько-нибудь значительной части населения, что и вызывало стихийное недовольство, а ограничения на публичное выражение протеста привело к радикализации оппозиции.

1. стране не хватало промтоваров, т.к. 86% ее прод-ции было воен прод-цией

2. транспортный кризис

3. 15,5 млн чел мобилизированных были сосредоточены в городах - острая нехватка продуктов

4. финансовый кризис, инфляция вела к росту цен и снижению зарплаты.

5. с/х кризис

6. усугубился полит кризис. Основные полит лагеря были те же. Правительств лагерь испытывал острый кризис.

· 1916г Россия потерпела поражение в 1 МВ.

· правит кризис проявился в министерской чехорде (за 1916 год сменилось 13 министров)

· дискредитация фамилии Г. Распутина

Либеральный лагерь: заметно левеет.

· октябристы пытаются склонить Н2 отречься от престола в пользу сына Алексея при регентстве брата Н2 Михаила Алекс

· идея создания ответственного министерства

Либеральный лагерь не найдя отклика со стороны царя на свои предложения склоняется на сторону доведения революции до конца.

Соц-дем лагерь: Здесь происходит консолидация сил

25.02.1917 - забастовка переросла во всеобщ стачку

27.02.1917 - Петроград был в руках вооставших. Начинают создаваться революционные органы гос власти, а именно был сформирован вр комитет госдумы и петроградский совет рабочих солдатских депутатов. В ночь со 2 на 3 марта Н2 отрекается от престола в пользу своего брата Михаила, но М отказывается от престола до созыва Учредит собр-я

Итоги революции:

1 завершилась победой. В итоге этой рев-ции в стране установилось двоевластие(Члены Гос. думы образовали временное пр-во, в кот. вошли представ. бурж. партий, гл. образом октябристов и кадетов. Председ. пр-ва стал Г.Е.Львов.

Одновр. социал-демокр. фракция думы, рабочая группа ЦВПК и др. орг. организовали выборы в советы. В советах оказались представлены партии эсеров, меньшевиков, большевиков (последних ~10%), которые выражали интересы рабочего класса и крестьянства.

Председателем исполкома Петроградского совета стал Н.С.Чхеидзе (который был председателем фракции меньшевиков в Думе). На стороне советов была армия, так как во всех частях были созданы солдатские советы.

Временное правительство имело опору в министерском руководстве Советов, которое считало, что после победы буржуазно-демократической революции власть должна находиться в руках буржуазии. Но без согласия с Петроградским советом Временное правительство не смогло принимать важных решений.

2 Россия стала самым свободным демократич г-вом в мире (политич партии, легализация всех печатных форм)

3 в России открывались альтернативные пути развития 1 альтернатива - развитие по демократич пути, 2 - социалистич путь.

Ссср в период оттепели

Период с 1953 г. до начала 60-х получил название «оттепели». Она коснулась всех сторон жизни советского обще­ства, включая идеологию и культуру. Стали издаваться ранее запрещенные произведения российских и зарубежных авторов, увеличилось число газет, журналов. Однако и в этот период КПСС сохраняла рычаги идеологического контроля.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев, Т. А. Фоменко и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки - не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли. Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-ХII вв. Наиболее известна из них "Повесть временных лет" (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

Предметом Метод Общенаучные исторические Специальные

Понятие об общественно-экономических формациях, классах и государстве.

Общественно-экономических формаций, фиксируя основные ступени исторического процесса, раскрывает магистральную линию развития человечества, показывает то, что при всем великом многообразии путей исторического развития отдельных стран и народов в истории имеется известная повторяемость, правильность, закономерность. Итак, общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая и развивающаяся по своим специфическим законам на основе данного способа производства. Экономическим скелетом общественно-экономической формации являются исторически определенные производственные отношения. Но она включает в себя и другие общественные явления и отношения, облекающие этот скелет плотью и кровью. Поэтому возникает необходимость разобраться в сложной структуре общественно-экономической формации. Также важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к-рой лежит определяющий данную формацию способ производства материальных благ и к-рой свойственны собственные, присущие только ей типы политич., юридич. и др. организаций и учреждений, свои идеологич. отношения.

Цивилизованная теория развития человеческого общества: ее теоретики.

Как неопровержимо свидетельствуют факты, было время, когда людей на Земле не существовало - они когда-то появились на ней. И вместе с ними неизбежно появилось и человеческое общество. Люди всегда живут только в составе отдельных конкретных обществ - социально-исторических организмов, которые все вместе образуют человеческое общество в целом. Вне системы общественных отношений люди существовать не могут. Это было подмечено уже давно. Еще Аристотель, живший в IV в. до н.э., называл человека политическим животным, то есть живущим в государстве (политии), в обществе. Эта мысль получила развитие в труде шотландского мыслителя А.Фергюсона "Очерк истории гражданского общества" (1767). Он утверждал, что человек изначально, по своей природе, есть существо социальное. "Человечество, - писал он, - следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека - лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не отдельных людей". Мнения о том, что люди всегда жили обществами, отстаивал и его современник - Вольтер. В своей “Философии истории” (1765) он писал: “Основания для общества существовали всегда, стало быть и общество существовало всегда.”

Но если человек и общество возникли, то правомерен вопрос о том, куда они уходят своими корнями. Естественен ответ, что истоки человека и общества нужно искать в животном мире. Однако между обществом, в котором мы живем сейчас, и миром животных существует слишком уж большое различие. Огромные города, многоэтажные дома, фабрики и заводы, железные дороги, автомобили, самолеты, театры, музеи, книги, журналы, газеты - ничего похожего в животном мире нет. От животного мира отличается не только современное, но вообще любое “цивилизованное”, как принято говорить, общество.

В действительности, однако, родство животных и человека несомненно. К такому выводу некоторые ученые пришли еще в XVIII в. А в следующем - XIX в. - идея происхождения человека от животных получила широкое распространение. Она была, как известно, глубоко обоснована в труде великого английского естествоиспытателя Ч.Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" (1871). В нем вполне убедительно было показано, что далекими предками человека были человекообразные обезьяны (антропоиды).

Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Периодизация истории первобытного общества.

Первобытно-общинный строй – отправная точка в истории человечества. Это самая дли-тельная по времени общественно-экономическая формация, она существовала у всех народов на ранней стации развития.

В истории первобытного строя выделяется несколько этапов по степени развития производи-тельных сип, общественной организации, а также форм хозяйства и движения от более низкой ступени к более высокой – от каменного века к бронзовому, от бронзового – к железному. Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Разложение первобытного строя и переход к классовому обществу.

Важнейшей предпосылкой и условием разложения первобытнообщинного строя было появление регулярного прибавочного продукта. Регулярность получения прибавочного продукта, пусть даже самого минимального, создала реальные возможности для общественного разделения труда, парцеллизации производства, эксплуатации человека человеком, словом, для тех явлений, которые в конечном счете привели к возникновению классового общества.

Скифы и их культура.

Ски́фы (греч. Σκύθαι) - греческое название всех народов, проживавших на территории Восточной Европы и (Средней) Азии в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. Ее следы мы находим повсюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке. Скифы-праславяне жили в лесостепном Приднепровье, где задолго до нашей эры складывались первые славянские мифы. Они соседствовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру общением с греческой культурой, торговали с греками. Такую картину дают археологические раскопки северного Причерноморья.

Образование Древнерусского государства. Основные черты феодального строя.

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Для феодального строя характерно: 1) сельское хозяйство; 2)земельное хозяйство; 3) крестьянство; 4)натуральное хозяйство.

11.Норманская теория образования Древнерусского государства и ее критики.

Направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян - Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.

Новгородская земля.

Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882-1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015-1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник - сын киевского князя - обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников - соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской - на юге и с Полоцкой - на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.

Образование монгольского государства. Общественный и политический строй древних монголов.

В начале XIII в. в степях Центральной Азии сложилось сильное Монгольское государство, с образованием которого началась полоса монгольских завоеваний. Это повлекло за собой последствия, имевшие всемирно-историческое значение. Затронув все страны Азии и многие страны Европы, монгольские завоевания оставили глубокий след в их последующей истории, так же как и в истории самого монгольского народа. Хурал провозгласил Темучина великим ханом Монголии, дав ему имя Чингис-хана (Значение этого имени или титула до сих пор не выяснено.). Великого хана с тех пор стали также именовать каан. До того времени монголы титуловали так китайского императора. Так завершился процесс образования Монгольского государства.

К концу XII - началу XIII в. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенными союзами монголов, сыгравшими наиболее важную роль в последующих событиях, были татары, тайчжиуты, кераиты, найманы и меркиты. Некоторые из монгольских племён («лесные племена») жили в лесистых районах северной части страны, тогда как другая, большая, часть племён и их объединений («степные племена») жила в степях.

Образование великорусской народности.

В XIV - XV вв. происходило складывание на основе древнерусской народности трех братских народностей: великорусской (русской), украинской и белорусской. Территориальным ядром сложения великорусской народности явились Владимиро-Суздальская и Новгородская земли. Ее этнической основой были жившие издревле на этих землях племена кривичей, вятичей и новгородских славян. В состав великорусской народности вошли и неславянские племена мери и муромы, жившие в междуречье Оки и Волги и полностью растворившиеся среди славянских племен. С объединением вокруг Москвы Северо-Восточной Руси и Новгородско-Псковскои земли, а также части земель Смоленского и Черниговского княжеств происходило формирование на основе племенных языковых диалектов русского языка, развитие на основе местных культурных традиций и особенностей культуры великорусской народности. Важную роль в сплочении и росте национального самосознания великорусской народности сыграла освободительная борьба против татаро-монгольских и других захватчиков.

Предмет и метод отечественной истории.

История (от греч. Historia – рассказ о прошедшем, обузнанном) рассматривается в двух значениях: во-первых, как процесс развития природы и человечества, и во-вторых, как система наук, изучающих прошлое природы и общества. История России – научная дисциплина, изучающая процессы развития нашего Отечества, его многонационального народа, формирования основных государственных и общественных институтов. Предметом истории является изучение человеческого общества в нашей стране. Метод – это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления – исторические факты, способ извлечения из них новых знаний. Наиболее часто в исторической науке используются 3 группы методов: общенаучные,собственно исторические, специальные (заимствованные из других наук). Общенаучные методы – это методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент); методы теоретического исследования (идеализация, формализация, моделирование, индукция, дедукция, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, исторический, логический, классификации и типологизации и т.д.). Собственно исторические методы исследования можно условно разделить на две группы: 1) методы, основывающиеся на различных вариантах исследования процессов во времени хронологический, хронологически-проблемный, синхронистический, метод периодизации; 2) методы, основанные на выявлении закономерностей исторического процесса: сравнительно-исторический, ретроспективный (метод исторического моделирования), структурно-системный. Специальные методы: математические методы анализа процессов, метод статистики, социологических исследований и социальной психологии.

Изучение гуманитарных и социально-экономических наук составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности. К важнейшим общественным наукам относится история.

История - это наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции (то есть изменений, преобразований) в конкретных формах, пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, общественной жизни страны, деятельности исторических личностей.

Предметом отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития российского государства и общества. В отличие от других общественных наук (философии, политологии, социологии) история России исследует конкретные формы проявления исторических закономерностей, выражающихся в исторических событиях и фактах.

В результате изучения предмета отечественной истории студент должен приобрести комплексное знание процесса формирования предпосылок, зарождения и социально-политического развития российского общества как части всемирной истории человечества, но со своими особенностями.

В сущности, история - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Сложная современная российская действительность ярко показывает, что все общественные движения России стремятся обосновывать свои действия ссылками на историю. В истолковании исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. По сравнению с другими гуманитарными науками, изучающими какую-либо одну сторону общественной жизни, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, политологи, социологи и другие специалисты гуманитарного цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода, исторического анализа, на базе проделанной историками работы по сбору, систематизации и обобщению огромной совокупности фактов, позволяющих выявить тенденции общественного развития.

На разговоры о том, что история никого и ничему не научила, выдающийся русский историк В.О. Ключевский ответил: "История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение".

Каковы же формы исторического знания как части общественного сознания? Историческое знание складывалось постепенно, по ступеням развития человечества. Для появления исторических представлений необходимо было достижение такого уровня общественной жизни, при котором сознанию человека становилось доступным понимание переходов от одного состояния общества и личности к другому. В древности было архаическое сознание - объяснение явлений природы и общественной жизни действиями сверхъестественных сил. Это отражалось в мифологии. Важным условием созревания истории как отрасли знаний явилось утверждение представлений о линейном времени, хронологии. На высших ступенях развития человечества исторический процесс стал представляться целостным явлением и в то же время состоящим из совокупности различных сфер общественной жизни.

Поэтому формы исторического знания различают по их качественным ступеням. Элементарная, обыденная форма исторического знания присуща каждому человеку и выражается в общих представлениях о прошлом. Следующий уровень исторического знания складывается в ходе школьного усвоения суммы исторических фактов в хронологической последовательности. Высшая ступень исторического знания (научного) складывается в ходе теоретического осмысления прошлого, дающего возможность объяснить сложную и противоречивую историю человечества, закономерности её развития. Учебные программы, методика получения образования в системе высшей школы дают возможность студенту овладеть научными знаниями истории.

История выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная и интеллектуально-развивающая функция исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, из теоретического обобщения исторических фактов, выявления главных тенденций общественного развития. На научном языке слово "история" часто употребляют как процесс движения во времени и как процесс познания во времени. Поэтому при изучении курса отечественной истории важно познание процесса зарождения, становления и функционирования Российского государства на различных этапах.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность её в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает глубоко осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

Третья функция - мировоззренческая. История даёт документально точные данные о выдающихся событиях прошлого. Их осмысление вырабатывает взгляд на мир, общество, законы его развития. Мировоззрение может быть научным, если опирается на общественную реальность; в общественном развитии - это исторические факты.

Четвёртая функция - воспитательная. Изучение отечественной истории воспитывает у народа нравственность, формирует гуманистические гражданские качества патриотизма, помогает понять такие категории, как честь, долг перед обществом, позволяет оценивать политических руководителей по результатам их дел.

Основные этапы развития Российского государства

Функции исторической науки

Формационный и цивилизационный подходы к развитию истории

Предмет и методы исторической науки

Лекция 1

Тема : Теория и методология исторической науки

Основные вопросы:

4. Основные источники по «Истории Отечества». Вспомогательные исторические дисциплины

История (греч. historia) - рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что известно. Таково первоначальное значение интересующего нас термина. С течением времени содержание этого понятия расширилось. Изучение основ современного состояния исторической науки - составная часть гуманитарного образования студентов. Ее предметом является упорядоченное изучение деятельности и действий людей, всей совокупности отношений в человеческом обществе. «Содержанием истории как отдельной науки, специальной отрасли научного знания служит исторический процесс, то есть ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

Корни исторических знаний уходят в глубокую древность. Необходимость запоминать события, факты и передавать следующим поколениям уроки жизни возникла с формированием сознания человека. Родиной исторической науки принято считать Древнюю Грецию. «Отцом истории» называют одного из первых представителей научного знания - Геродота (481 - 425 гг. до н.э.), изложившего в своем труде «История» не только собранные им сведения об историческом прошлом различных народов, но и географическую, этнографическую, политическую информацию об Ойкумене (совокупности областей Земли, заселенных, по представлениям древних эллинов, людьми). Но Геродот лишь механически описал все, что было ему известно; его книгу нельзя назвать критической, в которой сопоставлялись бы источники информации, рассматривались различные точки зрения на то или иное событие. Лишь с течением времени сформировалась специальная отрасль исторической науки -источниковедение , занимающаяся классификацией и изучением различных видов исторических источников. Именно на основе их всестороннего изучения мы можем судить о тех или иных сторонах развития человеческого общества.

История как наука многогранна. Она включает :

1. Изучение процесса развития всего человеческого общества (всемирная история);

2. Исследование отдельных стран, регионов, континентов (история Европы, история Азии и Африки и т.д.);

3. Изучение различных направлений исторического процесса, жизни и деятельности человеческого общества (история экономики, искусства, науки и техники и др.);


4. Отрасль знания, находящуюся на стыке нескольких дисциплин -философию истории, которая призвана выяснять общие закономерности, основные принципы, тенденции в развитии человеческого общества. В советское время, при господстве марксистского понимания исторического процесса, существовала однозначная трактовка различных событий и явлений, на Западе же философии истории в ХХ веке уделялось особое внимание. Многие труды зарубежных мыслителей в этой области стали теперь общедоступными.

Научное познание исторических процессов обеспечивается использованием определенных подходов, методов исследования. Метод (от греч. method- путь к чему-либо) есть способ построения и обоснования какой-либо системы знаний. Исходя из многомерности подходов к исследованию исторических событий, можно выделить некоторые основные методы исследования истории.

1. Теологический метод. Он рассматривает историю как проявление божественной воли, когда все исторические процессы совершаются по божьему предначертанию. Такой религиозно-фаталистический подход был характерен для историков прошлого, когда в большинстве стран религия занимала господствующее положение.

2. Субъективно-идеалистический метод. Этот метод исследования истории основан на абсолютизации активной роли субъекта-личности в различных областях деятельности. По представлениям субъективных идеалистов исторический процесс совершается по воле выдающихся личностей, монархов, полководцев, мыслителей, дающих животворную идею. Бесспорно, роль личности в историческом процессе велика, но ее значение определяется так или иначе тем взаимодействием, которое имеется между личностью и народными массами, между полководцем и воинами, между руководителем и подчиненными и т.д. Если личность может выразить потребности общества, стать во главе общественного прогресса, тогда она вносит созидательный вклад в историю. Имена таких выдающихся людей хорошо известны. Бесспорно также и то, что абсолютизация роли личности, его воли будет давать искаженные толкования историческому процессу без учета роли народных масс.

3. Диалектико-материалистический метод. Краеугольным камнем диалектического материализма является учение о материальной природе мира, согласно которому в основе исторического процесса лежат материальные факторы, а в основе человеческого бытия лежит общественное производство. Диалектический взгляд на мир опирается на общие законы, благодаря которым осуществляются процессы изменения природы и общества. Познание таких общих законов диалектики и их применение в общественной практике и есть использование диалектико-материалистического метода в историческом процессе, иначе называемое историческим материализмом.

В настоящее время основными принципами в изучении истории являются принципы всесторонности (объективности) и историзма.

Рассмотрение истории с позиций всесторонности (объективности) означает прежде всего:

1) изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественного развития;

2) опору на факты в их истинном содержании, не искажая их и не подгоняя под заранее заданные схемы;

3) рассмотрение каждого явления в его многократности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности положительных и отрицательных, независимо от того, нравятся они нам или нет, подтверждают существующее мнение или идут вразрез с ним. Принцип историзма предполагает рассмотрение фактов и исторических событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимной связи и обусловленности, с учетом соответствующей данному периоду времени, экономической, политической, социальной ситуации в стране и в мировом сообществе.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!