Использование икт в деятельности педагога психолога. Презентация на тему: Использование ИКТ в работе педагога-психолога ДОУ


Цель: проанализировать возможности использования ИКТ в работе педагога- психолога Задача: 1. дать определение понятия ИКТ в образовании. 2. перечислить виды ИКТ, используемые в образовании 3. привести примеры использования ИКТ в работе педагога-психолога


Определение понятия ИКТ в образовании ИКТ в образовании - это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией в образовательной системе. .


Виды ИКТ, используемые в образовании По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний); средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). .


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства, обеспечивающие базовую подготовку) Электронные учебники: Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны kij_ja_l panko_e_a_igumnov_s_a_psikhicheskoe_razvitie_detej_v_norme_i_patologii/ http://petrova.ucoz.ru/load/ehlektronnye_knigi_i_uchebniki_po_psikhologii/kolomins kij_ja_l panko_e_a_igumnov_s_a_psikhicheskoe_razvitie_detej_v_norme_i_patologii/ . Психическое развитие детей в норме и патологии. Я. Коломинский, Е. Панько Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны amoukina_prakticheskij_psikholog_v_shkole/ http://petrova.ucoz.ru/load/ehlektronnye_knigi_i_uchebniki_po_psikhologii/natalja_s amoukina_prakticheskij_psikholog_v_shkole/ . Практический психолог в школе. Н. Самоукина Bookap.info. Психологическая библиотека . Клиническая психология. Под ред. Б. Карвасарского


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки). Практикумы: Koob.ru . Практикум по психологии здоровья. Г. Никифоров Koob.ru . Тренинг уверенности в себе. М. Смит 5port.ru . Практикум по психологии личности. О. Елисеев


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки) Энциклопедии: Koob.ru . Энциклопедия глубинной психологии. З. Фрейд 5port.ru . Популярная психологическая энциклопедия. С. Степанов.


Примеры использования ИКТ в работе педагога- психолога (средства практической подготовки) Мультимедийные учебные занятия: Kit-Jobs Японский IQ - Тест при приеме на работу Мир психологии Мультимедиа по психологии. Видео и аудио советы. Дети на куличках Тесты знаний, тесты по разным школьным предметам, на определение IQ, тесты способностей.


Примеры использования ИКТ в работе педагога-психолога Урок с мультимедийной поддержкой- в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов; Урок проходит с компьютерной поддержкой- несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди; Урок интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе; Самостоятельное изучение(возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем. .


Вывод: Использование информационно- коммуникационных технологий в сфере образования повышает эффективность образовательного и просветительского процесса; психологически облегчает процесс усвоения материала; органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога. Я в своей будущей педагогической практике всегда буду опираться на различные возможности ИКТ, потому что это очень удобно и эффективно. Создание презентации было для меня далеко не простой работой, занявшей не один месяц накопления материала и работы с ним, но благодаря ей я узнала много того, что может помочь мне в моей дальнейшей педагогической практике.


Ресурсы: 1. Образование: вчера, сегодня, завтра Педсовет.org 3. Сайт педагога-психолога Петровой Елены Викторовны 4. Bookap.info. Психологическая библиотека 5. Koob.ru port.ru

Парахина Елена Владимировна

Педагог-психолог, МБДОУ № 215

Использование ИКТ в работе педагога-психолога

Общение с детьми, наблюдения и размышления над воспитательным и образовательным процессами приводят к пониманию того, что использование компьютера в дошкольном учреждении необходимо.

Исследователи отмечают: чем раньше начнется знакомство ребенка с компьютером, тем свободнее он будет себя чувствовать в мире вычислительной техники. Разумеется, компьютер является не более чем инструментом в руках педагога детского сада.

Грамотное использование компьютера в дошкольном учреждении ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок в детском саду овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира.

Активизация мышления, стремление к новым знаниям неизбежно ведут за собой и формирование таких ценных личностных качеств, как самостоятельность, любознательность, активность, инициативность и в то же время усидчивость, внимательность, сосредоточенность.

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Перед нами стояли задачи: -опробировать механизмы использования ИКТ на занятиях по познавательному развитию у старших дошкольников; в том числе выяснить возможность использования на занятиях развивающих заданий и дидактических игр и использованием компьютерных технологий в условиях отсутствия индивидуальных компьютеров для каждого ребенка.

Экспериментально проверить эффективность применения компьютерных игр в познавательном развитии старших дошкольников: выяснить, как влияет использование ИКТ на развитие познавательной активности дошкольников, формирование знаний и представлений, уровень развития ребенка.

Использование новых форм работы с применением ИКТ, позволяет повысить эффективность образовательной деятельности педагога –психолога ДОУ.

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога-психолога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Существующие программы дают огромные возможности для развития мышления детей. Одним из перспективных средств обучения старших дошкольников зрительно-пространственному восприятию, зрительно-моторной координации, умению классифицировать и обобщать, конструировать, проводить простой анализ, является использование информационно-коммуникационных технологий.

Работа по данному направлению проходила в несколько этапов:

I. Организационно – подготовительный этап.

II. Основной этап.

III. Заключительный этап.

Занятия педагога-психолога проводились по авторской программе «формирование когнитивного развития детей 6-7 лет» и были подобраны и структурированы компьютерные игры с привязкой к тематическому планированию по вышеназванной программе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. В условиях стремительно развивающегося технического прогресса использование компьютерной игровых технологий более чем актуально. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта, повышению мотивации к познанию.

На этапе развития от 3-6 лет, который характеризуется интенсивным развитием мышления, компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.

В рамках международной программы раннего обучения IBM KidSmart наш детский сад получил обучающий компьютер Kidsmart. Программа раннего обучения Kidsmart предназначена для обучения детей дошкольного возраста путем использования информационных и коммуникационных технологий и создания стимулирующей среды обучения, способствующей социальному и когнитивному развитию детей. Благодаря системе программы раннего обучения IBM KidSmart становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и не игровых моментов. Ребенок выполняет задание, которое предлагается ему в виде игровых ситуаций, усваивает правила игры, стремиться к достиижению результатов. Таким образом, программа раннего обучения IBM KidSmart помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Учебная программа KidSmart знакомит детей с понятиями пространства и времени, помогает развить творческие способности, учит логически мыслить, помогает развивать мыслительные операции исключения и обобщения и многое другое, создавая прочную основу дальнейшего познавательного интереса детей.

Полагаясь на личный опыт и опыт своих коллег по вопросу использования компьютерных технологий в познавательном развитии дошкольников на занятиях педагога психолога выделю основные преимущества:

Во-первых, влияние нового вида деятельности на развитие самооценки и уверенности в своих силах, как детей, так и их родителей, а также совершенствование коллективных форм деятельности и взаимодействия между детьми;

В-вторых, хорошо подобранные компьютерные упражнения способствуют ориентировочно поисковому характеру обучения, побуждают к обсуждению возможностей выбора и принятия решений, развивают речевую способность у детей;

В- третьих, познавательный процесс ребенка становится более наглядным, интересным, современным;

В-четвёртых, подобранные игры способствует развитию восприятия, памяти, воображения и других важных психических свойств личности ребенка.

Для выявления результатов использования данной методики внедрения элементов ИКТ в занятия по познавательному развитию за учебный год проводилось диагностирование детей, (в сентябре – входная диагностика, в мае – заключительная). Так же для определения эффективности применения занятия проводились в подготовительной группе А(экспериментальная), а подготовительная группа Б являлась контрольной. Диагностический инструментарий подбирался с учётом развития познавательных процессов на формирование которых подобраны и использованы компьютерные игры.

Результаты входящей диагностики были таковы:

Экспериментальная группа: низкий уровень-26%, средний-67%, высокий -7%

Контрольная группа: низкий уровень-17%, средний-75%, высокий -8%

Результаты итоговой диагностики:

Экспериментальная группа: низкий уровень-2%, средний-47%, высокий -51%

Контрольная группа: низкий уровень-8%, средний-75%, высокий -17%

Проведя сравнительный анализ результатов входной и заключительной диагностики можно сделать следующие выводы, что предложенная методика использования компьютерной игры,как элемента включения в основное занятие по познавательному развитию:

    направлена на повышение познавательной активности

    развивает у ребенка творческое мышление, позволяет в занимательной форме знакомить детей с важными явлениями и понятиями.

    повышает уверенность ребенка в собственных возможностях, развивает самостоятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

    развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достичь поставленную цель, помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности, развивают у детей положительные эмоциональные реакции.

    выявляет пробелы в тех или иных видах деятельности.

    обеспечивает достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.

В результате применения в работе компьютерных технологий в познавательном развитии старших дошкольников были достигнуты следующие положительные результаты:

Во-первых, расширение возможностей для использования информационных и коммуникационных технологий в раннем обучении в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Во-вторых, повышение уровня готовности воспитанников дошкольных образовательных учреждений к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе учебной и досуговой деятельности.

В-третьих, повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста, повышение уровня развития логического мышления детей.

В-четвёртых, формирование умения устанавливать элементарные причинно-следственные связи между объектами и явлениями окружающего мира, разнообразные отношения между ними.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды., компьютер может быть использован в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций., необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т.е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка.

Использование компьютерных технологий и создание стимулирующей среды обучения помогает детям сформировать у детей познавательные и образные представления, творческие способности и многое другое, помогло сформировать прочную основу для дальнейшего освоения школьного курса.

У ребенка развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

      Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал. Волгоград: Учитель, 2010. С.139 с.

      Дошкольник и компьютер: медико – гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Воронеж: НПО «МОДЭК». 2004.

      Каралашвили: Е. "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". //Дошкольное воспитание. 2002г. № 6

      Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят. М.: ЭКСМО. 2006.

      Леонова, Л. А. Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л. А. Леонова, Л. В. Маркова. – М.: Центр «Вентана_ Граф». 2004.

      Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С.Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. – 1989. №10.

      Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлима ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. 1989. №9.

      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. http://standart.edu.ru/.


  • На современном этапе практическая деятельность школьного психолога уже не мыслится без внедрения на разных этапах работы информационно-коммуникационных технологий.
  • В работе возможно использование как готового продукта, так и создание, разработка нового.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  • применение специализированных компьютерных программ для психологической диагностики;
  • Microsoft Excel - для анализа и создания банка данных индивидуальных и групповых диагностических обследований учащихся,
  • разработка несложных тестов, с помощью которых можно проводить различные психолого-педагогические срезы,
  • Применение на уроках, коррекционно-развивающих занятиях с учащимися разного возраста информационные продукты.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  • Использование слайд-презентаций, выполненных с помощью программы Microsoft Office Power Point при проведении коррекционно-развивающих занятий
  • Использование презентаций и видео, аудиоматериалов для проведения релаксационных занятий
  • Использование Интернет-ресурсов для проведения компьютерного тестирования

Презентации как иснтрумент в работе психолога

Использование слайд-презентаций возможно на любом этапе занятия:

  • вопросы к разминке,
  • оздоровительные минутки,
  • упражнения для профилактики нарушения зрения,
  • весёлые физкультпаузы,
  • задания по развитию познавательных процессов,
  • релаксационные упражнения,
  • фильмы с проблемными ситуациями и др.

Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации, анимация объектов – всё это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых компонентах, вызывать интерес к предложенным заданиям


Материалы диска основываются как на популярных, так и на профессиональных методиках тестирования, разработанных психологами.

Современные профессиональные тесты помогут выявить скрытые возможности и мотивации человека. Методики «замаскированного тестирования» позволят разобраться в проблемах, возникающих в семье и трудовом коллективе.

Специалисты и все читатели, интересующиеся психологией, несомненно, оценят огромный выбор представленных тестов, четкое описание процедуры их проведения и обработки.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Этот мультимедийный диск – прекрасное пособие для тех, кто хочет научиться непринужденно вести себя, свободно общаться с разными людьми, обрести уверенность в себе, стать душой компании и успешным человеком.

На диске есть эффективные методики по развитию навыков общения, опытные психологи подскажут, как достойно разрешить конфликт, как критиковать, не обижая, как делать комплименты, что такое афронт, и дадут много других полезных советов.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Новая энциклопедия «Вспомнить все. Способы запоминания информации» позволит освоить простые, но необычайно эффективные методы тренировки памяти. Регулярные занятия приведут к тому, что вы всегда будете помнить даты, время встреч, расписание электричек и дни рождения близких. А еще на диске содержатся ценные сведения о том, как работает мозг, а также рекомендации по здоровому образу жизни.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Этот диск содержит уникальную подборку профессиональных тестов, применяемых психологами для оценки интеллектуальных способностей.

Кроме того, диск включает в себя набор упражнений «Разминка для интеллектуалов», предложенный Гансом Айзенком, создателем всемирно известных и наиболее распространенных тестов IQ. Эти упражнения помогут не только раскрыть, но и развить ваши интеллектуальные способности.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Нейролингвистическое программирование

«НЛП. Стратегия гения» – практическое пособие для всех, кто стремится повысить эффективность своей деятельности и достигнуть наивысших результатов. В пяти разделах энциклопедии: «Что такое НЛП?», «Теория», «Практика», «Тесты» и «Глоссарий» – можно найти исчерпывающие сведения о том, что представляет собой НЛП, и закрепить полученные знания с помощью специальных тестов.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В подготовке коллекции принимал участие С.С. Степанов – психолог, автор 20 научно-популярных книг по психологии и свыше тысячи статей в газетах и журналах. На диске вы найдете следующие тесты:

  • Знаете ли вы себя?
  • Хозяин своей судьбы
  • Ваш жизненный стиль
  • Энергия вашей активности
  • Каким вы видите мир?
  • Каково ваше мнение о себе?
  • Оптимист, пессимист, реалист?
  • Потребитель или созидатель и т.д. (60 тестов)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Знаете ли вы себя? Каким вас видят окружающие? Ценят ли вас в коллективе? Насколько вы привлекательны для противоположного пола? Интерактивные психологические DVD-тесты предназначены для использования как на компьютере, так и на бытовом DVD-плеере.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Интерактивные программы

серии «Школа развития личности»

(производитель «Кирилл и Мефодий»)

http://www.nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=582


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Серия развивающих программ

для дошкольников и

младших школьников

http://www.nd.ru/catalog/products/notserious2reaction/


сайт «Детская психология для родителей»

www.psyparents.ru

сайт «Родителям о детях» http :// babynet.ru /


Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков

«Психология»

http ://psy.rin.ru

Сайт психологического центра «Адалин»

http://adalin.mospsy.ru/


On-line психологическое тестирование

http://www.psy-files.ru/

На сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка треннинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.

При условии регистрации на сайте вы можете скачать необходимую методику, а также оставлять комментарии на материалы сайта


Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных

Сайт ВСЕТЕСТЫ.RU

http://vsetesti.ru/

На сайте размещены профессиональные психологические тесты.

Для работы с материалами сайта необходима регистрация.


Профилактическая деятельность

Использование материалов сайтов для подготовки и проведения мероприятий психопрофилактической направленности

http://www.narkotiki.ru/rup.html


«Психологическая помощь из первых рук»

http://flogiston.ru/

Электронная версия журнала «Психология»

http://wday.ru/psychologies/


Психологическое консультирование

Журнал «Вопросы психологии»

http://www.voppsy.ru/news.htm

«Психологическая наука и образование»

http://www.psyedu.ru/


В помощь психологу

PsyCase - Портфель психолога

http://psycase.narod.ru/index.htm

Бесплатное ПО

http://www.softodrom.ru/


Российская психология. Информационно-аналитический портал

www.rospsy.ru

Сайт «Мир психологии »

http://psychology.net.ru/

Сайт «Флогистон: психология из первых рук…»

http://flogiston.ru/


Информационная поддержка деятельности педагога-психолога

Психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/

Сайт «Практическая психология» Режим доступа : http://psynet.narod.ru/main.htm


Информационная поддержка деятельности педагога-психолога

Электронные психологические библиотеки http://www.psylib.kiev.ua/


Методическая помощь в сети

Сеть творческих учителей

www.it-n.ru

http://azps.ru/ - А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов

http://psychoanalyst.ru/ Психоаналитик.Ру

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Подготовил:

Педагог-психолог

Зуева С.В.


ИКТ технологии

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми и педагогами.


  • Диагностическая работа.
  • Методическая работа.
  • Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями.
  • Работа с коллегами (педагогами-психологами ДОУ, школ).

Диагностическая работа

Возможность находить в интернете и распечатывать методики, стимульный материал, бланки заданий. Создание мультимедийных презентаций в программе POWER POINT.


Методическая работа

Работа в MICROSOFT OFFICE (EXCEL, WORD, POWERPOINT). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.


Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.

При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для Тигры», игры – раскраски и др), использовать сенсорный стол. Приложение «paint» можно применять как арт-терапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.


Просветительская и профилактическая. Работа с родителями и педагогами ДОУ.

Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. Документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов, используя возможности интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.


Работа с коллегами

Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.Maaam.Ru, www.Nsportal.Ru, и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.


Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач : - развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.


Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.


Благодарю за

Мы живем в веке информации. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. По определению Г.К. Селевко, информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией. Надо понимать, что ИКТ это не только компьютеры и их программное обеспечение. Здесь подразумевается использование компьютера, Интернет-ресурсов, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования и др.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Поэтому, важно создание системы работы с использованием компьютера для развития ребенка и прежде всего, формирования у него психологической готовности к жизни и деятельности в обществе, широко применяющем информационные технологии. Идея использовать компьютеры в обучении детей принадлежит профессору С. Пейперту. Работая с Ж. Пиаже в 60-е годы, он пришел к выводу, что ребенок развивается, если имеет условия для креативной деятельности в соответствующей среде, при этом качество усвоения материала зависит не столько от способностей ребенка, сколько от организации процесса обучения. Ученый представляет концепцию школы будущего, в которой компьютер выступает как средство активизации мыслительных, познавательных, творческих процессов.
Теоретическое обоснование необходимости использования информационных технологий для развития и обучения детей нашло свое продолжение в исследованиях отечественных ученых. А.В. Запорожец в своей работе «Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях» дал подробные примеры использования компьютера как средства познавательного развития ребенка. С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. По результатам исследований Машбиц Е.И. было показано, что компьютер способен усилить мотивацию учения.
Современные исследования медиков показывают, что отрицательного воздействия на здоровье детей дошкольного возраста при работе с компьютером не наблюдается, если соблюдаются гигиенические (высокий уровень освещённости, четкое и контрастное изображение на экране, оптимальное расстояние глаз до экрана 55-65 см., удобная поза) и эргономические (длительность игровых занятий не должна превышать 10-15 минут) требования. Для снятия мышечного напряжения у детей после работы (игр, занятий) на компьютере, необходимо проводить пальчиковую и глазо-двигательную гимнастику.
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии широко применяются и в работе педагога-психолога ДОУ. Применение ИКТ осуществляется в различных направлениях.
1. Методическая работа.
Работа в Microsoft Office (Excel, Word, PowerPoint). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.
2. Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.
При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др). Также, необходимо использовать аудиоаппаратуру - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.). Приложение «Paint» можно применять как арттерапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.
Следовательно, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
3. Работа с коллегами (педагоги-психологи ДОУ, школ)
Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www..maaam.ru, www.nsportal.ru, www.dohcolonoc.ru и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты;
4. Работа с педагогами и родителями ДОУ
Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов используя возможности Интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач: развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!